Краткий курс истории. Волынская резня. Зверства бандеровцев. волынская резня

- Волынская резня

Гданьск. Памятник полякам, уничтоженным ОУН - УПА на Волыни и в восточной Польше в 1943-1945 годах.

Хотя случаи уничтожения украинцев и поляков зафиксированы с 1942 года :55 , масштабный характер эти действия приобрели весной 1943 года, когда Волынский краевой провод ОУН(б) принял решение об изгнании с Волыни местных поляков. Действия украинских вооружённых отрядов первоначально были направлены против охранявших леса и государственные поместья (легеншафты ) поляков - служащих немецкой администрации. Затем они распространилась также на проживающих в сельской местности поляков - сначала на прибывших в межвоенный период, а затем и живших там постоянно . Своего пика события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно было атаковано более 150 польских населённых пунктов. В течение 1943 года на территории Волыни было создано до 100 польских баз самообороны, большая часть из которых была уничтожена отрядами УПА. Уцелели лишь крупные, имевшие хорошую материальную поддержку со стороны Армии Крайовой и пользовавшиеся помощью советских партизан :87-89 . С конца лета (особенно активно - с осени) они стали проводить «превентивные» нападения на базы УПА или с целью отомстить за действия отрядов УПА. Кроме того, проводились рейды на соседние украинские сёла для пополнения продовольственных запасов, при этом нередко случались убийства местных жителей, а несколько украинских сёл было сожжено частично или полностью. :88-90,95

В уничтожении поляков принимала участие часть гражданского населения украинских сёл, а в уничтожении украинцев - укомплектованные поляками отряды вспомогательной полиции и жандармерии, подчинявшиеся немцам :140-142 .

В ходе боевых действий отрядов Армии Крайовой и советских партизан против отрядов УПА также пострадала значительная часть украинского населения :154-158 . Отдельные отряды Армии Крайовой, вопреки приказам своего командования о недопустимости участия в «пацификационных» акциях против украинских сёл, переходили к «слепым» акциям возмездия :161,165-167 .

В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36543-36750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13500 до более чем 23000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены :48,279 .

Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков , в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч .

На Украине подобные подсчёты не проводились, число погибших с украинской стороны оценивается в несколько тысяч человек, при этом одни историки пишут об общем количестве погибших украинцев от 2 до 3 тысяч , другие о том, что в 1943-1944 годах непосредственно от действий подчиняющихся Армии Крайовой польских вооружённых формирований погибло не менее 2000 гражданских украинцев :279 .

Истоки конфликта

Украинские и польские историки указывают, что истоки конфликта лежали в общем прошлом двух народов (польского и украинского), во взаимных предубеждениях и обидах. В основные причины конфликта включают:

  • Исторические события XVI-XVIII веков, наполненные крайне жестокими крестьянскими бунтами и казацкими восстаниями, которые гасились потоками крови и оставили после себя двусторонние обиды и чувство социальной несправедливости.
  • Опыт и выводы из проигранной украинцами войны с Польшей 1918-1919 годов, которые указывали на Польшу, как на одну из основных преград при создании независимой Украины.
  • Неурегулированные общеполитические условия после Первой мировой войны, которые лишили украинцев возможности иметь собственную государственность.
  • Национальная политика межвоенной Польши на ее восточных территориях, основанная на национализме и отстранении других национальностей от участия в государственной и общественной жизни (вопрос автономии и самоуправления, проблема земельной реформы, политика в сфере образования, нарушения гражданских прав и свобод, репрессии против украинцев), которая не ликвидировала прежние социальные конфликты, но, напротив, их обострила.
  • Террористическая и саботажная деятельность УВО , а затем и ОУН , на территории Польши в межвоенный период.
  • Антипольская деятельность ОУН во время Второй мировой войны, обусловленная в основном принятой идеологией интегрального национализма Д. Донцова (опирающейся на образец нацизма) и формировала сознание украинского общества в духе ненависти к полякам как таковым, которые были преградой для создания независимой Украины.
  • Подстрекательская роль обоих тоталитарных режимов (советского и немецкого) в усилении украино-польского конфликта.
  • Деморализующее влияние войны, которая принесла огромное моральное опустошение и отход от норм социального поведения, обусловив кровавый и преступный характер конфликта.
  • Бескомпромиссные позиции как польского правительства, так и руководства ОУН в территориальном вопросе.

Последующие оценки

Несмотря на полярные взгляды, к 60-летию событий в 2003 году было принято общее заявление, отметившее факт массового уничтожения поляков и то, что в украинско-польском противостоянии они были стороной, которая преимущественно защищалась. Несмотря на этот вывод, депутатам Верховной Рады Украины с большим трудом удалось принять совместную польско-украинское парламентское заявление по данному событию, текст которого содержит общие фразы, а ответственность за уничтожение поляков возлагается на непоименованные «вооруженные формирования украинцев» .

См. также

  • Пацификация украинцев в Восточной Галиции (1930)

Примечания

  1. Ґжеґож Мотика, Антипольська акція ОУН-УПА , Український Альманах 2003. - Варшава, 2003
  2. Ільюшин І. ОУН-УПА і українське питання в роки Другої світової війни: в світлі польських документів. - К.: Інститут історії України НАН України, 2000
  3. Мищак Іван. Сучасна українська та польська історіографії про волинську трагедію 1943 року // Історіографічні дослідження в Україні. Вип. 18. - К.: Ін-т історії України НАН України, 2008. - 488 с.
  4. Ільюшин І. І. Протистояння УПА і АК (Армії Крайової) в роки Другої Світової війни на тлі діяльності польського підпілля в Західній Україні / Відп. ред. С. В. Кульчицький. НАН України. Інститут історії України. - К.: Інститут історії України, 2001. - 289 с.
  5. Siemaszko W., Siemaszko E. Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945. T.1-2. - Warszawa, 2000 S.1038
  6. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія , Інститут історії НАН України.2004р, стр.273
  7. Ільюшин І. Українська Повстанська Армія і Армія Крайова: Протистояння в Західній Україні (1939-1945 рр.) - Київ: Києво-Могилянська академія, 2009. - 399 с.
  8. Grzegorz Motyka, Ukraińska partyzantka 1942-1960, str. 410
  9. Ґжеґож Мотика Волинь 1943 року
  10. Grzegorz Motyka. Zapomnijcie o Giedroyciu: Polacy, Ukraińcy, IPN. Gazeta Wyborcza, 24 maja 2008
  11. Ryszard Torzecki, Polacy i Ukraińcy… , s. 267
  12. Aleksander Korman, Rozmiary i metody eksterminacji kresowej ludności polskiej przez terrorystów OUN-UPA w latach 1939-1947, «Na Rubieży» 1995, nr 3 (13), s. 3
  13. Tadeusz A. Olszański, Historia Ukrainy XX w. , Warszawa 1993, s. 191
  14. Józef Turowski, Pożoga. Walki 27 Wołyńskiej Dywizji AK, Warszawa 1990, s. 48
  15. W. Romanowski, ZWZ-AK na Wołyniu 1939-1944 , Lublin 1993, s. 104
  16. СПІЛЬНИЙ ВИСНОВОК УКРАЇНСЬКИХ ТА ПОЛЬСЬКИХ ІСТОРИКІВ ЗА ПІДСУМКАМИ ІХ-Х МІЖНАРОДНИХ НАУКОВИХ СЕМІНАРІВ (Варшава, 5-11 листопада 2001 р.) //Воєнна історія, № 3-4 за 2003 год
  17. Організація українських націоналістів і Українська повстанська армія, Інститут історії НАН України.2004р
  18. Заявление президентов
  19. Україна-Польща: важкі питання. Т. 9. Матеріали IX і Х міжнародних наукових семінарів «Українсько-польські відносини під час Другої світової війни». Варшава, 6-10 листопада 2001 р. / Наук. ред. М. М. Кучерепа. - Луцьк: ВМА «Терен», 2004.
  20. Стенограмма пленарного заседания
  21. Українська правда: Кучма умовив більшість підтримати заяву по Волинській трагедії
  22. «Постановление Сейма Республики Польша от 15 июля 2009 года в отношении трагической судьбы поляков на Восточных Землях» (польск.)
  23. Корреспондент.net: Свобода требует от Польши «прекратить антиукраинскую истерию»

Литература

  • (польск.) Wladyslaw i Ewa Siemaszko. «Ludobójstwo dokonane przez nacjonalistów ukraińskich na ludności polskiej Wołynia 1939-1945 ». Borowiecky, Варшава 2000, ISBN 83-87689-34-3
  • (англ.) Tadeusz Piotrowski. «Genocide and Rescue in Wolyn: Recollections of the Ukrainian Nationalist Ethnic Cleansing Campaign Against the Poles During World War II.» McFarland & Company, 2000, ISBN 978-0-7864-0773-6
  • сборник

11 июля 1943 года принято считать днем самого массового уничтожения этнического польского гражданского населения, а также гражданских лиц других национальностей на территории Волыни Украинской повстанческой армией (УПА) - вооруженным крылом Организации украинских националистов - ОУН(б).

Как возник конфликт

Многие историки (особенно польские) справедливо называют события, происходившие на Волыни с февраля 1943 по февраль 1944 года, этнополитическим конфликтом. В широком обиходе эти события давно называются Волынской резней. Украинские историки отчаянно защищаются и врут, сводя эту трагедию к ответным действиям Армии Крайовой против гражданского украинского населения (такие акции имели место, но они были именно ответными, а главное - куда меньшего масштаба). Есть в размышлениях киевских и львовских фальсификаторов истории и капля правды: они пишут, что бандеровцы прежде всего хотели помешать будущему польскому государству претендовать на эти земли. В межвоенные годы Волынь действительно управлялась из Варшавы, а теперь, чтобы этого не было, бандеровцы предпочли вырезать тысячи мирных поляков… Итак, в 1943 году УПА при поддержке местного украинского населения (это тоже важно, их хата была не с краю) начала массовое уничтожение поляков, а также мирных жителей других национальностей, обнаруженных рядом с поляками: евреев, русских, украинцев, армян, чехов...

Парад ОУН

Резня

Конфликт внешне имел глубинные корни, противоречия между украинцами и поляками на Волыни накапливались столетиями, а при польской власти, в 1920-1930-е годы, заметно обострились, но не до того уровня, чтобы резать друг друга. Все изменилось в годы Второй мировой войны и немецкой оккупации: гитлеровцы начали активно стравливать оба народа между собой. Уже в 1942 году были зафиксированы первые случаи уничтожения поляков и украинцев, но радикальное обострение началось весной 1943-го. Именно тогда Волынский краевой провод ОУН (б) принял решение изгнать с этих земель всех поляков. Сперва начали действия против поляков, служивших в немецкой администрации и охранявших леса и государственные земли, а позже и против всех поляков, имевших несчастье жить в сельской местности. Пик действий пришелся на 11 июля 1943 года. В этот день украинскими националистами были атакованы 150 польских населенных пунктов. Поляков уничтожали не только вооруженные бандеровцы, но и простые жители украинских сел, годами жившие со своими польскими соседями. Отпор могли дать только польские партизанские отряды самообороны, но большая часть их была уничтожена боевиками УПА. Польские партизаны из Армии Крайовой в отместку также начали нападать на украинские села и базы бандеровцев, при этом случались и убийства местных жителей.

Жертвы и последствия

Одним из самых неоднозначных вопросов в спорах между историками и политиками из Польши и с Украины до сих пор является количество жертв Волынской резни. Многие польские исследователи останавливаются на цифре 50-60 тысяч погибших поляков, а масштаб ответных действий польских военных формирований оценивают в 2-3 тысячи мирных украинцев. В конце 1990-х годов была создана совместная комиссия польских и украинских историков по освещению этих событий, но подходы, как и следовало ожидать, были различными. В 2003 году, к 60-летию трагедии, президенты Украины и Польши Леонид Кучма и Александр Квасьневский приняли совместное заявление «О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни», в котором они сожалели по поводу противостояния двух народов. Но примириться Варшаве и Киеву так и не удалось. В июне 2016 года польский парламент увековечил память «жертв геноцида, совершенного украинскими националистами в отношении граждан II Речи Посполитой в 1939-1945 годах». В том же году польский режиссер Войцех Смажовский снял художественный фильм «Волынь», где трагедия изображена настолько откровенно и страшно, что картину немедленно запретили к прокату на Украине.

11 июля 1943 года навсегда останется в памяти поляков как черная дата. В этот день украинские националисты с целью полного уничтожения «враждебных элементов» напали на польские поселения, располагавшиеся на территории Западной Украины. Полторы сотни деревень и сел были буквально залиты кровью. Националисты не пощадили никого.

Попытки примирения

Летом прошлого года накануне 73-й годовщины страшной трагедии, представители Украины и Польши обменялись посланиями. Первые попытались сгладить острые углы, просили прощения и говорили, что «пока живы наши народы, раны истории продолжают приносить боль. Но наши народы будут жить только тогда, когда, несмотря на прошлое, мы научимся относиться друг к другу как собратья». Вторые, в принципе, не против наладить контакт, вот только есть одна проблема. Так ответили депутаты парламента правящей партии «Право и Справедливость»: «Разница между нами касается не будущего, а общей политики исторической памяти. Проблема в сегодняшнем украинском отношении к виновным в геноциде поляков во времена Второй мировой войны. В Польше на государственном и местном уровнях мы не чтим людей, у которых кровь на руках невинного гражданского населения. Нас беспокоит избирательность исторической памяти, в которой открытая декларация симпатии к Польше идет в паре с прославлением тех, кто имеет на руках кровь наших земляков - беззащитных женщин и детей».
Поэтому попытки примирения в очередной раз закончились ничем.

Уничтожить в борьбе

В 20-м веке противостояние поляков и украинцев перетекло в другое русло. Если до этого первые массово притесняли вторых, то в тот момент ситуация поменялась.
Украинские националисты начали проводить политику террора против поляков еще до начала Второй Мировой войны. То есть, когда Западная Украина относилась к Польше. Смелости и сил националистам добавляло сотрудничество с нацистами. Нацисты, кстати, думали, что таким образом им удастся создать хоть и независимое, но марионеточное украинское государство. И самое главное, эта новая «держава» обязательно должна была быть этнически чистой. Степан Бандера, как и все остальные главари националистов рьяно поддерживали эту идею.

Весной 1941 года Организация украинских националистов разродилась инструкцией под названием «Борьба деятельность ОУН во время войны». В ней были подробно расписаны задачи «службы безпеки» (безопасности) во время вооруженного конфликта с СССР. Проще говоря, в этом документе было сказано, что враждебные Украине элементы должны быть уничтожены любыми способами.
И в 1943 году псов спустили с цепи. Начальник «службы безпеки» Николай Лебедь проявил инициативу по очищению территории от поляков. Верхушка ОУН это одобрила. Хотя притеснение польского населения как в Волыни, так и по всей территории Западной Украины начались гораздо раньше.

Первым отважился Петр Нестерович. С подчиненным ему националистическим отрядом он решил вырезать подчистую польское село Паросле (недалеко от Владимирца Ровенской области). А для того чтобы минимизировать потери среди своих, Нестерович приказал бойцам переодеться в форму советских партизан. Дело в том, что жители Паросле активно с ними сотрудничали, поэтому подвоха не заметили…

Перед тем, как убить женщин, националисты их изнасиловали, затем обрезали носы, уши и груди. С мужчинами расправлялись при помощи топоров. Над двумя братьями-подростками по фамилии Горшкевич, которые пытались убежать и позвать на помощь советских партизан, поиздевались с особой жестокостью. Им отрубили руки и ноги, вспороли животы, а раны засыпали солью. Затем несчастных бросили в поле умирать. Всего в селе погибло 173 поляка, среди них – 43 ребенка. Не пощадили они даже годовалого малыша. Его пригвоздили штыком к столу… Такую ужасную картину увидели настоящие партизаны, когда пришли в Паросле.
Элитой в отрядах УПА считались «резуны» - люди, чьим коньком были жестокие казни. Чаще всего для расправ они применяли пилы, ножи и топоры.
Следом за Паросле под удар попало другое польское село – Липники. С местными жителями расправился отряд Ивана Литвинчука, более известного как Дубовой. Они полностью вырезали село, убив 179 поляков (51 из них – дети). Кстати, именно в том населенном пункте родился в будущем первый польский космонавт – Мирослав Гермашеский. На момент нападения украинцев ему было всего 2 года. То, что Мирослав пережил бойню – чудо. Его мать, пытаясь спастись от преследователей, спрятала его в поле среди трупов…
Затем было вырезано население деревни Куты, села Катариновка… Причем украинские националисты убивали не только поляков. Но и, как они их сами называли «недоукраинцев», то есть людей из смешанных браков. К «отступникам» националисты относились с особой жестокостью.

И вот так приблизилась черная дата для польского народа – 11 июля 1943 года. В этот день боевые отряды УПА одновременно напали на несколько десятков сел, населенных в основном поляками (данные разнятся, по одним, их было около сотни, по другим – порядка 150). Убивали их всех без разбора, ведь только так по представлениям националистов можно было «очистить украинскую землю».

Польские историки, которые вплотную занимались восстановлением хронологических событий в «Волынской резне», сообщили, что бойцы УПА, точнее именно те «резуны», использовали 125 способов умерщвления мирного населения.

На этом террор не остановился. Националисты начали проводить массовые зачистки среди уже украинского населения. Любой человек, который отказывался сотрудничать или помогать УПА автоматически приравнивался к врагам и его казнили. Как, например, Ивана Аксючица из села Клевецк. Аксючиц осудил жестокие методы националистов, за что и поплатился жизнью. «Резуны» казнили его прилюдно и показательно жестоко – распили пополам. Причем такую смерть для него выбрал племенник, входивший в УПА.

Украинский народ возмутился. И чтобы не обострять обстановку, националисты начали истреблять только украинцев. Как в селе Паликровы. Там они «отсортировали» население и расстреляли из пулеметов более трех сотен поляков, украинцев при этом не тронули.

Месть

Рассказывать обо всех зверствах украинских националистов нет смысла. «Волынскую резню» подтверждают несколько тысяч свидетелей и огромное количество фотографий. Польские исследователи говорят о более чем 36 тысяч погибших тогда их согражданах. Причем это лишь те, чьи личности удалось установить. Еще несколько тысяч, а то и десятков тысяч остаются неизвестными. Польские историки упоминают цифру в 100 тысяч человек, 60 тысяч из которых – именно поляки (остальные – это «отступники»).
Правда, украинские историки и исследователи с этим не согласны. По их данным поляки завысили реальные цифры в несколько раз.
Понятно, что подобный террор не мог остаться без ответа. И поляки ответили в 1944 году силами Армии Крайовой. Огнем и мечом прошлись они по украинским населенным пунктам, разбросанным по Восточной части Польши. Но масштабы возмездия не идут ни в какое сравнение с «Волынской резней». В общей сложности от рук польских солдат погибло примерно 2-3 тысячи украинцев. Правда, украинские же исследователи заявляют, что на самом деле убито было в несколько раз больше их сограждан, чем утверждают поляки. В общем, договориться и примириться по этому вопросу стороны не могут до сих пор.

Волынская резня – это этническая чистка Западной Украины от не-украинцев в 1943-44 годах. Главным образом резали поляков (их было больше всего), ну и остальных не-украинцев до кучи. Проводили чистку боевики из Украинской Повстанческой армии (УПА). Их так и называли - резуны.

Даже немцы поражались их садизму – выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех – женщин, детей… Под катом фото, которые впечатлительным лучше не смотреть. (14 фотографий)

Началось все буквально с первых дней войны… Благодаря исследованиям канадского историка Джона-Пола Химки мы можем увидеть события того лета своими глазами. Согласно сведениям историка, немцам в 41-м помогала Организация Украинских националистов под руководством Степана Бандеры. «Бандеровцы» установили кратковременное правительство, которое возглавил убежденный антисемит. Далее последовали аресты, издевательства и расстрелы евреев. Благодаря сотрудничеству с немцами, ОУН надеялась добиться признания независимости Украины.

Ключевым участником погрома была бандеровская «народная милиция», созданная ими в первый же день прихода немцев. Милиционеры ходили в гражданском с повязками белого цвета или цветов украинского флага. Подробно тут: http://xoxlandia.net/pogrom-vo-lvove/

9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать женщин и девушек. Перед убийством им обрезали груди, носы и уши. Потом стали мучить остальных жителей села. Мужчин перед смертью лишали половых органов. Добивали ударами топора по голове.
Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.
Когда на второй день в село вошли партизаны, они увидели в домах сельчан груды обезображенных тел, лежавших в лужах крови. В одном из домов на столе среди объедков и недопитых бутылок самогона лежал мертвый годовалый ребенок, голое тельце которого было прибито к доскам стола штыком. В рот ему изверги засунули недоеденный квашеный огурец.

Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика.
В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги.

Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек - супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.

В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовое и за полтора часа убили свыше 100 его жителей. В семье Дягун бандеровец зарубил троих детей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги. В семье Макух убийцы застали двоих детей – трехлетнего Ивасика и десятимесячного Иосифа. Десятимесячное дитя, увидев мужчину, обрадовалось и со смехом протянуло к нему ручки, показывая свои четыре зубчика. Но безжалостный бандит полоснул ножом головку младенца, а его братику Ивасику топором разрубил голову.

«Они превзошли своими зверствами даже немецких садистов эсэсовцев. Они пытают наших людей, наших крестьян… Разве мы не знаем, что они режут маленьких детей, разбивают о каменные стены их головки так, что мозг из них вылетает. Страшные зверские убийства – вот действия этих бешеных волков», – взывал Ярослав Галан. С подобным гневом зверства бандеровцев обличала и ОУН Мельника, и УПА Бульбы-Боровца, и правительство Западно-Украинской Народной Республики в изгнании, и Союз Гетманцев-Державников, обосновавшийся в Канаде.

Много фото тут: http://xoxlandia.net/banderovcy-na-volyni-i-ix-zverstva/

Свидетельства бывшей бандеровки.

“Мы все ходили в бандерах, днем отсыпались по хатам, а ночью ходили и ездили по селам. Нам давались задания душить тех, кто укрывал пленных русских и самих пленных. Этим занимались мужчины, а мы, женщины, перебирали одежду, отбирали коров и свиней у погибших людей, скот резали, все перерабатывали, тушили и укладывали в бочки. Однажды за одну ночь в селе Романове задушили 84 человека. Старших людей и старых душили, а детей маленьких за ножки − раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь − в другое село.

Нам был дан приказ: евреев, поляков, русских пленных и тех, кто прячет их, всех душить без пощады. В отряды брали молодых здоровых парней, чтобы душить людей. Так, из Верховки два брата Левчукив, Николай и Степан, не захотели душить, убежали домой. Мы приговорили их к казни.

В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке.”

Полностью тут: http://topwar.ru/2467-zverstva-banderovcev.html

Однако, устраивая резню польского меньшинства на Зап. Украине предводители резунов забыли об украинском меньшинстве в Юго-Восточной Польше. Украинцы жили там среди поляков веками, и на тот момент их было до 30% от всего населения. «Подвиги» бандеровских резунов на Украине аукнулись в Польше, местным украинцам.

Весной 1944 г. польские националисты провели серию акций возмездия украинцам в Юго-Восточной Польше. Пострадали, как обычно, ни в чем не повинные мирные жители. По разным оценкам было убито от 15 до 20 тысяч украинцев. Число поляков, жертв ОУН-УПА – около 80 тысяч человек.

Новая про-коммунистическая власть, установленная в освобожденной Польше Красной армией и Войском Польским не дала националистам устроить полномасштабные акции мести украинцам. Однако бандеровские резуны добились своего: отношения двух наций были отравлены ужасами Волынской резни. Дальнейшее их проживание вместе стало невозможным. 6 июля 1945 г. между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением». 1 миллион поляков поехал из СССР в Польшу, 600 тысяч украинцев - в обратном направлении (операция «Висла»), плюс 140 тысяч польских евреев отправились в Британскую Палестину.

Парадокс, но именно Сталин оказался человеком, который цивилизованно решил национальный вопрос на Западной Украине. Без отрезания голов и потрошения детей, путем обмена населением. Конечно, не все хотели покидать родные места, часто переселение шло принудительно, но зато почва для резни - национальная чересполосица - была ликвидирована.

Поляки издали десятки фолиантов таких вот фактов геноцида, ни один из которых бандеровцы не опровергли.

Сегодняшние бандеровцы любят рассказывать, как УПА будто бы боролась с немецкими оккупантами тоже…
12 марта 1944 г., банда боевиков УПА и 4-й полицейский полк дивизии СС «Галичина» совместно напали на польское село Паликровы (бывшее львовское воеводство, ныне - территория Польши). Это было село со смешанным населением, примерно 70% поляков, 30% украинцев. Повыгоняв жителей из домов, полицаи и бандеровцы начали сортировать их по национальному признаку. После отделения поляков – их расстреляли из пулеметов. Погибло 365 человек, в основном женщины и дети.

Территория Волыни в разные периоды находилась в составе различных государств. С Х века она была в составе Киевской Руси и начиная с конца XII века стала составляющей частью Галицко-Волынского княжества, а уже со второй половины XIV века земли Волыни захватывает Великое княжество Литовское, но в результате отречения литовского короля от своих наследственных прав на Литовское государство в 1564 году в пользу польской короны и принятия Люблинской унии в 1569 году Волынь оказывается в составе Речи Посполитой под польским патронатом. С 1793-95 годов Волынь входит в состав Российской империи на правах Волынской губернии. Но в 1920 году Волынь снова оказывается в составе Польши. В 1939 году она входит в состав Украинской ССР. Из приведенной хронологии понятно, что, будучи в составе различных государств волынские земли имеют далеко не однородный этнический состав.

Основные конфликты на Волыни происходили между польской шляхтой и коренным ее населением, нынче именуемым - украинцами. Последний межэтнический конфликт, произошедший на волынских землях, вошел в историю под названием «Волынской резни», официально начавшейся весной 1943 года. До весны 1943-го года уже были единичные случаи истребления мирных поляков бандами украинских националистов еще в 1942 году, но они не носили масштабный массовый характер как в 1943-44 годах. Количество жертв польской национальности уничтоженных ОУНовцами, у которых были установлены имена и места гибели, насчитывается не менее 36750 человек. С польской стороны давались оценки от 30 до 80 тыс. погибших.

Польские жители Волыни и Полесья в большинстве своем являлись не автохтонным населением этого региона, хотя были и коренные жители этих мест из поляков. Жили в особых населенных пунктах - колониях. Колонистами становились ветераны войн за независимость Польши и прежде всего те, кто воевал против Советской России. Они становились владельцами больших наделов земли, некогда принадлежавших православным крестьянам и местное население, как правило, их за это ненавидело. Польским властям было, разумеется, наплевать на настроения православного украинского крестьянства, и на то чем чревата откровенная колониальная политика, во что она может обернуться. Этот факт так же можно считать предпосылкой «Волынской резни». Как показывает история, большая доля жертв в «этнических чистках» приходится на самую беззащитную часть населения - женщин, детей и стариков. Никакие политические обстоятельства не могут оправдать преступления против матери и ребенка. Даже в преступном мире, в местах не столь отдаленных, с такими лиходеями обращаются как с последними отбросами. Это касается не только вояк УПА, но и тех выродков из Армии Крайовой, а так же поляков, работавших на гитлеровцев, которые в отместку на геноцид УПА начали уничтожать мирное украинское население.

Причины случившегося тянутся из глубины веков. Чтоб представлять полную картину этих событий нам предстоит учесть многие важные исторические подробности.

В тот период, когда на Галичине активно взращивалась украинская идея, Волынь находилась в составе Российского Государства. Но со времен Польши положение автохтонного коренного населения волынских земель мало чем изменилось. Основными землевладельцами и хозяевами жизни на Волыни как была при польской короне, так и оставалась при царской России польская шляхта. Хотя шаги по улучшению жизни крестьян в Волынской губернии со стороны царской власти все же делались. Но либеральные взгляды династии Романовых позволили существовать на территории Российской империи такому образованию как «Королевство польское». (Австрия и Пруссия на захваченных польских территориях не дали полякам таких привилегий). Оно представляло собой часть польских земель, отошедшую к России после Венского конгресса в 1815 году, и пробыло в ее составе до 1915 года. Польская элита была безнадежно больна идеей о «Великой Польше». Шляхта никак не могла смириться с тем, что некогда могучее Польское государство было разорвано и поделено между Россией, Австрией и Пруссией и что прошли те времена, когда Польша представляла военную угрозу для своих соседей. О польской военной экспансии русских земель остались одни воспоминания. Ошибочно было считать, что экспансия прекращена, просто она из военной переросла в культурную. Как раз «украинская идея» является самым убедительным доказательством и плодом польской культурной экспансии на Руси. Ее основоположники поляки Францишек Духинский и Фадей Чацкий наверно и не могли представить себе, что их сочинения станут идеологическим подспорьем «о самостийной Украине» для той «агрессивной массы» без роду и племени, которая через некоторое время начнет уничтожение их же соплеменников - поляков. Идея об отдельном украинском народе, рожденная в польских умах проповедовалась не только в Галичине, бывшей под Австровенгрией, но и на Волыни и других южнорусских землях. В отличие от России, в Галичине «украинская идея» какое-то время пользовалась поддержкой австрийской короны. В Галичине изначально ее лоббистами были тоже поляки, но появление предателей из своего коренного русского населения не заставило себя долго ждать. Вот некоторые активные деятели «украинства» в Галичине: Митрополит Андрей Шептицкий (поляк), историк Михаил Грушевский, депутаты галицкого сейма Юлиан Романчук и Анатолий Вахнянин. Как только «украинская партия» на Галичине стала принимать активное участие в политической жизни и занимать ключевые посты во власти, тогда с поляками у нее начались трения. Шляхта хотела видеть в русинах отступниках, называвших себя украинцами исключительно «преданных хлопов», но их надежды оказались тщетны.

Откровенную четкую точку зрения в отношении возникновения «украинства» и Украины мы можем увидеть в высказывании польского ксендза Валериана Калинки:«Если Грыць не может быть моим, тогда не будет он ни моим, ни твоим!». Несостоятельность воссоздания «Великой Польши» впоследствии запустила маховик создания «самостийной Украины». Но вот только не стал украинец любить своего пана - поляка. Доля вины в гибели польского мирного населения ложится не только на УПА, но и в равной степени на тех, кто заложил эту мину замедленного действия еще задолго до произошедшей «Волынской резни». (Имеется ввиду инициатива создания украинской нации).

Отщепенцы из украинского лагеря, отрекшиеся от своего Русского имени, впитали в себя весь яд польской ненависти ко всему русскому и перенесли всю свою злость в «самостийнические» амбиции. В годы Великой Отечественной войны они вцепились в горло тому народу, из которого фактически вышли их создатели. Масла в огонь так же добавила человеконенависническая доктрина «Украинского интегрального национализма» Дмитрия Донцова взятая за идеологическую основу ОУН, - «Украина для украинцев!».

К моменту нападения Германии на Советский Союз у ОУН(Б) уже имелся разработанный план строительства «Украинской Державы». Той «Державы», в которой не украинцам отводилась самая незавидная участь. Поляков, живущих на украинских территориях, изначально предполагалось насильственно ассимилировать. Представителей польской интеллигенции и «активистов» планировалось уничтожить.

Со второй половины 1942 года на Волынь начали просачиваться советские партизаны, поэтому оперативная обстановка в регионе кардинально менялась. Для того чтоб не потерять свое влияние в этих краях, возникла крайняя необходимость в устранении с Волыни и Полесья нелояльно настроенных элементов, которые гипотетически могли усложнить борьбу с «красной партизанкой» оказывая ей помощь. К тому же, центральный провод ОУН(Б), по свидетельствам некоторых бандеровцев, не имел абсолютного влияния на все свои территориальные структуры. Поэтому эти структуры начали создавать отряды для борьбы с немцами, что абсолютно не устраивало Центральный провод. Открыто заявить о своем нежелании вести боевые действия против немцев Центральный провод не мог, дабы не утратить собственный авторитет, прежде всего в глазах своего рядового состава. Перед высшим руководством ОУН(Б) стояла задача сориентировать своих рядовых бойцов на борьбу с советскими партизанами и «национальными меньшинствами». В связи с этим после проведенной войсковой конференции начала разрабатываться «военная программа» организации, создание которой завершилось к началу 1943 года. Особое место в ней занимал вопрос «национальных меньшинств», под который подпадали так же и поляки. Поляков предполагалось выселить с украинских земель, а отказавшихся подвергнуть физическому уничтожению.

Мобилизацию кадров в свои ряды из местного украинского населения под эту «программу» украинские националисты проводили под лозунгом «борьбы за независимость». Против кого будут воевать простые люди им не объяснялось, вопрос ставился объективно: «Ты за «Нэзалэжну Украину» или против?». Чаще даже и не спрашивали, приходили к крестьянину бандеровцы и говорили: «Собирайся, ты идешь воевать за «Нэзалэжну Украину!»». Отказ влек за собой расправу. Таким образом, большая часть боеспособного украинского мужского населения Волыни была мобилизована в УПА, что обеспечило немцам тыл на этих землях, поэтому у советских партизан на Волыни не оказалось необходимой военной поддержки среди местного населения для борьбы с гитлеровцами. Весной 1943 года в марте - начале апреля в формирования ОУН(Б) из украинской «вспомогательной полиции» ушли несколько тысяч полицаев - «шуцманов». Они то, как раз и стали основным стержнем УПА, так как имели специальную подготовку и опыт «этнических чисток». Тогда и наступил «звездный час» для выполнения «военной программы». Так началась «Волынская резня », которую возглавил краевой проводник Дмитрий Клячковский («Клим Савур»).

А ведь еще в начале ХХ века Волынь была опорой России во всем Юго-Западном крае. До Первой мировой войны отсюда шла поддержка и направлялась деятельность русофилов на Галичине. Но, так же, как и в Галичине, окончательно все русские тенденции на Волыни были свернуты как пережиток самодержавия с приходом сюда в 1939 году Советской власти. Установление «украинства» на территории Волыни, так же как и на территории всей Украины целиком и полностью соответствовало проводимой в Советских Республиках «коренизации». То, что «украинство» было порождением польского шовинизма и оружием габсбургской империи для искоренения русской культуры, в это никто не вдавался. Фактически Советской властью почва для деятельности украинских националистов была создана благодатная. Бандеровцам не пришлось убеждать крестьян в том, что они украинцы. Поэтому мобилизацию новоиспеченного украинского населения, проведенную ОУНовцами для борьбы за «Самостийную Украину» можно считать успешной. Не маловажно и то, что для всех национальностей в Украине у Советской власти нашлось место, только не для русских, коренное русское население стало украинским. Инакомыслие в отношении «советов» не приветствовалось и ими пресекалось, в результате чего у людей затаилась злоба на Советскую власть. Не нашлось в Украине места пережиткам русского царизма, а пережитки габсбургской монархии (отдельная украинская нация) расцвели буйным цветом, правда, в советском исполнении. ОУНовцы для себя очень выгодно сумели использовать это обстоятельство. Поэтому во время Великой Отечественной войны банды украинских националистов сильно затруднили деятельность советских партизан на западной Украине, задействовав в своих преступных целях весь боеспособный человеческий ресурс под флагом «украинской идеи» и «украинской самостийности».

Но справедливости ради стоит отметить, что были на Волыни и в Полесье сознательные, думающие люди, которые знали и понимали чего стоит эта «самостийная Украина» и кто за этим стоит, они уходили к советским партизанам. Помимо поляков, которые видели в советских партизанах своих спасителей, к партизанам уходили так же и те, кто видел в немцах и «свидомитах» большее зло, закрыв глаза даже на то, что им ни по своей воле пришлось стать украинцами еще при «советах».

Кровавые вакханалии были нужны прежде всего нацистам, для того чтобы кровью убитого польского мирного населения привязать к себе через УПА все боеспособное население Волыни и Полесья. После убийства советских граждан польской национальности путь в ряды советских партизан или Красной армии для участника «этнических чисток» исключался автоматически. Поневоле многие мирные украинские крестьяне становились врагами всего того советского, что в годы Великой Отечественной войны проникало на оккупированные гитлеровцами Волынь и Полесье, в основном благодаря фашистским холуям из ОУН(Б).

В августе 1943 года на состоявшемся III Чрезвычайном Великом съезде ОУН(Б), как раз в самый разгар «Волынской резни», Роман Шухевич был одним из числа многих членов провода, кто выступил в защиту «Клима Савура» по поводу его деятельности, связанной с истреблением поляков. Большинство членов провода ОУН(Б) сочло целесообразным уничтожение польского мирного населения Волыни и Полесья.

УПА оправдала все ожидания нацистов, оттянув несколько десятков тысяч человек мобилизационного потенциала советских партизан. Если бы численность партизан весной 1943 года была не 20-30 тысяч человек, а достигла бы за счет мобилизации местного населения 100 тысяч человек, тыла бы у гитлеровцев в западной Украине не было. Создание УПА продлило войну с нацизмом, отсрочив освобождение территории СССР.

Подводя итог уничтожению мирного польского населения на Волыни и в Полесье в 1943 - 1944 годах приходим к выводу, что проводу Организации украинских националистов (ОУН) удалось в критический для гитлеровцев момент на Восточном фронте утихомирить антинемецкие настроения западноукраинцев, и сдерживать действия советских партизан на западной Украине, втянув местное население в войну с ними. А удалось это Украинской повстанческой армии (УПА) за счет втягивания волынских крестьян в «этнические чистки», в частности в массовые убийства поляков, которые вошли в историю под названием «Волынской резни» и легли несмываемым позором на всех участников этого злодейства.

Олег Мисько

При полной или частичной перепечатке материала ссылка на сайт «Геополитика и мировая политика » обязательна.


Дата публикации: 6 марта 2013 г.