Основания продления срока конкурсного производства более одного года. Продление конкурсного производства (Белоконь И., Лебедева К.Ю., Осокин И.А.) Конкурсное производство в процедуре несостоятельности

В соответствии с п. 14 Плана работы на первое полугодие 2014 г. проведено изучение практики продления конкурсного производства по делам о несостоятельности (банкротстве).
Согласно п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев (в редакции, действовавшей до 30.12.2008 - сроком на год). Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.
Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 124).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 50 Постановления от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснил следующее.
"Срок, на который первоначально вводится конкурсное производство, указывается в решении о признании должника банкротом и исчисляется с даты принятия такого решения (а в случае отдельного объявления его резолютивной части - с даты ее объявления).
Само по себе истечение срока конкурсного производства не влечет ни завершения конкурсного производства, ни прекращения полномочий конкурсного управляющего, который продолжает сохранять свои полномочия, в том числе по распоряжению имуществом должника (включая право распоряжаться счетом должника).

При определении или продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства; в случае продления срока новый срок начинает исчисляться с даты окончания прежнего. К судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 АПК РФ) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о банкротстве.
Определение суда о продлении срока конкурсного производства должно быть мотивированным (часть 3 статьи 15 АПК РФ).
Следует учитывать, что статья 28 Закона о банкротстве не содержит требования об обязательном опубликовании и включении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информации о продлении срока конкурсного производства.
Необходимо также иметь в виду, что в исключительных случаях возможно неоднократное продление срока конкурсного производства, в частности, если это необходимо для реализации имущества должника, завершения расчетов с кредиторами или для рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности".
Было изучено 33 дела о банкротстве, рассматриваемых судьями Арбитражного суда Томской области, производство по которым не завершено (из них: по 5 делам производство возбуждено в 2006 - 2008 гг.; по 13 делам - в 2009 г.; по 8 делам - в 2010 г.; по 3 делам - в 2011 г. по 4 делам - в 2012 - 2013 гг.).
По изученным делам конкурсное производство продлевалось 253 раза (по состоянию на 26.05.2014), в том числе: на 6 месяцев - 174 (69% от общего числа продлений); на 5 месяцев - 9 (3,5%); на 4 месяца - 19 (7,5%); на 3 месяца - 40 (16%); на 2 месяца - 9 (3,5%); на 1 месяц - 2 (0,8%).
Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и условий, необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных Законом о банкротстве. Поскольку цель конкурсного производства заключается в формировании конкурсной массы, продаже имущества должника и удовлетворении требований кредиторов, для продления срока процедуры конкурсного производства необходимо наличие оснований, свидетельствующих об осуществлении мероприятий, необходимых для ее завершения.
В обоснование незавершенности мероприятий и необходимости срока продления конкурсными управляющими в ходатайстве и представляемых документах приводятся различные обстоятельства, подтверждающие их проведение. Практически всегда с ходатайством о продлении срока в суд обращается конкурсный управляющий.

В ряде случаев также указывается о принятии собранием кредиторов должника решения обратиться в арбитражный суд с ходатайством о продлении срока конкурсного производства.
Поэтому суд считает возможным продлять срок конкурсного производства, исходя из обстоятельств дела и учитывая, что в ходе конкурсного производства должника не завершены в полном объеме необходимые мероприятия, не достигнуты цели конкурсного производства.
В обоснование продления срока конкурсного производства в судебных определениях указываются следующие причины: необходимость завершения инвентаризации имущества должника, взыскание дебиторской задолженности, проведение мероприятий по реализации выявленного имущества должника; необходимость завершения формирования конкурсной массы должника; проведение расчетов с кредиторами; не утвержден порядок продажи имущества должника, являющегося предметом залога; конкурсному управляющему требуется время для закрытия расчетного счета должника, подготовки итогового отчета о результатах проведения процедуры конкурсного производства; необходимость привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
Иногда суд в определении указывает конкурсному управляющему на необходимость активизировать работу по завершению конкурсного производства.
По изученным делам представители уполномоченного органа в 58 случаях (23% от всех продлений) возражали против продления конкурсного производства на срок, указанный в ходатайстве. В обоснование возражений указывали на неоднократное продление срока, а также на то, что конкурсным управляющим не обоснована (не доказана) необходимость продления на испрашиваемый им срок.
Удовлетворяя ходатайства на срок меньший, чем просил управляющий (в 30 случаях из 253, что составило 12%), арбитражный суд исходил из того, что заявитель не обосновал и не представил доказательств, подтверждающих необходимость продления срока конкурсного производства на такой срок; а также принимал во внимание отсутствие со стороны конкурсного управляющего расчета срока и перечня мероприятий, необходимых для завершения процедуры.

Конкурсный управляющий не во всех случаях просил суд продлить срок конкурсного производства на 6 месяцев. Так, в 4 случаях заявлено ходатайство о продлении на 2 месяца, в 28 случаях - на 3 месяца, в 9 случаях - на 4 месяца, в 3 случаях - на 5 месяцев. При этом в подавляющем большинстве ходатайств заявлено о продлении конкурсного производства на максимальный срок 6 месяцев - в 209 случаях (82,6%).
Нельзя сказать, что уменьшение срока обязательно стимулирует управляющего к более активному проведению мероприятий и ведет к более быстрому завершению конкурсного производства. Зачастую при продлении на меньший срок в дальнейшем и конкурсный управляющий в ходатайствах, и суд в определениях возвращаются к продлению на больший срок.
В настоящее время с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ при продлении срока конкурсного производства суд одновременно назначает судебное заседание для решения вопроса о его продлении или завершении, которое должно состояться заблаговременно до даты истечения срока конкурсного производства. Судьи выносят об этом мотивированные определения, руководствуясь нормами Закона о банкротстве и разъяснениями Пленума ВАС РФ; отмен/изменений судебных актов по вопросу продления срока конкурсного производства нет.

Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства выносит арбитражный суд (п. 1,2 ст. 53 , п. 1 ст. 124 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ - далее Закон N 127-ФЗ). Сразу оговоримся, что данное решение может быть обжаловано (п. 4 ст. 53 Закона N 127-ФЗ).

Конкурсное производство вводится на срок до 6 месяцев (п. 2 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). Конкретный срок конкурсного производства указывается в упомянутом выше решении суда. Этот срок исчисляется с даты принятия решения суда, а если резолютивная часть решения была объявлена отдельно, то с даты ее объявления ().

Если конкурсное производство длится более 6 месяцев

Хотя изначально установленный срок конкурсного производства не может превышать 6 месяцев, он может быть продлен. Но опять же не более чем на 6 месяцев. Для этого необходимо подать в суд ходатайство о продлении. Сделать это может лицо, участвующее в деле о банкротстве, к примеру, конкурсный управляющий (п. 2 ст. 124 , п. 1 ст. 34 Закона N 127-ФЗ).

По итогам рассмотрения ходатайства суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства (п. 3 ст. 124 Закона N 127-ФЗ). При этом Закон не требует, чтобы сведения о продлении процедуры были опубликованы в .

Причины, по которым срок конкурсного производства может быть продлен, в Законе 127-ФЗ не поименованы. То есть в каждом отдельном случае обстоятельства дела рассматриваются в суде индивидуально и с учетом их судьи оценивают необходимость продления процедуры.

Отметим, что истечение срока конкурсного производства не является основанием для прекращения процедуры, а также для прекращения полномочий конкурсного управляющего (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).

Максимальный срок конкурсного производства

На какой максимальный срок вводится конкурсное производство? С одной стороны, в Законе 127-ФЗ указано, что процедура может быть введена не более чем на 6 месяцев и еще на 6 месяцев продлена. То есть в общей сложности на конкурсное производство отводится год.

С другой стороны, прямого ограничения по продолжительности процедуры конкурсного производства в Законе 127-ФЗ нет. Более того, как разъяснял ВАС РФ, в определенных случаях возможно неоднократное продление срока указанной процедуры. В том числе для реализации имущества должника и завершения расчетов с кредиторами (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35). При этом вынесенные судом определения о продлении должны быть обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 15 АПК РФ).

Соответственно, верхний предел для периода конкурсного производства законодательно не установлен.

Основания для продления процедуры конкурсного производства

В ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом статьями 3, 214, 217, пунктом 1 статьи 224 и 227 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

О сроках проведения

Конкурсное производство - одна из процедур, применяемая к должнику для соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем допускается возможность продления указанного срока на шесть месяцев (пункт 2 статьи 124 закона о банкротстве).
Сроки не должны быть неоправданно длительными, так как это приведет к увеличению расходов на проведение процедуры, но при этом они должны быть достаточными для достижения конечной цели. В каждом конкретном случае необходимость продления сроков проведения процедур банкротства должна быть оценена судом.
Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий по ликвидации должника, в частности, по формированию конкурсной массы, что включает инвентаризацию имущества должника, его оценку и продажу.
Предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника, продажа имущества могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд может вынести определение о продлении срока конкурсного производства.
Исходя из пункта 2 статьи 124 закона о банкротстве по истечении годичного срока, конкурсное производство может неоднократно продлеваться по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего.
В отличие от закона о банкротстве 1998 г. действующий в настоящее время ограничивает срок конкурсного производства 18-ю месяцами.

Практика рассмотрения дел

Практика показывает, что во многих случаях конкурсные управляющие не могут уложиться в указанный срок с учетом конкретных обстоятельств, а также с учетом положений закона, порядка, условиях и сроках реализации имущества должника, признанного банкротом.
Согласно пункту 1 статьи 139 закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Однако полномочия конкурсного управляющего и собрания кредиторов в этом случае ограничены рамками закона. Продажа имущества должника осуществляется на открытых торгах, если иное не предусмотрено законом о банкротстве (пункт 4 статьи 139).
Иные порядок и условия продажи имущества должника установлены для определенной категории организаций, к которым отнесены градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые организации, стратегические предприятия и субъекты естественных монополий.
Закон предусматривает возможность продажи имущественного комплекса предприятия-должника или части имущества (статьи 110, 111).
Согласно пункту 6 статьи 100 закона о банкротстве управляющий обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов.
Если в указанные сроки не получено ни одной заявки (предложения) или получена всего одна заявка, управляющий или организатор торгов признает первые торги по продаже предприятия несостоявшимися и проводит повторные. Такие торги проводятся также в случаях, если предприятие не было продано на первых торгах. В случае если повторные торги были признаны несостоявшимися или предприятие не было продано, управляющий в течение четырнадцати дней с даты подведения итогов повторных торгов публикует новое сообщение о продаже. Начальная цена, указанная в таком сообщении, может быть снижена на десять процентов от начальной цены, установленной собранием кредиторов.
Если предприятие после проведения третьих торгов не было продано, порядок продажи устанавливается собранием кредиторов (комитетом кредиторов), в том числе путем публичного предложения. Аналогичный порядок предусмотрен для продажи части имущества должника.
Практика рассмотрения дел о банкротстве показывает, что мероприятия, связанные с формированием конкурсной массы, оценкой имущества, включенного в конкурсную массу, и его реализацией осуществляются конкурсным управляющим в пределах установленного законом одного года только в тех случаях, когда незначителен объем конкурсной массы.

Основания для продления срока

В качестве основания продления срока конкурсного производства в случаях, когда не реализовано имущество должника, можно выделить следующие обстоятельства:
1. Большой объем конкурсной массы, в состав которой включены недвижимое имущество, различное оборудование, запасы.
Так, решением арбитражного суда от 14.03.2003 г. было признано банкротом ЗАО "Рязанский завод автомобильных агрегатов АМО "ЗИЛ". Общая стоимость конкурсной массы составила 461675,8 тыс. руб., в том числе необоротные активы - 349284 тыс. руб., оборотные активы (готовая продукция, сырье, материалы и прочее) - 176101,2 тыс. руб., нематериальные активы - 653 тыс. руб., долгосрочные финансовые вложения (акции вновь созданного акционерного общества) - 220000 тыс. руб.
Конкурсное производство не завершено. Потребовалось длительное время для реализации имущества должника. Не закончены расчеты с кредиторами.
2. В состав конкурсной массы входит имущество (оборудование, запасы) специального назначения не пользующееся спросом или давно снятое с производства.
Решением арбитражного суда от 13.07.2004 г. признано банкротом ОАО "Скопинский машиностроительный завод" Рязанской области. В состав конкурсной массы включено имущество балансовой стоимостью 35991,6 тыс. руб., в том числе основные средства на 8253,5 тыс. руб., незавершенное строительство - 1217,6 тыс. руб. и готовая продукция - 26520, 5 тыс. руб. Конкурсное производство неоднократно по ходатайству конкурсного управляющего продлевалось и не завершено. В состав конкурсной массы включено специальное оборудование и запасы, которые предназначены для очень узкого круга потребителей.
Решением арбитражного суда от 08.04.2005 г. признано банкротом ОАО "Сельстройконструкция" г. Рязани. В состав конкурсной массы включено имущество с оценочной стоимостью 4522 тыс. руб., в том числе специальное оборудование для производства керамзитового гравия, трансформаторная и газораспределительная подстанции. Продажа имущества осуществлялась в соответствии с положениями статьи 111 закона о банкротстве. Имущество не было реализовано на открытых торгах и продано путем публичного предложения. Конкурсное производство продлевалось и завершено только 26.09.2006 г.
Решением арбитражного суда от 18.10.2004 г. признано банкротом ЗАО "Рязаньавтомост". В состав конкурсной массы включены запасы в виде плит и блоков, предназначенных для строительства мостов. По результатам оценки, рыночная стоимость указанного имущества установлена в размере 2380,3 тыс. руб. Реализация имущества осуществлялась в соответствии с требованиями статьи 111 закона о банкротстве. В ходе конкурсного производства имущество не было реализовано в связи с отсутствием предложений на приобретение и было передано управляющим для утилизации. Конкурсное производство завершено 19.10.2006 г.
3. Месторасположения имущества должника.
Решением арбитражного суда от 22.05.2005 г. признано банкротом государственное унитарное предприятие "Ермишинское полиграфическое предприятие" р.п. Ермишь Рязанской области. В состав конкурсной массы включено недвижимое имущество - производственное здание площадью 294, 8 кв. м, рыночная стоимость которого - 241 тыс. руб. Здание не было реализовано на открытых торгах и путем публичного предложения. Конкурсное производство дважды было продлено по ходатайству конкурсного управляющего и не завершено. Основная причина отсутствия предложений на приобретение здания место его расположения - вдали от областного центра.
4. Отсутствие у должника документов, подтверждающих право собственности на недвижимое имущество, включенное в конкурсную массу.
Решением арбитражного суда от 22.10.2002 г. признано несостоятельным АООТ "Строитель" г. Сасово Рязанской области. В состав конкурсной массы включено 20 объектов недвижимого имущества, из них 13 расположены в г. Сасово, 4 - в поселке Шилово и 3 - в поселке Лесном, Шиловского района. Рязанской области. У должника отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущества. Управляющему потребовалось значительное время для проведения технической инвентаризации каждого объекта и регистрации права собственности должника. Кроме того, в ходе конкурсного производства на часть объектов право собственности должника оспаривалось третьими лицами в судебном порядке. Конкурсное производство неоднократно продлевалось по ходатайству управляющего и завершено 15.08.2006 г.
Выше было сказано о том, что законом о банкротстве для определенной категории организаций установлен особый порядок продажи имущества должника. Согласно статьи 179 закона о банкротстве, при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации - арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Следовательно, конкурсный управляющий после проведения оценки имущества должника обязан провести торги по продаже предприятия. В случае, если торги не состоялись, управляющий осуществляет продажу имущества частями.
По сложившейся практике, после того, как торги не состоялись, конкурсный управляющий письменно извещает сельскохозяйственные организации, которые владеют непосредственно прилегающим земельным участком к землям должника, о продаже его имущества должника, и в случае неполучения предложений о приобретении имущества должника, продажа осуществляется в общем порядке, без учета особенностей, предусмотренных статьей 179 закона о банкротстве.
Так, решением арбитражного суда от 31.05.2005 г. сельскохозяйственный производственный кооператив "Долина" Ухоловского района Рязанской области признан банкротом и в отношении него введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим было направлено уведомление в адрес девяти организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции и владеющих прилегающими земельными участками. Заявка на приобретение имущества должника поступила от одной организации. Конкурсное производство по ходатайству управляющего было продлено, так как у должника отсутствовали документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущество. Конкурсное производство завершено 31.10.2006 г.
Решением арбитражного суда от 28.06.2004 г. признан банкротом сельскохозяйственный производственный кооператив "Русь" Михайловского района Рязанской области.
В ходе конкурсного производства управляющим было установлено, что руководителем должника было передано имущество другой организации с превышением полномочий, установленных учредительными документами. Управляющий направил в арбитражный суд исковое заявление о признании сделки недействительной. Иск был удовлетворен, имущество возвращено и реализовано в общем порядке. Конкурсное производство в отношении должника продлено по ходатайству управляющего в связи с тем, что не рассмотрен иск управляющего к руководителю должника о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями.
Анализ дел о несостоятельности (банкротстве) Арбитражного суда Рязанской области показывает, что основной процедурой банкротства остается конкурсное производство, в ходе которого за счет имущества должника соразмерно удовлетворяются требования кредиторов в предусмотренной законом очередности.
К примеру, в 2006 году судебным составом по банкротству рассмотрено 167 отчетов конкурсных управляющих о результатах проведения конкурсного производства с ходатайством о продлении срока - по 6 делам от 12 месяцев до 18 месяцев; по 161 делу - свыше 18 месяцев.
Отмечу, что увеличение срока конкурсного производства приводит, как правило, к увеличению внеочередных расходов конкурсного управляющего и сокращению суммы денежных средств, направляемых на удовлетворение требований кредиторов, а нередко и к отсутствию денежных средств для погашения требований кредиторов.
Превышение количества процедур конкурсного производства в делах о несостоятельности, по сравнению с реабилитационными процедурами (финансовое оздоровление, внешнее управление), является фактом, отражающим развитие как экономики государства в целом, так и регионов.

Зорина Н.В.,
председатель судебного состава
по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве)
Арбитражного суда Рязанской области

1. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

2. Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев.

3. Определение арбитражного суда о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Комментарий к Ст. 124 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Правовым последствием принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом является открытие конкурсного производства. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Ранее действовавший Закон о банкротстве 1998 г. содержал отдельную главу VI, положения которой регулировали порядок принудительной ликвидации организации-должника по решению арбитражного суда. Цель конкурсного производства в соответствии с вновь принятым Законом о банкротстве не изменилась (в ст. 2 комментируемого Закона конкурсное производство определяется как одна из процедур банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов), но суть самой процедуры имеет отличия от ранее применявшейся. Это касается, во-первых, очередности удовлетворения требований кредиторов; во-вторых, конкретных последствий открытия конкурсного производства; в-третьих, возможности исполнения обязательств должника собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами в конкурсном производстве; в-четвертых, замещения активов должника в ходе конкурсного производства и др.

2. Закон о банкротстве устанавливает продолжительность указанной ликвидационной процедуры - один год. Вместе с тем данный Закон допускает возможность продления указанного срока на шесть месяцев (п. 2). Продолжительность периода, на который вводится конкурсное производство, зависит от конкретных обстоятельств и временных условий, необходимых для реализации мероприятий, в частности, от анализа финансового состояния должника, принятия мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, конкурсным управляющим. Продажа имущества должника, предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником, исполнение решений по указанным искам, поиск и возврат имущества должника могут являться основанием для продления срока конкурсного производства. При таких обстоятельствах по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд может вынести определение о продлении указанного срока.

3. По смыслу п. 2 комментируемой статьи по истечении годичного срока конкурсное производство может неоднократно продлеваться по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего. В частности, при возврате имущества и денежных средств должника, находящихся за границей, срок конкурсного производства продолжается сверх 18 месяцев.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства (п. 2 ст. 127). Завершается конкурсное производство после рассмотрения отчета конкурсного управляющего. Следовательно, конкурсный управляющий вправе продолжать выполнять свои функции до непосредственного завершения конкурсного производства.

4. Определение о продлении срока конкурсного производства подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном п. 3 ст. 61 Закона.

Когда предприятие или бизнесмен не может больше исполнять свои финансовые обязательства, то есть становится несостоятельным, его признают банкротом. Когда арбитражный суд выносит постановление о банкротстве несостоятельного бизнеса, кредиторы задаются вопросом – навсегда ли потеряны их деньги? Чтобы постараться удовлетворить законные требования перед кредиторами хотя бы отчасти, перед окончательной ликвидацией должника как предпринимателя может быть открыто конкурсное производство (КП).

Из статьи вы узнаете, для каких целей производится эта процедура, уточните, какие шаги предпримет назначенный конкурсным управляющим и что за документы предоставит по окончании своей работы. Рассмотрены будут и альтернативные возможности прекращения обязательств.

Для чего существует конкурсное производство

Это единственная дозволенная законом процедура, в итоге которой ликвидируются предприятие, фирма, ООО, объявленные несостоятельными.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Должник может не прекращать своего существования, если за время конкурсного производства бизнес станет управляться извне, либо удастся решить дело путем соглашения.

Путем КП должно быть выявлено и реализовано абсолютно все имущество задолжавшего предприятия, представляющее материальную ценность, реализовано предусмотренным законом путем, а вырученные финансы направлены на погашение всех кредитных обязательств (полностью или соразмерно).

Длительность конкурсного производства – ровно полгода со дня объявления решения Арбитражного суда об окончательном признании должника несостоятельным. В некоторых случаях, этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев (по ходатайству конкурсного управляющего).

Цели, которые подразумевает введение КП:

  • открытие всех составляющих имущества предприятия-должника или, иными словами, аккумулирование конкурсной массы;
  • обращение конкурсной массы в деньги;
  • за счет реализации конкурсной массы выполнение обязательств перед кредиторами (при невозможности полной выплаты она должна производиться соразмерно);
  • ликвидация банкрота как юридического лица или предпринимателя.

Конкурсное производство объявлено: что дальше

С момента объявления в Арбитражном суде открытия КП наступают такие закономерные последствия:

  • появляется последняя возможность для предъявления обязательств ликвидируемой фирме;
  • перестают начисляться все виды санкций: неустойки, пени, проценты, штрафы и др.;
  • перестает являться коммерческой тайной любая информация о бизнесе должника;
  • имущество фирмы-должника, если его количество превышает 5%, запрещается к продаже, даче в аренду и другому отчуждению;
  • все исполнительные документы прекращают действие и возвращаются конкурсному управляющему судебными приставами;
  • убираются все ограничения на пользование имуществом банкрота – аресты, блокировка счетов и т.п.;
  • бывший руководитель снимает с себя все полномочия и передает их управляющему;
  • аннулируются патенты, разрешения и лицензии должника, теряет силу его регистрация как ИП.

Что происходит после объявления банкротства?

В таблице представлена пошаговая процедура конкурсного производства с уточнением конкретных сроков и законодательной базы каждого действия.

Элемент процесса конкурсного производства Сроки Статья Закона
1 ИП или юридическое лицо не может погашать свои обязательства, сумма задолженности выросла более 10 тыс. руб. Более 3 месяцев после истечения срока обязательств Ст.65 ГК РФ
2 Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, принимает решение об объявлении КП и утверждении конкурсного управляющего В день объявления банкротства П.4 ст. 72 Федераль-ного закона № 127 от 26.10.2002 г.
3 Уведомление о конкурсном производстве должника – ИП или юридическое лицо, издание приказа о передаче всех документов, печатей штампов и оставшегося имущества новоиспеченного банкрота назначенному управляющему. В тот же день П.2 ст. 126 ФЗ
4 Передача всего вышеперечисленного, актирование этой процедуры (в составе инвентаризационной комиссии желательно членство оного из бывших сотрудников должника) В течение 3 дней П.2 ст. 126 ФЗ
5 Извещение Федеральной налоговой службы по установленной форме о банкротстве предприятия В течение 3 дней после передачи документации П.2. ст.23 НК РФ
6 Публикация сообщения о введении КП в СМИ («Коммерсант») с уведомлением о ней Арбитражного суда 10 дней после назначения КП Ст. 28, 126 ФЗ
7 Передача Федеральной службой судебных приставов всех исполнительных документов конкурсному управляющему 10 дней после назначения КП Ст. 126 ФЗ
8 Сбор сведений об имуществе должника: направление запросов в различные организации, где оно может быть зафиксировано, например, земельный комитет. ФСС, банки, регистрационная служба и т.д. В течение всего срока КП Ст. 126 ФЗ
9 Уведомление о грядущем увольнении вручается сотрудникам банкрота (не имеет значения, ведется деятельность или уже нет) В течение месяца после начала процедуры Ст. 129 ФЗ
10 Выбор одного банковского счета (основного), на котором будут собираться все аккумулируемые средства, закрытие остальных счетов (если они есть) В продолжение КП Ст.133 ФЗ
11 Составление полной инвентаризационной ведомости с привлечением независимых экспертов для оценки имущества 30 дней с начала КП Ст. 129-131 ФЗ
12 Выявление задолженностей перед предприятием-банкротом. Если таковые обнаруживаются, долги объявляются ко взысканию, действующие договора приостанавливаются, сделки признаются недействительными. Если часть имущества банкрота находится у третьих лиц, его необходимо отыскать и вернуть. Все процедуры отражать в отчетах. Постоянно в течение КП Ст. 102, 103,129 ФЗ
13 Формирование конкурсной массы, утверждение условий ее реализации на собрании кредиторов. В случае споров всех примирит Арбитражный суд До истечения 6 месяцев Ст. 131, 132, 139 ФЗ
14 Открытые торги по продаже имущества с предварительной публикацией в «Российской газете» и местных изданиях В соответствии с условиями, принятыми на собрании кредиторов Ст. 139 ФЗ
15 Расчет с кредиторами: сначала судебные издержки, погашение текущих требований, затем – по реестру. Если средств недостает, с каждой очередью расчет пропорциональный После продажи конкурсной массы Ст. 142 ФЗ
16 После всех выплат основной счет в банке подлежит закрытию, о чем уведомляется налоговая вместе с заявлением о снятии должника с учета 10 дней после заявления П.5 ст.84 НК РФ
17 Все документы должника, подлежащие хранению, передаются в архив Лучше начать подготовку сразу после введения КП Ст. 129 ФЗ
18 Отчет о результатах КП перед арбитражным судом После расчета с кредиторами Ст. 147 ФЗ
19 Публикация в СМИ сообщения о прекращении дела о банкротстве («Российская газета) с уведомлением Арбитражного суда После определения Арбитражного суда Ст.28 ФЗ
20 Исключение предприятия-должника из ЕГРЮЛ До этого момента конкурсный управляющий несет свои полномочия Ст. 149 ФЗ

Кто он – конкурсный управляющий

Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего . Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.

Кредитный управляющий имеет право на распоряжение имуществом банкрота на законных условиях, а также на решение кадровых вопросов в организации, вплоть до увольнения руководства, если сочтет это обоснованным.

Обязанности кредитного управляющего:

  • инвентаризация имущества организации-должника;
  • оценка имущества с помощью профессионального оценщика;
  • розыск и изъятие имущества, принадлежащего должнику, находящегося в иных руках;
  • взыскивать задолженности в пользу организации;
  • сохранять имущество банкрота;
  • сообщать работникам о предстоящем расторжении контрактов не позже 30 дней с начала конкурсного производства;
  • обоснованно возражать против неадекватных, на его взгляд, требований кредиторов;
  • вести реестр кредиторских требований;
  • обеспечивать установленный порядок хранения документации должника;
  • быть представителем при заключении сделок, одобренных комитетом кредиторов;
  • предъявлять требования по субсидиарной ответственности к другим лицам в пользу должника;
  • предоставлять в арбитражный суд любые сведения по первому требованию.

Документация конкурсного управляющего

Управляющий принимает участие в ее составлении и подаче в соответствующие органы.

  1. Инвентаризационная ведомость (при формировании конкурсной массы), промежуточная и окончательная, а также ликвидационный баланс.
  2. Документы на продажу имущества должника.
  3. Реестр требований кредиторов.
  4. Подтверждения погашений кредиторских требований.
  5. Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).
  6. Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.
  7. Заявление о снятии должника с учета в налоговой.
  8. Справка об отсутствии претензий от ПФР.
  9. Протоколы собраний кредиторов.
  10. Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).

А если решить дело миром?

Управляющий, уполномоченный Арбитражным судом, правомочен в любое время, пока длится КП, заключить с кредиторами мировое соглашение. Это ему разрешает ст. 154 Федерального закона «О банкротстве». Если мировое соглашение будет утверждено, временный управляющий должен направить в Арбитражный суд соответствующее заявление.