Василий Анисимов: «Украинская Православная Церковь – луч света в темном царстве. Епифаний Эдмундович Стукачевский? Заметки о новом отце украинской нации. Но это ведь все равно придется делать

Персональные сведения Публикации Радиоэфир

Руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви.

Публицист и общественный деятель. Член Союза журналистов (1990), Заслуженный журналист Украины (1998).

Статьи по церковной проблематике переиздавались в отечественной и зарубежной прессе, а также выходили отдельными сборниками «Истинный лик филаретовского патриархата» (1998), «К истории автокефального и филаретовского расколов» (2002).

Награжден орденами Украинской Православной Церкви: Преподобного Нестора Летописца и Равноапостольного князя Владимира.

Награжден Президентом Медведевым орденом Дружбы Российской Федерации «за большой вклад в развитие дружбы и сотрудничества между Россией и Украиной».

  • Епифаний Эдмундович Стукачевский? Заметки о новом отце украинской нации

    Президент Украины Петр Порошенко уже месяц возит по стране для всенародного поклонения обретенные им предвыборные святыни: грамоту стамбульского патриарха Варфоломея и гражданина Сергея Думенко, он же Епифаний. Людям разрешается приложиться к этим реликвиям, а также к ручке самого гаранта.
  • Над пропастью во лжи

    Беседа директора Радио "Радонеж" Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым.
  • ЕПЦ как канализация Православной Церкви и унии

    Униатский епископ, ректор Украинского католического университета во Львове Борис Гудзяк заявил, что создаваемая Петром Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем Единая Поместная Церковь очистит украинскую унию (УГКЦ) от ее отходов.
  • Порошенко и Варфоломей: восстановление руины?

    Руиной ту эпоху трехсотлетней давности вслед за летописцем-Самовидцем назвал Николай Костомаров. В языке она закрепилась прилагательным «затурканный» – затравленный, задавленный, загнанный, запуганный, затюканный. Таким и был наш народ порошенковского «золотого века».
  • Константинопольского Патриарха втянули в коррупционный скандал

    Беседа председателя Братства "Радонеж" Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ Василием Анисимовым.
  • Кто крышует религиозный фальсификат? Заметки по поводу

    Сегодня мы видим, что Украину «так ніхто не кохав», как это делают главные патриоты – Порошенко, Яценюк, Турчинов, Парубий, Гройсман и присные.
  • Когда нам покажут последнего неавтокефального попа?

    Александр Солженицын утверждал, что советские люди очень долго будут выходить из коммунизма, атеизма, властного идеологического держимордства, контролирующего все и вся. Судя по истории независимой Украины, мы не выйдем из этого никогда, по крайней мере - наша власть.
  • Василий Анисимов: «Порошенко искушает Патриарха Варфоломея, как диавол Христа».

    Мир на Донбассе, борьба с коррупцией, срочная смена власти с ее людоедскими реформами и т.д. нам уже не так важны. Дайте автокефалию – и все будут счастливы. Крокодил начнет ловиться и кокос вырастет.
  • Перенатравливание. Заметки журналиста

    О новой богоборческой политике украинской власти.
  • "Украинская Православная Церковь – луч света в темном царстве"

    Беседа Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ В.С. Анисимовым
  • И что же все же это было?

    Заметки о филаретовском недопокаянии
  • Перекуем ли мечи на орала? (О трехлетии «Великого кидка»). Заметки журналиста. Часть II.

    О той войне незнаменитой. Приучение к нищете. Шевченковская история. Народ, потерявший свое имя.
  • Перекуем ли мечи на орала? (О трехлетии «Великого кидка») Заметки журналиста. Часть I.

    Отгремели марши нашего двора, посвященные третьей годовщине воцарения пятого президента Украины на главный державный пост. Отмечали «трехлетие», «трехричча» и даже «третьи роковыны», подвели итоги - прослезились: слишком мрачная картина нарисовалась.
  • Василий Анисимов: «Украинским журналистам есть за что каяться»

    Руководитель пресс-службы УПЦ передал свою "Золотую медаль" Союза Журналистов Руслану Коцабе, униату, участнику всех оранжевых майданов и революций. Однако с начала бойни на Донбассе Руслан побывал по обе стороны фронта, объявил, что, как христианин и журналист, не может смириться с этой гражданской братоубийственной войной, выступил против мобилизации. Власти его обвинили в измене родине, пособничестве террористам и, несмотря на то что Руслан перенес инсульт, бросили его за решетку на три с половиной года. Он мужественно отстаивал свою правоту во всех судах, где его травили и оплевывали. Так какой должна быть православная журналистика?
  • Василий Анисимов: «Харьковский Собор – это прорыв Православной Церкви к свободе»

    Многолетний руководитель атеистической работы в ЦК КПСС, закрывавший на Украине ежегодно по полторы сотни православных храмов, Л. Кравчук стал президентом, первые секретари обкомов – губернаторами, райкомов – главами местных администраций, антицерковные надзорные структуры тоже все были сохранены.
  • Антицерковные дела ГПУ высосаны из пальца

    У нас часто делаются нелепые заявления, которые выставляют, как говорил Гоголь, приглуповатыми, и страну, и народ, и власть, и сами правоохранительные органы.
  • Мин-стук-стук-культнадзор?

    В сети появилось заявление Министерства культуры Украины о высказываниях и действиях «сепаратистского, антиукраинского характера» отдельных священнослужителей Украинской Православной Церкви...
  • Почему Иродиада не узнала своего отца? Заметки журналиста.

    Натолкнулся на статью Екатерины Щеткиной «Аграрный Эдип. Почему Павлик Морозов – второе имя Голодомора». И призадумался...
  • Писать надо о том, о чем еще страшно писать

    Беседа Председателя Братства «Радонеж» Евгения Никифорова с руководителем Пресс-службы УПЦ о церковной журналистике.
  • Василий Анисимов: «Свобода слова – это свобода правды». Часть 2.

    Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ об информационных блокадах и проблемах церковной журналистики.
  • Бог предается и молчанием, и умолчаниями

    Исполняется 15 лет пресс-службе Украинской Православной Церкви. Итоги церковной журналистики не утешительны..
  • Как Филарет президента попутал. Заметки журналиста.

    Обычно филаретовскую хулу и клевету на Православную Церковь СМИ разносят по ниткам. А тут прошла неделя, вторая – и молчок.
  • Трагедия непокаянной страны

    Скандал с передачей Малой Софии министром культуры и вице-премьером Вячеславом Кириленко для «богослужений» отлученному от Церкви М. Денисенко (Филарету) и его секте (УПЦ-КП) вызвал оторопь православной общественности.
  • Василий Анисимов: «Уния была и остается камнем преткновения между православными и католиками»

    У нас тоже многие полагали, что папа – это интеллект, совесть западной цивилизации, а уния – это заблудившийся во времени агрессивный пещерный католицизм, без стыда, совести и смысла...
  • Василий Анисимов: «Где нет правды, там нет и справедливости» (Беседа Евгения Никифорова с руководителем пресс-службы УПЦ)

    У нас есть чернобыльская зона, теперь появилась и зона так называемой «антитеррористической операции», где ежедневно гибнут люди. И последствия этой АТО, как последствия Чернобыля, мы будем ликвидировать долго и мучительно.
  • Скелеты в шкафу филаретовского раскола (К 20-летию «Второго софиевского побоища»). Василий Анисимов.

    18 июля исполнилось 20 лет со дня «черного вторника» или второго «софиевского побоища», организованного боевиками УНА-УНСО, спецслужбами и филаретовским расколом.
  • «Для Церкви День Победы – праздник неувядаемой славы нашего народа-освободителя»

    Блаженнейший Митрополит Онуфрий в своих проповедях приравнивает жертвенный подвиг наших воинов-освободителей к подвигу самого Христа Спасителя, поправшему смертию смерть.
  • Юрий Андреев – человек Победы (памяти ликвидатора).

    Знаменитый ликвидатор Юрий Андреев, четверть века возглавлявший Союз Чернобыль Украины, умер 11 мая 2014 года в возрасте 63 лет, потрясенный всенародным предательством Дня Победы.
  • В Украинской Православной Церкви Московского Патриархата продолжается противостояние сторонников и противников автономии или даже отделения от РПЦ. Об этом свидетельствует , опубликованная на сайте Одесской епархии.
    В переписке речь идёт о комиссии, которая была создана недавно, во время госпитализации митрополита Владимира, с целью выработки поправок к уставу УПЦ, чтобы исключить оттуда намёки на возможность автокефалии и чётко зафиксировать статус УПЦ как части Русской Церкви.
    Митрополит Владимир в своём письме выражает сомнение в необходимости существования такой комиссии, которую возглавляет митрополит Донецкий Илларион, и настаивает, что УПЦ и так «мирно живёт» уже с нынешней редакцией устава.
    Митрополит Агафангел, напротив, категорически отвергает доводы Владимира и настаивает на необходимости продолжения работы комиссии.
    Переписка двух митрополитов не случайно обнародована и стала публичной - в Киеве упорно идут слухи о намерении митрополита Владимира и его окружения собрать новое заседание Синода, где «отыграть» последние решения, выгодные «русской партии» в УПЦ.
    Противостояние нескольких центров влияния в УПЦ подтверждается и недавно прошедшими в Киеве торжествами по случаю 20-летия Харьковского собора, на котором после развала СССР большинство епископов отвергли идею автокефалии и низвергли Филарета. Наблюдатели обратили внимание на отсутствие на нынешних торжествах большинства участников исторического события, например, уже упомянутого митрополита Агафангела.

    О текущей ситуации в Церкви и историческом Харьковском соборе, который не теряет значения и поныне, «Новый Регион» расспросил Василия Анисимова, главу пресс-службы УПЦ МП.

    «Новый Регион» : Почему участников Харьковского собора не было на торжествах?

    Василий Анисимов: Я тоже очень удивился. Инициаторов и участников Харьковского Собора, который мы называем историческим, осталось человек десять. Я думал, что всех их пригласят, будут чествовать, вручат какие-то награды, и наши, и патриаршие. Они, действительно, их заслужили. Двое из архиереев всё-таки присутствовали: в Харькове - митрополиты Ириней и Лазарь, в Киеве - опять же митрополит Лазарь и митрополит Сергий.

    «Новый Регион»: А не кажется ли вам странным повсеместное присутствие на юбилейных торжествах митрополита Лазаря, особенно в отсутствие других. Он возглавлял праздничную службу в Харькове, выступал с докладом на конференции. А ведь двадцать лет назад он был чуть ли не единственным участником Собора, который горячо выступал против смещения Филарета и избрания нового предстоятеля, из-за чего у него даже сложности возникли с его паствой.

    Василий Анисимов: Харьковский Собор был совершенно демократическим собранием. Архиереи решали - ни много ни мало - судьбу Православия на Украине. И каждый брал на себя груз ответственности. Были дискуссии, каждый отстаивал свою точку зрения, и всё это в условиях шантажа и давления, которое оказывал президент Леонид Кравчук даже во время соборных заседаний. И Блаженнейший Митрополит Владимир избирался на альтернативной основе большинством голосов. Конечно, были споры, но когда решения были приняты, никто - ни тогда, ни в последующие 20 лет - не подвергал сомнению их законность и правомочность, в том числе и сами участники. И митрополит Лазарь по праву считается одним из отцов Харьковского Собора. На этапе выработки решений необходимо дискутировать, поднимать проблемы, но когда путь избран, надо твёрдо следовать ему, что наши архиереи и делали.

    «Новый Регион»: И, всё-таки, почему архиереи не приехали?

    Василий Анисимов: Думаю, так звали. Я спрашивал у митрополита Тернопольского Сергия, он ответил, что его «очень настойчиво приглашали». А других, как я понял, - не настойчиво. На конференции было несколько сот семинаристов - будущих священников, думаю, им было бы важно и увидеть, и услышать людей, которые явили мужественное стояние за Православие, которых преследовали и до Собора, и после него и власть, и уния, и расколы, они многое претерпели, но не дрогнули, и ни за чьи спины не прятались. Это и митрополит Агафангел, и митрополит Онуфрий, и архиепископ Ионафан, и митрополит Иларион, и митрополит Ириней, и митрополит Иов, и владыка Варфоломей и другие. Разного рода сервилистов они в своей жизни ещё увидят во множестве, а настоящих героев надо беречь и на их примере - учиться стойкости. Помню, как через месяц, наверное, после Собора Филарет пресс-конференцию проводил, я к нему подошёл после неё, а он говорит: скоро вы о многих сюрпризах, которые касаются харьковских архиереев, услышите. Он был уверен, что президент, власть на местах всех их, ослушников, додавят, и они уйдут к Филарету в раскол. Но никто, кроме львовского епископа, которого, действительно, прессовали по полной программе, не дрогнул. Так что были люди в наше время!

    «Новый Регион»: А вы не исключаете, что есть обида у отцов Харьковского Собора на Блаженнейшего: вместе боролись плечом к плечу, выстояли, он теперь герой, в славе и почестях, а соратников травит его окружение, организовывая всякие провокации, как это происходит в последние месяцы?

    Василий Анисимов: Я думаю, Блаженнейший счастлив был видеть их всех, ведь он не раз говорил им: кто я без вас? Так что, очевидно, здесь организаторы конференции что-то перемудрили. А, может, просто какие-то накладки, и ни у кого не было умысла унизить великих архиереев забывчивостью. Хотя, повторяю, надо было назвать всех отцов Собора поимённо, поблагодарить живых, помянуть ушедших - это общепринятая практика. Святейший Патриарх Кирилл в своём приветствии к участникам конференции назвал отцов Харьковского Собора «архипастырями-исповедниками», «святителями, отстоявшими единство Святой Матери Церкви». И это справедливо.

    «Новый Регион»: Но ведь другие-то архиереи были, причём приехали издалека.

    Василий Анисимов: Человек десять, среди них те, которые в первые месяцы и годы после Собора стали архиереями. На их долю тоже выпало множество испытаний, и они их прошли, как настоящие воины Христовы. Ведь после Харьковского Собора УПЦ была объявлена антинародной, антиукраинской, антигосударственной, её шельмовали, третировали. Стать епископом в то время значило проявить мужество, и прессинг ведь продолжался много лет, до 2010 года. Но подвиг одних не умаляет свершений других. И на юбилейных харьковских тожествах мы должны чествовать отцов-подвижников Харьковского Собора. А то и впрямь получается какая-то героическая поэма без героев.

    «Новый Регион»: Доклад Блаженнейшего зачитывал управделами архиепископ Антоний. Многие из него поняли, что Блаженнейший был участником Собора.

    Василий Анисимов: Блаженнейший не был участником, его избрали заочно, и он приехал на Украину через три недели после Собора, и не в Харьков, а в Киев. Прошло 20 лет, многое подзабылось, и некоторые люди, в том числе и те, кто помогал готовить этот доклад, думают, что он приехал в Харьков, провёл Собор, а затем - в Киев. Отсюда, полагаю, и фразы в преамбуле об «участнике событий» и «непростых днях 1992 года». Но в конце доклада говорится о том, что известие об избрании Предстоятелем застало Блаженнейшего Митрополита в Финляндии. Это досадная несогласованность.

    «Новый Регион»: А как вы оцениваете выступления представителей власти?

    Василий Анисимов: Власть у нас не меняется и в прямом, и в переносном смысле. Юрий Богуцкий зачитывал приветствие от Виктора Фёдоровича, как раньше зачитывал приветствия от Виктора Андреевича, Леонида Даниловича. Я не удивлюсь, если он и от Леонида Ильича и Никиты Сергеевича что-то зачитывал. Да и доклад его на конференции прорывным никак не назовёшь. 20 лет Церковь власти об одном говорит - о возвращении статуса юридического лица, о реституции церковной собственности и т. д., а власть ей - о своём, о «гармонизации». Сначала наплодят расколы и прочие рога и копыта, а затем «гармонизируют» правду с ложью, закон с беззаконием - государственная политика! Сегодня Юрий Петрович воспел хвалу Харьковскому Собору, изгнавшему богоотступного Филарета-Денисенко, а через пару недель - вот увидите - пойдёт к Филарету воспеть хвалу его стойкости, и тоже с приветствием от имени Виктора Фёдоровича. Такая у нас в державе гармонь. Я бы вообще советовал нашим чиновникам в рамках евроинтеграции перенять опыт Болгарии, члена ЕС и НАТО, по «гармонизации» религиозной жизни.

    «Новый Регион»: А чем он полезен?

    «Новый Регион»: В докладах неоднократно звучало, что Харьковский Собор проходил в условиях информационной блокады. А в чём она заключалась?

    Василий Анисимов: Религиозная проблематика не была актуальной ни в мае 1992 года, ни до этого. Это ведь были первые месяцы после распада страны: гиперинфляция, купоны, пустые прилавки, люди потеряли сбережения, которые копили всю жизнь, не выплачивали ни пенсий, ни зарплат, остановились предприятия. Нищета, деморализация, народ стоял вдоль улиц, в переходах - продавали, кто что мог. Ну, а у власти от открывшихся перспектив внезапного обогащения в зобу дыханье спёрло - она прихватывала заводы, пароходы - всё на свете, кто у каких ценностей ближе стоял, то и захватывал. Филарет, разумеется, церковную кассу загреб. Это было время грабежа и связанных с ним политических битв, на которые и фокусировалось внимание прессы. Всё трещало по швам, Крым отделялся и т. д. До церковных ли проблем? Да и сама пресса не умела работать по церковной тематике. Разумеется, никто не сообщал ни о проведении Собора, ни о его повестке, ни о его итогах. Власть вообще стремилась не допустить его проведения. Поэтому Собор провели не в столице, а в Харькове.

    «Новый Регион»: А что, не было никакой защиты?

    Василий Анисимов: Защита была. Среди 20 архиереев был один народный депутат Украины - митрополит Агафангел. Послать милицию, чтобы разогнать собрание, которое организовывает депутат Верховной Рады со своей неприкосновенностью, было невозможно ни тогда, ни сейчас. Но власть использовала не милицию, а боевиков УНА-УНСО. Эта структура была создана ещё КГБ для организации провокаций, а затем перешла на службу власти независимой Украины. Её пестовали, поскольку «не всё, что нужно державе, можно делать законными способами». Боевики, зная свою безнаказанность, могли любую заварушку организовать, сорвать любое собрание. Ведь они таки разгромили епархиальное управление в Виннице, где депутат митрополит Агафангел был правящим архиереем. Поэтому мудрый митрополит Никодим созвал Собор в Харькове, где унсовцев на дух не переносили, причём, так сказать, с учётом правил фортификационного искусства обороны: Собор проходил в монастыре, но не в резиденции митрополита, где обширные помещения, большие проходы, через которые боевики могли пробраться, а в соседнем здании на четвёртом этаже. Там узкие коридоры, узкие лестничные проёмы, два этажа вообще ещё не были переданы Церкви - там какие-то госфирмы были. Словом, митрополит всё сделал, чтобы обезопасить архиереев от любого внешнего давления, кроме, конечно, телефонного, чем президент Кравчук и воспользовался.

    «Новый Регион»: А в Киеве знали о проведении Собора?

    Василий Анисимов: Верующие всё знали. Тогда вообще было мало церковных начальников, но очень активны были приходы, общественность, братства. Весной 1992 года даже епископа в столице не было: Филарета, после разоблачений и клятвопреступлений, никто не слушал, его и не поминали за богослужениями. Был опальный управделами УПЦ архиепископ Ионафан, который первым выступил с разоблачениями Филарета и попал под запрет. Он - киевлянин, пользовался уважением верующих, вокруг него объединялись священники, монастыри, братства, прихожане - это было какое-то очень пассионарное сообщество: все знали друг друга, болели общим делом, не только переживали за судьбу Церкви, но и стучались во все двери. Их деятельность была эффективной: ведь ни один приход столицы не пошёл за Филаретом в раскол, даже из кафедрального Владимирского собора, где Филарет правил 30 лет, ушли священники, прихожане, а хор в присутствии ошарашенного Филарета спел «Многая лета» новому Предстоятелю и тоже ушёл в Лавру.

    «Новый Регион»: Они и привлекали прессу?

    Василий Анисимов: Очень настойчиво. Тогда ведь не было такой безумной охранно-пропускной системы. В издательстве «Пресса Украины», где находились редакции самых крупных газет, сидел на центральном входе один вахтёр, который объяснял посетителям, как в какую редакцию и на какой этаж пройти. И каждый журналист - а в издательстве их несколько сотен работало - обязан был принимать всех читателей, посетителей. Люди со всеми проблемами «шли в газету». Такое было время. Ты приходишь на работу, а под дверью кабинета тебя уже ждут посетители. Так я познакомился и с владыкой Ионафаном, и с чернобыльской общиной столицы, с которой мы возводили чернобыльский храмовый комплекс в Дарнице, и со многими священнослужителями.

    «Новый Регион»: Но ведь все газеты, кроме «Независимости», не поддержали Харьковский Собор.

    Василий Анисимов: Правильнее сказать, проигнорировали. Лгать не хотели, а изобличать Филарета - значило ссориться с Кравчуком, который полгода как был избран президентом, - боялись. А «Независимость» в то время была крупнейшей демократической оппозиционной газетой, на гребне своей популярности, её тираж в 1 млн 700 тыс экземпляров, говорят, ни одна ежедневная газета до сих пор не превзошла. Хотя я был против того, чтобы политическая журналистика включала Церковь в свою орбиту, но Филарет сам в политику влез и сильно подставил Церковь.

    «Новый Регион»: Каким образом?

    Василий Анисимов: После провала путча в августе 1991 года Кравчук кассу запрещённой КПУ - а это миллионы карбованцев - перегнал Филарету, а тот накануне президентских выборов не только стал горячим агитатором за Кравчука, но и создал церковный Фонд в его поддержку на выборах и даже перечислил в него 600 тыс рублей. Благодаря филаретовскому желанию прогнуться, Православная Церковь заполучила во враги весь демократический лагерь, в нападках на неё они уже не стеснялись в выражениях. Демократы во главе с Вячеславом Чорноволом принесли в газету весь перестроечный огоньковский компромат на Филарета - о том, что он морально разложившийся иерарх, агент КГБ и т. д., - который мы и издали перед выборами. Так что все церковные оппоненты Филарета считали «Независимость» дружеским изданием. Харьковский Собор, если не ошибаюсь, проходил посреди недели: среда - четверг. Накануне, 26 мая вечером, как всегда, неожиданно, нагрянули в редакцию православные активисты: завтра в Харькове собираются архиереи, вы должны там быть, просят-ждут, машина под издательством - всё бросай и поехали. Они всегда были напористые и не принимали во внимание, что у тебя - конкретный объём ежедневных обязанностей, что у тебя завтра сдача полос и материалов, море встреч, что это вообще не твоя тема и т. д. Кое-как отбился, но дал слово, что буду держать оборону в Киеве, напишу большой аналитический материал.

    «Новый Регион»: Написали?

    Василий Анисимов: Написал. Он назывался «Вслед за Моисеем?» и обосновывал необходимость смены церковного руководства, поскольку Филарет клятвопреступлением, непотребным для монаха образом жизни, связями с КГБ и партноменклатурой вконец дискредитировал Церковь, развалил всё, что можно, его отставки требуют и демократическая общественность, и верующие. И здесь произошёл любопытный, единственный в моей практике случай. Он свидетельствовал о том, что в нужном деле Бог помогает даже в малом. Написать-то написал, а как побыстрее издать? 50−100 строк актуальной информации ещё можно втиснуть, а разворот в тысячу строк? Такие материалы с кондачка не публикуются: их надо согласовывать с руководством газеты, или оно само ставит задачу. Полсотни своих журналистов, высокая конкуренция материалов, жёсткое планирование и т. д., - внеплановый аналитический материал такого объёма будет ждать своей очереди неделями. Это была пятница, конец недели, до обеда все были в запарке - сдавали субботний и воскресный номера, а после обеда я зашёл к главному редактору Владимиру Кулебе. Он, как обычно, куда-то очень спешил, предложил проводить его до машины и по дороге поговорить. Пока мы спускались в лифте, шли к его машине, я кратко ему рассказал о проблеме, он взял распечатку, положил в папку к другим материалам и пообещал прочесть по дороге или уже дома на выходных. Я вернулся в редакцию, занялся другими материалами, а тут звонок - секретарь просит зайти к шефу. Я очень удивился, говорю, что он уехал, я сам час назад его провожал. Оказывается, редактор дорогой просмотрел текст, вернулся в редакцию. Я зашёл к нему, он уже материал подсократил, подписал, отдал в корректуру, говорит: материал актуальный, давай смотреть, в какой из ближайших номеров его поставим. В первых числах июня он вышел. С него, собственно говоря, и началась почти десятилетняя борьба «Независимости» с расколами и властью, их поддерживающей. А я до сих пор бодаюсь с этим дубом.

    «Новый Регион»: А статья оказала какое-то влияние?

    Василий Анисимов: Оказалась очень своевременной. Тогда своих информационных ресурсов не было, вернее, они остались у Филарета, журналисты из них ушли. Церковь тогда перешла на настенную агитацию. Эта статья и последующие - коль мы вошли в это противостояние власти и Церкви, то я писал через день, да каждый день, - а также материалы Харьковского Собора, листовки, обращения расклеивались на стенах храмов, монастырей, в Лавре, причём в большом количестве. Люди кругом стоят, читают, иногда вслух - это было непривычно. Первые дни после Собора власть была в некотором замешательстве: она и мысли не допускала, что архиереи ослушаются президента, который настойчиво просил не трогать Филарета. Не придумали ничего лучшего, как объявить Харьковский Собор церковным путчем, запустили эту версию в некоторые СМИ, но лепить из Филарета Горбачёва было просто смешно. Тогда решили на законодательном уровне объявить его незаконным.

    «Новый Регион»: Через Верховную Раду.

    Василий Анисимов: Нет. Через Верховную Раду они боялись, ведь это надо в сессионный зал выносить вопрос, а там же опять депутат-архиерей Агафангел, участник Собора, ему надо слово давать, проводить обсуждение и нарваться на громкий скандал. Какое вообще может иметь дело парламент к Собору архиереев отделённой от государства Церкви? Если права Филарета были как-то нарушены на Соборе, он должен обратиться в прокуратуру, которая надзирает за соблюдением законности. Та должна провести расследование, вынести вердикт и в судебном порядке восстановить законность. Но никто ни в какую прокуратуру не обращался. За два года до Собора при преобразовании экзархата в УПЦ архиереи избрали Филарета предстоятелем, в том же составе, единогласно, они и сняли его с должности, на что имели все основания. Но Кравчук с Плющем предпочитали творить беззаконие тишком-нишком и намерились провести постановление о незаконности Собора от имени президиума Верховной Рады и заставить подписать его всех силовиков.

    «Новый Регион»: Что такое президиум Верховной Рады и для чего нужны были подписи силовиков?

    Василий Анисимов: Был в Раде такой орган, в который входили руководители парламента, лидеры фракций, они определяли повестку дня заседаний. Впоследствии этот президиум был упразднён. А силовиков заставляли подписать, чтобы они исправляли «злодеяние» - арестовывали архиереев, требовали от них письменного отречения от решений Харьковского Собора. Блаженнейшего Владимира вообще могли не пустить в Украину: при пересечении границы зачитать это постановление о незаконности его избрания, обвинить в соучастии в противоправной деятельности и выдворить. Что, кстати, они тоже пытались сделать. Беспредельщики!

    «Новый Регион»: А это постановление было принято?

    Василий Анисимов: Да. Но не в том виде, как задумывали. Членом президиума был заместитель головы Верховной Рады харьковчанин Владимир Гринев. Он рассказывал, что чуть ли не до инфаркта ругался на заседании этого президиума, доказывая, что вся эта затея незаконная. Добился смягчения формулировок и замены слова «постановление» на «заявление». Филарет сегодня рассказывает, что Кравчук таки заставил всех силовиков его подписать, последним подпись поставил председатель КГБ-СБУ Евгений Марчук, и Филарет его подозревает в тайных симпатиях к Харьковскому Собору.

    «Новый Регион»: Арестам архиереи подвергались?

    Василий Анисимов: Руки выкручивали всем, но только львовского епископа Андрея Горака смогли заставить отречься. На аресты не отваживались, поскольку боялись верующих. Тогда к архиереям относились с поразительным доверием, любовью, как к народным героям: все понимали, как им трудно стоять за правду, какому давлению и шантажу они подвергаются. Когда начались погромы и захваты храмов филаретовскими боевиками, люди грудью защищали епископов и священников. Охраны же никакой не было, старухи брались за руки, становились перед боевиками и говорили: мы не дадим в обиду нашего владыку, он за правду, за Церковь нашу многострадальную, Христовую, а вы, супостаты, - за кого? Когда Блаженнейший Владимир прибыл в Киев, его на вокзале встречала огромная толпа людей, одни говорят - 50 тысяч, другие - 80. С цветами, со слезами на глазах, пасхальными песнопениями. В Дарнице эсбэушники пытались снять его с поезда угрозами и уговорами. Он отказался, слава Богу, что они не решились насильно вывести Митрополита из вагона. Представляете, что было бы, если бы встречающим сообщили, что Блаженнейший ехал, да не доехал? Куда бы вся эта толпа пошла, и куда бы бежали от неё Кравчук с Филаретом и Евгенией Петровной?

    «Новый Регион»: А какие были варианты у власти по урегулированию ситуации ?

    Василий Анисимов: Да никаких. Это была не власть, а отрыжка тоталитаризма. Они были убеждены, что смогут «отыграть» Харьковский Собор нажимом, давлением, уговорами. После неудачного штурма бандитами Лавры народ стал стягиваться в монастырь со всего Киева. Прибыли и высокие сановники. Замминистра МВД генерал Валентин Недригайло убеждал верующих: «Вы же все много лет знаете Филарета, он хороший, а будет ещё лучше, исправится, ну зачем вам чужак?» А тогда в Киев прилетел из-за границы митрополит Макарий, киевлянин, очень уважаемый архиерей, который сыграл решающую роль в защите Лавры. Он взошёл на верхнюю площадку лестницы у 49-го корпуса и обратился к народу: «Идите во все храмы и монастыри и объявите всем, что Филарет - бандит и погромщик, он лишён священнического сана и расстрижен в монахи. У нас новый Предстоятель - Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир!» Сановники онемели, народ ликовал. Точка невозврата была пройдена, но власть не желала с этим смириться.

    «Новый Регион»: А зачем штурмовали Лавру?

    Василий Анисимов: Чтобы не допустить выполнения решений того же Харьковского Собора, чтобы Блаженнейший Владимир не смог приступить к исполнению своих предстоятельских обязанностей. Когда назначенная Харьковским Собором комиссия во главе с протоиереем Фёдором Шереметой пришла в резиденцию Киевских Митрополитов на Пушкинскую принимать у Филарета дела, печать, имущество, финансы, её туда не пустили: Филарет нанял боевиков Корчинского, они забаррикадировались внутри и угрожали комиссии оружием. Так же и с Владимирским собором: боевики закрылись в нём и никого не пускали. Милиция не реагировала. Тогда решили временную резиденцию Блаженнейшего сделать в Лавре, в корпусе N49, откуда он и будет управлять Церковью. Поэтому власти решили разгромить эту резиденцию, захватить сам монастырь и вынудить Блаженнейшего отказаться от приезда в Киев. Мол, куда бы вы стопы ни направили - будем всё громить и захватывать, ваше место - на скамейке Киевского вокзала, а время - до ближайшего поезда обратно, в Москву. Хотите такого позора - приезжайте.

    «Новый Регион»: Но ведь захват сорвался?

    Василий Анисимов: С Божией помощью. Спецоперацию по захвату Лавры власть поручила МВД, тому же генералу Недригайло. Решили, что сам захват будут осуществлять две сотни боевиков Корчинского. Они сломят сопротивление трёх десятков монахов и семинаристов, разгромят подготовленную для Митрополита резиденцию, отберут у наместника Лавры Питирима ключи от всех лаврских помещений, в них устроят погромы. Корчинский - провокатор с выдумкой, поэтому боевики принесли с собой два мешка презервативов, чтобы разбросать их по монашеским кельям. Филарет должен был доставить десяток «альтернативных» монахов, своих сторонников. Когда всё будет захвачено, должна подоспеть находящаяся рядом милиция с телевидением, навести «порядок» и заявить на всю страну: тут монахи с монахами, верующие с верующими передрались, какие-то, понимаешь, безобразия кругом - сотни презервативов кругом валяются, непонятно, чем вообще эти люди в монастыре занимаются! Будем разбираться. Таким образом монастырь переходил в руки к Филарету, а вся Украина обсуждает сагу о презервативах в Лавре, где к тому же московского ставленника собирались разместить. Подлая и мерзкая провокация.

    «Новый Регион»: Но ведь боевики таки захватили Лавру.

    Василий Анисимов: Да. Но ненадолго. Во-первых, люди знали, что Филарет попытается захватить обитель, и были настороже. Когда боевики на верёвках через южную стену монастыря проникли в Лавру и начали погром, монахи ударили в колокол, сбежалось огромное количество людей, повсеместно завязались драки, старухи, женщины защищали свою святыню, чего захватчики не предполагали. Они разгромили резиденцию Митрополита, кельи, как и планировали, презервативы разбросали, захватили наместника. Здесь их ждала вторая неожиданность. Наместник оказался бывшим зэком: владыка Питирим за антисоветскую церковную агитацию и пропаганду несколько лет провёл в тюрьмах и на зоне. Испугать его, заставить отдать ключи было просто невозможно. Не на того напали. В-третьих, прокол вышел с альтернативным монашеством: у Филарета, кроме него самого и супруги Евгении Петровны, «монахов» не оказалось, а Корчинского вырядить иноком не додумались. Но главное было в другом: о начавшемся штурме и погроме сообщили митрополиту Макарию. Это был архиерей мирового уровня, знал несколько языков, служил за границей, десятки стран посетил, выступая на различных форумах. Он позвонил замминистру МВД генералу Борташевичу, который руководил спецподразделениями министерства. Так как спецоперация по захвату Лавры была тайной, он не знал, что его же министерство её проводит. К тому же митрополит Макарий пригрозил, что поднимет на ноги все посольства, устроит международный скандал, поскольку милиция не предотвращает форменное кровопролитие. Обескураженный генерал посылает в Лавру отряд ОМОНа. Омоновцы врываются в монастырь, видят, как громилы в спортивных штанах с железной арматурой в руках гоняют по нему старух, монахов и мальчишек-семинаристов, звереют и начинают лупить дубинками и вязать всех подряд - и боевиков, и прикрывавшую их милицию. Мне мой приятель, полковник-чернобылец, который работал в пресс-центре МВД и участвовал в той спецоперации (он здоровый, грузный человек), не без юмора рассказывал: «Знаешь, я никогда не думал, что могу с такой скоростью улепётывать от собственного ОМОНа! Мы орём „Свои, не бейте!“, а эти дуболомы бьют и крутят всех подряд!». Так Лавра была освобождена, полторы сотни боевиков - арестованы, открыты уголовные дела. Разумеется, на следующий день всех отпустили, а уголовные дела - закрыли. Торжество кравчуковской законности!

    «Новый Регион»: А телевидение было?

    Василий Анисимов: Было, снимали арест погромщиков, записывали комментарии. Но ни один кадр на телеэкраны так и не попал. Тем не менее власти не удалось сорвать приезд Блаженнейшего Митрополита, запугать архиереев. Тогда она решила вообще упразднить УПЦ, создав некую УПЦ-КП во главе опять же с непотопляемым расстригой Филаретом. Но это уже другая афера. Мы в пресс-службе к юбилею Харьковского Собора подготовили к изданию три книги о Церкви, власти и расколах, где изложена вся наша церковно-государственная история последних двух десятилетий. Эта история, с одной стороны, - летопись предательства, алчности, лжи, афер, а с другой - высокого служения Богу и человеку, мужественного стояния во Христе, Его Церкви и Правде. Харьковский Архиерейский Собор, безусловно, относится к тем страницам нашей истории, которыми мы можем гордиться.

    :

    8 апреля 2008 года Священный Синод принимает решение, которое полностью «перекраивает» курс информационной политики УПЦ.

    Цитирую Журнал №7:

    «УХВАЛИЛИ: 1. Підпорядкувати всі загальноукраїнські офіційні ЗМІ Української Православної Церкви Синодальному відділу «Місія духовної просвіти», на який покласти функції редагування та випуску цих ЗМІ, координації редакційних політик неофіційних та регіональних церковних ЗМІ, співпрацю зі світськими ЗМІ. У зв"язку з цим здійснити відповідну внутрішню реорганізацію Синодального відділу «Місія духовної просвіти».
    2. Включити до складу Синодального відділу «Місія духовної просвіти» Прес-службу Української Православної Церкви.
    3. Загальноукраїнськими офіційними ЗМІ Української Православної Церкви вважати: інтернет-сторінку «Українська Православна Церква», що має адресу www.orthodox.org.ua , газету «Церковна православна газета» і журнал «Православний вісник».

    _________________

    Вот главный, для темы данного поста, вывод из этого решения: Пресс-служба УПЦ, возглавляемая В.Анисимовым, перестала быть официальной церковной структурой.

    _________________

    Это решение было принято, потому что она не справилась со своей профильной задачей.

    До этого сотрудники этой структуры вели два направления деятельности:

    1. Наполняли интернет-портал «Православие в Украине», на котором публиковались церковные новости со всей страны. Его главным редактором был протоиерей Георгий Коваленко.

    2. Издавали ежемесячный журнал «Вестник Пресс-службы УПЦ», в котором были аналитические статьи и интервью, а также дублировались новости с сайта, как правило, месячной давности. Его главным редактором был В. Анисимов.

    Кстати, интервью и публикации попадали в «Вестник» также через месяц после того, как большая часть читательской аудитории знакомилась с ними на портале.

    Таким образом, в журнале, как таковом, особой потребности не было. Хотя он вполне мог выходить незначительным тиражом, для людей, которые априори не пользовались интернетом. Когда, в 2004 году, протоиерей Георгий Коваленко ушел из Пресс-службы, он естественно забрал с собой портал «Православие в Украине», который был создан им еще 11 марта 1998 году, по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира.

    На момент ухода из Пресс-службы, у него был еще один проект, созданный им с нуля - телепрограмма «Мир православия», в которой подавались церковные новости, ответы Блаженейшего на актуальные вопросы и его проповеди. Все это было рассчитано на зрительскую аудиторию. Программа выходила раз в неделю.

    При нормальном раскладе, она также могла бы стать одним из направлений деятельности Пресс-службы УПЦ, но В. Анисимов не имел к ней никакого отношения.

    _________________

    Таким образом, у В. Анисимова остался только «Вестник». Но, по горячим следам, он создает новый сайт «Украина Православная». И, в этом плане, в апреле 2008 года, проявляет непослушание Священному Синоду в двух моментах:

    1. Позиционирует этот ресурс, как официальный сайт УПЦ.

    2. На титульной странице пишет, что сайт действует по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира.

    Хотя, как мы читали в Журнале №7 Священного Синода, его нет в перечне официальных СМИ УПЦ.

    Вряд ли структура В.Анисимова была нужна Москве, без официального статуса. Поэтому он создает и поддерживает копию официального сайта УПЦ, продолжая называть себя руководителем Пресс-службы УПЦ. Тем самым, создавая видимость перед своими «инвесторами», что он не только в теме и процессе, но и по-прежнему имеет постоянный контакт с Митрополитом Киевским.

    Отчасти, это ему удается, потому что, благодаря игнорированию решений Синода УПЦ, в Москве Анисимова, по-прежнему, считают руководителем Пресс-службы.

    Это, от части, показывает отношение Москвы к Священноначалию УПЦ и ее Предстоятелю.

    С одной стороны, во время визитов Патриарха Кирилла в Украину, В.Анисимов всегда старался быть ближе к нему, и часто «светился» в кадре. Но, с другой - не приняв решение Священного Синода о своей структуре, он, фактически, стал в оппозицию к Священноначалию УПЦ, в целом, и к Блаженнейшему Митрополиту, в частности.

    _________________

    Это привело к тому, что, со временем, эта структура деградировала в двух аспектах:

    1. Профессиональном
    2. Идеологическом

    1. Не велась работа с журналистами. В виду отсутствия рабочих контактов, пресс-служба не могла влиять на то, как о Церкви пишут в светских СМИ. Единственное, что ей оставалось, в этом плане, ругать эти самые СМИ на «нападки» на УПЦ.

    Не сумел В.Анисимов использовать и то, что офис пресс-службы находился в Киево-Печерской Лавре. Идея преподавания студентам духовной семинарии основ православной журналистики осталась на уровне декларации.

    Лавра была выгодным местом и с учетом того, что основным каналом сбыта «Вестников» были правящие архиереи УПЦ. Но этот фактор он также не мог использовать, потому что архиереи, с развитием интернета, перестали видеть смысл в приобретении «горы бумаги».

    Пресс-служба перестала быть компетентным первоисточником официальной церковной информации.

    В 2006 году из портала «Православие в Украине» (orthodoxy.org.ua) был выделен самостоятельный и самодостаточный проект - официальный сайт УПЦ (www.orthodox.org.ua). Его главным редактором становится секретарь Предстоятеля УПЦ.

    В это время Пресс-служба, как структура, фактически дистанцируется от Киевской Митрополии. Имитируя бурную деятельность, ее сотрудники просто перепечатывают новости с официального сайта УПЦ на страницу «Украина Православная», при этом, никогда не ссылаясь на первоисточник. В то время новости на сайт УПЦ писали и ставили, в основном, два человека: я, как ответственный редактор и, в большей степени, Максим Сидоренко, который полностью взял на себя информационное освещение предстоятельского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира.

    В надежде пресечь плагиат со стороны В.Анисимова, мы решили указывать авторство своих эксклюзивных новостей и репортажей. Но это не помогло. По его команде, сотрудники просто копировали тексты новостей, не указывая авторов.

    ________________

    2. В идеологическом плане пресс-служба В.Анисимова дискредитировала УПЦ, как структуру, в частности, предвзятой, оценочной и, порой, грубой лексикой, в публикациях, посвященных межконфессиональным отношениям в Украине.

    Несмотря на то, что в то время уже активно развивался диалог УПЦ с представителями других конфессий, В.Анисимов, в своих статьях, продолжает гнуть «антираскольническую линию», по-прежнему обыгрывая всем давно известные факты.

    Такая «стратегия» могла быть выгодна только Московской Патриархии и пророссийски настроенным людям внутри УПЦ, которые считают, что диалог с представителями других конфессий невозможен - до полного публичного покаяния последних.

    Эти публикации вредили и церковному миру, так как способствовали появлению разбалансированности в обществе. Многих дезинформировал следующий момент: с одной стороны, Блаженнейший Митрополит Владимир инициирует создание в УПЦ комиссии по диалогу, его помощники садятся за стол переговоров с представителями УПЦ КП и УАПЦ, а с другой, тут же появляются статьи В.Анисимова о том, какие плохие раскольники.

    На первый взгляд, могло показаться, что Предстоятель УПЦ имеет двойственную и непрозрачную позицию, ведь другие конфессии ругают на сайте, который существует «по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира».

    Но тот факт, что диалог все-таки продолжался, свидетельствует о том, что В.Анисимов и его структура перестали озвучивать официальную позицию УПЦ. Сайт «Украина Православная» утратил статус информационного органа пресс-службы УПЦ, отчасти и потому, что с него, со временем, полностью исчезли епархиальные новости.

    Специфически реагировал В.Анисимов и на межконфессиональные конфликты, которые все-таки имели место в Украине. На фоне попыток отдельных архиереев, священников и сотрудников церковных структур преодолеть противоречия мирным путем, В.Анисимов публиковал целые «полотна» деструктива и обвинений в адрес, в частности, УПЦ КП. Тем самым, обостряя, и без того, непростую ситуацию.

    Идеологическое расхождение между структурой В.Анисимова и Священноначалием УПЦ выразилось также в позиции по отношению к Москве.

    В то время, как в декабре 2007 года Блаженнейший Митрополит Владимир инициирует утверждение Собором УПЦ «Устава об управлении…» - в редакции, которая закрепляла за Украинской Церковью статус самоуправляемой и независимой от РПЦ, В.Анисимов, как тогда еще руководитель Пресс-службы УПЦ, активно сотрудничал с российскими структурами, которые, несмотря на отсутствие официального статуса, поддерживались Московской Патриархией, как деструктивные по отношению к Украине, в целом, так и к УПЦ, в частности.

    Наиболее тесная связь В.Анисимова прослеживается с «Институтом стран СНГ», который возглавляет депутат Государственной думы РФ К.Затулин. Самым явным контактом Василия Семеновича, от этой организации, был К.Фролов.

    Многие материалы «FrolovLeaks» свидетельствуют о том, что «помощник Блаженнейшего» (как себя часто называл В.Анисимов - А.А.) был одним из его осведомителей по вопросам внутренних дел УПЦ.
    _____________

    Среди украинских организаций подобного толка, с которыми сотрудничал В.Анисимов, можно выделить две:

    1. «Союз православных братств» во главе с В.Лукияником.

    Частым «гостем» офиса Пресс-службы УПЦ, как на Подоле, так и в Киево-Печерской Лавре, был представитель этой структуры В.Пустовой. Как правило, наиболее продуктивным общение В.Анисимова с этим человеком происходило в преддверии маргинальных и заполитизированых мероприятий «православных Братчиков». И именно: крестных ходов по двойной сплошной в районе Верховной Рады, стояний в Мариинском парке и брожений вокруг резиденции Киевского Митрополита в дни заседаний Священного Синода УПЦ.

    «Девизом» этой организации была фраза «Наш Патриарх - Кирилл!», которую В.Лукияник часто запевал в громкоговоритель, при живом Предстоятеле УПЦ.

    2. «Единое Отечество» (Одесса), во главе с В.Кауровым.

    _________________

    … В свое время, я был учеником Василия Семеновича. И никогда бы не позволил себе процитировать эту фразу, если бы не дальнейшее развитие событий, которое подтверждает ее правоту.

    …. В.Анисимов 20 лет посвятил тому, чтобы на разных информационных площадках говорить о том, что глава УПЦ КП не подчинился решениям Харьковского Архиерейского Собора 1992 года. Но сам он, в апреле 2008 года также не подчинился решению Священноначалия - Священного Синода УПЦ.

    В этом плане есть два момента, которые, без дополнительного пояснения, могут показаться противоречивыми.

    Назовем их:

    1. Секретарь Предстоятеля УПЦ не раз отмечал, что лично старался ограждать Митрополита Владимира от В. Анисимова, чтобы церковная общественность не имела оснований связывать личность Архипастыря с деструктивной и антиукраинской деятельностью структуры Василия Семеновича.

    2. Блаженнейший никак не наказывает В.Анисимова за неподчинение решению Синода, не отнимает у него отдельный офис в Киево-Печерской Лавре, иногда принимает в своем кабинете, уважительно относится к нему на официальных церковных мероприятиях и даже продолжает давать какие-то средства на содержание его команды.

    Последний факт, в беседе со мной, отдельно подтвердил секретарь Предстоятеля, свидетелем чему он был неоднократно. Вот что по этому поводу говорит митрополит Александр: «На мой вопрос, зачем Вы это делаете (даете ему деньги - А.А.), Блаженнейший ответил: чтобы не вредил...».

    Между этими двумя моментами нет противоречия, на что указывает, в своем интервью на сайте «Украина Православная» (от 12.04.2017г. - А.А.) сам В.Анисимов: «Митрополит Владимир был очень благодарным человеком. Он ценил всех, помогающих Церкви и словом, и делом».

    _________________

    Но не был благодарным экс-руководитель Пресс-службы УПЦ, о чем свидетельствуют три следующих факта:

    1. 8 июля 2011 года, после публичного конфликта между В.Нусенкисом и Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, В.Анисимов встречается с донецким олигархом, в качестве руководителя структуры, выступающей против Автокефалии УПЦ. Обсуждались вопросы финансирования.

    2. В одном из писем Патриарху Кириллу, оказавшемуся в материалах «FrolovLeaks», К.Фролов пишет следующее:

    «Вам также известно, что Покровский монастырь города Киева с его огромным собором и сестричеством из 300-та человек готов предоставить свою территорию, как резиденцию митрополита Агафангела, а при Покровском монастыре создан неофициальный Общественный комитет поддержки митрополита Агафангела, в который вошли буквально все известные церковно-общественные деятели Киева, начиная с Василия Анисимова».

    3. В период болезни Блаженнейшего Митрополита Владимира В.Анисимов выступал за его уход на покой.

    Вот как он говорит об этом в одном из своих интервью на сайте «Украина Православная» (от 12.04.2017г.):

    «Но неужели он (Митрополит Владимир - А.А.) мог исполнять обязанности после комы 2012 года или клинической смерти 2013-го? Почему тогда тяжело больного не определили на покой, чем, безусловно, продлили бы его дни и годы?
    Какой, скажем, любящий сын позволит старика под 80 лет с тяжелейшими недугами таскать на инвалидной коляске по совещаниям, подвергать стрессам?
    Священный Синод мог поручить опекать больного другому епископу или священнику и определить его на покой по заключению любого лечащего врача. Я не думаю, что кто-то из них с конца 2011 года написал бы, что Митрополит мог выполнять управленческие функции без угрозы своему здоровью и жизни…».

    Это мнение В.Анисимова, больше похожее на ерничанье, полностью противоречит медицинскому заключению профессора нейрологии и малекулярной биологии, члена Национальной академии наук Франции Ива Ажида, в котором, по данному вопросу, читаем следующее:

    «В вопросе дальнейшего продолжения интеллектуальной деятельности (Митрополита Владимира - А.А.) необходимо опираться на здравый смысл. … пациент может и должен продолжать религиозную деятельность, так как это необходимо верующим и способствует бодрости духа больного»».

    _________________

    2-й и 3-й пункты подтверждают правоту одного из высказываний секретаря Предстоятеля УПЦ о В.Анисимове: «И вот когда Митрополит Владимир слег и перестал финансировать - с тех пор он стал для него «плохим»».

    Для понимания ситуации важна и характеристика, которую митрополит Александр дает заслуженному журналисту Украины:

    «В.Анисимов с 2008 года не имел доступа к Митрополиту Владимиру, и это его раздражало. Все это время он вел антицерковную деструктивную деятельность как внутри самой УПЦ, так и участвовал во всех мероприятиях, которые впоследствии привели к сепаратизму и войне. Вина за расчленение Украины, за религиозную вражду и желание подчинить наше государство России лежит на совести Анисимова, так же, как и на совести политиков, которым он прислуживал своим черным пером и на деньги которых продавал Родину».

    _________________

    Как показали дальнейшие события, решение Священного Синода УПЦ от 18 апреля 2008 года было оправданным и справедливым.

    Что касается стремления секретаря Предстоятеля УПЦ оградить его от В.Анисимова, то оно было обусловлено пятью моментами.

    А именно:

    1. Жалобами правящих архиереев на то, что «Вестник пресс-службы УПЦ» им фактически навязывался, для чего использовалось специальное письмо, подписанное Блаженнейшим.

    Здесь важно отметить, что Митрополит Владимир никогда не принуждал владык покупать журнал, а лишь рекомендовал, исходя из, имеющейся или отсутствующей, потребности. На итоговое решение архиереев он не влиял ни административным способом, ни своим авторитетом.

    Но зато это активно делал Василий Семенович. Это привело к тому, что из некоторых епархий в пресс-службу перестали приходить новости. Вместо этого, региональные корреспонденты охотнее слали свою информацию на портал «Православие в Украине».

    2. Деструктивной лексикой в публикациях В.Анисимова на тему раскола в Украинском Православии - она значительно вредила диалогу УПЦ с УПЦ КП и УАПЦ, который начался с таким трудом.

    3. Сотрудничеством Пресс-службы В.Анисимова с Российским посольством, Коммунистической партией Украины, а также деструктивными околоцерковными организациями, действующими как в России, так и Украине. Речь идет об «Институте стран СНГ» (Москва), «Союзе православных братств» (Киев) и «Едином отечестве» (Одесса).

    4. Отсутствием нормальной профильной деятельности со стороны Пресс-службы В.Анисимова.

    Необходимость в этой структуре отпала, потому что ее работу, довольно-таки успешно, выполнял Синодальный отдел «Миссия духовної просвiти» (позже - Синодальный информационно-просветительский отдел УПЦ - А.А.), «Церковная православная газета» и телепрограмма «Мир Православия» (позже - «Православний Вiсник» - А.А.).

    5. Будучи еще руководителем церковной структуры, В. Анисимов допускал публичную критику в адрес, фактически, своих коллег, которые, также как и он, трудились по благословению Блаженнейшего Митрополита Владимира. Главным образом, эта критика была направлена в адрес секретаря и пресс-секретаря Предстоятеля УПЦ.

    _________________

    И это не удивительно, ведь ограждение Митрополита Владимира от В.Анисимова и его антиукраинской деятельности перекрывало последнему финансовые потоки из Москвы, поскольку он, будучи отстранен «от тела», не справлялся с поставленными задачами. «Не мог официально писать от Митрополита свою пророссийскую отсебятину» (формулировка из комментария секретаря Предстоятеля УПЦ - А.А.).

    А все это время, пока он и его структура «работали» на изменение канонического статуса УПЦ, ущемление ее прав и на дестабилизацию внутриправославной и межконфессиональной ситуации в Украине, всю информационную работу на общецерковном уровне вел Синодальный информационно-просветительский отдел, во главе с протоиереем Георгием Коваленко….

    … И на всеукраинском тоже, благодаря своей корреспондентской сети, созданной, в свое время, на базе телеканала «Глас» и действовавшей, со временем, посредством Фестиваля СМИ православных.

    По мнению «патриарха всея Украины Филарета», когда будет создана ЕППУЦ, в неё будут готовы перейти до двух третей епископата УПЦ (Маосковского патриархата).

    В этом усомнился руководитель пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов: «Это всё из мечтаний отлучённого мудреца… Как он это посчитал? Пусть он лучше считает, в каком кругу ада он будет сидеть как анафематствованный — в шестом, или в седьмом, или в девятом?».

    Понаехал к юбилею митрополита Агафангела в Одессу "Глас" кино делать. Весь материал отснят, всё собрано. "Маленькая" загвоздка - не хочет владыка этим мальчикам-девочкам скороспеленьким интервью давать для фильма. Пришлось срочно ВасильСемёныча вызывать.

    Идея «украинской поместности» как игра на тщеславии «базового электората»

    Довольно резкой (как для официального представителя Церкви) статьёй ответил украинской власти на продвижение заведомо антиканонической «автокефалии» руководитель пресс-службы УПЦ (МП) Василий Анисимов.

    Напоминая «гаранту конституции», что по этой самой конституции Церковь отделена от государства, он задаётся риторическим вопросом: мыслимо ли, чтобы предстоятель Церкви на Украине ставил целью своего церковного правления государственные преобразования или выход/вступление государства в международные союзы, и объезжал бы с этой целью президентов ведущих стран-участниц этих союзов, заручаясь поддержкой своих прожектов?

    Впрочем, подобные вопросы Василий Семёнович четверть века задавал всем украинским президентам и лжепрезидентам. Но тщетно. Потому что идея автокефалии для каждого из лидеров Украины становилась последним прибежищем. Вернее, соломинкой, за которую каждый из них хватался, стремительно теряя поддержку избирателей. И если для Кравчука, Ющенко и Порошенко это изначально была игра на тщеславии их базового русофобского электората (мечтавшего об отдельной от Москвы церкви), то предатели избравших их сторонников цивилизационного единства Руси Кучма и Янукович, потеряв поддержку последних, таким образом искали симпатий в противоположном лагере.

    «Славні традиції»

    Кравчук, который и победил-то потому, что главный его соперник на шовинистическом электоральном поле Чорновил решил не опротестовывать результаты выборов (они проводились одновременно с референдумом о незалежности, и протест поставил бы под сомнение также итоги плебисцита), начал с того, что переломав через колено т.н. «Украинскую автокефальную православную церковь» («УАПЦ»), впихнул туда ненавидимого «автокефалами» бывшего местоблюстителя Московского престола Филарета и объявил эти «Рога и копыта» «автокефальным» «Киевским патриархатом». Не помогло. Разорив за два с половиной года население, вынужден был идти на досрочные выборы, которые проиграл «пророссийскому» Кучме.

    Леонид Второй же, потеряв в итоге доверие Востока, Юга и Центра, так и не обрел его в Галиции. А потому.

    ()

    Опять и снова ударила властям в голову автокефалия, никто не знает толком, кто это такая и с чем ее едят, но уже президент Порошенко грозится показать последнего неавтокефального попа. Прямо как тот Микита Сергійович!

    Законники и фарисеи

    Как известно, Петр Алексеевич внезапно заявил, что краеугольным камнем его выборной президентской кампании 2014 года была автокефалия Православной Церкви. Явный сбой и ошибка памяти. Такого камня не было и быть не могло: Центральная избирательная комиссия просто не имела права регистрировать кандидата с явными антиконституционными и антизаконными наклонностями. Ведь мы избирали (может, кто забыл!) не верховного жреца, не аятоллу, а президента светского демократического европейского государства, где Церковь отделена от державы. Богу - Богово, а кесарю - кесарево. Мыслимо ли, чтобы на выборах Киевского Митрополита какой-то епископ-кандидат ставил целью своего церковного правления, скажем, государственные преобразования, выход или вступление Украины в международные союзы? А после избрания объезжал бы президентов ведущих стран, заручаясь поддержкой своих прожектов?

    ()

    (Заметки о филаретовском недопокаянии)

    Василий Анисимов

    По дороге на филаретовскую пресс-конференцию забежал в стекляшку у метро подкрепиться кофейком. Что поделаешь? Слякоть, унылое предзимье, простуженный город. Я коченел вместе ним. Вдруг окликнул какой-то парень, оказывается, мы с ним где-то пересекались. Он издатель, только что выпустил книжицу рассказов о святом Николае и решил подарить экземпляр. Славный знак! Попросил его подписать для внуков. Вот спрячу книжку под елку, а на праздник мы ее случайно найдем, обрадуемся, сядем все вместе читать и рассматривать картинки. И пусть «уже души едва касаясь, несется жизнь» со всеми ее «Юля, приходи!», «Юра, держи!» и «Петя, тикай!».

    Разговорились. Парень с утра по издательским делам побывал в Лавре, общался с матушками, и там все только и обсуждают покаяние Филарета! Я ему сказал, что тоже получил от одного «затятого» филаретовца поразившую меня эсэмэску: «В.С.! Теперь мы братья!». С чего бы это и откуда? Но наш народ не переделаешь: он живет слухами, странными надеждами, конечно, светлыми, но ничем не обоснованными. Мечтает, как мальчик у Христа на елке.

    Когда четверть века назад филаретовский Эйяфьядлайёкюдль, этот вулкан лжи, злобы, раздоров - словом, раскола, зачадил на Пушкинской, нас на Украине было 52 миллиона жителей. Теперь осталось менее тридцати миллионов, хотя Тимошенко с Рабиновичем пугают, что и того меньше - просто власть боится посчитать количество населения разбегающейся державы. Расколотое изнутри обречено на убыль и вымирание. А тут вдруг из самого жерла распрей донесся едва различимый возглас о примирении. Может, ослышались? Когда пару недель назад один чиновник из «партии войны» сказал мне об этом призыве, то я не поверил, отшутился: ну да, вы скорее придушите старика, чем позволите ему заикунуться о примирении хоть с кем-то, даже с родной Церковью Христовой. Но повод был, действительно, уникальный.()

    Все выходные в итоговых политических телепередачах эксперты потчевали нас своими толкованиями посланий «патриарха всея Украины-Руси Филарета», обращённых им к миру и граду в порядке пресс-конференции, состоявшейся в пятницу 1 декабря.


    Но ваш покорный слуга не берётся анализировать речи 88-летнего патриарха самой свидомой нации в мире, не имея профильного образования. Тут, пожалуй, требуется не просто специалист, но целый консилиум нейропсихологов, геронтологов и просто санитаров.

    Посему давайте остановимся на банальном вранье «святейшего».

    Как мы помним, посвящено оно было его письму к патриарху Кириллу и епископату Русской православной церкви (РПЦ).

    ()

    Разговор об итогах 2016-го с главой пресс-службы УПЦ (МП) Василием Анисимовым

    «Сегодня мы все являемся свидетелями, когда Украинскую Православную Церковь пытаются сделать враждебной украинскому обществу, - сказал на итоговом ежегодном собрании Киевской епархии Блаженнейший митрополит Онуфрий. - Поток грязной информации, ежедневно освещается в средствах массовой информации, становится поводом для открытого преследования нашего духовенства и мирян, а также часто становится основанием для осквернения и актов вандализма храмов УПЦ».

    - Но разве отношение государства к канонической Церкви не было таким все годы независимости? - интересуется «Фраза » у главы пресс-службы Украинской православной церкви (Московского патриархата) Василия Семёновича Анисимова.

    ()

    Министр по делам религий - именно так представляет агентство «Укринформ» главу комитета по делам религий при минкульте А. Юраша. И, действительно, комитет сей долгое время имел статус министерства, да и ныне, когда киевский режим активно занят и , может посоперничать в плане «розбудови нації» со всем остальным министерством культуры (хотя бы по причине издыхания оной).

    Впрочем, ни перевод с целых парафий в «национальную веру», ни силовое же ограничение для православных прав на свободу передвижения , ни даже осквернение Престола теми же структурами «министр» насилием не считает. «У нас нет средств, методов и даже интенций («інтенція» это такое «староукраїнське слово», в переводе с латыни означающее намерение, - Д.С.) решать что-либо насильственными методами… у нас либеральная позиция государства… Это базовая установка украинской системы отношений с религиозными организациями… Это то, чем мы можем гордиться».


    Ну, пышатыся (гордиться) - это базовая установка состояние лучших людей нації. Вот как эти, внушающие гордость «базовые либеральные установки системы отношений с религиозными организациями», воплощаются в жизнь:()

    Чем был 2015 год для Предстоятеля православных на Украине? На этот вопрос отвечает «Украине.ру» глава пресс-службы УПЦ МП, помощник митрополита Онуфрия Василий Анисимов.

    - Главный итог уходящего года - мы имеем церковь, которой можно гордиться. Церковь не роскоши, церковь не «лексусов» и всяких нестроений, которые мы имели ещё пару лет назад, но вновь - Церковь исповедников.

    Чего скрывать, при Януковиче УПЦ была обласкана властью, олигархами. Было даже несколько стыдновато. Хотя понятно, что люди давали миллионы на строительство, на поддержание Церкви. А вот теперь, когда на неё с битами попёрли - это Церковь стояния. Церковь Христа. Ибо за что сегодня преследуются православные? За то, что они не сошли с пути, который определил Сам Господь. «Блаженны миротворцы…». Вот за миротворчество преследуют.

    Блаженнейший митрополит Онуфрий в одном из первых своих интервью сказал, что Христос это мир, и тот, кто с ним, должен прекратить кровопролитие. И поэтому партии войны, кровожадная уния, расколы, олигархи и прочие мерзавцы, которыми сейчас переполнена Украина, науськивают общество на Церковь, нанимают боевиков, коррумпированное чиновничество. В этой борьбе как раз и рождается Церковь Исповедница. И самые простые женщины, запершиеся в храме с. Птичье под Ровно или в Катериновке под Тернополем сейчас свидетельствуют то, что самые высоколобые завсегдатаи телеэкранов - многолетние «представители Церкви» - исповедовать не способны.

    Церковь давят, шельмуют, но ни один батюшка не сломался, ни один приход из 13 тысяч… А ведь нынешняя русофобская агитация, тотальная ложь опасна тем более что замешана на реальной боли и ненависти людей, потерявших на войне в Донбассе своих детей, мужей, братьев, отцов… Церковь и этой ненависти, разжигаемой властью и СМИ, противостоит. Как в первые века христианства, как Христос всегда был в меньшинстве, так и сейчас Церковь вновь ненавидимое меньшинство.

    Руководитель пресс-службы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Василий Анисимов, ранее возложивший на власти Украины ответственность за развязывание войны, в новом выступлении для российских СМИ представил ситуацию в Украине в негативных тонах, подчеркнув, что ее государственная политика строится на воинственной русофобии, милитаризме и "держании людей в страхе", передает "Религия в Украине " 28 января.

    Критикуя период независимости Украины, Василий Анисимов, в частности, отметил: "У нас пишут, что Ленин присоединил Новороссию к Украине, хотя вернее - сельскую Украину присоединили к индустриальному Юго-Востоку, потому что столица была в Харькове. При Сталине Галиция, Буковина, Закарпатье стали частью Украины, при Хрущеве - Крым. Понятно, что все эти регионы разных исторических судеб. Но это не фатальные различия, они были объединены жизнедеятельностью в царской России или в Советской Украине".

    По мнению Анисимова, "все великое, замечательное, что есть в Украине, надо считать национальным достоянием, пропагандировать, ценить, уважать, а не разделять людей на москалей, жидов и патриотов, и уж тем более - не навязывать свое ущербное русофобское мировоззрение кровавыми бойнями, как это было в Одессе".

    Он также заявил, что украинский гимн, хоть и был написан "на хмельной пирушке", но на основе интернациональной составляющей - сербских и польских песен.

    "Сегодня российские СМИ запретили, свои оппозиционные - зачистили. Причем появилось огромное количество всяких стукачей, доносчиков, которые выявляют "непатриотов", указывают, где там что-то российское или пророссийское промелькнуло. Этим занимаются целые государственные запретительные организации и общественники-боевики, которые определяют, что должны мы смотреть и слушать", - считает глава пресс-службы УПЦ МП.

    Василий Анисимов считает, что "это акции эпатажа и запугивания. Они нравятся олигархам и власти, поскольку вместе с войной на Донбассе, гибелью солдат, постоянными мобилизациями, милитаристской пропагандой держат людей в страхе. Этот страх заставляет мириться с тяжелыми, для многих - невыносимыми условиями существования (дороговизна, нищета, безработица), которые с каждым месяцем усугубляются. Такая вот технология управления страной".

    Всю вину за военные действия в Украине Василий Анисимов возлагает на саму Украину, выделив только миротворческую позицию УПЧ МП.

    "Блаженнейший Митрополит Онуфрий, архиереи, священники неустанно призывают участников конфликта к миру и милосердию. Миротворцем быть нелегко, потому что война, милитаристская пропаганда, как воронка, засасывает людей. Я вот посмотрел первые в новом году заседания Верховной Рады - ни слова о мире, одна воинственность: дожать Донбасс, добить! Думалось, что после Минска потихонечку начнут договариваться, разводить войска, искать пути примирения, компромисса. Вместо этого - новая волна насилия. У нас легко могут 50 добровольческих батальонов сколотить и бросить в бой, в щепки разнести аэропорты, шахты, заводы, целые города и селения, погубить тысячи жизней, а вот найти десять интеллектуалов, которые бы предложили модель сосуществования Донбасса и Украины в пределах одного государства, так и не смогли", - поделился своими соображениями с российскими СМИ Анисимов.

    Он также считает, что «разрушать единство стали уния, расколы, которые насыщали людей враждой, ненавистью друг к другу. Они же окормляли политические партии, типа той же фашиствующей "Свободы"».

    Глава пресс-службы УПЦ МП подчеркнул необходимость "садиться за стол переговоров, к чему призывает Православная Церковь и все мировое Православие, договариваться, и не о перемирии, а о мире, о жизни, о будущем. Договариваться между собой, а не с США, Евросоюзом или Россией".

    Замечание российского журналиста о том, что "Украина уже определила светлое будущее - Евросоюз", Василий Анисимов парировал: "Какое светлое будущее? С мальчиками кровавыми в глазах? Мы - христианская держава, и все понимают, что Бог не простит пролитой крови. Чем бы мы ее ни оправдывали. Пока люди сами, взаимным прощением, покаянием не помирятся между собой - ничего доброго не будет".

    Пресс-служба УПЦ МП была создана по благословению Митрополита Киевского Владимира (Сабодана) в 2001 г. и до сих пор продолжает свою деятельность, что подтверждается публикациями на официальном сайте Московского Патриархата. В то же время глава нового Информационного отдела УПЦ МП епископ Климент (Вечеря) в ноябре 2014 г. утверждал, что такой службы уже нет в перечне информационных источников справочных изданий УПЦ МП. На запросы редакции портала "Религия в Украине", направленные в декабре 2014 г. в Киевскую Митрополию и редакцию официального сайта УПЦ МП "Оrthodox.org.ua", с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию и предоставить официальные документы, которые могут подтвердить или опровергнуть правомочность деятельности пресс-службы УПЦ во главе с Василием Анисимовым, ответ до сих пор не получен. Однако стало известно, что сайт пресс-службы УПЦ "Украина православная", которым руководит Василий Анисимов, начал выходить "По благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия", т.е. продолжая свою деятельность в качестве "Официального сайта Украинской Православной Церкви".