Подписание и обнародование федерального закона президентом рф. Обнародование закона

Статья 105-107 Конституции РФ определяют все особенности разработки и принятия федеральных законов. Структура принятия предполагает одобрение государственной думой и советом федераций. В обязательном порядке законопроект должен быть подписан президентом страны в течение 14 дней, после того, как тот или же иной законопроект получил одобрение со стороны совета федераций и государственной думы.

Кто именно обязан подписывать законы РФ?

Сразу же нужно сказать о структуре принятия законодательства:
  1. Законы изначально составляются опытными юристам и рассматриваются государственной думой. На данном этапе протекают всевозможные обсуждения, которые смогли бы сделать законодательство идеальным с той или же иной позиции. Не менее важный момент – соответствие созданного закона конституционным нормам и уже имеющемуся законодательству. В нашей стране законодательным органом считается именно государственная дума, поэтому, очень важно, чтобы на данном этапе, сразу же, были устранены определенные недостатки законопроекта;
  2. Депутаты в обязательном порядке производят голосование. Законопроект считается принятым в том случае, если за него отдало голоса более половины депутатов, далее, законопроект передается на рассмотрение совету федераций;
  3. Совет федераций также производит весьма детальное изучение законопроекта, производятся различные обсуждения и пр. Если законопроект не имеет никаких негативных аспектов, производится голосование, и он принимается. В тоже время, законопроект может быть возвращен депутатам на доработку;
  4. Если депутаты согласны с замечанием совета федераций, производится работа по доработке закона. Если же государственная дума не согласна с внесенными поправками, производится повторное голосование, и при наборе 2/3 голосов, законопроект считается принятым.
После всей вышеописанной структуры принятия, когда законопроект уже имеет статус принятого, он поступает к президенту нашей страны. Без подписи президента законопроект так и не увидит свет. Кроме всего прочего, президент имеет право наложить вето на закон.

Особенности обнародования

В течение 14 дней с момента принятия законопроекта, президент должен его подписать или же наложить на него вето. После подписи президента, в течение семи дней, данный законопроект должен быть обнародован. В соответствии с ФЗ т 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» текст документа, причем, в полном объеме, публикуется на специализированных федеральных сайтах, а также печатных изданиях. По истечению десяти дней, с момента обнародования, законопроект считается принятым. Впрочем, чаще всего дата вступления закона в силу, указывается в самом тексте законопроекта.


ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» от 29.12.2006г. N 255-ФЗ является...


Сразу же нужно обратить ваше внимание на то, что в нашей стране сводом законов принято называть кодексы. В прежние времена также были своды законов, который представляли собой...


ГК РФ указывает на то, что близкие родственники имеют право оспорить наследство по закону, а также наследство, которое передано наследодателю по закону. Оспаривание производится...


Вопрос весьма сложный. Законодательная база нашей страны весьма значительна. Конституция РФ – как основной закон, кодексы, федеральные законы, которых более 5 тыс., а также...

Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Президент РФ обладает правом вето, которое может быть преодолено парламентом. В соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ Президент РФ может в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией и Регламентами палат порядке вновь рассматривают данный закон. Вето Президента будет преодолено, если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. При таких обстоятельствах федеральный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Необходимо обратить внимание на одно важное обстоятельство. Как должен поступить Президент РФ, если при рассмотрении закона были допущены нарушения процедуры, предусмотренной Конституцией? С одной стороны, у главы государства имеется возможность, подписав такой закон, обратиться в Конституционный Суд РФ с тем, чтобы тот проверил его конституционность по порядку принятия. Но, с другой стороны, зачем подписывать закон, принятый с явным нарушением процедуры принятия?

По этому поводу, на мой взгляд, обоснованное решение принял Конституционный Суд своим Постановлением от 6 апреля 1998 г. Собрание законодательства РФ. 1998. №16. Ст. 1879. В соответствии с данным Постановлением Президент РФ может возвратить парламентариям неподписанный им федеральный закон по мотиву неконституционности его принятия. Однако если при этом Совет Федерации и Государственная Дума не согласятся с таким мнением, Президент обязан подписать и обнародовать закон, что не препятствует ему в дальнейшем обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ федерального закона, в том числе и по порядку его принятия.

Одобренный обеими палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент обязан подписать в течение 14 дней и обнародовать.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы (обычные) подлежат официальному опубликованию в соответствии с Федеральным законом “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания”. Международные договоры, которые ратифицированы парламентом, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Особого внимания заслуживает процедура принятия закона о федеральном бюджете. Бюджетные полномочия -- это одно из исторически первых полномочий парламента. Он, образно говоря, обязан своим возникновением необходимости финансового контроля за расходованием королем средств из государственной казны. В современных парламентах финансовые полномочия также продолжают оставаться одними из основных.

Особенностью принятия бюджета в современной российской правовой системе является то, что закон о федеральном бюджете как основной финансовый закон государства подлежит рассмотрению в первоочередном порядке, нижней палатой -- в четырех чтениях, причем, исключая возможность пропуска процедуры какого-либо из чтений (в отличие от иных обычных федеральных законов). Регламентированы и сроки между чтениями. Кроме того, Государственная Дума после отклонения законопроекта о федеральном бюджете может поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Порядок рассмотрения и принятия федерального закона о федеральном бюджете предусмотрен Бюджетным кодексом РФ. На стадии первого чтения обсуждается концепция закона о федеральном бюджете, основные его характеристики, направления бюджетной и налоговой политики, прогноз социально-экономического развития страны и др.

Во втором и третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов, вносятся поправки. При четвертом чтении законопроект голосуется в целом и внесение в него поправок не допускается, т.е. четвертое чтение, как и третье, применительно к другим обычным федеральным законам, предназначено для того, чтобы депутаты имели возможность еще раз взвесить законопроект как с точки зрения его концепции, реальности и значения, так и оценить обоснованность внесенных поправок.

После этого процедура практически идентична той, которая предусмотрена для обычных федеральных законов. Закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации, который также может одобрить его или не одобрить, не внося изменений. В случае одобрения он направляется Советом Федерации Президенту РФ. Если же Совет Федерации не одобрит закон о федеральном бюджете, и Государственная Дума преодолеет вето верхней палаты, то закон направляется нижней палатой Президенту РФ для подписания и обнародования. В свою очередь, вето Президента РФ также, как и в ситуации с обычными федеральными законами, преодолевается в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.

Необходимо отметить, что законодательная процедура принятия законов в основном заявлена непосредственно в Конституции РФ. Поэтому в случае принятия новых федеральных законов, не представляющих собой поправки к Конституции, законодательная процедура существенных изменений не претерпит.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

  • 1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;
  • 2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Несовершенство принятого закона обычно связывают с законотворческими ошибками. Замечено также: чем сложнее законодательная процедура, тем выше качество принятого закона, и, наоборот, упрощенный подход к ней порождает ошибки в законе. По сложившимся представлениям законотворческая ошибка - это результат несоблюдения законодательным органом общепринятых правил, стандартов и требований в области разработки и принятия законодательных актов.

По мнению ученых, они связаны с недостатками и упущениями, возникшими на стадии проектирования норм права, переводом имеющихся представлений о социальных и юридических закономерностях в систему нормативно - правовых установлении. Хотя проектирование любого закона и является творческим процессом, его результаты должны соответствовать определенным, достаточно формализованным критериям, в первую очередь - положениям Конституции РФ, федеральным законам и общепризнанным нормам международного права, а также правилам законодательной техники, формальной логики и современного русского литературного языка.

Отступление от правил законодательной техники, русского литературного языка и формальной логики при подготовке закона неизбежно порождает законотворческие ошибки, в результате которых возникают пробелы или противоречия, нечеткие или неясные правовые предписания и так далее. Закон, содержащий многочисленные законотворческие ошибки, породит ошибки при его исполнении. Обычно это законы, принятые в спешке, из популистских интересов или под давлением авторитетных политических деятелей.

Являясь официальным документом государства, закон должен быть написан особым стилем, призванным обеспечить точное и ясное закрепление воли государства в форме общеобязательных властных велений, предписаний. Законодательный текст "не доказывает, не объясняет, не убеждает, а властно предписывает субъектам права определенное поведение, формулирует требования, общеобязательные предписания" Язык закона / под ред. А.С. Пиголкина. М. 1990.

Президент Российской Федерации в одном из своих посланий Федеральному Собранию Российской Федерации так охарактеризовал законотворчество: «...принятые законы часто противоречат друг другу. Будучи принятыми - не исполняются. Постоянно подвергаются изменениям, иной раз - даже не вступив в силу» России надо быть сильной и конкурентоспособной. // «Российская газета», №71,19.04.2002..

Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ. Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства – неотъемлемая составная часть законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона Президент должен принять решение и выбрать один из двух возможных вариантов своих действий в его отношении.

Во-первых, в течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его. Однако, как упоминалось ранее, по Конституции РФ президентское вето не абсолютное, а отлагательное (относительное) и может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламенте, и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой федеральный закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение семи дней. В подобном случае Президент РФ обязан это сделать независимо от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия закона. Вето главы государства призвано препятствовать вступлению в силу некачественных, несвоевременных (по мнению Президента), принятых поспешно законов.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности, в частности, требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении конституционных законов применение президентского вето Конституцией РФ не предусматривается. Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются также в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов регламентирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г.* Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или «Парламентской газете»**. Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу (например, сразу со дня официального опубликования или при наступлении определенной даты).

* СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801.

**См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 22 октября 1999 г. // Российская газета. 1999. 25 окт.

Палаты могут принимать решения и в форме постановлений. Это делается каждой палатой применительно к вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению той или иной из них. Порядок принятия постановлений отличается от законодательного процесса. Постановления палат принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ (например, решения по некоторым вопросам должны приниматься квалифицированным большинством).

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется 11резиденту Российской Федерации для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конституции РФ ).

Выборы происходят на основе не только Конституции РФ , но и специального Федерального закона «О выборах депутатов Государственной … Поскольку принятый Думой закон нуждается в одобрении Совета Федерации и его подписании Президентом РФ , обладающим...

Президенту дается на подписание билля 10 дней (исключая воскресенья), по истечении которых, даже если Президент не отреагировал, билль становится...

– Подписание закона (председателем палаты, монархом, президентом , иным главой государства – в соответствии с конституцией, регламентом). … Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Принятие Конституции РФ в конце 1993 г. и на ее основе Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской … Постановления и заключения Суда не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются Президенту РФ ...

семи дней после их подписания Президентом РФ . Для всех видов законов официальной является публикация, притом непременно. полного их текста, в "Российской газете" или в "Собрании законодательства.

7.2.5. Акты Президента Российской Федерации . Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. … Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90).

Совет Федерации либо одобряет, либо не одобряет представленный закон . В случае одобрения закон вместе с текстом постановления направляется в пятидневный срок Президенту РФ для подписания и обнародования.

Одобренный Советом Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете он передается...

Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания . * Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г … См.: Государственное право Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина. С. 249; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России .

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федеральный закон, в течении четырнадцати дней подписывает его и обнародует.

На территории России применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Федеральный закон подлежит официальному опубликованию в течение семи дней после дня его подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ".

Федеральный закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после его опубликования. Если самим законом не установлен другой порядок вступления его в силу.

Другим видом актов, принимаемых палатами Федерального Собрания, являются постановления. Постановления принимаются по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Проект постановления Государственной Думы может быть внесён Президентом РФ, депутатом Государственной Думы, депутатскими объединениями в Государственной Думе, комитетами и комиссиями, Правительством РФ, субъектами РФ.

Постановления принимаются большинством голосов от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Акты публикуются не позднее десяти дней после их принятия. Официальным опубликованием считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". Акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

6.Подписание и обнародование.

Президент в течение 14 дней подписывает и обнародывает. Датой принятие считается дата принятия в окончательной редакции.

Президент в течение 14 дней может отклонить- новое рассмотрение (в ответственный комитет: принятьь закон в редакции Президента; принять закон с учетом предложений Президента; согласительная комиссия). Повторное рассмотрение закона- выступает представитель Президента. Дума может одобрить закон в своей редакции- 2/3.

Принятие ФКЗ: Совет Федерации- 3/4. Гос Дума- 2/3. У президента нет отлагательного Вета.

Вето Президента. Порядок преодоления разногласий между Федеральным Собранием и Президентом Российской Федерации по поводу законов, принятых Федеральным Собранием и переданных на подписание Президенту.

Конституционное право выделяет две основные разновидности вето: абсолютное (резолютивное) и относительное (отлагательное). Президент РФ обладает правом отлагательного вето, так как оно может быть преодолено парламентом квалифицированным большинством голосов.Необходимо отметить, что Конституция России 1978 г. формально предусматривала возможность президентского вето, при этом сам термин также не использовался в конституционном тексте. Верховный Совет мог преодолеть вето простым большинством голосов, что в сложившейся ситуации лишало его практического значения. Конституция Российской Федерации 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называет мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент РФ предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей. Правда, это вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция РФ говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положений и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением. Вето Президента - это отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись. Абсолютное вето означает окончательное отклонение главой государства закона, принятого парламентом (в Российской Федерации не существует). Относительное (отлагательное) вето - это отказ главы государства в санкционировании закона, лишь приостанавливающий вступление его в силу, т.к. парламенту предоставляется право принятия этого закона вторичным голосованием, требующим квалифицированного большинства голосов. Санкционирование закона - это одобрение закона главой государства посредством подписания его официального текста. Отказ в санкционировании закона означает наложение на него вето. Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Процедура рассмотрения закона в Совете Федерации более проста. Здесь нет традиционных чтений, вопрос может не выноситься на рассмотрение палаты. Однако члены Совета Федерации организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ, при этом поступившие из регионов замечания и предложения могут предопределить отклонение закона Советом Федерации. Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 90 голосов), федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 134 голоса). Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон (понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» и «принятый федеральный закон» не являются тождественными!) в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (если закон рассматривался Советом Федерации и одобрен им, а также в случае «молчаливого одобрения» – Председателем Совета Федерации, а если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации – Председателем Государственной Думы). В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также является отлагательным: если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации (119 голосов) и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.

Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам – ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето. В отношении принятых законов о поправках Президент РФ не обладает правом вето: в течение 14 дней они должны быть подписаны им и обнародованы.

91. Правительство Российской Федерации: понятие, порядок формирования и структура.

Ведущая роль в осуществлении исполнительной власти в РФ принадлежит Правительству РФ. Отправные положения статуса Правительства РФ содержит гл. 6 Конституции РФ, а более детально его статус регулируется Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ». Правительство РФ – орган коллегиальный, в его состав входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры. В формировании Правительства ведущая роль принадлежит Президенту РФ, однако Председателя Правительства РФ он назначает с согласия ГД. Не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ Президент РФ вносит в ГД кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума должна рассмотреть представленную кандидатуру в течение недели. Если представленная кандидатура будет отклонена, то новое внесение кандидатуры Председателя Правительства должно последовать в недельный срок (аналогично – после повторного отклонения представленной кандидатуры). Если ГД отклонит представленную кандидатуру и в третий раз, то Президент РФ распускает ГД и назначает Председателя Правительства РФ самостоятельно. Дальнейшее формирование Правительства РФ осуществляется также Президентом РФ, но уже по представлению назначенного Председателя Правительства РФ: в течение недели после назначения Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а после ее утверждения – конкретные кандидатуры на должности членов Правительства (в формировании персонального состава Правительства Президент РФ каким-либо сроком не связан). Реализацию своих полномочий Правительство РФ осуществляет посредством издания актов: постановлений (нормативного характера) и распоряжений (не имеющих нормативного характера, издаваемых по оперативным и другим текущим вопросам). Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Подготовка и проведение заседаний Правительства осуществляются в соответствии с процедурными нормами, закрепленными в Регламенте Правительства РФ. На заседаниях Правительства РФ рассматриваются наиболее важные вопросы, при этом ряд вопросов, связанных с реализацией компетенции Правительства, рассматривается исключительно на правительственных заседаниях (о внесении в Государственную Думу законопроектов, в том числе о федеральном бюджете, установление объема выпуска государственных ценных бумаг, рассмотрение программ приватизации федеральной государственной собственности, рассмотрение вопросов заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ и др.). По предложению Председателя Правительства РФ, для решения оперативных вопросов может образовываться Президиум Правительства РФ, заседания которого проводятся по мере необходимости, а его решения могут быть отменены Правительством РФ. Кроме того, из своего состава Правительство РФ формирует различные комиссии и советы (по информационной политике, по защите интеллектуальной собственности, по координации внешней политики, по подготовке к различным датам и т. п.).Правительство ответственно в первую очередь перед Президентом РФ: перед вновь избранным Президентом оно слагает свои полномочия, глава государства в любое время может отправить Правительство в отставку (определенного срока полномочий Правительство РФ не имеет, но очевидно, что он не может превышать срока полномочий Президента РФ, при этом ограничений по количеству переназначений одного и того же лица членом Правительства РФ не установлено). Но и ГД по своей инициативе вправе выразить вотум недоверия Правительству РФ, который может привести к его отставке. Однако в любом случае окончательное решение об отставке Правительства принимает Президент РФ. Правительство является высшим органом исполнительной власти в Российской РФ, но основной объем повседневной работы по государственному управлению в различных сферах жизни общества выполняется федеральными органами исполнительной власти. Членами Правительства РФ являются руководители не всех федеральных органов исполнительной власти, а только министры и должностные лица в ранге министра. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств. В состав Правительства входят федеральные министерства, государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов, служб, департаментов и агентств не являются членами Правительства, хотя так же, как и федеральные министры, назначаются Президентом России по представлению Председателя Правительства РФ.

Правительство РФ прекращает свои полномочия при вступлении в должность вновь избранного Президента; при принятии Президентом отставки Правительства РФ.

92. Основные полномочия Правительства Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом «разделения властей».

Закон о Правительстве РФ подробно регламентирует полномочия Правительства в различных областях жизни страны. В области экономики Правительство осуществляет регулирования экономических процессов. В сфере бюджета и финансов Правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д. В социальной сфере Правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан, обеспечивает проведение единой социальной политики. В области науки, культуры и образования Правительство РФ разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования. В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов. В области укрепления законности и правопорядка Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности. В области обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны. В области внешней политики Правительство РФ заключает международные договоры, регулирует экспорт и импорт товаров, реализует внешнеэкономическую деятельность.

Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы. Правительство РФ осуществляет общее руководство федеральными органами исполнительной власти, за исключением органов, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность указанных министерств и ведомств. Возглавляет Правительство РФ его Председатель, который определяет направления деятельности Правительства и организует его работу. Заместители Председателя Правительства участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства, в выработке и реализации политики Правительства, координируют работу министерств и иных органов исполнительной власти. Федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства и издаваемых им постановлений и распоряжений; участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства; обладают полномочиями в качестве руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ - орган коллегиальный. Его заседания проводятся Председателем Правительства не реже одного раза в месяц. Рабочим органом Правительства РФ, обеспечивающим деятельность Правительства и осуществляющим контроль исполнения принятых им решений, является Аппарат Правительства РФ. Он возглавляется Руководителем Аппарата, являющимся членом Правительства и назначаемым Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Полномочия Правительства РФ реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента. Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в РФ. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, имеют наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, ФЗ и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ или в судебном порядке.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. В соответствии с Конститу­цией РФ (ст. 107) Президент РФ, которому направлен федераль­ный закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных за­конов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных конститу­ционных законов, федеральных законов, актов палат Федерально­го Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституцион­ные законы и федеральные законы, которые официально опубли­кованы. Федеральные конституционные и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней по­сле их подписания Президентом РФ. Федеральные конституцион­ные и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Рассматриваемая стадия законодательного процесса является завершающей, если Президент РФ подписал закон. Однако если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федераль­ного закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Феде­рации вновь рассматривают этот закон (ч. 3 ст. 107 Конститу­ции РФ).

По итогам рассмотрения принимается рекомендация принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона; принять федеральный закон с учетом предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Прези­денту, и при необходимости Совету Федерации, направить для рабо­ты в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ра­нее принятой редакции.

Если на голосование палаты поставлен вопрос об одобрении фе­дерального закона в ранее принятой Государственной Думой ре­дакции, решение в этом случае принимается большинством не ме­нее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции феде­ральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

При повторном рассмотрении Советом Федерации федераль­ный закон считается одобренным, если решение об этом было при­нято большинством не менее чем 3/3 голосов от общего числа чле­нов палаты.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстом постановления Совета Федерации об одобрении закона направляется Президенту РФ для подписания в течение семи дней и обнародования.


Определенной спецификой характеризуется принятие феде­ральных конституционных законов. Согласно ст. 108 Конститу­ции РФ, федеральный конституционный закон считается приня­тым, если он одобрен большинством не менее 1/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Таким образом, в отличие от обычных федеральных законов на федеральные конституционные законы право отлагательного вето Президента РФ не распростра­няется.

Законодательная деятельность палат Федерального Собрания планируется.

Еще одним видом актов, принимаемых палатами Федерально­го Собрания, являются постановления.

Совет Федерации и Государственная Дума принимают поста­новления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Государственная Дума и Совет Федерации вправе принимать заяв­ления и обращения, которые могут оформляться постановлением па­латы.

Постановления Совета Федерации и Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа соответст­венно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ или регламентами палат, и подписываются председателями соответствующих палат.

По процедурным вопросам решение принимается большинст­вом голосов членов палаты, принявших участие в голосовании, если иной порядок не предусмотрен регламентами палат.

Порядок опубликования и вступления в силу актов палат Феде­рального Собрания определяется Федеральным законом «О поряд­ке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с ним на территории Российской Феде­рации применяются только те акты палат Федерального Собра­ния, которые официально опубликованы.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновре­менно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

ТЕМА 23. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
И ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

1. Конституционно-правовой статус депутата Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Депутатский запрос, право обращения с запросом к члену Прави­тельства Российской Федерации. Право на безотлагательный прием долж­ностными лицами, на получение и распространение информации.

3. Досрочное прекращение полномочий депутата. Ответственность за нарушение конституционно-правового статуса депутата.