Субъекты муниципально-правовых отношений. Муниципально-правовые отношения и их субъекты

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

  • население муниципальных образований;
  • собрание (сход) граждан ;
  • граждане;
  • депутаты представительных органов местного самоуправления .

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.

К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией , часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность , местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

Субъектами муниципально-правовых отношений выступают общественные объединения , которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Закон ничего не говорит о возможности участвовать в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан и лиц без гражданства , проживающих на территории муниципального образования. Однако иностранные граждане, лица без гражданства в соответствии со ст. б2 Конституции РФ пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской Федерации. Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации допускает возможность участия иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Совокупность муниципальных правоотношений является важнейшей сферой в правовой системе российского государства. Возникают такие отношения в процессе формирования и функционирования органов местного самоуправления, действующих в том или ином муниципальном образовании. Понятию местного самоуправления посвящена отдельная глава российской Конституции, а также множество кодексов и федеральных законов. В этой статье будет подробно разобрано содержание, методы и особенности муниципальных правоотношений.

Понятие муниципального права

Что представляет собой муниципальное правоотношение? Пример такого отношения можно встретить в любом российском регионе: это работа местного органа, занимающегося самоуправлением. Население российского государства обладает правом на самостоятельную организацию в некоторых общественных сферах. Такое право закреплено основным законом страны - Конституцией РФ. Образование и работа местных самоуправленческих инстанций регулируются муниципальным правом. В представленном виде права присутствуют отношения муниципального характера, которые могут возникать по воле одной или двух сторон. Одной стороной является население того или иного органа, а другой - муниципальный орган, сформированный этим населением.

Муниципальные правоотношения имеют организационный характер, так как способствуют организации определенных общественных процессов. Также отношения связаны с реализацией полномочий, функций и задач местных самоуправленческих органов.

Структура муниципального права

Как и любая другая отрасль права, муниципальная сфера состоит из объектов, субъектов и содержания. Основным элементом в рассматриваемых правоотношениях является субъект. В виде субъекта могут выступать разные элементы:

Таким образом, субъекты муниципальных правоотношений наделены рядом полномочий и обязанностей, которые составляют содержание отношений. Есть также объекты: это то, по поводу чего могут возникать правоотношения. Здесь стоит выделить муниципальные акты, поведение муниципальных служащих, различные территориальные образования и т. д.

Отдельно следует рассказать о методах муниципальных правоотношений. Рассматриваемая область права базируется на совмещении императивных (обязующих или запрещающих) и диспозитивных (дозволительных) начал с преобладанием последних. Все-таки в организации местного самоуправления российским гражданам дана некоторая свобода действий.

Система правоотношений

Рассматриваемая отрасль права делится на институты и составляющие их элементы. При этом муниципальная область отношений совмещает в себе нормы финансового, земельного, гражданского и административного права.

Все муниципальные нормы делятся на общие и особенные. К общей части относятся нормы, которые распространяют свое действие на составные части отрасли. Сюда также входят конституционные нормы. Они закрепляют принципы, гарантии и цели муниципальных правоотношений. Особенная же часть включает в себя нормы, которые регулируют отдельные группы муниципальных отношений. Стоит также отметить, что группа особенных норм содержит ряд общественных институтов. О них будет подробно рассказано далее.

Институты муниципальных правоотношений

Группа особенных муниципальных норм содержит в себе ряд институтов, которые включают процессуальные и муниципальные элементы. Такие институты регулируют отдельные стороны местного самоуправления, закрепляют статус субъектов рассматриваемой отрасли права. Какие именно институты здесь следует выделить?

Во-первых, это институт муниципально-территориального устройства, который включает в себя субинституты территориального деления. Сформированная область должна иметь определенный статус. За него ответственен институт статуса и определения функций представителей муниципальных образований. Здесь речь идет о должностных лицах, а также о депутатах от представительных, контрольных, исполнительных и прочих органов.

Не менее важны и особые институты - например, связанные с муниципальными наградами и почетными званиями, символиками, собственностью, порядком управления, финансами и т. д.

Виды муниципальных отношений

Специалисты в области юриспруденции выделяют несколько основных видов рассматриваемых правоотношений. Все виды делятся по специальным классификациям. Самая распространенная группа связана с формой осуществления власти. В нее входят следующие группы отношений:

  • возникающие в процессе реализации самоуправленческими органами государственных полномочий;
  • возникающие в процессе решения местных вопросов путем выражения народной воли;
  • связанные с функционированием выборных органов местного самоуправления.

Еще одна группа правоотношений связана с ролью самоуправления в системе федерализма РФ. Специалисты выделяют три вида:

  • полномочия самоуправленческих органов, делегированные федеральными органами;
  • реализация отдельных полномочий, делегированных российскими субъектами;
  • отношения, связанные с самостоятельной деятельностью населения по вопросам местного значения.

Есть также классификация, связанная с общественными сферами. Здесь следует выделить следующие виды отношений:

  • административно-политическая жизнь;
  • область местного хозяйства;
  • социально-культурная жизнь.

Существуют и другие классификации, однако выше были названы лишь самые основные из них.

Юридические факты

Правоотношения в муниципальном праве могут формироваться и динамично развиваться лишь при наличии определенных юридических фактов. Что является юридическим фактом? Это конкретное социальное обстоятельство, вызывающее наступление, возникновение, прекращение или изменение правоотношений. В муниципальном праве юридический факт - явление реальной жизни, которое приводит муниципальную норму в движение. Это особенный элемент механизма муниципального регулирования, выполняющий главную функцию - обеспечение возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Юридические факты создают переход от общей поведенческой модели к конкретному виду поведения, который воплощается в муниципальных правоотношениях. В этом и состоит основная задача юридического факта. Самая распространенная классификация делит юридические факты на события и действия. Действие - это результат осознанной деятельности, а событие - это не зависящий от человека факт.

Источники муниципального права

Российская муниципальная правовая сфера базируется на множестве самых разных источников. Все они делятся на несколько видов. Так, следует выделить законодательные и подзаконные акты, международные и федеральные, субъектные и локальные. Все они регулируют вопросы местного значения, а также деятельность самоуправленческих органов.

Какие существуют международные источники? В 1985 году в Страсбурге была принята Европейская хартия о местном самоуправлении. Именно этот документ закрепляет государственные и муниципальные субъекты правоотношений, примерное устройство системы и т. д. Именно на Европейской хартии должны базироваться все российские документы о местном самоуправлении. Подобное правило закрепляет статья 15 Конституции, в которой провозглашается приоритет международного права над национальным.

В России действует ряд федеральных источников. Самый важный - российская Конституция. Модели местного самоуправления (МС) закрепляются в статьях 12 и 130-132. Есть также ряд федеральных законов. Это ФЗ № 131 "О принципах организации МС в РФ", ФЗ от 2007 года "О муниципальной службе" и др. Согласно статье 72 Конституции, субъекты РФ имеют право на самостоятельную организацию местного самоуправления.

Система гарантий

Как и любая другая отрасль права, область муниципальных отношений имеет некоторое количество гарантий. Первая группа именуется общими гарантиями. Деятельность органов самоуправления реализуется на политических, экономических и социальных началах. Все это есть основы жизнедеятельности людей.

Имеются также специальные гарантии. Они представляют собой средства, при помощи которых обеспечивается деятельность местных органов самоуправления. В качестве специальных гарантий могут выступать принимаемые уставы, положения, подзаконные акты и т. д. Существуют также судебные гарантии. Каждый муниципальный орган имеет право на защиту своих прав в судебном порядке.

Контроль

Муниципальное образование как субъект правоотношений в рассматриваемой сфере права должен контролироваться самими российскими гражданами. Любой гражданин, проживающий на территории своего территориального образования, имеет право на выбор должностных лиц, заслушивание депутатских отчетов, надзор над проведением сходов, собраний и т. д. Подобная форма контроля именуется общественной, то есть народной.

Немалую роль в контрольно-надзорной деятельности играет и прокуратура. Этот орган проверяет документацию, изучает нормативные акты и требует устранения выявленных нарушений. Таким образом прокуратура следит за грамотным исполнением местными самоуправленческими инстанциями своих полномочий. Сами органы самоуправления могут выдвигать отдельных должностных лиц, которые следили бы за соответствием издаваемых актов уставу муниципального образования.

Муниципально-правовые отношения -- это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются:

муниципальные образования; население муниципальных образований; собрание (сход) граждан; органы местного самоуправления; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы;

общественные объединения; предприятия, учреждения, организации.

Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на три вида.

1. Особым субъектом муниципального права является муниципальное образование, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. От имени муниципального образования эти права осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления.

Муниципальным образованиям как субъектам муниципально-правовых отношений принадлежит право на создание объединений в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов, а также право иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Права и обязанности муниципальных образований как субъектов муниципально-правовых отношений от их имени реализуют своими действиями соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо население муниципального образования непосредственно.

2. Ко второму виду относятся субъекты муниципально-правовых отношений, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решении) по вопросам местного значения.

К данному виду субъектов относится, прежде всего, население муниципального образования. Население реализует свое право на решение вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Население избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, определяет структуру органов местного самоуправления, а также вправе решать и другие вопросы местного значения. Статья 12 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам местного самоуправления. С учетом мнения населения соответствующей территории решаются вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении муниципальных образований, установлении или изменении их территорий. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закрепил право населения в соответствии с уставом муниципального образования на правотворческую инициативу в вопросах местного значения (ст. 25).

Законодательством о местном самоуправлении некоторых субъектов Российской Федерации население муниципального образования именуется местным сообществом. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Московской области “О местном самоуправлении в Московской области”" население, проживающее на территории муниципального образования, объединенное общими интересами в решении вопросов местного значения, образует местное сообщество. Членом местного сообщества, согласно Закону, является гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования. При этом уставом муниципального образования могут быть определены и иные условия, при которых гражданин Российской Федерации, не проживающий на территории муниципального образования, может стать членом соответствующего местного сообщества, а также предоставляемые ему права.

Подобные положения о местном сообществе содержал один из проектов Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, внесенный на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Однако законодатель не воспринял такой подход к трактовке населения как субъекта муниципального права, и действующее федеральное законодательство не содержит упоминаний о местном сообществе.

Вопросы местного значения могут решаться собранием (сходом) граждан. Так, население на собраниях (сходах) граждан может предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. Собрание (сход) граждан в отдельных поселениях может осуществлять полномочия представительного органа местного самоуправления, который в данном случае не образуется.

Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования -- выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в уставе муниципального образования могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, и должностные лица местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со своей компетенцией выборные и другие органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают решения по самым разнообразным вопросам местной жизни, отнесенным к ведению муниципального образования.

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Право на осуществление местного самоуправления принадлежит также гражданам Российской федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Как субъекты муниципально-правовых отношений граждане осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях путем участия в местных референдумах, выборах, посредством других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также им гарантируется возможность получения и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

Реализация наиболее важных прав граждан -- субъектов муниципально-правовых отношений, прямо связывается законом с достижением определенного возраста. Так, избирать в выборные органы местного самоуправления вправе граждане, достигшие 18 лет, а быть избранными в выборные органы местного самоуправления граждане имеют право по достижении возраста, установленного законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации” от 6 декабря 1994 г. устанавливает, что минимальный возраст кандидата при выборах главы местного самоуправления не может превышать 21 года. Возможно, также установление и такого дополнительного условия приобретения гражданином пассивного избирательного права, как срок обязательного проживания на определенной территории. Однако согласно Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 г. этот срок не может превышать одного года.

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения определяются его статусом члена коллегиального выборного органа, обладающего правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Депутат представительного органа местного самоуправления участвует в принятии решений об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, установлении местных налогов и сборов, принятии планов и программ развития муниципального образования, утверждении отчетов об их исполнении, а также по другим вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа.

Члены других выборных органов местного самоуправления участвуют в решении вопросов местного значения, отнесенных к ведению данного выборного органа местного самоуправления.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава.

3. Наконец, можно выделить субъекты муниципально-правовых отношений, которые в тон или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления, взаимодействуют с субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения, по различным аспектам своей деятельности, затрагивающей права и интересы муниципальных образований. К этому виду участников муниципально-правовых отношений следует отнести: органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия; учреждения; организации.

Органы территориального общественного самоуправления, создаваемые гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях), осуществляют инициативы в вопросах местного значения. В соответствии с уставом муниципального образования данные органы могут являться юридическими лицами.

Ассоциации и союзы муниципальных образований своей целью имеют координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований. Однако ассоциациям и союзам не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Они регистрируются в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципально-правовых отношений, оказывая государственную поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление. Они обязаны рассматривать обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Государственные органы вступают во взаимоотношения с органами местного самоуправления, другими субъектами муниципально-правовых отношений, осуществляя контроль за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также за реализацией отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Участниками муниципально-правовых отношений данного вида являются предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования. Одни из них являются муниципальными, находящимися в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности данных предприятий, учреждений и организаций, которые играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Субъектами муниципально-правовых отношений выступают местные общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Федеральным законом “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 г. предусмотрено, что вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных Законом случаях, решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Закон ничего не говорит о возможности участвовать в осуществлении местного самоуправления иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории муниципального образования. Однако иностранные граждане, лица без гражданства в соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законодательством или международным договором Российской федерации. Поэтому иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории местного самоуправления, вступают во взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим их права и интересы. Так, Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28 августа 1995 г. обязывает органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина (ст. 3). В некоторых зарубежных странах лица, не являющиеся гражданами данного государства, допускаются к участию в выборах муниципальных органов. Обычно это право связывается с условием проживания в стране определенного срока (например, в Дании он составляет 3 года).

Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить на следующие группы: а) отношения, связанные с организацией местного самоуправления; б) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий См.: Статья 17 Федерального закона “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930..

В первую группу муниципально-правовых отношений входят отношения, связанные с образованием, объединением, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муниципальных образований, а также с определением структуры органов местного самоуправления, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственности.

Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения. Это, например, отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, регулированием планировки и застройки территорий муниципальных образований, содержанием дорог местного значения, организацией и развитием муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры.

Третью группу муниципально-правовых отношений составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осуществлением.

Муниципально-правовые отношения можно классифицировать в зависимости от их субъектов. Исходя из этого муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:

  • 1. Отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. К этой группе относятся отношения, в которых находит свое выражение правовой статус муниципального образования, которое в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, и т.д.
  • 2. Отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. В эту группу входят отношения, возникающие в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения (например, устава муниципального образования и др.).
  • 3. Отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления.

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что муниципальное право -- это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право -- это комплексная отрасль права. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, а во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру -- комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом связано и взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право тесно взаимосвязано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена тем, что органы местного самоуправления обладают в соответствии с законом административной правосубъектностью. Так, местная администрация, административная комиссия при местной администрации вправе налагать в пределах своей компетенции, согласно Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения, а также осуществлять другие полномочия административно-правового характера. Следует также учитывать, что время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе, правовое регулирование которой осуществляет административное право.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г. формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

12. Субъекты муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений служит население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.

Субъекты муниципально-правовых отношений:

Муниципальное образование (может быть участником административных, конституционных, международных, а также множества частноправовых отношений – гражданских, трудовых, земельных и т. д.);

Ассоциации, или союзы, муниципальных образований (подлежат государственной регистрации);

Население муниципального образования;

Органы местного самоуправления;

Органы территориального общественного самоуправления;

Органы государственной власти;

Общественные объединения;

Муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия.

13. Виды субъектов муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений – это общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Согласно ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускает возможность участия иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, в муниципальных выборах, местном референдуме в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

К первому виду субъектов муниципально-правовых отношений относится муниципальное образование. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» гарантирует право населения городского, сельского поселения, независимо от его численности, на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся представительный орган местного самоуправления и выборное должностное лицо местного самоуправления.

14. Система муниципального права

Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. Она включает следующие структурные части:

Местное самоуправление в системе народовластия;

Основы местного самоуправления (территориальные, организационные и финансово-экономические);

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

Гарантии местного самоуправления;

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности.

Первый элемент включает муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего и др.

Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Четвертый элемент системы – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления.

Пятый элемент системы составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования и государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

15. Виды источников муниципального права РФ

Характер и пределы правового регулирования местного самоуправления тесно связаны с федеративным устройством России, административно-территориальным устройством субъектов РФ и политико-правовой природой местного самоуправления.

Под источниками муниципального права понимаются различные формы их законодательного и иного правового выражения. Эти законодательные и иные правовые акты регламентируют, регулируют и охраняют муниципальные общественные отношения.

Виды источников:

Европейская Хартия местного самоуправления и другие международно-правовые акты, касающиеся местного (муниципального) самоуправления;

Внутрироссийская система источников муниципального права, включающая в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов – нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права; федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права; локальные (местные) нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права.

Также источники муниципального права классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.

Таким образом, источниками муниципального права в юридическом смысле являются действующие в настоящее время в РФ правовые акты, содержащие нормы муниципального права.

16. Внутрироссийская система источников муниципального права

Во внутрироссийской системе источников муниципального права выделяют три уровня иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов.

1. Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ – главный источник муниципального права и федеральные законы.

Среди них важнейшее значение принадлежит действующей Конституции РФ. В ней содержится около двадцати статей, касающихся в той или иной степени местного самоуправления.

Для муниципального права Конституция РФ является базовым источником права, но не главным.

Следующую группу источников муниципального права федерального уровня составляют федеральные законы и федеральные конституционные законы, содержащие нормы муниципального права. Среди них первостепенное значение имеет ФЗ от 12.08.95 № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 1995 года, с последующими изменениями и дополнениями, внесенными в данный ФЗ. По своей форме и содержанию данный закон носит рамочный характер. Он определяет основы местного самоуправления в РФ, закрепляет общие принципы организации и деятельности муниципальных образований в нашей стране.

Наряду с ФЗ № 154 к источникам муниципального права относятся также другие федеральные законы, содержащие отдельные муниципальные нормы.

2. Нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации: конституции республик, уставы других субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, муниципальной службе, муниципальных выборах, местном референдуме и др.

3. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Речь идет о нормативных установлениях, прямо регулирующих общественные отношения на локальном уровне в сфере местного самоуправления и исходящие, прежде всего, от самих муниципальных образований (путем местного референдума).

17. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был принят в августе 1994 г. Он содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов муниципальных отношений. Его нормами закрепляются основы деятельности и государственные гарантии местного самоуправления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Основная задача этого закона – обеспечение самостоятельности местного самоуправления, которая гарантирована Конституцией РФ.

Это достигается с помощью следующих правовых механизмов:

1) право на самостоятельность населения в формировании органов местного самоуправления для решения своих повседневных проблем и независимость этих органов от государственной структуры управления;

2) способность органов местного самоуправления решать проблемы избравшего их населения;

3) наличие у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться;

4) предоставление органам местного самоуправления гарантии судебной защиты и др.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», допускается только путем внесения изменений и дополнений в него.

ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вступивший в силу 1 января 2006 г., содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления; перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований; основы деятельности местного самоуправления; формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления; государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

18. Европейская Хартия местного самоуправления

Европейская Хартия местного самоуправления была открыта для подписания в октябре 1985 г. и вступила в силу в сентябре 1988 г. К началу 1996 г. Хартию подписали 25 государств.

Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.

Хартия дополняет общеевропейские законодательные нормы, формулируя права и обязанности местных сообществ, и закрепляет необходимость подведения под независимость местных властей конституционной и иных законных основ, а также определяет принципы деятельности и концепцию формирования местных органов власти, отражает природу и масштаб их правомочности.

По своей структуре Европейская Хартия местного самоуправления состоит из преамбулы, трех частей и 18 статей.

В преамбуле сформулированы цели и основополагающие идеи, в соответствии с которыми разработана настоящая Хартия.

В статье 1 зафиксировано обязательство сторон соблюдать статьи Хартии в том порядке и в объеме, как это предусмотрено статьей 2.

Часть I Хартии называется «Конституционные и законодательные основы местного самоуправления» и включает статьи 3-11. В этих статьях сформулированы основополагающие принципиальные положения, касающиеся местного самоуправления: его понятие, сфера и объем полномочий, финансовая основа, правовая защита и др.

Часть II включает так называемые «Особые положения» (статьи 12–14). Среди них важное значение имеют положения статьи 12, закрепляющей обязательства сторон соблюдать 20 пунктов Части I. Сторонам, подписавшим Хартию, предоставляется право самим избрать те пункты и статьи, которые они обязуются соблюдать, и уведомить об этом Генерального Секретаря Совета Европы.

Часть III отражает вопросы процедурного характера, связанные с порядком подписания, ратификации и вступления в силу настоящей Хартии, а также ее денонсации, то есть прекращения ее действия в отношении той или иной стороны.

19. Муниципальное право как наука

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т. п.

Исходя из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяются характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права. Среди этих проблем важнейшими являются: понятие местного (муниципального) самоуправления; соотношение его с государственным управлением; соотношение и содержание федерального, регионального и локального правового регулирования организации и деятельности муниципальных образований и др.

Если в самом общем виде сформулировать понятие муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

Муниципальное право как наука является составной частью юридической науки и поэтому оперирует такими основными терминами, разработанными в рамках общей теории права, как: правовое государство, государственная власть, закон, нормативно-правовой акт, органы государственной власти, органы местного самоуправления и др.

Муниципальное право как наука является составной частью юридической науки в целом, поэтому ему присущи научные методы, применяемые в большинстве правовых наук:

1) общенаучные методы изучения;

2) диалектический – рассмотрение основ местного самоуправления в их непрерывном развитии и видоизменении;

3) системный – изучение круга вопросов местного самоуправления в их взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимозависимости.

20. Муниципальное право как учебный предмет

Термин «муниципальное право» используется для обозначения не только отрасли российской правовой системы, но и учебной дисциплины «Муниципальное право». Предмет муниципального права преподается в рамках учебных программ юридических вузов, а также по направлениям специальности «юриспруденция», «административное управление» и др. Задача учебного курса «Муниципальное право» – выработка практических и теоретических знаний в области местного самоуправления у будущих юристов, административных деятелей, политиков.

Трудности в преподавании и изучении муниципального права могут возникнуть в связи с тем, что:

Это сравнительно молодая отрасль российского права;

Система местного самоуправления на территории РФ окончательно не сложилась, находится в процессе формирования;

Муниципальное право является комплексной отраслью права, вследствие чего возникают трудности в разграничении предметов ведения муниципального, административного, конституционного, финансового и земельного права. Наиболее целесообразно здесь руководствоваться критерием разграничения предмета и метода правового регулирования указанных отраслей российской правовой системы;

Изучение муниципального права невозможно без анализа регионального и местного нормотворчества.

Изучение основ местного самоуправления в рамках учебной программы составляют многочисленные труды и статьи ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной и послереволюционной России (В. Н. Лешков, А. И. Васильчиков и др.), а также в а в многочисленных трудах ученых современной России (М. А. Краснов, О. Е. Кутафин, С. А. Авакьян, В. М. Манохин, Ю. А. Тихомиров, В. И. Фадеев и др.).

Практической базой для изучения дисциплины «Муниципальное право» являются принятые федеральными, региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления нормативно-правовые акты, которые вместе с тем служат источниками отрасли муниципального права.

21. Понятие местного самоуправления

Как в нашей стране, так и за рубежом на сегодняшний день трудно найти универсальное определение понятия местного (муниципального) самоуправления.

В Законе № 154 от 12 августа 1995 г. определение понятия местного самоуправления сформулировано следующим образом: «Местное самоуправление в РФ – признаваемая и гарантированная Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». В этом определении нашло свое отражение положение статьи 12 новой Конституции РФ, принятой в 1993 г.

Одним из недостатков определения местного самоуправления является отсутствие указания на то, в каких территориальных пределах осуществляется местное самоуправление.

Местное самоуправление – одна из форм представительной демократии, при которой народ делегирует свои властные функции органам местного самоуправления. Это форма реализации власти народа. Законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Итак, обобщив все вышесказанное, местное самоуправление в РФ – это:

1) самоорганизация или организация деятельности граждан РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях;

2) самостоятельное решение вопросов местного значения через органы местного самоуправления.

22. Местное самоуправление и правовые нормы

Правовые нормы – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Они образуют муниципальное право как отрасль российского права.

Нормы муниципального права классифицируются по видам, в основу которых положены различные критерии.

По кругу регулируемых отношений муниципально-правовые нормы бывают закрепляющими. В данном случае в процессе организации и деятельности местного самоуправления лежат территориальная, организационная и финансово-экономическая основы.

По характеру предписаний правовые нормы делятся на:

разрешающие нормы, определяющие предметы ведения местного самоуправления;

обязывающие нормы – содержат предписания, что нужно делать. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина;

запрещающие нормы – закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления.

По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов местного значения.

По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления. Процессуальные – определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления.

«Муниципальное» от латинского municipium – самоуправляющаяся община. МП – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений, связанных с осуществлением МСУ.

Муниципальное право РФ - комплексная отрасль, представляющая собой совокупность правовых норм закрепленных и регулирующих общественное отношение, возникающее в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут выделяться органы местного самоуправления. (Решение гос. полномочий например регистрация актов гражданского состояния).

Предметом МП является круг общественных отношений, складывающихся в сфере МСУ. При определении предмета МП и особенностей его метода необходимо учитывать целый ряд обстоятельств. Прежде всего, это комплексный характер отрасли права. МСУ не изолировано от иных общественных отношений, на муниципальный уровень влияют нормы иных отраслей права. Например, реализация прав и свобод человека и гражданина, осуществление основных обязанностей граждан защищены конституционным правом; при осуществлении бюджетных прав муниципальные образования используют нормы бюджетного законодательства; при совершении сделок гражданско-правового характера органы МСУ руководствуются нормами ГП и т.д. Таким образом, предмет МП включает в себя часть отношений, регулируемых комплексно несколькими отраслями права. Поэтому часть норм различных отраслей права становится одновременно и нормами МП

Метод правового регулирования это также способ воздействия общественного отношения в области местного самоуправления с помощью таких приемов как предписание, дозволение, запрет. Методы:

1) императивный, в котором преобладает предписание (главе мо предписывается осуществить такие то функции;

2) диспозитивный (дозволение, самостоятельный выбор своего поведения например обращение в органы местного самоуправления по каким-либо вопросам);

Специальные методы:

3) метод гарантий – государство определило, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти т.е. оно определило их самостоятельность в вопросах местного значения, но при этом оно гарантирует обеспечить судебную защиту местного самоуправления, его финансовую, организационную и экономическую самостоятельность.

4) метод рекомендаций – ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в органы гос. власти. Государство чтобы воздействовать на органы местного самоуправления оставляет за собой право рекомендовать органам местного самоуправления (например Постановление правительства)

2 Субъекты муниципального права

    Население . В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии со статьей 3 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность предоставления права на осуществление местного самоуправления не гражданам Российской Федерации. Так, в соответствии со стать­ей 3 названного Закона иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

    Граждане Российской Федерации . На основании части 2 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления . На основании статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Следует различать выборные и невыборные органы местного самоуправления. Как правило, на местном уровне уставами муниципальных образований предусматриваются такие органы местного самоуправления, как 1-глава муниципального образования, представительный орган и испол­нительный орган местного самоуправления.

    Органы государственной власти, предприятия, учреждении, организации. Так, в соответствии со статьей 133 Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких-либо мероприятий. Органы государственной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содействие его становлению и развитию.

    Особым субъектом муниципальных правоотношений является муниципальное образование в целом. Например, в соответствии со статьей 126 Гражданского кодекса РФ муниципальное образование отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

    Сельское поселение- один или несколько населенных пунктов плюс прилегающая территория;

    Городское поселение – один крупный населенный пункт;

    Городской округ (например гор. округ Й-Ола, Волжск, Козьмодемьянск);

    Городской округ с внутригородскими территориями(город делян на внутригородские территории, например западный, где будут свои органы самоуправления и будут подчиняться общему органу);

    Муниципальный район, их 14 штук. Муниципальный район состоит из городских и сельских поселений.(Советский,Сернурский…);

    Внутригородские территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь)