Свободы и законные интересы личности

права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не есть принадлежность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных стандартов, закрепленных в таких широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.

Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая органичной частью новой Конституции РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.

Оба эти документа фиксируют широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав и свобод, а также обязанностей. Исходные их положения гласят, что права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

Каждый имеет право на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.



Закрепляется право граждан на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в государственные органы, получать и распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).

Утверждается равенство всех перед законом и судом. Никто не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном порядке (презумпция невиновности).

Многие являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских Конституциях, ни в Конституции РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ).

При этом подчеркивается, что "права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ).

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого государства. Там, где эти права нарушаются, возникают серьезные конфликты, очаги напряженности, создающие угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.

Конституция России предусматривает порядок, в соответствии с которым каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня это - безусловная норма.

Права и свободы человека в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, политические, гражданские, культурные и личные. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе и российской. Между всеми видами и разновидностями прав существует тесная взаимосвязь.

В историческом контексте современные исследователи выделяют три поколения прав: первое - это политические, гражданские и личные права, провозглашенные в свое время первыми буржуазными революциями; второе - социально-экономические права, возникшие под влиянием социалистических идей (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и т.д.); они дополнили собой прежние права, получили отражение в соответствующих документах ООН; третье поколение - коллективные права, выдвинутые в основном развивающимися странами в ходе национально-освободительных движений (право народов на мир, безопасность, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения и т.д.).

Итак, важнейшие отличительные особенности закрепленных в российской Конституции основных прав и свобод состоят в том, что они даны человеку от природы, носят естественный и неотчуждаемый характер, выступают в качестве высшей социальной ценности, являются непосредственно действующими, находятся под защитой государства, соответствуют международным стандартам.

Категория «законный интерес» в правовой науке на сегодняшний день является малоизученной, содержание понятия дискуссионным. Конституция Российской Федерации 3 упоминает о существовании законных интересов граждан в ч. 2 ст. 36 и ч. 3 ст. 55. «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» (ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации). «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Однако следует отметить, что Конституция Российской Федерации, заявляя о возможных ограничениях законных интересов, не декларирует их наличие и охрану наравне с правами и свободами человека и гражданина.

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

1. Право на защиту прав и законных интересов является одним из важнейших субъективных прав ребенка, которое может осуществляться как самостоятельно, так и с помощью других лиц. Основные направления обеспечения прав ребенка в нашей стране и конкретные меры по их защите определены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. от 20 июля 2000 г.); особое внимание в этом законе уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (к ним относятся дети-инвалиды, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, проживающие в малоимущих семьях, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи и др.).

Согласно п. 1 настоящей статьи защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения совершеннолетия. Родители являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий (доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. Представлять права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по соглашению между ними. Причем родители должны защищать именно права и интересы детей, а не свои права и интересы. Такими же полномочиями по защите прав детей в соответствии с СК РФ наделены органы опеки и попечительства, прокурор, суд.

Защищая права и законные интересы ребенка, прокурор, во-первых, осуществляет надзор за тем, как они соблюдаются уполномоченными органами, а во-вторых, принимает непосредственное участие в делах, связанных с защитой прав детей.

Гарантией осуществления защиты прав несовершеннолетних является то, что ребенок управомочен на защиту этих прав лично или через своих представителей исходя из своих интересов и потребностей. Более того обеспечение этих прав ребенка – задача конституционного, а не семейного права. Семейное право призвано не допустить дискриминацию ребенка в семейных отношениях.

Отвечая нормам международного права, Семейный кодекс РФ, ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и иные акты содержат специальные нормы, определяющие порядок защиты семейных прав ребенка. Статья 6 указанного закона закрепляет, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. В свою очередь глава 11 СК РФ определяет семейно-правовой статус несовершеннолетних детей и устанавливаем механизмы защиты прав и интересов ребенка в семье.

Необходимость защиты прав ребенка возникает в любом случае, когда происходит нарушение его прав вне зависимости, осознает ли это сам потерпевший (малолетний) или нет.

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.ст. 16, 19, 32–34, 37 Конвенции о правах ребенка). Таким образом, ребенок должен быть защищен от всех негативных как физических, так и нравственных воздействий.

Под защитой прав ребенка понимается следующее: восстановление нарушенного права, создание условий, компенсирующих имеющую место утрату прав, устранение препятствий на пути осуществления права и др. Здесь нужно уточнить, что "права" не подразумевают только права, означенные в Семейном кодексе, но также и законные интересы ребенка, и противоречий между "правами" и "интересами" быть не должно.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (например, эмансипированный подросток или несовершеннолетний, вступивший в брак до достижения брачного возраста), вправе самостоятельно защищать свои права и интересы.

2. Пункт 2 настоящей статьи закрепляет, что несовершеннолетний может и сам (без ведома родителей или лиц их заменяющих) обращаться в уполномоченные органы о защите своих прав. Гарантия исполнения такого права необходима в целях защиты несовершеннолетнего от всякого рода злоупотреблений со стороны родителей, которые недобросовестно, а иногда и во вред ребенку исполняют свои обязанности по уходу и его содержанию. В таком случае ребенок вправе обратиться за защитой в орган опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства обязаны выслушать несовершеннолетнего, ознакомиться с его просьбой и принять необходимые меры для помощи. С просьбой о защите своих прав ребенок может обратиться также в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, центр экстренной психологической помощи по телефону и др. Ребенок может обратиться за защитой и к прокурору.

Несовершеннолетнему дается право обращаться самостоятельно по достижении 14 лет в суд, стать участником гражданского процесса. Но даже достигшему 14 лет несовершеннолетнему нельзя выступать в роли истца по делу о лишении родительских прав, ограничении родительских прав. Исключение составляет отмена усыновления по просьбе усыновленного, достигшего возраста 14 лет. При этом дети вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего их интересы, а также вправе самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

3. Зачастую дети, страдающие от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих, не обращаются за защитой своих прав в компетентные органы из страха перед родителями, от незнания своих прав или из-за боязни, что их отберут у родителей и поместят в детские учреждения, скрывают факты таких злоупотреблений. Поэтому должностные лица организаций и иные граждане, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны незамедлительно сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Такая норма, закрепленная в п. 3 данной статьи, предполагает высокое правовое сознание всего населения страны, внимание к ближнему, чувство справедливости и ответственности за уязвимых и нуждающихся в защите социальных групп, к которым, безусловно, относятся дети. В свою очередь органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Свобода личности – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, без принуждения со стороны других субъектов. В нашей привычной конституционной трактовке прав и свобод человека и гражданина, употребляемые как однопорядковые, эти две ипостаси отличаются существенно. Право - это легитимное притязание человека на материальные и духовные блага, на получение которых он обладает правомочием, а свобода – возможность действовать по своему усмотрению без какого либо внешнего вмешательства и принуждения, независимость от чужой воли во внешнем проявлении. Именно такое понимание свободы стало превалировать с созданием доктрины прав человека.

Действующая Конституция Российской Федерации взяла на себя обязательства обеспечивать свободу передвижения и свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Гражданину гарантируется возможность свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свобода мысли и слова. Другая ипостась свободы личности предполагает неприкосновенность человека. С точки зрения ограждения его самого и его жилища от произвольных арестов, задержаний и обысков. Лишение свободы имеет место, если человек против его воли на какое-то время удерживается в определенном месте. Чаще всего это случается в практике правоохранительных органов, которым в силу своей деятельности приходится посягать на свободу людей.

Свободная личность в государстве - это личность, действующая со знанием и учетом объективных ограничений, по собственному волеизъявлению и в условиях выбора возможностей, а не по принуждению. Независимо от политического режима и формы правления за государством всегда сохраняется определенный объем свободы. И чем больше ее у государства, тем меньше ее будет у личности. Поэтому необходима мера свобода государственной власти, которой определяется и задается мера его ответственности. Право призвано устанавливать гарантии каждой личности в беспрепятственном осуществлении принадлежащих ей прав и свобод. Гарантированное от вмешательства власти пространство есть зона свободы и самодеятельности личности.

Еще одна категория, которая характеризует правовой статус личности, наряду с правами и свободами – это законные интересы. Мы имеем право на труд, однако почему-то не можем найти работу по специальности; мы имеем право на ежегодный оплачиваемый отпуск, но не всегда можем отдохнуть именно летом; мы имеем право на бесплатное медицинское обслуживание, тем не менее, зачастую нам приходится обращаться не в те медицинские учреждения, где бы мы действительно хотели бы лечиться. В подобных случаях участники правоотношений «имеют дело» с категорией «законный интерес».

Законный интерес – это стремление субъекта пользоваться определенными социальными благами и в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения не противоречащих нормам права потребностей.

· их существование немыслимо без того, чтобы субъект правоотношений не стремился к обладанию благом, способным удовлетворить его потребности;

· стремление к обладанию определенным благом должно соответствовать существующим нормативным предписаниям, смыслу действующего законодательства;

· благо, к которому стремиться субъект не должно быть противоправным, что лишит интерес статуса «законного»;

· несмотря на то, что лицо, обладающее законным интересом, не может потребовать от других лиц его ненарушения, что и отличает последний от субъективного права, законный интерес – самостоятельный объект правовой охраны и защиты.

Для того, что бы субъект правоотношения мог реализовать свой законный интерес ему необходимо обосновать правомерность и законность своих интересов и выдвигаемых в соответствии с ними требований, а также суметь найти и воспользоваться защитой, «способной» исходить от компетентных органов в случае признания ими значимости и правомерности выдвигаемых субъектом притязаний.

Виды законных интересов

Обязанности личности

Наряду с правами, свободами и законными интересами в правовой статус личности входят и обязанности. При этом законодатель исходит из того, что блага, получаемые гражданином от государства, являются основанием его обязанностей.

У личности возникают различные социальные обязанности перед обществом и государством, выступающим от имени общества. Различают политические, экономические, юридические, моральные, религиозные, семейные обязанности, которые часто взаимодействуют, дополняя друг друга. Политические обязанности состоят в том, что гражданин должен активно участвовать в государственной и общественной жизни, поддерживать демократические преобразования в обществе и государстве. Политическим долгом гражданина является участие в формировании органов государственной власти через различные формы их избрания, в осуществлении государственной власти непосредственно или через органы местного самоуправления; ряд политических обязанностей связан с участием личности в политических партиях, общественных объединениях, т.е. уставными обязанностями.

Экономические обязанности связаны, прежде всего, с необходимостью укрепления экономического строя общества и государства. Используя свои способности, имущество, возможности экономической деятельности, каждый должен на основе улучшения своего экономического благополучия повышать уровень экономического развития страны. Экономической обязанностью, которая сочетается с юридической, является необходимость платить установленные в государстве налоги и сборы. Семейными обязанностями являются: забота о детях и их воспитание; помощь престарелым и нетрудоспособным родителям и другие.

Самыми обширными обязанностями гражданина являются юридические, которые устанавливаются Конституцией РФ или вытекают из ее содержания, а также закрепляются в других нормативных правовых актах. Отсюда следует различать конституционные, гражданско-правовые, экологические, административные и другие обязанности граждан.

Таким образом, юридическая обязанность есть социально обусловленная и гарантированная необходимая возможность в поведении личности, границы которой определены нормами объективного права (конституцией, законами), в целях использования определенных благ и ценностей для удовлетворения как собственных, так и общественных, корпоративных и иных потребностей и интересов на основе их единства и сочетания.

Права и свободы человека должны корреспондировать с определенными обязанностями человека и гражданина по их обеспечению в форме активного участия в управлении государством, заключающимся в создании надлежащих условий для реализации прав и свобод граждан либо в организации самого процесса осуществления их личностью. В данном случае утверждается принцип господства права, который охватывает приоритет прав человека по отношению к государству и взаимную ответственность человека перед государством и государства перед человеком.

Юридические обязанности удовлетворяют потребности личности в чужих действиях, служат специальным юридическим средством воздействия на других лиц, с тем, чтобы вызвать к жизни такую их деятельность, в которой нуждается индивид при реализации его субъективного права.

Кроме того, существуют общие (универсальные) юридические обязанности, содержание которых не может быть прямо и непосредственно выведено из субъективных прав личности как их коррелятов в правовых связях и отношениях. Эти юридические обязанности обеспечивают охрану общественных интересов, благ и ценностей, свободу для активных собственных действий, а также свободу от вмешательства со стороны иных лиц в сферу позитивной свободы личности, посягательств на личные блага человека - его жизнь, личную свободу, честь, достоинство и т.д. Целью такого рода юридических обязанностей служит удовлетворение общественных, коллективных интересов, а также интересов других лиц. К числу общих обязанностей граждан РФ следует отнести основные обязанности, установленные в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.

Особую группу среди общих юридических обязанностей составляют правовые запреты, устанавливающие необходимость воздержания от определенных активных действий. В число правовых запретов входят конституционные запреты всякой проповеди расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения. КоАП РФ, УК РФ, формулируя конкретные составы административных правонарушений и преступлений, тем самым устанавливают правовые запреты, направленные на охрану общественных и личных интересов, благ и ценностей.

В свободном демократическом обществе государство всеми имеющимися у него средствами обеспечивает необходимость поведения, выраженного в юридической обязанности. Таким средством выступает, прежде всего, убеждение. Если же оно оказывается недостаточным, то к лицам, уклоняющимся от необходимости признанной линии поведения, применяется государственное принуждение.

Юридические права, свободы, обязанности и законные интересы личности составляют единую систему. Правовой статус личности как система ее прав, свобод, обязанностей и законных интересов представляет собой их структурную совокупность, т.е. деление внутренне единой совокупности прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности на группы, виды, находящиеся между собой в определенных связях и взаимодействии в соответствии с особенностями материального содержания и правовой формы.

К субъективным правам и юридическим обязанностям непосредственно примыкают законные интересы, т. е. интересы, находящиеся в сфере действия права. Данная категория вызвана к жизни тем, что интерес участников правоотношения не в полной мере обеспечивается субъективными правами. Например, к законным интересам можно отнести заинтересованность гражданина победить на выборах и стать депутатом представительного органа власти. Или истец заинтересован получить в полном размере компенсацию за моральный ущерб, или приобрести право собственности на самовольную застройку на принадлежащем ему земельном участке.

Законный интерес можно определить как социальное благо, не противоречащее действующему законодательству и обусловленное допускаемой государством юридической возможностью удовлетворять с помощью этого блага свои потребности.

Законные интересы – это дополнительное юридическое средство обеспечения потребностей личности, общностей людей, юридических лиц. Они адаптируют действующее законодательство к реальным условиям жизни общества.

Законные интересы имеют немало общих черт с субъективными правами.

Во‑первых, они предполагают удовлетворение собственных интересов субъектов, т. е. являются правовой возможностью субъектов действовать определенным образом.

Во‑вторых, образуют элементы правового статуса личности и юридического лица.

В‑третьих, их реализация осуществляется в форме использования .

В‑четвертых, они представляют собой юридические средства воздействия на общественные отношения.

В‑пятых, имеют правовые пределы своего действия, так как должны соответствовать нормативным правовым предписаниям.

В‑шестых, признаются и защищаются со стороны государства .

Вместе с тем субъективные права и законные интересы – не тождественные категории. Законные интересы составляют те специальные блага, которые не нашли своего прямого закрепления в нормах права и, следовательно, не отражены в субъективных правах, но они не запрещены, допускаются государством. Более того, они вытекают из смысла, «духа» права. Законные интересы возникают из совокупности правовых норм, правовых принципов и иных правовых установлений.

Принято выделять следующие особенности законных интересов, отличающие их от субъективных прав:

1) законный интерес пользуется охраной и защитой со стороны государства, но не обеспечен конкретным субъективным правом;

2) представляя собой возможность пользоваться определенными социальными благами, законный интерес, в отличие от субъективного права, гарантируется лишь в определенной степени . Законный интерес и субъективные права – это разные возможности : субъективное право непосредственно предусматривается и закрепляется законодателем, а законные интересы всего лишь допускаются . Субъективное право есть дозволенность высшей степени;


3) законный интерес не предполагает права его обладателя требовать от других лиц поведения, не нарушающего его интерес (в отличие от субъективного права). Но законный интерес – самостоятельный объект правовой охраны, поэтому любое лицо может обратиться в компетентные органы за защитой своего законного интереса;

4) реализация законных интересов лишь в самом общем виде гарантирована государством, но не означает обязанности соответствующих органов устранять препятствия на пути удовлетворения субъектом своих законных интересов.

Несмотря на различия категорий «законные интересы» и «субъективные права», возможны переходы законных интересов в субъективные права и последних в законные интересы. Это происходит под воздействием изменений общественных отношений, потребностей людей, ситуаций в обществе, правовой политики государства и т. д. Так, предложения и рекомендации ученых по совершенствованию действующего законодательства, внесению в отдельные акты поправок, дополнений, корректировок во многих случаях свидетельствуют о появлении реальных законных интересов общества, отдельных социальных групп и слоев населения.

Один из сложных в юридической науке вопросов – обеспечение правовыми средствами законных интересов.

Чаще всего среди таких средств называют охрану и защиту законных интересов. При этом охрана осуществляется системой правовых норм, признающих такого рода интересы. Например, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов (выделено мной – Л.М. ) других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Другое конституционное положение о признании законных интересов содержится в ч. 3 ст. 36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов (выделено мной – Л.М .) других лиц».

Данными установлениями государство берет под свою охрану законные интересы в указанных сферах. Необходимость в защите этих интересов возникает при их нарушении, создании препятствий для их реализации. Иными словами, к защите законных интересов можно прибегнуть при их нарушении или угрозе нарушения .

Законодательное закрепление законных интересов предполагает в первую очередь их самозащиту . Некоторые ученые предполагают, что самозащита – главное средство правового обеспечения законных интересов, поскольку требует от их носителей правовой активности.

Самозащита получила закрепление на конституционном уровне. В ч. 2 ст. 45 Конституции РФ установлено: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Право человека самостоятельно защищать свои права и свободы впервые было сформулировано в Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в 1991 г.

Самозащита представляет собой комплексный, межотраслевой институт права, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, гражданского, административного, трудового и других отраслей права. Самозащита относится к естественным неотъемлемым правам человека и принадлежит каждому независимо от гражданства, места жительства или места пребывания, общественного и государственного строя страны, имеет непосредственный характер реализации.

Чаще всего выделяют следующие черты самозащиты:

1) осуществляется собственными силами и мерами лица, однако допускается помощь других граждан и юридических лиц;

2) не может применяться в превентивных (предупредительных) целях, а только в момент совершения правонарушения или непосредственно после него;

3) не должна выходить за пределы закона и необходимых границ;

4) закон не предусматривает для самозащиты каких‑либо специальных действий фактического характера.

Самозащиту можно определить как дозволенные законом действия фактического характера, направленные на принудительное пресечение посягательств на права и законные интересы личности или их восстановление без обращения в компетентные органы.

Существует и иное, более компактное определение понятия самозащиты. Это совокупность средств и способов реализации личностью своих прав и законных интересов в случае их нарушения или посягательства на них.

Самозащита предполагает использование различных способов, например обращение в средства массовой информации; публичные выступления; объединение с другими гражданами для отстаивания своих прав и законных интересов; обращение в правозащитные организации; фактические действия, включая необходимую оборону, крайнюю необходимость и др. Таким образом, самозащита предполагает широкий спектр действия человека, осуществляющего свое объективное право на самозащиту, в том числе и право воспользоваться помощью других лиц и организаций негосударственного профиля.

Помимо самозащиты, большую роль в защите законных интересов играет правоприменительная практика . Высшие судебные органы России в своих решениях обращают внимание на судебную защиту именно законных интересов и отменяют решения нижестоящих судебных инстанций, если они не учитывают законные интересы сторон правового спора. В ст. 139 АПК РФ предусмотрено, что мировое соглашение сторон не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

В ряде правоприменительных актов указывается на необходимость учета законных интересов потребителей при их нарушении со стороны недобросовестного производителя.

В случае воспрепятствования осуществлению законных интересов их обладатель может обратиться в суд с иском об устранении препятствий, мешающих реализации его законных интересов. По решению суда, если оно признает такого рода препятствия неправомерными, они подлежат устранению.

Законные интересы обеспечиваются и правом обжалования незаконных действий (или бездействия) соответствующих государственных органов, препятствующих, к примеру, получению предпринимателем лицензии на занятие определенным видом деятельности.

В приведенных случаях удовлетворение принудительными мерами законного интереса субъекта служит основанием возникновения у него субъективного права, т. е. выступает своего рода «предправом».

К дискуссионным относится вопрос о возможности наступления юридической ответственности за нарушение законных интересов. В действующем законодательстве о подобной ответственности ничего не говорится. Тем не менее некоторые ученые считают, что поскольку законный интерес носит правомерный характер, то виновное противодействие осуществлению законных интересов в форме активных действий , а не бездействия субъекта (так как субъект не обязан содействовать реализации законных интересов), должно повлечь за собой юридическую ответственность. Если же законные интересы нарушаются невиновно (нет вины), то юридическая ответственность не может возникнуть.

Надо отметить, что проблема законных интересов исследована отечественной юридической наукой недостаточно, и еще ожидает своего более глубокого и всестороннего изучения и надлежащего обоснования.


"Законные интересы как элемент правового статуса личности"

Введение

Понятие и сущность категории "законные интересы"

Законные интересы как элемент правового статуса личности

Пути совершенствования правового обеспечения законных интересов личности

Заключение


Введение

Актуальность темы исследования. В современный период интенсивного развития общества законные интересы позволяют удовлетворять и защищать в юридически-легитимном порядке многие вновь появившиеся интересы, которые прямо не закреплены как права и свободы человека и гражданина. Таким образом, законные интересы расширяют правовые возможности личности, обогащают правовой статус человека и гражданина, и, на наш взгляд, занимают важнейшее место наряду с основными правами человека, не только в жизни российского государства и общества, но и в юридической науке. Как реальное явление и как юридическое понятие категорию "законные интересы" в качестве самостоятельного объекта правовой защиты породила сама жизнь. Понятие "законный интерес" не является чем-то случайным, оно имеет под собой реальную основу и используется в целях дополнительного обеспечения разнообразных нужд и запросов граждан.

Целью курсовой работы является рассмотрение законных интересов как элемента правового статуса личности.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

рассмотреть понятие и сущность категории "законные интересы";

дать характеристику законных интересов как элемента конституционного статуса личности;

предложить пути совершенствования правового обеспечения законных интересов личности.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с правовым обеспечением интересов личности.

Предметом исследования выступают нормативные правовые акты федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, постановления Конституционного Суда РФ, касающиеся вопросов обеспечения прав, свобод и законных интересов личности.

Теоретической основой исследования явились работы С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.А. Бобровой, Н.А. Богдановой, Н.С. Бондаря, Л.Д. Воеводина, Л.И. Глухаревой, Т.Д. Зражевской, А.Н. Кокотова, Г.Н. Комковой, И.А. Кравца, В.А. Кряжкова, О.Е. Кутафина и многих других.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие и сущность категории "законные интересы"

Изучение интереса как социального явления - задача общей теории интереса.

Вопросы же исследования правовой категории "законный интерес" в ее соотношении с другими правовыми категориями должны рассматриваться и в теории права, и отраслевыми правовыми науками.

Итак, обратимся к этимологии слова "интерес". Латинское словосочетание inter esse означает "находиться между чем-нибудь", "различаться", "иметь важное значение". Это словосочетание преобразовалось в юридический термин interesse, использовавшийся римскими юристами для названия платы, начислявшейся в виде процентов за предоставление займа. Во второй половине XIII в. термин римского права interesse был использован канонистами - создателями системы западноевропейского канонического права. Цель использования данного термина состояла в разграничении законной платы за предоставление займа и греха ростовщичества.Из канонического права термин перекочевал в немецкий язык - возникло слово Interesse в значении "польза, выгода". В русский язык слово "интерес" пришло из немецкого языка в начале XVIII в. Считается, что впервые его употребил Петр I в 1703 году.

В настоящее время в рассматриваемое понятие вкладываются следующие значения:

) особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять;

) занимательность, значительность;

) нужды, потребности;

) выгода, корысть (разг.).

В результате установления правовых норм, субъекты общественных отношений для реализации своих интересов приобретают правовые средства в виде наделения их статусом участников правоотношений и возможностью реализации субъективных прав и обязанностей. Но, во-первых, далеко не все интересы находят отражение в правовой регламентации.

Употребление в текстах нормативно-правовых актов формулировки "права и законные интересы граждан" говорит о том, что закон признает два самостоятельных правовых средства обеспечения интересов субъектов - "права" и "законные интересы". При этом если наличие прав у конкретных участников правоотношений вытекает непосредственно из текста той или иной нормы, то законные интересы являются "завуалированным" правовым феноменом, упоминание о котором в различных документах не дает четкого понятия о том, что же это такое.

Однако, несмотря на широкое употребление термина "законные интересы" в нормативно-правовых актах, законодатель не разъясняет его. Нет никаких указаний на этот счет и со стороны других государственных органов. Отсутствуют и пояснения высших судебных инстанций по этому вопросу. Более того, в правовой науке нет единого подхода к определению данной категории. Понятно, что рассмотреть все работы, так или иначе затрагивающие этот вопрос, не представляется возможным, поэтому мы остановимся на ключевых, принципиальных моментах, которые были связаны с исследованием категории законных интересов в отечественной юридической науке.

Законные интересы - это не просто разновидность интересов как общенаучной категории, это своеобразный, многогранный синтез права и интереса, юридическая конструкция - правовое средство обеспечения интересов личности, обладающее регулятивными свойствами.

Законный интерес - это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством юридическое дозволение реализации стремлений субъекта к удовлетворению определенных потребностей.

законные интересы обеспечивают реализацию лишь тех стремлений личности, которые так или иначе находятся в сфере правового регулирования;

законные интересы вытекают из субъективных прав, ими зачастую порождаются и обуславливаются;

законные интересы - это юридическая конструкция, правовое средство обеспечения интересов личности, обладающее регулятивными свойствами;

законные интересы - это дозволение правомерного поведения. При этом законные интересы не устанавливают конкретную меру и способы поведения.

Пределы проявления законных интересов очерчиваются правовыми установлениями;

законные интересы обладают некоторыми качествами правовой возможности, гарантированной государством лишь в определенной мере.

В отдельных случаях юридическая обязанность способствует реализации законных интересов, не атрибутивно противостоя им. То есть обязанность, устанавливая определенные рамки поведению одних субъектов, позволяет гарантировать права других и производные от них законные интepecы.

Общие гарантии существования законных интересов воплощены в реальную возможность обратиться к государству за их защитой в случае действительной необходимости.

По вопросу содержания законного интереса в науке также существуют различные точки зрения. Так, одни авторы считают, что у законного интереса нет двухуровневого содержания, так как данная правовая категория не имеет в своем составе каких-либо правомочий. Они появляются только при возникновении охранительного правоотношения, когда законный интерес уже нарушен.

Следовательно, содержание охраняемого законом интереса ограничивается только фактическим интересом.

Законному интересу корреспондирует общая обязанность всех участников каких - либо правоотношений не мешать заинтересованному лицу пытаться использовать возможность для реализации своего интереса.

В отдельных случаях юридическая обязанность способствует реализации законных интересов, не атрибутивно противостоя им. То есть обязанность, устанавливая определенные рамки поведению одних субъектов, позволяет гарантировать права других и производные от них законные интересы.

2. Законные интересы как элемент правового статуса личности

Реализация основных прав личности (и, соответственно, связанных с ними законных интересов) - это процесс их материализации, в ходе которого происходит получение каждым того блага, которое составляет содержание права (или законного интереса).

Специфика же непосредственно категории законных интересов обуславливает и особенности их реализации.

Реализация права - перевод норм права в правомерное поведение субъектов в форме использования принадлежащих им прав, исполнения обязанностей и соблюдения запретов в целях удовлетворения интересов и потребностей адресатов права, достижения его (права) цели.

Что касается законных интересов, то их реализация предполагает лишь совершение действий, направленных на пользование определенным благом.

Специфика законного интереса заключается в том, что он не обеспечен конкретной обязанностью. Соответственно, у носителя законного интереса нет правомочия требовать соответствующего поведения от других лиц. Однако, любой законный интерес реализуется путем вступления субъекта - носителя интереса в правоотношения, что означает зависимость реализации законного интереса от действий других лиц. При этом, в случае невозможности удовлетворения законных интересов своими действиями и бездействии лиц, которые могут реализовать интерес носителя, а также препятствий в осуществлении законного интереса со стороны третьих лиц или государства возможно использование какой-либо формы защиты.

Законные интересы в большинстве своем не гарантированы конкретно в нормах объективного права, а в конституционно-правовом контексте, нормами Конституции, а обеспечиваются только их общим смыслом, соответственно и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений по недопущению нарушения законных интересов и их защите конкретно законодательно не определены. Более того, смысл, который вкладывается в понятие "нарушение законных интересов", отличен от смысла, который несет понятие "нарушение основных прав", и подразумевает под собой, на наш взгляд, совершение действий или бездействие, препятствующее реализации законных интересов, то есть действиям, направленным на пользование определенным благом, о чем более подробно будет сказано далее. Соблюдение законных интересов соответственно также не соответствует по смыслу, который обычно вкладывается в выражение "соблюдение прав", и подразумевает воздержание от совершения действий (бездействия), препятствующих реализации законных интересов. В конституционно-правовом контексте это во многом касается правотворческой деятельности. То есть, в данном случае, нарушением законных интересов будет принятие нормативного акта, создающего препятствия реализации законных интересов значительного числа лиц.

Уровень материальной обеспеченности человека, его достаток, влияет на характер, направленность и способы реализации законных интересов, а, деятельность государства в лице компетентных органов, направленные на содействие реализации законных интересов, требует наличия достаточной финансовой базы.

Таким образом, экономические гарантии реализации законных интересов являются достаточно комплексным фактором, содействующим их осуществлению.

Безусловно, нельзя не отметить, что в ситуации, когда государство не всегда в состоянии создать материальную базу для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию даже основных прав граждан, экономическая гарантированность реализации законных интересов практически отсутствует.

Политические гарантии связаны с существующим политическим строем.

К их числу необходимо отнести следующие основные условия, по сути, составляющие основы конституционного строя России: демократическое, правовое и социальное государство (ст. 1, ст. 7 Конституции РФ), суверенитет народа и представительство интересов общества в работе законодательных органов различных уровней (ст. 3, ст. 32 Конституции РФ), разделение властей (ст. 10 Конституции РФ), плюрализм и многопартийность (ст. 13 Конституции РФ), свобода слова (ст. 29 Конституции РФ) и т.п.

Политические гарантии, вне всякого сомнения, создают надлежащую атмосферу, которая способствует реализации законных интересов, влияет на методы управления последними, на степень и способы их охраны и защиты.

Идеологические гарантии определяют то, как в государстве будет определяться отношение к правам и законным интересам человека. От этого зависит будет ли у человека вообще возникать желание защищать свои права и законные интересы в надежде на справедливость.

Конституционные гарантии основных прав можно рассматривать как косвенные гарантии законных интересов. Существуют различные классификации конституционных гарантий основных прав.

Наиболее важной гарантией реализации законных интересов является то, что они признаются законодателем самостоятельным объектом правовой охраны.

Это положение подкрепляется рядом нормативных актов, а также следует и непосредственно из конституционных норм, в тексте которых категория "законные интересы" употребляется наряду с правами человека и гражданина.

В настоящее время, в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность министерств, комиссий и служб, касающуюся вопросов контроля, отражена возможность контроля за соблюдением прав и свобод человека, за улучшением деятельности подчиненных подразделений по обеспечению основных прав человека. Упоминания непосредственно о законных интересах в указанных нормативно-правовых актах нами не обнаружено.

При этом, ведомственный контроль обладает наибольшими возможностями по непосредственному воздействию на процесс реализации как основных прав, так и законных интересов. Так, в отношении основных прав, вышестоящий орган, осуществляющий контроль, в случае обнаружения нарушений прав человека, допущенных подчиненным органом, может изменить или отменить акты этого органа, вмешаться в оперативную деятельность, принять конкретные меры для восстановления нарушенного права или пресечения противоправных действий должностного лица. Но это уже об ответственности.

Контрольные функции центральных ведомств реализуются различными их подразделениями: коллегиями, управлениями и отделами. В процессе ведомственного контроля проверяется исполнение законодательных актов, ведомственных приказов и инструкций, оказывается практическая помощь в реализации прав граждан, своевременно выявляются и предупреждаются нарушения основных прав.

Представляется целесообразным, при разработке нормативных актов, регулирующих деятельность ведомственных структур, отражать необходимость осуществления деятельности по обеспечению не только прав и свобод личности, но и ее законных интересов.

Таким образом, можно сделать вывод, что, существуют общие (экономические, политические, идеологические и социальные гарантии законных интересов).


. Пути совершенствования правового обеспечения законных интересов личности

В юридической науке существует относительно устоявшееся понимание механизма правового регулирования как системы правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Для реального формирования эффективного законодательного процесса, обеспечивающего оптимальную реализацию законных интересов личности, необходимо, на наш взгляд, в первую очередь решение следующих проблем, существующих на уровне нормативно-правового регулирования в сфере реализации законных интересов личности:

Отсутствие единства законодательной системы и, как следствие, принятие нормативных правовых актов, нарушающих законные интересы личности или значительного числа лиц.

Причинами, обуславливающими возникновение противоречий, конфликтов и коллизий в законодательной системе, создающими препятствия реализации законных интересов, могут быть и такие объективные причины, как: сложившийся переходный характер российского общества и государства; сложный характер российского общества, что, в свою очередь, обуславливает сложность законодательной системы; неразвитость эффективного механизма правотворческой деятельности, и такие субъективные причины, как: неразвитость правового сознания, правовой культуры, низкий уровень позитивной ответственности.

Как свидетельствует практика, нередко борьба вокруг законопроектов порождается не столько стремлением найти и выбрать наилучший вариант, сколько интересами фракций и узких групп депутатов, региональных элит. Сказывается негативное лоббистское давление ведомств и финансовых структур. В итоге подобного дисбаланса интересов вовремя не решаются актуальные государственные задачи, а законодательство развивается неритмично и противоречиво, с принятием неконституционных нормативных актов и нормативных актов, противоречащих положениям, имеющим высшую юридическую силу, что часто создает препятствия реализации законных интересов значительного числа лиц.

Отсутствие единого понятия законных интересов. Как уже отмечалось, несмотря на широкое употребление термина "законные интересы" в нормативно-правовых актах, законодатель не разъясняет его.

Отсутствуют и пояснения высших судебных инстанций по этому вопросу. Более того, в правовой науке нет единого подхода к определению данной категории.

В значительной степени этот термин используется интуитивно и понимается произвольно, на основании сложившейся в обыденном языке традиции, что, безусловно, не способствует эффективному и справедливому осуществлению законных интересов.

Отсутствие законодательной регламентации конституционно-правового механизма обеспечения законных интересов.

Дело в том, что, несмотря на то, что законные интересы напрямую законодательно не закреплены, все же, основой их обеспечения и эффективной реализации является закон, формирующий, во-первых, сам объект обеспечения, во-вторых, правовое пространство, в пределах которого осуществляется деятельность государственных и негосударственных структур по обеспечению законных интересов, в-третьих, направления, институлизации этой деятельности, формы, методы и правовые средства ее реализации.

Отсутствие законодательно закрепленной концепции конституционно-правовой ответственности за нарушение законных интересов личности.

Как уже отмечалось, не существует не только законодательно закрепленного, но и доктринально определенного подхода к институту конституционно-правовой ответственности. Состав конституционно-правового деликта зачастую не имеет полной формулировки в законодательстве. Отдельные его элементы выводятся только путем толкования.

Обозначив проблемы, существующие на уровне нормативно- правового регулирования в сфере реализации законных интересов, обозначим проблемы, существующих в сфере правоприменения. При этом, еще раз подчеркнем, что правотворчество и правоприменение - это две взаимосвязанные стороны одного процесса. И, соответственно, перечисленные проблемы, существующие в сфере нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения реализации законных интересов личности и проблемы, возникающие в процессе применения нормативных установлений, взаимообусловлены и взаимозависимы.

Сегодня, как показывает практика, наибольший вред интересам граждан наносится неконституционной деятельностью государственных органов и должностных лиц, препятствующих прямому действию Конституции.

В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ впервые закреплен принцип прямого действия конституционных норм, что предполагает непосредственное регулирование ими возникающих общественных отношений. Однако, на пути реального применения данного принципа на практике встают многочисленные проблемы:

во-первых, многие конституционные нормы носят такой абстрактный характер, что гражданин и суд не в состоянии применять их при решении конкретного дела.

во-вторых, в нормах Конституции РФ содержатся ограничения и оговорки, предусматривающие необходимость дополнительного правового регулирования, а государственные органы и должностные лица в такой ситуации придерживаются позиции, что если дополнительное регулирование отсутствует, то реализация данного права невозможна.

в-третьих, существует известная коллизия позиций Конституционного РФ и Верховного Суда РФ по поводу применения данного принципа.

Возникшие противоречия пока не находят разрешения и порождают различные точки зрения ученых-юристов и судей. На наш взгляд, такая ситуация, безусловно, приводит к нарушению законных интересов личности.

Проблемы существуют не только в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности в деятельности судов.

Можно привести примеры невнимательного отношения должностных лиц к нуждам и запросам граждан, формального подхода к жалобам и заявлениям, нарушения срока рассмотрения жалоб, отправления жалоб должностным лицам, действия которых обжалуются и т.п.

Таким образом, можно прийти к выводу, что, даже при внесении соответствующих изменений в правовые установления, чтобы предусмотреть возможность правовой защиты законных интересов в рамках существующей процедуры, установленной в законах о судебных органах, об обжаловании в суд незаконных действий должностных лиц и госорганов, о местном самоуправлении, защита будет не вполне эффективной. Причины кроются в нехватке, а подчас и невысокой квалификации судебных кадров, волокиты, неумения граждан защитить свои права и законные интересы, в этатизированности и коррумпированности государственных органов, низком уровне правовой культуры и профессионализма должностных лиц.

Для решения обозначенных проблем, возникающих в сфере правового обеспечения законных интересов личности, для формирования эффективного законодательного процесса, направленного на оптимизацию реализации законных интересов личности, на наш взгляд, необходимо:

Обеспечение единства законодательной системы РФ, учет законных интересов личности в процессе правотворчества.

На стадии правотворчества вообще необходимо поддерживать строгую ориентацию на соблюдение законных интересов. В ходе законодательного процесса следует объективно учитывать разные правовые позиции. Полезны парламентские слушания по вопросам концепций и содержания проектов законов, публичные обсуждения по линии партий и общественных движений, в СМИ, избирателями. Выявлению, учету и правильному обобщению разнообразных законных интересов способствуют обобщение материалов социологических исследований, объективный анализ общественного мнения.

Важным направлением в обеспечении законных интересов должно стать обеспечение единства законодательной системы, которое заключается в создании государством необходимых организационных, регулятивно-управленческих, методических, правовых и иных условий, при которых законодательная система приобретает состояние согласованности, соответствия и соподчиненности составляющих ее актов, норм, исходя из их юридической значимости.

Среди направлений деятельности по обеспечению устойчивости законодательной системы можно выделить такие способы, как: систематизация законодательства, совершенствование правотворческого процесса, правотворческое прогнозирование, повышение качества проектов нормативных правовых актов - проведение юридической экспертизы проектов, разработка единых правил законодательной техники, усиление контроля за соответствием вновь принимаемых нормативных правовых актов нормативным установлениям высшей юридической силы.

2. Единообразное употребление термина "законный интерес" в нормативных правовых актах.

Единообразное употребление термина "законный интерес" законодателем позволит глубже понять сущность изучаемого феномена, на практике детально разграничить рассматриваемую категорию и субъективные права, что повлияет на методику и формы их охраны и защиты. Данный фактор исключит защиту законных интересов по "остаточному принципу", позволит говорить об эффективном использовании ответственности именно за нарушение законных интересов, а не за нарушение норм материального или процессуального права, как это обычно указывается в мотивировочной части правоприменительных актов.

Для обеспечения единообразного употребления термина "законный интерес" необходима, во-первых, разработка целостной и комплексной доктрины законных интересов в юридической науке, во-вторых, закрепление определения законных интересов, которое, на наш взгляд, может найти свое отражение в актах толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ. Важную роль в реализации данного направления деятельности может сыграть привлечение к разработке законопроектов высококвалифицированных специалистов - экспертов в области юриспруденции и лингвистики.

Законодательная регламентация механизма обеспечения законных интересов.

В рамках данной деятельности можно выделить два направления:

законодательное закрепление механизма обеспечения законных интересов в рамках существующего механизма обеспечения прав и свобод личности;

совершенствование правового регулирования существующего механизма обеспечения прав и свобод личности, в том числе тех направлений деятельности, которые применимы для обеспечения реализации законных интересов.

4. Законодательное закрепление ответственности вообще и за нарушение законных интересов, в частности.

Как показывает опыт зарубежных стран, целесообразно регулирование вопросов ответственности единым нормативно-правовым актом. Оптимально было бы принятие федерального конституционного закона, как это предлагается в литературе. Однако, на сегодняшний день это не возможно, так как принятие федерального конституционного закона по данному вопросу не предусмотрено Конституцией РФ. Соответственно, нормативны правовым актом, устанавливающим основы конституционно-правовой ответственности, может быть лишь федеральный закон.

На наш взгляд, для создания эффективного механизма правовой ответственности вообще, и за нарушение законных интересов, в частности, необходимо принятие федерального закона, в котором обязательно должны найти свое отражение такие основополагающие положения, как:

исчерпывающий перечень оснований для применения конституционно-правовой ответственности;

подробное регулирование всех элементов конституционного деликта;

субъекты ответственности;

субъекты, наделенные правом инициировать вопрос о применении мер конституционно-правовой ответственности;

субъекты, уполномоченные на совершение необходимых действий, направленных на установление признаков деяния, влекущего наступление конституционно- правовой ответственности, форму и содержание указанных действий.законный интерес гарантия ответственность

Безусловно, необходимость внесения поправок в действующую Конституцию обусловлена не только и не столько неудовлетворительным конституционно- правовым регулированием в сфере реализации законных интересов личности в их узком понимании. Еще раз подчеркнем, что основная функция и ценность Конституции заключается в ее способности объединять и направлять усилия всех участников конституционно-правовых отношений к достижению главной цели - созданию таких условий функционирования общества и государства, когда человек, его права, свободы и законные интересы действительно являются самоцелью этого функционирования.

Соответственно, Конституция и иные акты конституционного законодательства должны выступать основой слаженной и эффективной деятельности государственных органов, как условия наиболее полной реализации прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

Заключение

Подводя итог работы, хотелось бы отметить, что у субъектов различных правоотношений всегда существовали и существуют интересы, не опосредованные нормами права в силу различных причин, среди которых можно выделить количественную - право более статично, чем регулируемые им общественные отношения, качественную - невозможно регламентировать отдельные сферы жизни в силу их природы, и экономическую - экономические возможности общества ограничены.

Государственная власть учитывала и учитывает наличие таких интересов.

Сегодня закон признает два самостоятельных объекта охраны - "права" и "законные интересы".

На мой взгляд буквальное понимание термина "законные интересы" как "интересы, не противоречащие закону", обедняют содержание рассматриваемого правового явления. Мы рассматриваем "законные интересы" не в качества разновидности интереса как общенаучной категории, а как юридическую конструкцию, результат многогранного синтеза права и интереса - правовое средство обеспечения интересов личности.

Мы понимаем законный интерес как юридическое дозволение поведения, направленного на реализацию стремлений, то есть дозволение правомерного поведения. При этом законный интерес не устанавливает конкретную меру и способы реализации стремлений, представляя собой в своем роде незапрещенность. Пределы же проявления законных интересов очерчиваются правовыми установлениями вообще и конституционно-правовыми установлениями, в частности.

Помимо того, что конституционно-правовые установления очерчивают пределы проявления законных интересов, законные интересы вытекают из конституционных прав человека и гражданина, ими зачастую порождаются и обуславливаются.

На гарантированности законных интересов сказывается отсутствие нормативного закрепления понятия законных интересов, отсутствие единства законодательной системы и, как следствие, принятие нормативных правовых актов, нарушающих законные интересы личности или значительного числа лиц, отсутствие законодательной регламентации конституционно-правового механизма обеспечения законных интересов, и, в частности, отсутствие законодательно закрепленной концепции конституционно-правовой ответственности за нарушение законных интересов личности.

При реализации провозглашенного в Конституции РФ принципа о высшей ценности человека в деятельности государства и общества, нельзя забывать о необходимости обеспечения, наряду с правами и свободами, также законных интересов личности, так как законные интересы как юридическая конструкция выступают правовым средством обеспечения огромной части интересов личности и поэтому эффективное конституционно-правовое регулирование, направленное на оптимизацию реализации законных интересов личности необходимо прежде всего для достижения благополучия каждого человека.

Список использованной литературы

1.Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2009

2.Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. Учебник. - М., 2005

.Борисов Г.А. Теория государства и права. Учебник. - Белгород, 2007

.Бошно С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2007

.Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2011

.Григорьева И.В.Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2009

.Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие (ВСГТУ, 2005)

.Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2007

.Малько А.В.Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях. - М., 2010

.Мелехин А.В.Теория государства и права. Учебник. - М., 2009

.Петренко А.В. Теория государства и права. Конспект лекций.- М., 2010

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. - М., 2008

.Чепурнова Н.М., Серегин А.В. Теория государства и права. Учебно-метод. компл.- М., 2008

.Шевчук Д.А. Теория государства и права. Конспект лекций. - М., 2009