Слова развивающие словарный запас. Как пополнить свой словарный запас

Богатейший и красивейший русский язык дает возможность людям, разговаривающим на нем, излагаться разнообразно. Точность формулировок и красивая речь зависят от словарного запаса, которым владеет человек. Чем больше слов он употребляет, тем развитым интеллектуальнее считается. Поэтому важным становится увеличение количества употребляемых слов.

По научному словарный запас носит название лексикон, означающий слова, знакомые индивиду, группе или входящие в язык. Его условно подразделяют на;

  • Активный. К первой группе относятся слова, используемые каждый день. Они входят и в письменную, и в устную речь. Признак активного лексикона - свободное употребление, не требующее дополнительного приложения усилий.
  • Пассивный. К пассивным относятся понятные слова, встречающиеся в различных источниках, но не используемые в речи, или применяемые, но крайне редко. При необходимости их применяют, но требуются усилия, чтобы вспомнить.
  • Внешний. Внешним лексиконом обозначаются неизвестные слова, относящиеся к специфическим областям знаний. Это профессиональные термины, неологизмы и прочее. Вряд ли возможно сделать четкие границы между названными группами. Они скорее шаткие и колеблются в одну или другую стороны. При взрослении и умственном развитии лексикон растет.

Так, если ребенок, идущий в первый класс, владеет двумя тысячами слов, то в последнем это количество уже дорастает пяти тысяч. Тем, кто учится и развивается дальше, словарный запас достигает 10000 слов и более. Тогда большинство из них относятся к пассивному запасу.

Эрудированные люди иногда владеют даже 50000 слов. Но, только малая часть употребляется ежедневно при общении. Остальной лексикон задействуют уже лишь с подобными ему интеллектуалами.

Упражнения для расширения словарного запаса

Следующие упражнения выполняются в письменном или устном виде.

  • Существительные. Рассказывают маленькую историю с применением одних только существительных. «День. Труд. Конец. Выход. Дверь. Ключ. Подъезд. Машина. Ключ. Зажигание» и так далее.
  • Глаголы. То же, что рассказывалось с использованием существительных, повторяется, только с глаголами.
  • Прилагательные и наречия. Затем наступает черед и других частей речи.
  • Алфавит. Придумывают связанные слова, которые последовательно начинаются с букв алфавита по порядку. «Алена беседует вечером, гуляя до ели заветной, жестикулируя и красноречиво лелея милые нежные одуванчики. Паша рядом следует, тащит удобный фонарь хромированный, часто цепляя шустрое щебетание экстравагантным юмористическим языком».
  • Монофон. Придумывают свою речь, слова которой начинаются на одну букву. Каждое из них связывают между собой, даже если смысл при этом страдает.

Непросто выполнить каждое из упражнений. Зато слова постепенно переходят из пассивного лексикона в активный и происходит его пополнение.

Приемы расширения лексикона без дополнительного времени

Развитие словарного запаса, по сути, необходимо для озвучивания своих мыслей, намерений, анализа и выводов. Умение это подкрепляется практикой и ослабляется при ее отсутствии. Поэтому, чтобы развивать свою речь, следует постоянно общаться. Рост словарного запаса обеспечивается: при изучении новых слов, которые мы слышим от собеседников; точных определений, когда слова переводятся из пассивного лексикона в активный.

  • Поэтому общаться желательно с непохожими людьми. Это друзья, соседи, сокурсники, товарищи в спортивном зале. Люди, встречающиеся в интернете на форумах и страничках социальных сетей, попутчики и продавцы тоже служат возможностью для общения и как способ расширить свою речь.
  • Другой действенный способ пополнить запас слов, на который не требуется уделять специального времени - слушание аудио книг. Это актуально, когда приходится много времени проводить в дороге, за рулем своей машины, идеально для аудиалов (для людей, лучше воспринимающих информацию на слух). В таком формате продаются разнообразные книги: и романы, и афоризмы, и философские учения. Записав на флэшку, можно теперь не скучать в пробке, а слушать увлекательный рассказ. Удобно послушать аудио книги и перед сном.

Пополнение лексикона с выделением времени

Следующие занятия помогут увеличить словарный запас.

  • Чтение. Чтение - богатейший источник информации. Книги, газеты, интернет-издания, журналы - везде находятся неисчерпаемые запасы пополнения лексикона. Желательно выделять по часу в день на это увлекательное занятие. Иногда хорошо проговаривать слова вслух.
  • Изучение иностранного языка. Не ограничивайте словарный запас знанием одного русского языка. Другие изучать также полезно. Чем больше человек обогащает свою речь, тем лучше обеспечиваются связи, и легче вызывать слова из памяти.
  • Игры. Существуют интересные увлекательные лингвистические игры: шарады, головоломки и тому подобное. Когда их угадывают, поневоле интересуются словами и смыслом.
  • Дневник. Еще одно полезное занятие - ведение дневника. Когда на курсы иностранного языка ходить невозможно, пишут для себя. Это хороший способ улучшить лексикон, так как делая записи, формулируют мысли, находящиеся в эмоциональной и побудительной сферах.
  • Запоминание. Запоминание делает возможным привнесение новых слов в активный запас. Для этого служит способ пересказывания услышанного, заучивание стихов и определений. Он является одним из самых действенных приемов усвоения новых знаний.

Для этого важно:

  • ежедневно включать новые слова в речь;
  • применять записную книжку, занося туда замысловатые высказывания, слова, фразы с умными выражениями;
  • изучать суть новых слов, добавляя прием визуализации;
  • запоминать наизусть стихи, цитаты, поговорки и прочее.

Чтобы улучшить лексикон, необходимы осознанные действия. Для достижения красивой речи необходимы постоянные тренировки. Игнорирование новых слов не даст шанс им попасть в активный или пассивный словарный запас. Получается, что тем, кто хочет расширить запас слов и обогатить свой язык, следует предпринимать для этого регулярные волевые усилия.

Пополняем словарный запас

1. Либрокубикуларист - человек, который читает в постели.
2. Мамихлапинатапаи - взгляд между двумя, когда каждый надеется, что другой выполнит то, чего оба хотят, но не могут решиться сделать.
3. Филигизгимничать - вести себя странно, необычно
4. Листомания - потребность слушать музыку всё время. Является болезнью
5. Псевдоменос - аргумент, который ставит собеседника в позицию, когда тот вынужден лгать.
7. Селфи - снимок самого себя, сделанный самолично на мобильный телефон или фотокамеру, что называется, с руки.
8. Квинтэссенция - основа, самая суть чего-либо.
9. Глоссофобия - боязнь публичных выступлений.
10. Экивоки - двусмысленные намеки, увертки.
11. Девиант - человек, не соответствующий норме.
12. Катарсис - изменение сознания через сильные переживания.
13. Атара́ксия - душевное спокойствие, невозмутимость, безмятежность, мудрость.
14. Депривация - ощущение недостаточности удовлетворения своих потребностей.
15. Амок - внезапно возникающее буйное психическое расстройство.
16. Фрустрация - период полного разочарования в жизни.
17. Палинфразия - патологически частое повторение определенных слов или фраз в речи (например, «блин», «как бы», «на самом деле»).
18. Антимония - болтовня, пустые разговоры (разводить антимонии).
19. Гаптофобия - боязнь прикосновений других людей.
20. Моджо — изначально африканский магический амулет (оберег) на счастье и удачу, в современных культурах слово стало обозначать позитивное состояние, что-то типа обаятельной харизмы, которую, кстати, можно и утратить.
21. Фети́ш - объект слепого неосознанного поклонения.
22. Дистиния - подавленное, тоскливое настроение.
23. Гештальт - форма или образ, как некие целостные образования и первооснова психики.
24. Фрик - человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов.
25. Цугцванг - вынужденный ход в шахматной партии, ухудшающий положение игрока, сделавшего его. В широком смысле: ситуация, при которой любые действия только ухудшают положение дел.
26. Текстроверт - тот, кому легче рассказать о своих чувствах в смс-ке, чем вживую.
27. Сентенция - нравоучение.
28. Зарф - обертка (шарф) с внешней стороны пластиковой чашки кофе. Создана для того, чтобы не обжечься.
29. Глабель — это обозначение участка на лице человека, расположенного между бровями.
30. Вагитус - крик новорожденного ребенка.
31. Сноллигостер - человек руководствующийся личной выгодой, а не должностными обязанностями и общечеловеческими принципами.
32. Раскета - полоса (складка) на внутренней стороне запястья.
33. Тренчик - кожаная петля на ремне, которая держит свободный кончик застегнутого ремня
34. Карколепсия - состояние, когда человек немедленно засыпает, как только транспорт приходит в движение
35. Нёрдл - рекомендуемое количество зубной пасты для одной чистки
36. Мисофония - неконтролируемая ярость в отношении человека, который громко ест или даже дышит во время трапезы с вами
37. Чанкинг - сознательный или бессознательный плевок едой.
38. Петрикор — запах земли после дождя.
39. Эглет — металлический или пластиковый наконечник шнурка, облегчающий вдевание шнурков.
40. Лунула — полумесяц у основания ногтя.
41. Тропинка желания — дорога, созданная естественным путем, просто потому, что она самая короткая или удобная.
42. Натиформа — природные образования, обычно деревья, скалы, камни, которые напоминают женские формы.
43. Мондегрин — непонятные слова в песнях.
44. Фосфены — пятна света, которые вы видите, когда закрываете глаза и давите пальцами на глазные яблоки.
45. Колливубл — урчание в животе от голода.
46. Пунт — нижняя часть бутылки вина.
47. Феррул — металлическая часть на конце карандаша со стеркой.
48. Лемниската — знак бесконечности.
49. Дисания — это состояние, при котором тяжело с утра встать с постели.
50. Парестезия — чувство покалывания, онемения и мурашек в конечностях.
51. Интерробанг — когда вы используете вопросительный и восклицательный знаки одновременно.
52. Дефенестрация — акт выбрасывания кого-либо из окна.
53. Фильтрум — вертикальное углубление между перегородкой носа и верхней губой.
54. Сумеречные лучи — лучи солнечного света, которые проходят через промежутки в облаках.
55. Флоэмы — вот такие длинные волокна на кожуре от банана.
56. Таблица Снеллена — таблица, применяемая для проверки остроты зрения.
57. Семантическое насыщение — ситуация, когда человек говорит что-то настолько долго, что слушатель начинает воспринимать речь как повторяющиеся бессмысленные звуки.
58. Идеолокатор — стрелка, обозначающая ваше текущее положение на карте.
59. Гинекомастия — увеличение груди у мужчин.
60. Обелус — знак деления.
61. Фриссон — озноб во время прослушивания музыки, которая Вам нравится.
62. Копролали́я — болезненное, иногда непреодолимое импульсивное влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода.
63. Мамихлапинатапай (mamihlapinatapei) — слово из яганского языка племени яганов (Огненная Земля), указано в книге рекордов Гиннесса в качестве «наиболее ёмкого слова» и считается одним из самых трудных для перевода слов. Оно означает «Взгляд между двумя людьми, в котором выражается желание каждого, что другой станет инициатором того, чего хотят оба, но ни один не хочет быть первым»
64. Энантиосемия — это термин для обозначения ситуации, когда одно слово имеет два противоположных значения. Например, во фразе «прослушать лекцию» глагол «прослушать» можно понять как «воспринять», так и «отвлечься и не услышать». Существует и межъязыковая энантиосемия, которая довольно часто проявляется в славянских языках. Польское uroda означает «красота», woń — «запах, аромат», zapominać — «забывать»; в переводе с чешского čerstvý значит «свежий», potraviny — «продукты», ovoce — «фрукты», pozor! — «внимание!», úžasný — «восхитительный»; сербское «вредност» переводится как «ценность», а «понос» — «гордость».

Различают три вида словарного запаса: активный, пассивный и внешний.

Активный словарный запас – это тот набор слов, которым вы пользуетесь регулярно, каждый день. Вы общаетесь с коллегами, друзьями, родственниками и всеми остальными. Это слова, которые сами по себе подбираются в ситуации, и вы особо не напрягаетесь. Эти слова простые, вы слышите и употребляете их достаточно часто.

Пассивный словарный запас – это совокупность всех слов, которые вы знаете и услышав можете истолковать значение. Этих слов очень много, в разы больше тех, что вы ежедневно используете. Но для того, чтобы вспомнить одно из таких слов вам нужно немного напрячь свой мозг.

И третий – внешний словарный запас – слова которые вам непонятны. Термины, значения которых вам тяжело объяснить. Возможно, это слова из определенной области, отрасли. Слова, которые знает маленький круг людей, узкие специализации и т.д.

По мере нашего взросления словарный запас увеличивается. Мы обучаемся в школе, потом в институте и узнаем все больше новых слов. Поэтому четких границ между тремя словарными запасами провести нельзя. Чаще всего слова из одного переходят в другой. Из пассивного в активный, из внешнего в пассивный и т.д.

Развитие активного словарного запаса

Первый способ – общение. Каждый день мы общаемся с людьми, как устно, так и письменно тем самым пополняя свой словарный запас. Конечно, если ваш круг общения ограничивается определенным количеством людей, то много новых слов вы вряд ли узнаете. Поэтому стоит не упускать любой шанс пообщаться с новым человеком. Нужно знакомиться и общаться с людьми разных областей и отраслей. Например, в магазине можно побеседовать с продавцом, в спортзале с тренером, если ездите на общественном транспорте можно завести диалог с понравившемся вам попутчиком. Также, общение на форумах, в социальных сетях способствует увеличению словарного запаса. Естественно качество слов зависит от тех тем, на которые вы общаетесь и от людей, с которыми происходит общение.

Второй способ, конечно же, чтение книг. Помимо книг полезно читать газеты, объявления, журналы. В зависимости от того, в какой отрасли или сфере вы хотели бы увеличить свой запас слов выбирайте жанр книг. Читайте каждый день, уделяя этому минимум час. Полезно читать вслух, проговаривать слова, так вы будете лучше запоминать их. Также, на помощь всегда придут различного рода словари.

Третий способ – запоминание. Разучивайте стихотворения, песни – этот способ используют, начиная со школы. Он очень хорошо помогает. Читайте тексты и пересказывайте, стараясь как можно точнее передать смысл и сохранить манеру изложения.

Пятый способ – начните вести дневник. Записывайте события, произошедшие за день. Это малодейственный метод, но всё же вам придется поразмышлять, подобрать слова, которые точнее подходят к описанию событий, учитывая ваши чувства и эмоции на тот момент. Таким образом вам скорее всего потребуются какие-нибудь слова из пассивного словарного запаса.

Ко всему выше сказанному можно добавить изучение различных языков, решение головоломок, разгадывание кроссвордов, шарад и всего прочего. Почитайте пособия по ораторскому мастерству, выполняйте приведенные там задания.

Если вы решили заняться развитием вашей речи, вы должны тренировать ее регулярно, забросив, вы вернетесь к прежнему положению дел. Это все равно, что тренировать тело, забросив тренировки, постепенно оно начнет терять свою форму. Не пропускайте незнакомые слова, выясняйте их значение, запоминайте, записывайте, переспрашивайте. Регулярные усилия непременно дадут результаты и уже никто не сможет сказать о том, что у вас скудный словарный запас.

Часто задают вопрос, как увеличить словарный запас? Как увеличить запас слов? В чем дело? Почему слова заканчиваются?

Ниже по тексту будет подробно изложено, что нужно сделать, чтобы увеличить словарный запас слов .

Сначала предыстория, а потом – как увеличить словарный запас разговорных слов

Как увеличить словарный запас?

Ко мне привели девочку старших классов, чтобы я научил ее хорошо выступать. Родители настаивали, чтобы я обучал ее индивидуально, а не в группе, оплатив стоимость недешевого обучения.

Словарный запас (разговорный) у девочки был почти нулевой.

Зато присутствовали “Э…” “Типа…”, “Вобщем…”, “Вы поняли…”, “Короче…”. Этими словами она оперировала легко и непринужденно: “Слушайте прикол…”, “Щас расскажу…”.

Я достаю сборник притч. Выбираю самую короткую. Прошу пересказать своими словами.

И вот тут у меня случился культурный шок.

Девочка запомнила все слова до середины притчи. И выпалила их пулеметом. Один в один к тексту. Потом запнулась, забыла какое-то слово. И потянулась к листику подглядеть.

Я забираю листик: “Теперь – своими словами”.

Она так и не смогла до конца рассказать самую простую притчу из сборника . Не было запаса слов? (Запас слов был, ведь она эти слова только что прочитала.)


Какую книгу прочитать, чтобы увеличить словарный запас слов?

Даю следующую притчу. Задание то же: пересказать своими словами. Но притча была побольше. “Оперативная память” девочки перегрузилась. Она не смогла рассказать и до середины. Замолчала. Так и смогла подобрать нужные слова, чтобы закончить свой рассказ.

И стало понятно, с чем придется работать в первую очередь. Не с жестами и не с паузами. А научить старшеклассницу говорить своими словами , а не запоминать слова из текста.

По сути – НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОВОРИТЬ.

Обогатить не столько словарный запас, сколько “разговорный словарный запас”.

Кстати, надо отметить, девочка не глупая, в школе училась хорошо.

Для эксперимента дал задание написать притчу, которую она прочитала, но не смогла рассказать. Ученица справилась с заданием быстро, за несколько минут. Причем написала почти дословно. Значит – проблема с разговорной речью. (Не с речью проблема, и не словарным запасом, проблема – с РАЗГОВОРНОЙ РЕЧЬЮ)

Мы начали работать. После сотни притч… моя ученица с легкостью начала пересказывать любые притчи. И другие, даже сложные, тексты. Она начала легко философствовать на “свободные темы”. Слова “Э…”, “Типа…” стали не нужны, чтобы изъясняться. Они исчезли.

Прошло время. Девочка поступила в институт и прислала мне благодарственное письмо, что здесь она лучше всех выступает на семинарах.

А теперь перейдем к нашей теме:

Как увеличить словарный запас?

У меня даже спрашивают, а какие книги почитать, чтобы увеличить словарный запас?

Первое. Обратите внимание на то, что мы, сами-то, пользуемся небольшим набором слов . Для передачи и объяснения информации в обычной жизни нам много слов не надо. И поэтому мы сами не все слова говорим.

И к тому же, не говорим все комбинации слов.

Мы обходимся небольшим набором фраз, необходимых для повседневного общения.

Из которых большая часть перепадает на невербальную речь (жесты, мимика, интонации).

Уважаемый читатель!
Кликните, пожалуйста, рекламу от Гугл, в знак благодарности за бесплатные материалы на сайте. Большое Вам спасибо!

Как пополнить словарный запас. Второе.

Чтобы обогатить набор фраз необходимо их говорить (а вот тут не обязательно вслух, можно в письменной речи, можно в мыслях, внутреннем диалоге).

ЧТОБЫ СРАЗУ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ НУЖНЫЕ СЛОВА – ИМИ НЕОБХОДИМО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.

То есть часто говорить. Часто вспоминать. Пользоваться.

Одним из способов улучшения качества речи является – письменная речь (это не единственный способ )

То есть: писать письма, общаться в чатах, отвечать на вопросы, что-то объяснять, доказывать. И так далее. Так можно пополнить словарный запас.


Полезно развивать письменную речь. Но не пересказывать, а придумывать собственные размышления. Это хорошо проверяет и развивает словарный запас.

И чем больше будет новых, незнакомых тем (и слов) для письменного общения – тем лучше!

При этом полезно писать красиво и, самое главное, писать разговорной речью .

Так, как говорите именно Вы.

Думать, и сразу же писать. Прямо по ходу мысли.

Вот, как я сейчас это делаю.

И это не только мое мнение, это мнение многих специалистов.

Все, что вы таким образом придумаете и запишите – это уже готовые ваши мысли, готовые фразы.

Так расширяется наша возможность подыскивать нужные слова. Этот навык передастся и в обычную речь, ведь процесс тот же самый.

Но когда вы пишете – вас никто не гонит в шею, можно действительно подыскивать нужное слово некоторое время, не волнуясь. И в письменной речи, ну ни как, слово не заменишь жестом или мимикой.

Уважаемый читатель!
Сделайте клик, пожалуйста, на этой рекламе, в знак благодарности за полезные материалы на сайте. Спасибо!

Письменная речь не заменит устную!

Еще раз, чтобы запомнить навсегда:

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ НЕ ЗАМЕНИТ УСТНУЮ РЕЧЬ

Наш словарный запас небольшой, и его нужно увеличивать – разговаривая!

Пусть даже вы не оратор. И не собираетесь становиться оратором. Необходимо развивать разговорную речь!

Полезно пересказывать интересные истории, найденные в Интернете. А ведь их там – множество. И не обязательно искать супер-необычную новость. Для обучения подойдут самые разные истории, которые вам попались на глаза, и от которых у вас улучшилось настроение.

Вот, видео, хороший пример:

Да. Полезно читать книги!

Почему? Кроме чтения книг, фактически, не чем пополнять словарный запас. Речь людей, которые нас окружают, очень и очень бедна новыми словами. Куда беднее, чем хорошо написанный текст в книге.

Фильмы тоже не имеют большого разнообразия слов, тем более голливудские, в переводе на русский язык лишь пассив.

Чтобы использовать новые слова – их полезно сначала прочитать из книги. Но этого мало. Их нужно использовать в разговорной речи. Использовать! Чтобы прочитанные слова стали разговорными словами. Богатая речь – это разнообразие используемых слов.

Важно переводить слова из пассивного запаса в активный!

Прочитанные слова – это лишь пассивный запас слов.

Все это касается, как взрослых, так и детей. Вот выступление девочки с притчей.

Хорошее действенное практическое упражнение, как увеличить словарный запас.

Расскажите друзьям об просмотренном фильме (или прочитанной книге). Детально, с эмоциями.

Если у вас это получилось легко, и о фильме вы рассказывали больше 20 минут – значит, у вас есть словарный запас. Если вы смогли сказать лишь в общих чертах, используя слова из рекламного ролика, значит – вам нужно учиться рассказывать вслух. Не обязательно для этого становиться оратором.

Лучше всего, начните с описания фильмов или прочитанных книг.

Поставьте себе задание – каждый просмотренный фильм пересказывать друзьям вслух, детально, с эмоциями… Чтобы это был чудесный рассказ, а не констатация фактов и перечисление сцен из фильма. Это лучший способ создать, пополнить, и развить словарный запас.

Книги пересказывайте, и не только впечатления, а весь сюжет.

Видео-пример пересказа книги

Что еще полезно?

Как бы вам ни хотелось поскорее начать рассказывать всё подряд, полезно научиться говорить без и мусорных слов.
Лучше сразу следить за этим, чем потом переучиваться.

Привычка пользоваться мусорными словами вместо полезных слов может превратиться в проблему.

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Жесты

Жесты – тоже речь. Невербальная речь. Жестам нужно также обучаться, как и умению говорить.

И полезно посмотреть видео:

Так какую же книгу прочитать, чтобы увеличить запас слов?

Каждый человек, закончивший среднюю школу уже прочитал все возможные слова в учебниках. По нескольку раз. И вы думаете, эти школьники используют все прочитанные слова? Нет. Используют только те слова, которые начали употреблять в своей речи. Так что пересказывайте книги чаще, чем их читаете. А книгу можно взять почти любую. В каждой хорошей книге используется более 3 тысяч уникальных слов. Разве этого мало?

Я сделал несколько хороших сборников для пересказа, там найдете и хорошие истории и чудесные притчи:

А для того, чтобы хорошо выступать, прочитайте эти книги:

Итого:

Чтобы иметь богатый словарный запас слов.

1. Мало прочитать слова – их нужно использовать. Переводите “прочитанные слова” в “слова, используемые в речи” . Проговаривайте эти слова в своей речи и во внутреннем диалоге.

2. Пишите письма, статьи, используя новые слова . Накапливайте пассивный словарный запас, читая книги.

3. Делайте “домашние заготовки”. Проговаривайте свои речи вслух перед выступлениями. Перед важными разговорами.

4. Рассказывайте, пересказывайте притчи, истории, новости, книги своим друзьям. Расскажите о прочитанной книге или просмотренном фильме . Так будете увеличивать активный словарный запас.

5. И, конечно же, необходимо освоить техники выступления с подготовленной речью, и техники выступления экспромтом (не просто об этом прочитать, но и овладеть)

ТОГДА В НУЖНЫЙ МОМЕНТ ВАМ СХОДУ ПРИДУТ В ГОЛОВУ НЕОБХОДИМЫЕ СЛОВА, И ВАМ ВСЕГДА БУДЕТ ЧТО СКАЗАТЬ.

Успехов Вам!

Уважаемый читатель! Мне приятно, что вы зашли на мой сайт и читаете страницы моей книги. Эта книга постоянно обновляется и пополняется новыми страницами. Читайте дальше. Заходите еще! 🙂

КАК УВЕЛИЧИТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС


Как вы думаете, сколько всего слов в русском языке? Предполагаю, что точного ответа не знает никто. Даже специалисты способны назвать только порядок, но не точное число. Как утверждают некоторые из них - около пятисот тысяч слов (тут напрашиваются три восклицательных знака).

Некоторые иностранцы - философы и писатели, которые хорошо владели нашим языком - утверждали, что русский язык - один из самых выразительных среди европейских языков. "Русский язык, насколько я могу судить о нем, является богатейшим из всех европейских наречий и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью, соединенный с ясностью, он довольствуется одним словом для передачи мысли, когда другому языку потребовались бы для этого целые фразы" - заметил Проспер Мериме. Если русский язык самый выразительный в Европе, то вполне возможно, что и во всем мире тоже.

Можно сказать, что нам повезло в том, что мы с рождения получили в своё распоряжение такое мощное выразительное средство, как русский язык. Мы можем быть довольны тем, что имеем возможность описывать свои мысли более точно, чем прочие иностранцы.

Однако, друзья, даже если бы мы с вами имели в своем лексиконе все полмиллиона слов нашего великого и могучего языка, и даже если бы мы при этом могли манипулировать ими с необычайной легкость, то даже в этом случае мы не смогли бы адекватно отразить свои мысли в своей речи. Почему? Потому что мысль первична, а язык вторичен. Мысль может иметь миллионы оттенков, а при помощи языка можно передать лишь некоторые из них. За одну секунду можно подумать о том, что требует многоминутного изложения. Поэтому, каким бы богатейшим не был язык, он не в состоянии полностью отразить все тонкости человеческого мышления.

А если учесть, что у среднестатистического гражданина в запасе не пятьсот тысяч, а, по оценкам некоторых счетоводов - примерно три тысячи слов, то можно увидеть всю ограниченность его выразительных возможностей. Чем больше слов мы будем иметь в запасе, тем более точно и легко сможем выражать свои мысли в речи.

Как вы понимаете, словарный запас каждого из нас делится на пассивный (слова, которые мы знаем, но не употребляем) и активный (слова, которые мы используем в разговорной речи). Причем пассивный словарный запас на порядок превышает активный.

Наш активный словарный запас весьма подвижен - с одной стороны он растет, а с другой - потихоньку тает. Если человек долго сидел в одиночной камере и при этом ни с кем не общался, то после выхода на свободу он обнаружит, что во время разговора он стал активнее двигать руками, т.к. развившаяся косноязычность заставляет его вставлять дополнительные жесты вместо забытых слов. Если вы изучали иностранный язык, то могли заметить, что если язык не практиковать, то он быстро забывается. Поэтому, для увеличения словарного запаса необходимо не только ускорить поступление новых, но и замедлить процесс забывания уже имеющихся в запасе слов (под забыванием имеется в виду не пропадание слов из памяти навсегда, а переход из актива в пассив).

Рост нашего словарного запаса происходит всю жизнь со средней скоростью - одно слово в неделю. Не очень быстро. Как ускорить этот медленный процесс?

Некоторые методы увеличения активного словарного запаса:

    Общение (во время разговора каждый его участник пополняет свой словарный запас из арсенала собеседника - происходит словообмен между ними);

Вы понимаете, что лишнего словарного запаса не бывает.

Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в интернете - гиперссылка) и на автора