Каким годом датируется вторая союзная конституция. Принятие первой советской конституции россии

7 октября 1977 года Верховный Совет СССР принял новую конституцию, которая оказалась четвертой и последней в истории советской страны. Этот Основной закон, получивший гордое название «конституция развитого социализма» прекратил свое действие в 1991 году, как только перестал существовать сам Советский Союз.

Старт конституционному процессу в новом советском государстве дала Первая Конституция, которая была принята в 1918 году в связи с образованием РСФСР. Она отражала актуальный на тот момент призыв «Вся власть Советам!», который из простого лозунга превратился в основополагающий принцип строительства нового государства. В связи с чем, Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

Вторая Конституция (первая Конституция СССР) была принята в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года в связи с образованием СССР. Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

После индустриализации, коллективизации и фактической кардинальной реформы власти, которая стала результатом победы И.В.Сталина в ожесточенной внутрипартийной борьбе, принцип «Вся власть Советам» хотя и продолжал существовать формально, однако реальное значение полностью утратил. Это обстоятельство потребовало соответствующего законодательного оформления, в результате чего появилась Третья конституция - Конституция СССР от 1936 года, которую в народе окрестили «сталинской». Из самого этого прозвища следовало, что единоличная власть вождя теперь поддерживалась конституционно, как и главенство партийных структур над государственными. И кроме того, новый Основной Закон окончательно закрепил приоритет союзного законодательства над республиканским, утвердив таким образом жесткую (практически царскую) централизацию власти.

Последняя Конституция СССР («брежневская») была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Она хотя и не вносила существенных изменений в государственный строй, однако ее общий дух вносил некоторую либерализацию во внутриполитическую практику, как бы подчеркивая окончательный конец сталинской эпохи. Одним из моментов такой либерализации стал ввод нового понятия - «трудовой коллектив», который вносился в список легальных общественных организаций и наделялся формальным правом законодательной инициативы и правом выдвижения кандидатов в органы власти. Что хотя и чисто номинально, но уравнивало трудовые коллективы в правах с КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и другими легальными организациями.

Эта видимость «опоры на трудовой народ» так импонировала руководству страны, что законодательная база деятельности трудовых коллективов постоянно расширялась. Результатом чего стало появление в 1983 году специального закона «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».

Брежневская конституция внесла еще ряд изменений чисто косметического характера. Например, советы депутатов трудящихся были переименованы в советы народных депутатов, а срок их полномочий продлен до 2,5 лет (срок полномочий Верховного Совета продлили до 5 лет). Важным было и то, что эта конституция законодательно закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6), которая и так существовала фактически. Этот последний в истории СССР Основной закон вошел в историю как «конституция развитого социализма».

За весь период действия последней Конституции СССР поправки в ее текст вносились шесть раз и касались в основном статей, посвященных деятельности органов власти. А формальный конец ее действия наступил вместе с прекращением существования самой страны, для которой она была написана. Это случилось 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Республика Беларусь). В этот день президентами РСФСР и Украины Борисом Ельциным и Леонидом Кравчуком, а также председателем Верховного Совета Белоруссии Станиславом Шушкевичем было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности.

Идея обновления Конституции 1936 года, принятой ещё при Сталине, появилась в умах руководства страны аж в середине 1950-х годов, когда прошёл XX съезд КПСС, на котором Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв публично осудил «культ личности» Сталина, призвав восстановить нарушения социалистической демократии, которые при нём допускались. Юристы из аппарата Президиума Верховного Совета СССР стали готовить материалы о том, как изменить Конституцию, и первый пакет поправок представили уже летом 1958 года. Даже Климент Ворошилов, Председатель Президиума, а ранее — известный человек из сталинского «ближнего круга», заявил, что надо пройтись по тексту Конституции и пересмотреть его.

Н. С. Хрущёв на XX съезде КПСС, 1956 год

Предлагалось закрепить в основном законе страны руководящую и направляющую роль партии, определить Советы как высшие органы государственной власти (а не законодательные, как раньше), записать свободу критики и самокритики, предоставить право колхозам выдвигать кандидатов в депутаты Советов. Хрущёв годом спустя обмолвился на заседании Политбюро ЦК КПСС, что надо продумать вопрос о сменяемости руководства — два срока и не больше, например, как это было с президентом США. Он был обеспокоен проблемой обновления рядов партийных и государственных чиновников. В 1959 году на съезде партии решили внести изменения в Конституцию, а в 1961-м, тоже на съезде, принять новую.

В 1962 году были созданы рабочая группа при ЦК КПСС и Конституционная комиссия при Верховном Совете СССР — конституционный проект стал разрабатываться всё быстрее. В ходе работы над проектом высказывались самые разные, порой радикальные идеи: ввести элемент самоуправления в системе власти — народные собрания из трудовых коллективов или собраний граждан по месту жительства, проводить альтернативные выборы, то есть выдвигать несколько кандидатов в депутаты Советов, и даже выдвигать кандидатов вне зависимости от того, являются они членами партии или нет! В управлении предлагалась максимальная децентрализация, передача власти местам. Что только не предпринималось: эпопея с засеиванием кукурузы во всех уголках страны, разделение областных Советов и партийных комитетов на промышленные и сельские… Конституцию было предложено принимать референдумом, то есть всенародным голосованием. Осенью 1964 года проект был готов, но… Никита Сергеевич Хрущёв был снят со всех постов на Пленуме ЦК КПСС.


Н. С. Хрущёв и его кукурузная эпопея

Пришедший к власти Леонид Брежнев не торопился с Конституцией, ведь ему нужно было упрочить своё положение на политической арене и провести реформы, в том числе и те, которые пересматривали порой чересчур радикальные и опасные «эксперименты» Хрущёва в управлении и экономике. Тем не менее идея совершенствования работы Верховного Совета СССР — высшего органа власти в стране — всё-таки продолжала обсуждаться и проводиться в жизнь. Полноценно к проекту Конституции вернулись летом 1968 года. За основу взяли проект «хрущёвских» времён, то есть 1964 года, исправив в нём, по большому счёту, только идеологические положения. Если Хрущёв говорил о «развёрнутом строительстве коммунизма» и, как известно, планировал его «построить» уже к 1980 году, то Брежневу и его соратникам это положение пришлось пересмотреть из-за наметившихся проблем в экономике, поэтому стали говорить о постепенном, медленном появлении условий построения коммунизма — о «развитом социализме».


Л. И. Брежнев, А. Дубчек, М. А. Суслов

Это и было отражено в проекте Конституции 1968 года. В целом он оставался достаточно демократичным во многих своих положениях. Но наступила «пражская весна», и взятый социалистами Чехословакии во главе с Александром Дубчеком курс на реформы в стране не приветствовался ни Москвой, ни другими участниками Организации Варшавского Договора — они приняли решение ввести танки в Прагу.

В 1969 году наступает новый поворот в истории создания Конституции — консервативный. Под влиянием «пражской весны» партийное руководство отказалось от задачи создать новый проект и решило ограничиться лишь поправками к действовавшей Конституции. Поправки были незначительными, часто это были текстовые добавления, другие формулировки старых положений. Но к концу года проект так и остался проектом — он далеко не всех устраивал, о чём говорит, например, записка помощника Брежнева Виктора Голикова, который в пух и прах раскритиковал концепцию «развитого социализма», считая, что тем самым руководство страны заявляет о том, что в 1936 году было объявлено о победе социализма, но это был, так сказать, «недоразвитый» социализм! Вопрос о принятии изменений в Конституцию был снят. Подняли его вновь в 1972 году, но опять не договорились — видимо, были противоречия в самом тексте предлагавшегося проекта, и требовалась доработка.


Л. И. Брежнев, А. А. Громыко, К. У. Черненко на международном совещании СБСЕ в Хельсинках, 1975 год

В 1973 году Политбюро ЦК КПСС принимает наконец-таки решение о необходимости создания проекта новой Конституции СССР. Юристы Президиума Верховного Совета СССР как сами, так и благодаря письмам простых граждан и научно-образовательных учреждений составляют предварительный проект. Следующие три-четыре года он постепенно дорабатывается, ведутся дискуссии по отдельным статьям. Конституционные права, свободы и обязанности граждан становятся предметом интереса, поскольку СССР подписывает с европейскими странами содержащий их перечень Заключительный акт СБСЕ в Хельсинках в 1975 году.


Сообщение о принятии новой Конституции СССР в газете «Правда»

И, наконец, в марте 1977 года Брежнев сказал руководителю рабочей группы по проекту Конституции при ЦК КПСС Борису Пономарёву (третьему на этом посту после Леонида Ильичёва и Александра Яковлева) о том, что надо «кончать тягомотину» (так передал его слова в своих мемуарах политический журналист Александр Бовин) и принимать Конституцию. Проект доработали, в мае Пленум ЦК КПСС его одобрил, документ вынесли на всенародное обсуждение, распространили и опубликовали в газетах. Граждане активно писали письма и выступали на собраниях по этому поводу.

Леонид Брежнев, как показали его недавно опубликованные дневники, работал весной и летом над текстом конституции. Мнения простых людей отчасти учли, когда Секретариат Конституционной комиссии в сентябре 1977 года сделал обобщение предложений. Изменения внесли в сотню статей и даже добавили новую — 102-ю — об обязательности исполнения депутатами Советов наказов избирателей, которые их выбирали. В октябре состоялась сессия Верховного Совета СССР, которая приняла конституцию.


Такой непростой оказалась история принятия последнего основного закона Советского Союза. Двадцать лет её принимали, хотя жизнь её оказалась намного короче — лишь 14 лет. Это случилось в «перестройку» при М. С. Горбачёве. Впрочем, это уже другая история.


Введение

1. Первая Конституция СССР (1924 г.)

2. Конституция «победившего социализма» СССР (1936 г.)

3. Конституция «развитого социализма» (1977 г.)

Заключение

Список литературы

Введение

История развития советской государственности неразрывно связана с историей развития его права. Конституция - фундамент правовой системы любого государства, поэтому при развитии государственно-правовых отношений конституционное строительство - непременное условие.

Каждому периоду развития СССР соответствует свой Основной Закон. В истории Союза Советских Социалистических Республик - СССР насчитывается четыре официально принятых Конституции, соответственно 1924, 1936, 1977 годов. Изучению особенностей их разработки, принятия и характерным чертам посвящена эта работа.

1. Первая Конституция СССР 1924 года

После прихода партии большевиков к власти в октябре 1917г. в результате вооруженного переворота для нее стал актуальным вопрос законодательного закрепления своего положения в качестве единственной правящей партии на территории России.

Первые конституционные законы появились на II съезде Советов, а первым таким законом, имеющим обобщающий характер, стала разработанная В.И. Лениным "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", принятая III Всероссийским съездом Советов. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя - национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком. 3 июля 1918 г. в "Известиях ВЦИК" готовый проект Конституции был опубликован.

Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б), и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в "Известиях. ВЦИК" и с этого момента вступил в силу.

Основные принципы Конституции 1918 г.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:

I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

II. Общие положения Конституции РСФСР;

III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах);

IV. Активное и пассивное избирательное право;

V. Бюджетное право;

VI. О гербе и флаге РСФСР.

По сравнению со всеми последующими первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, это был Основной закон государства переходного периода от капитализма к социализму. Её сущность состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Данная Конституция характеризуется наивысшей степенью идеологизированности, некоторые ее статьи направлены на все мировое сообщество. Одной из главных целей государства диктатуры пролетариата провозглашается беспощадное подавление эксплуататоров. Избирательные права граждан, за исключением рабочих, ограничены. Конституция закрепила федеративное устройство России

Все отмеченные особенности Конституции 1918 г. характеризуют ее как конституцию, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существующие до революции.

30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). СССР был создан как государство, а не межгосударственное объединение (конфедерация). Этот же съезд принимает решение о разработке проекта Конституции союзного государства.

Собственно Конституция состояла из двух частей:

Декларации об образовании СССР, в котором говорилось о причинах объединении республик и принципах объединения (добровольность, равноправие);

Договора (состоял из 11 глав и 72 статей).

Так как Конституция 1924г. разрабатывалась как основной закон Союзного государства, принципиально новыми в ней по сравнению с предыдущей были следующие моменты:

В ней отражен факт вхождения республик в Союз ССР. Он зафиксирован в ст. 3, записавшей, что "республики, … входя в состав Союза ССР, передают Союзу полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов Союза ССР".

В ст. 19 определялось, что в пределах, указанных в Конституции СССР и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории республик имеют обязательную силу постановления верховных органов СССР. За этим исключением никакие органы, кроме республиканского Съезда Советов, ВЦИК, его Президиума и СНК, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории республик СССР. Этим косвенно подтверждались суверенные права республик вне пределов прав Союза, однако прямого указания на суверенитет республик в их Конституциях не содержалось.

В связи с появлением субъектов СССР в ее Конституции появились положения, определяющие статус этих субъектов и полномочия федерации в отношении их.

В структуре Конституции была выделена глава "О советских социалистических республиках", в которой определялись принципы формирования их органов государственной власти, порядок принятия Основных Законов (Конституций) ССР и Положений об автономных областях. К ведению республиканского Съезда Советов было отнесено окончательное утверждение Конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ республик, АССР и автономных областей, утверждение Конституций союзных республик, АССР, разрешение споров между республиками, АССР и другими частями федерации, отмена постановлений Съездов Советов республик, АССР и автономных областей, нарушающих настоящую Конституцию или постановления верховных органов СССР. Конституция определяла полномочия верховных органов власти (внешние сношения и торговля, вопросы войны и мира, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, изменение Конституции). Во всех сферах управления, кроме отнесенных к компетенции Союза, каждая союзная республика осуществляла свою власть самостоятельно. Территория союзной республики не могла быть изменена без ее согласия. Конституция устанавливала для граждан республик единое союзное гражданство. Высшим органом власти являлся съезд Советов СССР, куда 1 депутат избирался от 25 тысяч городских избирателей или от 125 тысяч сельских жителей.

Конституция СССР 1924 года была первой Конституцией Союзного государства. Она юридически закрепила сам факт его существования, распределила полномочия союзных и республиканских органов власти, поэтому последующее конституционное законотворчество союзных республик происходит на ее основе, причем этот процесс шел по линии все большего совпадения структуры и содержания конституций республик с Конституцией СССР и установления почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Созданная на основе первой конституции Советской республики и нося открыто классовый характер, конституция Союзного государства юридически выглядит более строгой, из нее исчезли политико-идеологические положения, нацеленные на все мировое сообщество, во многом смягчены статьи о применении насилия по отношению к эксплуататорским классам. В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностей граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

Главный смысл Конституции СССР 1924 г. - конституционное закрепление образования СССР и разделение прав Союза ССР и союзных республик, поэтому основное внимание в ней уделено факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

2. Конституция «победившего социализма» СССР 1936 г.

Сформированное к середине 30-х годов новое общество требовало своего конституционного закрепления. Была создана качественно новая экономика - планово-распределительная; сформированы новые методы управления - административно-командные; ликвидирован частный сектор; сформирована социально-однородная структура общества - рабочий класс, колхозное крестьянство, трудовая интеллигенция. "Класс эксплуататоров" был уничтожен, но роль государства в общественных отношениях не только не снизилась, (как планировали теоретики марксизма), а наоборот все больше возрастала. Кроме того, Сталин поставил цель создать самую передовую на тот исторический момент конституцию государства, в которой были бы закреплены основные демократические ценности.

Поэтому на февральском (1935 г.) Пленуме ЦК ВКП(б) принимается решение о разработке нового проекта Конституции. Возглавил конституционную комиссию И.В. Сталин. Соответственно разделам будущей Конституции было сформировано 12 подкомиссий. В работе над проектом Конституции принимали участие такие деятели компартии, как Н. Бухарин, К. Радек, М. Литвинов и другие. Возникающие в процессе работы дискуссионные вопросы решались в партийном порядке.

5 декабря 1936г на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов новая Конституция была принята единогласно. Структурно она состояла из тринадцати глав, которые содержали 146 статей. По провозглашенным свободам она являлась самой демократической Конституцией в мире. Ее характерные черты - простота четкость, ясность, продуманность, логичность расположения глав и статей. Вне сомнения это было высшее достижение советской юриспруденции 30-х годов.

Основные черты Конституции 1936 г.

Конституция 1936 г. во многом отличалась от Конституции 1924 г. и содержала ряд глав, которых ранее не было:

Об общественном устройстве;

О суде и прокуратуре;

Об основных правах и обязанностях граждан;

Об избирательной системе.

Закрепляются принципы федерализма, добровольность объединения равноправных союзных республик. Каждая республика имеет свою конституцию, учитывающую ее особенности. Происходит утверждение принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления.

Статья 112 Конституции провозгласила принцип: судьи независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту. Органы прокуратуры независимы от любых местных органов и подчиняются только Прокурору СССР.

Впервые отдельная глава X Основного Закона была посвящена правам и обязанностям граждан, которые объявлялись равноправными в своем конституционном статусе. Законом гарантировалось свобода слова; свобода печати; свобода собраний и митингов; свобода уличных шествий и демонстраций. Гражданам СССР обеспечивалась неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора (ст.127 Основного закона). Также конституция гарантировала неприкосновенность жилища граждан и тайну переписки.

Принятые в декабре 1922 года I съездом Советов СССР Декларация и Договор об образовании союза четырех республик провозгласили появление на карте новой державы: РСФСР (Россия), УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР (Закавказье, куда входили Грузия, Армения и Азербайджан) объединились в единое государство - Союз Советских Социалистических Республик. Среднеазиатские территории входили в состав РСФСР в виде двух автономных республик - Туркестанской и Киргизской. В составе союзных республик выделялись Татарская, Якутская, Дагестанская и другие автономии. В договоре предусматривалось создание общесоюзных органов государственной власти и в общих чертах описывались их функции.

Надо сказать, что к моменту принятия этого решения каждая из республик имела собственную конституцию, и они не отменялись, а должны были дополнять Основной закон СССР. Вопрос о соотношении полномочий союзных и республиканских органов оставался острым, несмотря на то что немало функций еще в 1918–1919 годах было передано в ведение союзного центра. Так, наркоматы РСФСР заведовали многими отраслями индустрии в республиках, в первую очередь тяжелой и оборонной промышленностью, а ее финансирование осуществлял Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) РСФСР. Кроме того, существовали предпосылки и для централизации финансовых систем, транспорта, снабжения: например, ВСНХ РСФСР разрабатывал общий для России и Украины производственный план, ведал заготовками сырья и товарными фондами. Республики присылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов и даже во ВЦИК.

Для разработки общесоюзного Основного закона было сформировано шесть специальных комиссий. Первая занималась органами власти - определяла полномочия в новом государстве Совнаркома, Совета труда и обороны и будущих наркоматов СССР, а также думала о механизме взаимодействия между ними. Вторая комиссия занималась разработкой бюджета государства, третья сосредоточилась на положениях о Верховном суде СССР и ОГПУ. Четвертая трудилась над символами государства - флагом и гербом. Пятая комиссия работала над положением о ЦИК СССР и, наконец, шестая ведала подбором кадров для новых государственных органов.

На то, чтобы подготовить все это, ушло немногим более года. 31 января 1924 года II съезд Советов СССР единогласно утвердил первую Конституцию Советского государства. Фактически же Конституция была введена в действие еще раньше: ЦИК Союза единогласно утвердил ее проект 6 июля 1923 года.

Сочинение на заданную тему

Что же представляла собой первая Конституция? Фактически она была составлена из принятых ранее документов - Декларации и Договора об образовании СССР, но значительно расширенного. В отличие от позднейших конституций, начиная со сталинской, этот документ был в основном посвящен вопросам административного устройства Союза и разделения полномочий между его субъектами. Это было главной темой Конституции, ей посвящен почти весь текст. В ней напрочь отсутствовали такие характеристики общественного устройства, как права и обязанности граждан, избирательное право, местные органы власти и управления. Все эти вопросы регулировались республиканскими конституциями.

Во вступительной части обосновывалась необходимость создания общего государства: «Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов». Далее отмечалась роль, которую слаженные действия советских республик сыграли в деле завершения Гражданской войны, и подчеркивалось, что восстановление разрушенного хозяйства - задача, которую республики могут решить, только действуя сообща.

Важным аргументом в пользу образования единого государства служила внешнеполитическая обстановка - «неустойчивость международного положения и опасность новых нападений». Республики извлекли уроки из общего сопротивления интервенции. Существенным международным обстоятельством стало при этом стремление ряда европейских держав, принимавших участие подготовке и проведении Генуэзской конференции в апреле-мае 1922 года, установить политические и экономические отношения с непризнанной Советской Россией.

Делегаты Первого съезда Советов СССР, 1922 год. Фото: РИА Новости

Кроме того, основание единого государства рассматривалось как первый шаг к победе социализма на всей планете: «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью». Конституция впервые законодательно закрепила полное правовое равенство всех народов страны - отныне все ее жители получали единое союзное гражданство.

Центр, признающий равноправие

По Конституции, высшим органом власти Союзного государства стал Съезд Советов СССР, состоящий из делегатов городских Советов (1 депутат от 25 тысяч избирателей) и губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тысяч жителей), а в период между съездами его функции брал на себя другой орган - Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК). При этом ЦИК не мог по своему усмотрению менять саму Конституцию - эта прерогатива сохранялась за Съездом.

Центральные органы брали на себя несколько важнейших функций - они занимались дипломатией и внешней торговлей; обладали исключительным правом объявлять войну и заключать мир, а также руководить армией; осуществляли руководство экономикой и бюджетом и их планированием; брали на себя разработку общесоюзных законов. Показательно, что Конституция в основном игнорировала принцип разделения властей. Например, Совнарком СССР, который назывался в ней исполнительным органом, тем не менее имел право издавать декреты, имевшие характер законов.

При этом Конституция сохраняла за республиками полномочия, закрепленные в их собственных конституциях. Так, без воли их представителей не могли быть изменены границы между ними. Сохранили свое значение национальные языки: декреты и постановления ЦИК и Совнаркома должны были печататься на общеупотребительных языках союзных республик - русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и «тюрко-татарском» (так именовался в документе азербайджанский). Каждая союзная республика сохраняла за собой право на выход из Союза. Чтобы гарантировать представительство национальных республик и интересы их народов, к первой палате ЦИК СССР - Совету Союза - была добавлена вторая, имеющая те же права - Совет национальностей.

Конституция утвердила основные государственные символы - флаг и герб. Если итоговый вариант флага был найден легко - красные знамена и кумачовые полотнища с лозунгами социалисты в России использовали еще с конца XIX века, то над гербом пришлось попотеть - основных эскизов, предложенных разными художниками, насчитывалось около тридцати. Существовал даже миф о том, что последние штрихи в итоговый проект внес сам Ленин: вождь якобы убрал с рисунка земного шара меч, оставив там только серп и молот. Ленин объяснил свое решение тем, что советская власть лишь обороняется, но сама нападать ни на кого не собирается.

Первая Конституция Советского Союза закрепила в масштабах единого государства сложившийся к тому времени курс на диктатуру пролетариата, обрисовала в общих чертах строй общества и - совсем мельком - права и обязанности граждан. Следующая Конституция СССР, принятая при Сталине в 1936 году, будет заметно отличаться от первой: «сталинский» Основной закон будет посвящен в основном вопросам политического устройства общества. При этом он затронет заметно более широкий круг проблем, а отпечаток поспешности, в условиях которой принималась первая Конституция СССР, из «сталинской» полностью исчезнет.

  • Предмет истории государства и права России и ее место в системе юридических наук
    • Предмет и методы истории государства и права России
    • Проблемы периодизации истории отечественного государства и права
    • Место истории государства и права России в системе юридических наук
    • Проблемы историографии истории государства и права России
  • Древнерусское государство и право (IX- XII вв.)
    • Возникновение государственности у восточных славян
    • Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теории происхождения Древнерусского государства
    • Общественный и государственный строй Древнерусского государства
    • Формирование древнерусского права
    • Русская Правда - крупнейший памятник права Киевской Руси
  • Феодальные государства и право в период политической раздробленности (XII-XIV вв.)
    • Причины феодальной раздробленности Руси
    • Галицко-Волынское и Ростово-Суздальское княжества
    • Новгородская и Псковская феодальные республики
    • Развитие феодального русского права
  • Образование единого Русского (Московского) централизованного государства (XIV- XV вв.)
    • Образование Русского централизованного государства
    • Общественный строй Русского централизованного государства
    • Государственный строй Русского централизованного государства
    • Судебник 1497 г.
  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.)
  • Становление абсолютизма в России. Реформы Петра I
  • Развитие абсолютизма в России в XVIII в.
  • Развитие абсолютизма в Российской империи в первой половине XIX в.
  • Российская империя в период буржуазно-демократических реформ (2-я пол. XIX в.)
  • Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии (1900-1917)
    • Первая русская революция и оформление основ конституционной монархии в России
    • Первые Государственные думы
    • Аграрная реформа Столыпина
    • Государственные и общественные органы Российской империи в годы Первой мировой войны
    • Российское право в 1900-1917 гг.
  • Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г. Свержение монархии
    • Государственное устройство России в период буржуазно-демократической республики (март-октябрь 1917)
    • Законодательство Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - июль 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти
    • Борьба за упрочение советской власти
    • Создание советского государственного аппарата
    • Создание ВЧК и советской судебной системы
    • Учредительное собрание. III и IV съезды Советов
    • Создание основ социалистической экономики
    • Первая советская Конституция
    • Формирование советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918-1920)
    • Политика военного коммунизма
    • Изменения в государственном аппарате Советского государства
    • Военное строительство в период Гражданской войны
    • Развитие советского права в период Гражданской войны
  • Советское государство и право в период нэпа (1921 - конец 1920-х). Образование СССР
    • Переход к новой экономической политике
    • Реорганизация советского государственного аппарата в период нэпа
    • Судебная реформа в период нэпа
    • Образование СССР. Конституция
    • Кодификация советского права в период нэпа
  • Советское государство и право в период социалистической реконструкции народного хозяйства и построения основ социалистического общества (конец 1920-х - 1941)
    • Социалистическая реконструкция народного хозяйства
    • Система государственных органов СССР
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Советская правовая система
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941-1945)
    • Перестройка советской экономики на военный лад
    • Перестройка государственного аппарата в годы войны
    • Вооруженные силы и военное строительство в годы войны
    • Советское право в военные годы
  • Советское государство и право в 1945-1953 гг.
    • Потери СССР в годы Великой Отечественной войны
    • Реорганизация советского государственного аппарата в послевоенные годы
    • Изменения в советском законодательстве в послевоенные годы
  • Советское государство и право в 1953-1964 гг.
    • СССР в 1953-1961 гг.
    • Реформы советского государственного аппарата в 1953-1964 гг.
    • Реформирование системы советского права в 1953-1964 гг.
  • Советское государство и право в 1964-1985 гг.
    • Развитие советского государственного аппарата в 1964-1985 гг.
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Развитие советского права в 1964-1985 гг.
  • III Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции РСФСР, но ВЦИК получил возможность приступить к практической подготовке проекта Конституции только после заключения Брестского мира. На заседании ВЦИК 1 апреля 1918 г. была создана Конституционная комиссия - в ее состав вошли три представителя от большевиков (Я.М. Свердлов. И.В. Сталин, М.Н. Покровский), два - от левых эсеров, один - от эсеров-максималистов (с правом совещательного голоса), а также шесть представителей от наркоматов по делам национальностей, по военным делам, внутренних дел, юстиции, финансов и ВСНХ. Председателем комиссии был избран Я.М. Свердлов.

    Подготовка проекта Конституции продолжалась с 5 апреля по 5 июля 1918 г. Неоднородность состава комиссии значительно затрудняла ее работу.

    Комиссия приняла проект общих положений Конституции, который исходил из решений III съезда Советов. В проекте указывалось, что (1) Конституция РСФСР является конституцией государства диктатуры пролетариата и рассчитана на переходный от капитализма к социализму период; (2) основная задача государства в этот период состоит в беспощадном подавлении сопротивления эксплуататоров, уничтожении эксплуатации человека человеком и построении социализма; (3) власть принадлежит Советам; (4) Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом населения, могут объединяться в автономные областные союзы, входящие на началах федерации в РСФСР.

    10 июля 1918 г. Съездом была единогласно принята первая советская Конституция - Конституция РСФСР.

    Конституция РСФСР 1918 г. состояла из шести разделов: «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого парода»; «Общие положения Конституции РСФСР»; «Конструкция Советской власти (организация Советской власти в центре и на местах)»; «Активное и пассивное избирательное право»; «Бюджетное право»; «О гербе и флаге РСФСР».

    Конституция (I раздел) определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, законодательно закрепила его политическую основу - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, также были закреплены первые шаги Советского государства по созданию социалистической экономики и объявлялись национальными достояниями земли, леса, недра и воды, весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья, сельскохозяйственные предприятия и банки; подтверждала декреты о рабочем контроле и ВСНХ.

    В разделе II Конституции были закреплены права и свободы трудящихся: свобода совести, печати, собраний, митингов, союзов и др. Демократические права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, вероисповедания, расовой и национальной принадлежности и т.д.

    Конституция предоставила рабочим и беднейшим крестьянам возможность полного, всестороннего и бесплатного образования. Конституция предусматривала право убежища иностранцем, подвергающимся преследованиям за политические и религиозные преступления. Конституция установила обязанности граждан трудиться и защищать социалистическое Отечество. Почетное право защиты завоеваний революции с оружием в руках предоставлялось только трудящимся (на нетрудовые элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей).

    Раздел III Конституции установил систему органов государственной власти, порядок их деятельности и компетенцию. Высшим органом государственной власти был Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов , а в период между съездами - ВЦИК, избираемый на съезде и ответственный перед ним.

    Ведению Всероссийского съезда Советов и ВНИК подлежали все вопросы общегосударственного значения: утверждение, изменение и дополнение Конституции; общее руководство всей внешней и внутренней политикой; установление и изменение границ РСФСР, принятие в состав РСФСР новых национальных республик и признание выхода из РСФСР; сношения с иностранными государствами; объявление войны и заключение мира; установление основ и общего плана народного хозяйства и отдельных его отраслей; установление общегосударственных налогов и повинностей; установление основ организации Вооруженных сил РСФСР; общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское и уголовное законодательство; объявление общей и частной амнистии и т.д. Исключительному ведению съездов Советов подлежали установление, дополнение и изменение начал Конституции и ратификация мирных договоров. Законодательную власть в РСФСР осуществляли Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

    Правительство РСФСР - СНК - образовывалось ВЦИК и было ответственно перед ним и Всероссийским съездом Советов. СНК предоставлялось право издавать декреты, распоряжения, инструкции и принимать все меры, необходимые для управления страной. Постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представлялись на утверждение ВЦИК.

    Руководство отдельными отраслями управления осуществляли наркоматы, во главе которых стояли наркомы, входящие в состав СНК.

    Органами государственной власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов , а в период между съездами - избираемые на съездах Советов и ответственные перед ними областные, губернские, уездные и волостные исполнительные комитеты Советов. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы.

    Система органов советской власти в центре и на местах была основана на их политическом единстве и последовательном проведении в жизнь принципа демократического централизма.

    В разделе IV была закреплена сложившаяся советская избирательная система - самая демократическая в тех исторических условиях в мире. Все трудящиеся, достигшие 18-летнего возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности, расы, оседлости, образования и т.п. имели право избирать и быть избранными в Советы. Не избирали и не могли быть избраны в Советы: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены ранее царствовавшего в России дома; душевнобольные или умалишенные, состоящие под опекой, а также лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или приговором.

    Конституция закрепила неравные избирательные права рабочих и крестьян и сложившуюся практику многостепенных выборов в Советы: прямые выборы устанавливались только при избрании депутатов в городские и сельские Советы; все остальные органы власти избирались на соответствующих съездах Советов;

    Главные положения Конституции РСФСР были взяты за основу конституций Украинской, Белорусской. Азербайджанской, Грузинской, Армянской и других советских республик.