За что отвечает правительство российской федерации. Правительство российской федерации

В России высшим федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть, является Правительство РФ. Конституция определяет порядок его действия и статус. В частности, основополагающие принципы содержатся в главе 6. Вторым нормативным актом, регулирующим деятельность органа, является федеральный Закон "О Правительстве РФ". Далее рассмотрим подробнее этот институт. В статье будет описана структура Правительства РФ, особенности его образования и характер его деятельности.

Общие сведения

Исполнительная ветвь выступает как важнейший элемент существующей в стране системы разделения властей. Она выражена в определенной системе госорганов. Они, в свою очередь, связаны друг с другом по горизонтали и вертикали. На высшей ступени этой системы находится Правительство РФ. Оно является коллегиальным органом госвласти общей компетенции. Структура Правительства РФ создана таким образом, чтобы обеспечить руководство распорядительной (административной) и исполнительной деятельностью в стране.

Место в системе госвласти

Сегодня в России установлен президентско-парламентский режим правления. В соответствии с ним образована структура Правительства РФ и определено ее место в системе власти. Ключевой фигурой государственно-политического механизма выступает Президент страны. Являясь главой в государстве, он призван обеспечивать согласованность взаимодействия и функционирования органов госвласти.

Вместе с этим Президент обладает достаточно широкими возможностями. Высший коллегиальный орган обеспечивает следование Конституции, федеральных нормативных актов и президентских указов. Правительство РФ вместе с другими структурами исполнительной власти федерального и субъектного уровня образует единую систему. Коллегиальный орган самостоятельно решает все вопросы, которые отнесены к его компетенции, координирует деятельность министерств и ведомств.

Состав и порядок образования

Структура Правительства РФ состоит из:

  • Федеральных министров.
  • Председателя и его заместителей.

Порядок образования коллегиального органа установлен в главе 6 Основ. Формирование Правительства РФ осуществляется Президентом с согласия Госдумы. Последняя принимает или отклоняет предложенные кандидатуры на тот или иной пост. Предложение о назначении Председателя вносится не позже 2-х недель после вступления избранного Президента либо после отставки действовавшего Правительства. В случае отклонения Госдумой кандидатуры новое представление вносится в течение недели. Рассмотрение предложения осуществляется также на протяжении 7 дней. Федеральные министры и прочие должностные лица назначаются тоже Президентом. Кандидатуры предлагает Председатель Правительства РФ. Не позже недели после своего назначения он должен предоставить предложения о системе федеральных исполнительных органов.

Особенности деятельности

Свои решения на заседаниях Правительство принимает большинством голосов. Они оформляются в виде распоряжений и постановлений. Они считаются подзаконными актами. Распоряжения и постановления издаются в соответствии и во исполнение Основ, указов Президента, федеральных предписаний. Противоречащие Конституции и прочим указанным документам акты могут быть отменены главой страны. Принятые распоряжения и постановления считаются обязательными для исполнения на территории России. Председатель Правительства РФ организует деятельность коллегиального органа. Он также определяет основные направления его работы. Такова структура Правительства РФ.

Схема работы

Коллегиальный орган осуществляет:

Кроме того, в Основах установлены полномочия Правительства РФ в наиболее значимых сферах социальной жизни. К ним, в частности, относят:


Эти и другие полномочия Правительства РФ приведены в ст. 114 Основ. Однако данный список не считается исчерпывающим. Закон "О Правительстве РФ" предусматривает возможность Президента издавать указы, расширяющие компетенцию коллегиального органа. Кроме того, дополнительные задачи, возможности и обязанности вытекают из других статей Основ. Так, Положение о Правительстве РФ обязует его давать заключения по проектам законов, которые предоставляются в Госдуму касательно вопросов, перечисленных в ст. 104, ч. 3.

Регулятивная функция

Правительство РФ осуществляет управление госаппаратом. Оно не только исполняет ключевую роль в процессе его создания, но и координирует его деятельность. Являясь в первую очередь политическим институтом, Правительство РФ регулирует работу государственного аппарата через ведомства, штабы, министерства и департаменты и прочие инстанции. Коллегиальный орган в данном случае выступает как центральное звено, принимающее решения на основании поступившей информации. Постановления и распоряжения, в свою очередь, реализуются государственным аппаратом.

Исполнительная задача

Следование законам в соответствии с конституционными принципами – одна из важнейших функций Правительства РФ. В соответствии с существующим политическим режимом, коллегиальный орган наделен исполнительной властью. Ему вменено в обязанности обеспечивать должное выполнение законодательных актов, которые принимаются парламентом.

Контролирующая деятельности

Правительство РФ осуществляет надзор за законодательной работой парламента. Сегодня фактически данная работа считается самостоятельной функцией коллегиального органа. Контроль осуществляется по двум основным направлениям. В первую очередь Правительство РФ выступает в качестве основного источника законодательной инициативы. Также коллегиальный орган обладает решающим влиянием непосредственно на нормотворческий процесс. Последний является важнейшим вопросом деятельности Правительства.

Нормотворчество

Ст. 115 Конституции гласит, что Правительство РФ имеет право законодательной инициативы. Это значит, что коллегиальный орган может самостоятельно разрабатывать проекты нормативных актов и выносить их на рассмотрение Госдумой. Законопроекты Правительства считаются важнейшим звеном в правовой системе страны. Основные их формы установлены в Основах. В Конституции определено, что постановления и распоряжения Правительства должны исполняться на всей территории государства.

Кроме того, данными формами должны оформляться все решения, которые носят нормативный характер либо имеют правовое значение. Принятие постановлений осуществляется на заседаниях путем голосования (при наличии кворума). Их подписывает высшее должностное лицо органа или заместитель Председателя Правительства РФ. Вместе с этим в аппарате действует постоянный орган - Президиум. В его функции входит решение оперативных и текущих вопросов. Заседания созываются по мере необходимости. Принятые им решения оформляются постановлениями и распоряжениями Правительства. Эти акты должны соответствовать тем, которые приняты на заседаниях непосредственно самого коллегиального органа.

Ответственность

Правительство РФ наделено полномочиями и обязанностями. На нем лежит двойная ответственность: политическая – перед государством и парламентом и юридическая – за нарушения правового режима. Последняя имеет место при любой форме правления в стране. Политическая ответственность перед государством и парламентом определяется существующей сегодня системой управления в России. В качестве ее разновидности выступает обязанность надлежащего исполнения бюджета. В нормальных условиях при не утверждении парламентом отчета Правительства по реализации финансового плана влечет отставку последнего. В качестве основания для юридической ответственности выступает установленный факт правового нарушения.

Взаимоотношения с парламентом

Их можно определить как взаимозависимость и взаимодействие. Парламентом утверждается бюджет и акты по налогообложению, проекты которых разрабатывается Правительством. Они оказывают прямое влияние на финансирование, судьбу программ и планов. Деятельность Правительства включает в себя заключение договоров с зарубежными странами. Эти соглашения впоследствии ратифицирует (утверждает) парламент. В ряде случаев требуется, чтобы последний предварительно санкционировал подписание международных договоров. Акты, которые изданы коллегиальным органом либо министрами, могут утратить силу в том случае, если парламентом будет издано предписание, в котором будут установлен новый порядок по тому же предмету регулирования. Парламент принимает участие в решении вопросов, касающихся ответственности, которую несет высшее должностное лицо, заместитель Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

В заключение

Структура Правительства РФ сегодня такова: 23 министра, 8 заместителей (в том числе одного Первого) и Председателя. В качестве последнего выступает Д. А. Медведев. В структуре Правительства действует координационная комиссия. За организацию ее работы ответственен А. М. Абызов. Оптимальное сочетание задач и непосредственно самой структуры коллегиального органа обеспечивает не только успешное функционирование его самого, но и всей системы исполнительной власти. Последнее предопределяет стабильное развитие общества и государства.

Полномочия

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (статья 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации.

50. Организация деятельности Правительства рф. Акты правительства рф.

Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

Председатель Правительства представляет Правительство внутри страны и за ее пределами; ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства.

Заседания Правительства - основная организационно-правовая форма работы Правительства РФ. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ (Регламент Правительства РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. «Вопросы организации деятельности Правительства РФ). *

Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Правительства. Заседания проходят под руководством Председателя Правительства. При его отсутствии заседания проводит первый заместитель Председателя Правительства. На заседаниях Правительства, согласно п. «б» ст. 83 Конституции РФ, может председательствовать Президент РФ. Решения Правительства принимаются большинством голосов членов Правительства.

Представители палат Федерального Собрания, представители высших судебных органов, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ. Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Для решения оперативных вопросов Правительство РФ по предложению Председателя Правительства образует Президиум Правительства РФ. Заседания Президиума Правительства проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства РФ принимаются большинством голосов от общего числа членов Президиума Правительства РФ и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

Согласно ст. 28 Закона о Правительстве исключительно на заседаниях Правительства рассматриваются следующие вопросы: вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов; проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен; устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг; принимаются решения о внесении Правительством законопроектов в Государственную Думу; рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности; рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет; рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров Российской Федерации; образуется Президиум Правительства РФ: утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти; устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; утверждается Регламент Правительства РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образуется Аппарат Правительства РФ. Аппарат Правительства взаимодействует с Администрацией Президента и аппаратами палат Федерального Собрания.

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории РФ. А.П. РФ носят нормативный и ненормативный (индивидуально-правовой) характер. Акты, имеющие нормативный характер (а также наиболее важные из ненормативных актов), издаются в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам - в форме распоряжений. А.П. РФ не должны противоречить законодательным актам, стоящим выше актов Правительства по иерархии системы законодательства: Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента РФ.

Постановление Правительства представляет собой нормативный правовой акт, в котором выражается государственная воля, веление в пределах компетенции и полномочий этого органа власти. Постановления принимаются в соответствии с общими полномочиями Правительства, определенными ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации", а также его полномочиями по определенным предметам ведения в сфере экономики, бюджета, финансов, кредитной и денежной политики; в социальной сфере, сфере науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обеспечения обороны и государственной безопасности России; внешней политики и международных отношений, а также иными полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Конституцией по предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и субъектов РФ, что определено ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ и предусмотрено ст. 22 настоящего Закона. А.П. РФ (в том числе нормативного характера) могут предварительно рассматриваться Президиумом Правительства. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу А.П. РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации". Согласно этому Закону датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. Постановление Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости их немедленного широкого обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. А.П. РФ могут быть обжалованы в суд.

Кроме правовых актов Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие юридического характера. Постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

    Высший орган исполнительной власти (см. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ) в Российской Федерации; состоит из председателя правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров. Председатель правительства Российской Федерации (см.… … Энциклопедический словарь

    Высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.… … Административное право. Словарь-справочник

    В соответствии с Конституцией РФ (ст. 110) исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Федеральный конституционный закон о П. РФ принят Государственной Думой (ГД) 11 апреля 1997 г., одобрен Советом Федерации (СФ) 14 мая 1997 г..… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Правительство Российской Федерации - Прав ительство Росс ийской Федер ации … Русский орфографический словарь

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - (Government of the Russian Federation) глава 6 (статьи 110 117) Конституции РФ всесторонне характеризует место, роль, порядок назначения Правительства, его полномочия и деятельность П. РФ согласно статье 114 Конституции РФ а) разрабатывает и… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО) - высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Конституционный статус П. РФ, его место в системе органов государственной власти обусловлены принципом разделения властей, определенным ст …

    ПРАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший орган исполнительной власти республики в составе РФ, а также орган, возглавляющий систему исполнительной власти в иных, помимо республик, субъектах РФ. П.с. РФ подотчетно президенту республики (главе администрации края, области, мэру… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Шта … Википедия

    Здание Правительства РФ (Белый дом) в Москве. Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия

    Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Книги

  • Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика: Монография. Касаткина Н. М., Крысенкова Н. Б., Лещенков Ф. А. , Касаткина Н.М., Крысенкова Н.Б., Лещенков Ф.А.. Открытое правительство за рубежом. Правовое регулирование и практика: Монография. Касаткина Н. М., Крысенкова Н. Б., Лещенков Ф. А. ISBN:978-5-16-010642-7…
  • Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правом человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об…

Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть и состоит из Председателя, заместителей и руководителей министерств. Задачей Правительства как коллегиального государственного органа является исполнение законов, оперативное решение государственных вопросов и участие в законотворческой деятельности. Действует строго в соответствии со статьями Конституции, руководствуясь принципами народовластия, верховенства закона, гласности, принципами поддержания прав и свобод, а также на основе федеративности.

Принцип разделения власти

В главном правовом документе РФ – Конституции – закреплен основополагающий принцип четкого разделения власти. Каждая из ветвей автономна, самостоятельна и независима. Члены кабинета министров отчитываются по результатам деятельности перед Президентом РФ. Они также не имеют право участвовать в работе ведомств, относящихся к иной ветви власти.

Принцип формирования правительства и назначение Председателя

Правительство формируется на неопределенный срок, но оно обязано прекращать свою деятельность с избранием нового президента. Глава 6 Конституции предполагает следующий порядок:

  • Правительство автоматически прекращает свою деятельность в момент сложения полномочий действующего Президента;
  • После избрания выносит на рассмотрение новую кандидатуру Председателя Правительства;
  • В случае утверждения на должность Государственной Думой, новый в недельный срок должен сформировать структуру и обозначить состав кабинета министров.
  • Дума может отклонить кандидата, и тогда Президент получает право единолично назначить Председателя Правительства, при этом процедура предусматривает роспуск Законодательного Собрания.

Правительством руководит Председатель. Из числа министров он назначает нескольких заместителей. Один из них имеет право подписи и может заменить Премьера во время его отсутствия. Другие заместители должны курировать конкретные участки. В их обязанности входит координация работы комиссий, министерств, объединенных в пределах общей проблематики.

Правительство состоит из министров, которых в РФ двадцать два, по числу ведомств. Члены Правительства обязаны соблюдать следующие ограничения:

  • Действующие члены Правительства не могут сесть в кресло депутатов любого уровня, а также получать любые выборные должности в структуре власти или входить в любые попечительские советы;
  • Не допускается быть представителем чьих-либо интересов;
  • Члену правительства нельзя использовать собственные средства или средства спонсоров, меценатов для осуществления профессиональной деятельности;
  • С 2013 года министрам запрещено иметь депозиты в иностранных банках или финансовые активы зарубежных компаний.

Полномочия и ответственность

Функции Правительства – это реализация положений внутренней политики и регулирование внешнего курса, вопросы общественной, социальной и экономической жизни, обеспечение строгого соблюдения действующих законов и разработка целевых программ. Правительство наделено следующими полномочиями, позволяющими решать поставленные задачи:


За результаты и итоги своей работы Правительство отвечает перед Президентом и Законодательным Собранием. Ежегодно оно должно представлять Думе отчет о проделанной работе. В рабочем порядке по требованию законодателей предоставлять им информацию о ходе процесса разработки нормативных актов в пределах, ограниченных компетенцией.

Структура федеральных органов исполнительной власти

Региональные правительства являются частью структуры исполнительной власти. Они наделяются полномочиями по решению федерального Правительства, если Конституция не содержит норм, запрещающих этого. Местные собрания министров также могут частично передавать Правительству РФ свои функции, когда это соответствует нормам права и сформулировано в соответствующем соглашении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

А. Состав и порядок формирования Правительства

Правительство -- это коллегиальный орган, возглавляющий систему исполнительной власти государства и издающий правовые акты от своего имени. Членами его являются руководители важнейших административных ведомств (министры). Правительство, как правило, наделено широкими полномочиями, несет ответственность за состояние дел в стране, действует под руководством парламента или главы государства. Его работой руководит Председатель (Премьер-министр). Кстати, в мировой практике в зависимости от того, перед кем ответственно правительство, республики принято делить на парламентские и президентские, а монархии -- на конституционные и абсолютные. Наличие правительства -- атрибутивный признак республики.

Правительство в России появилось в XX веке -- в 1906 г. Этот орган в разное время именовался Советом Министров, Временным правительством, Советом Народных Комиссаров, Кабинетом Министров, Советом Министров -- Правительством. Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила его название -- Правительство РФ -- и определила его конституционный статус.

Кроме Конституции, правовой основой деятельности правительства в настоящее время служат Закон Российской Федерации «О Совете Министров -- Правительстве Российской Федерации» от 22 декабря 1992 г. в той части, в какой он не противоречит Конституции, иные законы, а также указы Президента Российской Федерации. Конституция установила, что порядок деятельности правительства определяется федеральным конституционным законом.

Состав правительства, порядок его формирования, цели и основные направления деятельности, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием в общих чертах регламентируются Конституцией Российской Федерации. Конституционным статусом правительства обусловлены и порядок прекращения его деятельности, виды и юридическая сила издаваемых им правовых актов.

В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации -- коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров". Председатель назначен.

" В прошлом в него входили председатели Государственных комитетов, Советов Министров республик в составе РФ, и другие должностные лица -- всего около 100 членов. Сейчас в составе Правительства России не более 40 человек Президентом с согласия Государственной Думы, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост. После трехкратного отклонения Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу.

Первых и иных заместителей Председателя, федеральных министров Президент назначает по представлению главы Правительства. Конституция не устанавливает численный состав данного органа. Фактически это делает Президент, который решает вопросы о количестве вице-премьеров, создании и ликвидации федеральных министерств. Кроме того, Президент Российской Федерации вправе назначить федеральным министром лицо, которое не возглавляет федеральное министерство (руководитель аппарата Правительства, министр «без портфеля» и др.).

Правительство в России функционирует непрерывно 90 лет, хотя его конституционный статус, численность, личный состав неоднократно менялись. И когда в Конституции, правовых актах, в литературе говорится о его отставке, сложении полномочий, разгоне, речь идет о прекращении работы данного личного состава этого коллегиального органа, возглавляющего исполнительную власть страны".

Конституция не устанавливает срока функционирования Правительства РФ, но закрепляет две формы прекращения его деятельности -- сложение полномочий и отставку.

Предельный срок функционирования Правительства в данном составе -- до формирования вновь избранным Президентом нового Правительства. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, но по его поручению, пока не будет сформировано новое, продолжает действовать.

Конституция предусматривает возможность отставки Правительства в случаях, если:

  • 1) такое решение принял Президент;
  • 2) оно само подало в отставку, и Президент ее принял;
  • 3) Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, Дума в доверии отказала, и Президент принял решение об отставке Правительства;
  • 4) Государственная Дума выразила недоверие Правительству дважды в течение трех месяцев, и Президент принял решение о его отставке.

" Точно так же роспуск парламента -- это чаще всего не ликвидация представительного органа, а прекращение деятельности его в данном составе, в данной форме.

Во всех случаях Правительство коллективно уходит в отставку только после принятия Президентом соответствующего решения, изложенного в его указе. Очевидно, что Президент также вправе по собственной инициативе или по личному заявлению члена Правительства отправить его в отставку или просто освободить от должности. Б. Компетенция Правительства Если любой орган государственной власти есть инструмент, средство достижения общественно полезных целей, то правительство -- это главный инструмент исполнения конституционных норм, реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства. Как центральный федеральный орган исполнительной власти общей компетенции оно наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности граждан, общества, государства, состояние международных связей России.

1. Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, активно влияет на экономические процессы, способствует укреплению денежной и кредитной системы, проводит единую политику цен, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, организует рациональное использование природных ресурсов, осуществляет управление федеральной собственностью. В соответствии с Конституцией оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его выполнение.

II. Правительство подготавливает программы социального развития, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Наряду с общесоциальными Правительство РФ решает конкретные вопросы поддержки социально наименее защищенных групп населения, а также безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, «чер-нобыльцев» и других жертв экстремальных ситуаций.

III. Важное направление деятельности Правительства -- осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан, укреплению режима законности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Оно обязано обеспечить оборону страны, ее государственную безопасность. На него возложены руководство связями России с иностранными государствами и международными организациями, организация внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Сравнивая тексты ст. 114 Конституции РФ, регламентирующей полномочия Правительства, и ст. 71, 72, определяющих исключительную и совместную федеральную компетенцию, нетрудно убедиться, что на Правительство возлагается основная ответственность за реализацию тех задач, которые Конституцией отнесены к предметам ведения Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 71 Федерация, а значит и ее Правительство, защищает права и свободы человека и гражданина, управляет федеральной собственностью, осуществляет финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, руководит федеральными энергетическими системами, связью и транспортом, космической деятельностью, оборонным производством, метеорологической службой, стандартизацией, геодезией и картографией, государственным статистическим и бухгалтерским учетом и т. д. Правительство РФ устанавливает размеры ввозных и вывозных таможенных пошлин, правила бухгалтерского учета, лицензирования разных видов деятельности, стандарты, нормы и правила вещевого обеспечения военнослужащих, работников МВД и многие другие федеральные правила, тарифы.

Большую работу Правительство РФ осуществляет по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, названным в ст. 72 Конституции. Это вопросы владения и пользования землей, недрами, водными и другими ресурсами, охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, координации международных и внешнеэкономических связей РФ и субъектов Федерации.

Некоторые порученные ему задачи Правительство выполняет непосредственно, но в основном действует через подведомственные органы.

Правительству РФ как органу общей компетенции подчинены центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции". Оно направляет их работу, дает им по-

" Некоторые из них по ряду вопросов непосредственно подчинены Президенту. Особенно широки полномочия Президента как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами. Пока нет законов, четко определяющих правовой статус Правительства РФ и других центральных органов исполнительной власти, практика государственного строительства основывается на положении, что Президент как глава государства и гарант Конституции РФ вправе принять решение по любому вопросу, связанному с организацией и функционированием федеральной исполнительной власти, за исключением тех, которые Конституцией, федеральными законами отнесены к исключительным полномочиям Правительства и его Председателя (ст. 108, 112, 114 Конституции РФ), устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание. Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центральных федеральных органов исполнительной власти, а Правительство назначает их заместителей. Кроме того, оно принимает положения о каждом центральном федеральном органе исполнительной власти", утверждает его структуру, состав коллегии, а при необходимости делегирует свои полномочия. Правительство осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, может отменить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, комитеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему, органы и назначать их руководителей.

В настоящее время под руководством Правительства действуют три группы центральных федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции, выполняющих в нашей стране основной объем административной работы. Это -- 1) федеральные министерства, руководители которых по должности являются членами Правительства; 2) образуемые Президентом государственные комитеты, комитеты, службы и иные органы; 3) инспекции, комиссии, центры, создаваемые Правительством. И названия, и правовой статус всех этих органов регулируются не Конституцией, а частично текущим законодательством и в основном актами Президента и Правительства.

В своей многогранной повседневной деятельности Правительство РФ опирается не только на центральные федеральные органы, но и на органы исполнительной власти субъектов Федерации. К сожалению, законодательство, действующее в этой сфере, нельзя назвать полным и четким, но думается, что этот пробел в ближайшее время будет устранен. Это необходимо сделать, чтобы последовательно осуществлять, конкретизировать положение ч.2 ст. 77 Конституции РФ: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации». Если органы разных уровней образуют единую систему исполнительной власти, то очевидно, что их центром является Правительство РФ. Оно возглавляет иерархически построенный аппарат исполнительной власти России. Единство исполнительной власти страны -- важная особенность, отличающая ее от законодательной и судебной властей.

Конституцией РФ закреплена еще одна ее особенность (ст. 78): федеральные органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут взаимно передавать друг другу осуществление части своих полномочий. В. Организация работы Правительства

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в квартал. На них решаются наиболее важные вопросы жизни страны. Пленарное заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов Правительства, решения принимаются большинством голосов. Руководит заседаниями Председатель Правительства, а в его отсутствие -- один из его первых заместителей. В соответствии со ст. 83 Конституции Президент РФ имеет право председательствовать на заседании Правительства.

Придавая большое значение координации деятельности Правительства и Центрального Банка, Президент Указом от 15 августа 1994 г. установил, что представительство Банка на заседаниях Правительства при рассмотрении вопросов экономической, денежно-кредитной политики, а также вопросов, затрагивающих интересы банковской системы, осуществляет его Председатель. От имени Правительства в заседаниях совета директоров Центрального Банка принимают участие министры финансов, экономики, которые при осуществлении взаимного представительства наделяются правом совещательного голоса.

Для оперативного решения возникающих вопросов в Правительстве создан постоянно действующий орган -- Президиум. В него входят: Председатель Правительства, его заместители, министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководитель аппарата Правительства. По представлению главы Правительства Президент может включить в состав Президиума и других членов Правительства.

Возглавляя Правительство, его Председатель не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он организует работу Правительства: формирует Правительство, предлагает Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и руководителей федеральных министерств, распределяет обязанности между своими заместителями, определяет основные направления деятельности Правительства, планирует его работу, созывает и руководит заседаниями Правительства и его Президиума, ставит перед Президентом вопросы об освобождении отдельных членов Правительства от должности. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству.

На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство, а также его Президиум принимают постановления. Председатель Правительства в неотложных случаях издает от его имени распоряжения. Заместители Председателя могут издавать распоряжения заместителя Председателя Правительства. Нормативные акты Правительства вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства вправе отменить Президент, если они противоречат законам.

Контрольно-подготовительную работу, хозяйственное обеспечение деятельности Правительства осуществляет его аппарат. Руководителя аппарата назначает Президент, который вправе присвоить ему статус федерального министра и ввести в состав Правительства.

Правительство -- не только руководящий страной орган государственной власти, членами которого являются несколько десятков человек. Это и учреждение, где работают сотни людей: помощников, референтов, специалистов и т. д. И юридическим лицом является Правительство -- учреждение. Полномочный представитель этого юридического лица -- руководитель аппарата, который организует информационное, хозяйственное, транспортное, коммунальное обеспечение деятельности Правительства -- органа. Поэтому нужно различать правовой статус Правительства -- органа и правовой статус Правительства -- юридического лица.

Г. Взаимоотношения Правительства с Государственной Думой и Президентом

Конституция закрепляет следующие формы взаимоотношений Правительства с Государственной Думой:

  • а) Правительство разрабатывает и представляет Думе проект федерального бюджета и отчитывается о его исполнении;
  • б) законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены на рассмотрение Думы только при наличии заключения Правительства;
  • в) Правительство имеет право законодательной инициативы и проводит значительную работу по подготовке законопроектов;
  • г) Президент согласует с Думой назначение Председателя Правительства;
  • д) Дума по своей инициативе или по инициативе Правительства решает вопрос о доверии ему.

Государственная Дума руководит Правительством, как и другими органами государственной власти, путем издания законов, определяющих их задачи, компетенцию, подчиненность. Правительство не подчинено Думе -- оно исполняет законы, принятые Думой; оно подчиняется Конституции и законам.

Для обеспечения взаимодействия с палатами Федерального Собрания Правительством образовано специальное представительство. В него входят статс-секретари (заместители федеральных министров) и другие лица, назначенные Правительством.

Правительство координирует с палатами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации законопроектные работы в системе исполнительной власти, оказывает информационную поддержку их законотворческой деятельности. В задачу статс-секретарей и Правительства в целом входит обеспечение подготовки предложений и замечаний Правительства по законопроектам, организация работы с обращениями депутатов палат Федерального Собрания, анализ результатов реализации принятых законов.

Глава государства -- Президент -- наделен большими полномочиями в отношении исполнительной власти и Правительства. Без какого-либо преувеличения можно утверждать, что он является и главой исполнительной власти.

19 июня 1994 г. Президент издал Указ «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации^, в котором закреплено, что законопроекты, вносимые Президентом в Государственную Думу и затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, а также требующие в соответствии с ч. Зет. 104 Конституции РФ заключения Правительства, направляются ему на согласование (на заключение), а законойроекты, вносимые в Государственную Думу Правительством и затрагивающие вопросы, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на согласование.

Проекты постановлений, принятие которых предусмотрено актами Президента; проекты решений, рассмотренных на заседании Правительства под его председательством; проекты решений, принимаемых Правительством в пределах его компетенции по относимым Конституцией к ведению Президента вопросам прав и свобод человека и гражданина, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определения основных направлений внутренней и внешней политики, руководства внешней политикой, осуществления функций Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации направляются в Администрацию Президента для согласования.

Проекты решений Правительства по кадровым вопросам федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с Советом по кадровой политике при Президенте.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту, утверждаются им, а вопросы штатной численности этих федеральных органов согласовываются с Правительством.

Анализ содержания Конституции показывает, что Президенту в этой сфере принадлежат верховная власть, самые важные полномочия: Правительство ему подчинено полностью (Президент его образует, определяет содержание его деятельности, может отправить в отставку, отменить его акты, воздействовать на его деятельность иными способами). Кроме того, Президент несет ответственность перед страной за работу Правительства. Конституционные нормы не позволяют считать Президента РФ главой законодательной и, тем более, судебной власти, хотя в отношении каждой из них глава государства обладает определенными полномочиями, но они не столь велики, как его полномочия по руководству исполнительной властью.