Примеры благотворности милостыни, раздаваемой в память усопших. Символическое значение кутии

Долгие проводы Никеева Людмила

79. Почему так важно приносить милостыню в память об усопших?

Милостыню за души усопших братьев всегда приносила Церковь Христова. И ветхозаветные люди творили милостыню в память усопших - но с некоторыми ограничениями. Раздавай хлебы твоя при гробе праведных, - наставляет сына праведный Товит, - но не давай грешникам . Всеобъемлющая христианская, новозаветная любовь уничтожает эти рамки. Преп. Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а Оптинские старцы заповедуют то же делать даже и за самоубийц.

Святитель Иоанн Златоуст, удерживая христиан от «лукавого плача», стенаний и рыданий, говорит: «Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями». Тому, кто преставился во грехах, мы можем как-то помочь не только постоянными молитвами, но и милостыней: чтобы его наказание стало более выносимым, «чтобы терпимой стала для него геенна». И даже если он недостоин, Бог пожалеет нас. Если Апостол Павел помиловал и простил человека по молитвам других, то тем более должны это делать мы.

Чем тяжелее ответственность умершего за грехи, тем большую милостыню должны мы за него принести. «Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, - увещевает святитель. - Ты собери вдовиц - вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим… Многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими» И заключает: «Не напрасны бывают приношения за умерших, не напрасны молитвы, не напрасны милостыни». В другом месте, побуждая верующих совершать панихиды по усопшим, он советовал постоянно за них подавать и милостыню. Ибо это приношение доставляет им «некое утешение».[назад]

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

27. Почему, когда говорят о поминовении усопших, особый упор делают на милостыню и трапезу? Это что - идущий от язычества «выкуп» покойных или что-то вроде индульгенции для них? «Давая милостыню и устраивая поминальную трапезу (которая является одним из видов той же

Из книги Записка церковная автора Автор неизвестен

42. Почему так важно поминать усопших за Литургией? Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них, и в особенности поминовением за Литургией, когда частицы, изъятые за живых и умерших,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

48. Почему субботние литургии всегда посвящены поминовению усопших? Поминанию усопших посвящены особые богослужения и даже особые дни церковного года, как правило, субботние. Это так называемые нарочито заупокойные субботы.Наша Святая Церковь установила субботу как

Из книги Где Бог, когда я страдаю? автора Янси Филипп

53. Почему усопших не принято поминать в праздники? «Святая Церковь, - говорит святитель Афанасий (Сахаров), - не только допускает плач о разлуке с умершим, но даже сама побуждает к нему. Но всему время и время всяцей вещи под небесем, время плакати, и время смеятися: время

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

55. Что такое Церковный Устав и почему так важно послушание ему? «Чины церковные и правила молитвы, - писал святитель Афанасий (Сахаров), особенно ревностно отстаивавший Устав Церкви от искажений и „осовремениваний“, - создавались не случайно и не как-нибудь. Все они,

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Почему надо молиться об усопших Сорокоуст о упокоении Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Наши

Из книги Скитский патерик автора Автор неизвестен

14. Почему для человека так важно найти духовника, священника, у которого постоянно исповедуешься, советуешься с ним? Вопрос:Почему для человека так важно найти духовника, священника, у которого постоянно исповедуешься, советуешься с ним?Отвечает протоиерей Сергий

Из книги Молитвы и каноны, чтомые по усопшим автора Коллектив авторов

1. Почему надо молиться за усопших? Вопрос:Почему надо молиться за усопших? Когда Спаситель призвал ученика, а тот прежде хотел похоронить отца, Христос не сказал: "Давайте пойдем выразим соболезнование и помолимся за усопшего", Лазарь на ложе Авраамовом не смог бы помочь

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

4. Почему вообще для христиан так важно утверждение, что Христос – это Бог? Вопрос:Почему вообще для христиан так важно утверждение, что Христос – это Бог? Многие люди, например Лев Толстой, не были атеистами, но порвали с Церковью именно из-за этого пункта ее вероучения.

Из книги автора

Почему это важно Однажды мне довелось разговаривать со священником, только что вернувшимся с похорон восьмилетней девочки. Девочка умерла от рака. Все прихожане больше года усиленно молились за исцеление девочки, но тщетно: болезнь победила. Похороны стали для

Из книги автора

Почему надо молиться за усопших? иеромонах Иов (Гумеров)Приведенные примеры ничего не говорят против молитвы за усопших. В первом Спаситель впечатляюще ярко выразил мысль: желающий стать Его учеником, должен выйти из среды духовных мертвецов и идти за Ним. Очевидно, что

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Когда творишь милостыню, не желай себе за сие славы от людей и сам не хвали себя в душе своей за милостыню, не любуйся ею как своим будто собственным делом или произведением Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам

Из книги автора

Почему надо молиться об усопших Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, – это переход из временной жизни в вечную.Участь человека после

Из книги автора

948. Почему мы молимся за усопших Милость Божия буди с вами! С праздником! Благодарствую, что написали. Письма вашего августовского не получал, и о вашем неписании у меня вырос большой вопрос: уж не заподвижничались ли вы, по изобретенному вами новому методу? Ну - слава Богу,

8-11-2009, 01:00

I. По древнему обычаю, сегодня мы творим поминовение усопших отцев и братий наших. Это святой, освященный веками, обычай: он вполне согласен и с учением православной церкви.

II. Но как должно поминать? В чем должно состоять поминовение?

а) Прежде всего поминовение должно состоять в раздаче милостыни за умершаго. Великую силу имеет этого рода поминовение. «Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная», говорит «св. Иоанн Златоуст».

«И блаженный Августин» также пишет: «милостыни, совершаемыя за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим» . «Когда ты подаешь милостыню за усопшаго родственника, помни, что это подаешь не ты, а через тебя – сам умерший, не успевший сделать этого при жизни» (Св. Злат. 21 б. на Деян.). А подавая милостыню чрез тебя, умерший родственник твой взаймы дает Богу (Притч.19:17); Господь-же сторицею вознаградит его во царствии Своем!

Подавайте, братия, милостыню за усопших: этим вы спасете их от проклятия и огня не угасающаго, приобретете им прощение грехов, введете их в рай. «Многие из усопших, - говорит св. Златоуст, - получили великую помощь от милостыни, раздаваемой за них другими». А вот что сам мертвец поведал «блаженному Кир-Луке» о значении милостыни для умерших.

Кир-Лука увидел, проходя чрез кладбище, мертвеца, сожженнаго как сгоревший черный уголь, который сказал ему: «в завещании моем было написано, чтобы родные раздали нищим деньги оставленныя мною, во спасение души моей, а они до сих пор не исполнили моей воли. Прошу тебя, скажи им, чтобы раздали деньги, иначе я навсегда останусь в том состоянии, в каком видишь меня теперь» (Прол. 24 авг.). Но это один пример. А кто может исчислить все свидетельства, находящияся в жизнеописаниях святых мужей, ясно доказывающия, что и по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемыя за них милостыни?

Творите же милостыню, братия, за умерших, и Господь помилует их.

б) Затем нужно обращаться к молитвам церковным и в особенности к молитвам соединенным с принесением бескровной жертвы.

Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит небеса, восходит к самому престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников в свободу. Ибо она приносится Отцу небесному во имя возлюбленнаго, единороднаго Сына Его, пред безмерно великою жертвою, принесенною Им за грехи всего мира, пред предлежащим на престоле пречистым телом Его, за нас ломимым во оставление грехов, и Его божественною кровию, за вас изливаемою во оставление грехов. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых Божиих, паче же всех всемощною молитвою честнейшей херувимов Матери Божией. С каким притрепетнымъжеланием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее при сем великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней купно со всею церковию! Какая неизъяснимая радость, восторг и блаженство обымут ее, когда и ея часть из просфоры вместе с другими опустится в святую чашу, погрузится в святейшей крови Сына Божия, с молитвою священнодействующаго: «омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею!» Вот безценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую можешь оказывать умершим сродникам своим, если захочешь, каждый день!

Вот, что мы можем, братия, сделать для умерших сродников и друзей наших!

III Будем же, возлюбленные, сохранять свято молитвенное общение наше с умершими и благотворить в память их. Пребудем во истинной любви к ним, да обрящем и мы их духовную помощь и в жизни, и по смерти. Да вспомянут и они нас с с любовию там, как мы с любовию поминаем их здесь.

Протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

МЕСЯЦ ОКТЯБРЬ

ДВАДЦАТЬ ШЕCТОЙ ДЕНЬ

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ (поучение 2-е)

Количество записей: 179

Здравствуйте, моему отцу будет 40 дней 7 июня, у меня не получится отпроситься с работы, можно ли вечером поставить свечку в храме?

наталья

Наталия, свечка в храме – это не поминовение. Свеча - это лишь вспомогательное средство для нашей молитвы. На 40 дней нужно обязательно подать записку о упокоении в церковь на Литургию и по ее окончании обязательно отслужить панихиду. Если Вы не сможете сами, то попросите своих знакомых – но это нужно сделать ОБЯЗАТЕЛЬНО.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Мой отец умирает в больнице, врачи сказали, что ему осталось несколько дней жить... Скажите, пожалуйста, как помочь его душе сейчас и сразу после смерти? Что можно почитать над ним? Сказали, что его обязательно заберут в морг, сколько он там будет, неизвестно, а ведь в первые часы после смерти душа особенно нуждается в поддержке. Меня очень беспокоит этот момент, можно ли читать без покойного в доме псалтырь и Евангелие, - то, что читается над покойником?

Татьяна

Татьяна, Вашего отца надо пособоровать, и если он в сознании, то причастить. Это – первое и самое важное, что Вам надо постараться успеть сделать. Затем, когда человек уже отходит, над ним принято читать "отходную", делает это обычно священник, но в крайнем случае и за отсутствием священника в тот момент, сделать это может и мирянин. После смерти о покойном совершается панихида, читается канон "за единоумершего" и Псалтирь, причем делать все это можно как в присутствии тела, так и без него. После смерти нужно также заказать церковное поминание – сорокоуст о упокоении, а также подать записки на Литургию и совершить панихиды в 3, 9 и 40 дни.

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! Не знаю, как правильно задать вопрос. Я верующий и крещенный человек, и стараюсь жить по совести. Брат двоюродный наложил на себя руки. Я хочу молиться дома за него. Благословите, пожалуйста. Как мне поступить, что делать?

Галина

Дорогая Галина, старайтесь жить не только по совести, но и по Божиим заповедям. Что же до брата, то молитесь о нем словами молитвы преподобного Льва Оптинского: .

протоиерей Андрей Ефанов

Спасибо, Батюшка. Если не затруднит, можно узнать, какую молитву можно мне читать дома за бабулю? Наизусть знаю только "Отче наш". И еще, я вот, не знаю, когда подаешь милостыню, нужно ли просящему говорить, что это - подаяние за умершую бабушку? Или просто молча подать? Я иногда оказываю небольшую помощь больным детишкам, как - то неудобно их мамам говорить, чтобы помолились за мою бабушку.

Виктория

Здравствуйте, Виктория! Молитва об усопших есть в составе утренних молитв в молитвослове: "Упокой, Господи души усопших раб твоих (имена) и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное". Можно подавать милостыню и не уточняя, главное, что Вы подаете ее за усопшую, а Господь все видит.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Я с Пасхи оставила свечку, которая горела на пасхе, а 12 мая зажгла ее за упокой умерших, что мне делать, ведь так нельзя, мне сказали. И скажите, пожалуйста, когда правильно умерших поминать? Спасибо!

Наташа

Наташа, Вам нужно изучать православие и церковные службы. В церкви есть литература, из которой можно более подробно узнать, как правильно поминать усопших и как за них молиться. Свечка – это не сама молитва, а только ее символ. За усопших нужно подавать записки в церкви, и дома молиться о них. Приобретите себе молитвослов, читайте утренние и вечерние молитвы каждый день.

иеромонах Викторин (Асеев)

Что делать, если не получается пойти на кладбище в родительский день?

наталья

Наталия, помнить о своих усопших и молиться за них - это наш долг. Посещать кладбище, конечно, хорошо, но молиться за усопших в храме за Литургией - лучше. Если Вы не сможете пойти на кладбище в этот день, то помолитесь в церкви или подайте записку на Литургию и закажите панихиду.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! От чего произошло, что поминать усопших и ходить на кладбище нужно на Радоницу? И по поводу остальных дней в году особого поминовения усопших. В этот день нас лучше видят и слышат наши близкие? А разве в другие дни не видят и не слышат? И почему именно принято ходить на кладбище, разве именно там видят нас наши близкие, а в другом месте нет? Я думала, что на небе они нас везде видят. Тогда почему эти дни ведут нас на кладбище? И интересно, каким образом они нас на самом деле видят и слышат - так же, как мы, живые, здесь? Или это сделано больше для нас живых, чтобы мы помнили о наших близких, молились? Но ведь, как говорится по поводу мучительной музыки, которая провожает в последний путь, - кому горько и так плачут, а кому все равно - и музыка ничего не изменит. Ведь близкие именно по духу люди, а не просто по обязанности, и так постоянно помнят и молятся.

Людмила

Людмила, видят ли нас усопшие или не видят – на это существует множество мнений, но однозначно сейчас, живя на земле, мы сказать не можем. Понятно лишь одно: незримая духовная связь, безусловно, существует всегда. В отношении того, почему после Пасхи принято ходить на кладбище лишь на Радоницу, можно сказать, что эта традиция носит уставной характер: ради торжества, радости и величия Пасхи некоторое время Церковью не совершаются гласные моления о усопших, а только лишь тайные, в алтаре. Но на Радоницу мы все идем на кладбища, чтобы и усопшим возвестить пасхальную радость приветствием "Христос воскресе!" Эта традиция не связана с тем, что усопшие, как Вы говорите, нас в этот день видят лучше, чем в другие дни, нет, это сделано, чтобы подчеркнуть торжественность праздника. Но помнить о своих усопших мы должны всегда, и православный христианин, беря пример с Матери-Церкви, которая каждый день поминает усопших, тоже ежедневно, даже в пасхальный период, дома на молитве поминает своих ушедших из жизни сродников.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Однажды я пришла в церковь помолиться и поставить свечи за здравие и упокой. Подошла к подсвечнику, где ставят за упокой, помолилась за их души, а потом забыла, что нужно идти к другому подсвечнику, чтобы молиться за здравие, и там же на этом подсвечнике поставила свечу за здравие, и молилась за здравие. Потом, когда я закончила молиться, я поняла, что поставила свечку не в том месте, где нужно. Меня как кипятком ошпарило. Скажите, я не нанесу вреда тем живым людям, за которых я молилась? Я очень переживаю!

Юлия, да будет Вам известно, что свечи и о здравии, и о упокоении можно ставить перед любой иконой, в любом месте храма, а не только как у нас принято считать: о здравии – целителю Пантелеимону, о упокоении – на канун или тетрапод, куда Вы, собственно, и поставили. Что такое канун? Всмотритесь, это – Распятие, объединенное вместе с большим подсвечником. Таким образом, Вы совершенно спокойно можете ставить свечи о упокоении и перед другим Распятием, не только перед тем, что изображено на кануне. Ставя свечу о здравии или о упокоении, мы приносим Богу малую посильную жертву, но ведь мы можем поставить свечи и перед угодниками Божиими, и им принося жертву, а также и свою горячую мольбу быть ходатаями пред Богом о наших ближних – и живых, и усопших. Одним словом, Вам не о чем беспокоиться, напротив, нам нужно чувствовать себя в храме свободнее от тех небольших предрассудков и поведенческих клише, которые так легко и необдуманно перенимаются от человека к человеку даже в церковной среде.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Со Светлым Праздником Вас. Скоро поминальная неделя. Моим дочерям 3 и 2 года. Стоит ли младшую брать на кладбище, или лучше воздержаться? Обе девочки уже крещеные. Благодарю.

Ольга

Ольга, ничего плохого в этом нет, если вы возьмете на кладбище с собой детей. Дети все равно узнают, что существует смерть. Вы, по возможности, объясните им, что люди на земле не живут вечно, что умирают. Но говорите это только тогда, когда они сами об этом спросят.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 3 мая будет годовщина, как умерла моя бабушка. Подскажите, какую панихиду надо заказать? И что надо сделать в этот день? Поминальный обед можно перенести на другой день? Спасибо.

Галина

Здравствуйте, Галина! 3 мая в этом году попадает на Великий Пяток – день Крестных страданий нашего Спасителя. Литургии в этот день не положено. Вы можете помянуть бабушку на следующий день, в субботу, подав записку на Литургию. А вот с поминальной трапезой, панихидой и посещением кладбища лучше подождать до Радоницы (в этом году она будет 14 мая).

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Мне очень часто снится моя покойная бабушка, в основном снится голодная и в гневе! Ходила в церковь, на могилку приносила помянуть (конфеты,печенье) поминали дома, но она мне все равно снится! Спать нормально не могу, подскажите, что мне делать?

Александра

Александра, что Вы так сильно переживаете? Снится – ну, и ничего страшного. Это же Ваша бабушка, и Вы с ней прожили долгое время, поэтому и снится. За усопших нужно молится всегда, не временами, а каждый день. В конце молитв утреннего правила есть поминовение усопших, вот и поминайте свою бабушку. На могилу конфеты, печенье и другие продукты приносить не нужно. Продукты для поминовения принято приносить в церковь на канон. И не обращайте внимание на сны. Снам верить нельзя. Что приснилось, - встали и забыли!

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, Псалтирь по усопшим не читается в Страстную и Светлую седмицы? Спасибо!

Диана

Диана, псалтирь можно читать и на Страстной седмице. В церкви не читается Псалтырь с четверга Страстной седмицы (за исключением 17 кафизмы перед плащаницею) и всю Светлую седмицу до Фоминой недели. Дома же читать Псалтирь о упокоении можно всегда, кроме Пасхи и всей Светлой седмицы.

иеромонах Викторин (Асеев)

1) Батюшка я еще мало знаю про Церковь, Вы можете мне сказать, для чего верующие люди ездят в паломнические поездки? 2) Скажите, обязательно ли на поминках раздавать конфеты за умершего человека, или это просто суеверие? И какие молитвы нужно читать на кладбище?

Андрей

Андрей, совершать паломнические поездки - это добрая традиция. Посещая Святые места, мы почитает тех Святых, чьи нетленные мощи находятся в том месте, куда мы едем, или иконы. Одно дело – увидеть, например, копию икону Божией Матери на фото, а другое - самому съездить в тот храм или город, или даже страну, где находится эта чудотворная икона, и помолиться перед ней. И за наш труд, за то, что мы совершили эту дальнюю, а может, и нелегкую дорогу, Господь нам дает просимое. В паломничестве можно познакомиться с хорошими верующими людьми. Так что паломничество полезно во всех отношениях. На поминках принято поминать усопшего не только молитвой, но и за трапезой. Есть традиция раздавать конфеты или другие продукты. Мы съедаем их, и тем самым поминаем усопшего. В Молитвослове есть краткий чин панихиды для мирян, вот его можно читать на кладбище.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! Недавно умер мой дедушка. Он был не верующим, но его похоронили как православного, прочитали молитвы. Я стала очень переживать о том, как пройдет он воздушные мытарства... В интернете я прочла, что для того, чтобы моя молитва была угодна Господу, надо возложить на себя некие ограничения, совершить душевный подвиг. Меня все время мучили блудные мысли, но здесь я решила во чтобы то ни стало на 40 дней прекратить о них думать. Я нашла в интернете огромную молитву за умершего ("Акафист за единоумершего") и каждый день в течении двух недель старалась читать ее, не отвлекаясь. Но недавно я сильно заболела, и блудные мысли окутали меня с новой силой. Но как только мне станет лучше, надеюсь снова взять себя в руки и продолжить молится. Но меня волнует, будет ли такая молитва угодна Богу, после семидневного перерыва? Смогу ли я такой молитвой помочь моему дедушке пройти мытарства? Если, не приведи Господь, душа попадет в ад, можно ли ее от туда вымолить? И еще, можно ли молится о душе после 40 дней, и поможет ли это ей?

Анна

Анна, для того и существует Церковь, чтобы человек приходил и каялся в своих грехах. От грехов можно очиститься только при жизни, через покаяние. После смерти нет покаяния, после смерти - воздаяние, которое человек получает за свою жизнь. Как сказано в Евангелии, «праведник едва спасается», а что же будет с грешником, который ушел из жизни без покаяния? Конечно, можно вымолить своих усопших сродников, но для этого недостаточно молиться только 40 дней. Этому нужно посвятить всю свою жизнь. Нужно отказаться от всех греховных начинаний, вести свою жизнь благочестиво, регулярно ходить в церковь, исповедаться и причащаться, молиться за своих усопших и за себя. И так всю жизнь. Если Вы так проживете, то сами спасетесь, и по вашей молитве Господь помилует и вашего дедушку. Усопшие не могут за себя молиться, они надеются на нас и на церковную молитву. Бог всегда нас слышит, когда мы искренне молимся. Даже если и случился перерыв в молитве, не следует опускать руки, нужно продолжать.

иеромонах Викторин (Асеев)

Бабушку звали Ленина (родилась 7 марта). Знаем точно, что незадолго до смерти она крестилась, но каким именем - не знаем. Как молиться и поминать ее, если крестильное имя неизвестно?

Ирина

Здравствуйте, Ирина. Когда христианское имя усопшего неизвестно, поминать его следует под тем именем, какое было при жизни. Однако экзотические имена, особенно из социалистического "новояза", лучше не писать в церковных записках, если Вы не хотите каждый раз пересказывать эту историю с объяснениями. Замените это имя созвучным, например "Елена". Весьма вероятно, что именно с таким именем ее и крестили. А если и нет, то все равно Господь знает, прежде Вашего прошения, за кого Вы молитесь.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Читала, что есть молитва об отмаливании грехов своего рода, для меня это очень серьезный вопрос, чувствую в этом необходимость. Подскажите, как правильно это сделать с моей стороны?

Татьяна

Татьяна, такой молитвы не существует, все подобные тексты, которые бродят по рукам, - "народное творчество" в худшем смысле этого слова. Кайтесь в своих грехах и молитесь за усопших так, как благословляется это Церковью, а от себя придумывать не будем. Мы и того, что нам положено, исполняем не полностью!

игумен Никон (Головко)

Добрый день, батюшка! У меня ребенок умер при родах (было обвитие пуповиной) вследствии асфиксии. Прошло много лет, и совсем недавно я услышала, что матери, похоронившей своего ребенка, есть яблоки до спаса нельзя. Правда ли это? И еще вопрос: нужно ли за моего ребенка заказывать службу? Как вообще нужно поминать ребенка? Спасибо.

Символическое значение поминовения усопших в третий день после смерти, а это, как правило, день погребения, заключено в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущную и Нераздельную. В молитвах в третий день мы умоляем Святую Троицу простить усопшему его согрешения, содеянные: словом, делом и помышлением и зачесть ему три его добродетели: веру, надежду и любовь.
Кроме богословского значения поминовение усопшего в третий день имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то ангел ответил ему: «…в продолжении двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».
Следует иметь ввиду, что описание первых двух дней по смерти дает общее правило, которое ни в коей мере не охватывает всех случаев. К примеру, святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже к тем местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают восхождение на Небо. Другие же начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божию.
На пути к престолу Божию восходящая душа проходит испытания от духов по своим земным делам. Испытания эти, называемые мытарствами, начинаются в третий день по смерти, хотя из святоотеческого наследия известны описания случаев прохождения мытарств сразу же по смерти и даже до нее.
Все пространство от земли до неба представляет несколько отделений или судилищ, на которых приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые же духи называются мытарями. Известно, что мытарями или мытниками называются сборщики податей или пошлин за провозимый товар. Какой же товар ищут бесы-мытники у приходящих душ? Товар этот — наши страсти, нераскаянные грехи, совершенные в земной жизни, пошлина же — наши добрые дела.
Жития православных святых содержат множество рассказов о прохождении души после смерти через мытарства. Самое подробное описание изложено в житии святого Василия Нового (26-марта по старому стилю), где приводится рассказ блаженной Феодоры ученику святого Василия Григорию о том, как она проходила через мытарства. В этом рассказе упоминается двадцать особых мытарств, соответствующих определенной группе грехов, расположенных по степени их тяжести.
Первое мытарство — грех словом (пустословие, многословие, сквернословие, насмешки, беспричинный смех, пение непристойных песен и т. п.).
Второе мытарство — лжи (всякая неправда, неисполнение обетов, данных Богу, утаивание грехов на исповеди).
Третье мытарство — осуждения и клеветы (клевета, всякое осуждение близких при забвении собственных недостатков).
Четвертое мытарство — чревоугодия (пресыщение, пьянство, еда без молитвы, нарушение постов).
Пятое мытарство — лени (тунеядство, жизнь за счет трудов других, леность при совершении молитвы, непосещения храма в воскресные дни).
Шестое мытарство — воровства (любое присвоение тебе не принадлежащего).
Седьмое мытарство — сребролюбия и скупости.
Восьмое мытарство — лихоимства (давание денег в рост, непорядочность в деловых отношениях).
Девятое мытарство — неправды (неправедный суд, неправедные мера, вес и прочие неправды).
Десятое мытарство — зависти.
Одиннадцатое мытарство — гордости и тщеславия.
Двенадцатое мытарство — ярости и гнева.
Тринадцатое мытарство — злопамятства.
Четырнадцатое мытарство — убийства (самоубийство, убийство, аборты — убийство младенца во чреве, доведение других до самоубийства).
Пятнадцатое мытарство — волхования (чародейство, колдовство, шепоты, ворожба, а также обращение за помощью к бабушкам-шептуньям, экстрасенсам и прочим так называемым «нетрадиционным» лекарям, сюда же относятся занятия экстрасенсорикой и биоэнергетикой).
Шестнадцатое мытарство — блуда (похотливые желания и помыслы, блуд лиц, не связанных Таинством брака, просмотр эротических фильмов и журналов).
Семнадцатое мытарство — прелюбодеяния (несохранение супружеской верности).
Восемнадцатое мытарство — содомское (противоестественные связи между лицами одного пола, половые извращения, кровосмешение — связь с родственниками по крови и по кумовству).
Девятнадцатое мытарство — ересей (ложное мудрование о вере, сомнение в вере, отступничество от православной веры, богохульство).
Двадцатое мытарство — немилосердия (немилосердие и жестокость; на этом мытарстве истязаются бесами и те, кто вместо молитв за усопших превращает поминки в обыкновенное хмельное застолье).

9-й день

В этот день Святая Церковь совершает молитвы и безкровную Жертву об усопшем также по преданию апостольскому. Макарий Александрийский, по откровению ангельскому, говорит, что после поклонения Богу в третий день повелевается показать душе различные приятные обители свтых и красоту рая. Все это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но, если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых, она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире? Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в безпечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»
По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

40-й день. Окончание мытарств.

Число сорок — знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего. Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем, помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.
По свидетельству святого Макария Александрийского после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками. В продолжение тридцати дней душа, водимая по аду, трепещет, чтобы самой не быть удостоенной такой печальной участи. Наконец, в сороковой день оканчиваются мытарства и душа в третий раз возносится ангелами на поклонение Богу, который, совершая частный суд, определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного суда по ее земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.
В описании мытарств блаженной Феодоры присутствует ковчежец святого Василия, из которого Ангелы, сопровождающие ее по мытарствам, брали золото, чтобы откупиться от бесов. Золото из ковчежца не что иное, как молитвы святого Василия, творимые за усопшую в течение сорока дней. Поэтому так важна молитва Церкви в течение сорока дней по смерти (сорокоуст).
Особенно же важен сороковой день — день определения участи души в загробной жизни. Посему в этот день особенно усиленно возносят свои молитвы за близкого, отошедшего в мир иной. Но суд сорокового дня — суд частный, определяющий положение души только до времени окончательного Страшного суда, и по учению Православной Церкви положение это может измениться по нашим молитвам за усопшего и совершении милостыни и добрых дел в память о нем.

Другие дни частного поминовения усопшего.

В свидетельство того, что смерть не расторгла духовного союза между душами живущих и усопших (на основании слов Спасителя «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» — Лк. 20, 38), существует обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти (в первый год поминовение совершается также и в полгода), в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвой за совместной трапезой. В церкви же подают записку на литургию или заказывают панихиду, освящают коливо.

Дни особого поминовения усопших (родительские дни).

Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию (Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и др.). Суббота же посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски — покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир, как совершенных (Святых), так и несовершенных, участь которых еще окончательно не решена.
Кроме ежедневных молитв и субботы в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших.
Это так называемые родительские дни (на Руси всех усопших предков было принято называть родителями):
1. Мясопустная вселенская родительская суббота — за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню — «Недели мясопустной», т. е. дню, в который последний раз разрешается мясная пища.
2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста.
3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста.
4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста.
5. Радоница — вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.
6. 9 мая — день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны (постановление о поминовении принято на Архиерейском соборе, проходившем в ноябре-декабре 1994 года).
7. Троицкая вселенская родительская суббота — суббота перед днем Святой Троицы. (В настоящее время почему-то сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы).
8. Димитриевская суббота — суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) — Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского.
Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.
9. Кроме того в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных.
Поминовение в этот день установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины П.
В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертву на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т. к. это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами. В местностях, где нет церквей, принято посещать кладбища в день Пасхи, чтобы похристосоваться с усопшими близкими. Обычай этот очень благочестив, но в населенных пунктах, где есть храмы Божий, пасхальные дни, а особенно сам день Пасхи, полезнее провести в храме. Разделить же со своими усопшими близкими пасхальную радость лучше всего в день, специально этому посвященный — Радоницу (вторник следующей недели после Пасхи). Тому же, кто по какой-либо причине не может посетить кладбище в Радоницу и потому выбрал день Пасхи, лучше сделать это после посещения Пасхального богослужения.
Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. В некоторых местах существует обычай в Радоницу приносить на кладбище крашеные яйца, как бы символично христосоваясь с умершими, и оставлять их на могилках. Но лучше этого не делать, а похристосовавшись с почившим, скушать яйцо. Особенно неблагочестиво оставлять на могилках освященные в церкви продукты — их могут попрать бродячие собаки или кладбищенские крысы. Большой грех на кладбище, где покоятся наши близкие, пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для них, — это совершить молитву, хотя бы такую краткую: «Упокой, Господи, души усопших, раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».
Ничто не вызывает столько сомнений и споров, как мытарства. Зачастую у людей, зараженных современным рационализмом, и слишком буквально понимающим события, описываемые в житиях святых, возникают недоумения, отчего у разных авторов различное описание мытарств. Но мы должны иметь в виду, что это имеет место не в нашем грубом материальном мире и на нашем земном языке рассказы никогда не смогут передать потусторонней реальности. А потому надобно помнить наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому, едва начав речь о мытарствах: «земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных».
Таким образом, дома или будки, где собирают подати, весы, на которых взвешиваются грехи и добродетели, обугленные тела грешников и прочее — все это образы, через которые душам живущих передаются загробное состояние душ умерших. Каким образом это происходит на самом деле, нам невозможно понять, т. к. места эти находятся вне нашей пространственно-временной системы. Для одних душ прохождение мытарств оказывается быстрым и незаметным (умершие же в день покаяния и принятия Святых Христовых Тайн, по утверждению Святых Отцов, вообще их минуют), для других же они покажутся вечностью, но в любом случае в земном временном отражении это будут те же 40 дней. Главное же при различиях в частностях описания мытарств одно: пройдя все мытарства, душа получает приличествующее ей место. И дай Бог, «чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (Послание к Титу, глава 2, стих 8).

Как правильно подавать записки о упокоении?

Святая Церковь за Божественной литургией, а она совершается Церковью каждый день, за исключением особых дней Великого поста, творит молитвы за усопших, поэтому, приходя молиться в храм, нужно подавать записку о упокоении с перечислением имен усопших православных родственников. Во время службы частицы, вынимаемые из просфоры, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих». Ничего большего мы не можем сделать для усопшего, чем молиться о нем, поминая на Литургии.
После Литургии просфоры раздаются тем, кто подавал записки (обычно одну просфору на одну записку). Просфора съедается в церкви, либо дома, натощак в память об усопшем.
При церковном поминовении произносятся имена усопших. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог есть наш Отец и для Него каждый человек, как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем.
В заупокойных записках имена пишутся полностью в родительном падеже, т. е. не Люды, а Людмилы, не Миши, а Михаила и т. д. Если со дня кончины христианина не прошло еще сорока дней, то его имя поминается с добавлением слова «новопреставленный» или «новопреставленная». Почившие дети до семи лет (до шести включительно) именуются младенцами, к именам почивших священнослужителей добавляют их сан. Имена пишутся православные, т. е. данные при Святом Крещении, например, в Православии нет имен Эдуард, Станислав, Алина, Виктория и т. п.
Образец заупокойной поминальной записки:
ОБ УПОКОЕНИИ
протоиерея Николая
диакона Петра
монахини Анимаисы
новопреставленной Людмилы
младенца Кирилла
рабов Божиих: Валентина, Валентины, Василия, Александра. Александры,
и всех усопших сродников.
По данному образцу можно составлять записки с перечислением имен своих усопших близких.
При написании можно применять сокращения: младенца — млад., новопреставленного — новопр., рабов Божиих — р. Б. и т. д. Поскольку церковь существует на пожертвования прихожан, записки, подаваемые в храме на литургию, имеют определенную стоимость.

Молитва о усопших

Молитвой за ушедших в иной мир живые принимают святое участие в деле спасения их душ. Молясь за них, живые подвигают Всеблагого Бога на милость к УСОПШИМ, ибо милость эта оттого, что души умерших уже не в состоянии своими действиями умилостивить Бога, дается им по прошению живых. Молитвы за умерших доставляют спасение и живым, ибо настраивают душу к небесному и отвлекают ее от временного, суетного, наполняют памятью о смерти и потому уклоняют от зла; дают силу воздерживаться от произвольных грехов и придают великодушное и радостное терпение в дни скорбей, которые ослабляются надеждой на будущее — не земное. Молитвы за умерших располагают души живых к исполнению заповеди Христовой — готовиться к исходу во всякий час.
Наши усопшие также молятся за нас. Особую помощь мы получаем по молитвам почивших, которые обрели блаженство в вечности.
Представители протестантских деноминаций утверждают, что заупокойные молитвы напрасны, потому что душа за гробом уже получает то, что здесь себе приготовила и изменить ее участь нельзя. Иначе как жестокосердием назвать это утверждение нельзя. Если забота о спасении души близкого исчезает, как только душа переселяется в другую обитель, то где же та христианская любовь, о которой так часто говорят протестанты? А ведь главное основание заупокойной молитвы именно любовь к ближнему, независимо от того, жив он или мертв, «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Конечно, трудно рассчитывать на спасение тем, кто вел беспутный образ жизни и, будучи крещеным христианином, жил вне Церкви и своим поведением сам себя от нее отлучил. Молитва Церкви не сможет спасти того, кто сам при жизни не принимал для этого вообще никаких усилий. Поэтому при жизни необходимо самому делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти.
По выражению святителя Григория Великого «лучше совершать исход свободным, чем искать свободы, оказавшие в цепях».
Если человек при жизни стремился быть добрым христианином и умер в мире с Богом, хотя и был он грешником, (а только один Господь без греха), то молитва Церкви и добрые дела в память о нем преклоняют Всемилостивого Бога к прощению грехов этой христианской души. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви и отдельных христиан об усопшем, есть определенный результат жизни этого человека. Если о беззаконных людях родственники молятся в первые дни после смерти, исполняя положенные Православные обычаи, то после поминания сорокового дня, молитвы эти, как правило, затухают. Память же о благочестивом христианине, сделавшем при жизни немало добрых дел и для Церкви, и для близких, вдохновляет нас на постоянную молитву о нем, вселяя надежду на спасение души усопшего.
В православной литературе встречается достаточно примеров о пользе молитв за усопших. Приведем хотя бы два таких случая.
В журнале «Странник» за май 1862 года помещено откровение, сообщенное Святогорцу отцу Серафиму одним из афонских схимников.
«Причиной моего поступления в монашество было видение во сне загробной участи грешников. После двухмесячной болезни я пришел в сильное изнеможение. В этом состоянии я вижу двух юношей, вошедших ко мне; они взяли меня за руки и сказали: «Следуй за нами»! Я, не чувствуя болезни, встал, оглянулся на свою постель и увидел, что тело мое лежало спокойно; тогда-то понял, что оставил земную жизнь и должен явиться в загробный мир. В юношах я узнал Ангелов, с которыми и отправился. Мне показаны были огненные места мучений, я слышал там вопли страдальцев. Ангелы, показывая мне, за какой грех какое огненное место полагается, прибавили: «Если и ты не бросишь своих привычек к греховной жизни, то вот и твое место наказания». Вслед за тем один из Ангелов из пламени извлек одного человека, который был черен, как уголь, весь обгорел и был с ног до головы окован в цепи. Тогда оба Ангела приступили к страдальцу, сняли с него оковы и вместе с цепями исчезла его чернота, человек стал чист и светел, как Ангел; потом Ангелы облекли его в блестящее одеяние, подобное свету.
— Что значит это изменение человека? — решился я спросить Ангелов.
— Эта грешная душа, — отвечали Ангелы, — отлученная от Бога за свои грехи, должна была вечно гореть в этом пламени; между тем родители этой души много подавали милостыни, много делали поминовений на литургиях, отправляли панихиды, и вот, ради родительских молитв и молитв Церкви, Бог умилостивился, и грешной душе даровано совершенное прощение. Она избавлена от вечного мучения и теперь предстанет пред лицом своего Господа и будет радоваться со всеми Святыми. Когда видение кончилось, я пришел в себя, и что же увидел: вокруг меня стояли и плакали, готовя мое тело к погребению».
В журнале «Описание знамений и исцелений в 1863 году от Святыни Афонской в России» приведено письмо, адресованное иеромонаху Арсению следующего содержания:
«Много скорбели мы о смерти нашего брата, князя М. Н. Чегодаева, последовавшей в 1861 году в Самаре. И тем более печалились, что смерть его была внезапной, без покаяния и напутствия Святых Таинств. Но вот вижу сон, будто я и покойный мой брат идем вместе по прекрасной местности. Подходим к новому, как бы недавно построенному селу, при входе в которое стоит новый высокий деревянный крест, а при выходе из села высится чудесной красоты дом, также новый. Приблизившись к нему, брат с радостным видом сказал мне:
— Вот какое богатое село недавно купил я, и этой покупкой я очень и очень обязан моей жене Ташеньке; надобно написать к ней и поблагодарить ее за сделанную милость для меня.
Значение этого сна скоро объяснилось. Я получила письмо от Татьяны Никифоровны, в котором она меня извещала, что ей Господь помог устроить вечное поминовение по мужу, моему брату, во Святом Афоне».
Настолько важны для души усопших молитвы за них, особенно за Божественной литургией, что по Божьему произволению иногда души усопших являются живым с просьбой помолиться за них. Вот один из таких современных случаев.
Стал являться одной женщине во сне умерший муж с просьбой дать два рубля. Явления эти с одной и той же просьбой повторялись несколько ночей подряд, что вызывало у вдовы беспокойство и тревогу. По совету знакомых пошла она в церковь, чтобы подать заказную записку на литургию с именем покойного. На вопрос, сколько стоит подать эту записку, ей ответили: «два рубля». Вполне естественно, что явления покойного мужа с тех пор прекратились, т. к. просьба его была выполнена. Пусть этот случай всегда напоминает нам, что необходимо заботиться о своих усопших близких, молиться о них и надеяться, что когда настанет и наш час отойти в мир иной, будут молиться и о нас.
Если вы узнали, что ваш усопший родственник не был отпет по Православному обряду, то независимо от того, когда он умер, нужно обязательно заказать отпевание, если конечно для этого нет церковных препятствий, например, если этот родственник не был православным или покончил жизнь самоубийством. Можно также заказать церковное поминовение на полгода или год. Монастыри же могут принять просьбу поминовения на более долгие сроки.
Многочисленные свидетельства подтверждают как важен обряд церковного отпевания для душ усопших.
Вот одно из таких свидетельств, рассказанное священником Валентином Бирюковым, проживающим в г. Бердске Новосибирской области:
«Случай этот произошел в 1980 году, когда я был настоятелем храма в одном из городов Средней Азии. Подошла как-то ко мне одна пожилая прихожанка и говорит:
— Батюшка, помогите. Сын совсем замучил, сил больше нет.
Зная, что живет она одна, я удивился и спросил:
— Какой сын?
— Да погиб который в 1943 году на фронте. Снится мне почти каждую ночь, да сны одни и те же: будто сидит он посреди грязи, а его сердечного бьют палками со всех сторон, да этой грязью забрасывают. А сын смотрит на меня жалобно, вроде просит о чем.
— Отпет сын-то твой? — спрашиваю.
— Да Бог весть. Может и отпевали их на фронте, а может и нет.
Записал я имя убиенного воина и совершил положенный чин отпевания. Буквально на следующий день прибегает ко мне радостная прихожанка и сообщает:
— Сын-то опять приснился, да по-другому — будто идет он по твердой дороге, радостный весь и бумагу в руках держит, а мне говорит: «Спасибо мама, что пропуск мне выхлопотала. С этим пропуском мне везде открыта дорога».
Показал я ей разрешительное письмо, что читается при чине отпевания:
— Эта бумага была при сыне?
— Да, батюшка, эта»
. Удивительный случай этот должен вразумить нас позаботиться об отпевании наших усопших близких. Если же вы не знаете, отпет ваш родственник или нет и есть сомнения, то нужно обратиться к священнику за благословением.

О пользе милостыни

Кроме молитвы за усопших еще одним действием поминовения их является милостыня, совершаемая в их память. Под милостынею нужно понимать не только подаяние нищим, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся. Отнести продукты в дом престарелых, передать одежду в фонд социальной защиты, помочь пенсионерам или многодетной семье, приютить беженцев или погорельцев, пожертвовать на строительство храма Божьего или на его украшение — все это милостыня.
Получающий помощь благодарит подателя, Господь воздает этому благотворителю, т. к. «благотворящий бедному дает взаймы Богу» (Притчи глава 19, стих 17). Недаром милостыня творится «ради Христа».
Молитва за другого, милость за другого или от имени другого привлекает благодать и милосердие Божье на того, о ком молятся, или от имени кого подается милостыня. Благотворительность, милостыня, делаемая живым от имени усопшего, получают точно такое же значение, как если бы сам усопший благотворил ближнему; а потому и естественно, что плоды милостыни принадлежат умершему, а живой, как орудие этой милостыни, также участвует в небесной награде.
Насколько велико значение милостыни для спасения души человека видно из жития праведного Петра, бывшего мытаря (память 5 октября по новому стилю).
Будучи сборщиком налогов, проявлял он жестокость и немилосердие, видя в любом деле только свою выгоду, и никогда никому не подавал милостыни. Однажды в сердцах бросил он кусок хлеба в нищего, досадившего ему мольбами о милостыне. В ту же ночь увидел Петр себя во сне умершим и то, как святые Ангелы взвешивали его дела на весах правосудия Божиего. Чаша дел недобрых полнела на глазах и тянула вниз, на чашу же дел добрых было нечего положить, кроме куска хлеба, брошенного с досады, но и это остановило чашу, опускающуюся вниз. Пробуждение Петра от сна было воистину рождением нового человека.
Примета сегодняшних дней — обилие нищих, которых можно встретить буквально на каждом шагу, причем нравственный облик многих из них оставляет желать лучшего. Последнее обстоятельство часто вызывает сомнение — на пользу ли им будет полученное подаяние и как выбрать из всей этой просящей массы действительно нуждающихся в подаянии?
Пусть сомнения эти не смущают дающего. Как истратит просящий полученное подаяние — это уже его воля и он сам ответит за содеянное перед Богом, ваше же дело милостыню подать. И не задумывайтесь, кому именно подать — подайте тому, при виде которого у вас возникает желание помочь ему. И пусть не смущает вас то, что вы вынуждены пройти мимо многих просящих, не подавая им, — кто-нибудь все равно это сделает. Возьмите за правило подавать один раз в день или раз в неделю (по вашим возможностям), отложив заранее сумму для подаяния и не смущайтесь, что не можете подать всем. Подавая же, говорите: «за усопшего раба Божьего (имя)», или же помяните имя усопшего про себя — Господь услышит вашу просьбу и преклонит милость Свою к вашему почившему близкому.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Немалую пользу почившим доставляет в память их милостыня. Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».
Если же почивший, в память о котором творится милостыня, за веру свою, добрые дела и молитвы за него живущих уже удостоился от Господа венца нетления, то Спаситель милость Свою полностью обращает к дающему. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Почему Церковь не молится за некрещеных, неправославных, еретиков и самоубийц?

К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников.
Церковь за некрещеных не молится, т. к. эти люди еще при жизни лишили себя возможности получить православное христианское поминовение, не вошли в спасительную ограду Церкви. По Уставу Церкви также нельзя совершать православные обряды погребения и церковного поминовения людей крещенных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой, или, считаясь православными, увлекались восточными мистическими религиями, искажали Слово Божие, толкуя Евангелие по своему мудрованию, ища в нем якобы скрытый смысл для посвященных. Раньше таких людей отлучали от Церкви (провозглашали анафему) — ныне такое делается очень редко, но эти люди отлучили себя от Церкви сами. Странно было бы совершать молитвы наравне с верными и за людей неправославной веры, не признавших Православную Церковь за Церковь истинную, и, тем самым, выступавших против нее.
Самоубийцы же — люди, отказавшиеся нести своей жизненный крест, восставшие против Божиего промысла, против Божией воли, против Его Церкви.
По учению святого апостола Павла Церковь есть живое Тело Христово, а Он — Глава, все же верующие — члены, так сказать, — живые клеточки этого великого организма, одушевляемого Духом Божиим. Некрещеные люди, равно как и еретики, есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви, потому и бесполезно заботиться о мертвом члене, бесполезно и молиться о нем. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно. Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога, уподобляются гнилому зерну, брошенному в пашню вместе с зернами здоровыми. И как такому зерну, в отличие от зерен неповрежденных гнилью, не помогает ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца, так и душам, погасившим в себе Дух Христов, трудно получить помощь от молитвы близких.
Часто приходится слышать упреки, что Церковь, мол, жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины. Один боялся потерять положение, другой — должность, кто-то стеснялся или ему было некогда, но в основе всего лежит их неверие в Бога. И это неверие, отрицание Бога душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает. И поэтому молитва за неверующего даже опасна для души молящегося.
Еще опаснее молиться за самоубийц, т. к. воспринимая память о душе усопшего, молящийся вместе с тем делается как бы общником и его душевного состояния, входит в область его душевных томлений, соприкасается с его грехами, неочищенными покаянием.
Существует расхожее мнение, что есть специальный день, когда Церковь совершает молитвы за самоубийц. Это не верно. Такого дня нет.
Если усопший был православным христианином и когда-то в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение. А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? Как можно, молясь за некрещеного или крещенного, но отошедшего от веры, допустить себя до некоторого прикосновения к тому богоборческому настроению, которым душа их была заражена? Как восприять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, коими были полны их души? Не значит ли это — подвергать свою душу опасности заражения такими настроениями? Обо всем этом должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.
Если человек по слабости плоти и имел грехи, но провел свою жизнь в истинном покаянии, в стремлении изжить их из себя, то стремление это и покаяние, становясь состоянием его души, переносится в мир иной при смерти человека и становится благодатной почвой для восприятия молитв живущих. Неверие же, жестокосердие, нераскаяние, насмешливое или враждебное отношение к Церкви — есть не что иное, как хула на Духа Святого. В Евангелии же сказано, что все может проститься человеку, но хула на Духа Святого не прощается.
Загробная участь душ, просветившихся истинной верой, но отошедших от нее или ее не принявших, приоткрывается из жития преподобного Макария Египетского:
Проходя по пустыне, преподобный нашел человеческий череп, который оказался черепом языческого жреца и заговорил с ним. Рассказывая про адские мучения, череп поведал: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас».

Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных

Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни.
Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как.
На что старец ответил:
«Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:
«Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постава мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя».
Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную в предыдущей главе, для совершения до машней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.
По примеру этой молитвы можно молиться и за некрещеных (отошедших в жизнь вечную непросвященными верою Православной), а также крещенных, но отступивших от веры (отошедших в жизнь вечную в отступлении от Святой Православной Церкви).
В этом наставлении для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании себя и покойного воле Божией, всегда благой и премудрой. А то, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца.
Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие своих молитв. «Когда ты молишься за мертвых, — отвечал череп, — то мы чувствуем некое утешение».
Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение. Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.
Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших неправославных. Святой этот — мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году.
Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.

Молитва святому мученику Уару

О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностью по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами Твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенный, умершия некрещеными, потщийся испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Участь младенцев, умерших некрещеными и погибших в утробе матери.

Участь младенцев, умерших некрещеными, всегда вызывает много вопросов. Действительно, если грех взрослых, не принявших Святое Крещение, очевиден, то должны ли за это отвечать младенцы, целиком и полностью зависимые от воли их родителей? Да и вообще, могут ли быть грехи у младенцев, особенно у тех, кто даже не появился на свет и погиб в утробе матери? Тем не менее Церковь их не отпевает и не поминает. Почему? Да потому что, не приняв Таинства Крещения, они не являются членами Церкви, не принадлежат Телу Христову со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В Евангелии сказано: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3,5), поэтому все некрещеные не наследуют Царство Божие, в том числе и некрещеные младенцы. Но неужели невинные младенцы окажутся в геенне огненной? Святые отцы отвечают отрицательно на этот вопрос из-за отсутствия вины младенцев в неприятии Бога. Вина эта полностью возлагается на их родителей. Участь же младенцев полностью возлагается на милосердие Божие. Поэтому родителям младенцев, умерших некрещеными, нужно уповать на милость Божию и каяться в том, что не позаботились о своем дитяти при его жизни и обрекли душу его на неопределенное положение в загробном мире.
Рассуждения эти относятся не только к младенцам, жившим и по каким-то причинам умершим, но и к младенцам, погибшим в утробе матери, т. к. Церковь всегда смотрела на зачатый в утробе матери плод как на человека. В любых обстоятельствах женщина-мать несет ответ перед Создателем за участь младенца в загробном мире, загубленного в утробе, даже если плод был извергнут невольно, т. к. гибель возможна либо по неосторожности матери, либо допускается попустительством Божиим за грехи родителей. Есть довольно веские основания считать, что большинство мертворожденных детей были зачаты родителями в те дни, в которые Церковь рекомендует супружеское воздержание. И хотя Церковь не молится за души младенцев, в утробе погибших, возлагая заботу о их участи на Милосердного Бога, домашняя молитва матери не возбраняется, а даже поощряется. Молиться можно молитвой, составленной Стефаном, архиепископом Вифлеемским, для матерей, невольно младенцев извергших, но не убивших сознательно: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их Света Твоего Божественного».
В синодике митрополита Новгородского и Петербургского Григория была следующая домашняя молитва за некрещеных младенцев, нечаянно погубленных своими матерями: «Помяни, Человеколюбце Господи, души отшедших раб Твоих — младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некой неосторожности, и потому не приняли Святого Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию».
Эти молитвы не относится к матерям, сознательно убившим своего ребенка во чреве, сделав аборт, т. к. они являются убийцами, а специальной молитвы для убийц в Церкви нет. В отличие от младенцев, погибших нечаянно, души младенцев, погубленных в утробе по воле их матерей, в течение их короткой жизни испытали ужас и боль во время совершения их убийства, о котором они, связанные невидимой духовной нитью с матерью, знали заранее и с ужасом ожидали этого часа. Их мученическая смерть ужасна и от того, что совершалась она по воле и желанию их родителей. Воистину велик грех как матери, так и отца младенца, с согласия которого это убийство совершалось.
В прошлые времена мать-убийца, извергшая плод по своей воле, была довольно редким явлением. Церковь накладывала на таковых длительное время покаяния и не допускала до Святого Причастия 10 лет. Ныне детоубийство стало обычным явлением современной жизни и при общественном попустительстве многие не ведают, что творят. Если женщина совершила грех детоубийства или не позаботилась о крещении своего ребенка (а это уже грех убийства духовного) и он умер некрещеным, надо молить Господа о прощении своего греха, искупить грех добрыми делами: взять под свою опеку ребятишек из детского приюта, помочь многодетной семье, а если есть возможность, то взять в свою семью на воспитание брошенного ребенка. Заботиться нужно прежде всего о спасении своей души, предоставив Всемилостивому и Всеблагому Богу участь вашего младенца. В надежде не попасть в бездну мучений молите Господа простить ваш страшный грех.

О снах и явлениях умерших

Практически все сведения о загробной жизни получены живыми во время сновидений или от умерших, являющихся им по воле Божией. О сонных видениях, во время которых видевшие их получали важные для них сведения, написано во многих местах Священного Писания. Но в то же время из жития святых известно, как осторожно относились духовные люди к любым явлениям из загробного мира, будь они во сне или наяву, опасаясь бесовских искушений.
Современные люди, как правило не имеющие духовного опыта, очень часто из-за своего нездорового интереса к потусторонней жизни попадаются в сети лукавого. Некоторые, даже глубоко верующие люди, буквально одержимы размышлениями о своих снах. Каждое утро, просыпаясь, они начинают свой день не с молитвы, а с разбора и анализа своих сновидений. Любой сон они готовы истолковать, как Божье послание, даже не предполагая, что могут попасть под влияние князя тьмы, который потихоньку, исподволь, через вещие сны может изменить их жизнь и сделать своими рабами.
Нужно помнить, что сны-видения, в которых события воспринимаются ясно, как наяву и которые попускаются Богом с целью вразумить живущих, — явление довольно редкое. Но нужно ли именно нам такое вразумление? Недостаточно ли примеров из жития святых и случаев, приведенных в православной литературе? Для чего это нездоровое стремление познать все на своем опыте, подвергая себя опасности попасть под влияние духов тьмы — мастеров подделки под Ангелов света?
Из святоотеческого наследия известно достаточно случаев о кознях дьявола, который искушал праведников явлением бесов под видом усопших близких, святых и даже самого Иисуса Христа. И нужно отметить, что не все распознавали истинную суть явлений и были обмануты бесами в свою погибель, хотя обманутые и вели высокодуховный образ жизни. Тем более опасен всякий контакт с пришельцами из загробного мира для современных людей, не имеющих практически никакого опыта в духовной борьбе.
Если же вам приснился умерший близкий, а сон был необычен и больше был похож на явь, то сходите в церковь, подайте заказную записку о упокоении с именем умершего на литургию, подайте в память о нем милостыню, отнесите еду на панихидный стол. Будьте бдительны и при прочих явлениях в виде ангелов и святых. По своей греховности и духовной слабости вряд ли мы достойны явления истинных Ангелов света. Ну, а как быть, если пришельцы из загробного мира появились и даже заговорили? Как распознать, явились ли они по воле Божией или это искушающие нас посланники князя тьмы? «Испытывайте духов, от Бога ли они» — советует апостол Иоанн.
Крестное знамение — главное оружие против бесов.
Не выносят они Святого Креста и сами сотворить крестное знамение не в состоянии.
Расскажите о явлении духовнику.

22 февраля, за неделю до Великого поста, перед началом Масленицы, на Мясопустной седмице отмечается первая вселенская родительская суббота. А на следующий день Церковь вспоминает Страшный суд - Второе пришествие Христа. Усопшие сродники ждут, чтобы мы, ныне живущие, протянули им руку помощи. Ждут наших усердных молитв и поданной за них милостыни. Для тех, кто в этом сомневается, приводим житейскую историю, записанную Марией Ивановной Павлуниной.

Мария, жена моего родного брата Николая, работала продавцом в буфете в одном из ресторанов Арзамаса. Заведующей этого ресторана была добрая женщина. У нее была единственная, уже почти взрослая дочь Светлана, и они с мужем были счастливы. А у Марии с Николаем было трое маленьких детей.

В 1968 году Николай заболел гриппом и умер. Мария похоронила мужа по-христиански. И после этого всегда заботилась о нем: подавала милостыню и записки в храм о его упокоении. Заведующая соболезновала Марии как вдове с тремя детьми, но, одновременно, пыталась удерживать от ненужной, по ее мнению, заботы об усопшем муже. Однажды она по-дружески сказала Марии: «Зачем ты тратишь деньги и продукты на это пустое дело? Ведь никакого Бога нет, я убеждена в этом и считаю себя атеисткой».

Прошло два года. У заведующей неожиданно заболела и умерла дочь. Она похоронила Светлану по-светски - с музыкой, не обращаясь к Церкви.

В один из осенних дождливых дней, в конце рабочего дня, заведующая купила несколько штук свежей рыбы, положила в сетку и отправилась домой. По дороге ей встретился нетрезвый мужчина. Увидев в сетке рыбу, он попросил дать ему одну штуку. Женщина ответила отказом, но он неотступно повторял свою просьбу. Тогда заведующая в порыве гнева вынула из сетки рыбину и резко, почти броском сунула ему в руки. Мужчина не смог ее ухватить, и она упала в грязь. Он наклонился, поднял эту рыбу за хвост, поблагодарил заведующую и пошел довольный. Она подумала, глядя ему вслед: «На выпивку у него деньги есть, а на еду - нет. Вот, теперь будет есть эту грязную рыбу…»

После этого случая прошло больше полугода. Заведующая увидела странный сон. Она - в темном сосновом бору. Огромные сосны растут рядами, а в междурядьях, один за другим, стоят круглые столики, на каждом из них горкой лежат продукты. Она удивилась: откуда это, и кто мог все так устроить? Женщина прошла мимо длинного ряда столиков и вышла на опушку. Там тоже стоял один столик, только на нем ничего не было, а рядом стояла девушка Надя, подруга ее умершей дочери. Она спросила Надю: «Что ты здесь делаешь?» - «Я жду Светлану, она должна сейчас подойти». В этот момент подбежала Светлана, держа в руке за хвост грязную рыбину. Надя спросила подругу: «Это у тебя все?» - «Да, у меня больше ничего нет…»

Заведующая проснулась, и больше не могла уснуть. Ей казалось, что ее как будто кипятком ошпарило! Она вспомнила пьяного мужчину, который нахально выпросил у нее эту рыбу. Теперь она мысленно благодарила его.

Утром, придя на работу, заведующая пригласила Марию в свой кабинет и сквозь слезы подробно рассказала удивительный сон. «Теперь, - говорила она, - я уверовала в Бога. Убедилась, что Он есть. И я буду молиться Ему. В моей душе все перевернулось!»