Экологический эффект водоохранных мероприятий. Водохозяйственные мероприятия

Санитарно-оздоровительные и защитные мероприятия, целью которых является устранение и предупреждение возможности за­грязнения подземных вод, планируются отдельно для каждого по­яса ЗСО При этом следует учитывать назначение каждого из них, а также степень естественной защищенности водоносного гори­зонта от загрязнения с поверхности. Мероприятия по обеспече­нию установленного режима на территории поясов ЗСО должны проводиться в течение всего периода эксплуатации водозабора, а единовременные меры (например, снос некоторых строений, устройство ограды и др.) осуществляются до строительства водо­забора.

Можно выделить следующие водоохранные мероприятия, про­водимые в ЗСО: общие подлежащие выполнению во всех трех поясах; дополнительные, только по первому и второму поясам и до­полнительные, только по первому поясу.

К общим мероприятиям относятся: 1) выявление и ликвида­ция (или восстановление) всех бездействующих, старых, дефект­ных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в отношении возможности загрязнения водоносного го­ризонта; 2) регулирование бурения новых скважин и любого но­вого строительства при обязательном согласовании с местными органами санитарно-эпидемиологической службы, геологического контроля и по регулированию использования и охране вод; 3) за­прещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, под­земного складирования твердых отходов и разработки недр зем­ли, которая может привести к загрязнению водоносного горизон­та; 4) своевременное выполнение необходимых мероприятий по санитарной охране поверхностных водотоков и водоемов, имею­щих непосредственную гидравлическую связь с используемым во­доносным горизонтом; 5) запрещение размещения накопителей промышленных стоков, шламохранилищ, складов горюче-смазоч­ных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, а так­же других объектов, представляющих опасность химического за­грязнения подземных вод. К ним следует отнести крупные живот­новодческие объекты и птицефабрики, являющиеся источниками стойкого нитратного загрязнения. Размещение таких объектов до­пускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использо­вании защищенных подземных вод, а также при условии проведе­ния специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения и по согласованию с перечисленными выше орга­низациями санитарного, геологического и водного контроля.

На территории третьего пояса устанавливается строгий сани­тарный надзор за использованием пестицидов и биологических средств борьбы с вредителями и болезнями растений, не допуска­ется также применение высокотоксичных, стойких в почве и ку­мулятивных веществ.

Во втором и третьем поясах, кроме мероприятий, общих для всех поясов и перечисленных выше, необходимо проводить сле­дующие дополнительные мероприятия:

1) запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации и фильтрации, земледельческих полей орошения, со­оружений подземной фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий, а так­же других сельскохозяйственных объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод; запрещаются также применение удобрений и ядохимикатов и промышленная рубка леса; 2) санитарное благоустройство территории населен­ных пунктов и других объектов (создание канализационной сети, устройство водонепроницаемых выгребов и др.)-

По первому поясу ЗСО дополнительно к перечисленным меро­приятиям предусматриваются следующие: 1) территория пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, огорожена и обеспечена постоянной охра­нной; 2) запрещаются все виды строительства, не имеющие непо­средственного отношения к эксплуатации, реконструкции и рас­ширению водозабора и водопроводных сооружений, в том числе.жилых и хозяйственных зданий, прокладка трубопроводов различ­ного назначения, проживание людей (в том числе работающих на водопроводе), а также применение ядохимикатов и удобрений; 3) здания должны быть канализованы с отведением сточных вод в систему канализации или на местные очистные сооружения, расположенные за пределами первого пояса с учетом санитарного режима на территории второго пояса ЗСО. В исключительных случаях, при отсутствии канализации, устраиваются водонепро­ницаемые приемники для бытовых отходов и нечистот; 4) преду­сматривается строгое выполнение санитарно-технических требо­ваний к конструкции водозаборных и наблюдательных скважин; .5) водозаборные скважины должны быть оборудованы аппарату­рой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации производительности, предусмотренной при проектировании водозабора и обосновании границ ЗСО.

Состав указанных выже основных и дополнительных санитар-но-оздоровительных и защитных мероприятий на территории ЗСО при соответствующем обосновании может быть уточнен и расширен применительно к конкретным гидрогеологическим условиям с уче­том современного и перспективного народнохозяйственного ис­пользования территории в районе ЗСО.

На реках и водоемах, входящих в ЗСО водозаборов подземных вод, предусматриваются следующие водоохранные мероприятия. По первому поясу ЗСО:1) акватория должна ограждаться ба­кенами (буями) и другими предупредительными знаками; 2) за­прещается спуск любых сточных вод, а также купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказываю­щие влияние на качество воды. По второму и третьему поясам: 1) запрещается отведение в реки и водоемы сточных вод, не отве­чающих требованиям правил охраны поверхностных водоемов от загрязнения сточными водами; 2) выявляются объекты, загряз- -няющие водоем, с составлением планов осуществления водо­охранных мероприятий и определением сроков их выполнения; 3) регулируется и ограничивается отведение территории для но­вого строительства жилых, промышленных и сельскохозяйствен­ных объектов, создание и эксплуатация которых связаны с повы­шением степени опасности загрязнения сточными водами поверх­ностных вод.

По второму поясу ЗСО, кроме указанных мероприятии, преду­сматривается также следующее:

1) запрещается расположение объектов, обусловливающих опасность химического (накопители промышленных стоков, шла-мохранилища, склады горюче-смазочных материалов, ядохимика­тов и минеральных удобрений и др.) и микробного (поля ассени­зации и фильтрации, земледельческие поля орошения, кладбища, скотомогильники, навозохранилища, животноводческие и птице­водческие предприятия и др.) загрязнений подземных вод, при­менение удобрений и ядохимикатов, промышленная рубка леса, добыча из водоема песка и проведение дноуглубительных работ, создание пастбищ в прибрежной полосе шириной не менее 300 м; 2) санитарное благоустройство территории населенных пунктов и других объектов (создание канализационной системы, устройство водонепроницаемых выгребов); 3) выполнение мероприятий по предупреждению загрязнений, вносимых водным транспортом; 4) обеспечивается специальный режим испольаования поверхност­ных вод для купания, туризма, водного спорта, рыбной ловли и т. д.

Из изложенного выше видно, что в некоторых природных и хо­зяйственных условиях для создания ЗСО водозаборов подземных вод и проведения соответствующих водоохранных мероприятий могут потребоваться значительные финансовые затраты, что долж­но быть определено и учтено проектной организацией при разра­ботке технико-экономического обоснования выбора подземных вод в качестве источника водоснабжения.

При выяснении эффективности водоохранных мероприятий в ЗСО нельзя ограничиваться наблюдениями за составом воды только в водозаборных скважинах; необходим, особенно для круп­ных водозаборов подземных вод, гидрогеологический контроль на всей площади ЗСО, что позволит своевременно принять допол­нительные меры для сохранения качества воды в водозаборе.

Вопросы методики гидрогеологических исследований в связи с контролем за охраной подземных вод рассмотрены в работах . Следует отметить, что гидрогеологические наблюдения нужны и за пределами ЗСО, так как расчетные раз­меры ЗСО являются в известной мере приближенными; послед­нее обстоятельство связано с необходимостью схематизации при­родных условий при расчетах и с использованием усредненных значений гидрогеологических параметров, оценок интенсивности источника загрязнения, количества и состава загрязнений и т. п. Хотя, с одной стороны, при расчетах границ ЗСО физико-химиче­ские трансформации веществ в подземных водах обычно не учи­тываются и это приводит к завышению размеров ЗСО, с другой стороны, при изысканиях могут быть не выявлены в водоносном горизонте отдельные слои и пропластки с высокими показателями фильтрационных свойств, что не исключает возможность подтяги­вания к водозабору воды из участков водоносного горизонта, на­ходящихся за пределами расчетных границ ЗСО. Поэтому в рай­онах крупных водозаборов существование источников загрязнения подземных вод недопустимо и за пределами третьего пояса ЗСО, по крайней мере на расстоянии 0,5 - 1 км при песчаных и песча-но-гравелистых породах и 2 - 4 км при трещиноватых и закар-стованных породах. В связи с этим здесь следует усилить гидро­геологический контроль и при необходимости ликвидировать ис­точники загрязнения, находящиеся вблизи ЗСО.

При проведении целенаправленного гидрогеологического конт-роля в районе ЗСО большое значение имеет выбор точек разме­щения наблюдательных скважин. При этом следует руководство­ваться гидродинамической обстановкой на территории между ис­точником загрязнения и водозабором и учитывать скорости и направления движения подземных вод, изменившиеся, по сравне-нию с естественными условиями, под влиянием отбора воды водо-заборами и дренажами, а также и инфильтрации воды в водо­носный горизонт из накопителей сточных вод, искусственных пру­дов и других гидродинамически активных объектов.

Направления движения подземных вод определяют по доста­точно детальной карте гидроизогипс, желательно также с по­мощью аналитических расчетов или моделирования построить гидродинамическую сетку фильтрации.

При создании режимной сети наблюдательных скважин долж­на учитываться возможность вертикальной неоднородности и стратификации химического состава подземных вод, что нередко встречается на участках распространения минерализованных вод, обладающих повышенной плотностью, а также при загрязнении подземных вод углеводородами и нефтепродуктами, что вызывает снижение плотности подземных вод. В этих случаях загрязнения соответственно концентрируются в нижней и верхней частях во­доносного горизонта. Рекомендуется проводить опробование под­земных вод поинтервально по глубине водоносного горизонта. Для этого могут быть применены разнообразные приспособления, например пробоотборник с четырьмя надувными пакерами, раз­деляющими скважину на три зоны, причем откачка осуществля­ется из всех трех зон, а отбор пробы - только из средней зоны.

Известны наблюдательные скважины, в которых в обсадную трубу врезаны на разных глубинах несколько пьезометров, при этом изоляция отдельных опробуемых зон осуществляется в за-трубном пространстве скважины. Несколько пьезометров в одной скважине могут быть опущены на разную глубину, а интервалы опробования разделены в скважине участками цементации. К. Эд-вэрси в 1983 г. предложил способ поинтервального отбора проб воды из скважины при помощи двухкамерного устройства, кото­рое должно быть установлено в средней части песчаной засыпки высотою 2 м, охватывающей интервал исследования. Выше за­сыпки устраивается глиняная пробка. Подземная вода поступает через сетчатый фильтр, установленный в одной из камер, и через клапан проходит во вторую камеру, откуда может быть выдавле­на пневматическим способом на поверхность. Таких устройств в скважине может быть несколько.

Метод отбора проб для определения в подземных водах малых концентраций органических веществ разработан Дж. Пэнковом в 1983 г. Устройство для отбора проб воды, опускаемое в наблюда­тельную скважину на трубке, состоит из небольшого цилиндриче­ского патрона с сорбирующим материалом. Патрон соединен с на­сосом; движение поршня в насосе создается при помощи вакуума.

При этом вода проходит через патрон с сорбентом. Затем патрон отделяется от насоса и поднимается на поверхность. В лаборато­рии из него удаляют излишек воды, проводят термальную десорб­цию патрона через силикатную капиллярную трубку и определя­ют органические вещества методом газовой хроматографии. Этим методом в подземных водах были определены трихлорэтан, хлор­бензол, пара-дихлорбензол в средних концентрациях от 14 до 0,88 мкг/дм 3 .

Наблюдения за химическим составом подземных вод и поло­жением уровня воды следует проводить не только в эксплуатируе­мом водоносном горизонте, но и в выше- и нижележащих водо­носных горизонтах, если в последних имеются или могут появить­ся некондиционные по составу воды и в пределах ЗСО возможен переток этих вод в эксплуатируемый горизонт.

Выделяют следующие виды водоохранных мероприятий:

1. Мероприятия, направленные на совершенствование самой технологии использования воды. Это сокращение потребления воды на единицу произведенной продукции, применение оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, борьба с потерями воды на производстве и т.д. Оборотное водоснабжение – это относительно быстрое повторное поступление использованной воды в технологические циклы после ее очистки. При повторно-последовательном водоснабжении вся отработанная вода направляется для вторичного использования в другом производстве без промежуточной очистки. В США одна и та же вода в среднем используется девять раз перед сбросом. В Японии процент оборотного водоснабжения вырос до 74%.

2. Мероприятия по очистке сточных вод.

3. Мероприятия, осуществляемые непосредственно на водоемах. К ним относится очистка водной поверхности от нефтяной пленки и плавающих предметов, удаление загрязненного грунта, периодическая уборка макрофитов. В Великобритании разработан метод очистки воды от нефти с помощью специального вещества, которое почти не оказывает влияния на морскую фауну. Нефть, обработанная таким веществом, быстро коагулируется в комки, которые оседают на дно, смешиваются с илом и разлагаются бактериями.

4. Мероприятия, проводимые на водосборе. Это создание водоохранных зон и лесозащитных полос, проведение противоэрозионных мероприятий, строительство прудов, организация безопасной технологии складирования, использования минеральных удобрений, ядохимикатов и др.

В водоохранную зону включается пойма реки, склоны надпойменной террасы, прибрежная овражно-балочная сеть. Минимальная ее ширина устанавливается в зависимости от длины реки. При расстоянии от истока реки до 10 км, ширина – 15м, 10-50 км – 100 м, 50-100 км – 200 м, > 100 км – 300 м. Ширина водоохранной зоны для озер и водохранилищ с площадью акватории до 2 км принимается в 300 м, с большей площадью – 500 м. Внутри водоохранной зоны выделяют прибрежную водоохранную полосу – это территория строгого ограничения хозяйственной деятельности. Она используется под сенокосы и для лесных полос. В водоохранной зоне запрещается содержание гаражей, складов, прудов-накопителей, размещение животноводческих комплексов и ферм, строительство новых предприятий, стоянок автомашин. Не разрешается размещать склады удобрений, ядохимикатов, свалки.

Очистка сточных вод осуществляется механическими, химическими, физико-химическими, биологическими методами. Наиболее дешевая – механическая очистка сточных вод применяется для выделения взвесей. Основными формами очистки являются процеживание, отстаивание, фильтрование. Методы механической очистки применяются во всех отраслях народного хозяйства в качестве предварительного этапа. Этот способ очистки является основным в металлургии, горнорудной и горно-химической промышленности Механическая очистка позволяет выделять из бытовых сточных вод до 2/3 нерастворимых примесей, а из промышленных - более 9/10.

Химическая очистка сточных вод применяется для выделения неорганических примесей. При обработке сточных вод реагентами происходит их нейтрализация, выделение растворенных соединений, обесцвечивание и обеззараживание стоков. Химические методы позволяют очищать сточные воды со значительными колебаниями в них концентраций загрязняющих веществ. Определенным недостатком метода является накопление в процессе очистки значительного количества осадков.

Физико-химическая очистка применяется для очистки сточных вод от грубо- и мелкодисперсионных частиц, коллоидных примесей, растворенных соединений. Это высокопроизводительный способ очистки, но отличается высокой стоимостью. К физико-химическим методам относится флотация, экстракция, адсорбция, ионный обмен и др.

Флотация ускоряет осветление промышленных сточных вод и удаляет из них взвешенные вещества, нефть, нефтепродукты, жиры, поверхностно-активные вещества. Сущность этого процесса состоит в насыщении стоков воздухом, к пузырькам которого прилипают частицы твердых веществ, всплывающие на поверхность.

Адсорбцию применяют при невысоком содержании органических веществ в сточных водах. В качестве адсорбента используется активированный уголь и органические, синтетические сорбенты. При ионообменном способе очистки легкие ионы водорода или ионы щелочных металлов замещаются на ионы цветных и тяжелых металлов. При этом удаляемое вещество концентрируется, а не разрушается. Для этого способа применяют синтетические ионообменные смолы.

Окисление – один из перспективных методов очистки сточных вод. Используется озон, хлор, диоксид хлора, перманганат калия и другие окислители, позволяющие окислять остаточные растворенные в воде, устойчивые к биологическому разрушению органические вещества. При эвапорации сточные воды нагревают до кипения. Насыщенный водяной пар извлекает из воды примеси. Затем пар пропускают через нагретый поглотитель, в котором примеси задерживаются.

Биологический метод очистки сточных вод применяется для удаления растворенных органических соединений. Метод основан на способности микроорганизмов разлагать растворенные органические соединения. Биологическая очистка осуществляется как в очистных сооружениях, так и в естественных условиях. К недостаткам метода относится способность активного ила увеличиваться в размерах при перегрузке очистных сооружений и выносить в водоемы после очистки соединения азота и фосфора. Имеется несколько типов биологических устройств по очистке сточных вод: биофильтры, биологические пруды и аэротенки.

В биофильтрах сточные воды пропускают через слой крупнозернистого материала, покрытого тонкой бактериальной пленкой. Благодаря этой пленке интенсивно протекают процессы биохимического окисления.

В биологических прудах в очистке сточных вод участвуют все организмы, населяющие водоем. Заросли камыша наряду с бактериями и водорослями выполняют роль живых фильтров, поглощающих многие загрязняющие вещества, уничтожают своими выделениями болезнетворные бактерии. Густые заросли тростника на площади 1 га поглощают из воды и почвы и аккумулируют в своих тканях до 5-6 т различных солей. За сутки с 1га водной поверхности гиацинтом извлекается 44 кг N, 44 кг К, 34 кг Nа, 22 кг Са, 4 кг Mn.

Аэротенки – огромные резервуары из железобетона, заполненные активным илом из бактерии и микроскопических животных. Эти живые организмы быстро развиваются. Из-за значительного количества органических веществ в сточных водах и избытка подаваемого кислорода, бактерии склеиваются в хлопья и выделяют ферменты. Ферменты минерализуют органические соединения. Ил с хлопьями быстро оседает, отделяясь от очищенной воды. Инфузории, амебы и другие животные используют в пищу бактерии, не слипающиеся в хлопья.

Сточные воды перед биологической очисткой подвергают механической, а после нее химической или физико-химической. Биологический метод дает хороший результат при очистке коммунально-бытовых стоков. Его применяют для очистки сточных вод нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, химической промышленности.

Применяемые методы очистки позволяют снизить уровень загрязнения воды лишь на 80%, в более совершенных сооружениях – до 95%. Даже в высокоразвитых странах мира очищают не все сточные воды. В Германии очищают 64% бытовых стоков, в Швеции – 10% стоков остаются неочищенными, 15% подвергают механической очистке. Стоимость очистных сооружений часто достигает 10-20% стоимости строительства предприятий. В отдельных отраслях промышленности, например, в целлюлозно-бумажной и нефтехимической, затраты на очистку достигают 25% всех производственных затрат. С повышением степени очистки до 98-99% стоимость очистных сооружений увеличивается в несколько раз.

Только очистными сооружениями полностью предотвратить загрязнение водоемов не удается. В комплексной охране водных ресурсов важное значение придается экономии чистой воды. В этих целях сокращают нормы потребления ее на технологические процессы, ведут борьбу с утечкой, водяное охлаждение заменяют воздушным и т.д. Большое внимание уделяется сохранению растительности, имеющей водоохранное значение. В промышленности значительное количество воды экономится при внедрении прогрессивных технологических процессов. На старых нефтехимических заводах для переработки 1 т нефти расходуется 18-22 м3 воды, на современных заводах с оборотным водоснабжением и системами воздушного охлаждения – 0,12 м3/год.

Водоохранные мероприятия направлены, прежде всего, на уменьшение объема сточных вод, сбрасываемых в природные водные объекты, а также количества вредных веществ, содержащихся в этих стоках. Для достижения этой цели вводятся в действие сооружения для очистки сточных вод (станции, для биологической очистки, для физико-химической очистки, для механической очистки), проводятся и другие мероприятия, например, совершенствуется технология производства.

Другая группа водоохранных мероприятий преследует преимущественно цель наиболее рационально использовать водные ресурсы путем экономии свежей воды, которую в противном случае пришлось бы дополнительно забрать из природных источников. Для этого используются системы оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.

Эффект водоохранного мероприятия зависит от той цели, которая ставится в том или ином случае. Показатели, характеризующие непосредственные экологические эффекты первой группы мероприятий, следующие: снижение количества вредных стоков в природные водные объекты (м 3); снижение количества вредных веществ, сбрасываемых в природные водные объекты со сточными водами (т). В случае ввода в действие систем оборотного водоснабжения и повторного водоснабжения, предназначенных для уменьшения потребности водопользователя в свежей воде, показателем экологического эффекта может служить размер экономии забора свежей воды (м 3). При оценке экологического эффекта от водоохранных мероприятий следует иметь в виду, что все загрязняющие вещества имеют разную степень вредности. Это определяется значением их предельно допустимой концентрации. Следовательно, для более точной оценки экологического эффекта необходимо произвести пересчет фактических количеств вредных веществ на количество некоего условного вещества установленной вредности, например с ПДК=1,0 мг/л.

Для пересчета следует фактическое количество каждого вещества, поступающего в природные водные объекты со сточными водами, умножить на коэффициент, представляющий собой отношение ПДК условного вещества, равное 1,0 мг/л, к предельно допустимой концентрации этого вещества. Полученные величины однородны по степени вредности, поэтому их можно суммировать.

Разнородность предлагаемых показателей, выражаемых в весовых (т) и объемных (м 3) единицах, создает сложности в том случае, если необходимо комплексно оценить экологический эффект ряда водоохранных мероприятий на каком либо предприятии (в министерстве, в регионе). Многие специалисты считают, что для обобщенной оценки эффекта от комплекса мероприятий не следует конструировать новый показатель, а целесообразно «привести к общему знаменателю» предложенные выше показатели, наиболее приближенные к практике хозяйствования и выражающие непосредственно поставленные перед водопользователем цели. Такая задача выполнима. Между весовыми и объемными величинами существует четкая зависимость, которую можно использовать при выработке единого показателя экологического эффекта водоохранных мероприятий. Для этого необходимо оценить, какое количество свежей воды должно использоваться для разбавления вредных веществ до безопасной концентрации, т. е. до уровня предельно допустимой концентрации.



Пусть предельно допустимая концентрация некоторого i-гo вещества составляет а (мг/л). Это означает, что в каждом литре природной воды может содержаться не более α мг этого вещества. Если же фактически концентрация i-го вещества выше допустимой, то необходимо разбавление вод до безопасного уровня.

Зная предельно допустимые концентрации загрязнения водной среды и количество сбрасываемых вредных веществ со сточными водами, можно рассчитать по приведенной выше формуле потребность в свежей воде, используемой для разбавления вредных веществ до уровня предельно допустимой концентрации.

Она составит:

где V i ряб - объем воды, идущий на разбавление i-гo вредного вещества до безопасного уровня (м);

Вi - фактические количество i-гo вредного вещества, сбрасываемого в природные водные объекты (т).

Такие расчеты проводят по всей номенклатуре вредных веществ, содержащихся в стоках.

Обобщающим показателем экологического эффекта водоохранных мероприятий может служить показатель экономии свежей воды, достигнутый при снижении вредных стоков и при строительстве систем оборотного повторного водоснабжения.

Организационные мероприятия по охране водных ресурсов

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Организационные мероприятия по охране водных ресурсов
Рубрика (тематическая категория) Экология

Одними из наиболее эффективных направлений организационных мероприятий по охране водных ресурсов являются организация водоохранных зон и разбавление сточных вод.

Организация водоохранных зон. В РФ большая часть источников водоснабжения – поверхностные (реки, озера, водохранилища). Для поддержания этих источников в состоянии, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ соответствует экологическим требованиям, исключает загрязнение, засорение и истощение поверхностных вод и сохраняет среду обитания животных и растений, организуют водоохранные зоны. Ими являются территории, примыкающие к акватории рек, водохранилищ и других поверхностных водных объектов; на них устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также осуществления иной деятельности. В пределах указанных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, где не разрешается распахивать землю, рубить лес, размещать фермы и т.п .

Большое значение в делœе охраны поверхностных вод от засорения и загрязнения имеют водоохранные лесные насаждения вокруг естественных и искусственных водоемов и водотоков. Οʜᴎ предназначены для защиты их от разрушительных действий ветров и поступающей в них с водосбора воды, а также для уменьшения потерь воды на испарение. Лесные насаждения улучшают водный режим водоемов, санитарно-гигиенические условия побережья и его ландшафтно-декоративное оформление, качество воды в водоемах, уменьшают их заиление, сокращают потери земельных угодий из-за переработки берегов волнами (абразии) .

Помимо водоохранных зон в целях обеспечения охраны вод могут устанавливаться также зоны и округа санитарной охраны. Οʜᴎ ус­танавливаются в целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также содержащих природные лечебные ресурсы .

Обеспечить чистоту поверхностных водоемов и водотоков практически невозможно без соответствующей защиты подземных вод , которая состоит в предотвращении истощения запасов подземных вод и предохране­нии их от загрязнения .

В целях борьбы с истощением запасов пресных подземных вод, являющихся стратегическим резервом для питьевого водоснабжения будущих поколений, предусматриваются следующие мероприятия :

1) рациональное размещение водозаборов по площади;

2) регулирование режима водоотбора подземных вод;

3) уточнение величины эксплуатационных запасов (чтобы не допустить их истощения);

4) для самоизливающихся артезианских скважин установление кранового режима эксплуатации.

Иногда для профилактики истощения подземных вод применяют искусственное пополнение их посредством перевода части поверхностного стока в подземный.

Борьба с загрязнением подземных вод включает профилактические и специальные мероприятия. Профилактические меры являются основными, поскольку требуют наименьших затрат. Специальные мероприятия направлены в первую очередь на изоляцию источников загрязнения от остальной части водоносного горизонта (противофильтрационные стенки, завесы), перехват загрязненных подземных вод с помощью дренажа или откачки их из специальных скважин.

Важнейшей профилактической мерой предупреждения загрязнения подземных вод в районах водозаборов служит устройство вокруг них зон санитарной защиты . Зоны санитарной защиты (ЗСЗ) состоят из трех поясов. Первый пояс включает территорию на расстоянии 30-50 м непосредственно от места водозабора (скважины). Это зона строгого режима, в ней запрещено присутствие посторонних лиц и проведение работ, не связанных с эксплуатацией водозабора. Второй пояс ЗСЗ служит для защиты водоносного горизонта от бактериальных загрязнений, а третий – от химических загрязнений. Здесь запрещается размещение любых объектов, которые могут вызвать то или иное загрязнение, к примеру животноводческих комплексов. Не допус­кается рубка леса, использование ядохимикатов и др .

Согласно запрещается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые:

Бывают устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве и для орошения в сельском хозяйстве;

Запрещается сброс сточных вод в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон и в некоторых других случаях.

Сточные воды можно сбрасывать в водные объекты при условии соблюдения гигиенических требований применительно к воде водного объекта исходя из вида водопользования .

При сбросœе сточных вод в водные объекты нормы качества воды водного объекта в расчетном створе, расположенном ниже выпуска сточных вод, должны соответствовать санитарным требованиям исходя из вида водопользования.

Нормы качества воды водных объектов включают :

Общие требования к составу и свойствам воды водных объектов исходя из вида водопользования;

Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) нормированных веществ в воде водных объектов для различных видов водопользования.

В расчетном створе вода должна удовлетворять нормативным требованиям. В качестве норматива используется предельно допустимая концентрация – ПДК. Все вредные вещества, для которых определœены ПДК, подразделœены по лимитирующим показателям вредности (ЛПВ), под которым понимают наибольшее отрицательное влияние, оказываемое данными веществами. Принадлежность веществ к одному и тому же ЛПВ предполагает суммацию действия этих веществ на водный объект .

Для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования используют три вида ЛПВ: санитарно-токсикологический, общесанитарный и органолептический. Для рыбохозяйственных водоемов: санитарно-токсикологический, общесанитарный, органолептический, токсикологический и рыбохозяйственный .

Вещества, концентрация которых изменяется в воде водного объекта только путем разбавления, называются консервативными; вещества, концентрация которых изменяется как под действием разбавления, так и вследствие протекания различных химических, физико-химических и биологических процессов – неконсервативными.

Основной механизм снижения концентрации загрязняющего вещества при сбросœе сточных вод в водные объекты – разбавление.

Разбавление сточных вод - ϶ᴛᴏ процесс снижения концентрации загрязняющих веществ в водоемах, вызванный перемешиванием сточных вод с водной средой, в которую они выпускаются .

Интенсивность процесса разбавления количественно характеризуется кратностью разбавления n , которая равна отношению суммы расходов сточной воды q ст, м 3 /с и окружающей водной среды Q , м 3 /срасходу сточной воды :

или отношением избыточных концентраций загрязнений в месте выпуска к аналогичным концентрациям в рассматриваемом сечении водотока (общее разбавление на участке) :

, (3)

где С ст С ф – концентрация загрязняющих веществ в водоёмах до выпуска сточных вод, г/м 3 ; С – концентрация загрязняющих веществ сточной воды в рассматриваемом сечении водотока после выпуска сточных вод, г/м 3 .

Процесс разбавления сточных вод происходит в две стадии: начальное и основное разбавление. Общая кратность разбавления представляется в виде произведения :

n = n н ·n 0, (4)

где n н – кратность начального разбавления, n 0 – кратность основного разбавления.

Распространение примесей происходит в направлении господствующих течений, и в данном же направлении кратность разбавления имеет тенденцию к увеличению. Так, в начальном сечении (в месте выпуска) кратность разбавления n н = 1(Q = 0 или С = С ст), а затем по мере увеличения расходов жидкости концентрация примеси снижается, а кратность разбавления растет. В пределœе, когда в процесс перемешивания вовлекаются всœе возможные для данного водного объекта расходы воды, наступает полное перемешивание. В условиях полного перемешивания концентрация загрязняющих веществ стремится к фоновой, ᴛ.ᴇ. С С ф.

Участок водоёма или водотока от места выпуска сточных вод до сечения, где произойдет их полное перемешивание, условно разделяют на три зоны (рис. 13) :

1-я зона – начальное разбавление. Здесь процесс разбавления происходит за счёт увлечения жидкости водоема турбулентным потоком струи сточной воды, истекающей из выпускных устройств. В конце первой зоны разность скоростей струйного потока и окружающей среды становится незначительной.

2-я зона – основное разбавление. Степень разбавления в этой зоне определяется интенсивностью турбулентного перемешивания.

3-я зона – в этой зоне разбавления сточной воды практически нет. Снижение концентраций загрязняющих веществ происходит в основном за счёт процессов самоочищения воды.

Рис. 13. Схема распространения сточных вод в водоеме

Процессы, изменяющие характер веществ, поступающих в водные объекты, называют процессами самоочищения. Совокупность разбавления и самоочищения составляют обезвреживающую способность водного объекта .

Разбавление сточных вод в водотоках определяется комплексным влиянием следующих трех процессов :

Распределœение сточных вод в начальном сечении водотока, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ зависит от конструкции выпускного сооружения;

Начальное разбавление сточных вод, протекающее под действием турбулентных струй;

Основное разбавление сточных вод, определяющееся гидродинамическими процессами водоёмов и водотоков.

Все факторы и условия, характеризующие процесс разбавления, можно разделить на две группы :

1-я группа – конструктивные и технологические особенности выпуска сточных вод (конструкция выпускного сооружения; число, форма и размеры выпускных отверстий; расход и скорость выпускаемых сточных вод; технология и санитарные показатели сточных вод (физические свойства, концентрация загрязняющих веществ и др.);

2-я группа – гидрометеорологические особенности водоёмов и водотоков (характер движения водных масс; причины, вызывающие эти движения (сток, ветер, температура, плотность и т.д.; морфологические характеристики русла водотока или ложа водоёма; степень проточности водоёма; состав и свойства водной среды).

К примеру, из факторов первой группы установлено, что разбавление протекает более интенсивно при рассеивающих выпусках. Из физических свойств сточной воды наибольшее влияние на разбавление оказывают начальная плотность и температура, причем не их абсолютные значения, а разность между параметрами сточной воды и окружающей водной среды.

Из факторов второй группы существенное значение имеют вторичные течения, которые имеют место, к примеру, на повороте русла, когда потоки движутся не только в основном, но и обратном направлении.

Необходимую степень очистки сточных вод Э , %, можно рассчитать по формуле :

, (5)

где С ст – концентрация загрязняющих веществ в сточной воде, г/м 3 ; С ст.дк . – допустимая концентрация вещества в сточных водах, г/м 3 .

Необходимая степень очистки сточных вод говорит о том, на сколько процентов крайне важно снизить концентрацию загрязнения в процессе очистки сточных вод для обеспечения норм качества воды в приемнике сточных вод .

Организационные мероприятия по охране водных ресурсов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организационные мероприятия по охране водных ресурсов" 2017, 2018.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ВОДНЫХ
ОБЪЕКТОВ И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС

Москва 1998 год

Настоящие методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос разработаны институтом «ВодНИИинформпроект» на основании Водного кодекса Российской Федерации, «Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 и приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 января 1997 года № 7.


Цель методических указаний - обеспечить единый методический подход к проектированию водоохранных зон, проведению комплекса водохозяйственных, агротехнических и природоохранных мероприятий на их территории. Методические указания предназначены для организации занятых проектированием водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос и разработкой природоохранных мероприятий, а также территориальных органов Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Методические указания по проектированию водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос утверждены приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 198.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАН - АО «ВодНИИинформпроект»

2. ВНЕСЕН - Департаментом водного хозяйства МПР России

3. СОГЛАСОВАН - Госкомэкологии России, Минсельхозпрод России, Госкомзем России, Минздрав России

4. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ - Приказом Министра природных ресурсов Российской Федерации от 21 августа 1998 года № 198.

5. ВВЕДЕН ВМЕСТО - Указаний по проектированию водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ в РСФСР, утвержденных 23 января 1990 года Минводхозом РСФСР, Госагропромом РСФСР и Госагропромом Нечерноземной зоны РСФСР.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации насчитывается более 2,4 млн. ручьев длиной до 10 километров общей протяженностью около 4,83 млн. километров, 127604 малых рек (длиной от 10 до 200 км) протяженностью 3,0 млн. километров, 855 средних рек (длиной от 200 до 500 км) протяженностью 0,256 млн. километров и 210 больших рек (длиной более 500 км) с общей протяженностью 0,189 млн. километров.


Кроме того на территории России имеется 2,28 млн. озер и 29,3 тыс. водохранилищ, в том числе емкостью от 1 до 10 млн. куб. м - 1937 и емкостью более 10 млн. куб м - 363 водохранилища.

Бессистемная вырубка лесов, распашка пойм привели к заилению водоемов, ухудшению их санитарного состояния и гидрологического режима.

Установление водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, проведение недорогостоящих природоохранных мероприятий и установление на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос специального режима хозяйственной и иной деятельности является одной из первостепенных задач по охране и восстановлению поверхностных водных объектов, улучшению их гидрологического режима и санитарного состояния.

Работы по проектированию водоохранных зон и закрепление на местности границ прибрежных защитных полос на территориях, прилегающих к водным объектам, проведение комплекса природоохранных мероприятий должны выполняться в соответствии с «Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404 и настоящими методическими указаниями.

Указанным постановлением учитываются положения о зонах санитарной охраны источников водоснабжения, запретных полосах лесов по берегам водных объектов, а также о лесах других категорий защищенности, утвержденные Правительством Российской Федерации.


Протяженность основной реки;

Количество и протяженность притоков;

Характер формирования стока;

Характеристика расходов и уровней;

Наличие плотин, прудов, водохранилищ и других гидротехнических сооружений;


1.2. По морям:

Географическое и административное местоположение побережья моря;

Тип берега;

Характеристика береговой зоны (зона современного постоянного взаимодействия суши и моря, берега и подводного берегового склона);

Характеристика волновых и ветровых течений, сгонно-нагонных явлений;


1.3. По озерам:

Площадь зеркала в меженный и паводковый периоды;

Характеристика уровенного режима;

Водосборная площадь;

Хозяйственное использование озер, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;

Динамики изменения берегов (абразия, оползневые и суффозионные процессы, аккумуляция);

Площадь и интенсивность зарастания;

Зоны санитарной охраны, источники централизованного питьевого водоснабжения, наличие мест нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;

Характеристика использования озера для целей рекреации.

1.4. По водохранилищам:

Географическое и административное местоположение;

Хозяйственное назначение водохранилища, в т.ч. наличие водозаборов и водосбросов, объем забираемой воды по водопотребителям;

Характеристика подпорного сооружения и его принадлежность;

Водосборная площадь;

Площадь акватории при нормальном подпорном уровне, форсированном уровне и уровне мертвого объема;

Общий и полезный объем водохранилища;

Наличие мелководий и их площадь;

Характеристика водной флоры и фауны, в т.ч. биоценозов мелководий;

Площадь и интенсивность зарастания и евтрофирование;

Наличие нерестилищ, нагула и зимовальных ям рыбы;

Динамика изменения берегов (абразионные, оползневые, суффозионные процессы, аккумуляция);

Качественная характеристика вод по химическому составу;

Зоны санитарной охраны источника централизованного питьевого водоснабжения;

Использование в рекреационных целях.

1.5. По болотам:

Географическое и административное местоположение;

Тип болота: верховое, низинное, переходное; источник; водного питания;

Площадь болота по нулевой отметке торфяной залежи;

Хозяйственное использование болота.

1.6. По родникам (группам родников):

Географическое и административное местоположение родника (родников);

Характер истока (восходящий, нисходящий), дебит;

Качественная характеристика вод по химическому составу;

Использование как источника питьевого водоснабжения;

Наличие зон санитарной охраны;

Хозяйственное использование.

1.7. По магистральным и межхозяйственным каналам:

Географическое и административное местоположение;

Протяженность;

Источник питания;

Хозяйственное назначение;

Наличие плотин, шлюзов-регуляторов, насосных станций и других пиротехнических сооружений;

Наличие водозаборов, зон санитарной охраны при насосных станциях централизованного питьевого водоснабжения.

2. МАТЕРИАЛЫ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ТЕРРИТОРИИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К ВОДНОМУ ОБЪЕКТУ

При подготовке исходных данных для проектирования водоохранной зоны водного объекта и его прибрежной защитной полосы необходимо обеспечить сбор следующих материалов по прилегающей к водному объекту территории и ее хозяйственному использованию.

2.1. По ландшафтной характеристике:

Геологическое строение (генезис, механический и минералогический состав подстилающих почвы горных пород);

Рельеф (поймы, террасы, прилегающие склоны и другие формы рельефа);

Почвы, грунты;

Растительный и животный мир;

Климатические особенности и микроклимат.

2.2. Основные рельефообразующие процессы, в т.ч. плоскостная и линейная эрозия:

Характеристика оврагов и балок (длина, ширина, глубина, густота) и динамика их развития;

Залесенность и закустаренность склонов оврагов и балок;

Интенсивность смыва почвы с прилегающих к водным объектам территорий.

2.3. Характеристика, использования земель, распаханность территории по каждому землепользователю (приложения А и Б).

2.4. Выявление и характеристика имеющихся и потенциальных источников сосредоточенных и рассеянных загрязнений (приложение В).

2.5. Оценка влияния загрязняющих веществ, смываемых с прилегающих территорий, на качество вод и биоту водоемов, используемых для рыбного хозяйства.

Подробные данные по результатам обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий приводятся в пояснительной записке к проекту. Сводные данные по результатам обследования прилегающей к водному объекту территории приводятся в приложениях А, Б и В.

3. МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

3.1. По водоохранной зоне

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

3.1.1. Размеры и границы водоохранных зон, а также режим их использования устанавливаются проектом на основании результатов обследования водных объектов и прилегающих к ним территорий, физико-географических, почвенных, гидрологических и других условий с учетом прогноза изменения береговой линии водных объектов, а также с учетом принятых нормативов, указанных в п.п. 3.1.2 - 3.1.9.

Проектом должно предусматриваться установление и нанесение на планово-топографические материалы границ водоохранных зон, составление экспликации земель (приложения А и Б) и перечня хозяйственных и других объектов, расположенных на этой территории с описанием их влияния на водные объекты (приложение В), разработка рекомендаций по хозяйственному использованию земель, хозяйственных, бытовых, рекреационных и других объектов, составление по укрупненным показателям смет на реализацию проектных решений (приложение Г).

3.1.2. Ширина водоохранных зон и прибрежных защитных полос устанавливается:

Для рек, стариц и озер - от среднемноголетнего уреза воды в летний период;

Для водохранилищ - от уреза воды при нормальном подпорном уровне;

Для морей - от максимального уровня прилива;

Для болот - от их границы (нулевой глубины торфяной залежи);

Для болот в истоках рек, а также других болот, формирующих сток в водосборном бассейне, водоохранные зоны устанавливаются на прилегающих к ним территориях.

3.1.3. Минимальная ширина водоохранных зон рек устанавливается в зависимости от их протяженности с плавным увеличением ширины зоны от истока к устью.

На участках:

до 10 км - 50 м,

от 10 до 50 км - 100 м,

от 50 до 100 км - 200 м,

от 100 до 200 км - 300 м,

от 200 до 500 км - 400 м,

от 500 км и более - 500 м.

3.1.4. Для истоков рек и родников минимальная ширина водоохранной зоны устанавливается не менее 50 м.

3.1.5. Минимальная ширина водоохранных зон:

для озер и водохранилищ принимается при площади акватории до 2 кв. км - 300 м, от 2 кв. км и более - 500 м;

для болот площадью до 2 кв. км - 300 м, более 2 кв. км - 500 м.

для морей - 500 м.

3.1.6. Минимальная ширина водоохранных зон водных объектов, для которых установлены запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых видов рыб, принимается равной ширине этих полос, но не менее параметров, указанных в п.п. 3.1.3 - 3.1.5.

3.1.7. Границы водоохранных зон межрегиональных, магистральных межхозяйственных каналов устанавливаются по границе отвода земель под эти каналы, включая технологические дороги, проезды и защитные лесные насаждения.

3.1.8. Размеры и границы водоохранных зон на территории городов и других поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами.

3.1.9. Для участков рек, заключенных в закрытые коллекторы, водоохранные зоны не устанавливаются.

3.1.10. При проектировании водоохранных зон водных объектов необходимо соблюдать следующие условия.

В ПРЕДЕЛАХ ВОДООХРАННЫХ ЗОН ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Проведение авиационно-химических работ;

Применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

Использование навозных стоков для удобрения почв;

Размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

Складирование навоза и мусора;

Заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей, тракторов и других машин и механизмов;

Размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 м и крутизне склонов, прилегающих территорий, более 3 градусов;

Размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

Проведение рубок главного пользования;

Проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использования и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

При совпадении водоохранных зон и зон санитарной охраны следует руководствоваться также требованиями Санитарных норм и правил «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения» СанПиН 2.1.4.027-95.

3.1.11. На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных и садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

3.2. По прибрежной защитной полосе

Прибрежной защитной полосой является часть водоохранной зоны, территория которой непосредственно примыкает к водному объекту.

3.2.1. В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, указанным в п. 3.1.10. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Систематическая распашка земель;

Применение удобрений;

Складирование отвалов размываемых грунтов;

Выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя) устройство купочных ванн;

Установка и устройство сезонных стационарных палаточных городков;

Размещение дачных и садово-огородных участков;

Выделение участков под индивидуальное жилищное или дачное и другое строительство;

Прокладка проездов и дорог (кроме прогонов к традиционным местам водопоя скота);

Движение автомобилей, тракторов и механизмов, кроме техники специального назначения.

Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты лесокустарниковой растительностью или залужены.

3.2.3. Минимальная ширина прибрежных защитных полос водных объектов устанавливается в зависимости от топографических условий и видов угодий в следующих размерах:

Ширина прибрежных защитных полос для участков водоемов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, зимовальные ямы, нагульные участки) устанавливается не менее 100 метров, независимо от уклона и характера прилегающих земель.

Для морей и горных рек ширина прибрежных защитных полос определяется в каждом конкретном случае с учетом порядка, установленного для водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

В городах и других населенных пунктах при наличии ливневой канализации и набережной границу прибрежных защитных полос допускается совмещать с парапетом набережной.

3.2.4. Закрепление на местности водоохранными знаками установленного образца границ прибрежных защитных полос, определенных проектами водоохранных зон водных объектов (за исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование), производится бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а для водохранилищ, предоставленных в особое пользование - водопользователями.

3.2.5. Установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

3.2.6. При разработке проектов установления водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос рекомендуется учесть следующие положения:

При истоке рек от группы родников размеры водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы устанавливаются по роднику, наиболее удаленному от места образования водотока;

Для водохранилищ - источников питьевого водоснабжения - ширина водоохранной зоны в местах водозабора устанавливается в соответствии с зонами санитарной охраны, но не менее 1000 м;

На территории городов и поселений, не имеющих генплана застройки, размеры водоохранных зон и их прибрежных защитных полос устанавливаются исходя из конкретных условий с учетом недопущения отрицательного влияния застройки на экологическое и санитарное состояние водных объектов;

Увеличение ширины водохозяйственной зоны возможно за счет включения в нее непригодных для сельскохозяйственного использования земель (песков, оползней, эродированных земель, болот, оврагов и т.п.);

Границы водоохранных зон следует совмещать с естественными и искусственными рубежами или препятствиями, перехватывающими поверхностный сток с вышележащих примыкающих территорий (бровками речных долин, дорожно-транспортной сетью, нагорными каналами, мелиоративной сетью).

При этом ширина водоохранной зоны должна быть не менее указанной в п. 3.1.2.

Запрещение по размещению стоянок транспортных средств относится к организации коллективных стоянок личных и государственных автомашин, не запрещая стоянку одиночных машин личного пользования.

3.3. По картографическим материалам

Границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос отражаются на картографических материалах.

В состав проекта включается обзорная карта водосборного бассейна в масштабе от 1:500000 до 1:50000; планы землепользования (по каждому землепользователю) в масштабе землеустройства (1:25000 или 1:10000), для садово-дачных и личных подсобных хозяйств в масштабе 1:5000 - 1:1000 с нанесением границ водоохранной зоны сплошной линией синего цвета, прибрежной защитной полосы сплошной линией красного цвета с указанием мест установки знаков. На планово-топографических материалах землеустройства указывается размещение сельскохозяйственных культур, хозяйственных и других объектов, расположенных на территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Объекты, подлежащие выносу или ликвидации отмечаются крестом красного цвета. Указываются места, куда рекомендуется перенести тот или иной объект. Указываются также места и контуры земель под облесение и залужение с нанесением установленных условных обозначений:

Ширина прибрежных защитных полос одного и того же водного объекта меняется в зависимости от уклона и угодий на участке и показывается на картографических материалах плавной линией;

На планах землепользования указывается номер знака (в числителе) и расстояние от (уреза воды) водного объекта (в знаменателе), для рек - считая от устья;

Установка водоохранных знаков должна предусматриваться в характерных местах: возможных местах подъезда к водоему, моек машин, пастьбы скота, установки палаточных городков и т.д.;

На слабообжитых территориях, занятых лесными и закустаренными массивами, водоохранные зоны не устанавливаются.

3.4. По улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов

При проектировании водоохранных зон и прибрежных защитных полос и при разработке комплекса водохозяйственных и природоохранных мероприятий по улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов следует учитывать:

Целевое назначение и специфику использования водного объекта и его водных ресурсов;

Возможные антропогенные воздействия на водные объекты в связи с развитием и интенсификацией сельского хозяйства или иной деятельности на водосборном бассейне;

Поступление загрязняющих веществ (особенно превышающих самоочищающую способность водного объекта);

Существующие нарушения режима хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах.

В каждом конкретном случае вопросы защиты водного объекта от загрязнения и засорения решаются по итогам обследования территорий, прилегающих к водному объекту и расположенных на ней объектов.

Особое внимание в проектных проработках должно быть уделено мероприятиям в прибрежной защитной полосе. В этом случае может быть рекомендовано:

Проведение агротехнических мероприятий по борьбе с эрозией почв и грунтов и для задержания твердого стока, содержащего загрязняющие вещества;

Проведение мероприятий по предупреждению попадания в водные объекты сосредоточенных и рассеянных загрязнений с водосборной площади;

Залужение прибрежной водоохранной полосы многолетними травами;

Проведение агролесомелиорации с посадкой кустарниковых и древесных пород в зависимости от климатических, топографических и почвенных условий. Лесополосы должны размещаться по внешней границе прибрежной защитной полосы с учетом дальнейшего расширения. Лесополосу рекомендуется делать шириной не менее 30 м;

Вынос с территории прибрежных защитных полос летних лагерей скота, ферм, навозонакопителей и других объектов - загрязнителей водных объектов (гаражей, складов горючесмазочных материалов, мастерских и т.д.).

На все мероприятия, предусмотренные проектом, составляются сметы по укрупненным стоимостным показателям в действующих ценах с определением источников финансирования.

В приложении к сводной смете указывается долевое участие землепользователем в финансировании для выполнения предусмотренных проектом мероприятий.

При этом учитывается, что установка водоохранных знаков на водных объектах, за исключением водохранилищ, переданных в особое пользование, возложена на бассейновые и территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а на водохранилищах, переданных в особое пользование, на водопользователей.

3.5. По использованию земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах

В границах водоохранных зон не следует выращивать овощные и пропашные культуры, требующие внесения больших количеств азотных удобрений и применения пестицидов;

Планируя севообороты, земли в водоохранных зонах следует насыщать зерновыми и кормовыми культурами, не нуждающимися в интенсивной химической обработке;

На склонах вспашку земель проводить поперек склона;

Проводить мероприятия по снегозадержанию;

Компостирование органических удобрений производить при соблюдении правил, исключающих их смыв в водные объекты;

Исключать внесение минеральных и органических удобрений по снегу или по замерзшей земле;

Обеспечивать равномерность распределения удобрений по полю с соблюдением допустимых нагрузок внесения на единицу площади, при этом (в случае смыва) содержание вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбного хозяйства, не должно превышать установленных предельно-допустимых концентраций.

Своевременно заделывать в почву внесенные удобрения;

На территории водоохранных зон внесение удобрений должно выполняться с применением наземной техники;

На территории прибрежной защитной полосы дискование почвы и подсев многолетних трав, для создания сенокосов с применением специальной техники, может производиться один раз в три года.

Допускается также первичная (разовая) вспашка для механизированной посадки леса и кустарника.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются только для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйств, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензии на водопользование, в которой устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОГЛАСОВАНИЮ И УТВЕРЖДЕНИЮ ПРОЕКТОВ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ИХ ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС

4.1. Функции заказчика по проектированию водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, за исключением водохранилищ, предоставленных в особое пользование, возлагаются на бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации. По водохранилищам, предоставленным в особое пользование, эти функции возлагаются на водопользователей.

4.2. Проекты водоохранных зон и прибрежных защитных полос согласовываются организацией - разработчиком проекта с землепользователями, местными органами исполнительной власти, территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, органами рыбоохраны Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и, после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, представляются администрации субъекта Российской Федерации на утверждение.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСТАНОВЛЕНИЕМ ВОДООХРАННЫХ ЗОН И ПРИБРЕЖНЫХ ЗАЩИТНЫХ ПОЛОС ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Согласно Положению о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года № 1404, поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон прибрежных защитных полос и водоохранных знаков, а также соблюдение установленного режима их хозяйственного использования возлагается на водопользователей или землепользователей, земли которых примыкают к водным объектам. Государственный контроль за соблюдением порядка установления размеров и границ, а также режима хозяйственной и иной деятельности в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос и выполнением водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бассейновые и другие территориальные органы управления использованием и охраной водного фонда Министерства природных ресурсов Российской Федерации, другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственные органы управления и охраной земель и специальные уполномоченные органы управления лесным хозяйством в пределах их полномочий. Лица, виновные в нарушении режима использования территории водоохранных зон и прибрежных защитных полос и режима хозяйствования в их пределах, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ЭКСПЛИКАЦИЯ

На неурбанизированной территории

________________________________________________________________________

Наименование административного района

Площади, занимаемые в водоохранной зоне

Из них в прибрежной защитной полосе

Всего

в т.ч. по видам угодий

Всего

в т.ч. по видам угодий

пашня

луга и сенокосы

лес, кустарник

иные виды угодий

пашня

луга и сенокосы

лес, кустарник

иные виды угодий

Примечание: в числителе указываются площади угодий на год составления проекта, в знаменателе - площади угодий с учетом осуществления водоохранных мероприятий, предусмотренных проектом.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ЭКСПЛИКАЦИЯ
земель в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе

На урбанизированной территории

(наименование водного объекта)

_______________________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

Наименование административного района, землепользователя

Территория, занимаемая в водоохранной зоне

в т.ч. в прибрежной защитной полосе

Всего

Всего

в т.ч. под зданием, сооружением

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ПЕРЕЧЕНЬ
и краткая характеристика объектов, расположенных в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе

На территории

(наименование водного объекта)

_________________________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

Примечание: объект, отмеченный звездочкой (*), расположен полностью или частично в прибрежной защитной полосе

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе

Предусмотренные проектом

(наименование водного объекта)

на территории ___________________________________________________________

(наименование субъекта Российской Федерации)

Наименование административного района и землепользователя

Наименование объекта

Мероприятия, предусмотренные проектом

Сроки выполнения мероприятия, предусмотренные проектом

Стоимость мероприятий, тыс. руб.

Заказчик и финансирующая организация. Источник финансирования

Предисловие. 1

1. Состав исходных данных по водному объекту. 2

2. Материалы по обследованию территории, прилегающей к водному объекту. 3

3. Методика проектирования. 4

3.1. По водоохранной зоне. 4

3.2. По прибрежной защитной полосе. 6

3.3. По картографическим материалам.. 7

3.4. По улучшению экологического и санитарного состояния и гидрологического режима водных объектов. 8

3.5. По использованию земель в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах. 9

5. Организация контроля за установлением водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. 10

Приложение а.. 10

Приложение б. 10

Приложение в.. 11

Приложение г. 11