Почему бог дает одиночество забирая всех родных. Одиночество: проклятие или благословение

Одиночество бывает разным. Оно может быть временным или хроническим. Если мы расстаемся с близким человеком на определенное время, то в его отсутствие мы можем испытывать скуку и одиночество, пока он не вернется. Если кто-то переживает потерю близкого человека, острое ощущение одиночества может присутствовать продолжительное время, пока человек не смирится с утратой. Продолжая жить, поддерживая отношения с другими близкими людьми, такой человек поможет чувству одиночества постепенно уйти.

При хроническом ощущении одиночества лучше всего обратиться за помощью к другу либо даже к специалисту.

Две потребности природы человека

Прежде чем искать средство от одиночества, нужно понять, что это состояние касается всех сфер человеческой природы, особенно социальной и духовной.

Те, кто верит, что человек был сотворен Богом, осознают духовную связь с Ним как с Небесным Отцом. Когда эта связь поддерживается, удовлетворяются потребности духовной сферы человеческой природы. К сожалению, светские специалисты-психологи изредка рассматривают проблему одиночества с духовной точки зрения, а потому обращение к помощи свыше почти всегда отсутствует в их реабилитационных программах.

Также, человек был сотворен для жизни в обществе, поэтому он является существом социальным и нуждается в дружбе и общении. Так удовлетворяются потребности социальной сферы его природы.

Одинокий и благословенный беглец

В Библии рассказывается древняя история об одном герое по имени Иаков, который по своей вине попал в жесткие тиски жизненных обстоятельств. Однажды он осмелился жестоко обмануть своего престарелого отца и своенравного брата, в результате чего вынужден был бежать в чужие края, опасаясь мести брата.

Оказавшись далеко в пустыне, ночью, усталый беглец в отчаянном состоянии и полном одиночестве уснул на земле, положив под голову камень. Еще вчера у Иакова было все: материальная стабильность, достаток, жилище, перспектива, а сегодня ничего, кроме душевных терзаний и призрачного будущего.

Но Всевышний оказал милость Иакову, которого мучили угрызения совести за свой проступок. В ночном сновидении Бог заверил его в Своем благословении: «И се, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя…» (Библия. Бытие 28:15 ).

История Иакова присутствует на страницах Священного Писания не для того, чтобы бесцельно поведать жителям XXI века о судьбе какого-то там Иакова, который жил много веков назад. Эта история является актуальной, потому что повествует о Боге, Который в древние времена, вчера и сегодня Тот же. Она сквозь века говорит нам о том, что выход из тяжелых жизненных обстоятельств и одиночества всегда существует, даже если, образно говоря, справа – пропасть, слева – незыблемые скалы, впереди – тьма, а сзади – непроходимое болото. Милосердный Бог силен поддержать отчаявшихся.

Иаков думал, что остался совсем один, но проснувшись, с глубоким изумлением сказал: «Истинно, Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Библия. Бытие 28:16 ). Так одинокий путник приобрел в лице Бога Покровителя, который был ему и как Отец и верный понимающий Друг.

В критическую пору одиночества важно всегда осознавать, что Бог есть! Он рядом! Он не отдаленный на миллионы световых лет Властелин, а близкий Спасатель и Спаситель. Он не ограничен местом пребывания, стенами здания – Он там, где есть ты, где плачет сердце от душевной боли!

Где бы мы ни были, куда бы ни шли, в каком бы положении ни находились – на больничной койке или в теплой постели дома, в инвалидной коляске или в уютном кресле, Он и Его ангелы рядом. Любящий Небесный Отец со Своей стороны делает все, чтобы мы не чувствовали себя оставленными и одинокими даже тогда, когда о нас забывают самые близкие нам люди.

Одиночество Христа

В разной степени одиночество переживал каждый. Но то, что пережил Иисус Христос в Гефсиманском саду незадолго до мучительной смерти, сложно себе представить. Душевная боль Спасителя вылилась в такую агонию, что на Его лбу выступили капли кровавого пота. В те ужасные часы Иисус, понимая природу одиночества, искал утешения и поддержки как со стороны самых близких Ему людей, так и у Бога.

Вот как этот эпизод описывает Евангелие: «Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Библия. От Марка 14:32–37 ).

Из данного описания видно, что когда приблизилось время страданий, Иисус взял с Собой трех самых близких Ему учеников для поддержки. Он признался им в смертельной душевной скорби и попросил их быть рядом и молиться. Затем отойдя в глубь сада, упав на землю, изнеможенный Иисус Сам молился Небесному Отцу, раскрывая Ему свои глубокие переживания.

Евангелие повествует также, что Христос несколько раз вставал с молитвы и возвращался к троим друзьям, но, к сожалению, они спали. Уставшие за день ученики не могли побороть свой сон. Тем не менее Господь все же получил весьма значительную поддержку, уже со стороны Бога Отца. Укрепившись духом, Он вновь готов был идти до конца даже на крест.

Одиночество узника совести

Одиночество переживал и апостол Иисуса Христа Павел, когда стал узником за свою веру. Из Римской темницы он писал в письме своему другу и служителю Церкви Тимофею, каково было ему на первом заседании суда кесаря в Риме: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей» (Библия. 2-е Тимофею 4:16, 17 ).

Ситуация была чрезвычайно серьезной. Из письма апостола Павла понятно, что его оставили близкие люди в тот момент, когда он больше всего в них нуждался. Вероятнее всего они испугались преследования и подобной участи. Казалось, что апостол остался один на один с могущественной имперской системой, которая разыгрывала театр правосудия. Но на самом деле Павел был не одинок. В тот момент, когда рядом не оказалось друзей, Бог, в Которого он верил, как Верный Друг и Отец, был с ним рядом и укреплял его дух, душу и тело.

Есть Тот, Кто всегда рядом

Конкретные шаги

В то же самое время, чтобы побороть психологическую навязчивую проблему одиночества, полезно найти, познакомиться и подружиться с теми, кому еще тяжелее, чем нам. Не зря тот же апостол Павел учил: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Библия. Галатам 6:2 ).

Если вы чувствуете себя одиноким, потому что давно не общались со своими родными даже по телефону, не ждите, пока они вам позвонят. Они могут быть заняты и действительно забыли о вас. Не ждите, пока у них найдется время. Позвоните им сами и признайтесь, что вам одиноко. Попросите уделить вам немного времени. Во многих случаях родственники с пониманием вас поддержат, а если даже нет, вас поддержит Тот, Кто всегда рядом. Он ждет от вас сердечной и простой молитвы.

В сегодняшнем обществе брак - нормальное состояние. Так оно и заповедано Богом. Быт. 1: 27-28: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Бог Сам подвел жену к Адаму. Адам не искал себе пару. Бог позаботился о первой семье.

В жизни поиски пары бывают безрезультатными. Одинокие нередко страдают от ощущения своей ущербности, неполноценности. В обществе, да и в церкви нередко, можно встретить насмешливо-пренебрежительное отношение к холостякам и незамужним
. Это лишь усиливает их чувство ущемленности, покинутости и забытости.

Согласимся, что программы церковной работы в основном направлены на тех, кто уже имеет пару и детей. Семейные словно сидят за одним большим столом, за которым одиноким не находится места. Одиночки остаются без «духовного хлеба» - голодными и обделенными. Они часто слышат: «Если ты одинок, значит, должен создать семью!» Церковные проповедники активно призывают: «Нехорошо быть человеку одному!» Одиночка бьется о стену всеобщего непонимания.

Давайте зададимся вопросом, а что если человек честно пытался создать семью, долго молился, но так и не получил просимого от Бога? Что если молитва его составляет не годы, а десятилетия? Что делать? Согласиться с обществом и церковными лидерами? Признать себя неполноценным?

Если откроем Библию, то придется отказаться от мысли, что одиночество задвигает человека на второстепенные позиции. Апостол Павел даже приветствовал безбрачие: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор. 7:7). Апостол не настаивал, он давал советы, подчеркивая, что это его мнение, а не повеление от Господа. Он говорит о «даровании от Бога», разъясняя, что у каждого оно свое: у кого-то брак, а у кого-то безбрачие. И это, несомненно, состояние от Бога, а не от сатаны. Почему же Павел говорит о практичности безбрачия? Он видит много трудностей брака.

Это было время сильнейших гонений на Церковь. Женатый мог иметь большие скорби по причине притеснений его семьи. Павел называет такие обстоятельства «скорби по плоти», а о попавших в них говорит «мне вас жаль». Сказанное Павлом относится не только к вышедшим замуж девушкам, а вообще к женатым. Итак, скорби брака - первая трудность.

Апостол Павел, как и многие другие христиане полагал, что живет в «последнее время». Последние ветхозаветные пророчества сбываются! Христос вот-вот придет! Поэтому женатым надо оставаться так, и не разводиться. Одиноким же лучше быть без пары. Ведь «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31).

Другими словами, «времени остается в обрез» и «мир в его нынешнем облике уходит безвозвратно» («Письма Апостола Павла», пер. В. Н. Кузнецовой, М., 1998 г.)

И еще: женатый и замужняя стремятся, в первую очередь, угодить своему супругу или супруге, а не Господу. С этим можно соглашаться и не соглашаться, но так говорит Библия: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7:32-34).

В понимании апостола Павла, замужняя и женатый заботятся о «мирском», то есть временном и суетном. А «образ мира сего проходит»! Павел хотел, чтобы христиане больше угождали Богу и не отвлекались от служения. Отвлеченность от служения - вторая трудность брака.

Параллельная мысль содержится во 2 Послании к Тимофею 2:4: «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчавается, если незаконно будет подвизаться». Действительно, воин в походе почти не думает о семье и житейских делах, а о том, как угодить своему командиру. Каждый христианин призван угождать Богу и поэтому должен заботится не о «мирском», а о Господнем служении. Такова аргументация Павла. Ее можно назвать, скорее, практической, чем богословской.

Из вышесказанного следует, что Павел не мыслил об одиночестве как о низшем, по сравнению с браком, состоянии. Сам Господь не был женат. Павел был без жены. Апостол знал преимущества такого положения. В его защите безбрачия играли роль определенные, проверенные опытом, практические соображения.

Необходимо немного упомянуть о призвании к одиночеству. Откуда знать, есть ли оно у меня или его нет? Надо признаться, что здесь мы знаем слишком мало. Это - сфера личных, очень тонких взаимоотношений человека с Богом. Пастор может лишь побуждать опекаемого к поиску и познанию своего дара через молитву. Вероятно, должно быть одобрение и ободрение практики дара одиночества со стороны церковной общины.

Ясно, что одиночество не должно становиться действием по принуждению. Павел не желал возлагать узы одиночества на кого-либо насильно. Обязательно должен быть особый ответ от Господа, подтверждающий призвание к одиночеству. Посвященный на одиночество человек тверд в сердце своем. Он полностью владеет своими чувствами и может длительно воздерживаться от половой жизни. «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7:9). Из контекста следует, что это апостольское предписание относится прежде всего к тем, кто уже был в браке, то есть к вдовцам и вдовам. Они не являются девственниками. Несомненно, что для них проблема полового воздержания может быть существенной в решении брачного вопроса. Им гораздо труднее избегать половой близости.

Я не стал бы настаивать на том, что человека, призванного к одиночеству, Бог полностью моментально освобождает от полового влечения. Мы не можем «обязать» Бога к этому. Если Бог призывает человека к одиночеству, то постепенно освобождает его и от желаний тела. Святой Дух дает такому призванному вместе с даром одиночества и определенную силу воздержания.

Становится ясно, что одинокий - не второсортный человек в церковной общине. Он ни на минуту не должен чувствовать себя таким. У него есть возможность служить Богу намного более эффективно, чем женатому и замужней. По моим наблюдениям, наибольшее огорчение у одиноких возникает в силу таких причин:

Им внушается мысль, что их положение ущербное и ненормальное. Человеку прививаются сегодня языческие стереотипы поведения. Бытуют такие штампы: «Если ты одинок, то это ненормальное состояние. Ищи себе пару любой ценой!» В современном мире нет никакой жалости к одинокому. Не учитывается призвание человека! В таком круговороте мнений он быстро теряет всяческую ориентацию. Что из этого получается? Призванный к одиночеству попадает в пучину безнравственности - легких связей без любви и без настоящего единения. Брак видится как избавление от ненормальности. Иногда, убегая от одиночества, человек вступает в противоестественные связи: мужчина с мужчиной, женщина с женщиной. Они не желают чувствовать себя ущербнее других! Избавление от одиночества достигается любой ценой! Но… брак нельзя рассматривать, как бегство от одиночества!

Страшнее одиночества - полное одиночество в браке! Скорби брака могут превзойти скорби одиночества. Итак, основная причина скорбей одиноких верующих - привнесенное извне небиблейское понимание этого вопроса.

Вторая причина - отсутствие практического служения. Я часто вижу, как в доме престарелых пожилые одинокие женщины сидят и тоскливо смотрят в окна. Они умирают от скуки, потому что больше никому не нужны. Говорят, что стоячая вода тухнет. Интересно, что апостол Павел пишет о пользе одиночества только в союзе со служением. Без служения одиночество тягостно. Оно выглядит как кара небесная. Пастору следует предлагать одинокому не пару, а служение! Ведь именно отдача Господу, а не поиск возлюбленного делает человека благословенным.

Итак, есть одиночество от Бога, оно не ущербное, а благословенное состояние. Можно полнее отдаться Христу и получить лучший венец из Его рук. Есть одиночество от обстоятельств. И даже в данном случае не стоит горевать и опускать руки. «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?»

К каким выводам можно прийти?
Церковь открыта как для семейных, так и для одиноких.
Небо открыто как для семейных, так и для одиноких.
Друзья мои! В каком бы кто не находился состоянии, благодарите Бога за него! Благословен Тот, Кто посылает и одиночество, и семейную жизнь!

Говорят, что некоторые люди рождаются под счастливой звездой. А мне кажется, что некоторые звезды светят над счастливыми людьми. Не звезда делает человека счастливым, а понимание своего предназначения в этом мире. Самое сложное в этой жизни — понять свою цель, понять, чего от тебя хочет Бог. И если человек одинок, важно правильное понимание и отношение к одиночеству.
Итак, для начала давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим определение слова «одиночество».
ОД И НОЧ ЕСТВО — состояние одинокого человека (Толковый словарь Ожегова).
ОДИНОЧКА — живущий один, одиноко, в одиночестве; неженатый, холостой, (Толковый словарь Даля).
Я думаю, и пусть сестры простят меня за дерзость, что имею право говорить об одиночестве. У меня нет ни отца, ни матери, я не замужем. По человеческим меркам, я одинокая. И, конечно, могу привести примеры из своей жизни, когда особенно ощущается одиночество. Когда наступает 8 марта и не хватает матери, когда наступает весна и пора влюбленных — не хватает близкого человека рядом или когда я находилась одна в пустой квартире — без телевизора, без радио, без магнитофона, без телефона, лежа на полу… Да, мне знакомо это чувство, это состояние -одиночества… Но есть большое «НО», есть один секрет, который я вам раскрою позже.
Мы с вами люди верующие, и Библия является основой для нашей жизни, поэтому посмотрим примеры, оставленные на страницах Священного Писания для нашего назидания.
Когда же чувствуется одиночество? Во-первых, когда нет никого рядом. «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4:9,10).

Одиночество приносит с собой печаль, разочарование, грусть, слезы… Илия остался в одиночестве, и ему было плохо: «остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3 Цар.19:14). Давид восклицал: «Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен» (Пс. 24:16). Иона тоже был один: «И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:3).
Одиночество порой кажется тяжким бременем, от которого хочется избавить- ся. Но оно бывает и полезным, приносит с собой душевный покой, мир, силы… Одиночество заставляет человека тянуться к Богу. В это время можно почитать, помолиться, поплакать перед Богом. Из Священного Писания мы узнаем, что и цари, и пророки, помазанники Божьи, и Сам Иисус Христос — любили одиночество, так как в нем человек начинает искать Божье присутствие, помощь, благость, милость Божью, которая необычным образом открывается в это время. Иосиф прошел через одиночество — отделение от родителей, предательство братьев, рабство, темница… но Бог был с ним. Поэтому, когда Бог дарит нам минуты, часы или дни одиночества, помните, что это золотое время!
К одиночеству стремились Моисей, Исаак. Мы читаем: «При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить…» (Быт. 24:63). Про Иисуса Христа говорится: «А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился» (Map. 1:35).
Как я упоминала в начале, было время, когда я особо ощутила одиночество — в пустой квартире без телевизора, без радио, без магнитофона, без телефона, лежа на полу… И могу сказать, что это было лучшее время в моей жизни, потому что я особо ощутила и близость с Богом! Когда ничто и никто тебя не отвлекает, а есть только Библия и молитва, именно тогда ощутимо, что в одиночестве мы не одиноки!!!
Мы поговорили о ситуации, когда никого нет рядом. Но есть и другое одиночество — когда рядом много людей, но среди них нет родственной души. Такое одиночество бывает, когда человек не имеет семьи; или у супругов разные цели и приоритеты в жизни; или же, когда человек испытывает утрату близкого.
Итак, рассмотрим ситуацию, когда человек не состоит в браке. Быть не замужем считалось проклятием, но Бог объяснил через ап. Павла в Первом послании к Коринфянам, что это может быть большим благословением, особым даром.
«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:7,8). «Только каждый поступай так, как Бог ему определил…» (1 Кор. 7:17). «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения» (1 Кор. 7:32-35).
Ни для кого не секрет, что у незамужних больше свободного времени и больше возможностей послужить Господу. Замужние не могут свободно ездить в миссионерские поездки и христианские лагеря. И я это испытала, и имею возможность очень много ездить и трудиться во славу Божью.
Екклесиаст говорит: «Всему свое время» (Еккл. 3:1). Всему свое время, и важно правильно и мудро использовать наше время и положение. И если Богу угодно, чтобы вы были замужем, в свое время это произойдет, ну а пока пользуйтесь прекрасными возможностями своего одиночества во славу Божью!
Другая ситуация — у супругов разные цели и приоритеты в жизни и, находясь рядом друг с другом, они испытывают одиночество. Иов столкнулся с таким одиночеством (Иов 2:9), а также Авигея, будучи женой Навала (1 Цар. 25:3).

Прекрасные стихи об этом написала христианская поэтесса Марина Тихонова:
Как страшно одиночество вдвоём,
Когда объединяет только быт.
Есть, вроде, муж, и я – жена при нём,
Но одиночество во всех щелях сквозит.

И не с кем свое горе разделить,
И счастье твое тоже не поймут,
Не можешь по душам поговорить,
Боясь, что надоедливой сочтут.

А так хотелось разделить судьбу,
И мысли, и желанья, и мечты,
Но отчего тогда, я не пойму,
Давно уж с одиночеством на «ты».

И нету сил стучать в глухой забор,
И ранить сердце об осколки фраз,
Лишь изредка ловить, как будто вор,
Немного теплоты из жестких глаз.

И как так получилось, почему,
Быть может, мы когда-нибудь поймем.
Как трудно строить счастье одному,
Как страшно одиночество вдвоём.

К сожалению, в наших церквах такое одиночество преобладает, так как мужья у многих наших сестер — неверующие. И хочу лишь напомнить, что Бог вас не покидает и никогда не покинет, Он пройдет с вами это поприще и поможет нести ваш крест.
И последнее-вдовы. Наш Бог-Бог сирот и вдов. Мы читаем в 1 Тим. 5:5: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь». Каждый мечтает иметь рядом кого-то, с кем сможет жить, полностью доверяя ему, разделяя с ним самые сокровенные мысли и чувства. Опять совет от Господа -молиться, а значит, пребывать в общении с Богом, потому что только Он способен утешить так, как ни один человек не утешит. Только Он поймет всю боль души.

Человек одинок в мироздании,
Как потяренный грош — одинок.
Только Бога живое дыхание
Зажигает в душе огонек.

Только Божья любовь и прощение
Ради Крови, пролитой Христом,
Обещает тебе возвращение
В тот небесный, утраченный дом…

Юлия Бородулина

Все познают однажды одиночество. Потому что нельзя развить в себе веру, любовь и надежду, когда вы счастливы, довольны, любимы, окружены друзьями. Это возможно только тогда, когда вы внутренне одиноки и покинуты.
Мужчины и женщины встречаются в жизни со страданиями и волнениями, потому что не могут найти свой идеал. Но человеческую душу возможно заполнить только Богом! Тот, кто хочет победить одиночество, жить в радость себе и людям, должен слиться с Богом, опереться на Бога, верить в Него, любить Его. Даже тогда, когда все идет из рук вон плохо, и вы ощущаете себя кораблем, плывущим в океане без компаса, доверяйте Богу, опирайтесь на Него. Бог любит вас, Он заботится о вас, Он видит все и знает все. Он сделает все для вас. А от вас Он просит только одного — чтобы вы любили Его и опирались на Него.
Молись, жди, познавай волю Божью и исполняй ее, служи Господу и радуйся Его присутствию в твоей жизни. Вот он, секрет — в одиночестве мы не одиноки!!!

Елизавета ПУЗАНОВА
(миссионерка в с. Чок-Майдан, Молдова)
Ямало-Ненецкий АО


«Я одинок, и у меня никого нет» — эту жалобу можно услышать не только от пожилого человека, похоронившего всех родственников и друзей, но и от людей молодых и даже вполне успешных. О том, откуда берется чувство одиночества, как его пережить и есть ли в нем что-то положительное, — протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма Святого царевича Димитрия при ГКБ № 1, председатель Епархиальной комиссии по церковной социальной деятельности.

«Одиночество гонит меня»

Чувство одиночества бывает разным, иногда оно может быть ложным. Я встречал людей, у которых было много знакомых, но они все равно чувствовали себя одинокими. Иногда это связано с тем, что человек хочет, чтобы ему уделяли много внимания, чтобы его любили, а сам он не умеет жить жизнью других людей, не стремится любить, эгоцентричен, зациклен только на себе и гипертрофирует свои чувства, скорби и переживания.

Я думаю, до пришествия в мир Христа все люди были несчастны, все страдали: были они женаты или нет, богаты или бедны, голодны или сыты, больны или здоровы, — страдание являлось неизбывным, непреодолимым. Грех исказил мир. Господь дал Адаму жену — и человеку стало хорошо, но когда в мир вошел грех, душа человека, даже такого, у которого есть жена и дети, все равно не может найти успокоения, и здесь выходит вперед не проблема одиночества, а проблема греха. Если человек борется со своим грехом, если он ищет Христа, соединяется со Христом — одиночество можно преодолеть, как и любую другую трагедию земной человеческой жизни: нищету, голод или смертельную болезнь, — если человек знает и ищет Христа, если он жаждет духовного, а не материального. Мы знаем, что среди святых многие были тяжело больны, они нередко сильно страдали, многое терпели — и тем не менее все-таки были радостны и обрели блаженство, нашли счастье не только на небесах, но и в земной жизни. Много было пострадавших за Христа мучеников и в XX веке, но к этим новомученикам Господь причисляет, по словам старца Паисия, и инвалидов, и тяжело больных, лишенных утешения детей, и людей, которых постигают страдания и болезни. Если человек самоотверженно, с упованием на Бога переносит все посланные ему скорби, не ропщет, то это вменяется ему в мученичество.

Найти того, кому хуже

Когда человек перестает жить для себя и начинает жить для других, для Бога — он меняется и становится близок и интересен очень многим людям. Есть такие одинокие люди, которых все очень любят. Мне запомнилось, например, как умирала одна женщина. Очень часто, к сожалению, бывает, что, когда умирает человек, у которого нет близких родственников, мы долго не можем найти кого-либо для помощи по уходу за ним, у всех свои дела и заботы. Так вот когда эта женщина умирала, люди записывались в очередь, чтобы подежурить у ее постели, так всем с ней было радостно и хорошо. Поэтому очевидно: очень часто человек находится в тяжелом состоянии одиночества только потому, что не умеет служить другим, не умеет любить и жертвовать собой, а лишь постоянно требует чего-то от остальных.

В этом случае нужно попытаться научиться жить для других. Если у тебя есть какая-то скорбь, если ты одинок и впал в уныние, нужно найти человека, чье одиночество гораздо больше, чем твое, кому еще хуже, чем тебе, помочь ему — и твое одиночество и уныние обязательно пройдут. Как сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский святому праведному Алексию Мечеву, когда тот потерял матушку: «Иди к людям и, помогая им в их скорбях, ты забудешь о своей скорби». Так и здесь: когда человек разделяет скорби своих ближних, когда он помогает другим в их болезнях и печалях, то его собственная скорбь делается намного меньше.

Например, незамужняя, страдающая от одиночества девушка может пойти работать в школу учительницей и всю жизнь посвятить своим ученикам: полюбить этих детей, у которых часто бывают всякие трудности, взять их в свое сердце, заботиться о них, служить им. Такой подвиг, возможно, очень труден, но он и радостен, если есть любовь. Если научиться любить, тогда никакого одиночества не будет. Я не думаю, что отец Иоанн (Крестьянкин) перед своей кончиной чувствовал одиночество, — так сильно его любили другие люди. Но его любили — потому что он любил. Обычно люди рассуждают так: «Полюбите меня, и я полюблю вас». Нет, ты полюби, и тогда другие полюбят тебя! Ты научись любить — и тогда твое одиночество прекратится, в ответ на твою любовь обязательно отзовутся другие люди.

Почему мне Бог не дает жениха?

Я считаю, что всегда, когда нас постигает какая-то скорбь, когда мы сталкиваемся в жизни с какими-то неудобствами или терпим в чем-то недостаток, — мы должны не просто просить и требовать облегчения у Бога, а задуматься о причине происходящего с нами. Нет, допустим, у молодой девушки жениха. Надо не просто просить у Бога: «Дай мне жениха», нужно задуматься: «А почему Бог не дает мне его? Может, мне нужно чему-то научиться, прежде чем Бог пошлет мне супруга? А может быть, мой путь иной и Господь зовет меня к какому-то другому подвигу? Возможно, я нужна другим людям, а не только одному человеку?» Например, директор нашего детского дома — одинокая женщина. И если бы у нее был муж, у нас, возможно, не было бы детского дома, потому что все держится на ней. Кому-то нужно пожертвовать своим личным счастьем для того, чтобы служить другим, если мы христиане. О ком-то есть такая воля Божия! А то, что иногда бывает тяжело и трудно, — это естественно, без трудностей нельзя ничему научиться. Одна старшая сестра больничного отделения говорила, что когда в ее работе встречаются проблемы, препятствия, искушения (не хочется идти в палату, устала ухаживать за больными — разные бывают трудности у сестер) и она сдается, начинает пребывать в плохом настроении, идти у него на поводу, — то делается еще хуже. А если все-таки себя превозмочь, если помолиться Богу, попросить у Него сил и постараться относиться к своему служению так же ответственно, так же серьезно, как и раньше, — то еще большая приходит радость, еще большая дается благодать от Бога и открываются другие силы.

Здесь, на земле, мы все в той или иной степени страдаем, в том числе и от одиночества, чувство которого для человека может быть очень мучительно, но если он несет свой крест благодушно, без ропота, — это становится для него подвигом. Самое главное, что после пришествия в мир Спасителя у нас есть Тот, Кто называет Себя нашим Другом, — Христос, — Тот, Кого мы называем, воспевая тропарь великомученице Екатерине, Небесным Женихом. И общение со Христом помогает человеку преодолеть одиночество, и радость быть со Христом гораздо больше, чем радость пребывания с самым близким человеком. И человек то, что недополучает по обычным законам этого мира, восполняет сверхъестественным общением со Христом. Преодолевается естественное одиночество, и человек обретает намного больше, чем друга, жениха, жену и детей, — обретает Самого Бога в своей душе.

Я думаю, чувство одиночества возникает, когда человек не ощущает любви Божией и стремится ее получить от других людей, но люди никогда не дадут человеку того, что может дать Бог. А Евангелие прямо говорит нам: не делайте добра тем, кто вам ответит на это, а делайте добро тем, кто ответить на это не сможет (см. Мф. 5: 44-47). В Евангелии не говорится, что мы будем любимы другими людьми, оно зовет нас научиться любви бескорыстной, возвыситься над естественным порядком вещей.

Научиться ходить очень трудно. Ты ползаешь, пытаешься встать, падаешь. Но если только ползать на четвереньках — ходить никогда не научишься, надо пытаться встать. И научиться говорить тоже иногда трудно, и научиться писать. А уж когда речь идет не о каких-то естественных навыках, а о сверхъестественных: о любви, о настоящей вере, — это всегда очень трудно. Но когда человек их приобретает — эти трудности начинают казаться ему ненастоящими и уже его не смущают.

«Всех люби и всех бойся»

У некоторых в действительности есть много друзей и знакомых, но они все равно чувствуют одиночество. Это, я думаю, одиночество без Бога, без духовной жизни, одиночество, может быть, от усталости; и здесь мы сталкиваемся с мнимым, ненастоящим чувством одиночества. Я знал одну женщину, которая на исповеди все время жаловалась на свое одиночество, хотя у нее были замечательные сыновья, один из которых — священник, хорошая невестка, прекрасные внуки, которые ее любили. Эта женщина продолжала в каком-то смысле оставаться центром всей семьи, но она все равно жаловалась на одиночество и говорила: «Все мои друзья умерли, мужа рядом со мной нет». Ей как будто чего-то не хватало. Мне кажется, что ей не хватало правильного устроения души.

В наше время встречается другой греховный крен — человек специально остается одиноким для того, чтобы лучше, как ему кажется, устроить свою жизнь. Многие современные люди сейчас не хотят жениться или выходить замуж, стремясь жить так, как им нравится. «Я, — говорят они, — еще не нагулялся, я еще ничего в жизни не достиг. Вот когда я получу все удовольствия — тогда буду искать себе супругу». Все это, конечно, эгоизм.

Есть еще и явление стремления к «дружбе» с духовником как один из способов преодоления одиночества и компенсации недостатка общения. Бывает так, что иногда кто-то из духовных чад, особенно «старых», становятся друзьями батюшки, лучше сказать, что дружеский элемент входит в эти отношения: батюшка с ними куда-то ездит, ходит в гости, при этом отношения остаются очень благоговейными, эти друзья из духовных чад сохраняют с батюшкой правильную дистанцию. Но если в отношениях с духовником у человека появляется привязанность, обида, ревность к нему, зависть к тем, кто отнимает у него больше времени, — значит, в этих отношениях что-то не так. Особенно опасная вещь, когда некоторые незамужние девушки пытаются найти в духовнике друга: начинают обижаться на него, ревновать, надоедать ему звонками и вопросами, не имеющими отношения к исповеди. Я понимаю всю тяжесть положения одинокой девушки, которая хочет выйти замуж, но тем не менее она должна понимать, что духовник — не друг. Он для того, чтобы быть посредником между девушкой и Богом, помочь утвердиться в вере, а не чтобы вести с ней долгие разговоры на исповеди или ходить к ней в гости. Если так складываются отношения, они неправильные, и девушка не получает духовной пользы. Я могу раскрыть одну небольшую тайну: часто бывает так, что, когда девушка выходит замуж, все ее духовные вопросы и трудности почему-то исчезают. Мне кажется, это говорит о том, что до замужества у нее была не настоящая духовная жажда, а неудовлетворенное одиночество.

Старец отец Павел Груздев говорил: «Всех люби и всех бойся». Эти слова подразумевают и некоторую осторожность, и определенную дистанцию в общении с другими людьми. Побыть одному иногда бывает полезно и необходимо. Святые искали одиночества, уходили в пустыню, скрывались от людей в лесах. В Евангелии сказано: чтобы помолиться, нужно затворить двери, остаться одному и в одиночестве обратиться к Богу (ср.: Мф. 6: 6). Я порой очень хотел бы остаться в одиночестве, но мне этого Бог не дает, потому что приходится общаться с разными людьми, заниматься многими делами.

Порой и для многодетной мамы хорошо оставаться на какое-то время одной, потому что ей тоже нужно побыть с Богом, помолиться. Это очень важно для мамы — находиться иногда в тишине. Но в то же время нужно нести свой крест и следовать воле Божией.

Если жить с Богом, молиться Богу — все можно преодолеть, и само одиночество, которое так тяжело переживается людьми, может быть во благо человеку, если он ищет спасения своей души, если он с Богом.

Дружеское общение является естественным и в какой-то мере необходимым, у самого Христа были друзья, Лазаря Он называл Своим другом (ср.: Ин. 11,11). Человек нуждается в тепле и сочувствии других людей, тому, кто не имеет такого тепла, жить весьма трудно, его душа искажается. Например, дети, которые провели свое детство в домах ребенка, не получили любви и тепла в детстве, в чем-то ущербны, и восполнить потом этот недостаток любви очень тяжело. В период подросткового возраста детям нужны друзья, еще сильнее человек нуждается в них во время взросления, в молодые годы. Если говорить о настоящих друзьях — их можно найти и на работе, и во время учебы. Друзья прежде всего должны быть близки духовно. Психологический фактор оказывается на втором плане: часто случается, что люди совершенно разные становятся замечательными друзьями. Для православных молодых людей есть такой способ поиска товарищей: найти место, где учатся единомышленники, где находятся люди, которые ищут служения ближним, стремятся к подвигу.

«И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» (Быт. 2, 18, 22–24).

Что ищет женщина?

Основа одиночества - ложное самоопределение. Спасительной "соломинкой" является любовь к Богу. Одиночество – очень серьёзное испытание для любого человека, а для женщины – вдвойне. Бог создал мужчину первым, и тот какое-то время пребывал в одиночестве. Но женщина – другое дело, её сердце постоянно требует, буквально с малых лет, быть любящим, приносить радость, жертвовать собой ради мужа, детей...

Когда-то, будучи одинокой женщиной, мне казалось, что я несправедливо обделена, что Господь любит других больше чем меня. Я словно находилась в чёрной комнате одиночества, и не видела даже маленького лучика надежды... Тогда я стала искать выход.

По мере продвижения вперёд, в поисках выхода, я стала понимать, что не обладаю тем, что необходимо для осуществления моей мечты. Я не хотела, чтобы мои дети оказались в той же чёрной комнате...

В казалось бы безвыходных ситуациях я всегда вспоминаю Евангельский отрывок: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф 6, 33).

Посмотрим, как толкует эти слова Свт. Иоанн Златоуст:

Удалив от нас всякую мысль об излишних заботах, Христос упомянул и о небесах; Он для того и пришел, чтобы разрушить древнее, и призвать нас к лучшему отечеству; потому Он все делает, чтобы удалить нас от излишеств и от пристрастия к земным вещам. Для того и о язычниках упомянул, сказав, что этого ищут язычники, которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью, которые нимало не рассуждают о будущности и не думают о небесах. А для вас должно быть не это важно, но другое. Мы не для того ведь сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага. Итак, усиленно и заботиться и молиться о земном не должно. Потому Спаситель и сказал: ищите же прежде Царства Божьего, и это все приложится вам. И не сказал: даны будут, но – приложатся, чтобы ты знал, что настоящие блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Потому-то Он ине повелевает просить настоящих благ, но просить иных благ, и надеяться, что и те присоединятся к этим. Итак, ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их. Да и неприлично тебе приступать к Владыке с молитвой о таковых благах. Будучи обязан прилагать все тщание и всю заботу свою о неизреченных благах, ты крайне бесчестишь себя, когда изнуряешь себя заботливыми помыслами о благах скоропреходящих.

Конечно, мы все так устроены, что желаем счастья здесь и сейчас, казалось бы - простого человеческого счастья. Но сколько раз мне приходилось сталкиваться с обратной стороной вопроса, когда человек буквально выпрашивал у Господа, как капризный ребёнок, это «земное счастье», и оно вдруг превращалось в непрекращающийся земной кошмар. Примеров тому, к сожалению, очень много. Самая распространённая беда – это не готовность принять бремя семьи.

Чем мы себя обманываем?

Я размышляла о том, может ли женщина в полной мере воспитать ребёнка в любви, дать ему ту внутреннюю направленность, которой сама она не обладает? Впоследствии дети из таких казалось бы воцерковлённых семей наотрез отказываются посещать храм, говорить о Боге, думать о спасении. Потому что не было основы, той глубины и того стержня, на который нанизывалось бы по крупицам духовное воспитание.

Вот что сказал об этом великий русский философ Иван Ильин:

«Окружающий нас мир людей таит в себе многое множество личных неудач, болезненных явлений и трагических судеб, о которых знают только духовники, врачи и прозорливые художники; и все эти явления сводятся в последнем счете к тому, что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но открыть им путь к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т. е. ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья, не сумели; родители по плоти сумели дать своим детям, кроме плотского существования, только одни душевные раны, иногда даже сами не замечая того, как они возникали у детей и въедались в душу, но не сумели дать им духовного опыта, этого целительного источника для всех страданий души...»

Женщина-мать должна напитать своих детей любовью, той необъятной глубиной, в которой растворяется детская душа, пребывая в счастье и гармонии. И эта глубина должна быть в Боге, иначе всё будет лишь казаться, оставаясь всего лишь внешним благочестием.

Я знаю женщин, которые родили «для себя», отчаявшись обрести нормальную семейную жизнь. Все эти истории «родивших для себя», увы, не благоухают счастьем. Дети так или иначе страдают: либо определёнными заболеваниями, либо отклоняющимся поведением, либо вообще отторжением самой матерью. Да, да! Именно это встречается очень часто: женщина, которая так хотела ребёнка, сама же впоследствии начинала считать его обузой и препятствием для того чтобы устроить свою личную жизнь. Ведь полноты семейного счастья так и не получилось, потому что в мечтах она представляла себе всё совершенно иначе. В этом и заключается чудовищный обман мечты.

Женские страхи

Страхи, как правило, основаны на недоверии Богу. Человек идёт по жизни, словно проваливаясь в трясину, ощущая ужас от неуверенности в будущем. Биологический возраст – это то, чем пугают женщину врачи, родственники, друзья: «Не успеешь родить, роди хотя бы для себя!» Таким образом, боясь вовремя не исполнить своё предназначение стать матерью, женщиной овладевает самопрогнозируемое пророчество. Из памяти словно по волшебству исчезают библейские примеры тех женщин, которые родили детей в почтенном возрасте. Но ведь и в обычной жизни такие примеры встречаются, вопреки любой человеческой логике, не вмещаясь ни в какие медицинские параметры.
Мне рассказала эту историю красивая восемнадцатилетняя девушка. Мать этой девушки, забеременнев в сорок шесть лет, поспешила к врачам и в ужасе просила их избавить её от неожиданного «сюрприза».. И только благодаря упорству мужа, который запер жену в доме и не пустил на аборт, этот чудесный ребёнок родился на свет. Всю беременность мать пребывала в депрессии, ведь врачи не оставляли шанса, что мать в таком «престарелом» возрасте сможет выносить и родить здорового малыша. Но Господь не выше ли человеческих предположений? Родилась красивая, одарённая девочка, и, думается мне, по молитвам отца, который безгранично любил своё чадо, находящееся в утробе матери. Любовь творит чудеса. Любовь к Богу, а значит – доверие Ему.

Раздвоение жизненного пространства.

Личностная направленность важная составляющая в жизни человека, именно она определяет основу его деятельности: то, к чему стремится человек, его самоопределение, ценностные ориентации и т. д. Таким образом, получается, что человек, переключившись на второстепенное – стремление создать семью, теряет главное – Бога в жизни. Личностная направленность не Христоцентрична, а значит, неизбежно происходит внутренний конфликт.

Если всё в жизни, как нам кажется, мы делаем правильно, или хотя бы стремимся делать правильно, то почему же тогда возникают странные желания: выпить, покончить с жизнью, забыться, уйти от реальности. Почему так тягостно на душе и порой хочется кричать от отчаяния? Ответ прост – одиночество без веры. То, о чём сказал святитель Николай Сербский:

«Я не боюсь одиночества без людей, я боюсь духовного одиночества - одиночества без веры.»

Если до конца быть честным перед самим собой, то можем ли мы сказать, что верим и доверяем Богу? И нет ли в нашей жизни раздвоения: одна половина как будто принадлежит Богу, а другая половина – там, где Бога нет. Проверить очень просто, проанализировав собственные мысли: на что направлены, чем наполнены, в каких действиях проявляются. Если мысли женщины сконцентрированы только на том, что она одинока, то что же она видит вокруг? Куда обращён её взгляд? Все те мелочи, на которые она обращает внимание, полностью занимают всё внутреннее пространство: «у той жених появился», «у этой ребёнок родился», «другая с коляской глаза мозолит перед моим домом» и т. д. А в это время «духовное Я» требует другой пищи, ищет другой точки опоры, но «Наличное Я» упорно вытесняет этот внутренний голос, не желая слушать ни о чём. Жизнь превращается в самобичевание: «Я всё делаю по-правильному, но почему-то до сих пор одна. За что? Что во мне не так?»

Жертвенная любовь или жертва в "любви"?

Семья – это труд, это каждодневное отречение от своего «Я», это бесконечное жертвенное служение ближним. Представлять себе это легче, чем исполнить на деле.

Я вспоминаю одну молодую семейную пару, прихожан нашего храма в России. Она – красавица, стройная, с правильными чертами лица; он – настоящий русский богатырь, брюнет, с редкой проседью, с очень глубоким мудрым взглядом. Одна особенность – она возила его в храм на инвалидной коляске. Он неизменно был одет в камуфляж и было понятно, что инвалидность он получил в результате ранения на войне... Я всматривалась в лицо этой женщины, в её полные печали глаза... И думаю, что не только я, но и многие из наших прихожан замечали наряду с усталостью в глазах этой женщины какое-то внутреннее свечение, непередаваемое ощущение теплоты. Эта молодая жена несла свой крест, жертвенное служение. Знала ли она, что именно таким образом обернётся её семейная жизнь? Они даже не успели родить ребёнка...

А вот ещё один пример. Женщине Господь дал всё: дом –полная чаша, муж, дети. Трудности были, не без этого, но всё, о чём так долго она просила наконец вошло в её жизнь. И вдруг – непонятная тоска, отчаяние, вспышки гнева, алкоголь... Страдали все – и дети, и муж, и сама женщина...

Готовы ли мы к любым поворотам семейной жизни? Жертвенна ли наша любовь, о которой так много мечтается? Или быть может это только ловушка, и жертвой станем мы сами, оказавшись «прикованными» к семейному очагу.

Семейный очаг – кастрюли и сковородки?

Начнётся рутина, бесконечные однообразные дни семейного «счастья». Но что такое центр в семейной жизни? Неужели это – кастрюли и сковородки, готовка, стирка, уборка? Если только это – всё пропало. Центром семейной жизни опять же должен быть Бог. Всё в семье вращается вокруг главной цели – Бога. Но представьте, если до замужества Ваши мысли были целиком заняты только тем, как избавиться от одиночества и выйти замуж, то после замужества какие мечты займут это место? Образуется некая бесцельность существования – ведь всё уже есть, мечтать больше не о чем. Я встречала женщин, мысли которых занимала прямо противоположная идея – вернуть свободу и забыть семейную жизнь как страшный сон. Семейный очаг не мог возгореться в полную силу, потому что пламени в сердце женщины не было. Не зря ведь женщину зовут «хранительницей семейного очага». Хранительница – какое необыкновенное по силе и глубине предназначение!

Готовы ли мы принять этот священный огонь и бережно хранить его всю жизнь?

Выход всё же нашёлся.

Как женщина, которая прошла этот путь "от" и "до", для себя я увидела выход в апостольских словах: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите, ибо такова о Вас воля Бога". Выбираясь из чёрной комнаты одиночества, я твердила себе:

Как смириться? – благодарить
Как не потярять надежду? – непрестанно молиться
Как не впасть в отчаяние? – радоваться даже мелочам
Как не обозлиться, не завидовать? – смотреть только в своё сердце.