Срок исковой давности по авторскому праву. Ситуация: Исковая давность (ст.208 ГК РФ). Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Вопрос: К ст. 208 ГК РФ по сроку исковой давности (авторское право) нужны комментарии, Постановления Пленума ВС РФ (последние) и иные акты по этому вопросу.

Ответ: В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требование о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Указанные блага и права характеризуются тем, что они носят абсолютный и бессрочный характер, а их нарушение непрерывно. Однако защита некоторых из них возможна в пределах давностных сроков. Так, авторство на рационализаторские предложения может быть оспорено только в течение трех лет со дня выдачи удостоверения.

Поскольку право авторства относится к личным неимущественным правам и нет закона, предусматривающего исковую давность для случаев споров об авторстве, имеется возможность в любое время после выдачи патента оспорить и признать его недействительным полностью или частично ввиду неправильного указания автора (соавторов).

Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", право авторства, право на имя, право на обнародование, право на отзыв, право на защиту репутации являются личными неимущественными правами. Поэтому в соответствии со статьей 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется.

К исковым требованиям имущественного характера, например к взысканию гонорара по договору автора с пользователем, применяется общий срок исковой давности в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Данное разъяснение довольно ясно: в отношении требований имущественного характера действует общий срок исковой давности, а на требования, связанные с защитой личных неимущественных прав, срок исковой давности не распространяется. Но есть еще право доступа к произведениям изобразительного искусства, которое по своему характеру также можно охарактеризовать как личное неимущественное право. Представляется, что на требования о защите данного права тоже не будет распространяться исковая давность.

Право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, когда автор в порядке, предусмотренном ст. 1134 ГК РФ, указал лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абз. 2 п. 1 ст. 1266 ГК РФ) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать компенсации морального вреда. Ч. 4 ГК не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. 150 - 152 ГК и 1099 - 1101 ГК.

Личные неимущественные права авторов могут защищать не только сами авторы, но и другие лица. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац второй пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

  • творческий характер создания;
  • объективную форму его выражения.

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

  • официальные документы органов местного самоуправления, а также различных государственных, включая законы, иные нормативные акты, материалы административного, законодательного и судебного характера, судебные решения, официальные документы различных международных организаций и их официальные переводы;
  • знаки и символы, принадлежащие государству (гербы, флаги, денежные знаки, ордена и др.), а также знаки и символы муниципальных учреждений;
  • фольклор (произведения народного творчества), у которого нет конкретных авторов, например, музыка без авторского права - это народные песни;
  • имеющие информационный характер сообщения о фактах и событиях (программы телепередач, новости дня, расписание движения различных транспортных средств и др.).

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Представляет собой закрепленные законом совокупность имущественных и неимущественных прав принадлежащих человек в рамках того, что он создал. Регламентирующие и защищающие отношения по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Написать когда-нибудь интересную и незабываемую книгу мечтают многие. И более того, в мечтах изданный роман все они видят именно бестселлером, переведенным на множество языков мира и раскупаемым многомиллионными тиражами.

Но при этом, витая в мечтах, лишь считанные единицы задумываются о вещах более земных, таких, к примеру, как сотрудничество с издательством и возможности переиздания книги в будущем. Однако защита авторских и смежных прав, при этом далеко не самый последний вопрос, над которым будущему писателю стоит задуматься.

Защита необходима не только в книгоиздательском бизнесе. Эта отрасль права превосходно работает в рекламе и кинематографе, защищая креативные идеи и изображения от воспроизведения в тех или иных вариантах. Ваши права могут быть защищены программы, базы данных и новые разработки, аудио и видео произведения и даже фотографии. Несмотря на то, что большая часть вышеназванных объектов создается при содействии многих людей, авторами могут считаться не все.

К пример у, в соответствии с данным Законом, автором аудиовизуального произведения может быть режиссер-постановщик, композитор и сценарист.

Закон об данном праве и смежных прав в РФ

Правовой порядок определен в части 4 главы 70 Гражданского кодекса (ГК) РФ вступившей в силу 1 января 2008 года, ранее данные нормы регламентировались ФЗ №5351-1 «Об авторских и смежных правах» от 09.07.1993 года. Кроме того, нормы данного права содержатся в некоторых указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Также 20 июля 2004 г. в Закон об авторском праве и смежных правах внесены изменения, которые вступили в силу с 28 июля 2004 г. и затрагивают проблемы прав в Интернете. Эти изменения связаны с требованиями Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (ТРИПС) и с присоединением России к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (13 марта 1995 года).

В действующем законе появились также две новые статьи, расширяющие возможность защиты прав в Интернете. В ст. 48.1 «Технические средства защиты авторского права и смежных прав» установлен запрет на снятие ограничений использования произведений … установленных путем применения технических средств защиты авторского права, которые могут применяться правообладателями для охраны своих прав в цифровой среде.

Ст. 48.2 гласит: «Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация».

Статья №1255 ГК РФ определяет понятие права

1. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

  1. исключительное право на произведение;
  2. право авторства;
  3. право на имя;
  4. право на неприкосновенность произведения;
  5. право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Объекты прав

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

  1. официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  2. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  3. произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  4. сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Субъекты прав

Первоначальным субъектом авторского права является автор (соавторы) – физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение. Презумпция авторства гласит, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. Гражданского кодекса РФ). Когда произведение создается совместным творческим трудом двух или более лиц, возникает соавторство.

Сроки авторских прав

На основании ст. 1281 Гражданского кодекса РФ исключительное авторское право является бессрочным и действует на протяжение всей жизни автора и далее в течение 70 лет после его смерти, начиная с 1 января года, который следует за годом смерти.

Авторское право на результат интеллектуального труда, который создан в соавторстве, также является бессрочным и действует на протяжении всей жизни и далее в течение 70 лет после смерти последнего автора, начиная с 1 января года, который следует за годом его смерти.

В случаях опубликования произведения под псевдонимом, авторское право на него действует на протяжении 70 лет, начиная с 1 января года, который следует за годом его правомерного обнародования. В течение этого срока автор имеет право раскрыть свою личность, и тогда срок действия авторского права будет исчисляться по общему правилу.

Авторы произведений — участники ВОВ приобретают авторские права с увеличенным сроком действия на 4 года. В случаях, когда произведение было опубликовано впервые после смерти автора, его авторское право действует на протяжении 70 лет с момента его выпуска, начиная с 1 января года, который следует за годом обнародования.

Исключительные авторские права

Понятие исключительных прав нашло свое отражены в ГК РФ Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Знак авторского права

Знак «защита авторских прав» выглядит следующим образом — ©. Это латинская буква С (от слова «copyright», означающего «авторское право»), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) — буква С в круглых скобках. Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство.

Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Важно, на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Авторское право в интернете

Информационные ресурсы (сайты, форумы) в сети Интернет состоят из различной информации представленной в электронном виде, это и текстовые, аудио, видеоматериалы, программы, фотографии картинки и прочее.

Интернет сеть позволяет копировать данную информацию, и передавать, а также размещать на сторонних ресурсах.

Доказать, что было началом, яйцо или курица весьма сложно, но возможно.

Статья 144.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет порядок защиты авторских прав в сети интернет.

Суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, заявителя в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», до предъявления иска.

Такое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и подписано квалифицированной электронной подписью в установленном федеральным законом порядке.

Заявление о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», подается в Московский городской суд.

При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», заявитель представляет в суд документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты. Непредставление указанных документов в суд является основанием для вынесения определения об отказе в предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в котором суд разъясняет право на повторную подачу указанного заявления с выполнением требований настоящей части, а также право на подачу иска в общем порядке. При подаче заявления о предварительном обеспечении защиты авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», в соответствии с настоящей статьей посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте Московского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на указанные объекты, могут быть представлены в электронном виде.

Авторское право является

Авторское право распространяется на обнародованные и необнародованные произведения на территории РФ и за её пределами, находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ и за её пределами, и признаётся за авторами независимо от их гражданства.

Источники авторского права

1) Законы:

  • Российские, а именно Конституция, Гражданский, Административный, Уголовный кодексы;
  • Международные.

2) Подзаконные акты:

  1. постановления Правительства РФ;
  2. положения, принятые Правительством РФ;
  3. нормативные акты министерств и ведомств.
  4. постановления Пленумов Верховного и Высшего арбит­ражного судов.

3) Локальные акты:

  1. акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления (организация выставок, вернисажей, реализация произведений искусства);
  2. уставы и положения издательств, редакций газет, журналов;

Авторское право организации

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку. Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам. Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений вошедших составной частью в кинофильм или в телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациям, а на произведения, включенные в эти передачи, — их авторам.

Авторские права на музыку

Организации сферы обслуживания и торговли, от небольших кафе до торговых центров, проигрывают для клиентов музыку. Однако не все знают, что за звучание песен в кафе, салоне красоты или магазине нужно платить вознаграждение правообладателям, в противном случае это приводит к нарушению авторских прав. Чтобы включать записи или просто радиостанцию, необходимо заключить лицензионный договор.

Платить за музыку надо независимо от того, платный вход в заведение для слушателей или бесплатный.

Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.

В Минкультуры РФ в сфере авторских прав на публичное исполнение музыки аккредитованы две организации: Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Первая собирает вознаграждение в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, вторая – в пользу авторов.

Права на видео

В соответствии со статьей 1257 ГК РФ Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Составителей сборников

Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации.

Такое же право принадлежит гражданам, самостоятельно обработавшим отдельные произведения указанного рода. Это право не препятствует другим гражданам выпускать в свет те же произведения, если они их самостоятельно систематизировали или обработали. Составитель сборника, обработавший или систематизировавший включенные в сборник произведения, являющиеся предметом чьего-либо авторского права, пользуется авторским правом на сборник при условии соблюдения прав авторов этих произведений.

Переводчика

Использования авторских прав и их управление

Использование произведения может осуществляться на основании лицензионного договора, согласно которому одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме. Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор может предусматривать (ст. 1236 ГК РФ):

  1. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);
  2. предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Передача авторских прав

Согласно ст. 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав, на основе авторского договора о передаче неисключительных прав или на основании авторского договора заказа, причем правовое регулирование последнего осуществляется ст. 33 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Автор может передать свои права на время или уступить их. Различие между передачей прав и уступкой состоит в том, что в первом случае автор предоставляет права на время меньшее срока охраны авторского права. Во втором же случае автор предоставляет права на все время действия своих исключительных имущественных прав. С определенной долей условности можно передачу прав сравнить с арендой (арендованное имущество рано или поздно вернется к арендодателю), а уступку — с продажей (при продаже имущество выбывает из собственности продавца навсегда).

Коллективное управление

Коллективное управление авторскими правами и смежными правами предназначено для более эффективного осуществления и защиты интеллектуальных прав. Это достигается за счет наделения специально созданных организаций полномочиями выдавать лицензии, собирать вознаграждение и предъявлять иски в интересах авторов, которые в свою очередь могут сосредоточиться на творчестве.

В соответствии с п.1 ст. 1242 ГК РФ, организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами могут быть только основанные на членстве (корпоративные) некоммерческие юридические лица. Как правило, такие организации создаются в правовой форме общественной организации, хотя не исключен и вариант с ассоциациями (союзами), включая некоммерческие партнерства. При этом активно обсуждаются изменения в законодательство, которые позволят создавать организации в форме коммерческих юридических лиц.

Наиболее известные российские организации коллективного управления авторскими правами : Профессиональный союз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» (РАО), Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности» (ВОИС) и «Российский Союз Правообладателей» (РСП).

Нарушение авторских прав

  1. Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав
  2. Административная ответственность за нарушение авторских прав
  3. Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Выделяют чаще всего следующие незаконные действия в их отношении:

  1. копирование (тиражирование книг, пластинок и др.);
  2. распространение произведения (прокат, продажу и др.);
  3. публичную демонстрацию;
  4. публичное исполнение произведения в концертных залах, театрах и т. д.;
  5. трансляцию его по радио, телевидению и т. д.;
  6. перевод произведения на другие языки; переработку произведения (плагиат).

Авторские права в ютуб

Самое частое нарушение на Youtube считается «Совпадение со сторонним содержанием» - это значит, что в вашем ролике использовалась нелицензионная музыка или часть видео уже выложенного ранее в Ютубе, без добросовестного использования, выразившегося в указании, что данная информация заимствована из такого-то источника. Это категорически запрещается.

Защита авторских прав

В последнее время, когда интернет технологии стали так активно развиваться, особое значение уделяется такой категории правоотношений, как защита авторских прав. Это связано с тем, что массовая доступность к информации и трудам интеллектуальной собственности стали порождать у некоторых пользователей желание использовать ранее опубликованные материалы в собственных корыстных целях.

Как правило, охрана авторских прав осуществляется в соответствии с законом «об авторских правах и интеллектуальной собственности», поэтому особым спросом стали пользоваться услуги специалистов этой новой для России области правоотношений.

Касаясь конкретики можно заметить, что авторское право и его объекты разделяются по нескольким категориям: неимущественные и имущественные, неисключительные и исключительные. Стоит также отметить, что исключительные права на какой-либо объект интеллектуальной собственности подразумевают принадлежность лишь к единоличному правопользованию. Когда осуществляется защита авторских и смежных прав, особое значение имеют договора о передаче права на использование, так как в некоторых из них может быть юридическая подоплека, приводящая к нарушению прав, но на законных основаниях.

Если нарушены права юридического лица с экономической выгодой, то защита в арбитраже осуществляется в соответствии с законодательством о правах и арбитражным кодексом. Вообще арбитраж услуги адвоката в последнее время стали приобретать особенный спрос, так как люди стали больше обращать внимание на нарушение своих законных прав и стараться отстаивать интересы при помощи судебных инстанций.

Анастасия Волкова, журналист-юрист

E -mail :botrimovich @gmail .com

Всем известно, что авторские права относятся к личным неимущественным правам. Что касается сроков исковой давность, тут есть свои особенности. Правовой основой данного вопроса является ст. 208 ГК РФ, которая устанавливает, что исковая давность не распространяется на личные неимущественные права. Но на данный момент отсутствует законодательный акт, который устанавливает срок исковой давности при возникновении споров об установлении авторства. Получается, что можно в любой момент обратиться в суд и оспорить действительность патента в части неправильного указания автора произведения. В таком случае необходимо разобраться, из чего исходит суд в принятии решения и на основании каких норм суд принимает решение в вопросах исковой давности в данной категории вопросов.

Возникновение авторского права связано с созданием творческого произведения. Авторское право возникает с момента заявлением автора о результате своей творческой деятельности. Международная Женевская конвенция 1952 года гласит, что при создании творческого продукта автор ставит на рукописи или ином носителе знак копирайта, в результате чего таким образом подтверждает своё авторство. Как таковой процедуры регистрации нет, но практика показывает обратное. Автор должен иметь перечень доказательств для подтверждения своего авторства в суде. В результате получается, что автор должен иметь документы, которые при необходимости могут подтвердить его права как создателя того или иного творческого продукта.

Что касается требований имущественного характера (получение денежного вознаграждения по договору автора и пользователя), то в таком случае применяется общий срок исковой давности согласно ст. 196 ГК РФ.

Авторские права защищаются на протяжении 50 лет после смерти его автора. Данный срок был введён после присоединения РФ к международной конвенции по авторскому праву. Это значит, что до присоединения к конвенции объекты авторского права не защищены.

Одним из объектов авторского права являются служебные, которые создаются автором в процессе выполнения своих должностных обязанностей согласно заключённому трудовому договору. В этом случае все неимущественные права принадлежат работодателю.

Если же дело дошло до суда, обязанность доказывания авторства принадлежит истцу. Если спор касается авторства фотографии, то тут достаточно просто: достаточно предъявить оригинал фото. Если ответчик доказывает имущественную связь с истцом, то истец оспаривает факт трудовых отношений, т. к. на самом деле они вообще отсутствуют. За незаконное пользование фотографиями и иными объектами авторского права истец может требовать денежную компенсацию от 10 тыс. рублей.

Практика рассмотрения данных споров об авторском праве показывает, что суд для установления суммы компенсации учитывает доходы ответчика, а также социальный статус истца. Если истец имеет достаточно известное имя, он может рассчитывать на более высокий размер компенсации, чем начинающий любитель.

В данном случае на практике часто возникает вопрос, касающийся гражданско-правовой ответственности. Что же на самом деле возмещается истцу: упущенная выгода или всё-таки реальный ущерб? На практике упущенная выгода возмещается в том случае, когда контрафакт был уже реализован заинтересованными в этом людьми. И именно то, что они получили от реализации, и будет считаться упущенной выгодой.

Судебная практика

При рассмотрении споров, касающихся сроков исковой давности, суд исходит из ст. 208 ГК РФ, согласно которой при защите личных неимущественных прав исковая давность не применяется. Что касается исключительных прав, то в этом случае суд применяет общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

При рассмотрении дел о взыскании денежного вознаграждения за служебные результаты творческой деятельности суд исходит из общих сроков исковой давности. Срок начинает считаться с момента выполнения обязательства по трудовому договору.

Суд в данных случаях исходит из гражданско-правовой принадлежности права на выплату авторского вознаграждения. При выполнении работником своих трудовых функций получается творческое изобретение или произведение, которые присваиваются работодателю. В этом случае между сторонами трудового договора трудовые отношения носят гражданско-правовой характер.

Имущественные права работника на служебное произведение и, соответственно, обязанность работодателя по оплате результата работы различны с трудовыми правоотношениями. Различие заключается в том, что работодатель обязан выплатить вознаграждение за полученный творческий результат в любом случае, неважно, уволился автор или умер. В трудовых правоотношениях отсутствует правопреемство в вопросах выплаты вознаграждения, чего не скажешь о данных гражданско-правовых отношениях, связанных с авторскими правами.

По поводу взыскания вознаграждения предлагаем рассмотреть судебное дело и каким образом суд принял решение. В суд обратились гр-н А. с иском к ОАО «В» по поводу взыскания вознаграждения за изобретение 2009-2010 гг. Суд частично отказал в иске, исходя из того факта, что вознаграждение должно быть выплачено в течение 3 месяцев после поступления дохода от данного изобретения (Закон СССР «Об изобретениях в СССР»). Суд при принятии решения пришёл к заключению, что срок исковой давности по данному требованию уже истёк 31.03.2013 г. - за 2009 г., за 2010 г. - 31.03.2014 г. Иск был направлен в суд 01.07.2014 г., и по требованию истца был применён срок исковой давности, и в данной части суд в удовлетворении исковых требований отказал.

Применяя исковую давность, в суд обратился гр-н Л. с иском ОАО «Н» о взыскании авторского вознаграждения за 2011-2012 гг.

При рассмотрении дел о применении сроков исковой давности суды руководствуются разъяснением Постановления Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. № 15, а также совместного Постановления Пленума ВС РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29.

На основании анализа судебной практики вопросов, связанных с разрешением споров об исковой давности, можно сделать вывод о том, что судами в большей части правильно применяются нормы материального и процессуального права. При рассмотрении дела были случаи нарушения судом отдельных норм процессуального законодательства, вследствие чего определения были отменены.

На практике при установлении факта нарушения права использования объекта авторского права ответчиком, а также при пропуске срока исковой давности для взыскания компенсации за данное правонарушение, суд, согласно ст. 199 ГК РФ, отказывает в удовлетворении иска истцу во взыскании компенсации.

В зале суда ответчик аргументировал свои требования тем, что срок исковой давности для удовлетворения требований истца истёк и применение исковой давности невозможно.

Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15, при исковых требованиях имущественного характера суды применяют общий срок исковой давности, который, согласно ст. 196 ГК РФ, составляет три года.

По предоставленным материалам судом было установлено, что компания А. приобрела в октябре 2013 года контрафактный компакт-диск «Трофим» у компании С. Компания А., в свою очередь, не оспаривала данное событие. Доказательств, которые подтверждают факт обращения истцом в суд, нет, вследствие чего суд принял решение, что срок исковой давности для взыскания компенсации за нарушения права на распространения контрафактных дисков был пропущен.

Истец в свою очередь опровергал предположения суда, т. к. компания А. узнала о нарушении права после вынесения решения Арбитражным судом от 15 мая 2014 года. В решении суд указал, что срок исковой давности исчисляется с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав, а не тогда, когда лицо узнало, кто именно нарушил права, в результате чего отсутствуют основания, по которым можно изменить начало исчисления срока исковой давности. Исключений применения срока давности в таком случае норма ГК РФ не содержит.

Раннее иск компанией А. по факту распространения контрафактных компакт-дисков «Трофим» компанией С. не предъявлялся. Компания А. обращалась в Арбитражный суд только по факту распространения подобной продукции дисков «Виктор Королев», а из этого следует, что предъявление иска в Арбитражный суд не является основанием прерывания срока исковой давности для защиты оспариваемого нарушенного права.

Что касается дискуссий касательно того, к какому виду относится право на авторское вознаграждение, п. 39.2 и 51 совместного Постановления Пленума ВС РФ считает, что данное право относится к трудовым правоотношениям в силу того, что выплачивает вознаграждение работодатель, а к другому лицу такая обязанность может перейти только при универсальном правопреемстве.

Так, гр-н К. предъявил иск к совхозу о выплате вознаграждения за использование совхозом его изобретения. Истец заявил, что является автором изобретения, которым и на данный момент пользуется ответчик, но за него так и не заплатил. В суде первой инстанции в иске было отказано. Суд при вынесении решения указал следующее. Согласно п. 10 Инструкции о порядке выплат вознаграждений за открытия и изобретения и рационализаторские предложения, срок исковой давности в этой категории дел составляет три года с момента, когда автор был уведомлен об использовании его изобретения. Уважительных причин, которые могут быть основанием восстановления срока, нет.

Суд удовлетворил требования истца, но отказал в применении срока исковой давности в силу того, что в течение этого срока ответчик признал долг в отношении гр-на К.

Такими действиями, которые могут отменить применение исковой давности, является частичная выплата авторского вознаграждения согласно прикреплённым к делу приказам. Суд также принял во внимание, что остальным соавторам вознаграждение было выплачено в полном объёме. Делая расчёт спорного вознаграждения, суд рассматривал данные о выплатах другим авторам и соглашение о распределении вознаграждения всем соавторам.

Исходя из судебной практики рассмотрения дел об авторском вознаграждении, большинство судей исходят из того, что авторское вознаграждение относится не к гражданско-правовым, а к трудовым отношениям. Судьи за основу берут тот факт, что плательщиком в этом случае выступает работодатель, а другие лица могут получить данную обязанность только в порядке правопреемства. Данные правоотношения, связанные с выплатой вознаграждения, суд квалифицировал как трудовые.

Так, суд отказал в оспаривании приказа о выплате авторского вознаграждения и компенсации морального вреда в силу того, что приказ нарушил права истца как автора творческого результата. В апелляционной инстанции решение было оставлено без изменений, т. к. истец пропустил общий срок исковой давности и срок, в течение которого можно обратиться в суд для разрешения индивидуального трудового спора. В данном случае суд поступил правомерно, потому что иск был подан 13.04.2014, а положение, на основе которого был принят приказ, - 31.10.2000.

Коллегия судей обратила внимание ещё на тот факт, что данное положение было принято, когда истец ещё не являлся сотрудником, а значит, положения коллективного договора на отношения с ответчиком не распространялись. Это свидетельствует о том, что выплата авторского вознаграждения возможна только по договорённости сторон.

В результате вышесказанного можно сделать вывод, что существует множество нюансов, связанных с вопросами исковой давности. В большинстве случае суды правильно применяют нормы материального и процессуального права, принимая законные и справедливые решения.

Сегодня существует огромное количество разнообразных произведений искусства, литературы, научных разработок и прочих объектов интеллектуальной собственности. У каждого из них есть свой автор. Разумеется, никто из создателей не хочет, чтобы его произведение или разработка была скопирована кем-то. Сегодня ситуация такая, что авторское право находится под охраной закона. Однако далеко не все, в том числе сами создатели, знают, что нужно предпринять для обеспечения защиты. Из статьи вы узнаете, что такое авторское право, кто является его носителем и как его защитить.

Общие сведения

Итак, что такое авторское право в объективном смысле? Оно представляет собой комплекс гражданско-правовых норм, регламентирующих отношения по признанию принадлежности и охране произведений науки, искусства, литературы, определению режима использования объектов.

Что такое авторское право в субъективном смысле? Это юридические возможности создателя объекта по его использованию. Законодательство устанавливает ряд условий, при которых авторство распространяется на произведение или разработку. В первую очередь, объект должен являться результатом творческого труда. Во-вторых, понятие авторского права применяется только к тем продуктам интеллектуальной деятельности, которые существуют в объективной форме.

Нормативная база

Официально отношения, связанные с авторским правом, регламентировались ФЗ № 5351-1 от 1993 г. В 2004 г. нормативный акт был откорректирован. С 2014 г. Закон "Об авторском праве в РФ" утратил силу. В настоящее время все отношения в этой сфере регулируются Гражданским кодексом. Кроме ГК, источниками авторского права признаются Конституция, УК, КоАП, правительственные постановления, отдельные Указы Президента.

Творческий аспект

Его понятие не раскрывается в нормах. Представляется, что творческой можно назвать умственную (интеллектуальную, мыслительную) деятельность, итогом которой является создание индивидуально-определенного произведения науки, литературы либо искусства.

В некоторых изданиях наличие творческого аспекта связывается с оригинальностью или новизной.

Суть авторского права состоит в обеспечении защиты произведения. При этом достоинства и назначение объекта значения не имеют. Если в произведении присутствуют оригинальные и неоригинальные элементы, на последние авторские права не распространяются.

Форма выражения

В ГК предусмотрен примерный перечень форм, в которых может выражаться произведение искусства, науки, литературы:

  • Письменная. Произведение может быть представлено в виде нотной записи, рукописи, машинописного документа и пр.
  • Устная. Создатель произведения может публично его исполнить, произнести и пр.
  • Видео- или звукозапись.
  • Объемно-пространственная. Речь о скульптурах, моделях, сооружениях, макетах и пр.

Обычно объективную форму произведению придают с помощью материальных носителей: бумаги, диска, холста и пр. Соответственно, на него распространяется право собственности. Оно не зависит от авторского права на произведение.

Важный момент

По сути, авторское право возникает вне зависимости от того, было обнародовано произведение или нет. Обнародованием признается действие, посредством которого результат творческого труда становится доступным для общества. Оно должно осуществляться исключительно с согласия автора.

Наиболее распространенными формами обнародования считаются опубликование, публичное исполнение или демонстрация, передача в эфир и пр.

Объекты

В законодательстве закреплен примерный перечень продуктов интеллектуального труда, на которые распространяет действие авторское право.

В число объектов, согласно первому пункту 1259 статьи ГК, входят произведения:

  • Литературы.
  • Музыкально-драматические, драматические, музыкальные, сценарные, хореографические.
  • Дизайна, графики, скульптуры, живописи.
  • Аудиовизуальные.
  • Сценографического и декоративно-прикладного искусства.
  • Архитектуры, садово-паркового дизайна, градостроительства.
  • Фотографического искусства.

Исключения

О них говорится в 6 пункте 1259 статьи ГК. К объектам авторского права не относят:

  • Официальные документы. Речь о законах, судебных постановлениях, административных актах и их переводах.
  • Госсимволы и знаки (ордена, гербы, флаги, банкноты и пр.).
  • Информационные сообщения о событиях и фактах.

Не распространяется авторское право на методы, системы, идеи, процессы, принципы, концепции, открытия. Это положение имеет особое практическое значение. В соответствии с ним, объектом авторского права являются элементы формы, а не содержания произведения. К примеру, в рассказе к числу первых относят последовательность изложения, художественные образы, язык. Элементами содержания, в свою очередь, являются сюжет, тема и пр. Следовательно, создатель рассказа на них не приобретает авторского права. Другие субъекты могут использовать такую же тему или сюжет и написать свое литературное произведение. Оно не будет считаться производным.

Сфера действия

Охрана произведений зависит не только от их объективной формы и творческого характера, но и от гражданства создателей, места нахождения и обнародования объектов. Для уяснения этого вопроса обратимся к законодательству.

В соответствии с 1256 статьей ГК, авторское право действует в отношении всех произведений, как обнародованных, так и нет, находящихся на территории России в какой-либо объективной форме. Гражданство создателей и их преемников значения при этом не имеет.

На практике такое понятие как "международное авторское право" не используется. На объекты, находящиеся за рубежом, авторство признается за гражданами РФ и их преемниками. Если создателями являются иностранцы, то основания для приобретения прав закрепляются в международных соглашениях. Россия является участником нескольких двусторонних договоров о взаимной защите авторского права, охране интеллектуальной собственности с Австрией, Китаем, Венгрией, Арменией, Швецией и рядом других государств.

Субъекты

Владельцами авторских прав являются непосредственные создатели произведений, а также их преемники. К числу последних относят наследников, лиц, которые приобрели права по договору. В круг субъектов входят также работодатели и иные участники гражданско-правовых отношений.

Особенности регистрации

Права появляются у автора в силу факта создания произведения. Регистрировать его, в принципе, необязательно. Какого-то иного специального оформления также не требуется. Однако создатель может провести регистрацию авторского права добровольно для обеспечения подтверждения принадлежности произведения. Для этого можно обратиться к нотариусу, в общественную или государственную организацию. Как правило, в России процедура проводится в Авторском сообществе РФ.

Как выглядит знак авторского права?

Многие видели обозначение авторства на различных носителях, на сайтах в Интернете. Знак авторского права выглядит как небольшой кружок, внутри которого находится латинская буква "с" (Copyright), радом с ним указывается наименование (имя) правообладателя, а также год первого обнародования произведения. К примеру, 2017 "ФБ".

Наличие знака не влечет юридических последствий (признания или приобретения права). Он служит только для уведомления пользователей об обладателе прав и о первой публикации произведения.

Соавторство

Некоторые произведения создаются несколькими людьми совместно. В таких случаях соавторы приобретают права вне зависимости от того, является ли результат их деятельности неразрывным целым или состоит из элементов, имеющих самостоятельное значение.

Каждый участник создания произведения может использовать ту часть, автором которой он является, по собственному усмотрению, если другое не закреплено соглашением. Если объект является неразрывным целым, то ни один соавтор не может запретить другому его использование без достаточных оснований.

Создатель произведения вправе:

  • Признавать себя автором.
  • Использовать произведение самостоятельно или разрешать им пользоваться другим лицам под именем создателя, псевдонимом или вовсе без какого-либо обозначения (анонимно).
  • Обнародовать результат творческой деятельности в любой форме.
  • Защищать произведение от искажений.

Кроме этого, создатель вправе отозвать разрешение на использование объекта, выданное ранее. Однако в этом случае он обязан компенсировать пользователю убытки: реальный ущерб и недополученные доходы. Если произведение обнародовано, создатель должен публично объявить о его отзыве из общего доступа. Вместе с этим он может изъять все экземпляры произведения (за свой счет). Указанные правила, однако, не распространяются на продукты интеллектуального труда, предназначенные для служебного пользования или входящие в состав сложного объекта, а также на программы для ЭВМ.

Допустимые действия

  • Воспроизводить произведение - изготавливать его экземпляры.
  • Публично показывать.
  • Распространять экземпляры - продавать или отчуждать иным способом.
  • Импортировать оригинал или копии.
  • Исполнять публично.
  • Передавать в эфир.
  • Переводить, аранжировать, переделывать, перерабатывать иным способом.
  • Реализовывать проект (архитектурный, садово-ландшафтный, градостроительный).
  • Открывать доступ к произведению неограниченному кругу субъектов.

Нюансы

Автор архитектурного проекта, утвержденного заказчиком, может потребовать своего участия в его реализации, разработке строительной документации или в непосредственном возведении сооружения/здания, если другое не закреплено в договоре.

Если копии произведения, опубликованного на законных основаниях, введены в оборот путем продажи, последующее их распространение допускается без согласия создателя и выплаты ему вознаграждения. Право распространять экземпляры посредством предоставления их в прокат имеет автор вне зависимости от того, кто является их собственником.

Особенности отчуждения

На основании 1293 статьи ГК, при продаже или иных сделках, совершаемых автором с оригиналом произведения живописи или иного изобразительного искусства, публичной перепродаже, в которой продавцом, посредником, покупателем является галерея, магазин, художественный салон или другая аналогичная организация, создатель вправе рассчитывать на вознаграждение. Оно исчисляется в виде процентов от стоимости объекта. Размер отчислений, порядок, условия их выплаты устанавливаются Правительством.

Ограничения

При использовании объектов интеллектуального права необходимо соблюдать баланс интересов автора и общества. Для этого в законодательстве закрепляются определенные ограничения авторского права.

В соответствии с 1273 статьей ГК, без согласия автора и выплаты ему вознаграждения разрешается воспроизведение произведения, обнародованного на законных основаниях, в личных целях. Это правило не распространяется на использование:

  • Архитектурных проектов сооружений/зданий.
  • Баз данных и их элементов.
  • Программ для ПК.
  • Книг и нотных текстов.
  • Видеозаписей в местах, открытых для публичного посещения или в которых присутствует большое количество субъектов, не являющихся членами обычного круга семьи.
  • Аудиовизуальных произведений на профессиональном оборудовании, не предназначенном для домашнего использования.

Особые случаи

В ГК предусматривается возможность использовать произведения без согласия создателя и выплаты вознаграждения, но с указанием автора и источника заимствования. Речь, в частности, о:

  • Цитировании в переводе и оригинале в полемических, научных, информационных, критических целях произведений, обнародованных законно. Данное правило распространяется в том числе на воспроизведение отрывков из журнальных/газетных статей в виде обзоров печати.
  • Использовании произведений и их частей в качестве иллюстраций в теле-, радиопередачах, изданиях, видео-, звукозаписях учебного характера. Воспроизведение должно осуществляться в объеме, оправданном поставленными целями и задачами.
  • Использовании в прессе, эфире произведений, опубликованных законно в журналах и газетах, по текущим социальным, политическим, экономическим, религиозным проблемам.
  • Воспроизведении публичных речей, обращений, докладов и пр. в объеме, соответствующем информационной цели. Авторы в таких случаях сохраняют за собой право опубликовать такие произведения в сборниках.
  • Воспроизведении/сообщении для публичного сведения в обзорах событий средствами кинематографии, фотографии.
  • Использование без получения прибыли произведений, выполненных рельефно-точечным шрифтом или иными методами для слепых и обнародованных законно. Исключение составляют объекты, специально созданные для воспроизведения указанными способами.

В законодательстве предусматриваются возможности для иных ограничений, в том числе предполагающие выплату вознаграждения автору.

Срок авторского права

О нем говорится в 1281 статье ГК. Согласно норме, исключительные права действуют на протяжении всей жизни создателя произведения. После его смерти они сохраняются за автором в течение 70 лет. Исчисление этого срока начинается с 1 января года, идущего за годом смерти.

Бессрочно действуют права на защиту репутации, имя и авторство.

Некоторые произведения могут обнародоваться анонимно. В этом случае авторское право будет действовать 70 лет с 01.01 года, идущего за годом опубликования. Аналогичный период действует и в отношении произведений, обнародованных под псевдонимом. Если в течение 70 лет автор раскроет сведения о себе или будут отсутствовать сомнения в его личности, применяется общее правило, приведенное выше.

Отдельно оговаривается срок действия прав соавторов. Оно сохраняется на протяжении всей жизни участников создания и в течение 70 лет после смерти субъекта, пережившего остальных. Исчисление начинается по общим правилам - с 01.01 года, идущего после смерти.

Если автор являлся жертвой политических репрессий и впоследствии был реабилитирован, но после своей смерти, срок действия прав начинается с 1 января года, который следует за годом реабилитации. Для создателей произведений, работавших во время ВОВ или участвовавших в ней, период защиты прав увеличивается на 4 года.

Дополнительно

После истечения срока действия авторских прав произведения становятся общественным достоянием. Это означает, что любой субъект может использовать их по своему усмотрению в рамках закона. Произведения, никогда не находившиеся под защитой на территории РФ, также признаются общественным достоянием.

Использование таких объектов осуществляется без отчисления авторского вознаграждения. Вместе с тем пользователи должны соблюдать права на имя и неприкосновенность произведений. Объекты, признанные народным достоянием, но необнародованные, могут быть опубликованы любым лицом. Исключения составляют случаи, когда эти действия противоречат воле создателя, выраженной в письменном виде. К примеру, автор может установить запрет в завещании, дневниках, мемуарах, письмах и пр.

Законодательство допускает переход исключительных прав по наследству.

Составители

Авторы сборников и прочих аналогичных произведений обладают правом на подбор и расположение сведений и материалов, осуществленных ими и представляющие продукт интеллектуального труда. Составитель реализует предусмотренные законом возможности при условии соблюдения интересов авторов каждого объекта, использованного им в своей деятельности. Создатели таких продуктов интеллектуального труда, в свою очередь, могут обособленно воспроизводить их и распоряжаться ими иным способом, если другое не оговорено в соглашении.

Переводчики

Они, как и авторы иных произведений, созданных в произвольной форме, обладают авторским правом на основании 1 пункта 1260 статьи. Указанные субъекты могут осуществлять переделку, перевод, аранжировку и иную обработку объекта. При этом не допускается нарушение авторских прав лиц, чьи произведения были ими использованы.

Права переводчиков и создателей других продуктов интеллектуального труда, выполненных в произвольной форме, не мешают другим субъектам переводить или перерабатывать те же произведения.

Аудиовизуальные произведения

  • Сценаристы.
  • Режиссеры-постановщики.
  • Композиторы.

Соглашения на создание аудиовизуальных произведений могут предусматривать передачу авторами исключительных прав изготовителю (продюсеру) на воспроизведение, публичное исполнение, распространение, передачу в эфир, иное обнародование, дублирование, субтитрирование текста. Данная процедура регламентируется положениями 1240 статьи ГК. В норме закреплены особенности использования продукта интеллектуального труда в составе сложного произведения.

Изготовитель аудиовизуального контента может указать свое наименование или имя при любом его использовании либо требовать этого указания. Аналогичной возможностью обладает создатель произведения, предназначенного для служебного пользования.