Классификация методов педагогического исследования. Характеристика основных методов педагогического исследования, их классификация


«Российская педагогическая энциклопедия» - Методы исследования в педагогике – это «приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений педагогической действительности».

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закономерности.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью разнообразных методов:

– педагогическое наблюдение;

– исследовательская беседа;

– изучение школьной документации;

– изучение продуктов деятельности учащихся;

– педагогический эксперимент;

– изучение и обобщение опыта педагогов-практиков и педагогов-новаторов;

– социологические методы исследования;

– методы математической статистики;

– теоретический анализ педагогических идей и т. д.

Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется достаточно часто, практически в любом педагогическом исследовании. Это очевидно, так как любое педагогическое явление необходимо наблюдать для накопления и фиксирования материала, который необходим для дальнейшей работы.

Исследовательская беседа . С помощью этого метода ученые выявляют отношение как воспитанников, так и воспитателей к тем или иным методам работы, что в дальнейшем помогает скорректировать данные методы и получить более высокий результат.

Изучение школьной документации и продуктивной деятельности учащихся направлен на изучение школьной документации и продуктов школьной деятельности.

Педагогический эксперимент . Сущность данного метода заключается в проверке разработанныхтеорий и гипотез в созданных условиях. Если гипотеза или теория дает положительное подтверждение на практике, исследователь дает соответствующие теоретические обобщения и выводы. В зависимости от поставленных задач различают несколько видов эксперимента: – констатирующий – проводится в начале исследования; – созидательно-преобразующий – заключается в том, что ученые разрабатывают гипотезы исследования; – контрольный – основан на проверке полученных результатов и подведения итогов.

Естественный – занимает особое место в методике педагогических исследований. Этот метод заключается в том, что анализируемый объект или явление изучается в привычном для испытуемого окружении, не нарушая обычного хода деятельности ни преподавателя, ни учащегося. Изучение и систематизация педагогического опыта новаторов . Этот метод основан на изучении и анализе работ лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что не всегда известно в педагогике то, к чему можно подойти только эмпирически, т. е. опытным путем. Если данные новшества не будут обобщены и под них не будет подведена теоретическая основа, они так и останутся достоянием одного педагога. Метод математической статистики используется для анализа полученного в ходе процесса исследования фактического результата. Теоретический анализ педагогических идей дает возможность делать научные обобщения по важным направлениям, по вопросам обучения и воспитания, а также находить новые закономерности, где их невозможно выявить с помощью эмпирических способов исследования.

Методы педагогического исследования подразделяются на:

  • эмпирические и теоретические;
  • констатирующие и преобразующие;
  • качественные и количественные;
  • частные и общие;
  • содержательные и формальные;
  • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
  • методы описания, объяснения и прогноза;
  • специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках;
  • методы обработки результатов исследования и др.

К общенаучным методам (используются разными науками) относятся:

  • общетеоретические (абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, противопоставление, индукция и дедукция, т. е. логические методы);
  • социологические (анкетирование, интервьюирование, экспертные опросы, рейтинг);
  • социально-психологические (социометрия, тестирование, тренинг);
  • математические (ранжирование, шкалирование, индексирование, корреляция).

К конкретно-научным (конкретно-педагогическим) относятся методы , которые в свою очередь подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).

Теоретические методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных. Это теоретический анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ основных понятий и терминов исследования; метод аналогий, построение гипотез и мысленного эксперимента, прогнозирование, моделирование и др.

Эмпирические методы предназначены для создания, сбора и организации эмпирического материла - фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

К эмпирическим методам относятся, например, наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, методы изучения продуктов деятельности учащихся, школьной документации, методы оценивания (рейтинг, педагогический консилиум, самооценка и т. д.), методы измерения и контроля (шкалирование, срезы, тестирование и т. п.), а также педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы. Как теоретические, так и эмпирические методы обычно используются в комплексе с математическими и статистическими методами , которые применяются для обработки данных, полученных в ходе исследования, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

ПУТИ, СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

МЕТОДАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НАЗЫВАЮТ СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

Все многообразие методов педагогического исследования можно разделить на три группы: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА, МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

Классификация методов педагогического исследования представлена в таблице 2.

Таблица 2

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы изучения педагогического опыта Методы теоретического исследования Математические методы Наблюдение Беседа

Анкетирование Изучение работ учащихся Изучение школьной документации

Педагогический эксперимент Теоретический анализ Индуктивный анализ Дедуктивный анализ Регистрация

Ранжирование

Шкалирование 1. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного

процесса.

НАБЛЮДЕНИЕ - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдения.

Этапы наблюдения:

Определение целей и задач (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

Выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - наблюдение «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

БЕСЕДА - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или уточнения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проходит по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения, ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника.

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ - разновидность беседы, при которой исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

АНКЕТИРОВАНИЕ - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом лицом к лицу, анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

ИЗУЧЕНИЕ РАБОТ УЧАЩИХСЯ. Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут предоставить сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях.

Исследовательская деятельность предполагает:

Опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;

Активное воздействие исследователя на педагогическое явление;

Измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия;

Неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют 4 этапа эксперимента:

Теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотезы;

Методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов;

Собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

Аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям организации различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный (создание искусственных условий).

По конечным целям эксперимент делится на констатирующий, устанавливающий только реальное состояние дел в процессе, и преобразующий (развивающий), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (содержания методов, форм) развития личности школьника или детского коллектива.

Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп для сравнения.

2. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

В ходе ТЕОРЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА обычно выделяют и рассматривают отдельные стороны, признаки, особенности или свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя и систематизируя их, исследователи выявляют в них общее и особенное, устанавливают общие принципы или правила.

В теоретических исследованиях используются ИНДУКТИВНЫЕ и ДЕДУКТИВНЫЕ методы. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - наоборот, от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез, оценки собранных фактов. Они связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; истори-ко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Математические методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобще

ний. Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми в педагогике, являются РЕГИСТРАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ, ШКАЛИРОВАНИЕ.

РЕГИСТРАЦИЯ - выявление наличия определенного качества у каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и часто пассивных).

РАНЖИРОВАНИЕ - расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого.

ШКАЛИРОВАНИЕ - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок.

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Метод исследования путь познания и осознания наиболее общих и широко действующих законов действит-ти, объективной реальности.

Чтобы исследователю решить поставленную задачу, необходима совокупность способов, средств и приемов научного познания, т.е.методов научного познания.

Для решения конкретных задач изучения особенностей психики и поведения человека в пед процессе применяется множество исследоват методов. Методы должны быть выбраны адекватно существу изучаемого предмета и продукту, который должен быть получен; адекватно задаче. То есть необходимо согласование методов с природой исследуемого явления.

Исследовательские методы группируются по различным признакам: по уровню проникновения в сущность выделяют группу методов эмпирического иссле-ния , основанные на опыте, практике, эксперименте, и методы теоретич иссл-ния, связанные с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущнсоть изучаемого (история, теория).

Основными иссл.методами являются наблюдение и эксперимент. Их можно считать общенаучными методами. Существует множество других, специфичных для соц наук: метод беседы, метод изучения процессов и продуктов деят-ти, метод анкетирования, метод тестирования и т.д.

Как спсобы или средства конкретизации и воплощения иссл метода используются конкретные методики психологич иссл-я. Напр, если тестирование есть исслед метод, то в качестве методик выступают конкретные тесты: опросник Кеттела, Айзенки и др.

Эмпирические методы:

1) наблюдение является одним из самых распростр, а также наиболее доступный метод изучения пед.практики. научное наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта в естественных условиях: а) определяются задачи, выделяются объекты, составляются схемы наблюдения; б)рез-ты обязательно фиксируются; в)полученные данные обрабатываются.

Для повышения эффективности наблюдениедолжно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Существуют и недостатки: набл.не вскрывает внутр стороны пед.явлений; невозможно обеспечить полную объективность инф-ции. Поэтому набл. Чаще всего применяется на нач этапах иссл-я в сочетании с др методами.

2) опросные методы:

    Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии.

    Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

    Интерьвьюирование исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Этапы составления вопросника:

Определение характера информации, которую необходимо получить;

Составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

Составление первого плана вопросника;

Предварительная его проверка путем пробного исследования;

Исправление вопросника и окончательное его редактирование.

3) изучение продуктов деятельности учащихся : письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

4) Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

5 ) метод пед эксперимента основной исследоват.метод в пед-ки и психологии(как и наблюдение; общенаучн). специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент - исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную вопроизводимость педагогических явлений и процессов.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

    теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

    методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

    собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

    аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный - создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо превосходно владеть техникой его проведения, нужны особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Теоретические методы:

1) моделирование воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого (минимальная по размерам, воспроизводящая оригинал).

Есть еще модели мысленные, которые называются идеализированные.

2) идеализированная модель – любое теоретическое представление, сложившееся в результате наблюдений и экспериментов.

3) Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены:

- составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;

- реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;

- конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы;

- ; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи;

- цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями:

- Регистрация - метод выявления наличия определенного качества у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, количество активно работающих на занятии и пассивных).

- Ранжирование (или метод ранговой оценки) требует расположения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и, соответственно, определения места в этом ряду каждого из исследуемых (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).

- Шкалирование - введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений. Для этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок. Например, в вопросе о занятиях какой-либо деятельностью в свободное время нужно выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь.

Статистические методы применяются при обработке массового материала - определении средних величин полученных показателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп)

Метод исследования – способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности.

Теоретические: анализ, контент-анализ, ретроспективный анализ, абстрагирование, аналогия, систематизация, конкретизация, моделирование

Эмпирические: опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование), эксперимент, наблюдение, социометрические методы, тренинги

Традиционно-педагогические методы

Традиционными будем называть методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у истоков педагогической науки.

Наблюдение - наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики.

Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренних сторонпедагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации.

Изучение опыта - еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.

С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых условиях. Поэтому данный метод нередко называют историческим.

Изучение продуктов ученического творчества - домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов - о многом скажет опытному исследователю.

Беседы - традиционный метод педагогических исследований.В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Разновидность беседы, ее новая модификация - интервьюирование, перенесенное в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает

публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.

Педагогический эксперимент - это научно поставленныйопыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы - это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов

прямо зависит от соблюдения условий эксперимента.

В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

1) констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

2) проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

3) созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперименты.

Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Объектами естественного эксперимента

чаще всего становятся планы и программы, учебники и учебные пособия, приемы и методы обучения и воспитания, формы учебно воспитательного процесса.

Лабораторный используется тогда, когда надо проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных нужно обеспечить особенно тщательное наблюдение за испытуемым, при этом эксперимент переносится в специальные исследовательские условия.

Педагогическое тестирование

Тестирование - это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью,

возможностью автоматизации. Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, надо указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученное™ - выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным дисциплинам.

Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы. Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть.

Методы изучения коллективных явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения - массовые опросы участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, де-

шевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сейчас в педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д. Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество - возможность представить полученные данные в наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.

Количественные методы в педагогике

Качество - это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для"моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации

учебно-воспитательного процесса. Методы первой группы хорошо известны и достаточно широко применяются.

Статистический метод содержит следующие конкретные методики.

Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества.

Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность.Все более мощным преобразующим средством педагогических

исследований становится моделирование. Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это

метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность редставления информации. Моделирование успешно применяется для решения следующих задач:

Оптимизации структуры учебного процесса;

Улучшения планирования учебного процесса;

Управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом;

Диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

Педагогическое исследование представляет собой поиск способов и путей усовершенствования педагогического процесса. Такие пути и и есть методы педагогического исследования. С их помощью удается добыть информацию о том или иной изучаемом предмете, провести ее анализ и обработку, после чего включить ее в систему известных знаний.

Классификация методов педагогического исследования

Исследования классифицируются несколькими способами. Так по выделяют:

· Теоретические и причинно следственного анализа, сравнительно-исторический анализ.

· Практические методы: беседа, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

В зависимости от источников информации методы педагогического исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа существующего педагогического процесса. По способам обработки анализа тех или иных данных выделяют такие методы, как метод анализа и метод количественной обработки материала.

Некоторые методы педагогического исследования

1. Наблюдение как метод педагогического исследования является наиболее доступным и распространенным. Под наблюдением подразумевается заранее подготовленное и организованное восприятие процесса, явления или объекта в естественных условиях. Следует отметить, что несколько отличается от так называемого житейского. Во-первых, в научном наблюдении ставятся конкретные задачи, разрабатываются схемы наблюдения, выделяются объекты. Во-вторых, полученные результаты нужно обязательно зафиксировать. В-третьих, полученные данные обязательно обрабатываются. О высокой эффективности наблюдения можно говорить в том случае, если оно будет систематическим, разносторонним, длительным, массовым и объективным. Так как наблюдение не занимается раскрытием внутренней стороны педагогического исследования, то применяют его лишь на начальном этапе исследования, в купе с другими методами.

2. Изучение опыта - один из самых древних методов педагогического исследования. В широком смысле изучении опыта подразумевается организованную которая направлена на установление исторических связей обучении и воспитания, а также вычленение устойчивого общего в воспитательно-учебных системах. Благодаря такому методу проводится анализ путей решения проблем, а также выводится взвешенное заключение о необходимости применения этих решений в новых исторических условиях.

3. Изучение продуктов ученического творчества, таких как, классных и домашних работ, рефератов, докладов, сочинений, а также результатов технического и эстетического творчества. Подобный метод имеет широкое применение, например, его используют при оценке индивидуальных особенностей учеников, их наклонностей, интересов и отношения к различным обязанностям и делам. Организация педагогического исследования таким методом также требует тщательного планирования, а также подготовки к умелому использованию с другими методами.

4. Беседы, диалоги, дискуссии - это то, что помогает выявить отношения людей, их намерения, чувства, позиции и оценки в отношении того или иного явления. Педагогическая беседа имеет особенности: она характеризуется заранее продуманными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир исследуемых, а также выявить причину появления того или иного поступка.

5. Эксперимент - это своего рода наблюдение, только в данном случае экспериментатор наблюдает за тем процессом, который он сам же планомерно осуществляет. Так, педагогический эксперимент может проводиться с группой учеников, школой или сразу же с несколькими школами. Насколько надежным окажется эксперимент, во многом зависит от соблюдения всех его условий.

6. Тестирование - один из самых популярных методов педагогического исследования. Он представляет собой целенаправленное и одинаковое обследование всех испытуемых, которое должно проводиться в строго контролируемых условиях. Тестирование от других методов исследования отличается доступностью, точностью, простотой и возможностью автоматизации.

7. Анкетирование - массовый сбор материала, который осуществляется посредством заранее разработанных опросников, так называемых анкет. Анкетирование основывается на том предположении, что анкетируемый человек будет честно отвечать на приведенные в анкете вопросы. Однако, как показывает статистика, на практике подобные ожидания оправдываются лишь на половину, что резко подрывает доверие к анкетированию как к объективному методу получения данных.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова»

Факультет педагогики и методики начального образования

Реферат на тему: «Понятие педагогического исследования. Классификация исследований»

студентки 2курса ОЗО

Горбенко Евгении Анатольевны

метод педагогический исследование анкетирование

Под методикой педагогического исследования подразумевают совокупность принципов, методов, приемов, техники, процедур и организации собственно исследовательской работы, т.е. изучение педагогических явлений, решение научных проблем в учебно-воспитательном процессе. К настоящему времени это достаточно развитая отрасль педагогической науки. Есть методы, исторически давно сложившиеся и ставшие уже традиционными, но есть и такие, которые возникли относительно недавно, или создаются в настоящее время. обрабатываются ранее известные; используется современная компьютерная, вычислительная и видеотехника.

Методы педагогического исследования, хотя и весьма условно, можно подразделить на две большие группы: общенаучные и конкретно-педагогические. Возможно еще и такое деление: методы теоретического исследования, моделирование, формализация, теория вероятностей; системный, структурно-функциональный, статистический анализ. Логические методы: сопоставление и сравнение, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, доказательства, обобщение и абстрагирование. На их характеристике мы не останавливаемся.

Есть также методы практические (в отличие от теоретических), имеющие задачей создание, сбор и организацию эмпирического материала -- фактов педагогического содержания, продуктов воспитательной деятельности.

Существуют классификации методов исследования по источникам накопления информации, по изучению педагогического процесса в естественных условиях, то же -- в специально измененных условиях, по способу обработки и анализа данных исследования.

Прежде чем перейти к изложению вопросов методики исследования, подчеркнем: источники предшествуют методам. Это надо понимать так: до того, как применять методы как инструмент исследования, надо иметь базу фактов и сами факты. Ибо именно они побуждают исследователя, увидевшего педагогическую проблему, сформулировать ее в виде проблемы научной, а затем уже обратиться к методам исследования. Короче говоря, идея об источниках и фактах предшествует идее о методах исследования. Сама идея о научном поиске начинается тогда, когда обнаруживается расхождение, противоречие, разрыв между каким-либо новым, неизвестным фактом и известной теорией.

Вкратце рассмотрим методы педагогического исследования, не придерживаясь строгой классификации. Дело в том, что исследователь использует их в комплексе, хотя на отдельных этапах деятельности обращается то к одному, то к другому методу.

Наблюдение (обсервационные методы) -- универсальный метод многих наук: психологии, биологии, химии, астрономии, а также педагогики. Чтобы подчеркнуть, что мы говорим о наблюдении явлений воспитания, впредь будем его называть педагогическим наблюдением. Сам термин “педагогическое наблюдение” имеет ряд значений: житейский смысл (“Последи за ребенком, не выбежал бы на дорогу”); наблюдение практического педагога (воспитателя, учителя, преподавателя); наблюдение контрольное (инспектора, директора, администрации школы); учебное наблюдение (студента-практиканта, курсанта, слушателя, учителя-стажера) и наблюдение исследователя. О последнем мы поговорим более подробно.

Педагогическое наблюдение -- метод познания педагогического процесса и явлений воспитания путем целенаправленного, планомерного, непосредственного их восприятия, прослеживания за изменением и развитием условий и результатов воспитательной практики. Педагогическое наблюдение проводится как в естественных, так и в экспериментальных условиях. Оно может быть организовано и в школе, и во внешкольных и дошкольных учреждениях, и в семье, и в оздоровительных лагерях, и в вузе, и в трудовом коллективе, -- словом, всюду, где изучается и исследуется опыт воспитания, обучение, педагогическое явление.

Наблюдение бывает невключенным и включенным.

Педагогическое наблюдение проводится не случайно и стихийно, а целенаправленно и планомерно. Для этого необходима предварительная подготовка. Исходя из темы, задач исследования, конкретной, избранной научно-педагогической проблемы, надлежит сформулировать цель и задачи наблюдения, наметить его объект, место и календарные сроки, определить участников. Следует также подготовить план, вопросы, последовательность, организацию наблюдения.

Опросные методы: беседа, анкетирование, интервью достаточно широко распространены в педагогическом исследовании.

Беседа -- это обмен суждениями, мыслями двух (диалог) или нескольких лиц, группы. Есть ее ведущий и другие участники. Она имеет разные формы.

Катехизическая (от греч. katechesis -- наставление, поучение) -- вопросно-ответная форма изложения темы (первоначально -- христианского вероучения): формулируется вопрос и тут же дается на него ответ

Эвристическая (от греч. heurisko-- нахожу) -- система обучения, при которой задается серия наводящих вопросов.

В педагогике различают три варианта беседы по ее назначению: информационную, воспитательную и исследовательскую.

В информационной беседе ее ведущий сообщает собеседникам новую информацию, например, из области науки, техники, искусства, политики, спорта.

Предназначение воспитательной беседы -- объяснить, внушить собеседникам представления и понятия о принципах и нормах Конечная цель такой работы -- формирование поведения личности.

Исследовательская беседа предполагает получение ее руководителем новой информации педагогического содержания от самих собеседников. Искусство исследовательской беседы в том и состоит, чтобы через серию вопросов “выудить” у собеседников как можно больше новой информации по теме исследования, узнать больше фактов

Ценность беседы как метода заключается в том, что это всегда живой контакт исследователя с объектом изучения. Непосредственное общение дает возможность варьировать вопросы, задавать уточняющие. Исследователь при этом нередко получает сведения о таких ценных фактах, о наличии которых и не подозревал.

Анкетирование -- метод письменного опроса, подробно разработанный в социологии. В настоящее время анкетирование широко используется и в педагогическом исследовании, и особенно в социальной педагогике.

Анкета - это опросный лист из серии упорядоченных вопросов и высказываний. Есть два варианта ответов: выборочный, когда из нескольких предлагаемых и анализируемых респондент выбирает тот, который соответствует (или наиболее близок) лично ему, и конструктивный, при котором анкетируемый сам формулирует ответ.

Достоинства анкетирования: оно позволяет в сравнительно короткий срок получить много информации. Его данные можно подвергнуть количественному анализу, обратившись к статистическим методам, использовать вычислительную технику. Так будет схвачена обобщенная картина педагогического явления.

Интервью (от англ. interview-- беседа)-- один из основных видов опроса через беседу, которую проводит исследователь по заранее намеченному плану либо с одним лицом, либо с группой. Их ответы и служат материалом педагогического содержания для последующего анализа, интерпретации и обобщения, разумеется, в совокупности с материалом, полученным и другими методами. Интервью бывают свободными: интервьюеру предоставляется свобода в постановке, формулировке и порядке вопросов, в их количестве, но при условии, что они соответствуют теме исследования. Интервью полустандартизированное: когда интервьюер использует строго необходимые и потому заранее намеченные, а также возможные и вариативные вопросы. Стандартизированное интервью проводится на основе строго сформулированных вопросов в точной последовательности -- по опросному листу. Ответы бывают открытыми (любыми возможными) или закрытыми, т.е. только теми, которые содержатся в опросном листе. Материал интервью анализируется.

К опросным методам близко примыкают характеристика и сочинения как методы исследования.

Характеристику как метод можно подразделить на независимую и свободную. Независимая характеристика имеет в виду получение характеристики на одно и то же лицо от разных людей по одной и той же теме. Свободная характеристика предполагает описание разными людьми какой-либо одной черты личности, но разных людей.

Сочинения как метод исследования в чем-то схожи с характеристиками. Группа людей пишет свободное сочинение на заданную тему, интересующую исследователя. Объем работы не определяется.

Метод биографий. Изучение биографий известных ученых, писателей, других деятелей искусства и культуры, спорта, героев труда, войны, революции, политических деятелей и т.д. дает богатый фактический материал педагогического содержания. Исследователь анализирует условия, в которых они формировались как личности: какая была семья, окружающая социальная среда, увлечения, где учился, кем и где работал, что, по мнению исследователя, способствовало развитию, формированию и становлению таланта, выдающихся черт личности. Достоинство метода биографий в том, что исследователь берет для изучения жизнь и деятельность тех людей, которые, как правило, себя уже проявили выдающимися способностями, практическими делами и стали известны обществу. Он мысленно восстанавливает (реконструирует) условия их жизни и развития, ищет движущие силы формирования выдающихся способностей личности. Этот метод труден тем что требует длительной, иногда продолжающейся годами, кропотливой работы исследователя. При этом практически невозможно прибегнуть к помощи статистики, вычислительной техники. Зато результаты исследовательской работы сторицей вознаграждаются добытыми фактами, прежде всего педагогического содержания, но и не только: исследователь имеет дело с фактами, относящимися к широкому спектру истории науки, культуры, социологии и т.д.

Педагогический эксперимент (от лат. experiment -- проба, опыт). Это хотя и сложный и трудоемкий, но, пожалуй, самый продуктивный метод педагогического исследования. Дело в том, что педагогические процессы, проходящие в привычных условиях, не всегда содержат готовый материал по теме, интересующей исследователя. И поэтому методом обычного наблюдения трудно накопить фактический материал. Тогда исследователь искусственно создает такие условия, при которых проявились бы те явления, которые он изучает. Иначе говоря, он прибегает к педагогическому эксперименту, в котором используется комплекс методов: наблюдения, беседы, статистические исследования и др. Эксперимент проводится в специально создаваемых (в этом смысле -- необычных, искусственных) и в то же время -- контролируемых условиях и ситуациях. Эксперимент-- это постановка своего рода “педагогического опыта” для проверки степени эффективности методов, приемов обучения и воспитания. Эксперимент позволяет вычленять те или иные педагогические явления, изменять ситуацию протекания педагогических процессов и по необходимости повторять их.

В зависимости от особенностей проведения в педагогическом исследовании используются различные виды экспериментов.

Констатирующий эксперимент предполагает опытную работу в несколько измененных контролируемых условиях. Например, при изучении степени эффективности использования технических средств в обучении на обычном (традиционном) уроке занятия проводятся с применением аппаратов и оборудования, притом -- на разных этапах урока, а также без технических средств. Результаты усвоения учащимися материала сравниваются и делаются выводы: есть ли разница в эффективности обучения с применением ТС или нет; если есть, то в чем, и какая?

Преобразующий эксперимент (его еще называют созидающим) имеет в виду значительное и даже существенное изменение условий, иногда среды протекания педагогического процесса. К примеру, одну и ту же тему по литературе в одном и том же классе изучают на уроках, традиционных по структуре: опрос, изложение нового материала, закрепление, проверка усвоенного. В другом классе ее изучают в иной организации -- в форме деловой игры, «праздника» и т.д. В этом случае меняются, преобразуются и ситуация, и обстановка проведения занятий. Результаты усвоения материала также анализируются и делаются выводы об эффективности той или иной организации занятия.

Лабораторный эксперимент в отличие от естественного, который проводится в обычных и привычных условиях, организуется в специальной лаборатории. Здесь используются специальные приборы и оборудование, воспроизводящие педагогическую ситуацию, фиксирующие соответствующие реакции исследуемых. Например, при изучении реакции поведения школьницы 2-го класса в специальном помещении ей одной показывают сцены, разыгрываемые куклами (своеобразный кукольный театр). По сюжету демонстрируются и сцены, вызывающие восторг, и сцены конфликтных отношений и т.п. варианты поведения. Приборы фиксируют реакцию девочки на эти сцены: сочувственную, радостную, порывается помочь пострадавшему; сожаление, безразличие и т.д. Зафиксированные данные сравниваются с соответствующими сценами, которые вызвали те или иные переживания. Делаются выводы.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены ранее при проведении констатирующего, преобразующего или лабораторного экспериментов. Он организуется в виде повторного или перекрестного. Повторный проводится как дублирование уже состоявшегося эксперимента. Перекрестный имеет в виду перемену местами экспериментальной группы (ЭГ) с контрольной (КГ): бывшая экспериментальная группа в перекрестном эксперименте становится контрольной, а бывшая контрольная -- экспериментальной.

Сравнивая результаты повторного и перекрестного экспериментов, мы можем судить, насколько достоверны полученные факты и материалы, в какой мере их можно использовать для последующего анализа.

Тест (от англ. test-- испытание, исследование, проверка)-- это объективное и стандартизированное измерение выборки поведения индивида. Говоря образно, из “моря” выхватываем “каплю”, анализируем ее особенности и по ней судим обо всем “море”. Полученные результаты поддаются статистической обработке.

В зависимости от назначения различают тесты достижений, интеллекта, креативности (способностей), личностные и др.

Оценочные шкалы (от лат. scala-- лестница) как самооценка и рейтинг. Самооценка предполагает оценку индивидом по определенным параметрам своих достижений, личностных качеств, действий, поступков и т.п. Причем устанавливается шкала оценок в баллах, процентах или других количественных показателях, которые затем подвергаются статистическому анализу и качественной интерпретации. Слабая сторона этого метода состоит в значительной субъективности оценок индивидом собственных личностных качеств, действий, поступков и поведения.

Рейтинг (от англ. rating-- оценка, порядок, классификация, класс, разряд) -- это метод субъективной оценки какого-либо явления по заданной шкале. Подобные оценки дают эксперты (компетентные судьи). В их роли выступают, в частности, опытные методисты, директора школ, педагоги-новаторы, ученые-психологи, преподаватели вузов, сотрудники научных центров, института повышения квалификации и т.п. Например, при исследовании профессиональной квалификации учителя и установлении уровня его педагогического мастерства эксперты в соответствии с предложенной шкалой дают оценку отдельным качествам и действиям педагога. Данные анализируются: количественный анализ проводится по специальной формуле, и, кроме того, дается качественная оценка.

Педагогический консилиум (лат. consilium-- совещание, обсуждение) как метод педагогического исследования впервые разработан и предложен Ю.К. Бабанским в 70-е годы. Сейчас консилиум используется чаще всего в педагогической диагностике.

Заканчивая разговор о методах педагогического исследования, подчеркнем, что они используются не отдельно, а в комплексе, дополняя друг друга. Например, педагогические факты, накапливаемые наблюдением, дополняются фактами, добытыми опросными, экспериментальными и другими методами. Каждый метод имеет и сильные, предпочтительные, и слабые стороны, которые в сочетании перекрываются.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интервью, анкетирование, беседа как методы исследований в педагогике для установления текущего состояния педагогического явления. Виды анкетирования: сплошное, выборочное и личное. Классификация вопросов анкеты. Проверка анкет, их типичные варианты.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Определение понятия наблюдения. Основные виды и этапы процесса наблюдения. Главные требования, предъявляемые к процессу наблюдения. Эмпирический метод изучения человека в педагогической практике. Основные достоинства и недостатки метода наблюдения.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2012

    Предметы и объекты различных отраслей педагогики и психологии. Основные общенаучные принципы психолого-педагогического исследования и требования к процессу его проведения. Сущность, достоинства и недостатки методов наблюдения и экспертных оценок.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2014

    Характеристика теоретических и математико-статических методов педагогического исследования. Виды, формы и методы контроля и оценки учебной деятельности учащихся. Технология (этапы) формирования коллектива. Накопление фактов о педагогическом явлении.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2014

    Понятие педагогического исследования, общая классификация методов психолого-педагогических исследований. Характерные черты эмпирических и теоретических исследований. Пути внедрения результатов исследования, характерные ошибки при выборе методов.

    реферат , добавлен 03.12.2010

    Виды педагогических методов наблюдения в спорте. Объекты педагогического наблюдения. Специфические приемы регистрации наблюдаемых явлений и фактов. Педагогический анализ и оценка. Подготовка исследователя к проведению педагогического наблюдения.

    реферат , добавлен 13.11.2009

    Виды методов обучения: преподавание, учение и контроль. Основные функции педагогического контроля: оценочная, стимулирующая, развивающая, обучающая, диагностическая и воспитательная. Психолого-педагогические аспекты тестирования и правила его проведения.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2011

    Схема построения педагогического эксперимента. Определение оптимального числа промежуточных исследований. Классификация педагогического эксперимента, методические особенности его проведения. Специфика построения схемы многофакторного эксперимента.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Классификация (группировка) специфических методов исследования в физическом воспитании. Разновидности методов организации учебно-воспитательной работы в опытных группах. Сбор текущей и ретроспективной информации. Сущность педагогического наблюдения.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Компьютер как инструмент педагогического исследования. Конструирование логики педагогического исследования. Построение основной гипотезы исследования. Фиксация данных педагогического исследования. Автоматизация процесса анкетирования и тестирования.