Курсовая работа организация кабельного и эфирного вещания

Являются :

  1. исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров – постановщиков спектаклей (исполнения), при условии, что форма исполнения допускает его воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  2. фонограммы – любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений (за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение);
  3. сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
  4. базы данных (материалы, составляющие их содержание);
  5. произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

При отчуждении оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом публикатора на отчуждаемое произведение, это исключительное право переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Организации эфирного и кабельного вещания

эфирный вещание правовой охрана

Под организациями вещания понимаются юридическое лицо - радио- и телестудии, а также иные организации, занимающиеся распространением звука и/или изображений средствами беспроволочной связи (организации эфирного вещания) либо сообщающие их публике посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств (организации кабельного вещания). отображений).

Как и производители фонограмм, сами они не создают творческих произведений, а лишь осуществляют их использование посредством передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю. Помимо этого, организации вещания готовят и доводят до сведения публики разнообразные передачи, которые далеко не всегда обладают признаками произведений науки, литературы и искусства. Однако имущественные интересы их создателей нуждаются в правовой охране. С одной стороны, на создание радио- и телепередач, включение в них творческих произведений, исполнений, фонограмм и т.д. затрачиваются, как правило, значительные средства, которые должны окупаться за счет монопольного права на их использование. С другой стороны, при выходе в эфир или сообщении для всеобщего сведения по кабелю любая передача может быть записана с минимальными затратами сил и средств и в последующем использоваться третьими лицами практически в своем первоначальном виде. В этих условиях организации эфирного и кабельного вещания, безусловно, должны иметь право на охрану своих имущественных интересов, которая им и предоставляется российским законодательством.

При этом выделение передач в качестве особых объектов правовой охраны имеет практический смысл лишь в том случае, если сами передачи не являются творческими произведениями. В противном случае их охрана обеспечивалась бы авторским правом и вопрос о необходимости признания за создателями передач еще каких-либо прав просто не возникал бы. В этой связи следует различать передачи организаций эфирного или кабельного вещания как объекты смежных прав и передаваемые в эфир или по кабелю произведения как объекты авторского права.

Передачи, предназначенные для выхода в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, представляют собой результат организационных, финансовых и технических усилий организаций вещания, направленных на создание относительно целостных и завершенных информационных блоков, адресованных определенной аудитории зрителей и/или слушателей. В состав передач могут входить и творческие произведения, права на использование которых организации вещания приобрели в установленном законом порядке.

Как правило, передачи создаются самими организациями вещания посредством деятельности их работников в рамках полученного от организации служебного задания. Однако нередко передачи готовятся лицами, являющимися самостоятельными субъектами гражданского права, которые действуют на основе получения заказов и за счет средств организаций-заказчиков. Не исключается и инициативная подготовка передач, права на использование которых в последующем переуступаются организациям вещания.

Хотя основная практическая надобность в особой правовой охране прав организаций вещания возникает с момента выпуска передач в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, сами передачи становятся объектами правовой охраны с момента их создания. С этим положением не согласен Э.П. Гаврилов, по мнению которого до реального выхода в эфир (сообщения для всеобщего сведения по кабелю) никаких смежных прав на передачи у организаций вещания не возникает, и на записи будущих передач распространяются фонограммные или авторские права как на звуко- и видеозаписи. С данными суждениями трудно согласиться по следующим основаниям.

  • 1. Если принять данную точку зрения, то стираются всякие грани между авторскими произведениями, фонограммами и передачами вещания. Нет никакого смысла выделять особые права организаций вещания, если они одновременно (кроме, пожалуй, случаев прямой трансляции) обладают авторскими или фонограммными правами на свои передачи. При этом ошибка Э.П. Гаврилова базируется на том, что он безосновательно отождествляет звуко- и видеозаписи, о которых упоминается в п. 2 ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" как об объективных формах существования произведений, с самими произведениями как объектами авторского права.
  • 2. Если следовать логике Э.П. Гаврилова, то после выпуска передачи в эфир (сообщения для всеобщего сведения по кабелю) происходит изменение правового режима передачи, в результате которого круг прав организаций вещания существенно сужается по сравнению с теми правами, которыми они обладали до этого момента.
  • 3. Если исходя из Закона различать передачи организаций вещания, с одной стороны, и, объекты авторского права и фонограммы, с другой, то необходимость выделения передач как особых объектов правовой охраны еще до выхода их в свет является достаточно очевидной. Как уже отмечалось, такие передачи могут создаваться по заказам организаций вещания или в инициативном порядке другими лицами и передаваться организациям вещания для использования на договорной основе. Не возникает сомнений и относительно возможности нарушения прав на передачу еще до момента ее обнародования.
  • 4. Существование передач как особых объектов смежных прав до их обнародования подтверждает п. 5 постановления Верховного Совета РФ "О порядке введения в действие Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"", в котором говорится о 50-летнем сроке их охраны, исчисляемом с момента их правомерного обнародования или создания, если они не были обнародованы.
  • 5. С мнением Э.П. Гаврилова о том, что смежные права у организаций вещания появляются лишь в момент выхода их передач в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю, можно было бы согласиться в том случае, если бы Закон, с одной стороны, четко различал передачи как таковые и записи этих передач, а с другой, приравнивал бы записи передач к фонограммам или аудиовизуальным произведениям. Между тем из Закона следует обратное, а именно: передачи вещания и записи этих передач рассматриваются как нечто единое и, напротив, записи передач отграничиваются от фонограмм и аудиовизуальных произведений. Наглядным подтверждением первого положения служит, в частности, то обстоятельство, что права организаций вещания на их передачи никак не различаются в зависимости от того, о каких передачах идет речь -- о прямых трансляциях или передаваемых в эфир или по кабелю записях передач. О справедливости второго положения свидетельствует наделение организаций вещания правом на воспроизведение записей их передач (подл. 4 п. 2 ст. 40, подл. 4 п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"), что было бы излишним, если бы записи передач приравнивались к фонограммам или аудиовизуальным произведениям.

Таким образом, передачами вещания должны считаться любые предназначенные для использования путем передачи в эфир и/или сообщения для всеобщего сведения по кабелю звуки и/или изображения, которые не являются в целом творческими произведениями, независимо от того, переданы ли они в эфир (по кабелю) или только еще подготовлены (записаны) для эфира (сообщения для всеобщего сведения по кабелю).

Наряду с передачами, как объектами смежных прав, организации вещания передают в эфир или по кабелю творческие произведения, права на использование которых приобретены ими в установленном законом порядке. Никаких особых смежных прав у организаций вещания при этом, как правило, не возникает, так как в данном случае отсутствует какой-либо дополнительный объект правовой охраны, кроме самого произведения. Однако в тех случаях, когда передача произведения в эфир или по кабелю сопровождается дополнительными сюжетами, комментариями, интервью и т.п., у организаций вещания могут возникнуть особые смежные права на саму передачу, одной из составных частей которой является творческое произведение.

За организациями эфирного или кабельного вещания закон закрепляет в отношении их передач исключительные права использовать передачи в любой форме и давать разрешение на использование передач, включая право на получение вознаграждения за предоставление таких разрешений (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). Данная общая формула свидетельствует о том, что за исключениями, прямо указанными в законе, организации вещания обладают всей полнотой прав по использованию передач. Права, прямо перечисленные в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", представляет собой лишь наиболее значимые правовые возможности организаций вещания и не исчерпывают собой всех принадлежащих им прав.

Например, в названных статьях не указано такое право организаций вещания, как выдача другим организациям, осуществляющим тот же вид вещания, разрешений на передачу в эфир или по кабелю уже выходивших в эфир или передававшихся для всеобщего сведения по кабелю передач. Какие-либо сомнения в том, что такое право у организаций вещания имеется, едва ли могут возникнуть. Конечно, при желании соответствующую возможность организаций вещания можно обосновать другими их правами, в частности правом на запись передачи, поскольку повторно передать передачу в эфир или по кабелю можно, лишь предварительно ее записав. Однако подобный подход искусственного выведения одних прав из других отстоит от истинного смысла закона значительно дальше, чем прямо опирающийся на п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" вывод о неисчерпывающем перечне имущественных прав организаций вещания.

Среди прямо названных в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" прав организаций вещания прежде всего выделяется их право разрешать одновременно передавать в эфир или одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю их передачи другими организациями эфирного или кабельного вещания. Иными словами, в данном случае речь идет о праве на ретрансляцию передач, которая осуществляется с помощью современных технических средств. Выделение указанной правовой возможности обусловлено наличием особого интереса именно в первом сообщении публике той или иной передачи. Ярким примером может служить передача в эфир или по кабелю спортивных состязаний. Однако ретрансляция возможна в отношении не только передачи в эфир или по кабелю "живых" событий, но и впервые обнародуемых записей ранее подготовленных и записанных передач.

К указанному праву близко примыкает право сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (право организаций эфирного вещания) и право передавать передачу в эфир (право организаций кабельного вещания). Закрепление данных прав за организациями вещания соответствующего вида вполне оправданно, так как ими регулируются хотя и близкие, но самостоятельные способы использования передач. Сообщение эфирной передачи по кабелю, равно как и выход в эфир передачи кабельного вещания, охватывает собой как ретрансляцию, так и последующее использование уже обнародованных передач. Естественно, в последнем случае используется запись передачи, осуществление которой регламентируется законом самостоятельно.

По смыслу закона под записью передачи подразумевается лишь первая фиксация звуков и (или) изображений, образующих передачу, с помощью технических средств в какой-либо материальной форме (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение и сообщение. В строгом смысле слова записать можно либо передачу, которая готовится для эфира или сообщения для всеобщего сведения по кабелю заранее, либо передачу, представляющую собой прямую трансляцию с места событий. Если же записывается передача, которая сама передается в эфир или по кабелю с использованием записи, эти действия должны квалифицироваться как воспроизведение записи.

По общему правилу, записывать передачи эфирного или кабельного вещания можно лишь с согласия их правообладателей (право на запись передач). Поэтому любая несанкционированная запись чужих передач, за исключением случаев, указанных в ст. 42 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", представляет собой нарушение смежных прав организаций эфирного или кабельного вещания, хотя бы данная запись и не была предназначена для коммерческого использования.

Помимо права контроля над записью передачи организации эфирного или кабельного вещания обладают правом на воспроизведение записи передачи. Под воспроизведением записи передачи понимается изготовление одного или более экземпляров записи передачи или ее части на любом материальном носителе. Изготовленные путем воспроизведения экземпляры записи передачи могут в дальнейшем использоваться путем распространения, включая их продажу и сдачу в прокат; с их помощью эфирная передача может разойтись по кабельным сетям; на основе экземпляров записи различных передач могут составляться новые передачи и т.п.

Между тем, наделяя организации вещания правом на воспроизведение записи передачи, закон хранит молчание в отношении права на распространение экземпляров записи передачи, без которого воспроизведение (тиражирование) записи практически утрачивает смысл. Произошло это, видимо, в силу того, что такой способ использования передач, как распространение экземпляров их записи, для рассматриваемой сферы нехарактерен. Кроме того, по логике составителей проекта Закона, сделав запись передачи и размножив ее, организация вещания, в зависимости от вида записи, приобретает право контроля над распространением экземпляров записи передачи либо как производитель фонограммы (подп. 3 п. 2 ст. 38 Закона), либо как создатель аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 16 Закона). Хотя подобный подход в теоретическом плане не вполне корректен ввиду того, что одни и те же объекты охраны выступают одновременно в разных качествах, в практическом отношении он обеспечивает организациям вещания возможность осуществлять контроль за распространением экземпляров записи их передач.

В соответствии с п. 3 ст. 40 и п. 3 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" исключительное право организаций вещания на воспроизведение записи передачи не распространяется на случаи, когда: а) запись передачи была произведена с согласия организации вещания; б) воспроизведение передачи осуществляется в тех же целях, в которых была произведена ее запись в соответствии с положениями ст. 42 Закона (случаи свободного использования объектов смежных прав).

Указанные случаи представляют собой два самостоятельных ограничения из сферы рассматриваемого права. При этом особое упоминание о возможности воспроизведения записи передачи в целях, предусмотренных ст. 42 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", является, во-первых, излишним, так как данные действия полностью покрываются указанной статьей, и, во-вторых, не вполне корректным, так как предусмотренные ст. 42 Закона случаи свободного использования передач организаций вещания затрагивают помимо права на воспроизведение записи передачи и другие права организаций вещания. Поэтому заслуживает краткого анализа лишь первое из предусмотренных Законом ограничений права организаций вещания на воспроизведение записи передачи.

В соответствии с буквальным смыслом абз. 2 п. 3 ст. 40 и абз. 2 п. 3 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" организации эфирного или кабельного вещания лишаются контроля над воспроизведением записи своих передач, как только выдают разрешения на их запись. В отличие от п. 3 ст. 37 Закона, посвященного аналогичному ограничению права исполнителя на воспроизведение записи исполнения (постановки), в рассматриваемых статьях не упоминается о том, что воспроизведение записи передачи может осуществляться лишь в тех же целях, для которых было получено согласие организаций вещания при записи передачи. Указанное обстоятельство является не более чем упущением законодателя и не должно расцениваться как его сознательное стремление придать данному исключению столь широкое значение, как это может показаться на первый взгляд.

В самом деле, не поддается никакому разумному объяснению такое толкование Закона, при котором дача согласия на запись передачи означает во всех случаях и согласие на воспроизведение данной записи независимо от целей, в которых это делается. Предположим, одна организация вещания разрешает другой организации вещания записать свою передачу для последующего повторного доведения ее до сведения публики. Разве это означает, что эта вторая организация получила возможность тиражировать экземпляры записи передачи и распространять их путем продажи или сдачи в прокат? Для совершения подобных действий должно быть получено специальное разрешение первой организации вещания.

Таким образом, по смыслу Закона возможность воспроизводить запись передачи появляется лишь у тех лиц, которые не только получили у правообладателей право на запись передачи, но и не выходят за рамки тех целей, для которых было получено согласие на запись передачи. Однако в связи с размытой позицией законодателя по данному вопросу при выдаче организациями вещания разрешений на запись передачи целесообразно прямо оговаривать цели, для которых будет использоваться, в том числе тиражироваться, запись передачи.

Наконец, в п. 2 ст. 40 и п. 2 ст. 41 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" особо выделяется право организаций вещания сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом. Указанный вид использования передач распространяется на их использование в концертных залах, клубах, кинотеатрах, видеосалонах и иных заведениях, в которых со зрителей или слушателей взимается особая плата за просмотр или прослушивание передач организаций вещания. Напротив, на использование передач в ресторанах, кафе, гостиницах, домах отдыха, поездах и других местах, где указанные услуги входят в стандарт обслуживания и особой платой не облагаются, действие данного права не распространяется.

Наделение организаций вещания рассматриваемым правом вполне оправданно ввиду того, что за счет использования созданных ими передач извлекается доход лицами, которые сами никаких средств в создание или приобретение передач не вкладывали. Его действие распространяется как на случаи платного просмотра или прослушивания передач, которые транслируются прямо в эфир или передаются по кабелю, так и на случаи просмотра или прослушивания записи передачи, зафиксированной на материальном носителе. В последнем случае организаторы платного просмотра (прослушивания) должны дополнительно получить согласие организации вещания на запись передачи или приобрести экземпляр записи передачи, правомерно введенной в гражданский оборот.

Статья 1329. Организация эфирного или кабельного вещания
Большую группу обладателей смежных прав составляют организации эфирного и кабельного вещания - телерадиокомпании, передающие широкому кругу лиц звуковые и изобразительные сообщения. Под эфирным вещанием понимается вещание средствами беспроводной связи (радиовещание, спутниковое вещание), под кабельным вещанием - вещание с использованием соединительных элементов: кабеля, проводов, оптического волокна и т.п.
Комментируемая статья исходит из того, что в качестве организации эфирного или кабельного вещания может выступать только юридическое лицо. Это значит, что только юридическое лицо может быть субъектом соответствующих смежных прав.

Специальная норма

Согласно п. 5 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 N 1359) (с изменениями) заявки о выдаче лицензий на осуществление теле- и (или) радиовещания принимаются от юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Действительно, как правило, телерадиокомпании выступают в гражданском обороте в форме юридических лиц. Однако в законодательстве не наблюдается однозначного, последовательного запрета на осуществление вещания физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Так, согласно п. 7 раздела III Положения о проведении конкурса на получение права на наземное эфирное телерадиовещание, а также на разработку и освоение нового радиочастотного канала для целей телерадиовещания (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 N 698) (с изменениями) лицензия на право вещания может быть предоставлена как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям. Кроме того, согласно ст. 2, 7, 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-I "О средствах массовой информации" (Закон о СМИ) физическое лицо вправе выступать в качестве редакции и учредителя средства массовой информации, а также в качестве распространителя продукции средства массовой информации. К средствам массовой информации относятся, в частности, периодические теле- и радиопередачи.
В связи с этим представляется, что термин "организация эфирного или кабельного вещания" следует трактовать широко, включая в него все хозяйствующие субъекты, законно осуществляющие вещание. Иное понимание этого термина вступает в противоречие с принципом равенства хозяйствующих субъектов в гражданском обороте и с принципом свободы массовой информации, закрепленным в ст. 1 Закона о СМИ.

Статья 1330. Исключительное право на сообщение радио- или телепередач
1. Организации эфирного и кабельного вещания выполняют функцию доведения до сведения публики произведений - объектов авторских прав, поэтому по праву наряду с исполнителями и производителями фонограмм входят в число обладателей прав, смежных с авторскими.
Объектом смежных прав вещательных организаций являются сообщения радио- и телепередач, правомерно передаваемые ими в эфир или по кабелю. Хотя передача таких сообщений носит скорее технический, чем творческий характер, организация такой передачи и всего процесса вещания требует значительных усилий и инвестиций. При этом в процессе осуществления трансляции сообщений радио- и телепередач, эти сообщения могут быть легко зафиксированы и скопированы третьими лицами в целях дальнейшего распространения и получения имущественной выгоды без особых затрат. Поскольку такие действия неизбежно сокращают аудиторию вещательной организации, впервые выпустившей сообщение передачи, этой организации должно быть предоставлено средство для защиты своих интересов от недобросовестных конкурентов. В качестве такого средства выступает закрепленное в комментируемой статье исключительное право на сообщение радио- или телепередач.
Исключительное право возникает с момента осуществления вещания сообщения (по факту), оно не требует регистрации или иного формального подтверждения. Осуществив вещание сообщения, организация-правообладатель по своему усмотрению может использовать это сообщение и запрещать другим лицам такое использование. Распоряжение исключительным правом осуществляется в общем порядке (ст. 1233-1238 ГК).
2. Комментируемая статья содержит открытый перечень способов использования охраняемых сообщений. По сравнению с предшествующим законодательством в этом перечне дополнительно появилось право на доведение до всеобщего сведения (см. подп. 5 п. 2 статьи), рассчитанное на использование охраняемых сообщений в сети Интернета.
3. К праву использования сообщения радио- или телепередачи применяется ограничение, предусмотренное п. 3 ст. 1317 ГК, оно касается записей охраняемого сообщения, сделанных с разрешения правообладателя. Воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение таких записей допускается безвозмездно, но в тех же целях, для которых было получено согласие правообладателя при записи.
4. Исключительное право организации эфирного или кабельного вещания является самостоятельным и существует независимо от других исключительных прав, которые могут быть воплощены в радио- или телепередаче, сообщение которой выпускается вещательной организацией. Все эти права существуют и охраняются параллельно.
В связи с этим лицу, собирающемуся использовать сообщения радио- или телепередач на основании лицензионного договора с вещательной организацией, необходимо получать дополнительно разрешения других правообладателей, чьи охраняемые объекты содержатся в радио- или телепередаче. Процесс получения этих многочисленных разрешений призвана организовать система коллективного управления авторскими и смежными правами (ст. 1242-1244 ГК), чтобы путем заключения единого договора пользователь получал комплекс авторских и смежных прав, а затем уплаченное им вознаграждение пропорционально распределялось между всеми правообладателями.

Статья 1331. Срок действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи, переход этого права к правопреемникам и переход сообщения радио- или телепередачи в общественное достояние
Комментируемая статья устанавливает срок охраны смежных прав вещательных организаций, вполне соответствующий международным стандартам, закрепленным в Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) (20 лет) и в принятой в рамках Европейского Сообщества Директиве 93/98/EEC от 29.10.1993 (50 лет).

Статья 1332. Действие исключительного права на сообщение радио- или телепередачи на территории Российской Федерации
Сообщениям радио- и телепередач предоставляется охрана при наличии в совокупности двух условий:
1) нахождение вещательной организации на территории России;
2) нахождение ее передатчиков, транслирующих сообщения на территории России.
Сообщениям радио- и телепередач зарубежных правообладателей охрана предоставляется на основании Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания 1961 г., в которой Россия участвует с 26 мая 2003 г., а также Брюссельской конвенции о распространении спутниковых сигналов, несущих программы 1974 г., в которой Россия участвует с 20 января 1989 г.
Указанные конвенции не затрагивают права организаций кабельного вещания.

Субъект сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания

Аналогичных выводов Мосгорсуд придерживается и в отношении радиоканалов. Так, определением № 2и-0539/2015 от 18 декабря 2015 г. Мосгорсуд удовлетворил заявление о принятии предварительных обеспечительных мер, направленных на обеспечение защиты смежных прав на сообщение в эфир и по кабелю радиоканала "Ретро FM", размещенное на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Объект смежных прав вещательных организаций

Следующий вопрос, на который нужно ответить в контексте поставленной темы - что же является объектом смежного права вещательных организаций? В литературе встречаются позиции о том, что под объектами права организаций эфирного и кабельного вещания понимаются исключительно передачи указанных организаций.

Данный вывод строился на основании того, что в ранее действовавшем Законе об авторском праве предусматривалась охрана исключительных прав организаций эфирного вещания (ст. 40) и организаций кабельного вещания (ст. 41). Объектом охраны организаций эфирного или кабельного вещания согласно статье 4 Закона об авторском праве признавалась передача, созданная самой организацией, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией, т.е. результат организационно-технических действий организаций вещания (определенная программа).

При этом, совсем в одном из недавних решений Суд по интеллектуальным правам выразил противоположенную позицию, указав на то, что такой объект интеллектуальной собственности как телеканал российским законодательством не предусмотрен (Постановлении Суда по интеллектуальные права от 26.08.2016 по делу№ А41-47171/2015).

С таким подходом нельзя согласиться, поскольку фактически телеканал — это совокупность программ, указанных в сетке вещания, поэтому обращаясь за защитой прав на телеканал, правообладатель просит защитить программы, перечень которых можно увидеть в сетке вещания.

Однако встречаются ситуации, когда вещатель указывает на нарушение его смежных прав, вызванных незаконным использованием отдельных передач. Подобные заявления не вызывают у судов отрицательной реакции .

С данным подходом трудно поспорить, поскольку данные программы являются составной частью соответствующего телерадиоканала. При таком подходе на практике может возникнуть вопрос: является ли незаконное использование нескольких передач одного телерадиоканала одним нарушением или незаконное использование каждой отельной передачи является самостоятельным нарушением?

Проводя аналогию с практикой применения нормы авторского права, допускающей возможность нарушения авторского права на часть произведения, как объекта охраняемых авторских прав, и взыскание данной компенсации за каждый факт такого нарушения, при условии, что такая часть может быть признана самостоятельным результатом творческого труда , можно сделать вывод, что незаконное использование каждой передачи, как составной части телерадиоканала, имеющей самостоятельное значение, является отдельным нарушением.

Подобная позиция поддерживается немногочисленной практикой. Так, в одном из дел, Суд по интеллектуальным правам согласился с суммой компенсации, рассчитанной, исходя из количества незаконно использованных программ .

При этом, как указывалось выше, правовой охране в качестве объектов смежных прав подлежат только те программы, которые созданы вещателем самостоятельно или иной организацией по его заказу (пункт 3 части 1 статьи 1304 ГК РФ).

Соответственно, в заключении можно сделать окончательный вывод о том, что сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания охраняют как вещание телерадиоканала целиком, так и его отдельных передач, которые созданы вещателем самостоятельно или иной организацией по его заказу.

Соотношение смежных прав вещательных организаций с авторским правом

Исходя из данного решения можно сделать вывод, что вещателям, при наличии лицензионного договора с организациями, осуществляющими управление правами на коллективной основе, не требуется получение согласия авторов на включение их музыкальных произведений в состав программ.

При этом, помимо данного вывода указанный судебный акт еще интересен тем, что он указывает на то, что вещатель имеет право использовать музыкальное произведение в составе программы также при размещении программы в сети Интернет.

Представляется, что к данному выводу стоит отнестись критически, поскольку у вещателя на основании договора с ОКУПом возникает право использования музыкальных произведений при сообщении в эфир или по кабелю, то есть право вещания в Интернете такие организации предоставить не могут, соответственно вещателю, желающему разместить программу -сложный объект в сети Интернет, необходимо получить соответствующее соглашение у правообладателя.

Так, в недавнем Постановлении Суд по интеллектуальным правам поправил свою позицию, указав, что музыкальное произведение, использованное в телепередаче (сложном объекте в смысле статьи 1240 ГК РФ), фрагмент которой был размещен в сети Интернет, представляет собой самостоятельный объект права, в отношении которого ответчик не представил доказательств получения прав от правообладателя или иного уполномоченного лица на использование в сети Интернет .

Соответственно, для размещения в сети Интернет программы, содержащей в себе музыкальное произведение, необходимо получать согласие правообладателя.