Продление иностранных водительских удостоверений. Закон об иностранных водительских удостоверениях – с какими правами ездить на территории России. Наказание за нарушение закона

Пункт 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения»:

«Не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами».

Если у вас фирма по перевозке грузов или пассажиров, то сажать за руль водителя с иностранными правами уже нельзя. Но если у вашей конторы есть автомобили, но никакой коммерческой деятельности, связанной с перевозками, вы не осуществляете, а трудовая деятельность иностранца никак не связана с управлением транспортом, то требования этой статьи вас волновать не должны. Здесь водителю главное знать, что его родное водительское удостоверение должно соответствовать требованиям международных конвенций.

Как указано в том же законе «О безопасности дорожного движения», национальные права, выданные в иностранном государстве и не соответствующие международным конвенциям, считаются действительными при наличии нотариального перевода. Или при предъявлении обычного удостоверения вместе с международными правами.

А что же грозит водителям-иностранцам, которые продолжают работать по старинке, со своим родным водительским удостоверением?

Так как законодательно водителям-профессионалам управлять транспортом с заграничными правами запрещено, такое деяние приравнивается к управлению без прав. Наказание за это достаточно суровое - штраф от 5 до 15 тысяч рублей (часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ), да еще и машину могут на штрафстоянку забрать. А для должностных лиц организаций, на чьих машинах разъезжает нелегал, предусмотрен штраф в 50 тысяч рублей.

Для чего же ввели такие жесткие требования?

Идея вроде бы благая. Те фирмы, которые занимаются перевозками пассажиров и грузов, а также службы такси, дабы сэкономить на квалифицированных водителях, повсеместно начали набирать себе иностранцев из стран ближнего зарубежья. По мнению Романа Круглова, председателя межрегионального транспортного профсоюза, сам по себе закон хороший. Наемные работники из ближнего зарубежья составляют серьезную конкуренцию местным водителям.

«Мигранты не возмущаются низкой оплатой труда, готовы работать практически на рабских условиях. Они не устраивают забастовок, так как работодатель может отозвать патент, и тогда человек не сможет работать в России, - поясняет Круглов. - Человек, не знающий ПДД РФ, не должен перевозить пассажиров. Более того, бо льшая часть мигрантов водительское удостоверение попросту купили у себя на родине. В итоге страдает безопасность перевозок».

«В Москве можно легко купить натуральные киргизские права! - уверяет Станислав Швагерус, председатель общественного движения TAXI 2018. - Цена вопроса - 200 долларов».

Вот и законодатели ссылаются на то, что такие водители, как правило, с низкой квалификацией и отсутствием профессиональных навыков. Однако какой бы то ни было статистики по этому вопросу все же нет. У данного ограничения, скорее всего, экономическая подоплека. К слову, сам закон, запрещающий найм водителей с иностранными правами, появился еще в 2013 году. Но срок вступления поправок постоянно переносился. Причин тому было множество.

По словам Станислава Швагеруса, несколько раз поправки переносились из-за Крыма, где водителям нужно было время для обмена украинских прав на российские. Кроме этого, за четыре года, пока законопроект пылился в Госдуме, никто не озаботился подготовкой материальной базы для обмена удостоверений.

Судите сами, чтобы получить российские права, иностранцу нужно сдать теоретические и практические экзамены. А так как большинство водителей работают по грузовым категориям, нужны хотя бы площадки, где можно подтвердить свои навыки в управлении фурой, к примеру. Необходимые условия попросту отсутствуют. Если верить данным комитета Госдумы по транспорту, сегодня более 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены или сдавать экзамены в ГИБДД, или потерять работу.

Но потеряют ли? И будут ли получать российские права мигранты?

Депутаты постоянно говорили об отсрочке вступления в силу этих поправок. Поэтому ни перевозчики, ни сами иностранные водители ничего не предпринимали. Все ожидали, что решение вопроса будет отложено еще на год. Но этого не произошло. Поэтому сейчас все грузопассажирские перевозки, по сути, перешли на полулегальное положение. В такси, к слову, где рынок держат агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber и проч.), особых проблем не возникает и сейчас. Сами таксисты подтверждают, ничего у них в работе ровным счетом не изменилось.

Так, водитель такси Акопян А. рассказал, что вопрос безопасности в реальности никого не волнует. Тем, кто работает с агрегаторами, главное - выполнить как можно больше заказов. Тарифов единых нет, цены постоянно падают, и заработать становится невозможно.

«Ну даже если вместо гастарбайтеров придут трактористы из русской глубинки, что, на дорогах станет лучше?» - недоумевает водитель такси.

Соглашается с этим и Евгений Б., столичный таксист с многолетним стажем.

«В такси ровным счетом ничего не изменится. Придет Ваня из дальнего региона (уже пришел), где наличных денег не видит никто, а агрегаторы как беспределили, так и будут продолжать заниматься демпингом цен», - сокрушается Евгений.

Кстати, среди таксистов ходят слухи о том, что на рынке уже появилось предложение о продаже «российских» прав. И цена небольшая. Всего-то 12 000 рублей. Правда, точка продажи настораживает - район Казанского вокзала.

Мне кажется, что в такси вообще решили не обращать внимания на новый закон. Даже стали всем водителям рассылать специальные указания, дабы иностранцы не прекращали работу.

«Там как передавали заказы иностранцам, так и передают, - уверяет Швагерус. - А Яндекс даже отключил проверку водительских удостоверений системой».

Несмотря на то, что нормальные таксисты нововведению рады, нелегалы продолжают спокойно работать.

«Они (нелегалы) попросту сняли шашки и продолжают выполнять заказы в яндексах и уберах!» - жалуется Евгений Грэк, координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал».

Причем такая же ситуация с грузовиками и автобусами, поясняет Грэк. Сейчас активно заработали схемы по продаже поддельных и настоящих документов. В любом случае все желающие к осени прикупят нужные водительские удостоверения.

Так что же изменится, даже если закон заработает?

Очевидно, что в этом случае те водители-иностранцы, у кого нет проблем с подтверждением своих навыков, спокойно продолжат работу. Рынок избавится от тех, кто купил у себя на родине права, и от тех, у кого есть проблемы с законом. А значит, местные жители получат шанс устроиться на работу, которая раньше отдавалась низкооплачиваемым нелегалам. Но все это при условии, что закон реально заработает. А предпосылок для этого пока нет.

С 1 июня 2017 года иностранные водители, работающие на автотранспорте (на автобусах, грузовых автомобилях, в такси) будут отстранены от работы и не будут иметь права заниматься перевозками согласно ФЗ от 7 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в том случае, если эти иностранные профессиональные не получат российские водительские права, заменив тем самым свои национальные водительские удостоверения.

И так, с 1 июня этого года вступает пункт федерального закона, который запрещает управление автотранспортом иностранными водителями с иностранными правами при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, которая непосредственно связана с управлением ТС.

В итоге, те иностранные водители, которые управляют автомобилем с целью предпринимательской деятельности или работают в сфере оказания транспортных услуг будут обязаны получать российские права, пройдя специальную процедуру, которая прописана в законе.

Но прежде чем мы перейдем к обсуждению процедуры замены прав иностранными водителями, стоит сказать пару слов по поводу постоянных отсрочек данного закона.

Проект закона долгое время мариновался в высоких кабинетах, хотя должен был вступить в силу еще четыре года назад, в 2013 году. Однако по ряду обстоятельств принятие постоянно откладывалось. Одним из самых серьезных препятствий стало отсутствие материально-технической базы в экзаменационных подразделениях, в которые для замены прав обращались работодатели у которых работали водители из стран ближайшего зарубежья и сами иностранные водители.

Очередной документ, который должен был перенести принятие закона был предложен в апреле этого года и даже прошел первое чтение. Согласно тексту документа, иностранные водители обязаны были бы получить водительские права , однако, такой отсрочки водителям- мигрантам решено было не давать.

Таким образом профессиональные водители с национальными правами с 1 июня 2017 года окажутся вне закона. Согласно вводимым правилам, иностранные водители будут ОБЯЗАНЫ получить российское водительское удостоверение, иначе у них не будет права работать в России на транспорте.

Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере пятидесяти тысяч рублей , говорится в документе.

Что нужно сделать для того чтобы не нарушить закона, если вы являетесь работником транспортной сферы и приехали в Россию из-за рубежа?

Процедура по замене прав иностранными водителями проста:

1. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного законодательством РФ возраста.

18 лет для легковых и грузовых автомобилей транспортными средствами категорий "А", "В", "С" и подкатегорий "B1", "C1"

А также управления транспортными средствами категории "М" и подкатегории "А1" - лицам, достигшие 16 лет.

2. Получившие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами (медсправку)

3. Прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение

4. И наконец, самое главное, необходимо пройти экзамен. Обязательным условием обмена водительских удостоверений является сдача трех экзаменов - одного теоретического и двух практических (на автодроме и в условиях городского движения).

Если все испытания были сданы, водитель получает водительские права российского образца.

ВАЖНО! Поскольку практические экзамены принимаются как на автомобилях с механической, так и с автоматической трансмиссией, лицам, сдавшим экзамен на автомобиле с автоматической КПП будут выданы права, дающие возможность управления только транспортными средствами открытых категорий исключительно с автоматической трансмиссией. Если практический экзамен был сдан на «механике», управлять можно автомобилем с любой трансмиссией.

Таким образом для замены иностранного водительского удостоверения на российское потребуются следующие документы:

заявление

паспорт

медицинская справка

иностранные права

Если у водителя открыты одновременно несколько категорий, то ему придется сдать экзамены только 1 раз (на высшую категорию).

ВАЖНО! Зарубежные права, не соответствующие требованиям международных договоров РФ, обменять на российские не получится.

При замене иностранного ВУ на российское, обучение в автошколе проходить не требуется

Главный документ любого водителя - это права. В России водительское удостоверение (ВУ) - это документ установленного образца в виде пластиковой карты, который выдают после успешного прохождения экзамена на вождение. Кроме российских, в РФ признаются водительские документы, полученные в других государствах.

С 1 июля 2017 года вступил в действие закон, согласно которому работодатели не вправе допускать к управлению автотранспортом водителей с иностранными правами. Это требование распространяется не только на зарубежных работников, но и россиян, если они долгое время проживали за пределами России и имеют иностранное ВУ.

Запрет касается исключительно профессиональных водителей, которые не просто ездят на своих автомобилях, а зарабатывают этим на жизнь. (Исключение сделано только для водителей, участвующих в транзитных/международных перевозках). Закон таким образом обеспечивает комфортные условия для отечественных перевозчиков, соперничающих с иностранными водителями. К частным лицам, управляющим собственным транспортом, эти требования не относятся. Однако есть нюансы и в этой ситуации. Но обо всем по порядку. Рассмотрим, когда иностранное водительское удостоверение в России требует замены, а когда в этом нет необходимости. Можно ли управлять транспортным средством (ТС) по зарубежным документам? Когда заменить ВУ нельзя и придется снова обучаться в автошколе? Найдем ответы на эти вопросы, а также узнаем еще много нюансов об иностранных правах.

Россиянин с иностранным ВУ

Ситуации, когда граждане РФ переезжают в другие страны для продолжительного проживания или работы, не редки. На новом месте они получают иностранные права, при этом часто российские водительские удостоверения (ВУ) изымаются (например, так происходит в Германии). Возвращаясь в Россию, такие лица имеют полное право управлять автомобилем по иностранным правам, за исключением случая, когда вождение транспортного средства - это профессиональное занятие россиянина. В этой ситуации необходимо получить права РФ. Есть несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Восстановить российские права как утраченные (например, если документ был изъят за рубежом) обратившись в ГИБДД;
  • Заново пройти экзаменационные испытания на управление ТС и получить российские права (если удостоверение нельзя обменять);
  • Заменить иностранные водительские права по упрощенной процедуре (большинство ситуаций).

Если планируется езда на машине только в личных целях, то закон не требует от таких россиян обязательной замены ВУ.

Обмен иностранного ВУ

Зарубежные гости, посещающие РФ в рамках безвизового (страны ближнего зарубежья) или визового режима (страны дальнего зарубежья), иностранцы с ВНЖ и РВП, граждане РФ вправе управлять автомобилем по иностранным или международным правам, если речь идет о личных поездках.

Срок действия зарубежного ВУ в РФ ограничен только периодом, на который выданы документы, разрешающие проживать в России (касается только иностранцев). Обмен водительского удостоверения иностранным гражданам происходит по одинаковому алгоритму. Здесь не имеет значения является водитель иностранцем или россиянином.

Когда обмен не требуется?

Замена иностранного водительского удостоверения на российское не требуется, если:

  1. Водитель управляет ТС, участвующем в международных перевозках;
  2. Вождение происходит в личных целях (к примеру, езда на собственном автомобиле или машине, взятой на прокат для осмотра достопримечательностей).

Права должны соответствовать международным договоренностям РФ. Все сведения в документе должны быть продублированы на латинице или иметь заверенный нотариусом перевод.

Когда необходим обмен?

В Сети есть много противоречивой информации на этот счет. Но по сути, заниматься обменом есть смысл только в двух случаях:

  • Планируется вождение в коммерческих целях;
  • Права считаются нелегетимными в России.

Нет необходимости менять ВУ при вступлении в гражданство РФ или после оформления ВНЖ. Законного ограничения на использование россиянином или иностранцем с ВНЖ иностранных прав в настоящий момент нет.

Процедура замены иностранных прав

Как мы уже выяснили, для коммерческой деятельности права в скором времени придется поменять. Произвести замену также необходимо, если ВУ не соответствуют установленным нормам.

Процедура замены водительского удостоверения для иностранцев начинается со сбора необходимой документации. В Госавтоинспекцию предоставляются:

  1. Национальный паспорт и его копия;
  2. Документы, подтверждающие легальность нахождения в РФ (ВНЖ, РВП, виза, патент и так далее);
  3. (заполняется только лицевая сторона);
  4. Медицинская справка об отсутствии противопоказаний к управлению ТС;
  5. Иностранные права;
  6. Квитанция об оплате госпошлины (стоимость услуги составляет 2000 рублей).

Пакет бумаг подается в отделение Автоинспекции по месту регистрации. Россияне могут обращаться в любое отделение. После рассмотрения предоставленных бумаг выносится решение о возможности или невозможности замены прав. Одновременно с этим иностранцу возвращают его национальные права.

Экзамен

При замене прав водители проходят все стандартные этапы экзамена:

  • Теоретическая часть с билетами;
  • Практическая езда на автодроме;
  • Практическая часть вождения в городе.

Кстати, до 2014 года иностранные водители доказывали свои знания, сдавая только теоретичную часть, позже требования были ужесточены.

Если в иностранном ВУ открыто несколько категорий, то экзамен сдается один – на высшую из требующихся категорий прав. После прохождения всех испытаний водителю выдается российское ВУ.

Какие права нельзя обменять?

Замене подлежат только водительские удостоверения иностранного государства, соответствующие нормам Венской конвенции от 1968 года, согласно которой документ должен содержать следующие пункты:

  1. ФИО и дату рождения.
  2. Местопроживание.
  3. Официальный орган, выдавший права.
  4. Номер документа, дата и место получения прав.
  5. Срок действия документа.
  6. Подпись и печать органа, выдавшего права.
  7. Подпись водителя.
  8. Категории вождения, на которые распространение действие прав.

И самое важное: все сведения должны дублироваться на латинице или иметься перевод на русский. Официальное заверение перевода выполняет нотариус. Если в иностранном национальном водительском удостоверении отсутствуют указанные данные, то заменить права по упрощенной процедуре не получится. Обладатели удостоверений, которые противоречат международным договорам России, обязаны получать права на вождение в общем порядке, установленном в РФ: пройти полный курс обучения в автошколе и сдать экзамен.

Получение ВУ в общем порядке

Когда обмен прав невозможен, водители получают права на общих основаниях. Придется пройти несколько этапов:

  • Пройти обучение в автошколе . Для этого нужно выбрать подходящую учебную организацию, оплатить образование, прослушать полный теоретический курс и успешно сдать экзамен по билетам. Автошколы принимают иностранцев, имеющих право на проживание в РФ. После экзамена выдается документ об окончании обучения.
  • Получить медицинскую справку . Обязательно потребуется медосвидетельствование для допуска к вождению. И для россиян, и для иностранцев это платная услуга. Справки выдают как государственные учреждения здравоохранения, так и ряд аккредитованных частных клиник.
  • Получить допуск в автоинспекции . Для допуска к последней части испытаний предоставляется документ об обучении в автошколе, медсправка, паспорт и квитанция об оплате госпошлины.
  • Сдать экзамен в автоинспекции . Испытуемому предстоит пройти тестирование на компьютере, основной целью которого является определение уровня знаний по ПДД. После теории у водителя проверяют практические навыки вождения (автодром и город).
  • Получить российские права . После успешного прохождения всех испытаний выдаются права российского образца.

Отказ в обмене ВУ

Отказать в замене водительского удостоверения Госавтоинспекция может по ряду причин:

  1. Иностранные права не подлежат обмену;
  2. Мигрант не прошел экзаменационные испытания;
  3. Отсутствует необходимый набор бумаг;
  4. Иностранец был лишен прав в другом государстве;
  5. Возраст водителя не соответствует параметрам, предусмотренным законом РФ. В России управлять автомобилем могут только лица старше 18 лет. Максимальная планка законом не предусмотрена;
  6. Предоставлены подложные данные или сообщены ложные сведения;
  7. В документах допущены исправления или неточности.

Штрафные санкции

Если зарубежный гость является предпринимателем, занимающимся пассажирскими или грузовыми автоперевозками, или работает водителем, необходима замена прав на российские. На то, что управление машиной происходит в рамках коммерческой деятельности, указывает, к примеру, путевой лист, без которого запрещены перевозки пассажиров и транспортировка грузов.

За нарушение закона работодателя ждет штраф в размере 50000 рублей. Если инспектор ДПС в результате проверки обнаружит, что у водителя ВУ, полученное за рубежом, то отстранит его от управления машиной и оштрафует на сумму от 5000 до 15000 рублей.

Подведем итоги

  • Мигранты были вправе использовать иностранное ВУ для работы водителями только до 1 июня 2017 года. Если сотрудник не предоставит документы российского образца, работодатель обязан уволить такого водителя или отстранить от работы. После этой даты вождение с зарубежными правами наказывается штрафом, при этом санкции касаются и водителя, и работодателя.
  • Для замены следует обращается в автоинспекцию с набором бумаг и оплаченной госпошлиной.
  • Обмену подлежат права, отвечающие международным стандартам, которые закреплены в Венской конвенции. Документы, не соответствующие этим нормам, заменить нельзя. Водитель обязан пройти полный курс обучения и сдать экзамен.
  • Россияне, проживавшие за рубежом и там получившие права, вправе управлять ТС на основании зарубежного ВУ. Если в документе отсутствует дублирование информации на латинице, необходим перевод с заверением у нотариуса. Прямого указания на необходимость получения прав российского образца нет, однако на практике могут возникнуть сложности.
  • Управлять ТС по иностранным правам могут водители, использующие автомобиль в личных (некоммерческих) целях, либо участвующие в международных перевозках, при этом права должны соответствовать мировым требованиям, а последние должны также иметь специальное разрешение, подтверждающее этот факт.

С 1 июня этого года вступают в силу принятые еще в 2013 году поправки в закон «О безопасности дорожного движения» и в Кодекс об административных правонарушениях, запрещающие брать на работу водителей с иностранными правами. Нововведение не коснется иностранцев, использующих автомобиль для личных поездок. А вот за допуск к работе водителей, не имеющих российских удостоверений, работодателей будут штрафовать на 50 тыс. рублей. Вступление в силу этой нормы уже дважды откладывалось - водители-иностранцы и транспортные предприятия были не готовы к новым правилам, из-за этого могли возникнуть сбои в пассажирских перевозках.

По словам председателя межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослава Щербинина, в одной только Москве проблемы с документами могут возникнуть у 20% таксистов. До 1 июля они должны сдать экзамен на знание ПДД и получить российские удостоверения.

В основном они ждут, - сказал Ярослав Щербинин «Известиям». - Особенности наших таксистов таковы, что, пока их штрафовать не начнут, они заниматься переоформлением не будут.

Новые требования профсоюз таксистов поддерживает и считает, что они значительно сократят число нелегальных извозчиков.

Значительная часть таксистов, особенно в Москве, имеют права Узбекистана, Таджикистана и других бывших союзных республик. При этом они зачастую не официально трудоустроены, а берут машины в аренду. Получается, что гражданин чужого государства незаконно занимается предпринимательской деятельностью на территории России. Теперь с помощью сотрудников ГИБДД будет проводиться отсев людей, которые не имеют права заниматься перевозками.

Исполнительный директор Транспортной ассоциации московской агломерации, заведующий кафедрой автомобильных перевозок Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Норайр Блудян прогнозирует потерю российскими автотранспортными предприятиями в среднем 5% персонала.

В некоторых компаниях до 20–30% водителей - иностранцы, - сказал он «Известиям».-Сколько из них успели оформить документы, неизвестно - такую статистику никто не ведет. Думаю, примерно 5% водителей транспортных предприятий не получат российские права к июлю.

Часть из них просто не успеют этого сделать, потому что поздно начнут этим заниматься. Остальные по объективным причинам: может выясниться, например, что кандидат на получение российских прав находится в розыске. Кто-то не сдаст экзамен, у кого-то не будет необходимых документов. Есть много водителей, которые не могут ни разговаривать, ни читать по-русски. Как он может сесть за компьютер и сдать экзамен? Никак. А мы ему доверили жизни людей.

При этом, как считает Норайр Блудян, на перевозках кадровые изменения не скажутся.

Не надо из этого делать трагедию, надо повышать зарплаты и привлекать для работы в своих компаниях москвичей, жителей других регионов России, - отметил эксперт.

Некоторые иностранные граждане могут не успеть к 1 июня, даже если подадут заявление прямо сегодня: ГИБДД будет делать запрос в компетентные органы иностранного государства, чтобы узнать, действительно ли такой-то гражданин получал там права. Такая межгосударственная переписка может растянуться на три-четыре месяца. Так что для кого-то будет проще и быстрее пройти обучение в российской автошколе и сдать экзамены на общих основаниях. Однако председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов сообщил «Известиям», что не наблюдает наплыва иностранных граждан, желающих учиться.

Сейчас многие иностранцы вместо того, чтобы учить правила дорожного движения, опять пытаются найти посредников, предлагающих «помощь» в прохождении экзаменационных испытаний, - рассказал Александр Ачкасов. - Многие трудовые мигранты, несмотря на наличие у них водительских удостоверений, никогда не учились в автошколах, а у некоторых удостоверения и просто фальшивые.

По его мнению, благодаря новым правилам на российских дорогах будет меньше водителей автобусов, маршруток и такси, получивших водительские удостоверения без нормального обучения либо имеющих проблемы с законом. В то же время Ачкасов считает нерациональным выдавать срочное водительское удостоверение для работы по найму гражданам других стран, которые приезжают работать водителями лишь на определенный сезон.

Было бы разумнее внедрить практику периодического подтверждения профессиональной квалификации иностранным водителям, которые работают по найму, - пояснил Александр Ачкасов. - Если бы они ежегодно сдавали тест по правилам дорожного движения и проходили медицинское освидетельствование, то это бы привело к реальному повышению безопасности на дорогах.

В Союзе автошкол отмечают, что такая практика не противоречит мировому опыту: во многих странах права для водителей-профессионалов и обычных автомобилистов существенно различаются по процедуре получения и продления.

Не так давно в Российской Федерации был принят закон о запрете работы в России по иностранным водительским удостоверениям, закон уже вступил в силу, однако у водителей есть еще год для выполнения всех его условий. Причиной таких мер послужило увеличение количества ДТП, участниками которых выступали граждане других государств. Таким образом, легальная работа с иностранными правами в России в 2019 году может осуществляться только в том случае, если их обладатели обменяют национальные права на российские. Правда, депутаты Госдумы для получения документов российского образца отвели водителям-мигрантам еще год.

Трудовая деятельность мигрантов

Правительство РФ лояльно относится к трудоустройству граждан других стран на своей территории, единственным условием выступает соблюдение закона. В Трудовом кодексе РФ четко прописаны взаимоотношения наемного работника, в том числе и из другого государства, и работодателя, а также условия трудоустройства.

Привлечение внешней рабочей силы в лице мигрантов способствует развитию регионов России, однако им важно знать, действуют ли иностранные водительские удостоверения в России для работы.

По мнению чиновников, российские водители подготовлены лучше, чем их коллеги из ближнего или дальнего зарубежья, к тому нет возможности проверить легальность получения документов, разрешающих управлять транспортными средствами. Да и россияне склонны больше доверять водителям, получившим права в России.

Узнайте детальную информацию о том, как осуществляется трудовая деятельность иностранных граждан в РФ.

Запрет на работу с иностранными водительскими удостоверений

Несмотря на то, что некоторые водители начали обменивать свои национальные права еще в 2016 году, но, как всегда, существуют и такие, кто в меньшей мере осведомлен о том, можно ли работать мигрантам с иностранными правами на маршрутках и другом общественном транспорте. Попробуем разобраться в этом.

Кто может обменять права

Замена водительских прав иностранным гражданам, работающим водителями в России, может быть выполнена только в том случае, если национальные права соответствуют приложению 6 Венской конвенции о безопасности дорожного движения, то есть содержат следующую пронумерованную информацию о владельце:

  1. Фамилия.
  2. Полное имя и отчество.
  3. Дата и место рождения.
  4. Регистрация места жительства.
  5. Орган, который выдал документ.
  6. Место и дата выдачи документа.
  7. Дата окончания действия.
  8. Непосредственно сам номер удостоверения.
  9. Штамп органа, выдавшего документ, либо подпись его уполномоченного сотрудника.
  10. Подпись владельца.
  11. Категории автотранспорта, для которых действителен данный документ, а также дата окончания срока действия для каждой из них.

В случае несоответствия указанным выше требованиям придется заново в РФ проходить обучение в автошколе и сдавать экзамены.

Процедура обмена

Замена водительских прав иностранным гражданам, работающим водителями в России, осуществляется после обращения в экзаменационное подразделение ГИБДД и успешной сдачи экзаменов.

Для обмена прав водитель должен сдать экзамен по трем видам подготовки:

  • теоретические знания правил дорожного движения;
  • практические навыки на учебной площадке;
  • практические навыки в городских условиях.

Каждый из экзаменов является обязательным, и миновать его не получиться.

Для замены национального водительского удостоверения также необходимо предоставить следующие документы:

  1. Паспорт иностранного гражданина, либо любой другой документ, признаваемый правительством РФ в качестве удостоверения личности.
  2. Медицинская справка о состоянии здоровья.
  3. Национальные права.
  4. Заявление на получение прав РФ.
  5. Подтверждение уплаты госпошлины.

Стоит отметить, что встречаются также редкие случаи, когда на дороге встречается гражданин России с иностранным водительским удостоверением. При подобных обстоятельствах права другой страны также подлежат обмену, если водитель управляет транспортом в коммерческих целях.

Если вы работаете в России и вам необходимо обменять права, выданные в другом государстве, стоит детальнее ознакомиться с тем, как происходит .

Срок, отведенный на замену

Решение о вступлении в силу закона, запрещающего иностранные права при осуществлении трудовой деятельности в России, откладывалось уже не первый раз. После вынесенной даты 1 июня 2017 года депутаты Госдумы решили дать водителям-иностранцам еще год для замены национальных прав на российские. Таким образом, срок действия иностранных водительских прав истекает 1 июня 2018 года.

Кому из иностранцев не придется обменивать права

Данные статистики говорят о том, что чуть менее половины водителей на российских дорогах являются иностранцами. Большинство мигрантов, зарабатывают на жизнь пассажирскими и грузовыми перевозками. Иностранные граждане, которые переехали в Россию на постоянное место жительство и используют автомобиль в личных целях, могут продолжать использовать свое водительское удостоверение, полученное за рубежом, при желании они могут его обменять на документ российского образца. Также обмен прав, выданных другим государством, на российские не требуется водителям, которые проезжают через территорию Российской Федерации транзитом.

Мигранты, работающие в РФ по контракту, должны в обязательном порядке обменять свои права до 1 июня 2018 года.

В Российскую Федерацию прибывает большое количество трудовых мигрантов из Республики Беларусь, часть из которых водят автомобили и имеют водительские права, выданные им на родине. После принятия закона о запрете иностранных водительских прав в коммерческих целях многих водителей с белорусскими правами волнует, придется ли и им обменивать свои документы. Однако в этом вопросе гражданам Республики Беларусь, работающим в транспортной сфере, повезло, так как они могут и дальше использовать свои национальные водительские удостоверения.

Административная ответственность за отсутствие российских прав

Если иностранные водители не обменяют национальные права на российские, их, скорее всего, уволят. Подобные меры напрямую связаны с ответственностью за нарушение закона, которую в данном случае будет нести не только сам водитель, но и работодатель, причем второй в этом случае пострадает больше, ведь штраф за работу с иностранными правами для должностного лица составляет 50000 рублей, тогда как водителю придется заплатить сумму от 5000 до 15000 рублей, само же нарушение приравнивается к управлению автомобилем без прав.

Работать водителем с иностранными правами больше нельзя – начались проверки: Видео

Апрель 2016 – … Юрист миграционного портала сайт.

Апрель 2014 – январь 2015. Специалист по вопросам трудовой миграции. Отдел по вопросам трудовой миграции УФМС России по Московской области.