Унитарное предприятие переходит на 44 фз

В соответствии с изменениями, внесенными в «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - 44 ФЗ) Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», государственные унитарные предприятия (далее - ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (далее - МУП) с 1 января 2017 года переходят на совершенно новую для себя форму размещения закупок: с начала 2017 года им придется расходовать все имеющиеся средства (независимо от источника их поступления) по правилам, установленным 44 ФЗ. Какие действия необходимо предпринять заказчикам, все это время работавшим по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - 223 ФЗ), для того, чтобы как можно более безболезненно совершить переход в работе от 223 ФЗ к 44 ФЗ? Какие документы нужно разработать в организации заказчика, кого обучить, и в целом как работать унитарным предприятиям по 44 ФЗ - ответить на эти вопросы и составить план перехода ГУП и МУП на 44 ФЗ мы постараемся в этой статье.

В первую очередь отметим, что работать по 44 ФЗ должны будут только унитарные предприятия, больше никто из тех организаций, которые работали по 223 ФЗ, не должны переходить на работу по 44 ФЗ.

Также обращаем внимание на то, что ГУП и МУП могут продолжать работать по 223 ФЗ и после 1 января 2017 г., но только в следующих очень ограниченных случаях, которые должны быть предусмотрены Положением о закупке заказчика, размещенном в ЕИС до 31.12.2016 г.:

  • при проведении закупок за счет грантов, переданных безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, а также закупок за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из бюджетов (см. ч.7 ст.78 БК РФ);
  • в случае, если предприятие является исполнителем по контракту и привлекает соисполнителей за исключением контрактов, заключенных по п. 2 ч.1 ст. 93 ФЗ № 44.

Теперь рассмотрим пошагово, что же в первую очередь должны сделать ГУП, МУП, которые переходят на работу по 44 ФЗ, до 1 января 2017 года.

1 шаг перехода на 44 ФЗ

Заказчику необходимо получить электронную подпись (далее - ЭП) в территориальном отделении Федерального Казначейства по своему месту нахождения для работы в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и пройти регистрацию в ЕИС как заказчик по 44 ФЗ.

Если у заказчиков уже есть ЭП для работы по 223 ФЗ, то использовать ее для работы по 44 ФЗ он не сможет, и ему необходимо получить новую ЭП специально для работы по 44 ФЗ.

2 шаг перехода на 44 ФЗ

Заказчику нужно создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего .

Такое требование содержится в статье 38 ФЗ № 44. При этом нужно учесть, что заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 миллионов рублей, создают контрактные службы, если совокупный годовой объем закупок не превышает указанный лимит, то в организации может быть назначен контрактный управляющий или создана контрактная служба, на усмотрение заказчика.

В случае, если в организации заказчика создается контрактная служба, то также должен быть утвержден регламент или положение о ее работе, которое разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Также необходимо отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ № 44 работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или .

3 шаг перехода на 44 ФЗ

Контрактной службе или контрактному управляющему необходимо до 01.01.2017 г. в соответствии с нормами 44 ФЗ разработать план закупок на 2017-2019 гг., включив в него обоснование закупок, а также план-график закупок на 2017 год .

При составлении плана закупок и плана-графика закупок необходимо учитывать требование о нормировании, которое указано в ст. 19 44 ФЗ и доведенные лимиты денежных средств (при наличии). Необходимо помнить, что в план-график необходимо вносить обязательные закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, доля таких закупок не может быть менее 15% от совокупного годового объема закупок.

4 шаг перехода на 44 ФЗ

Для проведения закупок в рамках 44 ФЗ в 2017 году заказчику необходимо создать комиссию по осуществлению закупок.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ № 44 решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.

Заказчик может самостоятельно решить, какую комиссию ему создать: единую комиссию или создавать отдельно конкурсную, аукционную, котировочную комиссию или комиссию по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. При этом необходимо учесть, что единая, конкурсная или аукционная комиссия должна состоять не менее чем из пяти человек, а котировочная комиссия или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений не менее чем из трех.

Также обращаем внимание, что согласно ч. 5 ст. 39 ФЗ № 44 заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Таким образом, не менее 50 процентов состава комиссии должны быть обучены по . В соответствии с совместным Письмом Минэкономразвития России и Минобрнауки России от 12.03.2015 г. №№ 5594-ЕЕ/Д28и, АК-553/06, в котором содержатся методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, сотрудникам контрактной службы, контрактному управляющему, членам комиссии рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок вне зависимости от используемых технологий обучения в объеме не менее 108 часов.

5 шаг перехода на 44 ФЗ

Для более удобной и правильной работы заказчику необходимо разработать и утвердить минимальный набор документов , которые станут основой его закупочной деятельности:

  • должностная инструкция контрактного управляющего ИЛИ Положение о контрактной службе (Приказ Минэкономразвития от 29.10.2013 г. № 631), приказы об их назначении;
  • Положение о комиссии по осуществлению закупок, приказ о создании комиссии;
  • порядок взаимодействия контрактного управляющего с другими структурными подразделениями организации;
  • Приказ о назначении эксперта/ о создании приемочной комиссии (не менее 5 человек);
  • шаблон Акта внутренней экспертизы;
  • шаблоны документации о закупках, проекты контрактов.

Также отменим, что 44 ФЗ предусматривает составление нескольких видов отчетов:

  • отчет об исполнении государственного муниципального контракта (форма отчета - Постановление Правительства № 1093 от 28.11.2013 г.);
  • отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (форма отчета - Постановление Правительства № 238 от 17.03.2015 г.);
  • отчет об обосновании закупки у единственного поставщика.

Если говорить о том, как работать по ФЗ № 44 ГУП и МУП с 1 января 2017 г ., то первое, что нужно сказать - необходимо все подготовительные мероприятия провести вовремя, не стоит откладывать выполнение любого из перечисленных выше этапов на потом. Проводить закупки нужно будет по строго определенным правилам: все закупки, которые можно использовать, указаны в 44 ФЗ, как их можно использовать, тоже подробно прописано в законе. За нарушение правил, установленных 44 ФЗ, в Кодексе об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность, поэтому очень важно обращать внимание на соблюдение сроков, правильный выбор способа закупки, обоснованное отклонение/допуск заявок участников закупки, соблюдение требований антимонопольного законодательства и многое другое.

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Переход ГУП и МУП на 44-ФЗ в части осуществления закупок определен Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ. С 1 января 2017 г. муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить свои закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Семь шагов к переходу ГУП и МУП на работу по 44-ФЗ

ШАГ 1. Обучение ответственных должностных лиц

Контрактный управляющий

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Работники контрактной службы

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ все работники контрактной службы (в т.ч. руководитель контрактной службы) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Члены комиссии по осуществлению закупок

Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ Заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 44-ФЗ число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем три человека. Таким образом, в случае, если Заказчиком создается единая, конкурсная или аукционная комиссии, то количество обученных членов комиссии должно быть не менее 3 человек (при общем количестве членов комиссии 5 членов), а при создании котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений – не менее 2 человек (при общем количестве членов комиссии 3 члена).

Комментарий: В соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона N 273-ФЗ 76 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» дополнительные профессиональные программы – это программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки.
В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499, минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации составляет 16 часов, а программ профессиональной переподготовки - 250 часов.
Согласно «Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок» от 12.03.15 г. Минэкономразвития России и Минобрнауки России (далее – методические рекомендации), минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок составляет не менее 108 часов.
Таким образом, объем обучения по программе повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов, а объем обучения по программе профессиональной переподготовки – не менее 250 часов. Исключение – руководитель Заказчика, объем обучения которого должен составлять не менее 40 часов (согласно методическим рекомендациям).

Согласно ст.195.3 ТК РФ: «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями».

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет:

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей;
  • за повторное нарушение - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 50 000 до 70 000 рублей.

ШАГ 2. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным). А в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).

Реализация требования

В целях реализации данного требования (после принятия решения о назначении контрактного управляющего или создании контрактной службы), Заказчику рекомендуется разработать и утвердить следующие информацию и документы:

  • Положение (регламент) о КС/КУ Заказчика;
  • Регламент взаимодействия КС(КУ) с другими подразделениями и отделами организации (по желанию Заказчика);
  • Приказы о назначении КУ/работников контрактной службы или о возложении обязанностей на действующих сотрудников организации Заказчика;
  • Должностные инструкции на КУ/работников контрактной службы (либо осуществить внесение изменений в действующие инструкции в срок до 31.12.2016 г.).
Чем руководствоваться

1. Закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.;
2. Типовое Положение (регламент), утвержденное приказом Минэкономразвития № 631 от 29.10.2013 г.;
3. Трудовой кодекс РФ;
4. Профессиональный стандарт - специалист в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 625н);
5. Профессиональный стандарт - эксперт в сфере закупок (утвержден приказом Минтруда от 10.09.15 № 626н).

ШАГ 3.Осуществить планирование закупок на 2017 и последующие годы

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:
1) планов закупок (как правило, на трехлетний период);
2) планов-графиков (на 1 год).
Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия должны сформировать и утвердить в срок до 31.12.2017 г. план закупок и план-график.

В плане закупок, плане-графике а также в иных документах, предусмотренных Законом № 44-ФЗ указывается идентификационный код закупки (ч. 1 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

Чем руководствоваться при формировании идентификационного кода закупки (ИКЗ)

Приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки».

Чем руководствоваться при формировании планов закупок

1. Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 г. № 1043 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 552 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 761 (закупки для государственных нужд Самарской области).

Чем руководствоваться при формировании планов-графиков

1. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 554 (закупки для нужд субъекта РФ и муниципальных нужд);
2. Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 553 (закупки для федеральных нужд);
3. Постановление Правительства Самарской области от 23.11.2015 г. № 750 (закупки для государственных нужд Самарской области).

Помимо формирования планов закупок и планов-графиков, Заказчикам следует осуществить обоснование каждой закупки при формировании плана закупок, плана-графика.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки, а при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в том числе дополнительные требования к участникам закупки).

Чем руководствоваться при осуществлении обоснования закупок

ШАГ 4. Зарегистрироваться в ЕИС

Последовательность действий Заказчика по получению электронной подписи для получения возможности осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ представлена в Приказе Казначейства России от 30.12.2015 г. № 27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок».

ШАГ 5. Разместить в ЕИС план закупок, план-график

План закупок и план-график утверждаются в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Утвержденные план закупок и план-график (вместе с обоснованием закупок) подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Чем руководствоваться при размещении в ЕИС планов закупок и планов-графиков

Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

ШАГ 6. Составить и утвердить дополнительные локальные акты

1. Регламент (положение) о комиссии по осуществлению закупок, порядок ее работы, а также приказ о создании комиссии по осуществлению закупок с учетом следующих особенностей:
Виды комиссий:

  • конкурсная комиссия;
  • аукционная комиссия;
  • котировочная комиссия;
  • комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единая комиссия.

Численность и состав:

  • конкурсная, аукционная и единая комиссии ≥ 5 человек (в т.ч. председатель комиссии);
  • котировочная комиссия, комиссия по рассмотрению запросов предложений и окончательных предложений ≥ 3 человек (в т.ч. председатель комиссии).

2. Типовая документация для основных способов закупок .

3. Типовые проекты контрактов .

4. Регламент (положение) по экспертизе (шаблон экспертного заключения).

5. Регламент (положение) по приемке товаров, работ, услуг.

6. Приказ о назначении ответственных должностных лиц за проведение «внутренней» экспертизы, приемки товаров, работ, услуг .

7. Приказы о назначении ответственных должностных лиц по другим направлениям (например, ответственных за сбор коммерческих предложений, подготовку технических заданий и пр.).

ШАГ 7. Внести изменения в Положение о закупке или сформировать новое

С 01.01.2017 г. ГУПы, МУПы осуществляют закупки в соответствии с 223-ФЗ только в двух случаях:
1) за счет грантов , передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами … а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации … субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В случае принятия решения о продолжении осуществления части закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ, Заказчику следует внести изменения в действующее Положение о закупках или создать новое Положение о закупках.
При этом указанные правовые акты в случае их принятия государственными, муниципальными унитарными предприятиями должны быть размещены до 31 декабря 2016 года в единой информационной системе.

При формировании нового или внесении изменений в действующее Положение о закупках, Заказчику следует учитывать, в том числе:
1) нововведения в Законе 44-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2017 г., касающиеся работы государственных и муниципальных унитарных предприятий;
2) требования Постановления Правительства РФ № 925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (вступает в силу с 01.01.2017 г.).

К сведению Заказчиков: ключевые отличия законов № 223-ФЗ и 44-ФЗ

Законодательство РФ

Законодательство РФ
Положение о закупках

Электронная подпись – кто выдает

Казначейство

Казначейство (в отдельных случаях)
Любой удостоверяющий центр, выпускающий усиленную квалифицированную электронная подпись

Электронные площадки

5 электронных площадок «Госзаказа»::
- ООО «РТС-тендер»,
- ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг),
- ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,
- ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»,
- ЗАО «Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки».

Заказчик может использовать для проведения электронной закупки (в том числе электронного аукциона, электронного конкурса и др. способов, предусмотренных Положением о закупке) любые коммерческие электронные площадки, реализующие возможность проведения таких закупок.

Способы закупок

Открытый конкурс - ст. 48 44-ФЗ;
- конкурс с ограниченным участием - ст. 56 44-ФЗ;
- двухэтапный конкурс - ст. 57 44-ФЗ;
- электронный аукцион - ст. 59 44-ФЗ;
- запрос котировок - § 3 44-ФЗ;
- запрос предложений - § 4 44-ФЗ;
- единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) § 6 44-ФЗ;
- закрытые способы - §5 44-ФЗ.

Согласно ч.3 ст. 3 223-ФЗ
- конкурс;
- аукцион;
- а также иные способы закупки, которые могут быть предусмотрены заказчиком в Положении о закупке.

Контрактная служба (контрактный управляющий)

Обязательно создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего

Не предусмотрено 223-ФЗ

Комиссия по закупкам

ст. 39 ФЗ № 44
Обязательно создается при проведении всех закупочных процедур, за исключением закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

п. 4 ст. 447 ГК РФ
Обязательно создается при проведении конкурса.
В иных случаях создание комиссии по закупкам происходит согласно Положению о закупке заказчика.

Обучение в сфере закупок

Обязательно для:
Контрактного управляющего
Работников контрактной службы
Преимущественного количества членов комиссии по закупкам

Не обязательно, но возможно

Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов

Применяются согласно ст. 37 44-ФЗ при проведении конкурсов и аукционов.

Не установлены 223-ФЗ

Национальный режим

При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, применяется национальный режим.
Механизмы импортозамещения:

Особые условия допуска (например, Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 и др.)
Ограничение допуска (например, ПП РФ от 30.11.2015 № 1289, ПП РФ от 05.02.2015 № 102 и др.)
Запрет (например, ПП РФ от 14.07.2014 № 656, ПП РФ от 16.11.2015 № 1236, ПП РФ от 11.08.2014 № 791 и др.)

По состоянию на 01.10.2016: Постановление Правительства РФ №925 от 16.09.2016 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» - далее Постановление Правительства РФ № 925. (вступает в силу с 01.01.2017 г.)

Указание товарного знака, производителя, страны происхождения при описании объекта закупки

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. (ч. 1 ст. 33 44-ФЗ)

Можно указывать товарные знаки, производителя, страну происхождения (если запрет не содержится в Положении о закупке) с учетом положений Постановления Правительства РФ № 925 и иных НПА, регулирующих национальный режим и импортозамещение.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора), способы

Согласно ст. 22 44-ФЗ: Начальная (максимальная) цена контракта (цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода (методов):
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.

Обоснование не требуется (если иное не предусмотрено в Положении о закупках)

Требования к участникам закупки

Ко всем участникам закупок устанавливаются единые требования (ст. 31 44-ФЗ), но к участникам отдельных видов закупок, а именно конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, аукционов устанавливаются также дополнительные требования (ч. 2 ст. 31 44-ФЗ; ПП РФ от 04.02.2015 № 99).

Перечень требований к участнику закупки определяется заказчиком самостоятельно и указывается в Положении о закупке. При этом перечень требований должен быть исчерпывающим, а сами требования измеряемыми (п. 4 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223). При установлении требований следует избегать дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 223).

Заказчик вправе установить требование об отсутствии участника закупки в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44, п. 7 ст. 3 ФЗ № 223).

Предоставление преимуществ

1. Обязанность заказчика осуществлять закупки в объеме не менее 15 % совокупного годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства (далее СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее СОНКО)
(ч. 1 ст. 30 ФЗ № 44).
2. Для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 28 ФЗ № 44).
3. Для организаций инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15 % (ст. 29 ФЗ № 44).

1. Закон обязывает заказчиков производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3 ФЗ № 223).
При этом обязанность осуществлять закупки у СМСП возникает у заказчиков, годовой объем выручки которых от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг), по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год, превышает 2 млрд. рублей.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, Заказчик обязан производить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) в размере не менее 18 % совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых являются только СМСП, должен составлять не менее чем 10 % совокупного годового стоимостного объема закупок.

Планирование закупок

План закупок на период действия закона о бюджете (как правило, 3 года)
План-график на 1 год

План закупок на 1 год
План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств на период от 5 до 7 лет (ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Обоснование закупок

Обязательное обоснование закупок, является отдельным документов к плану закупок и плану-графику

Не предусмотрено 223-ФЗ

Экспертиза поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг

ст. 41, ч. 3 ст. 94 44-ФЗ
заказчик обязан производить экспертизу поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться:
- силами заказчика (внутренняя экспертиза);
- с привлечением экспертов, экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Не предусмотрена 223-ФЗ
(может быть предусмотрена Положением о закупке).

Заключение и изменение условий контракта (договора)

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке ч. 1 ст. 34 44-ФЗ.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ).
Объем товара может быть увеличен только на сумму, не превышающую разницу между НМЦК и предложенной ценой участника в случае проведения конкурса или аукциона (ч. 18 ст. 34 44-ФЗ), если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке.
Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в нескольких случаях, предусмотренных ч.1 ст. 95 44-ФЗ.

При заключении и исполнении договора могут быть изменены объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).

Условие об ответственности в контракте

Ч. 4 ст. 34 44-ФЗ
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Не предусмотрено 223-ФЗ
(может быть предусмотрено в Положении о закупке)

Отчетность по закупкам

ч. 9-12 ст. 94 44-ФЗ, ПП РФ № 1093 от 28.11.2013 г. обязывают заказчика размещать в ЕИС не позднее 7 рабочих дней с даты исполнения контракта отчет об исполнении контракта (результаты отдельного этапа контракта).

Также заказчик обязан размещать в ЕИС отчет о закупках у СМП и СОНКО до 1 апреля года, следующего за отчетным (постановление Правительства РФ от 17.03.2015 № 238).

ч. 19 ст. 4 223-ФЗ
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в ЕИС:
1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг конкурентными способами;
2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну;
4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров,
заключенных заказчиком по результатам закупки у СМСП.

Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом. (ч. 21 ст. 4 223-ФЗ) составляется в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352.

Торгово-промышленная палата Самарской области готова оказать помощь ГУП и МУП в переходе на работу по Закону № 44-ФЗ по следующим вопросам:

  • В составлении проектов необходимых локальных актов (положения о контрактном управляющем/контрактной службе, положение о комиссии, шаблонов экспертного заключения и пр.);
  • В составлении проектов планов закупок, планов-графиков, обоснований закупок;
  • В обучении должностных лиц по программам повышения квалификации и профессиональной подготовки (от 40 до 256 часов) с выдачей удостоверения о повышении квалификации или диплома о прохождении профпереподготовки;
  • В консультировании по всем возникающим в процессе перехода на осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • В аудите составленных Вами документов, регламентирующих процессы осуществления закупок в соответствии с законом № 44-ФЗ (в т.ч. планов закупок, планов-графиков, локальных актов).

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

Расскажем в статье, что должны успеть сделать ГУП и МУП до конца 2016 года в соответствии с новыми правилами по переходу на 44-ФЗ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как осуществить переход ГУП и МУП на Закон 44-ФЗ;
  • как создать контрактную службу и назначить контактного управляющего в ГУП и МУП;
  • как составить и утвердить план-график для ГУП и МУП;
  • нормирование закупок для ГУП и МУП;
  • как указать ограничение закупок у иностранных компаний.

На данный момент ГУП и МУП работают по Закону № 223-ФЗ , который, согласно мнению правительства, предоставляет ряд лазеек заказчику для маскировки некоторых закупок.

Чтобы повысить эффективность мер по контролю над заказчиками и более рационально расходовать бюджетные средства, было решено перейти на Закон № 44-ФЗ , который обладает более жесткими требованиями к закупкам, в том числе у единственного поставщика.

До конца 2016 года все муниципальные унитарные и государственные унитарные предприятия должны будут пройти . Эти нововведения ввели новые поправки в Законах № 223-ФЗ и № 44-ФЗ.

Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Аннотация. В статье рассмотрены обстоятельства и причины перехода ГУП и МУП на Федеральный закон № от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подробно приведена инструкция с пояснениями по осуществлению перехода, а также выявлены проблемы, связанные с этим переходом и возможные последствия, к которым могут привести принятые изменения.

С 1 января 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №321-ФЗ от 03.07.2016 , вносящий изменения в Федеральный закон № от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и в Федеральный закон №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» . С 1 января 2017 года унитарные предприятия, которые ранее закупали товары (работы, услуги) по правилам государственно-корпоративных закупок, переходят на закупки по правилам контрактной системы. В силу Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию . В качестве основной цели принятия решения о переходе на контрактную систему преследуется повышение прозрачности и открытости процедуры проведения закупок унитарными предприятиями, пресечение неконкурентных действий субъектов закупочной деятельности . Обусловленность принятия поправок в заключается в следующем: ввиду отсутствия четкого контроля процедур закупок, позволяет отдельным юридическим лицам, в том числе унитарным предприятия устанавливать гибкую систему закупок с помощью различных способов, маскируя закупки у единственного поставщика.

Исходя из этого, основной причиной для принятия данного решения является повышение эффективности расходования бюджетных средств и повышение уровня конкуренции при осуществлении закупок. В связи с принятием Закона №321-ФЗ унитарным предприятиям до 31.12.2016 необходимо провести серьезные подготовительные мероприятия к переходу на применение Закона № . Для этого необходимо выполнить ряд требований: 1. Сформировать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона № . Создание контрактной службы и контрактного управляющего зависит от совокупного годового объема закупок. В случае если данный показатель составляет свыше 100 млн. руб., то необходимо создать контрактную службу. Если же этот показатель менее 100 млн. руб., то заказчик на свое усмотрение может либо создать контрактную службу, либо назначить контрактного управляющего. Как указано в приказе Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 в контрактной службе должно быть не менее двух человек . Создавать отдельное структурное подразделение не обязательно, достаточно включить в контрактную службу сотрудников заказчика

без образования структурного подразделения. Кроме того, отсутствует и обязанность по включению в штатное расписание новой должности, однако следует внести изменения в должностные инструкции работников в связи с увеличением обязанностей . Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения подготовленного Минэкономразвития (утверждено приказом Министерства экономического развития РФ от 29.10.2013 №631) .

Таким образом, на основании предложенного типового положения Заказчику необходимо утвердить и принять положение на предприятии. Помимо всего вышесказанного и к работникам контрактной службы применяются определенные требования. С 1 июля 2016 года в отношении специалистов контрактной службы обязательно применение профстандартов. Указанное требование заключается в том, что работники контрактной службы (контрактный управляющий) должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок . Дополнительное профессиональное образование осуществляется путем программ повышения квалификации и программ профессиональной подготовки. Кроме того, образовательное учреждение должно иметь лицензию на обучение по соответствующей программе обучения, а учебная программа отвечать требованиям профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» . Дополнительное образование допускается проходить не разовым семинаром, а прохождением курса повышения квалификации продолжительностью не менее 108 часов (для руководителей организаций минимальная продолжительность установлена в размере 40 часов) с получением соответствующих документов о повышении квалификации . Кроме того, необходимо создать комиссию по осуществлению закупок (не менее 5 человек). В составе комиссии могут быть только лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок. 2. Пройти перерегистрацию в единой информационной системе (ЕИС) в качестве заказчика в соответствии с требованиями Закона № с оформлением электронной подписи (ЭП) . Данное требование необходимо для проведения закупок по Закону № , так как существует различие в ЭП для работы в качестве заказчика по и по 223-ФЗ. Для регистрации Федеральным казначейством на официальном сайте размещаются формы заявок. По завершению регистрации учреждению будет присвоен идентификационный код, состоящий из 22 разрядов. 3. Подготовить, утвердить и разместить план закупок и план-график. В отличие от планирования закупок по 223-ФЗ, по установлены свои требования к составу документов, срокам и правилам ведения их. Обязанности по планированию возложены на контрактные службы (контрактных управляющих).

При этом при составлении плана-графика в соответствии с необходимо обоснование закупок. Кроме основных пунктов алгоритма по переходу на контрактную систему закупок учреждениям также необходимо разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для эффективной работы (приказы о создании комиссий и назначении ответственных лиц, основные положения, порядок работы комиссий и контрактных служб, проекты контрактов и иную типовую документацию). Из данного закона также существуют и исключения, которые позволят унитарным предприятиям производить закупки в соответствии с 223-ФЗ. Исключение составят закупки за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, субсидий, предоставляемых на конкурсной основе, а также закупки, осуществляемых в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора других лиц для выполнения предусмотренных контрактом обязательств. Переход унитарных предприятий на повлечет за собой значительное увеличение материальных затрат как на этапе подготовки к переходу на (на повышение квалификации, привлечение специализированных сотрудников, затраты на перерегистрацию и получение ключа ЭП и др.), так и в процессе осуществления деятельности по организации закупок; увеличение трудозатрат, а также необходимого количества времени для осуществления указанных процедур. Помимо этого, ужесточение правил приведет к большому количеству штрафов для унитарных предприятий, что также будет негативно сказываться на их деятельности . Указанные поправки вносят жесткий правовой режим в осуществление унитарными предприятиями коммерческой деятельности, основной целью которых является извлечение прибыли.

Унитарные предприятия, действуя в рамках , тратят собственные средства, что ужесточает их положение по сравнению с бюджетными учреждениями. Последствия перехода унитарных предприятий на : - массовые банкротства унитарных предприятий с последующей ликвидацией; - преобразования унитарных предприятий в учреждения или хозяйственные общества. Таким образом, при принятии поправок в унитарным предприятиям следует определиться с выбором дальнейшей стратегии, а именно поэтапно подготовиться к осуществлению перехода на , либо начать процедуру преобразования предприятия (в случае если предприятие не сможет осуществлять в дальнейшем коммерческую деятельность, а именно получать прибыль), чтобы избежать дальнейшего банкротства. Необходимо также учитывать, как отразится данное нововведение на системе государственных и муниципальных закупок не только Российской Федерации в целом, но и отдельных регионов в частности. Регионам предстоит определиться со степенью централизации для новых субъектов закупочной деятельности . Принятие Закона №321-ФЗ, вносящего изменения в , призвано полностью перекрыть коррупционерам источник расходования бюджетных средств, однако данные мероприятия могут привести к многочисленным негативным последствиям в отношении унитарных предприятий.

Список используемых источников:

1. Письмо Минэкономразвития России от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128 «О назначении контрактного управляющего» // СПС Гарант. 2. Письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК553/06 от 12.03.2015 «Направлении методических рекомендаций» // СПС Гарант. 3. Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 №631 (ред. от 26.05.2014) «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2013 № 30456) // СПС Гарант. 4. Приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.10.2015 №39210) // СПС Гарант. 5. Приказ Казначейства России от 30.12.2015 №27н «Об утверждении Порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и признании утратившим силу приказа Федерального казначейства от 25 марта 2014 г. №4н» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2016 №42139) // СПС Гарант. 6. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СПС Гарант. 7. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС Гарант. 8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). 9. Федеральный закон от 05.04.2013 № (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // СПС Гарант. 10. Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» // СПС Гарант. 11. Немцова Н.В. Оптимизация модели государственных закупок Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения. Материалы международной научнопрактической конференции. - 2016. - С.158-160. 12. Немцова Н.В. Особенности организации и правового обеспечения закупок для государственных и муниципальных нужд Омской области // Актуальные вопросы развития экономики Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С.255-259. 13. Немцова Н.В. Проблемы повышения эффективности государственных расходов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд Омской области // Двадцать вторые апрельские экономические чтения. Материалы международной научно-практической конференции. - 2016. - С.160-164. 14. Немцова Н.В. Характеристика и оценка эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд Омской области // Актуальные вопросы развития экономики. Материалы международной научно-практической конференции. - 2015. - С.341-347. 15. Немцова Н.В., Ионина М.Б., Филина Н.В. Проблемные аспекты управления предприятием в условиях реформирования в сфере государственных закупок и международных санкций // Молодёжь Сибири науке России. Материалы международной научнопрактической конференции. - 2016. - С.262-264. 16. Немцова Н.В., Хорошавин А.А. Развитие системы управления государственным заказом в Российской Федерации: монография. - Омск: Изд-во ОмГАУ, 2011. - 154 с.

Петелина А.С., Немцова Н.В.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись