Как приватизировать земельный участок. Как купить, приватизировать и использовать садовые участки

Слухи о том, что местные исполкомы якобы по-прежнему отказывают гражданам в оформлении земельных участков в частную собственность, не соответствуют действительности, хотя и небеспочвенны.

Согласно официальным комментариям, начиная с 1 января 2007 года в Беларуси действительно была приостановлена приватизация земельных участков. Вот как эту ситуацию комментирует на официальном сайте Брестского облисполкома заместитель руководителя Брестской областной землеустроительной и геодезической службы П.В.Колбас: "По согласованию с Президентом Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 3 февраля 2006г. №140 «Об установлении коэффициента к нормативным ценам на земельные участки, передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь и о внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 марта 2003г. №404» продлил срок действия нормативных цен на земельные участки, передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь, до 1 января 2007г. В связи с истечением 31 декабря 2006г. срока действия нормативных цен на земельные участки, передаваемые в частную собственность граждан Республики Беларусь, Государственным комитетом по имуществу был подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах по передаче земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь», предусматривающий применение с января 2007г. при передаче земельных участков в частную собственность граждан вместо нормативных цен кадастровой стоимости земельных участков. Согласованный с заинтересованными проект Указа Президента Республики Беларусь был направлен на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь, однако до настоящего времени он не принят."

Далее в том же комментарии отмечается, что "граждане Республики Беларусь, подавшие до 1 января 2007г. заявление о передаче им земельных участков в частную собственность не утратили право приобретения их по нормативной цене. Граждане, подавшие заявление о передаче им земельных участков в частную собственность после 1 января 2007г. смогут приобрести их только после принятия Президентом Республики Беларусь Указа, в соответствии с которым передача земельных участков в частную собственность будет осуществлена по их кадастровой стоимости. Передача земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь по льготной цене осуществляется в соответствии с законодательством, то есть граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий могут приобрести земельные участки в частную собственность (для строительства и обслуживания жилого дома) по цене в размере пятикратной ставки земельного налога."

Здесь стоит отметить, что упомянутый в комментариях Указ "О некоторых вопросах передачи земельных участков в частную собственность граждан Республики Беларусь" был подписан Президентом РБ 7 мая текущего года. Однако, опубликованный ранее комментарий заместителя руководителя Брестской областной землеустроительной и геодезической службы и сегодня находится на сайте Брестского облисполкома, чем естественно вводит посетителей сайта в заблуждение и тем самым создает некоторую почву для необоснованных слухов.

Отчасти распространению слухов о невозможности оформить участок в собственность способствуют те граждане, которые обращались с соответствующими заявлениями в январе-апреле текущего года. Причем, то ли эти граждане не получили четких комментариев в местной землеустроительной службе, то ли сами чего-то недопоняли, но с их слов получается, что оформить участок в частную собственность уже нельзя, можно только в пожизненное наследуемое владение.

На самом же деле в мае - то есть после подписания выше упомянутого указа -процесс оформления участков в частную собственность возобновился, но уже по новым правилам.

Согласно комментариям Государственного комитета по имуществу, "Указом установлено, что со дня его официального опубликования, граждане Республики Беларусь могут приобретать в частную собственность земельные участки, предоставленные им для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства и дачного строительства, по их кадастровой стоимости. Исключение составляют земельные участки, приобретаемые в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома по льготной цене гражданами Республики Беларусь, нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством". В комментариях Госкомимущество также отмечается, что "действовавшие до 1 января 2007 года нормативные цены, по которым граждане Республики Беларусь до 1 января 2007 года выкупали земельные участки в частную собственность, не отражали их реальной стоимости. В целях упорядочения применения экономически обоснованной стоимости земельных участков при передаче их в частную собственность граждан и принят Указ Президента Республики Беларусь № 213".

Что касается кадастровой оценки земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачного строительства, то она проведена в Беларуси в 2003-2005 годах. Результаты кадастровой оценки земель утверждены соответствующими исполнительными комитетами, зарегистрированы в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, а ознакомиться с ними можно на сайте ГУП ”Национальное кадастровое агентство“: www.vl.nca.by.

В землеустроительной и геодезической службе города Минска корреспонденту "НБ" сообщили, что граждане могут смело подавать заявления на оформление участка, уже имеющегося в пользовании заявителя, в частную собственность, за исключением тех случаев, когда участок находится на территории, где приватизация исключается в принципе -- например, если он попадает в зону перспективного сноса. При этом граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут приобрести земельные участки в частную собственность (для строительства и обслуживания жилого дома) по цене в размере пятикратной ставки земельного налога. В службе также сообщили, что с момента вступления в силу новых правил заявлений на приватизацию минских участков по кадастровой стоимости пока не поступало. Теперь такое удовольствие дорого обходится, прокомментировал собеседник.

И действительно, даже беглое ознакомление с результатами кадастровой стоимости земельных участков позволяет сделать вывод, что далеко не каждый гражданин может позволить себе оформление участка в собственность. Причем речь идет не только об участках, предназначенных для строительства и обслуживание индивидуального дома в Минске, но и об участках, расположенных в садоводческих товариществах в Минском районе. Например, кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в 20-30 км от МКАД, даже при отсутствии на территории садового товариществе воды и электричества может доходить до 82 долларов за сотку земли.

Деятельность Государственного комитета по имуществу многосторонняя. В его ведении все виды имущественных и земельных отношений, геодезия и картография, регистрация и техинвентаризация недвижимого имущества, оценочная деятельность.

Все эти аспекты имеют в своей основе сформированную нормативно-правовую базу, которая с течением времени требует корректировки. О некоторых законодательных новшествах, основных результатах работы в 2017 году и планах на 2018-й рассказал Председатель Государственного комитета по имуществу .

– В конце минувшего года был принят указ, снимающий запрет на реконструкцию жилых домов под снос. Как работает этот важный для частного сектора документ?

Прямого запрета как такового не было и ранее. Но ссылаясь на утвержденные генеральные планы, определяющие перспективу развития территории, исполкомы отказывали людям в благоустройстве жилья на участках в зоне предстоящего отселения. Это вызывало определенные вопросы, поэтому такое предложение было внесено и поддержано Главой государства. В частности, до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для государственных нужд граждане вправе будут реконструировать принадлежащие им жилые дома, а также возводить хозяйственные постройки на придомовой территории даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной жилой застройки. Но строить новые жилые дома на таких участках запрещается, Минстройархитектуры подготовило и направило на места соответствующие рекомендации.

В этом законодательном акте закреплен еще один важный момент – связанный с темой возмещения убытков. Четко оговорено, что все убытки должны быть возмещены до изъятия участка, и расчет с людьми произведен до того, как на участок придет инвестор.

– Размер компенсации за постройку зависит от квадратных метров, не повлияет ли снятие ограничений на намеренное увеличение жилплощади?

– Исполкомы будут разбираться в конкретных ситуациях. Если проживает, к примеру, многодетная семья, ей для комфортного существования необходимо осуществить пристройку к дому, это одна тема. Другой вопрос, если в доме зарегистрированы и проживают два человека, желающие комплексно переделать дом и в разы увеличить площадь. Конечно, в каждом случае будут разбираться. Считаю, что нецелесообразно строить излишние метры, вкладывать силы и деньги, чтобы через какое-то неопределенное время получить компенсацию. Я уверен, что реконструкция должна и будет осуществляться в разумных пределах. Ранее барьер существовал, его абсолютно правильно убрали, и эти вопросы канут в историю.

– Как в стране обстоят дела с освоением выделенных под строительство жилья участков?

– Создана вся необходимая нормативная база, для того чтобы участки осваивались и стройки не несли опасность для окружающих. Определен достаточно длительный срок для возведения фундамента, стен и крыши – три года. Речь идет об объекте, который имел бы законченный вид и который при наведении порядка на земельном участке позволил бы человеку по мере сил и возможностей завершать строительство дома. Еще на три года можно законсервировать объект, если на это не хватает денег или есть иные объективные обстоятельства. Опять же при наличии уважительных причин исполком может еще на два года продлить срок возведения. По существу, выходит восемь лет. За это время каждый, кто осознанно нацелен на строительство дома, может возвести «коробку». Я глубоко убежден, что перед получением участка и строительством дома необходимо серьезно оценить свои возможности.

По прошествии восьми лет предусматривается механизм обращения взыскания, выплачивается компенсация за вычетом расходов, связанных с оценкой и продажей таких объектов. Бывают случаи, когда приходится принимать такие меры.

– В ближайшем будущем ожидаются изменения в порядок распоряжения госимуществом. Какие основные моменты будут отражены в новом законодательном акте?

– Проект изменений в Указ № 294 «О порядке распоряжения государственным имуществом» подготовлен с учетом практики, сложившейся при применении действующего акта, который позволяет вовлекать госимущество в оборот самыми разными способами. Проект направлен на то, чтобы сделать следующий шаг в развитии отношений, связанных с распоряжением имуществом. Существующие подходы кардинально не пересматриваются, предусмотрены шаги, направленные на упрощение процедур, оптимизацию принятия решений.

Сегодня для продажи государственного имущества, как правило, проводятся аукционы. Сначала объект выставляется по стартовой, базовой цене, в ее основу берется оценочная стоимость либо в определенных случаях – рыночная. Если объект не продается, то цена понижается на 20 %, затем на 50 % и на 80 % – вплоть до одной базовой величины. Как показывает практика, объектов с понижением в 20 % продается очень мало. Внесено предложение о предоставлении возможности начинать аукционы сразу с 50 %-м понижением. Предоставляется больше вариантов, для того чтобы сократить расходы при вовлечении в оборот. При этом никакой негативный момент не усматривается, потому что если объект пользуется спросом, то рынок сам выровняет его стоимость.

Для того чтобы гражданин купил государственный объект, изначально надо, чтобы были проведены торги с участием только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Если на первом аукционе никто из юрлиц и ИП не изъявил желания приобрести объект, то у гражданина появляется такая возможность для реконструкции под жилой дом, агроусадьбу и т.д. Предлагается отказаться от этого порядка и дать возможность одновременно участвовать в аукционах всем желающим, в том числе и гражданам.

Множество объектов реализуется за одну базовую величину, при этом не во всех населенных пунктах можно устанавливать такую стартовую цену. Предлагается позволить продажу объектов по стартовой цене в размере одной базовой не только в областных центрах, но и в городах с численностью населения более 50 тыс. человек. Практика показывает, что если на объект есть несколько претендентов, то конкуренция приведет к большей итоговой сумме.

Чтобы повысить заинтересованность правообладателей в вовлечении имущества в оборот, закладывается норма о сохранении у них половины средств, вырученных от продажи. Сегодня же все деньги за проданное госимущество направляются в бюджет.

Кроме того, предлагается увеличить рассрочку при покупке объектов госсобственности с одного года до трех лет, при этом право на ее получение будет определять покупатель, а не продавец. Если будет высказано желание приобрести объект с рассрочкой, то не будет оснований в отказе.

При реализации движимого имущества, то есть оборудования, предусматривается предоставление организациям больших полномочий – предлагается уменьшить количество согласований с министерствами.

– В прошлом году был сформирован пилотный перечень из 20 акционерных обществ для возможной приватизации. Есть ли результаты?

– Плановой приватизации в Беларуси нет, но каждый год готовится рабочий перечень, в котором министерства предварительно прорабатывают возможность вхождения в капитал тех или иных инвесторов на конкретных условиях. Мы эти перечни собираем, и в этом году будем собирать. Это рабочий процесс, который дает возможность быть более подготовленным, если в отношении определенного акционерного общества будет проявлен интерес. По существу, любые предложения рассматриваются, по ним Госкомимущество готово работать, привлекать субъектов.

Из реальных результатов можно говорить о недавно преобразованном в акционерное общество РУП «Белгоспроект» – предприятии системы Минстройархитектуры. Есть интерес китайской стороны войти в этот акционерный капитал, ее доля в уставном фонде рассматривается в размере около 60 %. Это акционерное общество, используя китайский опыт, будет развиваться на рынке проектирования, в том числе в зарубежных странах. Думаю, этот процесс в ближайшее время будет до конца формализован. На Белорусской валютно-фондовой бирже был продан республиканский пакет акций ОАО «ЭКТБ» в количестве 1 тыс. 331 акции (или 10,0023 % от уставного фонда).

Комитет уделяет особое внимание эффективности управления предприятиями. В чем вы видите резервы для ее повышения?

Это комплексный вопрос, в нем много составляющих. В определенной степени успех зависит от правильности выстраивания структуры самого акционерного общества или холдинга, решения вопросов с излишними непрофильными активами, грамотной организации производства. Важно все, что связано с внедрением передовых технологических решений, освоением новых видов продукции, рынков сбыта. В основе также грамотный кадровый состав – знающие, опытные, желающие работать специалисты. Наблюдательный совет должен определять стратегию, ставить задачи перед исполнительными органами, директоратом. Недопустимы ситуации, когда совет возглавляют люди, подчиненные директору. Иногда во главе совета и вовсе стоят люди, не имеющие отношения к экономике, без необходимого опыта работы.

В настоящее время в холдингах системы Госкомимущества – «Белавтодор» и «Белресурсы» – нарабатывается опыт управления входящими в их систему организациями. Подготовлен проект указа о преобразовании «Белресурсов» в акционерное общество, чтобы форма его управляющей компании была единообразна входящим в его состав структурам. Ожидаем консультационную помощь со стороны Европейского банка реконструкции и развития, будут приниматься взвешенные решения по развитию этих структур. С участием этих двух холдингов планируется выстроить модель корпоративного управления государственными активами. Министерство промышленности в отношении корпоративного управления также проводит активную работу, определились в отношении 28 акционерных обществ. Реализуется пилотный проект по совершенствованию корпоративного управления в 10 ОАО отрасли. Ряд активов передается на местный уровень для встраивания их в создаваемые холдинговые структуры, развития регионов.

Вырабатываются разумные решения по повышению эффективности и отдачи от использования госсобственности. Критерий эффективности должен быть один – максимальная прибыль для государства от имущества, которое ему принадлежит.

– Работники землеустроительной и картографо-геодезической службы Беларуси 21 февраля отмечают профессиональный праздник. Какие достижения в этой области вы считаете самыми значимыми?

– С приобретением в прошлом году беспилотного летательного аппарата сложилась комплексная система получения цифровых данных о местности. Используются данные белорусского спутника, ведется аэрофотосъемка с самолетов, на которые устанавливается камера с высоким разрешением, уникальная в СНГ по своим характеристикам. Беспилотный летательный аппарат позволяет что-то уточнить, актуализировать в меньшем масштабе. Все эти данные цифруются и ложатся в основу создаваемых информационных ресурсов и их систем. Их несколько, в том числе Геопортал земельно-информационной системы, где посредством послойно размещаемой информации представлены данные о физических характеристиках любого покрытия в виде сетей, коммуникаций, зданий и сооружений, зарегистрированных земельных участков.

Минлесхоз на базе Геопортала создает свои системы, поскольку органы лесного хозяйства заинтересованы в наличии актуальной информации не только о самом фонде, но и о том, что реально происходит в том или ином контуре леса. Эти мероприятия дадут возможность каждому лесничему в режиме реального времени предоставлять данные по тем или иным характеристикам участков леса. Для других структур также много возможностей. Решается вопрос с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды по размещению в цифровом виде информации об особо охраняемых природных территориях и не только.

Что касается картографии, то завершается работа над последним, четвертым томом «Вялікага гістарычнага атласа Беларусі», который в виде карт завершит создание целостной картины развития нашей страны - от первобытного времени до современности. В этом году из четырех томов планируется сделать один сводный материал, содержащий квинтэссенцию этой фундаментальной научной работы.

– Информационные технологии наверняка развиваются и в других направлениях деятельности Госкомимущества...

– Система Госкомимущества без этого не может функционировать. Указ «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» в том числе дает импульс развитию информационных технологий. Движение документов, связанных с оформлением земельных участков, их регистрацией в дальнейшем предусматривается осуществлять только в цифровом виде. В бумажной форме только в исключительных случаях, когда без этого нельзя обойтись. Мы эту технологию отработали, к ней полностью готовы. Такую возможность указ предоставил и исполкомам, в которых решения об изъятии и предоставлении участка тоже могут быть подготовлены без использования бумаги.

Приняты изменения в закон о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, предполагается создание электронных архивов, упрощение оформления недвижимости. Например, сегодня для того чтобы удостоверить сделку, надо находиться либо в месте расположения объекта, либо в областном центре. Сейчас это ограничение снимается: человек, проживающий в Минске, сможет удостоверить сделку в отношении объекта, расположенного в любом уголке страны.

В 2016 году в регистр недвижимости поступило более 22,5 млн электронных запросов от госорганов и других структур. Сложно представить объем бумажного документооборота и непременно возникшие очереди, если бы не были внедрены информационные технологии.

– На решении каких задач сконцентрируется Государственный комитет по имуществу в 2018 году?

– В нынешнем году продолжим работу, направленную на повышение эффективности госсобственности, отдачи от ее использования. Будет продолжаться регистрация еще не зарегистрированных гособъектов. Большое внимание уделим завершению оформления прав на принадлежащую государству недвижимость, все организационные вопросы решены.

Предстоит дальнейшее внедрение новейших информационных технологий по всем направлениям деятельности, затрагивающим прежде всего оказание услуг гражданам, юрлицам. Продолжится работа с кадрами – их подготовка, переподготовка и повышение квалификации. В Указе «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» предусматривается возврат к комплексному повышению квалификации работников землеустроительных служб, определяются четкие требования к назначению на должности. В помощь земслужбам на Геопортале земельно-информационной системы постоянно обновляются различные электронные подсистемы и сервисы, в том числе «кабинет землеустроителя». Сегодня Геопортал является геоинформационной площадкой взаимодействия в сфере земельных отношений и служит эффективным средством информационного обеспечения функций землеустроительных служб.

В ближайшее время завершится обсуждение вопросов, связанных с оценочной деятельностью, по ряду направлений планируется продлить срок действия свидетельств об оценке с 6 до 12 месяцев. Предстоит также ввести электронный реестр оценщиков. Будем взаимодействовать с коллегами из Государственного комитета судебных экспертиз по вопросам проведения судебных экспертиз, экспертиз достоверности оценки.


Получить земельный участок в собственность для жителей Беларуси станет дешевле и проще. На приусадебных участках можно будет легально заниматься и предпринимательской деятельностью. Земельный надел можно будет использовать как залог при получении банковского кредита. Эти меры, как рассчитывают экономисты, станут дополнительным стимулом для развития экономики страны.

Значительные изменения в сфере земельных отношений предусмотрены президентским Указом № 431 «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков». Эти новации вступят в силу с 1 января 2012 года.

В частности, планируется упорядочить систему постановки на очередь лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и претендующих на получение земельного участка, предназначенного для строительства индивидуального дома. Дело в том, что в различных регионах страны сейчас существует по три или даже четыре очереди, в которые включены различные категории граждан. Чтобы сделать эту сферу более прозрачной, планируется сформировать единую очередь. Кроме того, граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, смогут для получения кредита предоставлять банку в залог землю, на которой будет вестись строительство. «Сегодня недостроенный участок, который находится в собственности, в залог без объекта недвижимости передать нельзя. Эти ограничения снимаются», - поясняет заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Андрей Гаев.

В условиях, когда ставки по кредитам значительно выросли, индивидуальное жилищное строительство может придать строительному сектору значительный импульс. В то же время с 1 января вводятся ограничения на перепродажу земельных участков, предоставленных лицам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. «Кто-то в очереди на получение участка стоит годами, а кто-то, получив этот участок, выкладывает там блоки по периметру, консервирует стройку, а землю продает, - объяснил суть проблемы Андрей Гаев. - С нового года произвести отчуждение объектов недвижимости и всего, что на них расположено, можно будет только через восемь лет со дня ввода в эксплуатацию этих объектов и госрегистрации построенного жилья». Исключения составляют случаи, когда отчуждение производится исполкомом на основании определенных причин.

Подобный мораторий, заверяет Андрей Гаев, не должен стать препятствием для развития ипотеки. «Никаких ограничений по залогу не будет, - отмечает он. - Получив участок в частную собственность для жилищного строительства, можно будет сразу же заложить его банку в качестве гарантии возврата кредита на строительство этого дома». Ограничение на продажу участков в течение восьми лет не рас-пространяется на сами банки, получившие их в залог. При нарушении кредитополучателем условий погашения договора банк вправе полученный в качестве залога земельный участок реализовать.

С 1 января вводится ограничение на размер участков, выделяемых под застройку на территории крупнейших городов Беларуси или в их окрестностях. В таких местах можно будет получить не более 10-15 соток, тогда как в другой местности - до 25. Гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, много платить за выделенный участок не придется. К тому же такая категория застройщиков сможет приватизировать землю за 20 или 50 процентов ее кадастровой стоимости. Кроме того, для стимулирования индивидуального жилищного строительства в дальнейшем планируется большое внимание уделить развитию инфраструктуры. Для этого до 30 процентов участков будет продаваться на аукционах. Вырученные деньги местные власти смогут направить на прокладку инженерных сетей.

С января земельные участки, предоставленные под индивидуальное жилищное строительство, могут стать хорошей стартовой площадкой и для развития малого бизнеса. До недавнего времени предпринимательство в таком формате было вне закона. Если гражданин пожелает заниматься определенным видом предпринимательской деятельности на территории своего земельного участка, он сможет обратиться в исполком за получением разрешения на осуществление такой деятельности. Однако такая либерализация не означает вседозволенности. На личном подворье запрещено промышленное производство. «Понятно, что никто не разрешит в каком-то сарае фасовать, например, селедку, - уточняет Андрей Гаев. - Но если человек намерен заниматься видом деятельности, который не вызывает шума, не ущемляет права соседей, других субъектов, то почему бы и нет».

Со временем у многих людей возникают вопросы, связанные с недвижимостью и оформлением её в собственность. В Беларуси одной из дилемм является выбор между оформлением владения в собственность или арендой у государства.

При наличии неоформленного земельного участка в Минске возможны такие варианты регистрации прав на него:

– оформление собственности,
– оформление аренды,
– оформление в качестве наследуемого владения.

Основным отличием этих вариантов является возможность совершения сделок с таким имуществом. Собственность владелец в любое время может продать, подарить, включить в завещание, в остальных случаях земельный участок принадлежит государству, поэтому распоряжаться им по своему усмотрению не получится.

Однако, при наличии на участке зарегистрированного недвижимого имущества в виде дома, владелец вправе продать его, либо оформить по наследству. В таком случае покупатель получает право на аренду участка, а наследник – право распоряжения пожизненно наследуемым владением. По закону иностранцам разрешено земельные участки только арендовать.

При аренде участка земли заключается договор с определенным сроком (максимум составляет 99 лет), арендатор вносит ежемесячную, ежеквартальную, либо ежегодную арендную плату, при этом, земельный налог не уплачивается. Если земельный участок получен как наследуемое владение, договор не нужен, необходимо только своевременно вносить земельный налог.

Все сделки, касающиеся недвижимости, к которой относятся и земельные участки, находятся в ведении Государственного комитета по имуществу. До 2007 года приватизация земельных участков в Минске осуществлялась, исходя из нормативной цены, на сегодняшний день используются кадастровые расценки. Стоимость приватизации зависит от местонахождения, размера земельного участка. Узнать, в какую цену обойдется конкретный участок, можно в Национальном кадастровом агентстве, где собрана вся информация, касающаяся их кадастровой стоимости.

Как приватизировать земельный участок в Минске? Процедура оформления участка земли в каждом из трёх случаев почти не отличается, происходит по одной схеме. Для начала нужно проверить наличие документов на участок. В обязательном порядке необходимо иметь землеустроительное дело, а также документ, подтверждающий, что исполком оформил разрешение на выделение участка. При отсутствии землеустроительного дела можно обратиться за помощью в его оформлении к специалистам в области землеустройства, например, в .

Если домик в саду, как и земельный участок, тоже не оформлен, необходима справка от председателя товарищества, в которой указана информация о соответствии расположения участка земли плану застройки. На последнем этапе подается заявление в один из , а также паспорт и остальные необходимые документы (узнать перечень документов можно у сотрудников Агентства).