Порядок ликвидации муниципального предприятия

Общие правила создания и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (в редакции от 01.12.2007, далее - Закон об унитарных предприятиях).

Напомним, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Итак, основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которого также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: - имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

Доходов унитарного предприятия от его деятельности;

Иных не противоречащих законодательству источников.

Из этого следует, что имуществом унитарного предприятия может быть не только имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но и имущество, приобретенное за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности. Перечень источников формирования имущества не является закрытым.

Следовательно, это могут быть, например, и безвозмездное поступление имущества от коммерческих организаций, физических лиц и т.п. Кроме того, имущество может приобретаться за счет накопленной амортизации, прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия, заемных средств (с учетом требований, установленных Законом об унитарных предприятиях), а также других традиционных источников.

В пассиве баланса стоимость первоначально внесенного собственником имущества также учитывается на счете 80 "Уставный капитал", однако в отношении унитарных предприятий подобным порядком учитывается уставный фонд.

В соответствии со ст. 12 Закона об унитарных предприятиях уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия.

То есть при его определении используется тот же подход, что и при определении уставного (складочного) капитала хозяйственных обществ и товариществ: уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. За основу принята юридическая составляющая уставного фонда - в отличие от производственной или финансовой концепции поддержания капитала, применяемой при организации бухгалтерского учета по стандартам МСФО. Из этого можно сделать вывод, что, по меньшей мере, в части учета уставного фонда (как и уставного капитала) переход на стандарты МСФО не предполагается.

Весьма существенной особенностью передачи имущества в уставный фонд унитарных предприятий является законодательное регулирование их оценки. Если при формировании уставного (складочного) капитала или паевого фонда субъектов предпринимательской деятельности других организационно-правовых форм основным способом оценки передаваемого имущества является оценка, согласованная учредителями, то в ст. 8 Закона об унитарных предприятиях прямо определено, что имущество унитарных предприятий должно оцениваться в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности. Это значит, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для их оценки необходимо привлечь независимого оценщика. (Для обществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов необходимость использования данного вида услуг возникает только при определенных условиях - при стоимости передаваемого имущества выше определенного предела).

Минимальный размер уставного фонда ограничен п. 2 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях: размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Эта сумма в 5 раз превышает ограничение, установленное для уставного капитала открытых акционерных обществ, и в 50 раз - для закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Учитывая определение уставного фонда, приведенное выше, нетрудно сделать вывод, что интересы кредиторов унитарных предприятий защищены более существенно, чем интересы кредиторов коммерческих организаций иных организационно-правовых форм.

Для муниципальных предприятий ограничение установлено на более низком уровне: размер уставного фонда таких предприятий должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Положение, в соответствии с которым в казенном предприятии уставный фонд не формируется, содержится и в Гражданском кодексе РФ.

Каким образом и на каких счетах (пассивных) бухгалтерского учета отражается стоимость имущества, переданного казенным предприятиям, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не установлено.

Впредь до внесения изменений в План счетов и Инструкцию по его применению, по нашему мнению, наиболее правомерным является использование счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

2. Разумеется, для этих целей к счету должны быть открыты как минимум два субсчета: для учета стоимости имущества, переданного при создании казенного предприятия, и для учета имущества, переданного позднее (для пополнения оборотных средств казенного предприятия или иных целей).

В отличие от иных хозяйственных обществ и товариществ, в которых уставный (складочный) капитал должен быть сформирован в течение года после государственной регистрации организации, уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. То есть срок, в течение которого все имущество и денежные средства, подлежащие передаче, должны поступить в унитарное предприятие, в 4 раза меньше.

В бухгалтерском учете применяется схема, установленная для хозяйственных обществ и товариществ:

Дебет 75 "Расчеты с учредителями" Кредит 80 "Уставный капитал" - на сумму размера уставного капитала, указанную в учредительных документах;

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 75 - на сумму денежных средств, поступивших в унитарное предприятие в качестве вклада в уставный фонд;

Дебет счетов учета имущества (08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы" и т.д.) Кредит счета 75 - на сумму поступивших в унитарное предприятие вкладов в уставный фонд, внесенных в неденежной форме.

При внесении вкладов в уставный фонд имуществом, отличным от денежных средств, следует иметь в виду, что под установленным порядком передачи имущества понимается соблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете по оприходованию полученных активов. В частности, если в виде взносов в уставный фонд передается недвижимое имущество, отражение его в бухгалтерском балансе возможно только после получения акта государственной регистрации прав. В соответствии со ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т.д.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 64 ГК РФ) и иными федеральными законами.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

Одним из основных отличий ликвидации унитарного предприятия от ликвидации организации иной организационно-правовой формы является то, что остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в соответствующий бюджет.

То есть по завершении расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество должно быть передано собственнику - органу государственной власти или органу местного самоуправления. При этом не возникает необходимости предварительного объединения всех пассивов на счете 80. Хотя собственником имущества может быть определена и иная схема списания стоимости пассивов с баланса ликвидируемого унитарного предприятия.

При уменьшении уставного фонда унитарного предприятия следует также учитывать требования ст. 15 Закона об унитарных предприятиях (так как при этом могут возникнуть дополнительные основания для ликвидации предприятия).

Порядок уменьшения уставного фонда унитарного предприятия определен ст. 15 Закона об унитарных предприятиях. При этом сохранены те же подходы, что и в отношении уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью:

Уставный фонд не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера;

Собственник имущества предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов окажется меньше размера его уставного фонда. При этом уставный фонд должен быть уменьшен до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

С учетом требований, предъявляемых к минимальному размеру уставного фонда, можно заключить, что наиболее вероятной представляется реорганизация унитарного предприятия в открытое акционерное общество. О ликвидации предприятия в большинстве случаев речь вряд ли может идти, так как создание унитарных предприятий, как правило, обусловлено существенными экономическими и социальными причинами;

Если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, то кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

Схема и последовательность действий кредиторов представляются весьма прозрачными. С большой долей вероятности можно предположить, что процитированное требование в скором будущем может стать базой для "принудительной" приватизации наиболее рентабельных унитарных предприятий;

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное пред приятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом раз мере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков. Данная законодательная норма еще более укрепляет права и расширяет возможности кредиторов унитарного предприятия;

Государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов. Аналогичное требование содержится и в Законе об АО.

Кроме того, необходимость ликвидации унитарных предприятий может возникать при осуществлении некоторых форм преобразования - присоединения или слияния.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном законодательством (п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

Данное условие является специфическим для унитарных предприятий. В Законе об унитарных предприятиях прямо не говорится, но предполагается, что присоединение унитарных предприятий, имущество которых принадлежит разным собственникам (например, субъекту Российской Федерации и органу местного самоуправления), допустимо только после изменения права собственности на одно (или на несколько, если присоединяется несколько юридических лиц) предприятие, то есть после изменения вида унитарного предприятия (унитарных предприятий).

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

Разновидностью ликвидации юридического лица является ликвидация вследствие его банкротства. В соответствии со ст. 65 ГК РФ казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом). Унитарное предприятие признается банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Особенности правового регулирования ликвидации организаций в рамках процедуры банкротства рассмотрены далее в отдельном подразделе.

Итак Вы ищете Порядок ликвидации муниципального предприятия . В интернете можно скопировать довольно много примеров. Как отыскать соответствующий и тот который подходит к конкретной ситуации. Юристы подготовили правила. Выясните составителя документа. Доверие адвоката, который изготовил образец сделает понятной полезность изделия. Важным будет сколько месяцев назад он был изготовлен. Старые формуляры мало доставят облегчения. Критичным выясняется вопрос в любой ли стране возможно было применять. Не все, что размещено в справочниках можно применять для каждого случая. Для страховки проверьте еще парочку подобных.

Муниципальные предприятия в России имеют организационно-правовую форму, которая наделяет их правом использования и управления имуществом, закрепленным за ними собственником. В качестве собственников муниципальных предприятий могут выступать так называемые муниципальные образования, т.е. районы, поселения, города и т.д., а также государственные органы.

Горячие новости

Порядок ликвидации предприятия в Украине от А до Я Аналитические материалы

  • admin
  • Апрель 29, 2013
  • 0 Комментариев

    Перед многими юридическими лицами однажды встает вопрос об окончании своей предпринимательской деятельности и ликвидации предприятия.

    Однако данный процесс достаточно «затянутый», в связи с тем, что в нем задействовано много органов, которые непосредственно связанны с соответствующим видом деятельности. Чтобы ускорить процесс ликвидации предприятия. необходимо соблюдать порядок предусмотренный законодательством Украины.

    Основные пункты при ликвидации предприятия:

    Решение о процессе ликвидации предприятия;

    Назначение комиссии по ликвидации предприятия

    Предоставление всех необходимых документов в налоговую службу согласно законодательству

    Закрытие банковского счета

    Налоговая проверка соответствующего предприятия на наличие задолженности перед государством;

    Передача предприятием печатей и штампов инстанции

    Подготовка и предоставление соответствующих документов для исключения юридического лица из единого государственного реестра

    Принятие решения о ликвидации предприятия

    Решение о ликвидации может быть принято в самостоятельном порядке, при котором онооформляется по форме протокола на основании общего собрания учредителей. Или же решение выносится органам исполнительной власти (судом), наиболее распространенной причиной, которого является – банкротство.

    Назначение ликвидационной комиссии

    После принятия решения о ликвидации предприятия, органом вынесшим решение назначается ликвидационная комиссия.

    План и сроки относительно ликвидации предприятия

    Назначив ликвидационную комиссию, обязательно требуется установить сроки и привести в действие план по ликвидации предприятия. В соответствии с законодательством срок должен быть не меньше двух месяцев со дня принятия решения о ликвидации предприятия.

    Однако данный срок не предусматривает ситуацию, при которой ликвидация была назначена судом из-за банкротства юридического лица.

    В чем заключается суть плана ликвидации предприятия?

    План ликвидации – это своеобразный порядокпроцесса по ликвидации предприятия, который регулируется законодательством Украины и ускоряет его завершение.

    В план ликвидации входит ряд пунктов, а именно:

    1. назначается комиссия по ликвидации предприятия, составляются соответствующие документы о сдаче и приеме реквизитов предприятия;

    2. оповещение о ликвидации – это предусмотрено для того чтобы кредиторы моги предъявить предприятию свои требования, в случае открытых у них счетов.

    3. составление смет относительно кредитной задолженности ликвидируемого предприятия и его доходов. А также полное взыскание, в случае нехватки средств у предприятия первоначально взымается сумма по задолженности перед государством.

    4. имущественная оценка предприятия

    5. после принятия решения о ликвидации составляется документ о финансовом состоянии ликвидируемого предприятия, который подтверждается подписью владельцев или соучредителями компании.

    6. уведомление о ликвидации государственных органов и соответствующее оформление данных уведомлений:

    Для государственного регистратора предоставляется копия с решением относительно ликвидации, которая заверена нотариусом и документы об оплате объявления о ликвидации

    Для налоговой инспекции следует подготовить пакет документов, который состоит из: заявление по форме №8-ОПП от юридического лица, справка формы №4-ОПП, копия решения о ликвидации предприятия, копия решения о назначении комиссии, ведомость от государственного регистратора, подтверждающая внесение в реестр отметки о ликвидации, далее в течение 10 дней, необходимо предоставить финансовый отчет, то есть ликвидационный баланс.

    7. подается заявление в государственные органы, связанные с деятельностью предприятия о снятии с учета юридического лица. Заявление подается в течение 10 дней со дня решения о ликвидации.

    8. рассматриваются требования от заемщиков, если у предприятия нет денежных средств для их погашения, то расчет производится посредством продажи имущества ликвидируемого предприятия.

    9. производятся взыскания и выплаты относительно задолженности по дебету;

    10. решается вопрос относительно кадровой ситуации на ликвидируемом предприятии;

    11. производятся внеплановые проверки и выезды налоговой инспекцией;

    12. производится проверка правильности расчетов и уплаты налогов и взносов в бюджет, при выявлении задолженности предприятие в обязательном порядке выплачивает всю сумму.

    13. выдача органами налоговой службы справки о том, что предприятие не имеет задолженности перед бюджетом государства. Данная справка действительна в течение месяца с момента ее получения;

    14. закрытие всех банковских счетов, ликвидируемого предприятия, при этом остается нетронутым счет, который предназначен для ликвидации. Для осуществления данного процесса в банк подается ряд документов: копия решения о ликвидации, заверенная нотариусом и нотариально заверенный документ с подписями соучредителей и членов ликвидационной комиссии.

    15. подача заявления об аннуляции регистрации предприятия в органы налоговой службы, через 10 дней налоговая служба должна предоставить решение об аннуляции;

    16. составляется итоговая ликвидационная смета, которая предоставляется для подписи государственному регистратору;

    17. передача всех реквизитов в МВД и их аннуляция

    18. составление комиссией акта по ликвидации предприятия

    19. передача всех документов ликвидируемого предприятия в архив

    20. предоставление справки о ликвидации

    21. Пройдя все пункты данного плана, следует государственному регистратору предоставить документы:

    Справки из государственных органов об отсутствии задолженности;

    Акт, составленный ликвидационной комиссией, а также ликвидационный баланс;

    Справка, предоставленная архивом;

    Свидетельство о государственной регистрации;

    После исключения предприятия из Единого реестра государства, уполномоченному лицу выдается справка о ликвидации предприятия.

    Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения

    Организационная форма образованного предприятия подразумевает возможность или невозможность их собственников управлять вверенной собственностью. Согласно этому, к организационно-правовой форме, позволяющей собственнику пользоваться и управлять имуществом, за ним закрепленным, относятся и все муниципальные образования Российской Федерации. В качестве собственников в этом случае выступают непосредственно муниципальные образования, такие как районы, города, поселения и государственные органы.

    Структура образовательного учреждения и система управления.

    Среди разнообразия существующих муниципальных организаций особое место занимают государственные бюджетные предприятия областного, краевого, городского или районного значения плюс государственные учреждения образования, культуры и спорта, здравоохранения, и т.д. Стало быть, каждое из них подразумевает прохождение нескольких этапов своего функционирования. Это организация, управление и ликвидация муниципального образования.

    Как и все другие организации, администрация муниципального уровня имеет право на прекращение своей деятельности 2-мя способами. Первый предполагает путь полной ликвидации организации или его своевременной реорганизации.

    Второй случай делает возможным слияние данной компании с другим предприятием: присоединение ее к существующему и успешно функционирующему государственному холдингу или разделение данной компании на несколько специализированных и т.д. При реорганизации муниципального образования поддерживается тенденция, предусматривающая сохранение имеющегося до данного процесса, его правового статуса.

    Законные основы реорганизации и ликвидации образовательного учреждения

    Прекратить свою работу муниципальное предприятие может согласно установленному для юридических лиц закону. Как и все другие организации, муниципальное образование ликвидироваться может 2-мя принятыми решениями. В первом случае это происходит согласно решению его учредителей или собственников.

    Второй случай предполагает вмешательство суда, который и выносит, опираясь на имеющиеся основания, свое решение. В список тех оснований, которых достаточно для ликвидации предприятия. согласно статьи 61.2.3. Гражданского кодекса Российской Федерации, включают грубые, неустранимые никаким способом нарушения законодательства, которые имели место в период создания или функционирования предприятия.

    А также в случае, если администрация организации осуществляет деятельность без разрешающих документов либо она противоречит целям, указанным в главном документе – уставе данного предприятия.

    Если вдруг какое-то из вышеуказанных условий приводит к необходимости пойти на ликвидацию муниципального образования, то нужно приступить к действиям, которые законодательно установлены.

    Порядок ликвидации предприятия муниципального уровня

    Статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывающая «Порядок ликвидации юридического лица », совместно с Федеральным законом и прикрепленными к нему иными нормативными правовыми актами позволяет администрации официальным образом справиться с поставленной задачей.

    После того как решение о прекращении существования образования уже принято, в силу вступает законная процедура. Для ее осуществления собственнику необходимо создать ликвидационную комиссию. В состав данной группы входят учредители и все непосредственные участники предприятия. Данная группа берет на себя существующие обязанности и права, связанные с функционированием и управлением делами муниципальной компании.

    Далее ликвидационная комиссия должна разместить в СМИ, в печатном виде, данные о ликвидации образования, об утвержденном порядке и сроках принятия требований к должнику, которые имеют кредиторы ликвидируемой фирмы.

    В срок за 2 месяца после данной публикации ликвидационная комиссия должна приступить к выявлению кредиторов, имеющихся у администрации образования, и к сбору дебиторской задолженности, если она имеется. Более того, к обязанностям данной комиссии относят и необходимость в письменном виде извещать кредиторов о процессе ликвидации муниципального образования.

    Когда же этот этап завершен, в порядке ликвидации муниципального предприятия происходит составление ликвидационного баланса. В нем указывается информация об имуществе администрации ликвидируемого предприятия, перечень долговых требований, которые предъявляются кредиторами, и итоги проведенной работы. Этот ликвидационный промежуточный баланс зачитывается на собрании кредиторов и принимается уполномоченным органом в государственном порядке.

    В той ситуации, когда у ликвидируемого образования нет достаточно средств на то, чтобы в полном объеме рассчитаться с кредиторами, ликвидационной комиссией принимаются меры по самостоятельной реализации имущества. Для этого комиссия организует аукцион, на что указывает Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 3, статьи 63.

    Администрации многих муниципальных организаций сталкиваются с такими ситуациями, когда дальнейшее существование их невозможно, по крайней мере, в их прежнем виде. Дела становятся настолько плохими, что единственным решением является его непременное закрытие.

    Хотя сегодняшний день предоставляет возможность прекратить деятельность образования многими другими способами. И выбрать самый подходящий из них можно будет в зависимости от тех обстоятельств, которые сложились в организации. Не менее важно и обратить внимание на преимущества, которыми обладают данные виды, предполагающие организацию процедуры ликвидации.

    Добровольная ликвидация организации

    Добровольной ликвидацией называют официальную деятельность, направленную на прекращение деятельности предприятия, при которой данное решение принимает сам учредитель, администрация или же все участники муниципального учреждения. Этот процесс длится очень долго и предусматривает определенный порядок действий, который установлен законодательно.

    Сперва в единый государственный реестр юридических лиц необходимо внести информацию о том, что предприятие вошло в стадию ликвидации.

    Затем организуется ликвидационная комиссия, с помощью которой публикуются сведения о прекращении деятельности организации в специализированном печатном издании. После этого в течение 2-х месяцев кредиторы предъявляют свои претензии. Затем комиссией организуется работа по получению дебиторской задолженности и определению всех требований по задолженности предприятия, после чего сводится баланс.

    Если необходимо, комиссия организует аукционную распродажу имущества муниципального образования. Одновременно с этим, свою проверку проводит и налоговая служба, цель которой определить, имеет ли предприятие задолженности государству. Если все эти этапы проходят без чрезвычайных ситуаций, то официально организация будет ликвидирована в течение полугода.

    Такой способ может гарантировать, что с закрытым предприятием в будущем, не возникнет никаких проблем, так как оно пройдет все необходимые проверки, что докажет отсутствие у муниципального предприятия долговых обязательств.

    Возможные способы ликвидации муниципального учреждения

    Многими юридическими фирмами предлагается несколько способов ликвидировать муниципальное образование.

    Ликвидировать путем постановления о смене администрации – директора и главного бухгалтера компании

    Данный способ занимает самое малое количество времени – всего 1,5-2 недели, да и стоимость его много дешевле, нежели всех остальных. Он будет приемлем для тех, кому необходимо в максимально сжатые сроки избавиться от имеющегося предприятия.

    Для этого необходимо быть уверенным в том, что это предприятие не имеет никаких долгов и обязательств перед кредиторами. Но этот случай абсолютно не застрахован от того, что организацию и ее новую администрацию не настигнет налоговая проверка. Это обусловлено тем, что запись о ликвидации организации будет внесена в Единый Государственный Реестр, что автоматически вносит все сведения о муниципальном образовании в базу данных налоговой службы.

    Реорганизация предприятия путем слияния или присоединения к другой компании

    В этом случае обеспечивается передача прав и обязанностей от бывшей администрации учреждения к его правопреемникам. Таким образом, предприятие фактически остается и функционирует в дальнейшем, но уже в новом для него виде. Данный способ занимает приблизительно 3-4 месяца.

    При всем при этом он считается самым сложным из всех остальных видов ликвидации муниципального учреждения, что сказывается и на цене данной процедуры, которая дороже всех остальных. Более того, подобным способом, администрация ликвидируемого учреждения может избежать лишних проблем с налоговыми структурами, что особенно привлекательно для муниципального предприятия с государственными долгами.

    Этапы, входящие в процедуру ликвидации

    Ликвидации может пройти по 2-м сценариям: полное и официальное прекращение всех действий учреждения или же обыкновенная перерегистрация, смысл которой заключается в получении постановления о выводе предприятия из государственного реестра. Во втором случае администрации компании предстоит пройти процедуру, содержащую полную проверку ИФНС и другими государственными учреждениями. Производится аннулирование всех документов учреждения, в том числе и его устава, удаление печатных документов или сдача их в государственный архив.

    Для достижения успешного результата придется пройти несколько этапов. На первом из них участники собрания должны принять решение о ликвидации учреждения. создании соответствующей комиссии, которая станет заниматься делами, при помощи которых обеспечивается порядок ликвидации и обеспечивается контроль сроков осуществления работы.

    На следующем этапе в течение 3-х дней происходит оповещение официальных государственных органов о решении прекратить деятельность администрации и всего учреждения. После чего процедура ликвидации отмечается в государственном реестре. Организованной комиссией публикуется объявление о принятом решении, где указывается информация о сроках подачи претензий со стороны кредиторов и адресе, по которому это можно сделать.

    Установленный срок не должен превышать 2-х месяцев от момента публикации в прессе. Затем ликвидационная комиссия должна подать заявление в те органы, которые контролируют данное учреждение, о снятии его с налогового учета.

    Дальнейшая работа связана с описью обязательств и имущества муниципального предприятия. В этот процесс может быть вовлечена и администрация учреждения. Более того, в этот же момент происходит поиск всех, если таковые имеются, кредиторов. Их необходимо письменно известить о предстоящем закрытии компании.

    Итоговые этапы процедуры

    В итоге периода, отведенного для того, чтобы кредиторы выразили претензии, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждает администрация учреждения. Это означает начало конечного этапа по ликвидации муниципального образования.

    Далее имеющийся промежуточный баланс по ликвидации отправляется в инспекцию, согласно которому все счета учреждения закрываются. Если у него есть долги, то их необходимо погасить. Вспомогательным моментом тут может стать распродажа имущества и оплата долгов вырученными средствами. Происходит это в установленном Гражданским кодексом порядке.

    Когда все процедуры уже окончены, ликвидационная комиссия должна собрать все документы и отправить их в органы регистрации, там решается вопрос о том, снимут данное муниципальное учреждение с реестра или нет. Срок ликвидации предприятия по общей схеме может продлиться от 6 месяцев до 1 года. Если администрация решает перерегистрировать муниципальное образование посредством изменения его руководителей, то измениться, по желанию новой администрации, может только устав и договор учреждения.

    Алгоритм быстрой ликвидации компании

    Для того чтобы процесс ликвидации муниципального образования прошел успешно и не затянулся на долгие годы, необходимо грамотно подойти к его организации. Для этого был разработан пошаговый алгоритм действий администрации по прекращению деятельности организации.

    Первое действие: сразу же при образовании необходимости ликвидировать предприятие поставьте в известность Федеральную налоговую службу, которая должна будет на основании вашего заявления внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации. Если в течение 3-х дней вы сделать это не успеете, то штрафа в размере 5 тысяч рублей не избежать.

    Второе действие – создайте ликвидационную комиссию.

    Третье действие предполагает работу комиссии по публикации сведений о прекращении работы муниципального учреждения. В статье необходимо сообщить срок, в который кредиторы смогут предъявить требования, касающиеся платежных обязательств администрации предприятия. Этот срок должен равняться примерно 2-м месяцам.

    Следующее действие предполагает проведение инвентаризации имущества и оповещение кредиторов об официальном закрытии предприятия.

    Пятое действие состоит в необходимости составления промежуточного ликвидационного баланса, в который входит информация об имуществе муниципального образования, список требований, предъявленных кредиторами и результаты по их рассмотрению. После того как администрация и учредители образования утвердят данный документ, он отправляется в налоговую инспекцию.

    Следующее действие предполагает распределение материальных средств, собранных с продажи имущества по кредиторам. Параллельно производиться деятельность ликвидационной комиссии по получению дебиторской задолженности с полным погашением долговых обязательств. После чего предприятие считается практически готовым к официальному закрытию. Ликвидационной комиссии нужно будет снова составить баланс, который администрация должна подписать.

    Если вдруг после погашения долгов учреждения остаются какие-нибудь средства, то распределяться они будут между учредителями или участниками закрывающегося предприятия. Когда данные действия полностью завершатся, все его банковские счета будут закрыты.

    Последним действием станет подача в налоговую службу заявления по особой форме № Р16001, согласно которому производится государственная регистрация юридического лица, связанная с его ликвидацией. Заявление должно быть подписано руководителем ликвидационной комиссии и заверено нотариусом. Более того, необходимо будет заплатить и государственную пошлину, после чего выйдет постановление о ликвидации.

    Успешное решение проблемы по ликвидации муниципального образования будет возможным при грамотном подходе администрации данного предприятия, с обращением к опытным юристам.

    Порядок ликвидации муниципального предприятия

    Муниципальные предприятия в России имеют организационно-правовую форму, которая наделяет их правом использования и управления имуществом, закрепленным за ними собственником. В качестве собственников муниципальных предприятий могут выступать так называемые муниципальные образования, т.е. районы, поселения, города и т.д. а также государственные органы.

    Среди разновидностей муниципальных предприятий встречаются государственные бюджетные организации областного, городского, районного значения, а также учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.д.

    Как и любая другая организация, муниципальное предприятие может прекратить свою деятельность двумя способами: путем ликвидации предприятия и его реорганизации. Во втором случае возможны слияние с другим предприятием, присоединение к какому-либо государственному холдингу, а также его разделение и другие способы реорганизации предприятия. Процесс реорганизации муниципального предприятия имеет определенную специфику, которая предусматривает сохранение его правового статуса.

    Прекращение работы муниципального предприятия осуществляется по закону, установленному для юридических лиц. Как и многие другие организации, муниципальное предприятие ликвидируется по двум решениям: по решению его учредителя или собственника, а также по судебному решению на определенных основаниях. В числе оснований для ликвидации предприятия, относительно статьи 61.2.3. в Гражданском кодексе РФ, грубые неустранимые нарушения законов во время создания или действия предприятия, осуществление данным предприятием деятельности без разрешительных документов либо противоречащей целям, прописанным в уставе предприятия, и т.д.

    Если какое-либо из названных условий привело к необходимости произвести ликвидацию муниципального предприятия, то здесь дальнейшие действия должны производиться в соответствии с установленным порядком.

    Порядок ликвидации муниципального предприятия определяется статьей 63 Гражданского кодекса РФ «Порядок ликвидации юридического лица», а также по Федеральному закону и иным нормативным правовым актам.

    После принятие решения о прекращении существования предприятия начинается процедура прекращения деятельности муниципального предприятия. Согласно установленному порядку, собственник имущества предприятия создает ликвидационную комиссию, в состав которой войдут учредители и участники предприятия. С этого момента она берет на себя обязанности и право управления делами муниципального предприятия.

    Комиссия размещает в СМИ сведения о ликвидации предприятия, а также о порядке и назначенном сроке принятия требований от кредиторов ликвидируемой фирмы. В период двух месяцев после публикации сообщения ликвидационная комиссия занимается выявлением кредиторов, а также сбором дебиторской задолженности, если таковые имеются. Помимо этого в обязанности комиссии входят письменные извещения кредиторов о ликвидации предприятия.

    По завершению данного срока порядок ликвидации муниципального предприятия предполагает составление комиссией так называемого промежуточного ликвидационного баланса. Он будет содержать информацию об имуществе ликвидируемого предприятия, а также перечень требований, предъявленных кредиторами и итоги их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс принимается определенным государственным органом.

    В ситуации, когда не хватает средств для того, чтобы рассчитаться с кредиторами, действуя соответственно пункту 3 статьи 63 Гражданского кодекса РФ, ликвидационная комиссия принимает меры по реализации имущества предприятия посредством аукциона.

  • 1.Сейчас в кассе есть деньги, можно ли их как-то использовать, а точнее на зп?
    Алексей

    Добрый день, Алексей.

    Можно нести текущие расходы, без которых проведение ликвидации невозможно (объявления и т.п.). Остальное зависит от перспективы банкротства, если велика вероятность, то никому не платить до банкротства (чтобы вас потом не привлекли к ответственности), если не будет банкротства, то можно и заплатить зарплату.

    Статья 64. Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица
    1. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
    (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;
    (в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 29.06.2015 N 186-ФЗ)
    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
    (в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ)
    в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
    в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами;
    (в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
    абзац утратил силу. - Федеральный закон от 03.01.2006 N 6-ФЗ.
    При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом.
    (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
    Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.
    (абзац введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
    2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
    Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
    Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
    (п. 2 в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ)
    3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
    (п. 3 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
    4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
    5. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
    5.1. Считаются погашенными при ликвидации юридического лица:
    1) требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица и не удовлетворенные за счет имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по таким требованиям, если ликвидируемое юридическое лицо в случаях, предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса, не может быть признано несостоятельным (банкротом);
    2) требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд;
    3) требования, в удовлетворении которых решением суда кредиторам отказано.
    (п. 5.1 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
    5.2. В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе в результате признания такого юридического лица несостоятельным (банкротом), заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.
    Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
    Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам настоящего Кодекса о ликвидации юридических лиц.
    (п. 5.2 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ)
    6. Утратил силу с 1 сентября 2014 года. - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
    2.Есть имущество, а именно транспорт, можно ли его сейчас использовать учредителем?
    Алексей

    Если будет приносить доход, то да можно.

    3.по процедуре, как всё лучше оформлять, что вообще лучше изучить?
    Алексей

    ГК РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

    В порядке, установленном в п. 1 постановления Правительства Российской Федерации № 96, решения о ликвидации унитарного предприятия принимаются Правительством Российской Федерации. Органом, проводящим процедуру ликвидации унитарного предприятия в соответствии с общим порядком, предусмотренным ст. 62 ГК РФ, является ликвидационная комиссия, к которой переходят фун­кции и права органов ликвидируемого предприятия. Ликвидационная комиссия создается учредителем или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом юстиции на основании распоряжения, в котором указываются порядок и сроки ликвидации предприятия. Высший Арбитражный Суд РФ придерживается точки зрения, в соответствии с которой ликвидация юридического лица, проведенная с нарушением предусмотренного гражданским законодательством порядка, может быть признана незаконной даже после исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц. Таким образом, исполнение в строгом соответствии с законом всех требований, предъявляемых при ликвидации унитарных предприятии, позволяет избежать негативных последствий незаконной ликвидации. В работе ликвидационной комиссии могут, принимать участие специалисты по антикризисному управлению, представители соответствующих министерств и ведомств, финансовых органов, органов исполнительной власти и другие специалисты. Полномочия ликвидационных комиссий прекращаются с момента исключения предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц. Основная задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы завершить деятельность унитарного предприятия в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов и собственника его имущества. Во исполнение этой задачи ликвидационная комиссия:

    • · письменно сообщает в орган государственной регистрации и лицензирования о том, что государственное унитарное предприятие находится в процессе ликвидации;
    • · помещает в средствах массовой информации сведения о ликвидации государственного унитарного предприятия, порядке и сроке заявления требований кредиторами унитарного предприятия (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации);
    • · направляет извещения в налоговую инспекцию, в банк, во внебюджетные фонды, в соответствующий центр занятости с приложением списка работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией;
    • · проводит работу по выявлению всех кредиторов и дебиторов юридического лица и персонально в письменном виде уведомляет их о ликвидации, принимает меры к получению дебиторской задол­женности.

    Очень важным этапом работы ликвидационной комиссии является составление промежуточного и ликвидационного балансов. Промежуточный баланс отражает состояние дел и имущества ликвидируемого предприятия на момент принятия решения о ликвидации и консолидирует соответствующие данные, на базе которых ликвидационная комиссия проводит расчеты с кредиторами и заявляет претензии и иски к должникам. Окончательный ликвидационный баланс отражает актив, оставшийся после прекращения всех расчетов и дел данного юридического лица, т.е. то имущество, с которым ликвидационная комиссия должна поступить в соответствии с требованиями п. 7 ст. 63 ГК РФ. Именно на этапе составления промежуточного баланса должно быть выяснено, хватает ли этих активов для покрытия всех долгов. Если при утверждении промежуточного ликвидационного баланса выяснилась недостаточность имущества ликвидируемого лица для удовлетворения всех требований кредиторов, то в силу п. 4 ст. 61|ГК РФ дальнейший процесс ликвидации должен вестись в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ о признании его несостоятельным

    (банкротом). Составленные ликвидационной комиссией промежуточный и окончательный ликвидационные балансы представляются на утверждение Минимуществу России и органу исполнительной власти, осуществляющему руководство в соответствующей отрасли. Статья 63 ГК РФ предусматривает обязательное согласование промежуточного ликвидационного баланса органом, осуществляющим регистрацию юридических лиц. Кроме того, в этой статье указано, что ликвидационная комиссия: осуществляет продажу имущества унитарного предприятия с публичных торгов в случае, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требовании кредиторов, а также выплачивает денежные суммы кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ направляет после завершения процедуры ликвидации в орган «юстиции пакет документов, необходимых для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, получает соответствующее информационное письмо и уведомляет о ликвидации государственные органы статистики и другие органы в соответствии с действующим законодательством;

    осуществляет другие юридические действия в строгом соответствии сост. 6164 ГКРФ. Имуществом ликвидированного федерального унитарного предприятия, оставшимся после удовлетворения требований кредиторов, распоряжается Минимущество России в соответствии с российским законодательством как имуществом казны, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или уставом унитарного предприятия. Имущество ликвидированного предприятия получает статус имущества казны. После этого оно по решению собственника может быть закреплено за другим унитарным предприятием или учреждением либо реализовано в порядке приватизации,

    Ликвидация унитарного предприятия может быть также проведена по основаниям, предусмотренным ст. 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица» ГК РФ. Если унитарное предприятие не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнит обязанность по уплате обязательных платежей и при этом соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, то соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6ФЗ < несостоятельности (банкротстве)» такое предприятие может быть признано несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда. Признание государственного унитарного предприятия банкротом в судебном порядке влечет его ликвидацию. Однако положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

    В соответствии с решениями собственника, унитарное предприятие может быть ликвидировано. Данная процедура регламентируется нормами законодательства РФ. Помимо решения владельца, основанием для начала процесса ликвидации может служить решение судебного органа РФ.

    Для начала процедуры следует назначить ликвидационную комиссию, которая утверждается собственником УП. При ликвидации все дела данного предприятия лежат на ликвидационной комиссии. В случае осуществления ликвидации фирм ООО права и обязанности не ложатся на другие юридические лица, при этом деятельность полностью прекращается.

    Стоит отметить, что если ликвидационной комиссией отмечается невозможность выполнения обязательств по кредитам на момент начала процесса, представители предприятия либо его руководитель, согласно закону, обязаны начать процедуру банкротства.

    Статья 35 Закона конкретизирует общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. 61-65 ГК РФ. Содержащиеся в ней правовые нормы имеют универсальное значение для всех унитарных предприятий - основанных как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления.

    Главное отличие ликвидации унитарного предприятия, как и ликвидации любого юридического лица, от его реорганизации в предусмотренных законом формах (о реорганизации см. ст. 29-34 Закона) заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим субъектам. Поэтому при ликвидации унитарное предприятие прекращает свое существование в качестве юридического лица и, следовательно, в качестве участника гражданского оборота. ГК РФ и Закон достаточно детально регулируют порядок ликвидации при помощи главным образом императивных норм, подробно определяя содержание и последовательность действий при ее осуществлении. Это связано в первую очередь с необходимостью обеспечить выполнение ликвидируемым юридическим лицом своих обязанностей перед кредиторами, поскольку его обязательства, не исполненные до или в процессе ликвидации, прекращаются. Исключение здесь составляют только случаи, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.). Об основаниях прекращения обязательств см. гл. 26 ГК РФ.

    Пункты 1 и 2 ст 35 Закона предусматривают возможность: а) добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества; б) ликвидации такого предприятия на основании судебного решения.

    Общий порядок добровольной ликвидации унитарного предприятия по решению собственника его имущества регулируется ГК РФ, Законом и другими нормативными правовыми актами (п. 5 ст. 35 Закона).

    Решение о добровольной ликвидации унитарного предприятия, назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов является исключительным правомочием собственника имущества соответствующего предприятия (подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона). Поскольку норма, установленная в п. 1 ст. 35 Закона, является императивной, в уставе унитарного предприятия нельзя предусмотреть иной, по сравнению с указанным в ней, порядок принятия решения о ликвидации такого предприятия. В то же время исполнительному органу унитарного предприятия не запрещается, например, инициировать принятие соответствующих решений собственником и подготовить проекты необходимых документов.

    Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ основаниями для ликвидации юридического лица на основании судебного решения могут быть: а) допущенные при его создании грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; б) осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); в) осуществление деятельности, запрещенной законом; г) осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов; д) иные основания, предусмотренные ГК РФ.

    Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК РФ (п. 2 ст. 61).

    Следовательно, неисполнение организацией требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта. реорганизация унитарный ликвидация разделение

    Если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, то суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и др., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).

    Согласно ст. 20 ФЗ от 8.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

    Регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

    Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

    Нормы, установленные в п. 5 ст. 35 Закона, корреспондируют правилам ст. 9 ФЗ от 26.10.2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)". Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных указанной статьей, не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обязательств.

    При большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и исходя из иных фактических обстоятельств ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Следует отметить, что законодательством не определен максимальный срок для предъявления требований в таких случаях.

    О ликвидации унитарного предприятия должно быть помещено объявление в печатном издании, публикующем сведения о государственной регистрации юридических лиц. Поэтому опубликование такого объявления, например, в рекламной газете, как это нередко имеет место на практике, не должно рассматриваться как выполнение требований ГК РФ об обязательной публикации сообщения о ликвидации. Подобная публикация может иметь лишь вспомогательное значение и являться не более чем дополнением к объявлению, опубликованному в установленном порядке. Самостоятельного юридического значения такая публикация не имеет.

    Следующий этап ликвидации унитарного предприятия заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов предприятия служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения аудитора, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы предприятия.

    Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации унитарного предприятия и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации предприятия, о котором говорилось выше, не заменяет собой письменного уведомления персонально каждого кредитора. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления кредиторов о ликвидации данного унитарного предприятия и сроках для предъявления требований кредиторами.

    ГК РФ (п. 1 ст. 63) требует также принятия ликвидационной комиссией мер к получению унитарным предприятием дебиторской задолженности.

    Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность составления промежуточного ликвидационного баланса возлагается на ликвидационную комиссию. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к числу исключительных правомочий собственника имущества предприятия в силу подп. 5 п. 1 ст. 20 Закона, где говорится об утверждении ликвидационных балансов (промежуточного и окончательного). Данное полномочие не может быть реализовано решением исполнительного органа унитарного предприятия.

    Согласно ст. 64 ГК РФ требования кредиторов при ликвидации юридического лица удовлетворяются в следующей очередности:

    В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

    Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

    В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

    Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

    Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица определен в ст. 22 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Государственная регистрация в таких случаях осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

    Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

    Документы унитарного предприятия, предусмотренные п. 1 ст. 28 Закона, при ликвидации предприятия передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

    Процесс ликвидации долгий и порой трудоемкий. Он имеет свой порядок, который определяется, и регламентируются относительно федерального закона. Ликвидация или реорганизация предприятий требуют создание ликвидационной комиссии, и далее операции по обеспечению законного устранения предприятия. Существует специальные сроки подачи документов и особые процедуры. Так унитарное предприятие в письменной форме должно разослать уведомления кредиторам о своем решении не позднее 30 дней с начала процедуры реорганизации или ликвидации и поместить эти данные в органы печати. Кредиторы, в свою очередь, могут заявить свои требования к предприятию путем обращения в суд. Рамки исполнения этих дел определяются и рассматриваются Гражданским кодексом Российской Федерации.