Произведения некрасова мать и мороз красный нос. «Мороз, Красный Нос», анализ поэмы Некрасова

Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержание и анализ которой будут представлены вашему вниманию, была создана в 1863 году. Она посвящена в 1869 году его сестре А.А. Буткевич, которую он сразу предупредил, что это произведение будет печальнее всего уже им написанного.

Краткая история создания

После отмены крепостного права многие ожидали дальнейших бурных перемен в общественной жизни. Революционный подъем усилился, что вызвало репрессии правительства. Был сначала приостановлен выпуск (1862), а потом вовсе закрыт журнал Н. Некрасова «Современник» (1866 год). Полностью всю поэму поэт успел опубликовать в 1864 году. В ней он показал, что хотя крестьянский быт был мучителен и тяжел, но они сами полны духовных сил. Сейчас мы рассмотрим поэму «Мороз, Красный нос» Некрасова. Краткое содержание начинается.

Печальные слова сестре

Поэт объясняет причины, по которым он редко и неохотно пишет: "Я устал бороться с препонами жизни, которые ее отравляли. Преграды прошли мимо благодаря молитвам любимой сестры". Затем поэт вспоминает их сад, в котором отец посадил дуб, а матушка - иву, на которой начали вянуть листы, когда ночью маман умирала. Сейчас, когда он пишет поэму, за окном у него летит крупный, как слезы, град. В Петербурге не плачут только камни, подсказывает поэту сердце, изнывающее тоской. Он пишет новое произведение, в котором мы зримо представим картину крестьянской жизни, читая краткое содержание «Мороза, Красного носа» Некрасова. Произведение поэт разделил на две части.

Горе горькое - умер хозяин дома

Зимней студеной порой не стало в доме кормильца. Забегая вперед, скажем, что он простудился, везя на своем Савраске, торопясь в срок доставить товар. А вот теперь Прокл Севастьянович лежит мертвый на лавке у окна. Его семья молчаливо переживает страшную беду. Отец собирается копать могилу, мать нашла и привезла для него гроб. Жена Дарья у окна шьет саван, и только слезы, которых она удержать не может, тихо капают на последнее облачение мужа.

Женская доля

В жизни русской крестьянки есть три страшные доли: быть обвенчанной с рабом, стать матерью раба и до конца жизни ничем не перечить рабу.

Но остались еще на Руси величавые славянки.

Строгие, они цветут, удивляя всех своей красотой, к которой не липнет грязь. Они ловко справляются с любой работой, никогда не сидят без дела. Они редко улыбаются, но если посмотрят - «рублем подарят». Но в праздники они отдаются радости всей душой, и слышится их сердечный смех, которого ни за какие деньги не купишь. Такая женщина, которую только незрячий не увидит, спасет в любой беде. Она не жалеет нищих, так как считает, что они сами ленятся работать. Семья у неё всегда ухожена, нужды не испытывает: на столе всегда вкусный квас, дети сыты и здоровы, на праздники всегда наготовлено больше, чем в будни. Такой была и Дарья, вдова Прокла. Так продолжается поэма Некрасова «Мороз, Красный нос», краткое содержаниекоторой мы пересказываем.

Проводы Прокла

Ничего не понимающих детишек отвели к соседям. Мать с отцом в полном суровом молчании обряжают сына в последний путь.

Только после этого семья позволяет себе причитания и слезы. Приходят соседи и староста проститься с Проклом Севастьяновичем, которого уважала вся деревня.

А утром сани увозят его в последний путь, к могиле, что выкопал отец. Вернулись домой, в нем холод, нет дров для печи. Дарья отправляется за ними в зимний лес.

Думы и сон Дарьи

Начинается вторая часть поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос». В лесу Дарья нарубила столько дров, что не довезти на санях. Работая, Дарья ни на секунду не забывала о муже, разговаривала с ним, беспокоилась о будущем единственного сына Гришеньки, представляла, какой красавицей вырастет их Машенька, сколько теперь дел ляжет на плечи ей одной, и подмоги ждать теперь не от кого. От усталости и горя она прислонилась к высокой сосне. Вот тут-то ее и находит хвастливый воевода Мороз. Он зовет Дарью в свое царство. Дважды отказывает ему вдовица, но когда хитрец притворяется Проклом, Дарья застывает в заколдованном вечном сне. Только белка роняет комочек снега на несчастную женщину, которая оставила круглыми сиротами своих детей.

Некрасов, «Мороз, Красный нос»: главные герои

Дарья - та самая славянка, которой восхищается в первой части своего произведения автор. Поэма «Мороз, Красный нос» Н. Некрасова подробно описывает этот образ.

Испробовав все способы спасти от горячки умирающего мужа, она идет в дальний монастырь за чудотворной иконой. Эта дорога не проста - десять верст лесом, где есть и волки. Но даже икона, за которую она заплатила последние деньги, не вернула ей любимого друга. После его похорон, усталая, она уходит в лес за дровами, где никто не увидит ни ее горя, ни слез - она по-прежнему горда. Душа, истомленная тоской, у нее надрывается. В ней происходят перемены. Забывая о детях, она думает только о муже. Замерзая с улыбкой в счастливом сне, она видит летний солнечный день, когда они с мужем дружно работали.

Прокл, который только что ушел из жизни, был кормильцем и надеждой семьи.

Трудолюбивый и предприимчивый, он трудился весь год: весной, летом, осенью - на земле, а зимой - на извозе. Его, статного, самого сильного, приветливого и дружелюбного, внимательного к жене, детишкам и родителям, уважала вся деревня.

Н.А. Некрасов, «Мороз, Красный нос»: анализ

Крестьянскую жизнь Некрасов знал прекрасно: быт, несчастья, радости, изматывающая работа, короткий отдых, редкие праздники описаны в поэме. Большую часть своего стихотворения «Мороз, Красный нос» Некрасов отдал русской женщине. Ему примерно в эти годы вторил Тютчев, описывая в коротком стихотворении, как мелькнут и исчезнут навсегда лучшие годы русской женщины под серым небом в безымянном краю.

Однако Н. Некрасов увидел в ней огромные скрытые возможности, которые с любовью описал: величавость и гордость, трудолюбие и верность, жертвенность ради счастья и здоровья близких и сопротивление всем обстоятельствам до конца сил.

Кульминация поэмы - ее часть, в которой погибает Дарья. А главная идея - внутренняя и внешняя красота героини. Возвышенная песнь простой крестьянской женщине исполнена Н.А. Некрасовым безупречно.

содержимое:

Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве — это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер.

Эта поэма целиком посвящена русской женщине — такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом», в котором он называет свою Музу «родной сестрой» крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме. «Мороз, Красный Нос» — поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы — женщина во всех ее ипостасях: «баба», «красивая и мощная славянка», «матка» и, наконец, «женщина русской земли». Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так

значима, а смерть приобретает значение подлинной трагедии. Героиня — «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Есть женщины в русских селеньях С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цариц, — Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорит: «Пройдет — словно солнце осветит! Посмотрит — рублем одарит!»

Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи — нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому... и в поле, даже самый тяжелый труд — все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа. Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться».

Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе.

Мороз воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.

Вскоре после крестьянской реформы 1861 года в России наступили "трудные времена". Начались преследования и аресты. Сослан в Сибирь поэт М. Л. Михайлов, арестован Д. И. Писарев. Летом 1862 года заключен в Петропавловскую крепость Чернышевский. Нравственно чуткий Некрасов испытывал неловкость перед друзьями, их драматическая судьба была для него укоризной. В одну из бессонных ночей, в нелегких раздумьях о себе и опальных друзьях выплакалась у Некрасова великая "песнь покаяния" - лирическая поэма "Рыцарь на час". Когда он писал ее, вспомнились задевшие его в свое время в письме покойного Добролюбова от 23 августа 1860 года укор и упрек: "И подумал я: вот человек - темперамент у него горячий, храбрости довольно, воля твердая, умом не обижен, здоровье от природы богатырское, и всю жизнь томится желанием какого-то дела, честного, хорошего дела... Только бы и быть ему Гарибальди в своем месте".

Ушел из жизни Добролюбов, сгорев на подвижнической журнальной работе, попал в крепость Чернышевский... А Некрасову стать "русским Гарибальди" так и не пришлось. И не потому, что не хватало твердости воли и силы характера: обостренным чутьем народного поэта он ощущал неизбежный трагизм революционного подвига в России. Подвиг этот требовал безоглядной веры. У Некрасова такой веры не было. А революционное "рыцарство" с оглядкой неминуемо оказывалось "рыцарством на час":
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано...

Осенью 1862 года в тяжелом настроении (под угрозой оказалось существование "Современника", пошло на спад крестьянское движение, подавляемое энергичными усилиями правительства) поэт навестил родные места: побывал в Грешневе и в соседнем Абакумцеве на могиле матери. Итогом всех этих событий и переживаний явилась поэма "Рыцарь на час" - одно из самых проникновенных произведений Некрасова о сыновней любви к матери, перерастающей в любовь к родине. Настроения героя поэмы оказались созвучными многим поколениям русской интеллигенции, наделенной жгучей совестливостью, жаждущей деятельности, но не находящей ни в себе, ни вокруг себя прочной опоры для деятельного добра или для революционного подвига. Поэму эту Некрасов очень любил и читал всегда "со слезами в голосе". Сохранилось воспоминание, что вернувшийся из ссылки Чернышевский, читая "Рыцаря на час", "не выдержал и разрыдался".

Польское восстание в 1863 году, жестоко подавленное правительственными войсками, подтолкнуло придворные круги к реакции. В обстановке спада крестьянского движения некоторая часть революционной интеллигенции потеряла веру в народ, в его творческие возможности. На страницах демократического журнала "Русское слово" стали появляться статьи, в которых народ обвинялся в грубости, тупости, невежестве. Чуть позднее и Чернышевский в "Прологе" устами Волгина произнес горькие слова о "жалкой нации" - "снизу доверху все сплошь рабы". В этих условиях Некрасов приступил к работе над новым произведением, исполненным светлой веры и доброй надежды,- к поэме "Мороз, Красный нос".

Центральное событие "Мороза" - смерть крестьянина, и действие в поэме не выходит за пределы одной крестьянской семьи. В то же время и в России, и за рубежом ее считают поэмой эпической. На первый взгляд, это парадокс, так как классическая эстетика считала зерном эпической поэмы конфликт общенационального масштаба, воспевание великого исторического события, имевшего влияние на судьбу нации.

Однако, сузив круг действия в поэме, Некрасов не только не ограничил, но укрупнил ее проблематику. Ведь событие, связанное со смертью крестьянина, с потерей "кормильца и надежи семьи", уходит своими корнями едва ли не в тысячелетний национальный опыт, намекает невольно на многовековые наши потрясения. Некрасовская мысль развивается здесь в русле довольно устойчивой, а в XIX веке чрезвычайно живой литературной традиции. Семья - основа национальной жизни. Эту связь семьи и нации глубоко чувствовали творцы нашего эпоса от Некрасова до Льва Толстого. Идея семейного, родственного единения возникла перед нами как самая насущная еще на заре русской истории. И первыми русскими святыми оказались не герои-воины, а скромные князья, братья Борис и Глеб, убиенные окаянным Святополком. Уже тогда ценности братской, родственной любви возводились у нас в степень национального идеала.

Крестьянская семья в поэме Некрасова - частица всероссийского мира: мысль о Дарье переходит естественно в думу о "величавой славянке", усопший Прокл подобен крестьянскому богатырю Микуле Селяниновичу:
Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо - и до рук борода.

Столь же величав и отец Прокла, скорбно застывший на могильном бугре:
Высокий, седой, сухопарый,
Без шапки, недвижно-немой,
Как памятник, дедушка старый
Стоял на могиле родной!

"У великого народа - своя история, а в истории - свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа,- писал Белинский.- Дух народа, как и дух частного человека, высказывается вполне в критические моменты, по которым можно безошибочно судить не только о его силе, но и о молодости и свежести его сил".

С XIII по XX век русская земля по меньшей мере раз в столетие подвергалась опустошительному нашествию. Событие, случившееся в крестьянской семье, потерявшей кормильца, как в капле воды отражает исторические беды российской женщины-матери. Горе Дарьи торжественно называется в поэме как "великое горе вдовицы и матери малых сирот". Великое - потому что за ним трагедия многих поколений русских женщин - невест, жен, сестер и матерей. За ним - историческая судьба России: невосполнимые потери лучших национальных сил в опустошительных войнах, в социальных катастрофах веками отзывались сиротской скорбью прежде всего в наших семьях.

Сквозь бытовой сюжет просвечивает у Некрасова эпическое событие. Испытывая на прочность крестьянский семейный союз, показывая семью в момент драматического потрясения ее устоев, Некрасов держит в уме общенародные испытания. "Века протекали!" В поэме это не простая поэтическая декларация: всем содержанием, всем метафорическим миром поэмы Некрасов выводит сиюминутные события к вековому течению российской истории, крестьянский быт - к всенародному бытию. Вспомним глаза плачущей Дарьи, как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем. А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами. Вспомним, что эти слезы застывают в круглые и плотные жемчужины, сосульками повисают на ресницах, как на карнизах окон деревенских изб:
Кругом - поглядеть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит...
У Дарьи слезами наполнились очи -
Должно быть, их солнце слепит...

Только эпический поэт мог дерзко соотнести снежную равнину в алмазах с очами Дарьи в слезах. Образный строй "Мороза" держится на этих широких метафорах, выводящих бытовые факты к всенародному бытию. К горю крестьянской семьи по-народному прислушлива в поэме природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза. Смерть крестьянина потрясает весь космос крестьянской жизни, приводит в движение скрытые в нем духовные силы. Конкретно-бытовые образы, не теряя своей заземленности, изнутри озвучиваются песенным, былинным началом. "Поработав в земле", Прокл оставляет ее сиротою - и вот она "ложится крестами", священная Мать - сыра земля. И Савраска осиротел без своего хозяина, как богатырский конь без Микулы Селяниновича.

За трагедией одной крестьянской семьи - судьба всего народа русского. Мы видим, как ведет себя он в тягчайших исторических испытаниях. Смертельный нанесен удар: существование семьи кажется безысходным. Как же одолевает народный "мир" неутешное горе? Что помогает ему выстоять в трагических обстоятельствах?

Обратим внимание: в тяжелом несчастье домочадцы менее всего думают о себе, менее всего носятся со своим горем. Никаких претензий к миру, никакого ропота, стенаний или озлобления. Горе отступает перед всепоглощающим чувством жалости и сострадания к ушедшему человеку вплоть до желания воскресить Прокла ласковым, приветливым словом:
Сплесни, ненаглядный, руками,
Сокольим глазком посмотри,
Тряхни шелковыми кудрями,
Сахарны уста раствори!

Так же встречает беду и овдовевшая Дарья. Не о себе она печется, но, "полная мыслью о муже, зовет его, с ним говорит". Мечтая о свадьбе сына, она предвкушает не свое счастье только, а счастье любимого Прокла, обращается к умершему мужу как к живому, радуется его радостью. Сколько в ее словах домашнего тепла и ласковой, охранительной участливости по отношению к близкому человеку. Но такая же теплая, родственная любовь распространяется у нее и на "дальних" - на усопшую схимницу, например, случайно встреченную в монастыре:
В личико долго глядела я:
Всех ты моложе, нарядней, милей,
Ты меж сестер словно горлинка белая
Промежду сизых, простых голубей..

Дарью согревает в трагической ситуации тепло одухотворенного сострадания. Тут касается Некрасов сокровенного ядра народной нравственной культуры, того, на чем стояла и должна стоять Русская земля.

В поэме "Мороз, Красный нос" Дарья подвергается двум испытаниям. Два удара идут друг за другом с роковой неотвратимостью. За смертью мужа ее настигает собственная смерть. Однако и ее преодолевает Дарья. Преодолевает силой любви, распространяющейся у героини на всю природу: на землю-кормилицу, на хлебное поле. И умирая, больше себя она любит Прокла, детей, крестьянский труд на вечной ниве:
Воробушков стая слетела
С снопов, над телегой взвилась.
И Дарьюшка долго смотрела,
От солнца рукой заслонясь,

Как дети с отцом приближались
К дымящейся риге своей,
И ей из снопов улыбались
Румяные лица детей...

Это удивительное свойство русского национального характера народ пронес сквозь мглу суровых лихолетий от "Слова о полку Игореве" до наших дней, от плача Ярославны до плача вологодских, костромских, ярославских, сибирских крестьянок, героинь В. Белова, В. Распутина, В. Астафьева потерявших своих мужей и сыновей. В поэме "Мороз, Красный нос" Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

Поэма Некрасова учит нас чувствовать духовную красоту и щедрость народного характера, главной особенностью которого является обостренная чуткость к другому человеку, умение понять его, как самого себя, счастье радоваться его счастьем или страдать его страданием. В редкой поэтической отзывчивости на чужую радость и чужую боль Некрасов и по сию пору - исключительный и глубоко народный поэт.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев )

Анализ стихотворения "Мороз, Красный нос". Образ «Мороза-воеводы»

Идеальный царь

Н. А. Некрасов в своем творчестве больше писал о жизни людей, их взаимоотношениях и тяготах бедняцкого существования. Обращаясь к описанию природы, автор стремился подчеркнуть ее величественную красоту, безмятежность и порядок во всем. Для наиболее яркого представления некоторых персонажей в своих произведениях, автор использовал описание пейзажей и наделял их образами. В стихотворении «Мороз-воевода», Некрасов описывает зимнюю природу и ее красоту, наделяя главного героя волшебными силами, который по мановению волшебной палочки может сделать все.

Для изображения «Мороза-воеводы», поэт олицетворяет его в образе живого существа, который выполняет много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”. Причем большинство его действия сильно преувеличены, это указывает на представление сказочного героя. В образе Мороза-воеводы, автор показывает сильного и властного хозяина, который шагает по своим владениям. На его появление природа реагирует с радостью и любовью, для этого используется олицетворение: «яркое солнце играет в косматой его бороде».

Эпитет «косматая борода» и «солнце играет», придают образу хозяина зимы особый колорит и нежные отцовские чувства, которые возникают между умудренными жизнью взрослыми и совсем маленькими детьми. Он рачительный хозяин, который очень тщательно следит за порядком в своих владениях, всему уделит свое внимание, ничто для него не является мелочью - все важно, все ценно. «Мороз-воевода» изображен всемогущим, сильным и суровым. Он представлен героем былины, который охраняет свою землю, борется с врагами. Владения свои он обходит с «палицей», что еще больше подчеркивает в нем былинного богатыря.

Автор для описания песни, которую поет Мороз-воевода, использует эпитет «хвастливую песню поет», этим он подчеркивает, что сила богатыря действительно сказочная, а эпитет «удалую песню» говорит о том, что это нужный герой, удалой во всем и тем самым одобряет его поступки. Мороз-воевода представлен богатым и не жадным хозяином: «богат я, казны не считаю, а всё не скудеет добро». Выражение «не скудеет добро» созвучно с народным обобщением «не скудеет рука дающего». В этом произведении, Некрасов представил образ желанного героя для своего народа.

Тема поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” достаточно определенна, для поэта она является одной из основных в его творчестве – это сфера жизни, быта и бытия простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Но, пожалуй, более всего интересовал автора именно женский характер. Эта поэма целиком посвящена русской женщине – такой, какой видел ее поэт. И здесь сразу вспоминается стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом…”, в котором он называет свою Музу “родной сестрой” крестьянки, тем самым навсегда определив свою приверженность этой теме.

“Мороз, Красный Нос” – поэма о героизме и силе женщины, проявленных в единстве с природой и в противостоянии ей. Произведение основано на глубоком, детальном знании крестьянского быта. В центре поэмы – женщина во всех ее ипостасях: “баба”, “красивая и мощная славянка”, “матка” и, наконец, “женщина русской земли”. Поэт рисует национальный тип, поэтому жизнь в поэме так значима, а смерть приобретает значение подлинной

трагедии.

Героиня – “величавая славянка”, во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, –

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

“Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем одарит!”

Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что “грязь обстановки убогой к ним словно не липнет”. Такая женщина “и голод, и холод выносит”. В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.

Правда, Дарья избежала одной из “тяжких доль”: “до гроба рабу покоряться”. Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба‑злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз‑воевода предлагает ей свое царство, “голубой дворец” и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его “Тепло ли тебе, молодица?” она трижды отвечает: “Тепло”. С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.

Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: “Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока”, идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.


Другие работы по этой теме:

  1. “Мороз”. Стихотворение является прямой стилизацией и Пушкина, и Тютчева: Лихие, жесткие морозы, Весь воздух звонок, словно лед. Читатель ждет уж рифмы “розы”, Но, кажется, напрасно...
  2. МОРОЗ И СОЛНЦЕ, ДЕНЬ ЧУДЕСНЫЙ (сочинение-миниатюра по началу) Зимнее утро! Как хочется понежиться в постели. Зима. Ка­кого чуда мне ожидать в этот холодный день?...
  3. Известный художник Виктор Григорьевич Цыплаков также был и заслуженным деятелем искусства. Он брал уроки живописи в таких мастеров как Г. Шегаль, С. Герасимов, И. Грабарь....
  4. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н. А. Некрасова “Русские женщины”, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой. Поэма...