Когда константинополь стал столицей византии. Новый Рим — Константинополь — Царьград

755 лет назад, 25 июля 1261 года Михаил VIII Палеолог отвоевал у латинян Константинополь и вновь восстановил Византийскую империю. Да-да, её крушение было не быстрым и не «линейным» процессом. Случалось и так, что на какое-то время базилевсам удавалось «вернуть своё назад», и угасание, неизбежный закат можно было предсказать только «мысля веками». Историк Сергей Цветков рассказывает о великом городе на Босфоре, который и сегодня продолжает оставаться в эпицентре мировых новостей.

Редактор LJ Media

Константинополь - город уникальный во многих отношениях. Это единственный город мира, расположенный разом в Европе и Азии и один из немногих современных мегаполисов, чей возраст приближается к трем тысячелетиям. Наконец, это город, который за свою историю сменил четыре цивилизации и столько же названий.

Первое поселение и провинциальный период

Около 680 года до н.э. на Босфоре появились греческие поселенцы. На азиатском берегу пролива они основали колонию Халкедон (сейчас это район Стамбула, который называется «Кадыкей»). Спустя три десятилетия напротив него вырос городок Византий. Согласно преданию, его основал некий Визант из Мегар, которому дельфийский оракул дал туманный совет «поселиться напротив слепых». По мнению Византа, жители Халкедона и были этими слепыми, поскольку выбрали для поселения далекие азиатские холмы, а не находящийся напротив уютный треугольник европейской суши.


Из блога

Расположенный на перекрестке торговых путей, Византий был лакомой добычей для завоевателей. За несколько столетий город сменил многих хозяев - персов, афинян, спартанцев, македонян. В 74 году до н.э. свою железную длань на Византий наложил Рим. Для города на Босфоре наступил длительный период покоя и процветания. Но в 193 году, во время очередной схватки за императорский трон, жители Византия допустили роковую ошибку. Они присягнули одному претенденту, а сильнейшим оказался другой - Септимий Север. Мало того, Византий еще и упорствовал в своем непризнании нового императора. Три года войско Септимия Севера простояло под стенами Византия, пока голод не заставил осажденных сдаться. Разъяренный император приказал сравнять город с землей. Впрочем, жители скоро вернулись на родные руины, как будто предчувствуя, что впереди их городу уготовано блестящее будущее.

Столица империи

Скажем несколько слов о человеке, который дал Константинополю свое имя.

Константин Великий посвящает Константинополь Богородице. Мозаика, из блога

Императора Константина уже при жизни называли «Великим», хотя высокой нравственностью он не отличался. Это, впрочем, и не удивительно, ведь вся его жизнь прошла в ожесточенной борьбе за власть. Он участвовал в нескольких гражданских войнах, в ходе которых казнил своего сына от первого брака Криспа и вторую жену Фаусту. Но некоторые его государственные деяния действительно достойны титула «Великий». Не случайно потомки не жалели мрамора, воздвигая ему гигантские памятники. В музее Рима хранится обломок одной такой статуи. Высота ее головы - два с половиной метра.


Из блога

В 324 году Константин решил перенести место пребывания правительства из Рима на Восток. Поначалу он примеривался к Сердике (ныне София) и другим городам, но в конце концов остановил свой выбор на Византии. Границы своей новой столицы Константин лично начертал на земле копьем. До сих пор в Стамбуле можно погулять вдоль остатков древнейшей крепостной стены, возведенной по этой линии.


Из блога

Всего за шесть лет на месте провинциального Византия вырос огромный город. Его украсили великолепные дворцы и храмы, акведуки и широкие улицы с богатыми домами знати. Новая столица империи долгое время носила гордое название «Нового Рима». И лишь спустя столетие Византий-Новый Рим был переименован в Константинополь, «город Константина».

Столичная символика

Константинополь - город тайных смыслов. Местные гиды обязательно покажут вам две главные достопримечательности древней столицы Византии - собор Святой Софии и Золотые ворота. Но далеко не всякий объяснит их тайное значение. А между тем эти постройки появились в Константинополе отнюдь не случайно.

Собор святой Софии и Золотые ворота наглядно воплощали средневековые представления о странствующем Граде, особенно популярные на православном Востоке. Считалось, что после того, как древний Иерусалим утратил свою провиденциальную роль в деле спасения человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь. Теперь уже не «ветхий» Иерусалим, а первая христианская столица олицетворяла Град Божий, которому предназначено стоять до скончания века, а после Страшного суда стать обителью праведников.


Реконструкция первоначального вида храма Святой Софии в Константинополе, из блога

В первой половине VI века, при императоре Юстиниане I, городская структура Константинополя была приведена в соответствие с этой идеей. В центре византийской столицы был сооружен грандиозный собор Софии Премудрости Божией, превзошедший свой ветхозаветный прототип - иерусалимский храм Господень. Вместе с тем городскую стену украсили парадные Золотые ворота. Предполагалось, что в конце времен Христос въедет через них в богоизбранный град, чтобы завершить историю человечества, подобно тому как некогда он въехал в Золотые ворота «ветхого» Иерусалима, чтобы указать людям путь спасения.

Золотые ворота в Константинополе. Реконструкция, из блога

Именно символика Божьего Града спасла Константинополь от тотального разорения в 1453 году. Турецкий султан Мехмед Завоеватель распорядился не трогать христианские святыни. Однако он постарался уничтожить их прежний смысл. Святая София была превращена в мечеть, а Золотые ворота - замурованы и перестроены (как и в Иерусалиме).

Позже среди христианских жителей Османской империи возникло поверье, что русские освободят христиан от ига неверных и войдут в Константинополь через Золотые Ворота. Те самые, к которым князь Олег прибил некогда свой червлёный щит.

Ну что же, поживем - увидим.

Пора расцвета

Наивысшего расцвета Византийская империя, а вместе с ней и Константинополь достигли в правление императора Юстиниана I, который находился у власти с 527 по 565 год.


Вид на Константинополь византийской эпохи с высоты птичьего полёта. Реконструкция, из блога

Юстиниан - одна из самых ярких, и вместе с тем противоречивых фигур на византийском престоле. Умный, властный и энергичный правитель, неутомимый труженик, инициатор многих реформ, он всю жизнь посвятил осуществлению своей заветной идеи возрождения былого могущества Римской империи. Население Константинополя при нем достигло полумиллиона человек, город украсился шедеврами церковной и светской архитектуры. Но под маской великодушия, простоты и внешней доступности скрывалась натура беспощадная, двуличная и глубоко коварная. Юстиниан потопил в крови народные восстания, жестоко преследовал еретиков, расправлялся с непокорной сенаторской аристократией. Верной помощницей Юстиниана была его жена императрица Феодора. В молодости она была актрисой цирка и куртизанкой, но, благодаря редкой красоте и необычайному обаянию, стала императрицей.


Юстиниан и Феодора. Мозаика, из блога

Согласно церковному преданию, Юстиниан по происхождению был наполовину славянин. До своего восшествия на престол он будто бы носил имя Управда, а мать его звали Бегляницею. Родиной его было селение Вердяне близ болгарской Софии.

По иронии судьбы, именно в правление Управды-Юстиниана Константинополь в первый раз подвергся нашествию славян. В 558 году их отряды появились в непосредственной близости от византийской столицы. В городе на тот момент имелась только пешая гвардия под началом прославленного полководца Велизария. Чтобы скрыть малочисленность своего гарнизона, Велизарий распорядился волочить позади боевых линий срубленные деревья. Поднялась густая пыль, которую ветер понес в сторону осаждавших. Хитрость удалась. Полагая, что на них движется большое войско, славяне отступили без боя. Однако впоследствии Константинополю пришлось еще не раз увидеть славянские дружины под своими стенами.

Родина спортивных фанатов

Византийская столица нередко страдала от погромов спортивных болельщиков, как это случается и с современными европейскими городами.

В повседневной жизни константинопольцев необычайно большая роль принадлежала ярким массовым зрелищам, в особенности конным бегам. Страстная приверженность горожан к этому развлечению породила образование спортивных организаций. Всего их было четыре: левки (белые), русии (красные), прасины (зеленые) и венеты (голубые). Они различались по цвету одежд возниц конных квадриг, участвовавших в состязаниях на ипподроме. Сознавая свою силу, константинопольские фанаты требовали от правительства различных уступок, а время от времени устраивали в городе настоящие революции.

Самое грозное восстание, известное под названием «Ника!» (то есть «Побеждай!»), разразилось 11 января 532 года. Стихийно объединившиеся приверженцы цирковых партий напали на резиденции городских властей и разгромили их. Восставшие сожгли налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу заключенных. На ипподроме при общем ликовании был торжественно коронован новый император Ипатий.

Во дворце началась паника. Законный император Юстиниан I в отчаянии намеревался бежать из столицы. Однако его супруга императрица Феодора, явившись на заседание императорского совета, заявила, что предпочитает смерть потере власти. «Царская порфира - прекрасный саван», - сказала она. Юстиниан, устыдившись своей трусости, начал наступление на восставших. Его полководцы, Велизарий и Мунд, встав во главе крупного отряда наемников-варваров, внезапно напали на восставших в цирке и всех перебили. После резни с арены было убрано 35 тысяч трупов. Ипатий был публично казнен.

Словом, теперь вы видите, что наши фанаты, по сравнению со своими далекими предшественниками, - просто кроткие ягнята.

Столичные зверинцы

Каждая уважающая себя столица стремится обзавестись собственным зоопарком. Константинополь не был здесь исключением. В городе имелся роскошный зверинец - предмет гордости и заботы византийских императоров. О зверях, обитавших на Востоке, европейские монархи знали лишь понаслышке. Например, жирафов в Европе долгое время считали помесью верблюда с леопардом. Полагали, что от одного жираф унаследовал общий внешний вид, а от другого - окраску.

Однако сказка меркла по сравнению с реальными чудесами. Так, в Большом императорском дворце в Константинополе имелась палата Магнавра. Здесь находился целый механический зверинец. Послы европейских государей, побывавшие на императорском приеме, были поражены увиденным. Вот, например, что рассказывал в 949 году Лиутпранд, посол итальянского короля Беренгара: «Перед троном императора стояло медное, но позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, сделанные из бронзы и также позолоченные. Птицы издавали каждая свою особую мелодию, а сиденье императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, затем несколько более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные, но, во всяком случае, позолоченные львы, которые бешено били своими хвостами о землю, открывали пасть, двигали языком и издавали громкий рев. При моем появлении заревели львы, и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на троне на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят наверх посредством машины ».

Из блога

Кстати, все эти чудеса наблюдала в 957 году и княгиня Ольга - первый русский посетитель Магнавры.

Золотой Рог

Константинопольская бухта Золотой Рог в древности имела первостепенное значение при обороне города от нападений с моря. Если неприятелю удавалось прорваться в бухту, город был обречен.


Из блога

Древнерусские князья несколько раз пытались атаковать Царьград с моря. Но только однажды русскому войску удалось проникнуть в заветную бухту.

В 911 году вещий Олег повел большой русский флот в поход на Константинополь. Чтобы не дать русам высадиться на берег, греки перегородили вход в Золотой Рог тяжелой цепью. Но Олег перехитрил греков. Русские ладьи были поставлены на круглые деревянные валькИ и волоком перетянуты в бухту. Тогда византийский император решил, что такого человека лучше иметь другом, чем врагом. Олегу был предложен мир и статус союзника империи.


Миниатюра Ралзивилловской летописи, из блога

В Константинопольских проливах наши предки также впервые познакомились с тем, что мы теперь называем превосходством передовых технологий. 11 июня 941 года сотни ладей князя Игоря блокировали город с моря. Византийский флот в это время находился далеко от столицы, воюя с арабскими пиратами в Средиземноморье. Под рукой у византийского императора Романа I было всего полтора десятка судов, списанных на берег из-за ветхости. Тем не менее Роман решил дать сражение. На полусгнившие посудины были установлены сифоны с «греческим огнем». Это была горючая смесь, основу которой составляла природная нефть.


Из блога

Русские ладьи смело атаковали греческую эскадру, один вид которой вызывал у них смех. Но вдруг через высокие борта греческих кораблей на головы русов полились огненные струи. Море вокруг русских судов как будто внезапно вспыхнуло. Множество ладей разом запылало. Русское войско мгновенно охватила паника. Каждый думал только о том, как поскорее выбраться из этого пекла.


Из блога

Греки одержали полную победу. Византийские историки сообщают, что Игорю удалось спастись едва ли с десятком ладей.

Церковный раскол

В Константинополе не раз заседали Вселенские соборы, спасавшие христианскую Церковь от губительных расколов. Но однажды там произошло событие совсем другого рода.

15 июля 1054 года перед началом богослужения в собор Святой Софии вошел кардинал Гумберт в сопровождении двух папских легатов. Пройдя прямо в алтарь, он обратился к народу с обвинениями против константинопольского патриарха Михаила Керулария. В конце речи кардинал Гумберт положил на престол буллу о его отлучении и покинул храм. На пороге он символически отряхнул прах со своих ног и произнес: «Видит Бог и судит!» С минуту в церкви царило полное безмолвие. Затем поднялся всеобщий гвалт. За кардиналом побежал диакон, умоляя его взять буллу назад. Но тот отвел протянутый ему документ, и булла упала на мостовую. Ее отнесли патриарху, который распорядился обнародовать папское послание, а следом отлучил самих папских легатов. Возмущенная толпа едва не растерзала посланцев Рима.


Из блога

Вообще говоря, Гумберт приехал в Константинополь совсем для другого дела. В то время как Риму, так и Византии сильно досаждали обосновавшиеся в Сицилии норманны. Гумберту было поручено договориться с византийским императором о совместных действиях против них. Но с самого начала переговоров на первое место выдвинулся вопрос о конфессиональных разногласиях между римской и константинопольской церквями. Император, который был крайне заинтересован в военно-политической помощи Запада, не смог утихомирить разбушевавшихся попов. Дело, как мы видели, кончилось скверно - после взаимного отлучения константинопольский патриарх и римский папа больше не желали знать друг друга.

Позже это событие получило название «великого раскола», или «разделения Церквей» на западную - католическую и восточную - православную. Разумеется, его корни лежали гораздо глубже XI века, а губительные последствия сказались далеко не сразу.

Русские паломники

Столица православного мира - Царьград (Константинополь) - была хорошо знакома русским людям. Сюда приезжали купцы из Киева и других городов Руси, здесь останавливались паломники, идущие на Афон и в Святую землю. Один из районов Константинополя - Галата - даже назывался «русским городом», - так много тут жило русских путешественников. Один из них, новгородец Добрыня Ядрейкович, оставил интереснейшее историческое свидетельство о византийской столице. Благодаря его «Сказанию о Царьграде» мы знаем, каким застал тысячелетний город крестоносный погром 1204 года.

Добрыня посетил Царьград весной 1200 года. Он детально осмотрел монастыри и храмы Константинополя с их иконами, мощами и реликвиями. По подсчетам ученых, в «Сказании о Царьграде» описано 104 святыни столицы Византии, причем так основательно и точно, как их не описывал никто из путешественников более позднего времени.

Весьма любопытен рассказ о чудесном явлении в Софийском соборе 21 мая, которому, как уверяет Добрыня, он лично был свидетель. Вот что произошло в тот день: в воскресенье перед литургией на глазах молящихся золотой запрестольный крест с тремя горящими лампадами чудесным образом поднялся сам собой в воздух, а затем плавно опустился на свое место. Греки восприняли это знамение с ликованием, как знак милости Божией. Но по иронии судьбы спустя четыре года Константинополь пал под ударами крестоносцев. Это несчастье заставило греков переменить взгляд на толкование чудесного знамения: теперь стали думать, что возвращение святынь на место предвещало возрождение Византии после падения государства крестоносцев. Позднее сложилось предание, что накануне взятия Константинополя турками в 1453 году, и тоже 21 мая, чудо повторилось, но на этот раз крест с лампадами навсегда взвились в небо, и это знаменовало уже окончательное падение Византийской империи.

Первая капитуляция

На Пасху 1204 года Константинополь оглашали только стенания и плач. Впервые за девять веков в столице Византии орудовали враги - участники IV Крестового похода.

Призыв к захвату Константинополя прозвучал еще в конце XII века из уст папы Иннокентия III. Интерес к Святой земле на Западе в то время стал уже охладевать. Но крестовый поход против православных схизматиков - это было свежо. Мало кто из западноевропейских государей устоял перед соблазном пограбить богатейший город мира. Венецианские корабли за хорошую мзду доставили орду крестоносных громил прямо под стены Константинополя.


Штурм крестоносцами стен Константинополя в 1204 году. Картина Якопо Тинторетто, XVI век, из блога

Город был взят штурмом в понедельник 13 апреля и подвергся тотальному ограблению. Византийский летописец Никита Хониат возмущенно писал, что даже «мусульмане более добры и сострадательны по сравнению с этими людьми, которые носят на плече знак Христа». Неисчислимое количество мощей и драгоценной церковной утвари было вывезено на Запад. По оценкам историков, и по сей день до 90% самых значимых реликвий в соборах Италии, Франции и Германии составляют святыни, вывезенные из Константинополя. Величайшая из них - так называемая Туринская плащаница: погребальная пелена Иисуса Христа, на которой запечатлелся Его лик. Сейчас она хранится в соборе итальянского Турина.

На месте Византии рыцари создали Латинскую империю и ряд других государственных образований. В 1213 году папский легат закрыл все церкви и монастыри Константинополя, а монахов и священников заточил в темницы. Католическое духовенство вынашивало планы настоящего геноцида православного населения Византии. Настоятель собора Парижской Богоматери Клод Флери писал, что греков «нужно истре​**ть и населить страну католиками».

Этим планам, к счастью, не суждено было осуществиться. В 1261 году император Михаил VIII Палеолог почти без боя вернул себе Константинополь, положив конец латинскому владычеству на византийской земле.

Новая Троя

В конце XIV-начале XV веков Константинополь пережил самую длительную в своей истории осаду, сравнимую разве что с осадой Трои. К тому времени от Византийской империи остались жалкие клочки - сам Константинополь да южные районы Греции. Остальное захватил турецкий султан Баязид I. Но независимый Константинополь торчал у него как кость в горле, и в 1394 году турки взяли город в кольцо осады.

Император Мануил II обратился за помощью к сильнейшим государям Европы. Кое-кто из них откликнулся на отчаянный призыв из Царьграда. Из Москвы, правда, прислали только деньги - московским князьям хватало своих забот с Золотой Ордой. А вот венгерский король Сигизмунд смело отправился в поход против турок, но 25 сентября 1396 года был наголову разбит в сражении у Никополя. Несколько удачнее действовали французы. В 1399 году полководец Жоффруа Букико с тысячью двумястами воинов прорвался в Константинополь, усилив его гарнизон.

Однако настоящим спасителем Константинополя стал как ни странно Тамерлан. Конечно, великий хромец меньше всего думал о том, чтобы сделать приятное византийскому императору. С Баязидом у него были свои счеты. В 1402 году Тамерлан разбил Баязида, захватил его в плен и посадил в железную клетку.

Сын Баязида Сулим снял восьмилетнюю осаду с Константинополя. На начавшихся вслед за тем переговорах византийский император сумел выжать из ситуации даже больше, чем она могла дать на первый взгляд. Он потребовал возвращения ряда византийских владений, и турки безропотно согласились на это. Более того, Сулим принес императору вассальную клятву. Это было последним историческим успехом Византийской империи - но зато каким! Чужими руками Мануил II вернул себе значительные территории, и обеспечил Византийской империи еще полвека существования.

Падение

В середине XV века Константинополь все еще считался столицей Византийской империи, а ее последний император, Константин XI Палеолог, по иронии судьбы носил имя основателя тысячелетнего города. Но то были лишь жалкие руины некогда великой империи. Да и сам Константинополь давно утратил столичный блеск. Его укрепления были полуразрушены, население ютилось в ветхих домах, и только отдельные постройки - дворцы, церкви, ипподром - напоминали о былом величии.


Византийская империя в 1450 году, из блога

Такой вот город, или скорее исторический призрак, 7 апреля 1453 года осадила 150-тысячная армия турецкого султана Мехмета II. В Босфорский пролив вошло 400 турецких кораблей.

29-й раз за свою историю Константинополь подвергался осаде. Но никогда еще опасность не была столь велика. Турецкой армаде Константин Палеолог мог противопоставить всего 5000 солдат гарнизона и около 3000 венецианцев и генуэзцев, откликнувшихся на призыв о помощи.


Панорама «Падение Константинополя». Открыта в Стамбуле в 2009 году, из блога

На панораме изображено примерно 10 тысяч участников битвы. Общая площадь холста - 2 350 кв. метров при диаметре панорамы в 38 метров и 20-метровой высоте. Символично и место её расположения: неподалеку от Пушечных ворот. Именно рядом с ними была пробита брешь в стене, которая решила исход штурма.

Тем не менее, первые приступы со стороны суши не принесли туркам успеха. Неудачей закончилась и попытка турецкого флота прорвать цепь, преграждавшую вход в бухту Золотой Рог. Тогда Мехмет II повторил маневр, который некогда доставил князю Олегу славу покорителя Царьграда. По приказу султана османы соорудили 12-километровый волок и перетащили по нему в Золотой Рог 70 кораблей. Торжествующий Мехмет предложил осажденным сдаться. Но те ответили, что будут стоять насмерть.

27 мая турецкие орудия открыли ураганный огонь по городским стенам, пробив в них огромные бреши. Два дня спустя начался последний, общий штурм. После ожесточенной схватки в проломах турки ворвались в город. Константин Палеолог пал в бою, сражаясь как простой воин.

Официальный ролик панорамы «Падение Константинополя»

Несмотря на причиненные разрушения, турецкое завоевание вдохнуло в умиравший город новую жизнь. Константинополь превратился в Стамбул - столицу новой империи, блистательной Османской Порты.

Утрата столичного статуса

470 лет Стамбул был столицей Османской империи и духовным центром исламского мира, поскольку турецкий султан являлся одновременно и халифом - духовным владыкой мусульман. Но в 20-х годах прошлого века великий город утратил свой столичный статус - надо полагать, навсегда.


Из блога

Причиной тому послужила Первая мировая война, в которой издыхавшая Османская империя имела глупость выступить на стороне Германии. В 1918 году турки потерпели от Антанты сокрушительное поражение. Фактически страна утратила независимость. Севрский договор 1920 года оставил Турции лишь пятую часть ее прежней территории. Дарданеллы и Босфор объявлялись открытыми проливами и подлежали оккупации вместе со Стамбулом. В турецкую столицу вошли англичане, в то время как греческая армия захватила западную часть Малой Азии.

Однако в Турции нашлись силы, не пожелавшие смириться с национальным унижением. Национально-освободительное движение возглавил Мустафа Кемаль-паша. В 1920 году он провозгласил в Анкаре о создании свободной Турции и объявил недействительными подписанные султаном договоры. В конце августа-начале сентября 1921 года между кемалистами и греками произошло крупное сражение на реке Сакарье (в ста километрах к западу от Анкары). Кемаль одержал убедительную победу, за которую получил звание маршала и титул «Гази» («Победитель»). Войска Антанты были выведены из Стамбула, Турция получила международное признание в ее нынешних границах.

Правительство Кемаля провело важнейшие реформы государственного строя. Светская власть была отделена от религиозной, султанат и халифат ликвидированы. Последний султан Мехмед VI бежал за границу. 29 октября 1923 года Турция была официально провозглашена светской республикой. Столицу нового государства перенесли из Стамбула в Анкару.

Потеря столичного статуса не вычеркнула Стамбул из списка великих городов мира. Сегодня - это крупнейший мегаполис Европы с населением в 13,8 миллионов человек и бурно развивающейся экономикой.

December 9th, 2013 , 11:28 am

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае - июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV-XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.


Ну и конечно же собор Святой Софии - когда-то главный собор всего христианского мира! Это бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Если быть более точным, то собор выглядел не так, как на фото ниже, чтоб увидеть его оригинальный вид надо пролистать через фото

Ну ещё надо здесь заменить полумесяцы на кресты - никаких минаретов, понятное дело, тут не было. Это на самом деле впечатляющий собор с впечатляющим интерьером.

Чтоб в него попасть надо отстоять очередь и пройти через рамки металлотедектора

Во дворе собора



План собора

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Внутри собора сохранились некоторые фрески, однако когда-то все стены и потолки были полностью покрыты ими. Кстати, большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Над дверью, ведущей в нартекс, мозаика Х века - Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан - модель Софии (совсем непохожую).


Сейчас это очень странное сочетание христианского храма и мечети, но размер на самом деле впечатляет!

Богоматерь с младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году

Когда я там был, примерно четверть объема была покрыта строительными лесами...
Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века)

В южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах.

В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту. Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.

Оригинальные фрески под более поздней штукатуркой

Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. «Деисус» означает «моление»: Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого.

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом


А вот так избавлялись от символов христианства - крестов - в мечетях: просто затирали их

Или разбирали

Церковь Христа Спасителя в Полях (греч. ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ) из ансамбля монастыря в Хоре - наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие (тур. Kariye Müzesi), входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия.

Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески - непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города - икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.

Фрески просто поражают, отдельно про фрески у меня будет подробный пост!






Церковь Богородицы Паммакаристы («Радующейся»), она же мечеть Фетхие-джами («Завоевания») - самый значительный памятник искусства, сохранившийся в Стамбуле от правления Палеологов. По площади уцелевших мозаик уступает лишь собору св. Софии и церкви в Хоре.
По одной из версий, нынешнее здание было возведено вскоре после конца владычества крестоносцев над Константинополем (1261 г.), когда византийцы занимались восстановлением города. Согласно письменным источникам, здание было построено протостратором Михаилом Глабосом Дукой Тархаинотом, племянником императора Михаила VIII Палеолога, между 1292-1294 гг.
Вскоре после 1310 года вдова византийского военачальника Михаила Глабаса (Μιχαὴλ Δοῦκας Γλαβᾶς Ταρχανειώτης) Мария (в монашестве Марфа) соорудила у юго-восточной стороны храма Спасский придел, в котором они оба были захоронены.

Спустя 3 года падения Константинополя, в 1456 году Вселенский патриарх перенёс свою кафедру в церковь Паммакаристы, где она оставалась до 1587 года.
В 1590 году султан Мурад III ознаменовал завоевание Закавказья обращением церкви в мечеть Fethiye Camii («мечеть Завоевания»). При создании молельного зала были разобраны все внутренние перегородки и перекрытия. Мечеть подверглась реставрации в 1845-46 гг.
В 1949 году комплекс был реставрирован американским институтом Византии и с того времени помещения с мозаиками функционируют как музей. С осени 2011 здание закрыто на реставрацию.

На апсиде изображения Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя


Григорий Просветитель

В куполе изображен Пантократор и 12 пророков:
- Исайя. Надпись на свитке: «Вот, Господь восседит на облаке легком» (Ис.19:1)
- Моисей. «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык» (Вт. 10:17)
- Иеремия. «Вот наш Господь, ничто с ним не сравнится»
- Софония. «Огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля» (Сф.1:18)
- Михей. «Гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами» (Мх. 4:1)
- Иоиль. «бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это.» (Иоиль 2:21)
- Захария. «Господа Саваофа - горою святыни» (Зх. 8:3)
- Авдий. «на горе Сионе будет спасение» (Авдий 1:17)
- Аввакум. «Господи! услышал я слух Твой » (Авв. 3:2)
- Иона.«Молитва моя дошла до Тебя» (Иона 2:8)
- Малахий. «Вот, Я посылаю Ангела Моего» (Малахий 3:1)
- Иезекииль. «И тогда все верующие исчезнут»

Св. Антоний

Надписи на фасаде здания

Рядом стоит скромная церковь Иоанна Предтечи , которая сейчас является мечетью Ахмат-паши и представляет собой самую крошечную сохранившуюся церковь Константинополя, длиной всего 15 метров. Расположена в самой исламско-консервативной части района Фатих, менее чем в 400 метрах от церкви Богородицы Паммакаристы. Систематически церковь никогда не исследовалась. Предполагается, что она была построена при Комнинах и была посвящена Иоанну Предтече (как и ещё 35 храмов византийской столицы). Переоборудована в мечеть в конце XVI века иждивением Ахмат-паши (бывший ага янычар). До 1961 г. здание находилось в руинированном состоянии, с разрушенным нартексом и выломанными столпами. Она,как мне кажется, лучше всего символизирует то, что осталось от когда-то великой Византийской империи...

Был столицей христианской империи - наследницы Древнего Рима и Древней Греции . На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.

История

Константин Великий (306-337)

В 324 году , после побед в междоусобных войнах, император Римской империи Константин Великий разворачивает в существовавшем с VII века до н. э. как греческая колония городе Виза́нтии крупнейшее строительство - перестроен ипподром , построены новые дворцы, возведена огромная церковь Апостолов , строятся крепостные стены , со всех концов империи в город свозятся произведения искусства. В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.

Разделённая империя (395-527)

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии , который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме .

«Золотой век» не был безоблачным: в 544 году Юстинианова чума унесла жизни 40 % населения города.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира . Его даже стали называть просто Город .

Первые упоминания турецкого топонима İstanbul ( - иста́нбул, местное произношение ɯsˈtambul - ыста́мбул) появляются в арабских , а затем и тюркских источниках X века и происходят от (греч. εἰς τὴν Πόλιν ), «ис тин пόлин» - «в город» или «к городу» - является косвенным греческим наименованием Константинополя.

Осады и упадок

В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.

Во времена правления императора Льва Исавра в -741 годах начинается период иконоборчества , который продлится до середины IX века , уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.

Расцвет при Македонянах и Комнинах

Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии ( -). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами - болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами , расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа - своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия .

В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в г. произошло разделение христианской церкви , а Константинополь стал православным центром.

Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия , в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающую роль во всех областях жизни Византии. С 1071 года , когда началось нашествие турок-сельджуков , империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.

Во времена правления династии Комнинов ( -) Константинополь переживает последний расцвет - правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек . Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).

В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагаются на Галате .

Падение

Константинополь стал столицей нового сильного государства - Османской империи .

Отрывок, характеризующий Константинополь

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.
О! как задрожала эта терция, и как тронулось что то лучшее, что было в душе Ростова. И это что то было независимо от всего в мире, и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!… Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё таки быть счастливым…

Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день. Но как только Наташа кончила свою баркароллу, действительность опять вспомнилась ему. Он, ничего не сказав, вышел и пошел вниз в свою комнату. Через четверть часа старый граф, веселый и довольный, приехал из клуба. Николай, услыхав его приезд, пошел к нему.
– Ну что, повеселился? – сказал Илья Андреич, радостно и гордо улыбаясь на своего сына. Николай хотел сказать, что «да», но не мог: он чуть было не зарыдал. Граф раскуривал трубку и не заметил состояния сына.
«Эх, неизбежно!» – подумал Николай в первый и последний раз. И вдруг самым небрежным тоном, таким, что он сам себе гадок казался, как будто он просил экипажа съездить в город, он сказал отцу.
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.

Константинополь (Царьград) - одна из древних столиц мира. Константинополь - исчезнувшая столица исчезнувшего государства - Византийской империи (Византии). О былом величии Константинополя напоминают памятники византийской архитектуры, которые находятся в .

Константинополь (Царьград) - столица Римской империи, затем Византийской империи - государства, возникшего в 395 г. при распаде Римской империи в её восточной части. Сами византийцы называли себя римлянами - по-гречески «ромеями», а свою державу «Ромейской».

Где находится Константинополь? В мае 1453 г. турецкие войска захватили столицу Византии. Константинополь был переименован в Стамбул и стал . Таким образом, древняя столица Византии Константинополь исчезла с политической карты мира, город же не перестал существовать в реальности. На политической карте вместо Константинополя появился .

Основание Константинополя. Константинополь (Царьград средневековых русских текстов) был основан римским императором Константином I (306 - 337) в 324 - 330 гг. на месте возникшей около 660 г. до н. э. на европейском берегу пролива Босфор мегарской колонии Византий (отсюда название государства, введённое гуманистами уже после падения империи).

Перенесение столицы Римской империи из Рима в Константинополь. Перенесение столицы Римской империи в Константинополь, состоявшееся официально 11 мая 330 г., было обусловлено его близостью к богатым восточным провинциям, благоприятным торговым и военно-стратегическим положением, отсутствием здесь оппозиции императору со стороны Сената. Константинополь, крупный экономический и культурный центр, не избежал массовых народных восстаний (наиболее значительное - «Ника», 532 г.).

Расцвет Константинополя. Константинополь при Юстиниане I (527 - 565). Статуи Юстиниана в Константинополе. Расцвет Константинополя связан с императором Юстинианом I. В столице было множество посвященных ему статуй, однако они не сохранились и известны только по описаниям. Одна из них представляла императора на коне в образе Ахиллеса (543 - 544 гг., бронза). Сама статуя и поднятая правая рука Юстиниана были обращены на Восток как «вызов» и предупреждение персам; в левой император держал шар с крестом - один из атрибутов власти басилевсов, символ могущества Византии. Статуя находилась на форуме Августеон, между воротами Большого дворца и храмом св. Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе. Значение названия храма. Собор Святой Софии в Константинополе - самый знаменитый храм Византии - построили архитекторы Анфимий из Трал и Исидор из Милета по приказу Юстиниана I за пять лет, и 26 декабря 537 г. храм был освящен. «Святая София» означает «святая премудрость», что согласно богословской терминологии означает «святой дух». Храм не был посвящен святой по имени София, это - синоним «божественной мудрости», «слова божьего».

Архитектура собора Святой Софии в Константинополе. Внутреннее убранство храма. Мозаики собора Святой Софии. Архитектурный образ святой Софии символически приближает его к образу вселенной. Подобно небосводу, он как бы «свисает» вниз от невидимой, вне мира находящейся точки. По словам византийского писателя Прокопия Кесарийского (5 - 6 вв.), купол храма Святой Софии «кажется… золотым полушарием, спущенным с неба». Замечательно внутренне убранство храма. В 867 г. апсиду храма Святой Софии украсили фигурой сидящей Богоматери с младенцем и двумя архангелами. Античной чувственностью, не византийским аскетизмом, и вместе с тем одухотворенностью проникнуто лицо Богоматери. Вход в храм предваряла мозаичная сцена (конец 11 в.), в которой император Лев VI Мудрый (866 - 912) был представлен коленопреклоненным перед Христом. Так он падал ниц всякий раз во время церемонии своего входа в собор. Ритуальный характер сцены выражен в самой ее идее - передать связь императора с богом. Император преклонялся перед Христом как его земной преемник.

Интересный факт о мозаике собора Святой Софии. Мозаики храма Святой Софии - источник для изучения повседневной истории византийского императорского двора. На мозаике 12 в. императрица Ирина выглядит бесстрастно, изображена согласно моде того времени, её лицо покрыто толстым слоем косметики, брови - подбриты, щеки - сильно нарумянены.

Константинополь в 7 - 11 веках. Ипподром в Константинополе. Бронзовая квадрига императорской ложи на ипподроме. Несмотря на экономический спад, который переживала Византия с конца 7 в., хозяйственное значение столицы возрастало. Поскольку большая часть византийских городов аграризовалась, торгово-ремесленная деятельность сосредоточилась преимущественно в Константинополе. До конца 11 в. он политически и экономически господствовал над страной. Басилевсы украсили свою столицу многочисленными статуями на площадях, памятными триумфальным арками и колоннами, храмами и увеселительными сооружениями. Так, императорская ложа на ипподроме (длина - 400 м, ширина около 120 м, вмещал до 120 тыс. зрителей) была украшена бронзовой квадригой, впоследствии перевезенной в Венецию, где она и поныне стоит над порталом собора св. Марка. Арабский географ 11 в. Идризи сообщает, что на ипподроме, кроме знаменитой квадриги, стояли также в два ряда очень живо исполненные бронзовые статуи людей, медведей и львов, там же находились два обелиска. И европейцы «глядели на императорское Игралище как на чудо, когда они его видели» .

Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. В 12 ст. начался упадок ремесла и торговли города, обусловленный проникновением в Константинополь итальянских купцов, которые поселились в одном из его районов - Галате. В апреле 1204 г. Константинополь был взят и разграблен участниками IV Крестового похода (1202 - 1204). Только из храма Святой Софии, как сообщает очевидец событий, были вывезены «священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото, которыми были обложены кафедры, притворы и врата». Войдя в азарт, крестоносцы, рыцари Христа, заставили танцевать на главном престоле, пишет очевидец, обнажённых женщин и ввели в церковь мулов и коней, чтобы вывезти награбленное.

Константинополь - столица Латинской империи. В том же, 1204 году, город стал столицей созданной крестоносцами Латинской империи (1204 - 1261), экономическое господство в нём перешло к венецианцам.

Константинополь в 1261 - 1453 гг. Восприятие византийцами ислама. В июле 1261 г. византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоевали город. До середины 14 в. Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в нем захватили венецианцы и генуэзцы.

С конца 14 в. столицей не раз пытались овладеть турки. И при этом византийцы сдержанно относились к исламу. В Константинополе и под его стенами воздвигались мечети и исламские мавзолеи. Да и сами византийцы сначала думали, что ислам - это разновидность христианской ереси, что он мало чем отличается от несторианства и монофизитства, идейных течений в восточных провинциях империи.

Взятие Константинополя турками в 1453 г. Памятники архитектуры византийского времени в Стамбуле - бывшем Константинополе. В мае 1453 г. после длительной осады турецкие войска заняли город. Константинополь был переименован в От византийского времени в современном Стамбуле сохранились остатки крепостных стен, фрагменты императорских дворцов, ипподрома, подземные цистерны. Большинство культовых сооружений были приспособлены под мечети: храм Святой Софии сегодня - это мечеть Айя-София, базилика св. Иоанна Студита (Эмир Ахор-джамиси, 5 в.). Церкви св. Ирины (532 г., перестроена в 6 - 8 вв.), св. Сергия и Вакха (Кючюк Айя-София, 6 в.), св. Андрея (Ходжа Мустафа-джами, 7 в.), св. Феодосия (Гюль-джами, вторая половина 9 в.), Мирелейон (Будрум-джами, первая половина 10 в.), св. Федора (Килисе-джами, вторая половина 11 - 14 вв.), храмовой комплекс Пантократора (Зейрек-джами, 12 в.), церковь монастыря Хора («за городскими стенами») - Кахрие-джами (перестроена в 11 в., мозаики начала 14 в.).

С взятием турками Константинополя его история, как и история Византии, была окончена, история Стамбула и Османской империи только начиналась.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.

Ныне Стамбул, до 1930 года Константинополь. На Руси же он звался Царьград. Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий.

Это один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точная дата рождения: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) – в этот день прошла официальная церемония так называемого «обновления» (как мы сейчас переводим), или освящения, города, которую возглавлял сам император Константин.

Константинополь – город святого Константина – изначально был задуман императором как восточная столица огромной империи, которая простиралась от Атлантического океана до Междуречья, как столица государства, которое было основано еще во времена Республики и с императора Августа стало империей, монархической державой, объединявшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейся на двух ключевых элементах: греческий Восток и латинский Запад.

Первое поселение европейцев

Около 680 года до н.э. на Босфоре появились греческие поселенцы. На азиатском берегу пролива они основали колонию Халкедон (сейчас это район Стамбула, который называется «Кадыкей»).

Спустя три десятилетия напротив него вырос городок Византий. Согласно преданию, его основал некий Визант из Мегар, которому дельфийский оракул дал туманный совет «поселиться напротив слепых». По мнению Византа, жители Халкедона и были этими слепыми, поскольку выбрали для поселения далекие азиатские холмы, а не находящийся напротив уютный треугольник европейской суши.

Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.

В 196 году до н. э. римский император Септимий Север после трёхлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.

Своё величие город приобрёл, когда Константин сделал его столицей Римской империи и переназвал Новым Римом, Константинополем.

Как было определено место под новую столицу

Первоначально взор императора был обращен на берега Эгейского моря – туда, где в древности находилась Троя. Именно там Константин поначалу хотел построить новую столицу. Троя в истории Рима играет особую, уникальную роль. Но Троя к тому времени давно уже исчезла, остались только руины, и руины эти находились в достаточно неудобном для политического маневра месте.

По преданию императору Константину был вещий сон. Якобы именно во сне император увидел, что город должен быть основан именно здесь, напротив древней и к тому времени уже лежавшей в руинах из-за землетрясения столицы Никомидии, и именно на европейском берегу Босфора.

Место для города во многих отношениях очень удобно. С одной стороны, оно находится в стратегически ключевом пункте всей евразийской системы торговых путей, потому что соединяет и сухопутные маршруты из Азии в Европу, и морской маршрут из Черноморского региона в Средиземное море. Он очень хорошо защищен, этот треугольник, на котором располагался древний Византий, в честь которого, собственно, мы и называем империю Византийской.

Рассвет Константинополя

По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи в Константинополь были вывезены лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых.
Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади.

Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота. В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия, возводятся новые городские стены, сохранившиеся до наших дней, и заключавшие в себя семь холмов - столько же, сколько в Риме.

Во времена правления императора Юстиниана в 527–565 годах в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника». Город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Для Константинополя наступает «золотой век». Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира.

На Руси же городу дали свое название — Царьград — город, где живёт царь . А само слово «царь» возможно произошло от имени римского императора Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало частью титула римских императоров.

Богатства города вызывали зависть у окружавших его народов. В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов.

Столичная символика

Константинополь - город тайных смыслов. Местные гиды обязательно покажут вам две главные достопримечательности древней столицы Византии - собор Святой Софии и Золотые ворота. Но далеко не всякий объяснит их тайное значение. А между тем эти постройки появились в Константинополе отнюдь не случайно.

Собор святой Софии и Золотые ворота наглядно воплощали средневековые представления о странствующем Граде, особенно популярные на православном Востоке. Считалось, что после того, как древний Иерусалим утратил свою провиденциальную роль в деле спасения человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь. Теперь уже не «ветхий» Иерусалим, а первая христианская столица олицетворяла Град Божий, которому предназначено стоять до скончания века, а после Страшного суда стать обителью праведников.

Начало упадка Византии

Вплоть до XI в. Византия была блистательной и могущественной державой, оплотом христианства против ислама. Византийцы мужественно и успешно исполняли свой долг до тех пор, пока в середине столетия с Востока вместе с нашествием турок на них не надвинулась новая угроза со стороны мусульманства. Западная же Европа между тем зашла так далеко, что сама в лице норманнов попыталась осуществить агрессию против Византии, которая оказалась вовлеченной в борьбу на два фронта как раз в то время, когда она сама переживала династический кризис и внутренние неурядицы. Норманны были отброшены, но ценой этой победы явилась потеря византийской Италии. Византийцам пришлось также навсегда отдать туркам гористые плато Анатолии.

Между тем глубокие старые религиозные различия между Восточной и Западной христианскими Церквами, раздуваемые в политических целях на протяжении XI в., неуклонно углублялись, пока к концу столетия между Римом и Константинополем не произошел окончательный раскол.

Кризис наступил тогда, когда армия крестоносцев, увлекаемая честолюбием своих вождей, ревнивой алчностью их венецианских союзников и той враждебностью, которую на Западе испытывали теперь по отношению к византийской церкви, повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю (1204-1261).

Летом 1261 года император Никеи Михаил VIII Палеолог сумел отвоевать Константинополь, что повлекло за собой реставрацию Византийской и уничтожение Латинской империй.

После этого Византия уже не была доминирующей державой на христианском Востоке. Она сохранила лишь отблеск своего былого мистического престижа. На протяжении XII-XIII веков Константинополь казался таким богатым и великолепным, императорский двор таким пышным, а пристани и базары города столь полными товаров, что к императору все еще относились как к могущественному властителю. Однако в действительности он был теперь лишь государем среди равных ему или даже более могущественных.

Весь XIV век был для Византии периодом политических неудач. Византийцам угрожали со всех сторон — сербы и болгары на Балканах, Ватикан — на Западе, мусульмане — на Востоке.

Гибель Византийской империи

В конце мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после осады, которая длилась 53 дня. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

http://www.pravoslavie.ru/93548.html

https://olganechkina.livejournal.com/133364.html