Как оформить излишек земли по дачной амнистии. Что делать, если земельный участок по факту больше чем по документам? Оформляем дачу в собственность

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Важно понимать, что статья описывает наиболее базовые ситуации и не учитывает ряд технических моментов. Для решения именно вашей проблемы по земельным вопросам получите юридическую консультацию по телефонам горячих линий:

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли , которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки . Поэтому понятие перераспределение земельных участков - это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с .

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления . Посмотреть и скачать можно здесь: . Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов . В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК ). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК , то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье . Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году . Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела , который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос : Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ : Василий Петрович, Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

Размер земельного участка иногда расходится с указанной площадью в кадастровых документах. Чтобы обезопасить себя и сохранить в своей собственности «лишние сотки», землепользователям следует провести переоформление земель. Прочитав данный материал, вы узнаете, как можно «добавить» земли, какие подводные камни могут ожидать собственника.

Сколько земли можно добавить?

На практике часто бывают случаи, когда данные площади и границах земельного участка в правоустанавливающих документах не идентичны действительному положению дел. Причин этому много. Чаще всего несоответствие данных в кадастровом паспорте фактическим границам земли стало результатом ненадлежащего измерения земли. Специалисты утверждают, что межевание участка раньше происходило без надежного инструментария, из-за чего возникает существенная погрешность в площади земли на бумаге и по факту .

Кроме того, нередки случаи, когда собственники дачных участков своевольно меняют границы земель, передвигая заборы и перегородки на своих наделах. Итак, возникает ситуация, когда лицо владеет по документам 6 сотками, а действительная площадь собственности равна 7-8 соткам. Как хозяин может поступить в такой ситуации? Как оформить документы на дополнительные участки земли?

Только в случае, если в государственный кадастр недвижимости не введены данные о границах земли, то землепользователь вправе безвозмездно провести оформление в собственность «лишних» соток.

Причиной отсутствия точных данных о земле больше всего бывает не проведённая процедуры межевания.

Только на основе межевания можно получить законным способом все данные о местоположении и площади земельного участка. Переоформить «лишние» сотки могут несколько категорий хозяев дачных участков. В первую очередь, это землевладельцы или их наследники, получившие объект недвижимости во времена Советского Союза. Также определённые проблемы и затруднения в правоприменительной практике существовали до принятия Земельного кодекса РФ. Получается, лица, приобретшие земли до 30 октября 2001 года, до вступления в силу единого кодифицированного акта в области земельного законодательства, вероятнее всего переоформят на себя дополнительные части земель без никаких проблем .

Каков же механизм «прибавления земель»? Кадастровый инженер или специалист-геодезист составляет межевой план. Проводится установление и документирование площади и местоположения границ земельного участка. По месту своего жительства собственник с межевым делом должен обратиться в кадастровую палату. Оформляя заявление на изменение кадастрового паспорта объекта, не помешает указать на правовое обоснование, сославшись на Закон «О государственном кадастре недвижимости», а именно статью 45 часть 7 .

Какие сложности могут возникнуть?

Переоформляя лишние сотки на себя не следует забывать про два нюанса, которые могут помешать процедуре регистрации лишних соток.

Так, во-первых, бесплатно увеличить площадь земли в собственности можно только при соблюдении одного условия – оформляемый участок не должен превышать предельного минимума земель при выделении.

Как указывает часть 5 статьи 27 ФЗ №221 «дополнительная часть не должна превышать предельного минимального размера участка, установленного… для земель соответствующего целевого назначения».

Пример толкования данной нормы!

К примеру, во многих регионах страны участки для дачного строительства выделяются размером в 6 соток. Эта стандартная площадь является одновременно и минимальной. Следовательно, исходя из буквы закона, хозяин земли в дачном строительстве не вправе добавить к себе больше 6 соток.

Или же для индивидуального жилищного строительства выделяемый минимум равен 2-3 соткам в зависимости от местоположения земли. Значит, владельцы земель, выделенных для ИЖС, не могут прибавить к себе больше 2-3 соток, которые фактически находятся в их владении.

Определение указываемых минимумов земельных участков при выделении отнесено к компетенции региональных законодателей и органов местного самоуправления. Непосредственное указание на эту норму содержится в статье 33 ЗК РФ. Однако не во всех регионах устанавливаются минимумы выделяемых земель. В таких случаях Закон «О государственном кадастре недвижимости» указывает, что допустимый максимум добавляемой бесплатно земли будет равняться 10% площади земли, указанной в кадастровом паспорте .

Во-вторых, кадастровый инженер, составляя межевой план, должен привести обоснование увеличения площади. Указание на это приводится в Законе «О государственном кадастре недвижимости».

Статья 38 ФЗ 221:

«При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные… документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Какие земли не подлежат приватизации?

Переоформляя «дополнительные сотки» на свое имя, следует учитывать правовую природу этих земель. Возможно ли получить в частную собственность этот участок земли – именно такой вопрос должен задавать каждый землепользователь при регистрации своих прав на «лишние сотки». Земельный кодекс содержит норму, ограничивающую оборотоспособность определённой категории земель.

Так, не подлежат передаче в собственность участки:

  • в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • из состава земель лесного фонда;
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, связи;
  • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Норму о запрете приватизации содержит и Водный кодекс РФ. Так, земли в пределах береговой полосы, где находятся обводненные карьеры, пруды, запрещено приватизировать.

Нередки случаи, когда к дачным участкам прилегают земли из лесного фонда. Пользуясь ситуацией, граждане прихватывают к себе земли лесного фонда. Несмотря на это, Лесной кодекс запрещает оформлять в собственность такие земли. При этом не имеет никакого значения длительность нахождения земель в пользовании дачника. Следует иметь ввиду, что статья 71 Лесного кодекса РФ разрешает предоставлять в безвозмездное пользование на определённый срок и в аренду земли из лесного фонда .

Бесхозный участок – бесплатный сыр или правовая лазейка?

Очень часто можно стать свидетелем ситуации, когда в дачном товариществе или массиве участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, «красуются» и зарастают бурьяном пустующие земли. Некоторые дачники, желая дешево получить загородную недвижимость, приобретают заброшенные бесхозяйные наделы. Однако при оформлении в собственность этих участков незадачливые граждане терпят фиаско. Действительно, законодатель оставил мизерные шансы того, чтобы полноценно оформить право собственности на эти наделы.

Перед тем, как легально заполучить брошенную землю, следует разузнать, на чье имя зарегистрировано право собственности на якобы «бесхозный» участок. Направив информационный запрос в Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), получить подобного рода сведения вправе каждый гражданин.

Практически все земли закреплены за определёнными лицами – за кем-то на праве собственности, за кем-то на праве пожизненного наследуемого владения. Несмотря на это, найти хозяина земли практически невозможно. В таких ситуациях для оформления права собственности на «заброшенные земли» следует обратиться в суд с заявлением об изъятии участка . В обоснование своих требований следует указать, что земельный участок не используется собственником с соблюдением целевого предназначения. Особенности процедуры изъятия участка приведены в статьях 284-286 ГК РФ.

Видео сюжет, как купить земельный участок - советы арбитражного судьи

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления "прирезок" (Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ " "). Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

"Прирезка": что это такое и с чем ее едят

"Прирезкой" называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории. Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные "прирезки", а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась , регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется "прирезка", не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы "красных линий" – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением "прирезки" может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Цена вопр оса

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет "добавить" к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (). "Для расчета итоговой цены "прирезаемого" земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за "прирезку", который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости", – объясняет заместитель генерального директора юридической компании "Прайм Лекс" Александр Агафонов .

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты , размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел "Сервисы" (подраздел "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online") и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

"Цена "прирезок", вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены", – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев . Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости ().

Порядок оформления "прирезок"

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями. В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (). Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (). В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании "ИнвестКонсалт Системс", к. ю. н. Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории. Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (). Например, гражданин не сможет "прирезать" землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион. "Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления "прирезки" к нему потребуется разрешение банка", – разъясняет Александр Агафонов. Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка. "Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в нет норм, по которым возможно разрешить данный спор", – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы "ФинЭкспертиза" Виктор Демидов .

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения. "Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб. Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях", – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания. Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения. Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления "прирезок"

Оформление "прирезок" выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте. "А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости", – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании "Генезис" Артур Стариков . Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности. А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления "прирезок" у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Тогда же и был принят законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества».

Большое количество владельцев земельных участков уже успело воспользоваться «дачной амнистией», как прозвали в народе эти изменения, но необходимость ещё осталась. Поэтому, этот закон не единожды продлевался. Последние изменения в законе были внесены 28 февраля 2015 , именно тогда « » продлили ещё на 3 года.

Увеличение площади земли: на сколько это возможно?

Владея определенное время земельным участком, в силу разных обстоятельств, увеличивается площадь участка, то есть происходит процесс «самозахвата » близ лежащих территорий. Если это не вызывает никаких претензий со стороны соседей, или это нежилой участок, а также, не владение государства (национальный парк, заповедник), то возможно расширить свои владения и на законном уровне.

Для каждого случая высчитывается отдельно количество добавляемой земли, но не более 10 % от размера основного участка . О том, сколько соток можно прирезать рассмотрим на примере.

Например, если участок 6 соток, то получаем ещё 0,6 соток. Для определения и закрепления каких-либо границ участка стоит обратиться в кадастровую палату, где и проведут межевание земли.

Есть несколько нюансов, которые способны усложнить процесс увеличения участка.

Во-первых , в законе прописано, что бесплатное увеличение возможно, только если «дополнительные метры» не превышают заданный минимум участка. Стандартным является размер в 6 соток, поэтому за каждую «лишнюю» сотку придется доплачивать.

Во-вторых , кадастровый инженер не может просто так взять и увеличить размер участка.

Для этого нужны весомые обоснования. При этом, он должен ссылаться на сведения из первоначальных документов.

Если же точные данные отсутствуют, тогда границы устанавливаются по уже существующим (15 и более лет) границам.

Особенности дачной амнистии

Благодаря амнистии дачных участков процесс оформления права собственности значительно упростился: вместо кипы бумаг, достаточно всего лишь несколько документа, которые подтверждают право владения. Также, эксплуатация жилых домов вводиться без разрешения на строительство.

Это положительные стороны закона, но есть и негативные
. Такая упрощенная модель регистрации земельных участков, чревата увеличением количества спорных ситуаций между соседями, так как предварительного согласования не требуется.

Для каждого вида собственности существует своя процедура оформления прав. Единственное, что остается неизменным и установленным законом это перечень документов. Поэтому, требование регистрирующих органов предоставить какие-либо дополнительные материалы является незаконным.

Чтобы оформить право собственности на лишние сотки, Вам необходимо обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы.

Документы, которые необходимо предоставить:

  • Удостоверение личности владельца, или его поверенного;
  • Документ, подтверждающий право собственности.

Дачная амнистия значительно расширила перечень таких документов. Теперь к ним относятся и выписки из хозяйственных книг, справки, акты и любые бумаги, которые ранее имели юридическую силу.

  • Квитанция об уплате гос. пошлины (стоимость может варьироваться от 150 – 200 рублей);
  • Государственная регистрация права собственности.

Отдельным пунктом выступает кадастровый план . При получении плана на земельный участок могут возникнуть некоторые усложнения. Дело в том, что в ранних аналогах кадастрового плана вносились относительно точные данные: расположение, примерное количество соток. Теперь это выливается в необходимость проведения межевания.

Это трудоемкая и длительная процедура, срок проведения которой, в каждой конторе разный. Иногда межевание занимает до полугода.

После уточнения границ (межевания) можно переходить к расширению своих территорий. Для этого необходимо несколько оснований:

  • Отсутствие информации о земельном участке в государственном кадастре;
  • Не определены ни местоположение, ни размеры участка, хоть он и поставлен на учет;
  • Наличие каких-либо исправлений в кадастре.

Сроки рассмотрения документации:

В течение двух недель с момента поступления документов в уполномоченный орган, решается вопрос о присвоении статуса владельца. Отказ возможен если на это имеется соответствующий федеральный закон.

После подачи документов, сама процедура регистрации займет около месяца. При отказе сообщается его причина, также заявитель может обжаловать в суде это решение.

Главная задача – упростить процедуру с возможностью корректировки земельных участков . Уменьшается количество документов, предоставляется возможность одновременной сдачи документов на кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

Одновременно с этими преимуществами возник и ряд лазеек, который способствует откровенно не правомерным действиям. Например, закон никоим образом не защищает тех граждан, чьи участки были урезаны в связи с дачной амнистией для других.

Во избежание щекотливых ситуаций, все же рекомендуется обратиться к специалистам. Это сэкономит, как и время, деньги так и нервы.

Я ведь вам уже отвечал.
ФЗ-221, ст. 27
5. При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если:
1) в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади , сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости;
Mrak1983 , а если представить ситуацию так:
В 2008 году мы приватизировали свой участок. Для этого нанимали юриста, который занимался приватизацией. В итоге мы получили свидетельство на право собственности, где указано что участок 6 соток. Получается эти сведения теперь содержатся в государственном кадастре. А т. к. по факту участок 7,9 соток, то в соответствии с ФЗ-221, ст. 27, п. 5 орган кадастрового учёта нам откажет в уточнении границ, потому что у него сказано что у нас 6 соток по документам и фактический размер превышает допустимые 10%. Это логично.
А если мы скажем что у нас изначально был участок больше - 7,3 сотки, и что во время приватизации возможно возникла ошибка и нам зарегистрировали вместо 7,3 - 6 соток? И что у нас есть старые документы (типа тех. паспорта на дом), в которых есть схема участка с размерами от 1970го года? В этом случае можно потребовать пересмотрения границ участка на основании ФЗ-221, ст. 38, п. 9? А если утвердят, то 7,3+10%=8,03 - как раз вписываемся в допустимый размер.
P. S. Когда приватизировали участок, наняли юриста, т. к. в этом деле совершенно ничего не понимали, не знали какие документы есть, какие должны были быть, какие нужно сделать. А сейчас начали уточнять, оказалось что юрист вроде бы рассказывал что где-то в архиве, или ещё-где, был пожар и документы не сохранились, и ему пришлось долго копаться чтобы нарыть информацию для приватизации (может быть и наши документы сгорели где говорилось о 7.3 сотках?). И что всем жильцам района выделяли по 6 соток. И на этом основании нам наверное тоже 6 соток и записали. Хотя я нашёл документы (дело на дом), где упоминается что покупали участок у прошлого владельца - 7.3 сотки и в прилагающихся чертежах эта информация подтверждается.