Неписаный. Виды социальных норм

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом.

Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть обще ственными отношениями . Значительная часть обще?ственных отношений характеризуется противоречи?выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т.

е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму — поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

Социальные нормы: понятие, признаки, виды.

⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 21Следующая ⇒

Современные общ отношения регулируются совокупностью соц- нормат системы.

Соц нормы — правила поведения, регулирующие группу общ отношений.

Социальные нормы — это необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Общее назначение социальных норм — упорядочить совместное существование людей, обеспечить и согласовать их социальные взаимодействия, придать последним стабильный, гарантированный характер.
Признаки социальных норм:
1. отражают достигнутую степень экономического, политического, культурного развития общества
2.являются правилами поведения людей и их групп
3.являются правилами общего характера с абстрактными адресатом и многократностью действия
4.характеризуются обязательностью исполнения и общественным осуждение в случае своего нарушения.
Критерии разграничения социальных норм:
— по способу образования выделяются стихийно образованные (мораль, обычаи) и нормы, установленные сознательно (нормы права)
— по способу закрепления выделяют: устные и письменные
— по сфере регулирования общественных отношений (правовые, моральные, религиозные и т.д.)

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности ) — правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев — это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

Традиции - как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.

Ритуалы. Ритуал - это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. При ритуале акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, ритуал исполнения гимна.

Обряды, как и ритуалы, представляют из себя демонстративные действия, имеющие целью внушить людям определенные чувства. В отличие от ритуалов глубже проникают в психологию человека. Примеры: церемония заключение брака или захоронения.

Деловые обыкновения - это правила поведения, складывающиеся в практической, производственной, учебной, научной сфере и регулирующие повседневную жизнь людей. Примеры: проведение планерки утром рабочего дня; студенты встречают преподавателя стоя и т. д.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Корпоративные нормы:

создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;

распространяются на членов данного сообщества;

обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

5. Религиозные нормы — правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах - Библии, Коране и др. - либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;

определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;

регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;

закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

6. Нормы соц этикета — Нормы этикета - это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения бла­гоприятного, располагающего к общению (обхождение с окружаю­щими, формы обращений и приветствий, манеры, одежда и т. п.). Однако за учтивостью могут скрываться недоброжелательность и неуважительное отношение к человеку, и в этом плане можно сказать, что выполнение человеком данных норм может расхо­диться с его истинным отношением к людям, событиям.

8. Виды социальных норм

Примеры норм этикета: мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице; за столом хлеб берут руками, а не вилкой; гостю непри­лично пристально разглядывать интерьер квартиры, а тем более интересоваться стоимостью вещей.Складываются стихийно с целью облегчения общения между людьми. Они не охраняются, а обеспечиваются автоматически: человеку выгодно соблюдать эти нормы, т.к. несоблюдения этикета усложнит общение.

⇐ Предыдущая10111213141516171819Следующая ⇒

Читайте также:

  1. Административно-правовой режим: понятие и виды.
  2. аконность: понятие, принципы, гарантии.
  3. Акт применения норм права: понятие, структура, виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  4. Акты применения права и их виды.
  5. Акты применения права: понятие, структура и виды.
  6. Акты применения права: понятие, структура, виды.
  7. Акты применения правовых норм: понятие, виды.
  8. Акты толкования: понятие и виды.
  9. Аутоэротические фатальности: понятие, особенности, практика
  10. Банковская система РФ: понятие, структура, правовое положение кредитных организаций. Правовой режим банковской тайны.
  11. Билет 12 Гражданство РФ: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения гражданства
  12. Билет 20 Избирательное право РФ – понятие, виды, источники

Вернуться назад на Деловая этика

Одной из уникальных способностей человека является его умение надстраивать природную и социальную действительность вторым миром, миром идеальным, в котором ведущую роль играют представления о добре и зле, т.е. этические, нравственные ценности.

Нравственные нормы и правила, выработанные людьми в целях регулирования своих взаимоотношений, чрезвычайно многообразны. Это многообразие объясняется как всепроникающим характером этих норм, воздействующих на все сферы социальной жизни, так и возможностью свободного выбора каждым из нас тех или иных моральных ценностей. Одним из проявлений этого многообразия нравственных правил и норм и их высокой роли в любой сфере человеческой деятельности является существование не только сводов норм общечеловеческой морали, но и различного рода модификаций этих общих норм в виде совокупности правил, кодексов корпоративной, профессиональной этики. Одной из разновидностей подобной групповой морали является этика бизнеса, или деловая этика. Правда, нет никаких специальных учреждений, которые, наподобие органов правопорядка, отслеживали бы соблюдение этих норм. При этом опытные бизнесмены учитывают в своей практической деятельности требования этих норм не в меньшей степени, чем требования норм права. Жизнь научила их, что самым выгодным является тот бизнес, который основан на соблюдении требований не только права, но и деловой морали.

Неписаные нормы этики, которыми руководствуются так или иначе участники деловых взаимоотношений в целях предотвращения возможных трений и конфликтов, бывают сведены к следующим простым требованиям:

Не опаздывайте. Опоздание должна быть оценено вашим партнером как проявление неуважения к нему. В случае если вы задерживаетесь по непредвиденным обстоятельствам, лучше сообщить об этом заранее. Это правило относится не только к явке на работу, совещание, но и к соблюдению установленных сроков выполнения работы. Чтобы избежать опозданий, задержек, следует выделять время на выполнение работы с тем или иным запасом. По общему признанию, пунктуальность является важнейшим требованием делового этикета.

Будьте немногословными, не говорите лишнего. Смысл этого требования в том, чтобы беречь секреты фирмы аналогично тому, как и свои личные тайны. Общеизвестно, что охрана служебной тайны является одной из важнейших деловых проблем, которые нередко становятся источником серьезных конфликтов. Эта норма относится и к секретам личной жизни сослуживца, которые стали вам по случаю известны. Причем это касается как хороших, так и плохих новостей из личной жизни ваших коллег.

Будьте доброжелательны и приветливы. Соблюдение этого правила особенно важно, когда сослуживцы или подчиненные придираются к вам. И в данном случае вы должны вести себя с ними вежливо, доброжелательно. Нужно помнить, что никому не нравится работать с людьми неуравновешенными, ворчливыми, капризными. Вежливость, приветливость нужны для общения на всех уровнях: с начальниками, подчиненными, клиентами, покупателями, как бы вызывающе они порою себя не вели.

Сочувствуйте людям, думайте не только о себе, но и о других. Очень часто бывает, что у клиентов, которых вы обслуживаете, имеется негативный опыт общения с другими организациями. В этом случае особенно важно проявить отзывчивость, сочувствие и предупредить законные опасения. Конечно, внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов и покупателей, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, даже если оно не совпадает с вашим. Не прибегайте в данном случае к резким возражениям, в случае если вы не хотите оказаться в разряде людей, которые признают существование только двух мнений: своего и неправильного. Именно люди подобного склада часто становятся зачинщиками конфликта.

Виды социальных норм и признаки

Следите за своей одеждой, внешним видом. Это значит, что нужно уметь органично вписываться в ваше окружение на службе, среду работников вашего уровня. Причем это не исключает возможности одеваться со вкусом, подбирая соответствующую цветовую гамму и т.п.

Будучи оператором в банке, не стоит являться на работу с дорогим кейсом, который не по карману даже президенту банка. Конечно, это мелочь, но такая, которая может повредить вашему продвижению по службе.

Говорите и пишите хорошим языком. Это означает, что все произнесенное и написанное вами должно быть изложено грамотным, литературным языком. В случае если у вас есть на данный счёт сомнения, перед тем как отправить письмо от имени фирмы, сверьте правильность написания со словарем или дайте проверить письмо сотруднику вашего уровня, которому вы доверяете. Следите за тем, чтобы никогда не употреблять бранных слов, даже в разговоре личного характера, ибо это может перерасти во вредную привычку, от которой будет трудно избавиться. Не воспроизводите выражения тех людей, которые подобные слова употребляют, поскольку может найтись человек, который поймет эти слова как ваши собственные.

Эти основные правила деловой этики служат важнейшей предпосылкой формирования той атмосферы сотрудничества, которая создает надежный заслон против деструктивных конфликтов.

Конечно, реальная жизнь сложна, противоречива. Хорошо известно, что кроме цивилизованного, гуманного бизнеса, существует еще и бизнес криминальный, использующий совсем другие методы и исповедующий иные моральные ценности. Основными методами здесь являются обман и мошенничество, угрозы и шантаж, заказные убийства и террор. По этой причине каждый, кто вступает в суровый мир бизнеса, делает свой выбор между ценностями цивилизованного и криминального, теневого бизнеса.

И каждый рано или поздно убеждается в том, что по настоящему эффективным, успешным должна быть только цивилизованный, гуманный бизнес, основанный на позитивных морально-этических ценностях.

Рассмотренные требования психологического характера, организационно-управленческие принципы, а также позитивные моральные нормы делают любую организацию надежной, стабильной. Все эти нормы служат долговременной основой для предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов. В странах с развитой рыночной экономикой эти требования и нормы часто включаются в тексты договоров между компаниями.

Среди таких норм, специально направленных на предупреждения конфликтов, наиболее часто встречаются следующие:

Использование при возникновении разногласий форм бесконтактного общения, к примеру, в форме писем или электронной почты, поскольку в условиях возникшего эмоционального напряжения непосредственный контакт чреват возможностью обострения отношений.
Поручение ведения переговоров по спорным вопросам только лицам, занимающим высокое положение в фирме и имеющим все необходимые полномочия.
Привлечение в необходимых случаях уже на ранних стадиях конфликтной ситуации специалистов – конфликтологов, чтобы избежать возможного дальнейшего ухудшения ситуации и больших материальных и моральных потерь.
Использование в ходе переговоров всех, даже самых малых шансов на достижение примирения.
В случае неудачи переговоров четко определять дальнейший порядок рассмотрения спора в досудебном или судебном порядке.


©2009-2018 Центр управления финансами.

Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Социальная норма

Социальные нормы - это одобренные и принятые большинством порядки поведения, направленные на регулирование общественных отношений. Социальные нормы устанавливают, какое поведение человека считается приемлемым в рамках общества; что делать допустимо, а что нет; создают ситуацию, при которой один человек знает, чего ждать от другого.

Социальная норма является таковой в случае, если присутствуют следующие признаки :

  • одобрение большинства
  • объективность, т.е. независимость от воли человека
  • различие по степени обязательности соблюдения
  • ориентация на регулирование отношений между индивидом и обществом
  • направленность на контроль отклоняющегося поведения

Социальные нормы имеют разные классификации.

По способу регулирования:

По степени обязательности выполнения:

Социальные нормы

Сущность

Пример

Запрещающие

Исполнение социальных норм предполагает отсутствие какой-либо деятельности.

Запрет на использование нецензурной лексики в общественных местах.

Побудительные

Результат следования социальным нормам побуждает к их исполнению.

Дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ за участие в олимпиадах на городском, федеральном и международном уровне.

Выполнение социальных норм необязательно, но желательно.

Погашение кредита в срок.

Императивные/повелительные

Социальные нормы, выражающие обязанность индивида.

Обязанность президент РФ руководит внешней политикой государства.

По масштабу:

По сфере действия:

  • Обычаи и традиции - эталоны массового поведения.
  • Моральные нормы - негласные социальные нормы, формирующие представление человека о хорошем и плохом.
  • Правовые нормы — юридически закреплённые, обязательные правила поведения, контроль над выполнением которых осуществляет государств.
  • Религиозные нормы — предписания в священных книгах.
  • Эстетические нормы , формирующие представление человека о красивом и безобразном.

Социальные нормы выполняют ряд функций:

Функция

Толкование

Пример

Регулятивная

Создание ограничений возможного поведения человека в обществе

Согласно ПДД, велосипедисты старше 14 лет должны ездить по правой стороне проезжей части

Социализация

Способствуют успешному функционированию личности в обществе

Зная, что нельзя неуважительно относиться к учителям, Света стала любимицей педагога по математике.

Оценочная

Возможность классифицировать поступки окружающих как законные-незаконные, хорошие-плохие.

Владимир осведомлен, что избивать своих одноклассниц - запрещено нормами морали, но приемлемо дергать их за косички.

В своём высказывании автор рассуждает над проблемой взаимосвязи различных социальных норм. Смысл высказывания заключается в том, что, по мнению автора, неписаные социальные нормы, т.е. нормы морали, соблюдаются в обществе лучше, чем писаные законы, т.е. нормы права, потому что главным гарантом их исполнения является совесть человека. Я согласна с мнением автора, и считаю, что данная проблема особо остро проявляется в наши дни, когда одни писаные законы противоречат другим.

Для более полного понимания смысла высказывания автора, приведу определения социальных норм из обществоведческого курса. Социальные нормы – это правила поведения, принятые в обществе. Различают следующие виды социальных норм: моральные нормы, нормы обычаев, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правовые нормы, этические нормы и другие. В своём высказывании автор говорит именно о правовых и моральных нормах, поэтому рассмотрим их более подробно. Правовые нормы – это правила поведения, установленные государством, закрепленные в письменной форме и поддерживаемые силой государства. Моральные нормы – это правила поведения, закрепленные в сознании общества и поддерживаемые силой общественного мнения.

Вспоминая произведения литературы, мне в голову сразу приходит «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, главный герой которого Пётр Гринёв был человеком чести и совести. Услышав безосновательные оскорбления в сторону Маши Мироновой от Швабрина, он вызвал его на дуэль. Этот дуэль – это дело чести, принципа и высокого человеческого достоинства. Хотя он и не был писаной нормой, он являлся обязательным, потому что был закреплён в сознании человека.

Приводя пример из истории, хотелось бы вспомнить Древнюю Русь, где не существовало писаных законов, а был лишь обычай. Но, например, человек, совершивший убийство какого- либо человека из другой семьи или племени обязательно подлежал кровной мести.

Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни, когда все больше законов опираются на моральные нормы, обычаи и традиции. В мире, где пока еще, к сожалению, процветает коррупция никак не обойтись без действующих неписанных правил.

Подавляющее большинство государств в мире признают принцип о существовании обычного международного права, хотя существует множество различных мнений о том, какие нормы в нём содержатся.

Признание обычного международного права

Существует несколько различных видов обычного международного права, которые признаются государствами. Некоторые нормы обычного международного законодательства находятся на уровне jus cogens (императивной формы), поскольку они были признаны международным сообществом в качестве неотъемлемых прав, в то время как другие нормы обычного международного права могут быть применимы только для небольшой группы государств. Государства обычно связаны с обычным международным правом независимо от того, являются ли такие нормы кодифицированным в национальном законодательстве или же они были сформулированы в рамках международных договоров.

Jus cogens

Нормы ju s cogens и нормы обычного международного права не являются взаимозаменяемыми. Все нормы jus cogens становятся нормами обычного международного права посредством их утверждения государствами, но не все нормы обычного международного законодательства находятся на уровне императивных норм. Государства могут отступать от таких норм обычного международного права путём заключения договоров и принятия законов, которые противоречат этим нормам, но императивные нормы отступлений не терпят.

Кодификация международного обычного права

Некоторые нормы международного обычного права являются кодифицированными посредством договоров и на уровне национальных законодательств, в то время как другие признаются только в качестве обычного права .

Законы и обычаи войны, также известные как jus in bello , длительное время входили в разряд обычного права, прежде чем были кодифицированы в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов , в Женевских конвенциях и в ряде других договоров. Однако эти Конвенции не претендуют на то, что согласно им должны регулироваться все вопросы, которые могут возникнуть в ходе войны. Статья 1(2) Дополнительного Протокола I Женевских конвенций определяет, что обычное международное право регулирует те правовые вопросы, касающиеся вооруженных конфликтов, которые не являются охваченными другими договорами.

Отсутствие ратификации как согласие с нормами

Как правило, все суверенные государства должны подтверждать своё обязательство об исполнении конкретного договора или правовой нормы. Однако нормы международного обычного права имеют столь широкое распространение по всему миру, что поэтому государства становятся связанными ими без их ратификации. Достаточно лишь того, чтобы государства не заявляли прямо об отказе от их исполнения. В случае отказа государства перестают быть связанными этими нормами, если только они не являются императивными .

Международный суд ООН

Двусторонние и многосторонние нормы обычного международного права

Нормы обычного международного права могут признаваться как и только лишь между двумя государствами в двустороннем порядке, так и в многостороннем , что подразумевает их признание в более крупном масштабе вплоть до мирового. Региональные обычаи в международных отношениях могут стать нормами обычного международного права в данных регионах, но не могут стать таковыми для государств, находящихся за пределами региона. Существование двустороннего обычного права было признано Международным судом ООН во время разбирательства дела о Праве прохода через территорию Индии . В случае между Португалией и Индией суд не нашел «никаких причин, по которым долго продолжавшаяся практика между двумя государствами, принятая ими и регулирующая их отношения, не могла бы служить основой для взаимных прав и обязанностей между двумя государствами.»

Другие нормы обычного международного права

К примерам других норм обычного международного права относятся принципы невысылки и

Неформальные социальные нормы

Такие нормы – это складывающиеся в обществе образцы правильного поведения, которых, как ожидается, люди должны придерживаться без принуждения. Сюда могут быть отнесены такие элементы духовной культуры, как этикет, обычаи и традиции, обряды (скажем, крещения, посвящения в студенты, погребения), церемонии, ритуалы, хорошие привычки и манеры (скажем, достойная уважения привычка доносить свой мусор до урны, как бы далеко она ни была и, главное, даже в том случае, когда вас никто не видит) и т.д.

Обряды – совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающих коллективные чувства.

Обычаи – воспринятые из прошлого формы социальной регуляции деятельности и отношений людей, которые воспроизводятся в определенном обществе или социальной группе. Это неписаные правила поведения, они влияют на формирование нравов или способов поведения в типичных жизненных ситуациях.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени; они являются необходимым условием жизнедеятельности социальных систем.

Отдельно в этой группе часто выделяют нравы общества, или его нравственные, моральные нормы. Это наиболее хранимые и почитаемые народом образцы поведения, несоблюдение которых воспринимается окружающими особенно болезненно.

К примеру, во многих обществах считается крайне аморальным, когда мать бросает на произвол судьбы своего маленького ребенка; или когда так же поступают взрослые дети по отношению к своим родителям-старикам.

Соблюдение неформальных социальных норм обеспечивается силой общественного мнения, а также благодаря здравомыслию, самоограничению, совести и сознанию личного долга каждого человека. Несоблюдение таких норм вызывает неодобрение, осуждение, бойкот, остракизм и т.д.

Формальные социальные нормы

Эти нормы (нормы права, корпоративные нормы) представляют собой специально разработанные и установленные правила поведения. Примером таких норм являются правила внутреннего распорядка для студентов университета. Главное место здесь принадлежит правовым нормам – содержащимся в законах, указах, постановлениях и других нормативных актах. Они защищают права и достоинство человека, его здоровье и жизнь, собственность, общественный порядок, безопасность страны.

Формальные нормы обычно предусматривают и определенные санкции: или вознаграждение за соблюдение норм (одобрение, награду, премию, почет, славу и т.д.), или наказание за несоблюдение (неодобрение, понижение в должности, увольнение, штраф, лишение свободы на определенный срок и т.д.).

Задача социологического исследования культуры в современном научном знании – это установление того, как производятся ценности культуры, каковы каналы и средства ее распространения, оценка влияния идей на соответствующие социальные действия, а также на формирование или распад групп или движений.

Цивилизация

С проблемами культуры общества тесно связано понятие цивилизации. Само слово "цивилизация" происходит от латинского civilis – гражданский, государственный. В отношении же определения понятия цивилизации существует целый ряд разных точек зрения.

Одни ученые связывают это понятие с религией – говорят, например, о христианской или мусульманской цивилизациях.

Другие – с географическим регионом, скажем, европейская цивилизация.

Третьи предполагают, что цивилизация – это определенная историческая ступень развития культуры того или иного общества (к примеру, античная цивилизация).

Наконец, еще в одном значении слово "цивилизация" используется как синоним культуры.

Объединяя два последних варианта, получим, что цивилизация – это тот или иной исторический тип общества со всей присущей ему определенной культурой. Отсюда следует, что одну цивилизацию от другой отличают образцы как материальной, так и духовной культуры общества: орудия, с помощью которых люди создают жизненные блага; жилища, в которых они живут; опыт и знания, которыми они пользуются; искусство, которым они украшают свою жизнь; наконец, социальные ценности и нормы, которые упорядочивают эту жизнь.

И все же главное, чем различаются цивилизации, особенно если брать не разные исторические эпохи, а современные цивилизации, – это духовная культура. Если материальные элементы современных обществ (например, китайского и французского) во многом схожи, то социальные ценности и нормы, знания, искусство и религия значительно расходятся. Это и дает социологам право давно и тщательно сопоставлять две параллельно развивающиеся сквозь века цивилизации – восточную и западную .

Различия между Востоком и Западом обнаруживаются уже в самом характере их развития.

Восточная цивилизация поднималась по ступенькам веков плавно и медленно, постепенно приспосабливаясь к новым явлениям жизни и бережно сохраняя установившиеся традиции. Западная цивилизация, напротив, двигалась вперед азартно и стремительно, активно преобразуя действительность, решительно отбрасывая все отжившее и ненужное и покоряя все новые и новые вершины прогресса.

Историческая судьба сложилась удачней у западной цивилизации. Она постепенно все шире и шире раздвигала свои границы. В частности, утвердилась в Северной Америке, превратившись из европейской в евро-амери- канскую. Основные ее элементы творчески восприняты Южной Кореей, Таиландом и другими азиатскими странами, которые, благодаря этому, мощно ускорили свое развитие. Сегодня эти элементы приобрели характер общечеловеческих ценностей – таких как рынок, частная собственность, предпринимательство, честная конкуренция, самостоятельность и свобода, равноправие, равная ответственность всех граждан перед законами общества и др.

Цель нашего сайта — помощь в подготовке к экзамену по обществознанию.
Целевая аудитория сайта — ученики и их родители, выпускники прошлых лет, учителя, частные репетиторы.

«Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных»(Сенека).

В своём высказывании автор рассуждает над проблемой взаимосвязи различных социальных норм. Смысл высказывания заключается в том, что, по мнению автора, неписаные социальные нормы, т.е. нормы морали, соблюдаются в обществе лучше, чем писаные законы, т.е. нормы права, потому что главным гарантом их исполнения является совесть человека. Я согласна с мнением автора, и считаю, что данная проблема особо остро проявляется в наши дни, когда одни писаные законы противоречат другим.

Для более полного понимания смысла высказывания автора, приведу определения социальных норм из обществоведческого курса. Социальные нормы – это правила поведения, принятые в обществе. Различают следующие виды социальных норм: моральные нормы, нормы обычаев, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы, правовые нормы, этические нормы и другие. В своём высказывании автор говорит именно о правовых и моральных нормах, поэтому рассмотрим их более подробно. Правовые нормы – это правила поведения, установленные государством, закрепленные в письменной форме и поддерживаемые силой государства. Моральные нормы – это правила поведения, закрепленные в сознании общества и поддерживаемые силой общественного мнения.

Вспоминая произведения литературы, мне в голову сразу приходит «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, главный герой которого Пётр Гринёв был человеком чести и совести. Услышав безосновательные оскорбления в сторону Маши Мироновой от Швабрина, он вызвал его на дуэль. Этот дуэль – это дело чести, принципа и высокого человеческого достоинства. Хотя он и не был писаной нормой, он являлся обязательным, потому что был закреплён в сознании человека.

Приводя пример из истории, хотелось бы вспомнить Древнюю Русь, где не существовало писаных законов, а был лишь обычай. Но, например, человек, совершивший убийство какого- либо человека из другой семьи или племени обязательно подлежал кровной мести.

Проблема, поднятая автором, крайне актуальна в наши дни, когда все больше законов опираются на моральные нормы, обычаи и традиции. В мире, где пока еще, к сожалению, процветает коррупция никак не обойтись без действующих неписанных правил.

xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l.xn--p1ai

Эссе на тему: - «Некоторые не писанные законы, твёрже писанных»

Эссе.
Тема: - «Некоторые не писанные законы, твёрже писанных»

Тема, сегодняшнего эссе, довольно необычная.
Но, я как обычно начну с того что согласен с данной фразой.

Для начала хотелось бы сказать , что как бы много законов не создавалось, все они ведут лишь к желанию обмануть и обойти закон, обходов с каждым днем становится все больше и больше, и лишь потому что множество законов не дает полного контроля над происходящим.

По словам данной фразы, некоторые не писанные законы, тверже написанных - Можно сразу понять о том что речь идет о нормах морали, стыдливости, и многое другое, именно эти законы ни где не прописаны, но они заложены в нашей голове как будто с рождения.
Мы многие законы соблюдаем на подсознательном уровне.
В такие ситуации можно отнести уважение старших, открытие дверей дамам и пожилым людям, либо тем кто с полными руками сумок.
Эти законы не прописаны - Но, мы их соблюдаем.
Чем они тверже? Тем что они созданы для всех и каждого, в них нет каких-либо неточностей, и уточнений, таких как в наших Федеральных законах - Ведь речь идет не о штрафах, и наказании, речь идет о чувстве собственной гордости, достояния и стыда.

Тверже они даже не тем своим заложением, а своим правильным преподношением, каждый человек понимает их с ходу, такие законы «Ухватываются на лету» и навсегда остаются в нашей памяти.

Хотелось бы добавить:
Как говорил Сенека Луций Анней - «Чего не запрещает закон, то запрещает стыд», и ведь действительно так, многие вещи мы не можем сделать из стыдливости, а многие из за того что они прописаны в законах, отличия лишь в том, что многие написанные законы являются лишь законом - Если мы нарушим их, мы не будем чувствовать себя не уютно, а если мы нарушим те законы которые установлены нормами морали - нас это будет гложить внутри, ещё не один день, и каждый день мы будем осознавать то что поступили плохо, вот поэтому - «Некоторые не писанные законы, твёрже писанных»

www.seasonpoetry.ru

Эссе «Некоторые неписаные законы тверже всех писаных» (Сенека) (ЕГЭ обществознание)

В данном высказывании известный римский мыслитель поднимает проблему роли и значения в жизни общества таких социальных норм, как нормы права и морали. Данная проблема весьма актуальна, так как социальные нормы в современном мире обеспечивают ему стабильность и поступательное развитие.

Автор, проводя сравнительную характеристику действия норм права и морали, считает, что нормы морали устойчивее и сильнее укоренены в общественном сознании и потому более эффективно соблюдаются, нежели нормы права.

Рассмотрим теоретический аспект проблемы. Как известно из курса обществознания, социальные нормы являются элементом социального контроля и представляют собой общепризнанные правила поведения.

Различают множество видов социальных норм, но автор обращает внимание именно на нормы морали и права. Нормы морали нигде не зафиксированы, основаны на представлениях о добре и зле, которые закреплены в общественном сознании. Для поощрения или наказания за совершение того или иного поступка применяются неформальные санкции. Нормы морали охватывают невероятно широкий круг взаимоотношений между людьми. Нормы права же, в отличие от норм морали, устанавливаются и фиксируются в законах государством. В случае их несоблюдения предусмотрены формальные санкции, соответствующие правонарушению. Сфера действия норм права много уже, нежели морали.

Очень часто закон противоречит нормам морали, и, не смотря на то, что несоблюдение первых не несет за собой таких суровых санкций, как за несоблюдение закона, люди, в таких случаях, часто игнорируют нормы права и за руководство принимают нормы морали.

Например, в начале восемнадцатого века, когда Россия была империей, существовал закон, предписывающий священникам передавать содержание исповеди в Тайную канцелярию. Невыполнение данного требования влекло за собой лишение чина. Но большинство деятелей церкви руководствовались законом божьим, пренебрегая таким указом.

Другой пример можно почерпнуть из работы Ф. Энгельса об Афинском государстве, столкнувшемся с неприятием свободными гражданами службы в полиции.

Велико было влияние моральных представлений родового строя, и поэтому люди считали недопустимым службу в полиции, связанной с применением силы по отношению к своим согражданам, таким же свободным и равным, как и они. Ни аресты, ни штрафы не сломили столь сильный нравственный протест. Властям пришлось формировать полицию преимущественно из рабов.

Таким образом, исполнения норм права довольно трудно добиться, если они коренным образом расходятся с нормами морали. Для стабильного и устойчивого функционирования общества нормы права должны основываться на морали, потому что отсутствие добра и справедливости в законах грозит обществу и государству хаосом и распадом.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

«Некоторые неписанные законы тверже писанных». Сенека. Сочинение по социологии и праву (ЕГЭ обществознание)

«Некоторые неписанные законы тверже писанных».

В этом высказывании Сенека поднимает проблему различного восприятия обществом писанных и неписанных норм.

Жизнь каждого человека подчинена определенным законам: как писанным, так и неписанным. Всем известно, что писанные законы появились намного позже неписанных, существовавших в виде традиций и обычаев. Последние зарождаются с началом формирования государственности, так как они позволяли правителю контролировать подданных.

Писанные законы во многих позициях были схожи с традициями данного общества, однако защищали общегосударственные, надличностные интересы. Главной функцией всех норм является поддержание стабильности в обществе и конформности ее членов.

Поднимая проблему различного восприятия индивидами писанных и неписанных законов, автор имеет в виду, что порой для человека значимость моральных норм и ценностей может превышать значимость государственных законов. В то время как под писанными нормами подразумеваются законы, то есть нормативно-правовые акты, имеющие письменную форму и защищаемые государством, то неписанные законы понимаются как ценности-социально одобряемые цели и средства их достижения, которые разделяются большинством членов данного общества и являются для них самоочевидными.

Соблюдение законов обеспечивается государственным принуждением, на что оно имеет монопольное право. Хотя и за несоблюдение социальных норм тоже следуют санкции, они оказывают большее влияние на человека, чем формальные. Твердость неписанных законов можно объяснить тем, что они регулируются не только общественными санкциями или внешним контролем, но и через систему аксиоматических ценностей, присущих каждому человеку, то есть через внутренний социальный контроль. Последний подразумевает бессознательное следование нормам. То есть нарушая социальные нормы, человек обрекает себя на муки совести. Поэтому, в случае противоречия двух видов норм, члены общества скорее выберут следование собственным убеждениям, чем законам, предписанным извне. Особенно ярко видно преобладание неписанных законов в ситуациях, когда законодательство изменилось, а нравы нет.

Как, например, было в России. Первый закон о запрещении дуэлей был принят во времена Петра I, однако запрет распространялся только на офицеров. А вот при Екатерине II дуэли получили широкое распространение и их законодательно запретили среди молодежи. Частые дуэли среди дворянства противоречили интересам государства: на них погибало много молодых и перспективных граждан. Однако с точки зрения дворян, не вызвать обидчика на дуэль или не прийти на нее, когда тебе бросили перчатку, было хуже смерти. В высшем обществе девятнадцатого века честь была одним из самых важных этических понятий, определяющих статусное положение.

В ходе многих столетий в обществе могут утвердиться убеждения, дискриминирующие часть общества, не входящую в группу. Эти убеждения могут быть направленны против определённой расы, национальности или унижать всех тех, кто принадлежит другой национальности или расе. Например, одной из самых распространенных проблем современного мира является расизм. Если в России его проявления редко заметны, так как среди населения нет множества представителей других рас, то в США и ЕС этот вид дискриминации является распространенным явлением. Примером может служить ситуация, произошедшая с клиентом героя романа Харпер Ли “Убить пересмешника” Аттикуса. Аттикус Финч берется за защиту темнокожего Тома Робинсона, несправедливо обвиненного в изнасиловании белой женщины. На суде Аттикус приводит достаточно много доводов в пользу своего подзащитного и несмотря на очень долгое обсуждение, присяжные признают Тома виновным. В общественном сознании американцев прочно утвердилась норма недолюбливать людей негроидной расы. Хотя и законодательно закреплено равенство всех рас. В этом случае ярко видно не только проявление внешнего социального контроля: детей адвоката дразнили окружающие, но и то, что носителем ценностей является не отдельный человек, а социальная группа.

Таким образом, в обществе часто можно заметить случаи, когда неписанные законы имеют для людей большее значение, чем писанные. Несмотря на серьезность санкций, предъявляемых человеку за нарушение писанных законов и уставов, страх оказаться под давлением общественного мнения или внутреннего контроля, совести, может оказаться сильнее.

Пример эссе по высказыванию Сенеки «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных».

Как известно, социальными нормами считаются нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Очевидно, в данном высказывании писаные законы - это правовые нормы - общеобязательные, формально определённые правила поведения, гарантируемые государством, отражающие уровень свободы граждан и организаций, выступающие регулятором общественных отношений. Неписаные нормы здесь могут означать нормы морали (формы общественного сознания, состоящей из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей) и традиции (множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений). Понятное дело, что в государстве выше всех традиций и нравственных норм стоит закон - если человек преступил его, следуя каким-либо традициям или нравственным нормам, государство может его за это наказать. И человек обычно прекрасно это понимает. Но может ли быть такое, что нравственные нормы и традиции в сознании людей ценятся выше, чем государственные законы?

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним рассказ К.Г. Паустовского «Старый повар». В этом произведении умирающий старый повар страдает из-за того, что, когда его жене Марте требовались дорогие лекарства, он украл у графини золотое блюдо. Он продал его, но лекарства, приобретённые за полученные деньги, не спасли жизнь его жены. Однако Вольфанг Амадей Моцарт успокоил его, сказав, что это не грех, а любовный подвиг. Ведь разве золотое блюдо стоит жизни человека? Да, старик нарушил закон, чтобы спасти свою жену, но нравственные законы гласят, что человек должен жить во имя любви к близким, а это значит, что он должен сделать всё, что в его силах, чтобы спасти родного человека. Стоит отметить, что решение о краже, на мой взгляд, далось старику нелегко – не зря же он столько мучился после этого! Он уверял, что, если бы его кража могла кому-то из слуг навредить, он бы никогда этого не сделал. Но осуждают ли старика другие люди? Нет, Моцарт, к примеру, а вместе с ним и автор, с уважением отнёсся к его поступку. Я, когда читала этот рассказ, тоже посчитала, что старик поступил правильно. И другие люди, которым я поведала про это произведение, согласились с моим мнением, несмотря на то, что старик совершил кражу, т.е. нарушил государственный закон. Потому что многие всё-таки понимают, что нужно заботиться о близких, идти ради них на определённые подвиги. Таким образом, моральные ценности могут цениться людьми значительно выше государственных законов.

Раньше в мире была очень распространена такая традиция, как дуэль - строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого - удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Сейчас почти во всех странах она запрещена и почти никто этот закон не нарушает. Но, когда дуэль только начали запрещать, люди не относились к этому серьёзно. Дуэли продолжались, несмотря на то, что они были противозаконными. Оскорблённый человек считал себя обязанным бросить вызов обидчику, поскольку полагал, что таким образом он защищает свою честь. И ему было всё равно на то, что он нарушал этим закон. Многие именитые юристы, выступавшие в XVII-XVIII веках против дуэлей, признавали, что писаные законы не влияют на правоприменительную практику и так будет, видимо, до тех пор, пока отношение к дуэли в обществе в целом не изменится. Следовательно, в сознании людей традиции могут ставиться выше государственных законов.

В заключение ещё раз подчеркну: некоторые моральные нормы и традиции люди могут считать настолько важными, что они будут готовы даже нарушить закон во имя этих моральных норм или традиций.

  • Словник української мови Академічний тлумачний словник ПР А ́ ВИЛО, а, сер. 1. Положення, яким передається якась закономірність, стале співвідношення певних явищ. Засвоївши якесь граматичне правило, він […]
  • Поступление налога на доходы физических лиц 2014 Прогноз поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации от налогоплательщиков городского округа город Мегион составлен на основе фактических […]
  • об отложении судебного заседания OБРАЗЕЦ ХОДАТАЙСТВА ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА (наименование судебного участка либо суда) (адрес суда либо судебного участка) Истец: […]