Примеры публичных договоров в гражданском праве. Публичный договор в российском гражданском праве мищенко екатерина анатольевна

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР

договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи. энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (ст. 426 ГКРФ).

Для П.д. характерно, что одной из сторон всегда является коммерческая организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью. Эта деятельность является публичной - коммерсант обращается с предложением воспользоваться плодами его деятельности к неопределенному кругу лиц. Как правило, такое предложение имеет характер публичной оферты. Условия П.д. должны быть одинаковы для всех лиц. пожелавших воспользоваться предложением коммерсанта. Коммерсант по общему правилу не может оказывать предпочтение одному лицу перед другим по поводу заключения П.д. и его условий. Льготы и предпочтения для отдельных категорий потребителей могут быть

установлены законом или иными нормативными актами. Отказ коммерсанта от заключения П.д. при наличии возможности удовлетворить требования клиента не допускается. Если коммерсант уклоняется от заключения П.д., другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ. В связи с тем, что П.д. большей частью предназначены для обслуживания интересов граждан-потребителей, законом предусмотрена возможность издания Правительством РФ правил,обязательных для сторон при заключении и исполнении П.д., - типовых договоров, положений и пр. Таковы Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные Правительством РФ 15 августа 1997г.

Во второй части ГК РФ к П.д. отнесены: договор купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст.730), договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789), договор банковского вклада , по которому вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения влом-барде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919).

Гражданское право иностранных государств не знает П.д. в том виде, в каком они представлены в ГК РФ. Тем не менее практически он существует и используется достаточно широко. Применяются типовые договоры, "формуляры", которые нельзя трактовать только как договоры присоединения, так как они способствуют установлению равных условий для всех "присоединяющихся". Еще в прошлом веке в законодательном или административном порядке была установлена обязательность для железных дорог заключения договоров перевозки с клиентурой на равных условиях для всех грузоотправителей.

Залвсский В.В.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР" в других словарях:

    Финансовый словарь

    По гражданскому законодательству РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна… … Юридический словарь

    Публичный договор - (англ. public contract /agreement) в гражданском праве РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая … Энциклопедия права

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР Юридическая энциклопедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Проставить для статьи более точные категории. Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит л … Википедия

    Публичный договор - – договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществить в отношении каждого, кто к ней … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР - договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней… … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

    ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР - в соответствии со ст. 396 ГК публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности… … Юридический словарь современного гражданского права

    публичный договор - по гражданскому законодательству РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна… … Большой юридический словарь

    В соответствии с гражданским законодательством РФ (ст. 426 ГК РФ) договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру… … Энциклопедический словарь экономики и права

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит положения о публичном договоре — частноправовом институте, охватывающем отношения между коммерческими организациями и потребителями их услуг. Специфика публичного договора заключается в особом положении коммерческой организации, которая адресует свои предложения любому, кто отзовется.

Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится. В качестве примеров такого рода деятельности законодатель указывает розничную торговлю, перевозку транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание.

Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.

Особое положение стороны публичного договора — коммерческой организации состоит в применении к ней некоторых ограничений свободы договора (ст. 421 ГК). При заключении договора этот контрагент не может отказать лицу, которое к нему обратилось, а кроме того, при заключении договора одному потребителю не может быть оказано предпочтение перед другим и условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей. Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК).

Каждое из приведенных последствий, предусмотренных комментируемой статьей для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, применяется с некоторыми оговорками.

2. Ограничение свободы договора, диктуемое публичным характером деятельности коммерческой организации и не позволяющее отказать потребителю в заключении договора, не является абсолютным. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены исключения из этого правила.

Кроме того, в заключении договора может быть отказано со ссылкой на невозможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» транспортные организации должны обеспечить в первоочередном порядке перевозку материальных ценностей государственного резерва. При таких обстоятельствах иные потребители услуг перевозчика вынуждены ожидать. Правомерен также, например, отказ организации, осуществляющей кинопрокат, предоставить свои услуги определенному лицу в случае, когда свободных мест на сеанс, который хочет посетить потребитель, нет. При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г., бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.

Требование комментируемой статьи к условиям договора, одинаковым для всех потребителей, не означает, что потребитель всякий раз лишь присоединяется к предложенной коммерческой организацией проформе договора. По существу, ГК РФ запрещает дискриминационные условия публичного договора, но допускает существование различий между публичными договорами, заключенными одной и той же организацией с различными потребителями. Такие различия могут касаться порядка оплаты, сроков исполнения обязательства и пр.

Одинаковые для всех потребителей условия публичного договора могут быть иными в случае, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Законом о защите прав потребителей и Федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О связи» предусмотрены случаи, в которых на подзаконном уровне могут издаваться типовые договоры или положения — правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Так, в настоящее время действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, Правила оказания услуг связи по передаче данных, Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, Правила оказания телематических услуг связи, Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, Правила продажи товаров дистанционным способом и другие подобные акты.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Здесь и далее автор не приводит ссылки на официальные источники, в которых были опубликованы использованные в комментарии нормативные акты и акты судебной практики, поскольку все документы взяты автором в справочной правовой системе «КонсультантПлюс». Автор выражает глубокую признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную информационную поддержку.

Неисполнение коммерческой организацией требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров, влечет неблагоприятные последствия. Пункт 5 комментируемой статьи объявляет условия публичного договора, нарушающие такие требования, ничтожными. Это не влечет недействительности всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст. 180 ГК).

3. К числу способов защиты, адресованных комментируемой статьей потребителю как стороне публичного договора, следует отнести прежде всего требование о понуждении заключить договор, которое может быть заявлено при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора вместе с требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю уклонением стороны от заключения договора.

———————————
Как поясняет Высший Арбитражный Суд РФ, с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить. См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».

В случае неисполнения положений п. п. 2 и 4 комментируемой статьи могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности части сделки (или последствий недействительности сделки).

4. Конституционный Суд РФ, рассматривая значение комментируемой статьи, указывает, что ее положения направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора.

———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, как отмечал М.И. Брагинский, положения комментируемой статьи призваны создать односторонние гарантии потребителю — экономически более слабой стороне, «которая, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, — к коммерческой организации». Таким образом, нормы о публичном договоре уравнивают положения обеих сторон, а также создают гарантии функционирования свободного рынка и способствуют борьбе с монопольными тенденциями.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 198 — 200.

5. Необходимо отличать публичный договор, заключаемый коммерческими организациями и регулируемый нормами гражданского законодательства, от одноименного правового явления, обнаруживаемого в публично-правовой науке, — так называемого публичного (или административного) договора. Отечественная теория административного права пока не сформировала развитого и полного учения об административном договоре. Отмечается лишь наличие «некоторых свидетельств, пока еще недостаточно категоричных, в пользу развития реальных договорных элементов административного типа» , причем в качестве примеров таких соглашений, как правило, приводятся договоры о разграничении компетенции между органами власти различного уровня.

———————————
Данная проблема рассматривалась с особых позиций в советский период. Так, Ц.А. Ямпольская полагала возможным признание административно-правовой природы соглашений органов государственной власти с гражданами, например в сфере бытового обслуживания. См.: Ямпольская Ц.А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 134 — 135. В настоящее время подобные утверждения не встречаются.

Эта идея высказана Ю.М. Козловым в кн.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 264.

6. Положения комментируемой статьи применимы также к случаям, когда продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг занимается индивидуальный предприниматель. В силу п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Публичный договор: условия заключения в 2019 году. При каких обстоятельствах составляется публичный договор, и договор присоединения. Чем публичный договор отличается от других?

В чем схожесть механизма работы? Примеры того, как работает публичный договор? В каких сферах используется публичный договор?

Публичный договор ─ это часть условий для работы частного предпринимателя. Отношения между людьми, их обязательства и права друг перед другом регулируются законом. Поскольку люди не привыкли верить друг другу на слово, они желают получать гарантии того, что обещанное они получат. Публичный договор является одной из форм гарантии. И каждый день составляются различные договора, которые регулируют отношения в разных сферах. Так и публичный договор имеет свою сферу действия.

Публичный договор ─особенная форма договорных отношений

Публичный договор составляется по определенной форме, с учетом закона. Публичный договор ─ это специальный вид документа, который регулирует отношения двух сторон договора, сюда входит вся сфера обслуживания. Публичный договор указывает на нюансы такого взаимодействия.

Поскольку публичный договор заключается в одностороннем порядке, то составитель должен опираться на закон, с учетом того в какой сфере он работает. Для разъяснения можно сказать: публичный договор говорит, что одна сторона сама устанавливает договор для разных людей. Публичный договор вовлекает во взаимодействие неограниченный круг лиц, которые находятся на равных условиях.

Для кого подписывается публичный договор?

В некоторой мере у второй стороны публичного договора даже больше прав и свободы, потому что она вообще ничем не ограничена. А вот тот, кто публичный договор формировал, вписывал в этот публичный договор и обязательства. Как он будет осуществлять работы, продавать товар и т.д. Для каждого рода деятельности есть свои законы и особенности работы. Именно так и работает публичный договор.

Публичный договор говорит, что теперь все группы населения становятся участниками этого договора. Все эти лица автоматически стали участниками договора и теперь они становятся конгрегатами первой стороны. То есть если они пользуются, какой либо услугой, которая была прописана в публичном договоре первой стороной, то автоматически становятся второй стороной договора. Для второй стороны это не несет никакой угрозы и не налагает дополнительной нагрузки. Но если вдруг покажется. Что вас ущемляют или такое на самом деле будет, то можно обратиться к защитникам потребителей.

Как работает публичный договор?

Два типа договора, о которых говорилось выше, отличаются от типовых договорных соглашений. Что происходит с типовым соглашением? Его разрабатывает юридическое лицо, чтоб процедура заключения договора была значительно упрощена. Это кардинально меняет ситуацию, потому что здесь договорные положения по желанию второй стороны могут быть пересмотрены. Публичный договор этого не предусматривает.

Таким образом, в реальной жизни публичный договор проявляется совсем иначе. В публичном договоре можно все выразить как в отношениях, которые возникают между покупателем и продавцом. При этом, когда продавец заключает публичный договор, то он обязуется обслужить любого покупателя.

Для каждого покупателя все права распространяются в равной мере без исключений. Единственное, когда невозможно осуществить такое равное обслуживание, ─ это когда товара нет в наличии. А так публичный договор на стороне потребителя. Публичный договор работает и на железнодорожных станциях, и вокзалах. Предприниматели сферы обслуживания составляют такой публичный договор.

По закону в любой сфере могут быть оговорены льготные категории, для них могут быть снижены расценки, например льготы на проезд. Эти льготы могут распространяться на одну и более категорий, например на студентов и пенсионеров.

Публичный договор предусматривает и такие оговорки, но в целом все остальные получают услуги, так как они прописаны в публичном договоре. Публичный договор работает в магазинах, и различных сферах обслуживания. Как бы там ни было сам публичный договор дает много преимуществ второй стороне.

Чтоб публичный договор был составлен так как должен быть составлен договор, можно проконсультироваться с специалистами. Если публичный договор составлен неправильно, то этот договор нужно будет переделать. Он не будет иметь силу. Публичный договор должен быть у первой стороны на руках, как документ разрешающий заниматься своей деятельностью и должен быть публичный договор в госструктурах. Поэтому публичный договор имеет силу, как и другие документы. Вот так работает публичный договор в своей сфере.

Помощь юриста

Публичный договор является документом, а потому должен быть правильно составлен. Обратитесь за консультацией к юристу, вместе с ним составьте публичный договор, либо получите ответы относительно того, зачем нужен публичный договор?

Редактор: Игорь Решетов

Новая редакция Ст. 426 ГК РФ

1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

Судебная практика.

Публичный договор не основан на началах свободы договора. Специфика характера данного договора, субъектный состав (обязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую "слабость" потребителя ограничением прав коммерческой организации.

При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (ст. 426 Кодекса) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (приложение к информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14). Такое ограничение свободы договора для одной стороны - исполнителя (в данном случае - медицинского учреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь (Определение КС РФ от 06.06.2002 N 115-О).

Другой комментарий к Ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Определение публичного договора содержится в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи.

Публичным считается такой договор, одной из сторон которого является коммерческая организация, обязанная выполнять вытекающие из договора обязательства в отношении любого лица, обратившегося к ней по поводу заключения договора.

В ГК приведен "открытый" перечень таких договоров: розничная купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, договор об оказании услуг связи, договор энергоснабжения, договоры медицинского и гостиничного обслуживания. В этих случаях заключаемые договоры являются публичными в связи с тем, что их стороной является особый продавец, перевозчик, предприятие связи, поставщик, медицинское или гостиничное предприятие.

В ГК указаны и некоторые другие виды договоров, которые прямо названы публичными: прокат (ст. 626), бытовой подряд (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919), договор личного страхования (ст. 927). Публичными могут быть и иные договоры.

Партнером коммерческой организации по публичному договору может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Если гражданин-предприниматель осуществляет деятельность, которая по своему характеру должна осуществляться в отношении каждого, кто к нему обратился, то заключаемые им договоры также должны признаваться публичными.

Закон об авторском праве (ст. ст. 44, 45) предусматривает создание некоммерческих организаций, управляющих имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации обязаны заключать договоры с авторами, их наследниками и обладателями смежных прав о принятии их на обслуживание, а также лицензионные договоры с организациями-пользователями. Все такие договоры должны по аналогии со ст. 426 ГК считаться публичными, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к порядку заключения и к содержанию публичных договоров.

В абз. 1 п. 1 указывается, что публичный договор устанавливает обязанности коммерческой организации "по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг". Заключенные в кавычки слова не следует понимать ограничительно, например, если коммерческая организация занимается покупкой определенных товаров, то заключаемые ею договоры также могут признаваться публичными.

Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи указывает на первую особенность публичных договоров: коммерческая организация обязана заключить такой договор с любым лицом, которое к ней обратится.

Это означает, что для коммерческой организации, получившей предложение о заключении публичного договора, не действует принцип "свободы договора" (ст. 421 ГК РФ): такая организация обязана заключить предложенный ей договор.

Однако для другой стороны публичного договора принцип "свободы договора" сохраняет свое действие.

С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить, а не данная коммерческая организация (п. 2 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" // Вестник ВАС РФ. 1997 г. N 7).

В абз. 2 п. 1 указанная выше норма поясняется: коммерческая организация обязана заключать публичные договоры с обратившимися к ней лицами в порядке очередности их обращений ("в порядке общей очереди"). Однако законом или иным правовым актом могут быть установлены изъятия из этой нормы, касающиеся льготного, первоочередного заключения публичных договоров с отдельными категориями лиц, выразивших пожелание заключить договор (ветераны, инвалиды и т.п.).

2. В п. 2 устанавливается вторая особенность публичных договоров: все условия публичных договоров, заключаемых коммерческой организацией с отдельными партнерами, должны быть одинаковыми. Особо подчеркивается, что эта норма касается цены договора. Вместе с тем оговаривается, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены "льготы для отдельных категорий потребителей".

Здесь закон впервые дает наименование договорного партнера коммерческой организации в публичном договоре, называя его "потребителем". Это наименование не следует понимать ограничительно; оно не совпадает с определением термина "потребитель", содержащимся в Законе о защите прав потребителей. В частности, потребителем в смысле ст. 426 ГК является лицо, продающее иностранную валюту в пункте обмена валюты; кстати говоря, в этих пунктах при обмене больших сумм применяются льготные курсы.

3. Абзац 1 п. 3 косвенно подтверждает норму, согласно которой указанная коммерческая организация по общему правилу обязана включить публичный договор, а ее отказ от заключения публичного договора может иметь место только при отсутствии возможности его заключения.

В абз. 2 п. 3 устанавливаются последствия необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора: контрагент имеет право потребовать либо заключения договора, либо взыскания убытков, либо заключения договора и взыскания убытков. Однако таких последствий не возникает, если коммерческая организация не имела возможности заключить договор (отсутствие товара, персонала и т.п.).

Бремя доказывания отсутствия возможности заключения публичного договора возлагается на соответствующую коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 указанного выше Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ).

4. В п. 4 предусмотрено право Правительства РФ издавать типовые договоры, положения и другие подобные нормативные акты, содержащие правила, обязательные для сторон, заключающих публичные договоры.

Однако это право применяется только "в случаях, предусмотренных законом". Это означает, что закон должен прямо указывать на наделение Правительства таким правом. В связи с этим следует отметить, что ст. 1 ЗоЗПП РФ прямо не наделяет Правительство РФ такими правами.

5. Пункт 5 устанавливает, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям п. п. 2 и 4 ст. 426, являются ничтожными. Эта норма направлена на то, чтобы исключить применение оговорки, предусмотренной ст. 180 ГК, т.е. исключить признание недействительным заключенного договора в целом.

  • Вверх

Наверное, сложно представить такую ситуацию, когда человек приходит в булочную купить хлеб, а ему отказывают в этом со ссылкой на свободу договора. Или в одно и то же купе пассажирского поезда одному пассажиру продают билет за 1000 руб., а другому – за 5000 руб. Хотя, если бы свобода договора действовала безраздельно, это было бы правомерно. Но для защиты людей от подобных ситуаций и существует законодательство о публичных договорах, ограничивающее свободу договора для одной из сторон.

Публичный договор – это конструкция, созданная не для определенного типа экономического взаимодействия сторон. Публичным может быть признан любой договор – купли-продажи, аренды, подряда и пр. Это зависит от того, соответствует ли тот или иной договор признакам, предусмотренным для публичного договора в ст. 426 ГК РФ.

В указанной статье сформулировано два основных признака публичного договора:

– субъектом договора является коммерческая организация (или индивидуальный );
– характер деятельности такой организации выражается в том, что она должна продавать товары, выполнять работы или оказывать предлагаемые ею услуги каждому обратившемуся за ними.
Примерный перечень сфер, где на договоры может распространяться режим публичного договора, указан в ст. 426 ГК РФ: розничная торговля, перевозки транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и пр.
Нередко в нормах закона, посвященных той или иной разновидности договора, прямо указывается на его публичный характер – например, в п. 2 ст. 492, п. 3 ст. 626, п. 2 ст. 730 ГК РФ. Но это не значит, что, если в отношении какого-то договора такого прямого указания нет, этот договор не может считаться публичным. Важно наличие или отсутствие указанных в законе признаков. Поэтому в любом случае надлежит анализировать характер деятельности коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.
В каком случае этот характер можно считать соответствующим положениям ст. 426 ГК РФ? Это может следовать из самого закона, регулирующего какие-либо договорные отношения и предписывающего обязанность вступать в отношения с каждым обратившимся, – примером этого является п. 2 ст. 66 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Кроме того, в законодательстве допускается такое указание в виде публикации перечня организаций, обязанных осуществлять тот или иной вид деятельности на условиях публичного договора (ст. 789 ГК РФ).

Цивилистическая дискуссия

Помимо таких прямых указаний важен еще и принцип, позволяющий оценивать деятельность тех или иных субъектов как подпадающую под признаки публичного характера. И таким принципом может быть деятельность на основе систематически осуществляемых публичных оферт (о публичной оферте см. § 2 главы 31). К числу последних могут относиться, в частности, размещение товара с ценником на прилавке в розничной торговле, широкомасштабная реклама, отвечающая признакам публичной оферты, и т.д. Важно понимать, что не любая публичная оферта превращает заключаемый на ее основе договор в публичный. Ведь закон требует, чтобы имел место именно "характер деятельности", а характер – это свойства, проявляемые многократно. Следовательно, только организация соответствующей деятельности на основе систематически размещаемых публичных оферт позволяет причислять заключаемые в ходе такой деятельности договоры к числу публичных.

3. Основные юридические последствия того, что договор отвечает признакам публичного:
а) коммерческая организация не вправе отказать в заключении договора никому из обратившихся, если только не докажет, что у нее отсутствует возможность предоставить соответствующий товар, работу или услугу;
б) не допускается оказание предпочтения одному лицу перед другим в заключении публичного договора, если только такое предпочтение не требуется на основании закона. Например, статья 15 ФЗ "О государственном материальном резерве" требует от транспортных организаций перевозки в первоочередном порядке по отношению к остальным материальных ценностей государственного резерва. Другой пример такого требования – подп. 5 п. 1 ст. 14 ФЗ "О ";
в) цена и прочие условия договоров, заключаемых с разными лицами, не должны отличаться, кроме случаев, когда для каких-то групп населения законом предусматриваются . О льготах для потребителей и производителей энергетических ресурсов см., например, ст. 14 ФЗ "Об энергоснабжении".
4. При необоснованном уклонении субъекта публичного договора от его заключения с кем-либо он может быть понужден к его заключению в судебном порядке, а также на него может быть возложено возмещение причиненных этим отказом убытков. Причем бремя доказывания отсутствия возможности заключить договор возлагается именно на отказавшую сторону.

Судебная практика

П. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.

Абз. 7 п. 2 Приложения к Информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14.

Абз. 5 п. 3 Определения КС РФ от 06.06.2002 N 115-О.

5. Явные ограничения договорной свободы, имеющиеся в законе по отношению к коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, призваны скомпенсировать серьезный дисбаланс в экономическом и организационном положении сторон, ведь продавцы товаров (не говоря уже о транспортных организациях) куда менее заинтересованы в отдельном потребителе, чем он в них. Имея возможность спокойно отказаться от заключения договора с ним без ущерба для себя, они могут поставить его в крайне затруднительное положение, попросту унизить отказом. Именно с этой целью законодательство дает инструмент для защиты от таких злоупотреблений договорной свободой в виде норм о публичном договоре.
6. Связь с другими отраслями права. Материально-правовые нормы о публичном договоре пока не могут работать в полную меру своего нешуточного потенциала. И причина этого в том, что процессуальные меры, имеющиеся в арсенале гражданского процессуального права РФ, не дают им возможности "развернуться" в полную силу. К примеру, как быть при необоснованном отказе заселить постояльца в гостиницу? Конечно, обращаться в суд с иском о понуждении к заселению. Но к тому времени, когда суд примет дело к производству и рассмотрит его по существу несостоявшийся постоялец уже уедет обратно домой и сам спор утратит для него актуальность. В некоторых случаях отсутствие немедленной защиты фактически означает отсутствие защиты вообще как таковой. Соответственно в процессуальном праве остро не хватает процедур защиты "быстрого реагирования". Выходом в описанном примере могло бы стать немедленное получение постояльцем временного (условного) разрешения на заселение в гостиницу до следующего дня, когда он и представитель гостиницы могли бы предстать перед судом, высказать свои аргументы по существу спора, и временная (условная) правовая защита, предоставленная судом, переросла бы в постоянную или была бы прекращена в зависимости от исхода дела. Существует "крамольная" идея о том, что в каждом суде должен появиться "дежурный судья", могущий предоставлять такую временную защиту и в ночное время, тем более что бывает необходимость применить закон немедленно, ночью, и в других случаях – при применении закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", во время избирательных кампаний, при решении вопросов о заключении кого-либо под стражу в качестве меры пресечения и т.д.

Цивилистическая дискуссия

Есть один интересный нюанс, связанный именно с конструкцией публичного договора. Исходя из описанного механизма его работы субъект публичного договора обязан заключить договор с любым обратившимся для этого, не вправе отказать в заключении договора и может быть к этому понужден (в случае необоснованного отказа) в судебном порядке.
Следовательно, приходится констатировать, что с момента, когда деятельность такого субъекта приобретает характер, отмеченный в ст. 426 ГК РФ, у него возникают весьма примечательные правовые отношения с окружающими. Он становится юридически связанным (под страхом возмещения убытков при отказе) необходимостью согласиться на предложение заключить с ним договор. И так как других разработанных для описания этой ситуации механизмов и инструментов нет, можно предположить, что имеет место правоотношение такого субъекта с любым и каждым и содержанием такого правоотношения выступает право любого субъекта (по тексту ст. 426 ГК РФ – потребителя) требовать заключения с ним договора, а обязанность коммерческой организации – такой договор заключить. Вряд ли это правовое положение можно отнести к особенностям правоспособности соответствующих субъектов. Ведь правоспособность возникает с момента появления самого субъекта, что явно не отвечает описываемой ситуации, – обязанность заключить договор может появиться не раньше того, как будет начата деятельность с описанным характером. Только факта создания юридического лица или приобретения человеком статуса индивидуального предпринимателя для этого отнюдь не достаточно.
Из сказанного также следует, что описанное правоотношение имеет скорее абсолютный характер, связывая одного определенного субъекта с неопределенным кругом субъектов. Но такое "абсолютное" правоотношение в корне отличается от иных абсолютных правоотношений, скажем, возникающих в сфере действия вещных или авторских прав, тем, что у определенного субъекта по отношению к остальным имеется не право, а обязанность. Более того, это правоотношение имеет скорее обязательственный характер (отвечая иным признакам обязательств), и эта мысль не очень согласуется с классическим учением об обязательствах, гласящим, что обязательства всегда являются относительными правоотношениями (т.е. связывают именно определенные стороны как в качестве должника, так и в качестве кредитора).
Примеры похожих отношений можно обнаружить также в следующих случаях:
– при принудительном выкупе домашних животных, с которыми собственник обращается негуманно (ст. 241 ГК РФ), требование о выкупе, т.е. о заключении договора купли-продажи животного, может быть заявлено любым заинтересованным лицом;
– при исполнении завещательного возложения, когда наследодатель предписывает в завещании наследнику совершать с наследственным имуществом какие-то действия в общеполезных целях (ст. 1139 ГК РФ), заявить требование о совершении таких действий могут любые заинтересованные в этом лица;
– при долевом строительстве недвижимости любое заинтересованное лицо может требовать от застройщика предоставления для ознакомления учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом органе, бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения за последний год его деятельности (п. 2 ст. 20 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Описанное правовое отношение может быть отнесено к числу организационных, мысль о существовании которых высказана О.А. Красавчиковым, ведь оно само по себе не опосредует экономических отношений, связанных с оборотом материальных благ. Его цель более вспомогательная – сорганизовать стороны для будущих экономических отношений, в частности связав соответствующей необходимостью заключать договоры коммерсанта, занимающегося такой публичной деятельностью.