Какого соотношение гражданского общества и правового государства. Соотношение понятий правовое государство и гражданское общество. Многие исследователи считают необходимым условием правового государства утверждение человека как самоценности, понимание сво

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

соотношение гражданского общества и государства Гражданское общество и государство представляют собой понятия которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем что их нельзя ни отождествлять ни противопоставлять друг другу тем более...

26. соотношение гражданского общества и государства

Гражданское общество" и "государство" представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу.

Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Напротив, государство представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т.д.

Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Поэтому гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей. Кроме того, противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечить условия для реализации прав и свобод автономной личности также невозможно без государства.

Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем, что их нельзя ни отождествлять, ни противопоставлять друг другу, тем более отрывать одно от другого.

Гражданское общество и государство, обладая относительной самостоятельностью по отношению друг к другу, вместе с тем составляют единое, не лишенное противоречий целое. Ни государство, ни гражданское общество не способны к самостоятельному, более того — взаимоисключающему сосуществованию. Государство—закономерный продукт развития общества, оно появляется тогда, когда в недрах этого общества объективно назрела потребность в таком образовании как государство.

История показывает, что государство может подчинить себе гражданское общество (практика авторитарных, тоталитарных государств). В главном проблема их соотношения сводится к замене подчинения гражданского общества государству подчинением ему государства, несмотря на то, что подчинение общества государству даже может характеризоваться положительной ролью последнего в обеспечении экономического процветания и социальной защищенности личности (например, Чили в период диктатуры Пиночета; современный Китай, где социально-экономическому развитию свойствен синтез социализма и капитализма, но политическая система является однопартийной).

Разрешение проблемы соотношения общества и государства связано с пониманием государства как неотъемлемой подсистемы гражданского общества, имеющей в нем собственный сектор деятельности. Например, так называемое "государство всеобщего благоденствия", в частности, проводит в жизнь государственные социальные программы (строительство, финансирование больниц, школ для бедных; в США существует очередь на получение жилья в государственном фонде).

Содержание направлений взаимодействия государства и гражданского общества в целом может характеризоваться наличием у последнего права на невмешательство государства в определенную сферу жизнедеятельности личности, права на участие в формировании определенных органов государства, управлении некоторыми его делами, права на определенные услуги государства.

Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество».

Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

Что такое общество?

Обществом можно назвать общность людей, которая создается на основе взаимных интересов, взаимного сотрудничества. Правда, не всякая совокупность людей, объединенных общими интересами, является обществом. Студентов в аудитории или зрителей в театре также объединяет общий интерес, но это не общество. Само общество не является простой совокупностью индивидов. Это социальная система.

Общество — система взаимодействия людей, которые связаны между собой интересами в сфере производства, обмена, потребления жизненных благ и устанавливают границы поведения в общих интересах с помощью социальных норм (в том числе — юридических).

К каждому обществу надо подходить конкретно-исторически. У каждого общества имеется своя система отношении:

— экономических: формы собственности, производство, распределение, обмен и др.;

— социальных: отношения между разными группами населения

Политических – отношение групп населения к политической власти., участие граждан и их объединений в политике.

Идеологических-культура, характер и мировоззрения

Общество – сложная динамическая система взаимоотношения людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми, национальными отношениями. Основными элементами, определяющими обществами являются собственность, труд, семья.

Гражданское общество – система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся во взаимоотношениях конкуренции и солидарности. Вне непосредственного вмешательства государства призванного создавать условия для их свободного развития. Не каждое общество можно назвать гражданским, то есть с достаточно развитыми экономическими культурными правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Начало формирования гражданского общества" в странах Европы и Америки приходится на XVI—XVII вв.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными изменениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразованиями общественной идеологии:

I (XVI—XVII вв.): процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;

II (конец XVII — конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.

Формальное равенство открывает возможности для проявления индивидуальности: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно наделен определенным комплексом прав, свобод и в то же время несёт ответственность перед обществом. Государство все более отдаляется от выполнения функций собственника. Развиваются правовые механизмы, сдерживающие политическую власть, подчиняющие ее закону. Происходит становление представительной демократии — постоянно действующих представительных общенациональных учреждений парламентского типа со строго обозначенными полномочиями утверждать налоги и принимать законы;

III (рубеж XIX — XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организации. Понятис «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель, напр., рассматривал гражданское общество как единство лиц, его составляющих. Он считал, что поскольку зги лица имеют разные интересы, нередко противоположные, возникает потребность в государстве как организации общей связи каждого с каждым. Диалектически объясняя их взаимосвязь, Гегель называл государство абсолютной целью гражданского общества, ему (государству) подчиненного.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество — разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество — разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества — в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства;

2) не включает государство, развивается самостоятельно — без непосредственного вмешательства государства;

3) состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах", гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта;

" Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических».

8) развивается и взаимодействует с государством в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

— служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;

— является относительно самостоятельным

по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

— устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;

— не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;

— оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;

— выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

— юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;

— имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:

Субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически — имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически и политически;

Субъект, который наделен правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);

Субъект, который осознает ответственность перед обществом;

Субъект, который защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество базируется на многообразии форм и видов собственности.

Каждая из них призвана: (1) обеспечить благосостояние всех; (2) открыть экономический простор для приумножения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволил создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» — один из показателей сформированного в нем гражданского общества.

Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства (см. главу «Социальное правовое государство»). Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.

Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства.

57. инкорпорация законодательства понятие, цели, виды

Инкорпорация законодательства - это такая форма систематизации, когда нормативные акты определенного уровня объединяются полностью либо частично в издаваемые для широкого пользования сборники или собрания в определенном порядке (хронологическом, системно-предметном). Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.

Примеры издания разного рода официальных сборников и собраний законодательства в истории права довольно многочисленны. Так, знаменитый Свод законов Юстиниана, как основной источник древнеримского права, представлял собой форму инкорпорации действовавших в тот период в Риме норм. Ныне изданы и постоянно поддерживаются в контрольном состоянии своды (собрания) законодательства в США, ФРГ и ряде других государств.

История создания различного рода сборников и собраний правовых актов в России имеет древние корни и довольно интересна и поучительна.

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России были предпринята еще в XI - XII веках, в первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Позднее Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII века Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX века оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX века, проведенной под руководством известного юриста того времени М.М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 года.

Свод законов в России был издан в 1832 году и состоял из 15 томов. В него было включено около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. В него вошли все действующие законодательные акты, исходящие от царя, нормативные акты, принятые Сенатом, министерствами, Святейшим Правительственным Синодом.

В 60 - 70-х годах были подготовлены и изданы Систематическое Собрание законодательства СССР в пятидесяти томах и соответствующие собрания в союзных республиках. В них вошли расположенные по предметному принципу все действующие на момент издания собраний законодательные акты и нормативные решения правительств соответственно СССР и союзной республики. На их базе были подготовлены и изданы в 80-х годах Свод законов СССР (11 томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).

Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства РФ общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку.

Как известно, период издания Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х годов, характеризуется коренной ломкой социально-экономических и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям (см. схему 27). В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х годах Свод законов РСФСР.

Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х годах.

Неофициальная инкорпорация осуществляется федеральными министерствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативных акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке издаются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании законодательства Российской Федерации", газетах "Парламентская газета", "Российская газета", "Российские вести", бюллетенях нормативных актов органов исполнительной власти или муниципальных органов и др.

В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются опять же не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо выросли, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов РФ. Его издание - это необходимая предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства. Как известно, подготовительные работы по подготовке вышеуказанного Свода уже начались. Принят Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. № 94 "О подготовке к изданию Свода законов РФ"376. В соответствии с ним Свод законов должен быть официальным, систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. В Свод законов должны быть помещены все действующие нормативные акты (разумеется, кроме официально признанных секретными). Только при этом условии он может быть достоверным источником законодательства.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов РФ. Так, на основе Распоряжения Мэра г. Москвы от 4 августа 1998 г. № 799-РМ "О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы"377 начата интенсивная работа по отбору нормативных актов для помещения в Собрание. Ныне уже издан первый том Собрания.

Такое Собрание создается как официальное издание нормативных актов г. Москвы, включающее законы г. Москвы, нормативные постановления Московской городской Думы и Правительства г. Москвы, правовые акты нормативного характера Мэра столицы. В него должны быть помещены также подлежащие применению нормативные акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти г. Москвы. Собрание создается как систематизированный, полный, постоянно обновляющийся сборник нормативных актов столицы.

88. понятие правопорядка. Соотношение категорий законность, правопорядок, общественный порядок.

Правопорядок – это устойчивая и согласованная связь правоотношений, которая основывается на законности. Правопорядок предполагает правомерное поведение субъектов. По своей сути правопорядок – это реализованная законность, так как правовая упорядоченность общественных отношений полагает повсеместную реализацию правовых норм. Правопорядок, можно сказать, является результатом законности.

К особенностям правопорядка относят также следующее:

Он строго запланирован в нормах права;

Правопорядок обеспечивается государством;

Правопорядок возникает в результате реализации норм права;

Правопорядок делает человека более свободным, организует общественные отношения, значительно облегчает жизнь.

Соотношение понятий «правопорядок» и «общественный порядок»

Общественный порядок, в отличие от правопорядка, является системой упорядоченных устойчивых общественных отношений, которые сложились под воздействием социальных норм, норм права, морали и обычаев.

Соотношение законности, правопорядка и демократии заключается в следующем:

Истинная демократия будет невозможна без законности и правопорядка, так как она превратится в хаос, злоупотребления;

Законность и правопорядок не несут людям пользу без демократических институтов, механизмов и норм, с помощью которых можно будет урегулировать нормативную основу законности и правопорядка.

Считается, что укрепление правопорядка в обществе не может произойти без осуществления законности в работе самого государственного аппарата, без устранения коррупции. Основным условием укрепления законности и правопорядка будет служить всестороннее развитие демократических начал во всех сферах общественной жизни.

Правопорядок - это порядок в общественной жизни, который создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами. Он представляет собой результат действия правовых норм, их неуклонного соблюдения.

Законодательство является нормативной основой правопорядка. Законность есть средство, условие создания правопорядка. Законность и правопорядок являются непременными условиями и выступают в качестве основы:

Нормального функционирования жизни общества;

Четкой, эффективной деятельности государственных, хозяйственных, общественных организационных структур;

Обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, исполнения им своих обязанностей, надежной охраной законных интересов и прав физических и юридических лиц;

Уверенность населения в справедливости действий власти.

Практика соблюдения принципа равенства всех перед законом в других государствах давно стала обычным явлением. Например, выдающийся американский боксер, неоднократный чемпион мира в тяжелом весе среди профессионалов Майкл Тайсон более трех лет отсидел в тюрьме. Только суд присяжных признал всемирно известного певца Майкла Джексона (США) невиновным в предъявляемых ему обвинениях сексуального характера.

В современной России также стали нередкими случаи привлечения к уголовной ответственности влиятельных (политики) и экономически состоятельных (бизнесмены) людей. О конкретных случаях привлечения к юридической ответственности известных людей в различных странах красноречиво свидетельствует следующая таблица.

Важная роль в обеспечении законности принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Он является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. "Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей" (Конституция РФ. Статья 125. Часть 1). "Судьи Конституционного Суда Российской Федерации... назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации" (Конституция РФ. Статья 128. Часть 1).

В 1996 г. в Конституционный Суд РФ поступило 10 000 заявлений. Из них 97% не было принято. Ежегодно Конституционный Суд РФ рассматривает 20-24 дела с вынесением итогового решения (постановления, заключения). В этой связи высказывается предложение предоставить право конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации, судам общей и арбитражной юрисдикции рассматривать дела о признании недействующими законов субъектов Федерации путем "распространения" на них правовых позиций Конституционного Суда.

К сожалению, многие решения судов, в том числе и Конституционного Суда Российской Федерации, не выполняются. Этим грешат и федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Например, в период с 1997 по 2005 г. Государственной Думой РФ не исполнено 10 постановлений и 1 определение Конституционного Суда РФ. Действенный механизм реализации состоявшихся решений суда в стране пока не создан. Еще в 1992 г. в Федеральное Собрание Российской Федерации был внесен проект Закона "Об обеспечении исполнения решений Конституционного суда Российской Федерации". Пройдя первое чтение, он так и не был принят (по состоянию на июль 2006 г.).


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35054. Геохимия 96.5 KB
Ферсмана: Геохимия изучает историю химических элементоватомов в земной коре и их поведение при различных термодинамических и физикохимических условиях природы. Геохимия наука изучающая распространение атомов химических элементов в космосе и на Земле историю их существования происхождение а также поведение в различных природных условиях. Понять историю атомов в земной коре и вообще на Земле и в космосе можно лишь изучив свойства этих атомов так как различные природные процессы связанные с распределением и миграцией химических...
35055. Геохимия ОС 456 KB
Таблица 1 Классификация химических элементов по декадам В. Таблица 2 Геохимические группы ХЭ по их участию в геохимических циклах по Вернадскому 1934 В этой таблице п число химических элементов. Массы т групп геохимических химических элементов в земной коре Первая группа группа благородных газов включает элементы которые вопервых не принимают участия в главнейших химических земных процессах и вовторых в исключительных случаях дают соединения с другими атомами. В них мы наблюдаем остатки космической истории нашей...
35056. Объектно-ориентированное программирование. Технология ООП 82 KB
Инкапсулированные в объект данные (переменные и константы) Непосредственно изменяются редко, служат, обычно для инициализации объекта. Необходимо избегать прямого обращения к полям, создавая и используя вместо этого соответствующие свойства.
35057. Психология ответы к экзамену 405.5 KB
В дальнейшем стало очевидно что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какаято активная переработка поступающей информации что это процессы без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями ускользающими от ясного сознания. Фрейд создал метод психоанализа с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Корни поведения человека в его детстве.
35058. Общий психологический практикум 233 KB
Предисловие 5 Требование ГОС 7 Учебная программа 8 Расчет часов учебного времени 16 Методические рекомендации по изучению дисциплины 17 Планы групповых занятий 19 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 25 Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий 27 Темы и направления контрольных заданий 31 Методические рекомендации по подготовке к зачету 33 Вопросы для подготовки к зачету 34 Методические рекомендации по проведению экспериментальнопсихологического исследования 39 Рекомендуемая...
35059. Права и их защита 142.42 KB
Понятие прав и свобод человека и гражданина и их классификация. права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные относятся право на объединение ст. 31 право на забастовку Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные посредством которых реализуются основные в управлении делами государства ч. 32 Конституции РФ реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления участвовать в отправлении правосудия поступать на...
35060. Организация сельскохозяйственного производства в ООО «Редькинское» Дзержинского района Калужской области 127 KB
Обоснование фактической и перспективной специализации хозяйства Планирование качественных показателей хозяйства на перспективу Планирование урожайности сельскохозяйственных культур Планирование продуктивности сельскохозяйственных животных Установление типа кормления животных Расчет площади условной пашни Расчет посевной площади необходимой для обеспечения внутрихозяйственных нужд и выполнения договоров по растениеводческой продукции Расчет кормовых площадей для производства единицы животноводческой продукции Планирование...
35061. Осложнения при кастрации 22.54 KB
С лечебной целью кастрируют животных при интравагинальных грыжах орхитах периорхитах при ранениях семенников и заболеваниях семенного канатика. Наиболее часто наблюдаются: кровотечение выпадение общей влагалищной оболочки культи семенного канатика сальника и кишечной петли. К ним относят: воспалительные отеки воспаление общей влагалищной оболочки воспаление и некроз культи семенного канатика и др. Источником кровотечения могут быть артерии и вены мошонки семенного канатика и семяпровода.
35062. Организация строительного производства 154.47 KB
Разработчики: проектировщики. Состав ПОС: Календарный план строительства или комплексный укрупненный сетевой график Календарный план работ выполняемых в подготовительный период График производства СМР Ведомость основных объемов работ Ведомость потребности в конструкциях изделиях и оборудовании Организационнотехнологические схемы возведения зданий и сооружений Строительные генеральные планы для подготовительного и основного периодов Ситуационный план района строительства График потребности в основных машинах и транспорте по...

Понятие «гражданское общество». В одном из современных учебников по политологии справедливо замечается: «Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра». Что же представляет собой это загадочное общество?

Распространено мнение, что гражданское общество представляет совокупность (или сеть) добровольно образованных негосударственных структур (объединений, организаций, ассоциаций, союзов, центров, клубов, фондов и пр.). Гражданское общество, таким образом, являет собой некий союз, где на началах невмешательства существуют государство и добровольные общественные организации. В таком случае неясна связь государства и гражданского общества, какое из этих социальных образований является базисным, или же они – параллельные структуры. На такой вопрос наводит и высказывание Л.П. Борисова: «В гражданское общество государство не входит, хотя, конечно, все потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение». О той же зависимости гражданского общества от государства говорится и в учебном пособии под редакцией проф. Г.В. Полуниной: «Гражданское общество обращается к государству со своими инициативами, требующими государственной поддержки (прежде всего материальной), интересами, требованиями, просьбами и т.д. Государство идет навстречу гражданскому обществу в разных формах: это изучение гражданских инициатив (их поддержка или неодобрение), выделение материальных средств для развития активности многих общественных объединений, организаций, фондов». Как видим, налицо явная асимметрия зависимости. Общественные организации, составляющие гражданское общество, предполагают, государство решает. Как тогда понять определяющий идеал гражданского общества, благодаря которому оно и появилось, – идеал свободы? Если государство находится вне рамок гражданского общества, значит для него недействителен и несущественен идеал свободы? Кроме того, выходит, что в обществе могут существовать, по крайней мере, две параллельные структуры: государство и сеть организаций гражданского общества.

Или взять другой пример определения гражданского общества. «Гражданское общество есть та среда, в которой современный человек законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акций и общественной солидарности». В этом определении ударение сделано на индивидуальной стороне человеческих потребностей, а также на групповых или корпоративных интересах. Такое история уже видела на примере корпоративизма фашистских групп и партий.

Таким образом, после знакомства с некоторыми распространенными представлениями о гражданском обществе возникает масса новых вопросов. Несомненными являются только некоторые характерные особенности гражданского общества, такие, как разделение властей, развитие демократии, многообразие форм собственности, политический плюрализм, свобода совести и др.

Дать определение гражданскому обществу сложно главным образом потому, что его существенным признаком является свобода личности. Н. Бердяев называл свободу «таинственной, изначальной, исходной, бездонной, безосновной, иррациональной».

Спорным, как показывает практика изучения этой темы, является еще один вопрос. Являются ли формальные ограничения свободы, устанавливаемые в любом обществе, в том числе и гражданском, ограничением ее по существу ? Этот вопрос всегда появляется, когда речь заходит о свободе гражданина. Ведь логично заключить, что гражданское общество есть сообщество граждан. Кто же такой гражданин? Античного метека, египетского жреца, свободного земледельца, представителя господствующего сословия феодального общества нельзя назвать гражданами. Они только представители определенных социальных групп, гражданин же – представитель общества в целом, это во-первых. Во-вторых, гражданин – это человек, который не может быть лишен права проявить свое личное участие в жизни общества как собирательного целого. Права некоторых граждан могут быть ограничены по закону (например, у людей, отбывающих сроки наказания), но они не могут быть у них изъяты в объеме, представляющем уг-розу для самого существования личности. Иначе говоря, гражданин суть индивид, имеющий право участвовать в жизни целого, реализовывать себя для целого как личность , и который не может быть лишен этого права. Условиями для такой реализации служат демократия, свобода слова, свобода совести, идейный плюрализм, защита прав меньшинства и пр. Иными словами, все, что зачастую определяют как основания гражданского общества, на самом деле является всего лишь условиями его существо-вания.

Понятие гражданского общества в итоге может быть сформулировано так: это есть сфера реализации повседневных интересов индивида; совокупность межличностных отношений, которые развиваются без вмешательства государства и вне его рамок.

Структура гражданского общества:

– негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

– совокупность не зависимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

– общественные объединения и организации;

– политические партии и движения;

– сфера воспитания и негосударственного образования;

– система негосударственных средств массовой информации;

– церковь и т.п.

Признаки гражданского общества:

– наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

– самоуправляемость;

– конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

– свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

– всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

– жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

– многоукладность экономики;

– легитимность и демократический характер власти;

– правовое государство.

Соотношение общества и государства. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать определение понятиям «общество» и «государство».

Общество в широком понимании – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, в узком смысле слова – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Общество и государство – понятия несовпадающие. Первое шире второго, ибо в обществе, кроме государства, есть и негосударственные структуры (политические партии, политические движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.д.). Государство есть лишь политическая часть общества, его элемент. Государство занимает в обществе центральное положение и играет в нем главную роль. По характеру государства можно судить о характере всего общества, его сущности. Государство по отношению ко всему обществу выступает как средство управления, ведения общих дел (обеспечивая порядок и общественную безопасность), а по отношению к противникам господствующего класса – нередко как орудие подавления и насилия.

Хронологически рамки общества и государства тоже не совпадают: первое возникло раньше и имеет более богатую историю развития, нежели второе. Рожденное развивающимся обществом государство приобретает по отношению к нему относительную самостоятельность. Степень этой самостоятельности постоянно изменяется, зависит от внутренних и внешних условий их взаимодействия.

Правовое государство: понятие и принципы. Правовое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного «связывания» государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений. Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.

Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);

2) наиболее последовательное «связывание» государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).

Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.

Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:

– разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;

– федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;

– верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);

– взаимной ответственности государства и личности и т.д.

Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

При всем многообразии принципов правового государства два из них все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (фор-мально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.

Теперь обратимся к следующему вопросу. Каким образом гражданское общество связано с правовым государством? Государство есть один из элементов гражданского общества, такой же важный и значимый, как и в любом другом обществе, например, в деспотическом обществе восточного типа. Только его организационная функция здесь иная. В гражданском обществе государство призвано охранять и совершенствовать формы, в которых проявляется свобода личности . Совершенствовать такое государство, значит, давать простор проявлению свободы личности, но в то же время и определять ей «коридор», или разумно «ограничивать» ее. В гражданском, или иначе правовом, обществе существует масса таких «ограничений» свободы, но они не наносят урон свободе личности, как таковой. Гражданское общество вообще не ставит задачу вторгаться в эту сферу.

Развитые институты гражданского общества являются неотъемлемой частью социального государства. Под социальным государством понимается такое, которое не только обеспечивает индивидуальную свободу, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества, но стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования. Социальное государство возникает на базе достаточно высокого уровня экономического развития общества, позволяющего перераспределять национальный доход в пользу менее обеспеченных слоев, проводить активную политику занятости населения, реализовывать социальные программы поддержки населения.

Термин «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого «rechtsstaat» и соотносится с вполне определёнными концепциями. Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. 1989. №2.

В паре взаимосвязанных феноменов «общество - государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно в паре «гражданское общество - правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство - лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.

В ХХ веке во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое. Большинство современных европейских государств принадлежит по своему государственному строю к правовым государствам.

Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.

Правовое государство -- многогранное явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство -- это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподам правового государства.

Правовому государству присущи следующие признаки:

I. Принцип приоритета права.

Приоритет права означает:

Рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

Соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

Необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

Наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

II. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:

Равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

Особые тип правового регулирования и форма правоотношений;

Стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его осуществления.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

III. Принцип единства права и закона.

В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

IV. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Власть в государстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (социальной элите). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:

Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.

Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Куль-тура как наработанная человечеством сумма духовных и матери-альных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.

Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое госу-дарство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.

Одной из главных предпосылок формирования правового го-сударства справедливо называют наличие институтов граждан-ского общества.

Правовое государство требует мощного экономического бази-са, высоких стандартов жизни и доминирования среднего клас-са в социальной структуре общества.

Формирование правового государства возможно только при наличии рыночной многоукладной экономики.

Формирование правового государства требует сбалансирован-ных усилий. Нельзя проводить правовую реформу в отрыве, ска-жем, от политической. Все необходимо делать параллельно.

Правовое государство не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую суб-станцию. Правовое государство одновременно является катего-рией сущего и должного, идеалом, преобразующим действитель-ность.

Принципы гражданского общества

Понятие гражданского общества предполагает наличие у него соответствующих принципов, признаков, характеризующих его как гражданское - свободное и независимое от государственной власти.

1. Гражданское общество - открытое социальное образование. Суть данного принципа состоит в свободе действий индивида, во всеобщей информированности и, прежде всего, в реальном осуществлении права человека на информацию, в возможности взаимодействия с такими же образованиями: обмен информацией, знаниями с зарубежными образовательными учреждениями и т. д.

2. Гражданское общество - сообщество свободных индивидов. Данный принцип означает наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, свободу индивида во всех сферах жизни общества. Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей ценностей.

3. Гражданское общество - это правовое демократическое общество. В основе этого принципа лежит наличие в гражданском обществе, как условие его существования - правового государства и его основных принципов. Суть которых заключается в обеспечении и защите прав и свобод граждан, приоритете права и разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, а так же наличие справедливого и гуманного правосудия.

4. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, взаимодействуя друг с другом, реализуя свои интересы и потребности, объединяясь в различные организации (партии, профсоюзы и так далее) - обеспечивают развитие гражданского общества без вмешательства политической силы государства. Тем самым можно сказать, что здесь гражданское общество имеет собственные источники развития, независимые от государства.

5. Гражданское общество - это плюралистическая и сложно-структурированная система. Говоря об этом принципе, следует указать на то, что любое социальное явление обладает определёнными качествами, однако гражданское общество составляет более полное, воспроизводимое и устойчивое их содержание. Объясняется это тем, что гражданское общество содержит в себе множество различных общественных форм и институтов, которые позволяют реализовать самые разнообразные и необходимые интересы и потребности индивидов.



Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Соотношение правового государства и гражданского общества

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. Так как гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Развитость гражданского общества определяется уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции. Таким образом, можно выделить взаимоотношения правового государства и гражданского общества:

1. Гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая сущность гражданского общества.

2. Противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.

3. Правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.

4. Правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.

5. Необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы.

6. Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние.

7. В паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Таким образом, правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга.

Соотношение гражданского общества и правового государства

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Соотношение гражданского общества и правового государства
Рубрика (тематическая категория) Государство

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое осмысление принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере гражданских прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной политической и идеологической конфронтации.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц), правовое государство вносит определœенный порядок в общество, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности, создает тесную взаимосвязь с гражданским обществом в процессе социального, экономического, духовного и политико–правового развития.

Гражданское общество – система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство – лишь форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев. 1)

Правовое государство - ϶ᴛᴏ государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека. 2)

Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное государство - механизм согласования различных потребностей и интересов граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из основополагающих целœей власти является защита и соблюдение прав человека и базовых его свобод. Современное правовое государство призвано обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость. При этом к элементам справедливости относятся:

– свободные периодические выборы;

– представительная по своему характеру форма правления, при которой исполнительная власть подотчетна избранным законодательным органом или избирателям;

– обязанность органов государственной власти соблюдать конституцию и действовать совместимым с законом образом;

– четкое разделœение между государством и политическими партиями;

– деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется в соответствии с системой, установленной законом;

– вооруженные силы и полиция находятся под контролем гражданских властей и подотчетны им;

– права человека и основные свободы гарантируются законом и соответствуют обязательству по международному праву и др. 1)

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание и образование. При этом не отрицается, что всœе то же самое могут осуществлять и коммерческие или иные структуры.2)

Элементом механизма гос. власти является человек - субъект государственной власти, которые различным образом объединяются, формируя институты. Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Важно заметить, что для сдерживания аппетитов чиновников и для более эффективной защиты прав человека крайне важно привлекать суды, которые должны состоять из представителœей самого народа. Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и сохранить их права и свободы.

Соотношение гражданского общества и правового государства - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Соотношение гражданского общества и правового государства" 2017, 2018.