Можно ли управлять снегоходом с удостоверением тракториста. Водительские права на снегоход: какие они должны быть и нужны ли они? Водительское удостоверение на квадроцикл

Несмотря на то что снегоходы чаще всего используются в безлюдных зонах, регистрировать их и получать разрешение на вождение, придётся. Перемещение подобного транспорта по общим дорогам не запрещено, где без знания ПДД обойтись не получится. Автовладельцам мотосаней следует знать, как получить права на снегоход, из каких этапов состоит процесс регистрации ТС (транспортного средства), какие штрафы применяются к владельцам снегоходов и многое другое.

Снегоход представляет собой лыже-гусеничные сани, оснащённые двигателем, посадкой и рулём мотоцикла. Мотовнедорожник создан для перемещения по заснеженным труднопроходимым участкам и лыжным трассам. Этот вид техники относится к классу самоходных машин повышенной опасности, способным в определённых ситуациях и при неправильной эксплуатации нанести вред человеку и окружающей среде.

Ни одна из пяти основных категорий водительских прав, принятых для управления ТС, не даёт разрешения на вождение снегохода. Наиболее подходящей группой, к которой можно отнести снегоход, является категория самоходных средств, не имеющая права передвижения по обычным трассам и максимально разгоняющаяся до 50 км/ч.

Этот вид внедорожной мототранспортной техники определяется категорией А1 и включает в себя снегоходы, болотоходы, мотовездеходы, квадроциклы и иные мотомеханизмы повышенной проходимости. Подобные мотосредства имеют руль и сидение, как у обычного мотоцикла, но обладают различными опциями и назначением. Управлять такими механизмами разрешает удостоверение тракториста-машиниста (УТМ) с открытой категорией А1.

Процедура оформления УТМ несколько отличается от процесса получения водительского удостоверения (ВУ):

  1. Начать изучение азов хождения на самоходной технике разрешается подросткам с 14 лет. Но пройти квалификационный экзамен и получить удостоверение можно только по достижению 16 лет. Автомобильные права могут получать только граждане, достигшие 18 лет.
  2. Получить и обменять ВУ можно в любом регионе России. Для УТМ в этом плане существует ограничение, получившее применение с ноября 2015 года. Согласно нововведениям, оформить тракторное удостоверение можно в ведомстве по месту проживания либо по месту обучения кандидата.
  3. В регистрационно-экзаменационном органе процедуры оформления ВУ и УТМ отличаются. Но оформить тракторные права можно предварительно пройдя соответствующий курс в автошколе и выдержав экзаменационное испытание на открытие категории А1 - но не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

Инспекция Гостехнадзора курирует вопросы выдачи и наличия соответствующих удостоверений у водителей, а также процесс постановки на госучёт самоходных машин.

Для оформления УТМ, кандидату следует предоставить в региональную инспекцию Гостехнадзора следующий состав документов:

  • паспорт РФ;
  • фото 3х4 – 2 шт.;
  • заявление по образцу;
  • УТМ (если выдавалось ранее);
  • квитанция об оплаченной госпошлине;
  • свидетельство о пройденном обучении в автошколе;
  • водительское удостоверение (если есть в наличии, без него необходимо будет сдавать ПДД);
  • медицинское заключение (с отметкой «годен к управлению самоходными машинами и тракторами»);

Успешно пройдя экзаменационное испытание, водитель получает удостоверение тракториста-машиниста категории А1 на 10 лет. Раздел «Особые отметки» в полученном УТМ заполняется сведениями ограничительного либо разрешительного характера. Обычно, в эту колонку вписывают данные, указывающие на вождение в очках, группу крови, общий стаж водителя, а также ограничения по здоровью, запрещающие открытие других категорий.

Важно знать, что водительское удостоверение с действующей категорией А на вождение мотоциклов, не имеет никакого отношения к категории А1 для управления самоходной техникой. По закону, водителю надлежит пройти обучение в автошколе и сдать экзамен в инспекции Гостехнадзора на оформление УТМ. Однако, в этой ситуации процесс аттестации упрощается - кандидат освобождается от сдачи теории на знание ПДД.

Исключения из общих правил касаются обладателей мотоциклов, получивших ВУ с открытой категорией А до 1 января 2000 года. Проходить экзаменационное испытание на оформление категории А1 им не нужно. Водителю надлежит обратиться в ближайшую к дому инспекцию Гостехнадзора с заявлением о выдаче УТМ категории А1 и предъявить необходимый комплект бумаг.

Приобретая снегоход, потенциальный хозяин должен осознавать, что покупает самоходную технику, требующую к себе особого внимания и ответственности. Мотоспецтехника с объёмом двигателя более 50 см 3 , неукоснительно должна быть поставлена на учёт в региональное подразделение Гостехнадзора. При этом, если ТС развивает скорость движения свыше 20 км/ч, то владельцу следует заняться обязательным в данной ситуации оформлением полиса ОСАГО.

Довольно часто люди, купившие снегоход для нечастых выездов в деревню либо в малолюдное место, не считают нужным тратить время и деньги на его регистрацию.

Эта позиция неверная и может принести проблемы счастливому обладателю мотовнедорожника:

Согласно ПП РФ от 12.08.1994, постановка самоходного транспорта на учёт в госорганы проводится владельцем в течение первых 10 дней после его покупки.

Снегоходы, имеющие рабочий объем двигателя более 50 см 3 , либо мощность электродвигателя - более 4 кВт, надлежит ставить на госучёт не позднее 10 дней после их приобретения.

Для этого владельцу ТС либо доверенному лицу, действующему от его имени, необходимо явиться в территориальный орган Гостехнадзора со следующими бумагами:

  • паспорт владельца ТС;
  • ПСМ (паспорт самоходной машины);
  • квитанция об уплаченной госпошлине;
  • заявление о регистрации ТС по образцу;
  • сертификат соответствия качества на технику;
  • полис ОСАГО (для моделей, развивающих скорость более 20 км/ч);
  • договор на покупку техники (с датой подписания не позднее 10 суток до обращения);
  • свидетельство о регистрации (в случае, если ТС уже состояло на госучёте).

Собственнику надлежит предоставить снегоход на смотровую площадку ведомства. Если мотосредство в исправном состоянии и не числится в угоне, хозяин обращается за выдачей свидетельства и госномеров. Номерные агрегаты - тип №3 крепятся на ТС согласно ГОСТу сзади таким образом, чтобы их просмотр не загораживал другие части снегохода.

Общая стоимость процедуры по постановке самоходной техники на госучёт составляет 2 350 рублей. Сюда входит выдача госзнаков – 1 500 рублей, оформление свидетельства ТС – 500 рублей, отметка о регистрации в ПСМ – 350 рублей. Кроме этого, по итогам госрегистрации собственник ТС получает талон о пройденном ТО, пошлина на который составляет 400 рублей.

В дальнейшем, собственник обязан проводить ТО своего снегохода 1 раз в год по правилам, регламентированным Постановлением от 13.11.2013 № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин». В связи с этим ему ежегодно следует оплачивать госпошлину и подавать заявление в местные подразделения Гостехнадзора на осуществление осмотра.

Техосмотр может быть проведён по месту пребывания транспортного средства. По закону, инспектор Гостехнадзора не имеет права отказать в выездном техосмотре. Нужно только вместе с ним утвердить дату и время проведения процедуры.

В 2013 году КоАП РФ претерпел изменения благодаря внесению поправок, на основании которых увеличились размеры штрафных взысканий.

Наказания, которым могут быть подвержены владельцы самоходной спецтехники при неправильной её эксплуатации, идентичны тем, которые используются при нарушениях ПДД автомобилистами:

  1. Эксплуатация мотовнедорожника без прав. Правонарушение влечёт за собой наложение на владельца денежного взыскания в размере 2 500 рублей. Наличие в этот момент у водителя прав другой категории не избавляет его от наказания. Мототехнику могут отправить на штрафстоянку, откуда владелец может забрать её только по предъявлении УТМ с категорией А1.
  2. Отсутствие регистрации ТС. Нарушение правил государственной регистрации накладывает на водителя административную ответственность на основании ч.1 ст. 19.22 КоАП РФ. С хозяина нелегального внедорожного мотосредства взыскивается штраф в размере 1 500 – 2 000 рублей. Для должностных лиц сумма взыскания выше, и составляет 2 000 – 3 5000 рублей, для юрлиц – от 5 000 до 10 000 рублей.
  3. Езда на снегоходе без госзнаков. Это правонарушение касается тех машин, которые должны проходить госрегистрацию. Даже если ТС стоит на госучёте, но эксплуатация его осуществляется без регистрационных знаков, водителя наказывают штрафным взысканием в сумме от 500 до 5 000 рублей, либо лишением права управлять любой техникой на срок от 1 до 3 месяцев.
  4. Отсутствие талона техосмотра. Если техника не проходит ежегодное ТО, владельца наказывают денежным штрафом в размере 800 рублей. Повторное нарушение влечёт изъятие прав на срок от 1 до 3 месяцев. Инспектор Гостехнадзора вправе изымать УТМ у правонарушителя согласно ст. 32.5 и 32.6 КоАП РФ.
  5. Езда в нетрезвом состоянии. Водитель, севший пьяным за руль своего снегохода, заплатит в бюджет государства 30 000 рублей. Кроме этого, его лишат прав на вождение всех видов транспорта на срок от 1,5 до 2 лет. При этом, его техника помещается на спецстоянку.

На особом контроле у инспектирующих госорганов стоит запрет на эксплуатацию снегоходов во время охоты. За это правонарушение водителя ожидает денежное взыскание и уголовная ответственность по ст. 258 УК РФ.

Охота на мотосанях разрешена исключительно при проведении мероприятий, сдерживающих количественный рост определённых хищников. Для этого выдаётся особое разрешение с указанием всех опознавательных параметров снегохода.

Обучение в автошколе

Вождение самоходной техники требует от водителя особых знаний и умений, приходящих во время обучения. Пройти обучающий курс можно в учебных заведениях, лицензированных на проведение подобной деятельности. Подготовка студентов ведётся по специальным программам профобразования либо дополнительного профобразования.

С ноября 2015 года самостоятельное образование граждан на оформление категории УТМ вне автошколы недопустимо.

Обучающий курс занимает в учебном центре 3 - 4 недели. Этого времени студентам достаточно для прослушивания лекций теоретического курса, включающего основы ПДД и правила эксплуатации снегохода. Обучающийся обязан знать нюансы устройства самоходной машины и перечень её неисправностей. Любая поломка либо авария, произошедшая вдали от населённого пункта либо при отсутствии связи, не должна стать для него в будущем серьёзной проблемой.

Пройдя внутреннее тестирование в учебном заведении, кандидат обязан подтвердить свои знания и сдать полноценный экзамен в Гостехнадзоре для получения УТМ с подкатегорией А1. Экзаменационное испытание содержит теоретическую и практическую части.

Если кандидат уверен, что сможет сдать экзамен без практических уроков, то допускается прохождение в автошколе только теории. Однако, целесообразно взять хотя бы одно занятие по вождению для понимания того, какие умения и навыки будут демонстрироваться на экзамене в Гостехнадзоре.

К теоретической ступени студенты готовятся по билетам, утверждённым Министерством сельского хозяйства РФ.

Этот этап экзамена представляет собой тест на:

  • знание основ ПДД;
  • понимание технического устройства снегохода;
  • знание правил безопасной эксплуатации ТС и способов оказания первой помощи при авариях.

Тем кандидатам, кто исправно посещает лекции и учит билеты, сдать тестирование не составляет большого труда. Приобрести экзаменационные билеты сложно, но они есть в открытом доступе в интернете. Успешная сдача теории даёт допуск к практической части экзамена, который действует на протяжении трёх месяцев. Если в этот период кандидат не проходит практическое испытание, то ему надлежит сдавать тестирование вторично.

Получение неудовлетворительной отметки за теоретическую часть даёт право кандидату пройти тест повторно спустя неделю. Троекратно получив «неуд» за экзамен по теории, горе-студент снова отправляется за парту автошколы.

Практическая часть испытания имеет две ступени: вождение снегохода на территории автодрома и на городских дорогах. Первая часть не сложная.

Она представляет собой демонстрацию умений кандидата выполнять элементарные упражнения на мототехнике в искусственных условиях закрытой площадке:

  1. Заезд в бокс задним ходом, ориентируясь по зеркалам.
  2. Управление снегоходом с прицепом.
  3. Разворот в ограниченном пространстве.
  4. Выполнение экстренного торможения и остановки за 15 см до стоп-линии во время движения на разных скоростях.
  5. Въезд на эстакаду.

Вторая часть практики выполняется на городских дорогах с соблюдением всех ПДД РФ и норм безопасной эксплуатации ТС. Экзаменатор оценивает умение кандидата маневрировать на самоходной машине в потоке движения, а также контролировать обстановку на дороге и безошибочно на неё реагировать.

В случае провала практического испытания кандидату назначается пересдача, не ранее 7 дней после неудачной сдачи. Трижды не сдавшему практическую составляющую экзамена необходимо будет получить дополнительные уроки в автошколе.

При этом, при последующей пересдаче экзамена слушателю надлежит предъявить справку из учебного заведения о вторичном прослушивании обучающего курса. Порядок прохождения экзамена в органах Гостехнадзора отражён в пунктах 20 и 21 постановлении Правительства РФ от 12.07.1999 №796.

Экзаменационную комиссию на выдачу УТМ возглавляет инженер-инспектор Гостехнадзора с профильной подготовкой.

К специалисту применяются определённые требования:

  • возраст – старше 23 лет;
  • наличие УТМ той категории, по которой принимается экзамен;
  • профильное высшее либо среднее техническое образование.

В случае некачественного предоставления услуги инспекцией Гостехнадзора: отказ в приёме документов, нарушение сроков, требование дополнительных документов либо оплаты, некорректном поведении сотрудников, кандидат имеет право обратиться с претензией в вышестоящие инстанции и в суд.

Жалобу можно доставить лично, разместить в специальном разделе портала Госуслуги либо направить по почте. Обращение рассматривается госорганами в течение 30 дней после его регистрации.

Стоимость обучения и оплата госпошлины

Стоимость обучения управлению снегоходом зависит от специальной подготовки конкретного кандидата.

В обучающих центрах предусмотрены различные варианты учебного процесса и его оплаты:

  1. Полный курс - теория и практика. Разброс цен за такой курс обширный. Можно найти комплексную программу за 7 000 – 10 000 рублей, которая включает в себя полный теоретический курс и 10 практических уроков с инструктором. Есть учебные центры, предлагающие пройти за эту сумму только теорию, а практику по вождению ТС оценивают в 700 рублей за занятие.
  2. Теоретический курс. Кандидат, отлично управляющий техникой, может обойтись без практических занятий, но обязан изучить техническое устройство самоходных машин и ПДД. Цена за курс обучения формируется в зависимости от региона и варьируется от 5 000 до 7 000 рублей. Длительность курса в среднем составляет 2 – 4 недели.
  3. Дистанционное обучение. Этот пакет касается бывалых водителей, имеющих ВУ. Автошкола освобождает таких слушателей от постоянного посещения уроков. Подготовка к экзамену у них происходит по онлайн-тестам. Стоимость курса также имеет различные расценки и зависит от наличия прав той или иной категории.

В среднем, дистанционное обучение может обойтись в 5 000 – 9 000 рублей. Не стоит путать такой вид обучения с самостоятельным изучением основ управления самоходной техникой, запрещённым в России с 2015 года.

До процедуры получения УТМ, кандидату следует уплатить госпошлину в бюджет регионального ведомства Гостехнадзора. За получение прав на бумажном носителе госпошлина составит 500 рублей, на пластике – 2 000 рублей.

Оплатить обязательный взнос кандидат может любым удобным способом: портал Госуслуги, Сбербанк Онлайн, терминал любого банка либо отделение Почта России. Реквизиты для оплаты доступны на официальном сайте Гостехнадзора либо в территориальном органе ведомства, где будет проходить экзамен.

Студент может сэкономить на аренде снегохода у автошколы, пройдя практические уроки и сдав экзамен на своём ТС. Для этого самоходную технику необходимо оборудовать зеркалом заднего вида и знаком учебной машины.

Нюансы получения УТМ на снегоход

Перед покупкой снегохода будущему владельцу целесообразно ознакомиться с особенностями получения УТМ:

  • обычные ВУ с открытой категорий А1, позволяют управлять только скутерами и лёгкими мотоциклами - к снегоходам и прочей самоходной технике они отношения не имеют;
  • открытые категории А II, A III, A IV - не дают права водителю управлять техникой, входящей в класс A1;
  • военнослужащие имеют право получить УТМ по месту нахождения части, к которой они приписаны;
  • моряки, граждане других стран, беженцы, обязаны сдавать экзамен на получение УТМ главному инспектору Гостехнадзора в определённом субъекте страны;
  • изъятые госорганами права водитель может вернуть, сдав теоретическую часть экзамена в инспекции Гостехнадзора по истечении не менее половины срока лишения удостоверения;
  • если права были изъяты по причине алкогольного опьянения водителя, то перед сдачей экзамена водитель обязан предоставить медзаключение в Гостехнадзор.

Некоторые граждане задаются вопросом о покупке незаконного удостоверения на снегоход. Подобный подход имеет две стороны. С одной стороны, быстрое получение удостоверения без временных затрат на подготовку и сдачу экзамена. С другой стороны, стоимость таких прав выйдет дороже цены за обучение с госпошлиной.

Нелегальные права не вносятся в Госреестр и единую базу данных, а это рано или поздно принесёт владельцу снегохода ряд проблем с госорганами. Инспекторы ГИБДД либо Гостехнадзора, обнаружив подделку, выписывают штраф и изымают дорогостоящее ТС, забрать которое собственник сможет только, пройдя обучение и получив УТМ нужной категории.

Не все средства передвижения необходимы для езды по дорогам общественного назначения. Есть специальная техника нестандартного назначения. Снегоход предназначен для передвижения по заснеженным дорогам. Некоторые граждане ошибочно думают, что права на снегоход не нужны. Однако, даже использование самой редкой техники подразумевает наличие водительского удостоверения соответствующей категории. Отсутствие у водителя прав приведет к привлечению его к ответственности в виде штрафной санкции.

Каждое транспортное средство имеет свою специальную категорию, которая отражена в водительском удостоверении. Нельзя управлять, к примеру, грузовиком, имея категорию на легковой автомобиль. Любителей покататься по заснеженному бездорожью интересует, какая категория нужна для управления снегоходами.

В законодательстве нельзя найти специальной категории, которая дается индивидуально на управление снегоходом. Однако, по описанию больше всего к такому ТС подходит категория на снегоход А1 . К данной категории принадлежат автомобильные транспортные средства не предназначенные для движения по дорогам общественного пользования, скорость которого пятьдесят километров в час.

Получить право управлять снегоходом может далеко не каждый человек. Существуют основные требования к кандидату на управление такой техникой:

  • Возраст от 16 лет.
  • Пройдена специальная медицинская комиссия и есть соответствующая справка.
  • Кандидат на категорию прошел полный курс обучения и успешно сдал экзамены.

Также не все граждане могут пройти обучение на получение категории, разрешающей управлять таким видом ТС. К примеру, не допустят до обучения лиц, с эпилепсией, нарушением функции зрения и слуха, гепатите, психическими расстройствами и т.п.

Ездить без водительского удостоверения категории А1 на снегоходе категорически запрещено. Если данный факт будет выявлен, нарушителя ждет штраф 5 – 15 тыс. руб .

  1. Подобрать автомобильную школу , собрать нужные бумаги и заплатить за обучение.
  2. Пройти соответствующее обучение . Стоимость трехнедельного курса обходится в среднем около 7 тыс. рублей. А госпошлина за оформление составит 500 рублей. Однако, данная сумма меньше штрафной санкции. Поэтому, лучше отучиться и сдать экзамены, чем постоянно платить штрафы.
  3. Сдать экзамены в Гостехнадзоре . Именно эта инстанция проводит аттестации на подобную технику и выдает специальные удостоверения, по которым в последствии можно получить новые правка с категорией А 1. Аттестация состоит из двух частей: теория и практика. Билеты для данной категории средств передвижения утверждает министерство сельского хозяйства. Они отличны от правил общественного пользования.

Если испытание по теории не пройдено, можно пройти пересдачу через неделю. До практической части водитель не будет допущен, пока не сдаст теорию. Практическая часть аттестации подразумевает проверку навыков:

  • разворот при недостатке места;
  • заезд в помещение задом;
  • соблюдение правил безопасности;
  • выполнение маневров;
  • торможение;
  • экстренная остановка.

Если с первого раза практическая часть не сдана, можно совершить пересдачу через 7 дней. Теория при этом повторно не сдается .

При успешной сдаче экзамена можно идти за правами в ГИБДД. Для этого нужно подготовить пакет требуемой документации:

  • заявление;
  • паспорт;
  • медицинская справка;
  • удостоверение с Гостехнадзора.
  • если есть действующее ВУ;
  • квитанция, свидетельствующая об оплате пошлины.

В целом процедура получения прав идентична стандартной. Разница состоит лишь в органе, который принимает экзамены.

Снегоход – транспортное средство для передвижения по заснеженному бездорожью. Несмотря на то, что по общественным дорогам водитель ездить на нем не будет, прежде чем сесть за руль, он должен получить соответствующую категорию. Вождение снегохода без прав приведет к внушительному штрафу. Поэтому, намного выгоднее отдать деньги за обучение и сдать необходимые экзамены, чем постоянно и периодически платить санкции.

Мотовездеход, более известный под названием «квадроцикл», является быстрым, маневренным и удобным в управлении средством передвижения в условиях бездорожья. Снегоход отлично справляется с задачей быстрого перемещения в условиях дикой природы в зимнее время. Эти машины давным-давно доказали свою эффективность и завоевали заслуженную популярность. Вместе с тем, важно помнить, что и квадроцикл, и снегоход являются также источниками повышенной опасности, поскольку при определенных обстоятельствах могут нанести вред человеку и окружающей среде. Чтобы это исключить, к вождению таких машин допускаются только те, кто доказал свою способность управлять ими, сдав специальные экзамены и получив соответствующий документ. Как видите, требования те же, что и в том случае, если Вы, к примеру, хотите . Однако, несмотря на схожесть процедур допуска к управлению, существует принципиальная разница между обычными транспортными средствами и самоходными машинами, предназначенным для движения в условиях бездорожья. В данной статье мы рассмотрим, в чем проявляется эта разница и какие права, собственно, нужны для управления квадроциклом и снегоходом в 2016 году.

Транспортные средства

Первое и самое главное – транспортные средства (далее – ТС), то есть мотоциклы, легковые и грузовые автомобили предназначены для перевозки людей и грузов по автомобильным дорогам. На каждое ТС должен быть выдан паспорт транспортного средства (далее – ПТС) – документ, содержащий основные сведения о технических характеристиках, идентификационные данные, сведения о собственнике и др.

Самый распространенный вид транспортного средства — легковой автомобиль

Движение ТС по автомобильным дорогам общего пользования регламентируется специальными нормативно-правовыми актами, в том числе Правилами дорожного движения. Поддерживает порядок на дорогах и обеспечивает безопасность движения государство, а точнее специальный орган полиции – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД). Она же занимается регистрацией ТС, организацией допуска к управлению и выдает специальные документы – водительские удостоверения, для получения которого необходимо .

Поскольку ТС различаются по конструкции и своему назначению, установлено разделение на специальные категории. В водительском удостоверении обязательно указываются категории транспортных средств, которыми может управлять его владелец. О том, можно прочитать в соответствующей статье.

Самоходные машины

Теперь поговорим о самоходных машинах. В отличие от транспортных средств, самоходные машины предназначены для передвижения и выполнения каких-либо работ вне автомобильных дорог. Для таких машин выдается специальный документ – паспорт самоходной машины (далее – ПСМ), который, как и ПТС, содержит сведения о технических характеристиках, сведения о собственнике, идентификационные данные основных агрегатов, сведения о постановке на учет и др.

Самый простой пример самоходной машины — трактор

Передвижение самоходных машин по дорогам общего пользования осуществляется в том же порядке, что и движение транспортных средств. А вот регистрацией, организацией допуска к управлению и выдачей удостоверений занимается уже не ГИБДД, а органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее – Гостехнадзор, ГТН). Органы Гостехнадзора проводят экзамены на право управления самоходными машинами и выдают соответствующие документы – удостоверения тракториста-машиниста (далее – УТМ).

Существует огромное число разновидностей самоходных машин, поэтому для них установлено разделение на категории – точно так же, как и для транспортных средств. Поскольку мы рассматриваем вопрос о том, какие права нужны чтобы водить квадроцикл или снегоход, нас интересует прежде всего категория А, а точнее АI и АII:

  • АI - «внедорожные мототранспортные средства»;
  • АII - «внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8».

Квадроцикл и снегоход

Теперь мы подошли к главному – ответу на вопрос, какие все-таки нужны права для управления квадроциклом и снегоходом. В подавляющем большинстве случаев и квадроцикл, и снегоход определяются как самоходные машины категории АI либо АII, на них выдается ПСМ, а это означает, что управления ими необходимо получить удостоверение тракториста-машиниста соответствующей категории. Если со снегоходом все ясно – он имеет мотоциклетную посадку и мотоциклетный руль, а значит однозначно попадает под определение внедорожного мототранспортного средства – для управления нужно удостоверение тракториста-машиниста с открытой категорией АI, то в случае с квадроциклом возможны варианты.

Дело в том, что в нормативных актах такого понятия как «квадроцикл» нет. Применяются такие термины «мотовездеход», «снегоболотоход» и «квадрицикл». Мотовездеходы и снегоболотоходы относятся к самоходным машинам категории АI либо, если рулевое управление и посадка на нем автомобильного типа – АII, в этом случае для управления потребуется удостоверение тракториста-машиниста, выдаваемое органами Гостехнадзора.

А вот квадрицикл является транспортным средством, поэтому для управления им достаточно обычного водительского удостоверения, выдаваемого ГИБДД. Что касается категории, то вообще квадрициклы отнесены к подкатегории В1. Если Вы имеете право управления ТС категории А (мотоциклы), то Вам разрешено управление квадрициклами с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением. Если есть права категории В, то допускается управлять квадрициклами с автомобильным рулевым управлением и посадкой. Таким образом, чтобы управлять квадрициклом, достаточно иметь водительское удостоверение подкатегории В1 либо, в зависимости от типа посадки, категории А или В. Кстати, квадрицикл – это совсем не обязательно вездеход, например, мотоколяска СМЗ С3Д тоже является квадрициклом.

Мотовездеход с рулевым управлением и посадкой автомобильного типа («side-by-side»)

Как определить к какой классификации относится Ваш квадроцикл? Достаточно просто взять в руки имеющийся на него документ. Если это ПСМ, то значит у Вас – мотовездеход или снегоболотоход, если ПТС – квадрицикл. Какие права нужны на Ваш квадроцикл, определяется его классификацией и выданным на него документом. Еще раз вкратце – для квадрициклов нужны водительские права подкатегории В1 или категорий А либо В, для мотовездеходов и снегоболотоходов – удостоверение тракториста-машиниста АI или AII. Надо сказать, в подавляющем большинстве случаев квадроциклы классифицируются именно как самоходные машины.

Итак, мы вкратце рассмотрели, какие нужны права для управления такими внедорожными средствами как квадроцикл и снегоход в 2016 году. Надеемся, что данная информация будет полезна всем, кто владеет или просто интересуется мотовездеходами. Неважно, чем Вы управляете, автомобилем, мотоциклом или самоходной машиной, автошкола «Зачет» желает достичь всем высокого уровня водительских навыков передвигаться по дорогам без происшествий!

Как получить права на снегоход или квадроцикл?

Для получения удостоверения тракториста-машиниста необходимо получить специальную медицинскую справку, в которой должно быть указано, что Вы годны к управлению самоходными машинами (а не обычными автомобилями) соответствующей категории.

Экзамен в Гостехнадзоре

Экзамен состоит из двух частей: теоретической и практической.

Теоретическая часть принимается по билетам, утвержденным министерством сельского хозяйства РФ. Естественно, при самостоятельной подготовке к получению прав тракториста, следует найти эти билеты и выучить их.

Если Вы не сдадите теоретическую часть сразу, повторный экзамен будет назначен не ранее чем через неделю. То же самое нужно сказать и о практической части.

Обратите внимание! Если кандидат 3 раза подряд не сдает практический экзамен, он должен в обязательном порядке пройти дополнительное обучение. Причем на следующую пересдачу необходимо предоставить документ об этом.

Результаты теоретического экзамена действительны в течение 3х месяцев, после чего теорию также нужно пересдавать повторно.

Автодром включает следующие упражнения:

Начало движения с места на подъеме (эстакада);

Разворот при ограниченной ширине территории при одноразовом включении передачи (разворот в ограниченном пространстве);

Постановка самоходной машины в бокс задним ходом (въезд в бокс задним ходом);

Агрегатирование самоходной машины с прицепом (прицепной машиной);

Торможение и остановка на различных скоростях, включая экстренную остановку;

На практике получить права на квадроцикл или снегоход не составит особого труда, т.к. эти транспортные средства пока что не столь популярны, как автомобили, и огромных очередей в Гостехнадзоре ожидать не следует.

Следующая таблица даст понимание о том, какие же категории будут теперь в обычных водительских правах:

Скутеры M

Мотоциклы A A1

Легковые B BE B1

Грузовые C CE C1 C1E

Автобуы D DE D1 D1E

Трамваи Tm

Троллейбусы Tb

Теперь объяснения.

  1. Категория M. Мопеды, скутеры и т.п. Теперь управлять ими можно только при наличии прав. При этом, это единственная категория ТС, которыми можно управлять имея права любой из представленных категорий. При этом можно получить права конкретно категории M (а так же A1) уже в 16 лет.
  2. Категория A. Мотоциклы. Имея эту категорию в правах, можно управлять мотоциклами (в том числе лёгкими, A1 (до 125 куб.см.) и квадрициклами с мотоциклетной посадкой - B1 ). C 18-ти лет.
  3. Категория B. Легковые автомобили. В том числе с прицепом менее 750 кг. А так же квадрициклами категории B1 , за исключением тех, которые упомянуты в предыдущем пункте. С 18-ти лет.
  4. Категория C. Грузовые автомобили свыше 3500 кг, включая категорию C1 (от 3500 до 7500). Так же можно управлять грузовиками с прицепами до 750 кг.
  5. Категория D. Автобусы. Включая D1 - автобусы от 8 до 16 сидячих мест. Опять всё тот же прицеп до 750 кг. Такие права можно получить людям старше 21 года, так же как и трамваями ™ и троллейбусами (Tb).
  6. Категории BE, CE, DE, C1E и D1E. Соответствующие категории с прицепами свыше 750 кг. Эти категории можно получить через год после получения категорий B, C, D, C1 и D1 соответственно.
  7. Сдавать на права можно как с механической, так и с автоматической трансмиссией. При этом, сдающие с механикой могут управлять авто с «автоматом», а «автоматчики» не могут ездить с «мешалкой».
  8. В РФ, с момента вступления закона в силу, запрещено будет управлять коммерческим транспортом не имея Российских прав (кроме международных перевозок). За нарушение - штраф 50000 рублей.

Обратите внимание, квадрИцикл и квадрОцикл не одно и то же! Для управления квадроциклом требуется удостоверение тракториста-машиниста категории А1.

Еще больше информации на нашем канале

Снежные морозные денечки суровой русской зимы тоже могут быть по-своему прекрасными, особенно, если есть такое средство передвижения, как снегоход или квадроцикл.

С ними никакое бездорожье заметенных лесных дорог не проблема, скорость, драйв, масса ярких положительных эмоций – это только сотая часть того заряда энергии, который дает прогулка на этих внедорожниках. Среди народа бытует мнение, что на снегоходы, впрочем, как и на квадроциклы, не нужно водительских прав.

Но так ли это? Сегодня мы подробно разберем эту тему, дабы не попасть в нехорошую ситуацию, связанную с недоразумением в вопросе прав на транспортное средство. Итак, поехали!

Нужны ли права?

Что может быть лучше, чем возможность выбраться с друзьями в лес тихим погожим зимним утром, чтобы покататься на снегоходе? Сумасшедшая скорость заставляет сердце выбивать бешеный темп, окружающие ландшафты захватывают дух.

А, что, если съездить веселой компанией до соседнего леса, который еще больше и красивее? Правда, для этого, нужно проехать несколько километров по проезжей части… Ой! Что это там маячит впереди?.. Машина ГАИ? И сотрудник патрульной службы яростно машет палочкой, требуя немедленной остановки… Но почему?

Ведь говорят, что на снегоход прав не нужно …А теперь давайте остановимся на этой ситуации более подробно. Да, для езды в глухом лесу или полю права, конечно, не нужны. Но до этих отдаленных мест еще стоит добраться. А добираются по дорогам, где, безусловно, водитель натолкнется на сотрудника ГАИ.

В обязанности инспектора входит потребовать у вас водительские права, но особой категории АI, то есть, права тракториста, потому как снегоход приравнивается к аналогичному с трактором транспортному средству. Пока на него нет отдельной категории, распределение происходит по этой сетке.

Более подробно о сдаче на права А1 смотрите на видео:

Кроме того, водитель должен соблюдать правила вождения, правила техники безопасности и быть не младше 16 лет. Так гласит законодательство РФ, регламентирующее правила езды на снегоходе.

Кто-то сейчас возмутится: как же так? Ведь это всего лишь снегоход, почему столько требований! Но не будем критичны: снегоход – скоростное транспортное средство, которое не менее, а даже более, чем автомобиль, может навредить окружающим при несоблюдении правил вождения.

К тому же нужно потренироваться, чтобы управлять таким мощным железным конем, так как его главной особенностью является не самый легкий центр тяжести.

Садясь за руль снегохода, будь это Ямаха , Ермак , Викинг 540 , Динго 150 , БРП , Варяг 550 , Поларис или любой другой, без прав, стоит помнить, что существует система штрафов, применяемых к водителям незарегистрированного снегохода или не имеющих прав.

Как легковой или грузовой автомобиль, снегоход должен проходить техническое обслуживание в пунктах ГАИ.

Штраф езды без прав составляет 2500 руб. Очень даже немалая сумма, наводящая на мысль, что лучше быть ответственным, законопослушным водителем, дешевле выйдет.

Но, запомните: система штрафов действует только в том случае, если сотрудник патрульной службы поймал вас на проезжей части, где действуют правила вождения. Если по какой-то нелепой случайности, вы повстречали гаишника в лесу, то здесь он уже не имеет никаких полномочий штрафовать вас.

Хотя… встретить в лесу сотрудника ГАИ такая же плохая примета, как встретить перебегающего дорогу белого зайца. Но бывают и исключения из правил.

Но, если в лесу штрафы не актуальный вопрос, то, если вам вздумается поставить снегоход на стоянку или просто под окна своего жилого (в особенности, многоквартирного) дома, то оштрафовать за отсутствие прав вас может не только представитель ГИБДД, но и простой участковый.

Вот такие нюансы, которые следует помнить, дабы не попасть в нехорошую ситуацию. До 2015 года вопрос с правами на снегоход не был столь жестким. Прежде была возможность сдать права экстерном при наличии водительского удостоверения на легковой или грузовой автомобиль. Теперь экстернат невозможен.

Придется проходить полное обучение , с обязательной сдачей экзаменов, теоретической и практической части.

Но как получить права на снегоход и квадроцикл? Об этом мы расскажем далее.

Какие и как получить?

Итак, для того, чтобы пользоваться снегоходом легально, необходимо получить права категории АI, что значит, удостоверение машиниста тракториста.

Для получения прав необходимо наведаться в Гостехнадзор и собрать следующий пакет необходимых для данной процедуры документов:

  1. Заявление , в котором по представленной форме необходимо написать свое волеизъявление управлять транспортным средством снегоход. Заявление позже должно быть подписано представителем Гостехнадзора и заверено печатью, только тогда оно будет иметь юридическую силу.
  2. После посещения госструктуры и написания заявления, придется оплатить госпошлину. Обязательно сохраните квитанцию, так как ее нужно будет предъявить для прохождения следующего этапа получения удостоверения.
  3. После того, как будет заверено заявление и оплачен налог, необходимо пройти медицинское исследование для получения медсправки. Что туда входит? Стандартный набор медицинских кабинетов, который в обязательном порядке должен пройти каждый автомобилист и тракторист, а именно: невролог, окулист, лор.
  4. Если у вас уже есть водительское удостоверение на вождение легкового или грузового автомобиля, то процедура получения прав на снегоход значительно упрощается. Обязательно предъявите госструктуре свои права и минуйте теоретический экзамен по ПДД , который, что и говорить, сегодня платный.
  5. Также понадобится два фото 3х4 для удостоверения.

Но одного сбора документов недостаточно, необходимо пройти еще один обязательный этап, прежде чем заветное удостоверение окажется у вас в руках.

Нужно пройти обучение на тракториста машиниста со сдачей экзаменов на теорию и практику (наличие водительского удостоверения избавляет вас от сдачи экзамена на знание теоретических знаний).

Права можно получить только по достижению 16-летнего возраста (в отличие от водительских, где лимит – 18 лет).

Если человек не достиг 16 лет, придется подождать, так как законодательство РФ запрещает вождение снегоходом лицами младше установленного возраста.

Квадроцикл также как и снегоход причисляется к мотовездеходам, согласно ГОСТу от 2003 года, поэтому права на него оформляются аналогично. Необходимо обратиться с заявлением в Гостехнадзор и представить сотрудникам службы медсправку и квитанцию об уплаты налога.

Снегоход БРП весьма популярен среди любителей зимних путешествий. С кофрами для него вы возьмете весь необходимый багаж.

Зима – это не только путешествия и прогулки в лесу, но и уборка снега у себя на участке. В этом вам поможет снегоуборщик Патриот.

Nwindow.RESOURCE_O1B2L3 = "toato.info";n