Административные нарушения подростками и наказания. Административные наказания для несовершеннолетних

Прокуратура Тольятти разъясняет

«Административная ответственность несовершеннолетних»

Поведение человека в обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом - одна из важных граней понятия «ответственность».

Взрослый человек обладает всей полнотой ответственности. А каков объем ответственности несовершеннолетних? Какие виды «детской» ответственности существуют и в чем они выражаются? О том, как несовершеннолетний должен относиться к своим правам и обязанностям, какие виды ответственности существуют и в чем они выражаются, мы и поговорим сегодня.

Сначала разберемся в терминах. К примеру, чем отличаются правонарушение и преступление, что тяжелее?

Правонарушение - прямое следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни, оно выражается в несоблюдении правовой нормы. Правовая норма может запрещать как действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным последствиям.

Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление, то есть нарушение нормы уголовного права.

К правонарушениям относят также административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного, жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность. Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Перечень административных правонарушений закреплен в особенной части Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Ответственность за административное правонарушение, совершенное несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет, несут родители или иные законные представители (опекуны, попечители).

Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних (КДН).

Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

До рассмотрения дела со всеми материалами знакомятся несовершеннолетний, его родители или лица, их заменяющие, если это необходимо, также представители воспитательных учреждений. Комиссия рассматривает дело не позднее 15 дней со дня его поступления. Вина подростка в совершении конкретного административного проступка должна быть доказана с той же степенью обоснованности, что и вина взрослого.

Присутствие подростка на заседании комиссии обязательно. На нее также приглашаются родители, в необходимых случаях, представители воспитательных, учебных заведений.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два - это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

На заседании члены комиссии оценивают все материалы дела и могут вынести решение о применении мер воздействия, которое оформляется постановлением. Постановление комиссии по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его вынесения в государственный орган исполнительной власти или в народный суд по месту жительства несовершеннолетнего.

В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Положение о комиссии по делам несовершеннолетних даёт перечень этих мер: обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить выговор или строгий выговор; возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб; передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.

Многие подростки считают, что до тех пор, пока им не исполнится 16 лет, никакого наказания не будет… Но это не значит, что их не направят в Центр временной изоляции для несовершеннолетних преступников. К тому же, подросток обязательно встанет на учет в полицию. При достижении призывного возраста направляется в военкомат сообщение о том, что подросток стоит на учете. Соответственно, там он тоже будет поставлен на специальный учет, и никогда не пойдет служить в элитные войска.

Составить протокол о правонарушении может и полиция. За совершение административного проступка могут задержать. Но срок задержания не может превышать трёх часов. Об этом немедленно должны уведомляться законные представители несовершеннолетнего. Несовершеннолетние в случае задержания должны содержаться отдельно от взрослых лиц. По истечении трёх часов должны отпустить, но если несовершеннолетний прибыл в состоянии опьянения – три часа отсчитываются с момента вытрезвления.

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.

В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел - Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.

  • < Назад
  • Вперёд >

административный ответственность несовершеннолетний

Административная ответственность несовершеннолетних - это вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней и которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, не являющемуся совершеннолетним. Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Правовое регулирование общественных отношений связанных с привлечением несовершеннолетних к административной ответственности осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г., которая является фундаментом всего российского законодательства, определяя его основы, принципы, структуру. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Кодекс об административных правонарушения. В соответствии со ст.1.1 КоАП законодательство об административных правонарушениях состоит из данного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014

3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".

5. Законодательство субъектов Российской Федерации. К примеру закон г. Москвы от 13.04.2005 N12 (ред. от 07.05.2014) "Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".

За пределами ведения Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют самостоятельное правовое регулирование в сфере борьбы с административными правонарушениями, которое строится по двум основным направлениям - это самостоятельное определение видов административных правонарушений, посягающих на общественные отношения и полномочия, урегулированные региональным законодательством, а также определение основ компетенции муниципальных органов власти в борьбе с административными правонарушениями. При этом принимаемые ими в данной сфере законы не должны противоречить регулирующим те же общественные отношения федеральным законам, а также вторгаться в сферы, регулируемые в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами Российской Федерации ведения (ст.ст. 71, 72 Конституции РФ), если поданному вопросу был издан федеральный закон.

7. Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав".

Это основные нормативно-правовые акты осуществляющие регулирование в данной сфере, существует, конечно, и ряд других, однако они имеют второстепенное значение. Итак, административная ответственность несовершеннолетних - это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний. Административная ответственность несовершеннолетних имеет довольно широкое правовое регулирование в нашей стране. Административное право России. Учебник / Н.М. Конин. - 2-изд. - М.: Проспект, 2011.

Прежде чем говорить об особенностях ответственности несовершеннолетних я хотела бы сказать о субъекте исследования. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. До 18 лет совершеннолетие может достигаться путем эмансипации.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет следующие особенности:

· Дела об административных проступках несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних.

· Административная ответственность родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим. Административную ответственность родителей (как компонент их правового статуса) нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. В теории это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований ответственности, в законодательстве - к нечетким формулировкам диспозиций правовых норм, ее устанавливающих, на практике - к возложению ответственности на тех родителей, которые виновно юридических обязанностей не нарушали. Таким образом, когда в создании условий для совершения подростками административных правонарушений окажутся виновными родители, они также должны нести административную ответственность.

· В отношении несовершеннолетних действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Именно комиссиям по делам несовершеннолетних и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. Но в ч. 2 ст. 23.2 КоАП РФ делается следующее исключение: дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП, а также дела об административных правонарушениях в областидорожного движения рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение указанной комиссии. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.11.2014)

Необходимо отметить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют, прежде всего, цель - восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено, прежде всего, этим целям. Это, конечно, не означает, что административное наказание помимо цели исправления, заключающегося в выработке у подростка стойкого неприятия всего, что связано с антиобщественной деятельностью, а тем более неправомерным поведением, не преследует чисто воспитательных целей, например привития уважительного отношения к личности другого человека, к результатам его труда и т.п. Тимошенко И.В. Административная ответственность. Учебное пособие - М.:ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004

КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют особенности при применении некоторых видов административных наказаний. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП).

К несовершеннолетним не применяется административный арест. А с другой стороны, комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к ним следующие меры воздействия воспитательного характера: обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; вынести предупреждение; объявить выговор или строгий выговор; передать под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей; направить в специальное лечебно-воспитательное учреждение; поместить несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальная школа, специальное профессионально-техническое училище). Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может назначить также условно с годичным испытательным сроком.

Несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность. Конин Н.М. Административное право России. Учебник. М.: «Проспект», 2014.

Таким образом, привлечение несовершеннолетних к административной ответственности имеет ряд ключевых особенностей, определенных статусом и положением несовершеннолетних в обществе, отношением законодателя к ним. В ряде случаев к ответственности за них привлекаются их законные представители: опекуны, попечители.

Степанова Л.Л.,

студентка Уральского филиала Российского государственного университета правосудия

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г., провозгласившей Россию демократическим правовым государством, высшей ценностью которого является человек, а политикой - обеспечение достойной жизни каждого гражданина, радикально изменились подходы к деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних .

Проблема административной ответственности несовершеннолетних в последнее время приобрела острый характер не только по причине реформирования в нашей стране действующего законодательства в области ювенальной политики, но и реального увеличения правонарушений совершенных подростками . Согласно данным Прокуратуры Челябинской области за первое полугодие 2015 году выяснилось, что подростковая преступность в регионе выросла на 22,5%. Самыми криминогенными городами стали Магнитогорск, Челябинск, Копейск и Златоуст: на их долю пришлась почти половина совершенных преступлений .

Административная ответственность несовершеннолетних (как и подобная ответственность родителей) определяется как форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно как их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

В соответствии со ст. 2.3. КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста 16 лет, в связи с этим можно сделать вывод, что административной ответственности подлежат несовершеннолетние лица с 16 до 18 лет .

Целью административных наказаний является восстановление социальной справедливости, исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Административное наказание помимо цели исправления, преследует еще и цель выработки стойкого неприятия у подростка всего, что связано или связывало его с неправомерным поведением и антиобщественной деятельностью, но, при этом, административное наказание не преследует цели чисто воспитательного характера, таких как привитие мер субординации.

На самом деле, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но есть определенные особенности привлечения подростков к такому роду ответственности.

Так, например, одной из таких особенностью является то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении родители или законные представители лица, должны быть обязательно уведомлены.

В связи с особенностями возрастной категории, при рассмотрении дела об административном правонарушений судья, орган, должностное лицо, рассматривающее это дело, должно анализировать его в комплексе, поскольку административная ответственность может применяться как к подросткам, так и к их законным представителям, даже если фактически правонарушение совершил их несовершеннолетний ребенок. В связи с этим при определении мер ответственности должны учитываться все особенности психического и индивидуального состояния подростка. А основанием применения этой ответственности служат характер совершенных правонарушений. При этом, административную ответственность родителей нельзя рассматривать отдельно от правовых обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. Это ведет к неразрешенным спорам по поводу оснований наступления данной ответственности, и к нечетким формулировкам правовых норм, устанавливающих правоотношения с несовершеннолетними.

Ввиду этого можно привести пример наложения на подростка или его родителей штрафа. Штраф обычно назначается, как мера наказания, когда у несовершеннолетнего имеются источники дохода или собственное имущество. Если же вышеуказанных обстоятельств не существует, то штраф будет взыскиваться с законных представителей ребенка.

Еще одна отличительная черта административной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что к ним не может применяться административный арест.

При применении к подросткам мер административной ответственности, обязательным условием является извещение прокурора (ч. 2 ст. 25.11 КоАП РФ). А само производство по таким делам проводит комиссия по делам несовершеннолетних. Помимо этого, несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство, может быть удалено при рассмотрении материалов, которые могут негативно повлиять на психическое и моральное состояние подростка.

Подростки, совершившие административные правонарушения, связанные с употреблением спиртных напитков, неоднократно нарушившие ПДД на т/с, допустившие мелкое хулиганство и другие правонарушения, ставятся на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних. О всех подростках, поставленных на учет, информация направляется в учебные заведения, где они учатся, по месту жительства, а на употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества информация направляется врачу-наркологу, для проведения профилактической работы с данными подростками.

Снимаются с учета несовершеннолетние по исправлению или достижению 18 лет.

При совершении правонарушения подросток должен иметь в виду, что его несовершеннолетие не является смягчающим обстоятельством. Так, например подросток, произведший серьезное правонарушение, будет привлечен по всей строгости, но соответственно со всеми

/URL: особенностями производства. В этом и состоит весь парадокс затрагиваемой мной темы.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что подростки - правонарушители всегда существовали, и, полностью искоренить совершения правонарушений несовершеннолетних невозможно, но бросить все силы на ликвидацию «детских» общественноопасных действий государство и общество обязаны, учитывая их неуклонный и стремительный рост в современной России.

Взаимодействия людей регулируется разнообразными нормами. К ним относятся юридические правила и моральные устои. Степень их обязательности, объемы требований различны. При несоблюдении или нарушении норм человеку приходится нести наказание, установленное законом и обществом. Все это касается не только взрослых людей. В обществе предусмотрены наказание и ответственность несовершеннолетних. Рассмотрим их более подробно.

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Они установлены в УК РФ. Уголовная ответственность наступает для лиц с 14-ти лет за ряд преступлений. В частности, меры пресечения предусмотрены за:

  1. Убийство (ст. 105).
  2. Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью (ст. 112, 111).
  3. Изнасилование (ст. 131).
  4. Похищение человека (ст. 126).
  5. Насильственное поведение с применением действий сексуального характера (ст. 132).
  6. Грабеж (161).
  7. Кражу (158).
  8. Разбой (ст. 162).
  9. Неправомерное завладение транспортным средством без умысла хищения (ст. 166).
  10. Вымогательство (ст. 163).
  11. Умышленное повреждение либо уничтожение чужого имущества с отягчающими обстоятельствами (ст. 167, ч. 2).
  12. Террористический акт (ст. 205).
  13. Вандализм (ст. 214).
  14. Хулиганство с отягчающими обстоятельствами (ст. 213, ч. 2).
  15. Заведомо ложное заявление о террористическом акте (ст. 207).
  16. Вымогательство или хищение боеприпасов, оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (ст. 226).
  17. Приведение в негодность (порчу) путей сообщения или транспортных средств (ст. 267).
  18. Вымогательство или хищение психотропных средств или наркотических веществ (ст. 229).

Ответственность несовершеннолетних за преступления по другим статьям УК наступает с 16-ти лет.

КоАП РФ

Административная ответственность несовершеннолетних предусмотрена законом с 16-ти лет. Рассмотрение соответствующих дел осуществляют районные (городские) Комиссии (КДН). В их компетенцию входят дела несовершеннолетних, совершивших:

  1. Опасные для общества деяния в возрасте до 14-ти лет.
  2. Правонарушения, не установленные в УК, в период с 14 до 16-ти лет.
  3. Деяния, в отношении которых отказано в возбуждении или прекращено уголовное производство в порядке, предусмотренном в УК, в возрасте 14-18 лет.
  4. Нарушение ПДД (до 16-ти лет).
  5. Административные преступления в возрасте 16-18 лет. В данную категорию не входят дела о злостном неповиновении требованию, распоряжению уполномоченного представителя правоохранительных органов, закону.
  6. Мелкое хищение общественного либо государственного имущества, хулиганство, нарушение правил использования, хранения и приобретения боеприпасов и огнестрельного оружия. Данные дела рассматриваются КДН только в тех случаях, когда служащий или орган, уполномоченные налагать взыскания, передают их Комиссии.
  7. Прочие антисоциальные проступки.

Административная ответственность несовершеннолетних предусмотрена также за уклонение от работы или учебы.

Меры воздействия

КоАП устанавливает особенности ответственности и наказания несовершеннолетних. В частности, за совершенные проступки гражданин должен принести потерпевшему извинение в публичной или иной форме. Ответственность несовершеннолетних лиц проявляется также в вынесении им выговора или предупреждения. Если подросток имеет самостоятельный заработок, то в случае порчи имущества на него может быть наложен штраф. Такая ответственность за вред несовершеннолетних предусматривается в случае, если сумма ущерба не выше 1/2 МРОТ. На подростка может быть наложена обязанность собственным трудом устранить дефекты, если их общая стоимость не больше 0.5 минимальной зарплаты. Указанная ответственность несовершеннолетних наступает с 15-ти лет. Если подросток достиг 16-ти лет, то ему может быть вменен штраф, если он имеет самостоятельный заработок. Сумма взыскания предусмотрена в законодательных актах органов госвласти.

Воспитательные меры

Несовершеннолетние, совершившие противоправные действия, могут быть переданы под надзор их родителей либо лиц, заменяющих их. За подростком может быть также установлено наблюдение общественного объединения либо трудового коллектива с их согласия. В особых случаях ответственность несовершеннолетнего наступает в виде направления его в лечебно-воспитательное заведение, за исключением профилакториев для больных наркоманией. Злостные нарушители общественного порядка или граждане, совершающие особо опасные проступки, могут быть помещены специальные учреждения. Несовершеннолетние 11-14 лет направляются в спецшколы, 14-18-ти лет – в профессионально-технические спецучилища. Данная мера может быть установлена КДН условно с испытательным сроком в 1 год. Городские (районные) Комиссии могут обращаться в органы попечительства и опеки с предложениями о лишении несовершеннолетних прав самостоятельно распоряжаться собственной стипендией или заработком.

Дополнительные меры

В законе предусмотрена не только ответственность несовершеннолетних. Родителей нарушителей или попечителей, опекунов, усыновителей при злостном неисполнении своих обязанностей, включающих воспитание и обучение детей, либо за принятие подростками наркотических средств без назначения врача, доведение ребенка до состояния опьянения, совершение гражданами до 16-ти лет нарушений ПДД, появление в общественном месте в нетрезвом виде, распитие спиртного на неположенной территории, а также прочие незаконные действия могут:

  1. Предупредить.
  2. Оштрафовать. Сумма взыскания устанавливается следующая:
  • 1/3 от МРОТ за появление подростка до 16-ти лет в нетрезвом виде или распитие алкоголя в общественном месте;
  • 1/2-1 МРОТ за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения.

В качестве меры воздействия выступает также общественное порицание. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, предусматривает возложение обязанности возместить ущерб, нанесенный подростком, если он не превышает 1/2 МРОТ.

Специфика направления в воспитательные учреждения

Решение об отправке несовершеннолетнего в спецшколу либо детский дом при наличии у него родителей, усыновителей или опекунов может приниматься без согласия последних в исключительных случаях. К таким случаям относят длительное отсутствие взрослых, пребывание в тюрьме, продолжительную болезнь и так далее. Направление несовершеннолетнего в специальные лечебно- и учебно-воспитательные заведения может осуществляться без согласия родителей или заменяющих их лиц по решению КДН. Дела такого рода должны рассматриваться при обязательном участии прокурора.

Моральный аспект

Если обратиться к справочной литературе, то ответственность трактуется как обязательство отчитываться за совершение каких-либо действий и несение вины за последствия своего поведения. Как выше было сказано, регулирование отношений в обществе осуществляется моральными и юридическими нормами. Их действие распространяется на взаимодействия человека с другими людьми, государством, коллективом, социумом. Моральная ответственность несовершеннолетних, по своей сути, предусматривает осуждение законопослушными гражданами нарушителя. За несоблюдение установленных норм должно возникать угрызение совести, чувство стыда за антисоциальное поведение. Осуждение со стороны коллектива, государства, других отдельных людей проявляется в виде выражения ими отрицательного мнения о нарушителе и его действиях. Несоблюдение нравственных норм выражается в неподобающем поведении несовершеннолетнего. Например, подросток может грубить взрослым, своим сверстникам, отказывать в помощи другу, находящемуся в сложной ситуации. За нарушение нравственных норм обществом предусмотрена моральная ответственность несовершеннолетних.

Юридическая сторона вопроса

Среди норм, посредством которых осуществляется регулирование общественных отношений, особое место занимают те, контроль над исполнением которых берут на себя правоохранительные и иные госорганы. Такие нормы устанавливают особенности ответственности несовершеннолетних, совершивших проступки, предусмотренные УК, ГК и КоАП. Правила поведения для всех граждан, в том числе не достигших 18-ти лет, фиксируются, таким образом, в законодательных актах. Ими регламентируется правовая ответственность несовершеннолетних. Юридические нормы обязательны для исполнения всеми, они охраняются государством. Их соблюдение способствует установлению порядка в обществе. Именно поэтому особую нетерпимость вызывают различные отклонения граждан, не достигших 18-ти лет, от установленных предписаний.

Уголовная ответственность несовершеннолетних: судебная практика

Хобби у детей бывает различным. Однако далеко не всегда оно приносит пользу самому ребенку и обществу в целом. Так, некоторые школьники вечерами выходят на тихие улицы и глухие переулки и поджидают спешащих домой женщин. Подходя к своей жертве, они наставляют на нее какой-то предмет, выглядящий в темноте угрожающе. Женщина в испуге отдает свою сумку, драгоценности, телефон. На этом вечерний промысел подростков заканчиваеся. Они возвращаются домой, пересчитывают деньги. Сумма может быть разной: иногда большой, иногда совсем незначительной. Ценные вещи обычно сбываются или сверстникам, или старшим ребятам. Но такое "хобби" долго продолжаться не может, поскольку действия таких школьников попадают под нормы УК. В законе, как выше было сказано, предусматриваются особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. В соответствии с ними, меры пресечения для детей и подростков устанавливаются несколько другие, в отличие от взрослых. Достаточно быстро промышляющие незаконным образом подростки арестовываются. Они предстают перед судом, как взрослые, но наказание для них мягче, чем для совершеннолетних. В зависимости от тяжести содеянного выбирается и мера пресечения. Так, за неоднократные вымогательства может быть назначено пребывание в колонии.

Предпосылки к нарушению закона

Достаточно распространены случаи, когда подростки стремятся переложить свою вину на других людей, пытаясь снять ее с себя. Это вполне объяснимо. Совершать проступки не так страшно, как нести ответственность. Несовершеннолетних толкают на нарушение закона разные обстоятельства. Это может быть негативное влияние окружения, сложная ситуация в семье. Тем не менее следует знать, что модель поведения в конечном итоге подросток выбирает самостоятельно в большинстве случаев. Освобождение от ответственности несовершеннолетних предусмотрено в случае недоказанности его вины. Так, подросток может нарушить закон по принуждению, под давлением, угрозой причинения ущерба его здоровью или его близким людям.

Специфика применения мер пресечения

Привлечение к ответственности несовершеннолетних, как, собственно, и взрослых, строго регламентировано законом. Невиновный не может быть лишен или ограничен в своих правах. Поэтому основополагающим элементом в данном случае выступает вина. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними, наступает только тогда, когда будет доказана причастность подростков к совершению действий, вследствие которых имуществу или чести и достоинству гражданина был нанесен ущерб.

Мотивации подростков

Каким образом подростки встают на преступный путь? Зачастую тяга к нарушению закона формируется на основании обычной лени, недисциплинированности, отсутствия желания исполнять простые просьбы и рекомендации взрослых. Следствием плохой успеваемости становится обеднение знаний, навыков, умений. Ученик начинает заметно отставать от одноклассников. Вследствие этого портятся отношения с ними. Чтобы как-то компенсировать дефицит общения, подросток ищет таких же, как он, "отстающих". В результате начинают формироваться группы недисциплинированных учеников, которые во взрослой среде принято называть "трудными". Дети начинают прогуливать школу, заниматься вымогательством, кражами. Вырастая, некоторые из них решают прекратить все эти занятия, стараются стать полезными для общества. Другие же, наоборот, продолжают вращаться в преступном мире, расширяя диапазон и опасность своих деяний.

Другие случаи

Существует еще одна категория подростков. Они, как правило, успешны в учебе, хорошо ведут себя в школе. Родители их любят и оберегают от всяческих сложностей и забот. Такие дети вне семьи и школы очень изменяют свое поведение. Для них характерна беспечность, стремление получить желаемое всеми путями, в том числе, незаконными. Они не склонны оказывать помощь родителям в быту. Их основной чертой становится эгоизм. Взрослые, пытающиеся остановить таких подростков, встречаются с презрением последних, неуважением. Несовершеннолетние безответственно относятся к своим обязанностям, труду, игнорируют моральные устои и правовые нормы. Для удовлетворения потребностей им нужны деньги. В процессе их получения подростки используют незаконные способы. Такое поведение со временем приводит к разрушению внутренних ценностей, деградации личности. При таком пренебрежительном отношении к интересам других людей, закону правонарушение становится обычным явлением. Таких подростков характеризуют неумеренные потребности и крайне низкий уровень духовности.

Общий взгляд на проблему

Правонарушение считается прямым следствием отсутствия духовности, культуры, вызванным стремлением к легкой жизни. Юридические нормы могут запрещать не только совершение каких-либо действий, но и бездействие, если оно может привести к негативным последствиям. Самым опасным видом нарушения закона считается уголовное преступление. Существующие меры пресечения за такие деяния распространяются как на взрослых, так и на подростков. Подрастающее поколение в России находится под защитой государства. Органы власти стараются делать все возможное для того, чтобы несовершеннолетние получали достойное воспитание и образование, социальные гарантии. Работа с подростками проводится не только непосредственно в семье. В своем развитии дети находятся под опекой школы, общественных организаций, инспекции ПДН.

Правонарушения, совершенные несовершеннолетними, формируют угрозу для будущего страны. В этой связи государство устанавливает определенные меры, направленные на предупреждение и пресечение незаконных деяний подростков. Те лица, которые в силу возраста не могут нести полную ответственность за нарушения, направляются в воспитательные учреждения. В этих заведениях закрытого типа с ними проводится профилактическая работа, применяются соответствующие принудительные меры. За воспитанниками устанавливается строгий контроль. Они обязаны подчиняться предписаниям, соблюдать дисциплину. Вместе с этим, несовершеннолетние правонарушители учатся, участвуют в общественных мероприятиях, работают. Все это говорит о том, что на подростков, пошедших неверным путем, в первую очередь, закон пытается влиять воспитательными мерами. Однако некоторые из них, игнорируя предупреждения, идут на повторное совершение незаконных деяний. В этом случае для них предусмотрена более строгая ответственность.

Задачи воспитательных мер

Вне зависимости от того, к какой ответственности привлечен несовершеннолетний, меры принуждения выступают не только в качестве кары за содеянное. Основной их задачей выступает перевоспитание нарушителей. Наказания преследуют цель показать несовершеннолетним опасность их поступков не только для общества, но и для них самих. Вынося решение о применении принудительных мер, уполномоченный орган, прежде всего, основывается на том, что подросток осознает незаконность своего поведения, сделает соответствующие выводы. Уголовная ответственность предусмотрена не для всех детей. В России установлен определенный возраст, с которого к гражданину могут применяться принудительные меры. В общих случаях к уголовной ответственности за соответствующие нарушения привлекаются несовершеннолетние с 16-ти лет. Это означает, что общество считает, что с такого возраста человек вполне осознает свои действия, понимает их последствия. Другими словами, он вполне может нести ответственность за содеянное. В законе предусмотрены статьи, в которых описаны особо опасные нарушения закона (перечень приведен в начале статьи). Ответственность несовершеннолетних за них устанавливается с 14-ти лет. Эти нарушения закона достаточно серьезны, и подчас сложно представить подростка, совершающего какое-либо из них. Тем не менее, такие случаи достаточно распространены в практике.

В заключение

Проблема детской преступности всегда находится под пристальным вниманием государства. Порой серьезные нарушения начинаются с шалости. В этой связи большое внимание в России уделяется вопросу воспитания подрастающего поколения. Люди, являющиеся родителями или лицами, заменяющими их, несут ответственность за поведение ребенка. На них накладываются обязанности по воспитанию, содержанию, образованию. Они первые люди, которые закладывают основы нравственности и духовности. Немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка играет школа. Здесь не только крепнут и совершенствуются те принципы, которые были заложены в семье, но и приобретаются знания, навыки, расширяется кругозор. Для нормального развития ребенок должен соблюдать установленные правила, нормы. Особое значение имеет дисциплина. Однако это не значит, что дети должны воспитываться в страхе перед законом и другими людьми. В подростка нужно вложить уважение к нормам и способность нести ответственность за свое поведение, недопустимость совершать противоправные действия, в какой бы ситуации он ни находился.

Граждане РФ обязаны уважать права других лиц, соблюдать законодательные нормы. Пренебрегающие установленными правилами и порядками, независимо от возраста, должны нести наказание, то есть привлекаться к уголовной или административной ответственности. Для подростков, нарушивших закон, действуют аналогичные правовые нормы, но в более лояльной форме. Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних наступает с 14–16 лет. Все зависит от того, какое именно злодеяние совершено, при каких обстоятельствах, какую угрозу или последствия оно повлекло для окружающих.

Тяжелые преступления, караемые по статьям Уголовного кодекса РФ, несовершеннолетними совершаются реже, чем мелкое хулиганство, наказание за которое регламентирует Кодекс об административных правонарушениях. Если вашему ребенку грозит административное взыскание, следует знать, как его оспорить, в какой срок подавать заявление, чтобы добиться его отмены, какую ответственность понесут родители. Опытные онлайн-юристы на нашем портале проконсультируют вас по любым вопросам, помогут найти нужное решение.

Законодательство об административных правонарушениях

Ежегодно в России совершаются сотни тысяч преступлений, которые подпадают под статьи Кодекса об административных правонарушениях. Около трети от общего количества противоправных действий исходит от подростков. Вопрос о назначении административного наказания рассматривают специально созданные комиссии по делам несовершеннолетних. Они призваны не только установить степень опасности деяния и определить меру ответственности, но и защитить права подростков, обеспечить восстановление социальной справедливости.

Одна из важных функций таких коллегиальных органов - уменьшение уровня беспризорности и бродяжничества, контроль эффективности действующих правовых инструментов. В компетенцию комиссии входит рассмотрение дел с участием несовершеннолетних, совершивших:

  • опасные противоправные деяния в общественных местах;
  • нарушение ПДД;
  • хищение, хулиганство, акт вандализма;
  • другие антисоциальные правонарушения.

Административная ответственность несовершеннолетних может наступить даже при уклонении от учебы. По закону наказание ждет подростков, употребляющих алкогольные напитки в общественных местах, оскорбивших должностных лиц при исполнении. Чтобы исключить подобные ситуации, следует прибегать к профилактическим мерам: повышать контроль, не допускать пребывание несовершеннолетних на улицах в темное время суток без сопровождения взрослых, пропагандировать здоровый образ жизни и разъяснять, чем чревато употребление алкоголя и наркотиков.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает, что родители также будут нести ответственность за преступление своего ребенка, если они создали благоприятные условия для того, чтобы несовершеннолетний нарушил закон. Наказание для родителей и опекунов обычно ограничивается штрафом.

Какие проступки наказываются административным штрафом

Кодекс об административных правонарушениях определяет особенности наказания и привлечения несовершеннолетних граждан к ответственности. Если подросток нанес оскорбление другому лицу, начать следует с публичного извинения. Принести свои сожаления можно и в иной форме. Дополнительно административная ответственность может проявляться в вынесении выговора или предупреждения.

На подростков, которые своими противоправными действиями нанесли имущественный ущерб, налагается штраф. Однако денежное взыскание им назначается в качестве наказания при условии, что виновные лица имеют собственный заработок. Несовершеннолетнему вменяется материальная ответственность, если сумма причиненного в результате преступления вреда не превышает половины минимальной заработной платы. В качестве альтернативы Кодекс об административных правонарушениях разрешает использовать труд подростков, так как малолетнего нарушителя правопорядка могут обязать самостоятельно устранить нанесенный ущерб.

Если со стороны несовершеннолетних было совершено преступление в общественном месте или серьезное правонарушение, комиссия может установить за ребенком надзор. Его могут осуществлять родители или опекуны, а также специальные государственные структуры. В особых случаях, когда несовершеннолетних привлекают к уголовной ответственности, их могут поместить в специальные учреждения. Данная мера используется с пометкой «условно при испытательном сроке в 12 месяцев».

Комиссия может направить в органы опеки ходатайство, на основании которого подростков лишат возможности распоряжаться стипендией или имеющимся заработком без согласия родителей.

В отношении несовершеннолетних запрещено использование грубых методов задержания. Подростка можно доставить в полицейский участок, но находиться он должен отдельно от остальных задержанных. Время нахождения в отделении не должно превышать трёх часов. При задержании уполномоченные сотрудники вправе провести досмотр несовершеннолетнего правонарушителя и осмотр его личных вещей, соблюдая при этом установленный порядок и не превышая полномочия. Если родители посчитают задержание неправомерным, они могут обжаловать действия должностных лиц в вышестоящих органах.

Методы перевоспитания подростков

Привлечение несовершеннолетних к административной ответственности осуществляется не только для наказания подростков за совершенные проступки, но в воспитательных целях. Назначаемое административное наказание – мера, призванная показать ребенку опасность его действий для него самого и окружающих его людей. Вынося решение о привлечении граждан, не достигших дееспособного возраста, к административной ответственности, представители комиссии по делам несовершеннолетних ориентируются на то, осознает ли ребенок свою вину, какие выводы он вынес из сложившейся ситуации.

Нередко на меру наказания в отношении несовершеннолетних, совершивших административное преступление, влияют смягчающие обстоятельства, позволяющие уменьшить степень ответственности. Комиссия лояльно отнесется к малолетним правонарушителям, если:

  • противоправное деяние совершено впервые;
  • преступление не повлекло серьезных последствий;
  • ребенок был вынужден нарушить закон в силу особых семейных обстоятельств;
  • правонарушение осуществлялось под давлением или угрозами;
  • подросток сознался в совершенном преступлении и содействовал следственным органам в раскрытии дела;
  • потерпевший умышленно провоцировал подростка на агрессию;
  • неподобающее поведение - это попытка защитить свою жизнь, здоровье и безопасность.

Дела о направлении подростков в учебно-воспитательные и лечебные учреждения рассматриваются комиссией в присутствии прокурора.