Дидактическая игра «Одень куклу. Дидактические игры для дошкольников на тему: «Одежда, обувь, головной убор
Ирина Ткаченко
Игра – огромное окно , через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В. А Сухомлинский
Одним из главных видов игровой деятельности является дидактическая игра . Именно дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Именно она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.
Цель дидактического пособия : формирование у детей представления о человеке, частях тела; различения пола человека; знакомство с сезонными предметами одежды; обобщить знания детей о всевозможных тканях и их происхождении.
Представленные дидактические игры можно применять с детьми начиная с младшего дошкольного возраста.
«Ткани на ощупь»
Цель : Развивать тактильные ощущения, грамматический строй речи, память, мышление; формировать знание цвета.
Дидактический материал : Каталог тканей.
Ход игры:
1. Предложить ребёнку потрогать ткани, при этом назвать, какая ткань : (мягкая, гладкая, тонкая и т. д.) . Предложить найти пару к кусочкам ткани (другого цвета, но такого же качества) .
2. Разделить ткань на две кучки : ткань для зимы и для лета. Чем отличаются?
«Магазин тканей»
Цель : Совершенствовать знания детей в различении тканей по качеству и определение, какую одежду из них можно пошить, закрепить знания цветов и их оттенков.
Дидактический материал : лоскуты ткани разного качества и цвета.
Ход : Воспитатель объявляет аукцион по продаже ткани. Объясняет, что каждый участник может купить для своей куклы отрез ткани для любого наряда, если он даст правильное описание качества ткани, цвета и определит, какое изделие из неё можно пошить.
«Одень на прогулку »
Цель : Познакомить с сезонной одеждой; с одеждой, которая подходит мальчику или девочке; развитие мелкой моторики.
Дидактический материал : Куклы из картона : мальчик и девочка, наборы одежды к ним для прогулок в разное время года.
Ход : Воспитатель называет время года, дети одевают своих кукол по сезону и по своему вкусу.
«Магазин одежды»
Цель : закрепить знания детей о профессии продавца, воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд;
Дидактический материал : Плоскостная одежда из различных тканей.
Ход : Воспитатель объявляет, что в продажу поступила одежда для кукол. Можно купить любую одежду, но для этого надо её описать. Например : «Покажите мне, пожалуйста, синий сарафанчик с цветочками» или «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком» . Далее роль продавца исполняет один из детей.
«Модное шоу»
Цель : Развитие чувства вкуса, воспитание уверенности в себе; развитие речи.
Дидактический материал : Картонные куклы , набор одежды из картона с наклеенным различным материалом.
Ход : Ребёнок показывает модели одежды и рассказывает из какой ткани изготовлена эта вещь. Поощряется умелый подбор одежды.
Предметы, которые мы рассматриваем, воздействуют на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твёрдость (или мягкость), шероховатость и так далее; издаваемые звуки или слова, воспринимает наше ухо.
Детям с нарушениями зрения требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.
Для того, чтобы развитие восприятия у детей с нарушениями зрения шло успешно, прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные, наглядные и практические методы и проводить не просто в игровой форме, а игровым методом, поэтому мною была разработана дидактическая игра на формирование навыков бисенсорного и полисенсорного восприятия «Одень куклу по сезону».
Актуальностью данной игры для дошкольников с нарушением зрения послужило нарушение их контакта с окружающей действительностью: они не умеют общаться, ориентироваться и знакомится с окружающими их предметами, так как им недоступно огромное количество явлений внешнего мира, такие дети не могут полноценно наблюдать многообразие красок вокруг них, но могут видеть отдельные предметы, подойдя к ним вплотную, взяв их в руки. Они видят только то, что им показывают, наблюдают за тем, на что обращают их внимание. Зрительные возможности детей различны, поэтому включение сохранных анализаторов, в том числе, осязательного, имеет огромное значение в восприятии.
Цель игры заключается в расширение представлений дошкольников о свойствах и назначении предметов сезонной одежды посредством выделения ее осязательных признаков.
Задачи: совершенствовать навыки тактильно-двигательного восприятия при дифференцировке ткани по фактурным признакам; развивать умение выполнять поисковые действия с опорой на слуховую инструкцию педагога и полученные ранее знания о предметах сезонной одежды.
Правила игры:
1 этап. Ребенку предлагается картинка с изображением животного(1) и растения (2), которые он должен назвать при этом тактильно их обследовать.
2 этап. Ребенок с открытыми глазами обследует кусочки ткани сделанные из шерсти животного (1) и растения (2).
3 этап. Ребенок с закрытыми глазами обследует кусочки ткани из овечьей шерсти (1), хлопка (2) и выбирает лишний.
4 этап. Ребенок с открытыми глазами по картинкам с изображением одежды зимней (1), летней (2) называет ее (одежду).
5 этап. Ребенок с открытыми глазами тактильно обследует кусочки ткани с опорой на картинки с изображением зимней одежды (1), летней одежды (2) и называет животного (1), растение (2) из которого сделана эта одежда.
6 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать тактильно кусочек ткани варежек (1), джинсовых брюк (2).
7 этап. Ребенок с открытыми глазами рассматривает картинки с изображением всех времен года и называет их.
8 этап. Ребенок с открытыми глазами выбирает из представленных картинок холодное время года (1), теплое время года (2).
9 этап. Ребенку с открытыми глазами предлагается выбрать картинки с изображением одежды которую носим в холодное(1), теплое (2) время года.
10 этап. Ребенку с закрытыми глазами предлагается выбрать ткань для холодного (1), теплого (2) времени
11 этап. Ребенку предлагается с открытыми глазами одеть куклу для холодного (1), теплого (2) времени года в одежду из тканей
(картинок с изображением одежды).
Игра рассчитана на старший дошкольный возраст.
где (1) – овечка – шерсть, (2) – хлопок – изделия из хлопковой ткани
Игра проста в применении и будет прекрасным пособием для воспитателей, которая поможет эффективнее развивать возможности личности ребенка.
Наталья Веселкова
Одним из главных видов игровой деятельности является дидактическая игра . Именно дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Именно она обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей дошкольного возраста.
Данное дидактическое пособие «Одень куклу девочку , мальчика» формирует у детей представление о человеке, частях тела, различие пола человека. Закрепляет цвета, развивает мелкую моторику, наглядно-действенное мышление. Развивает умение у детей различать и называть предметы одежды, узнавать ее на картинках.
Описание : Две куклы из плотного фетра : мальчик и девочка. Набор предметов одежды по цветам. Элементы игры крепятся с помощью липучек.
1. Игра "Подбери по цвету".
Цель. Учить подбирать одежду одного цвета к силуэту куклы ; закрепить знание основных цветов (синий, красный, желтый, зеленый, развивать внимание, мышление, мелкую моторику; воспитывать аккуратность.
2. Игра "Одень мальчика ", "Одень девочку ".
Цель : Развивать умение дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, называть предметы одежды, последовательно одевать куклу .
Публикации по теме:
Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу Машу» Сюжетно-ролевая игра «Накормим куклу Машу». Цель: -способствовать проявлению интереса к труду взрослых, формировать представления о назначении.
Дидактическая игра «Одень дерево» Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Одень дерево». Она очень проста в исполнении. Скачала с.
Дидактическая игра "Оденем куклу" предназначена для детей 2-4 лет. Цель игры:научить ребёнка складывать целое из 3-х частей, познакомить.
Дидактическая игра «Оденем куклу». Возраст детей, для которых предназначена игра 5-7 лет. Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Закрепить уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. 2. Обогащать сюжет детской игры.
Конспект НОД по развитию речи «Одень куклу на прогулку» НОД по развитию речи в младшей группе. Рассматривание одежды куклы Маринки. Одевание куклы на прогулку. Цель: уточнить представления детей.
Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.
НОД по развитию речи в средней группе. Коммуникативная деятельность «Описание одежды. Одень куклу» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская. Цели: учить описывать предметы одежды, подбирать одежду.
Конспект дидактической игры:
«Одеваем куклу Катю»
для детей младшей группы
Провела: Мергенова.Ю.В.
с.Троицкое, 2017г.
Цель:
Уметь подбирать предметы одежды по назначению.
Задачи:
1.Учить запоминать последовательность одевания на прогулку.
2.Акти¬визировать в речи словарь.
3.Воспитывать заботливое отношение.
Словарь:
весенняя, тёплая.
Материал (оборудование):
кукла; предметы одежды, алгоритм одевания.
Ход занятия:
Сюрпризный момент. Перед детьми сидит кукла Катя в платье и туфельках. Рядом - красивая коробка.
Воспитатель
: Говорит детям, что Катя собралась на прогулку. Спрашивает: «Можно ли сейчас в платье идти на прогулку? Уточняет, какое время года, какая погода. «В коробке,- говорит и показывает воспитатель, - Картина одежда». Предлагает помочь кукле собраться на прогулку.
Дети: Проявляют интерес, рассматривают. Называют время года. Соглашаются помочь кукле одеться на прогулку.
Показывает алгоритм одевания.
Дети:
Называют предметы одежды по алгоритму. Запоминают последовательность одевания.
Словарь:
весенняя, тёплая.
Дети:
повторяют слова - весенняя, тёплая.
Воспитатель:
Предлагает достать из коробки одежду, которую надо одевать весной. Какую одежду вы выбрали? Просит начать одевать куклу Катю. Спрашивает, что сначала надо одеть? Воспитатель последовательно одевает на Катю: носки, брюки, сапожки, кофту, шапку, пальто, шарф.
Дети:
Наблюдают за действиями педагога, проговаривают названия одежды. Выбирают одежду, подсказывают кукле и воспитателю, что, за чем следует одевать.
Воспитатель:
- Кукла одета и может идти гулять. Давайте с вами покажем, как мы будем одеваться.
Физминутка
«Песенка для одевания»
Мы на пухлые ручонки, надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова: ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки на твоей одежке:
Пуговки и кнопочки, разные заклепочки.
На мою малышку наденем мы штанишки.
А теперь на ножки – носочки и сапожки!
Повторяй за мной слова: ножка – раз, и ножка – два!
Хоть устали одеваться, но не будем возмущаться!
Что осталось – голова? Вот и шапочка – раз, два! Ирина Гурина
Дети: Выполняют движения по тексту.
Воспитатель приглашает детей на совместную прогулку с куклой Катей.
Муниципальное дошкольное образовательное казенное учреждение «Детский сад «Харада»
Конспект дидактической игры:
«Кукла Грязнуля»
для детей младшей группы
Провела: Учурова. С.В.
с.Троицкое, 2017г.
Задачи:
Воспитательная - воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Обучающая: учить называть названия предметов, действий, познакомить с предметами личной гигиены, формировать активный словарь.
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.
Материалы и оборудование:
Кукла, тазик с водой, предметы личной гигиены, картины с изображением умывания.
Методы и приемы:
Словесный - вопросы воспитателя, художественное слово.
Наглядный - показ картинок, показ умывания куклы.
Игровой - укладывание куклы спать.
Сюрпризный момент.
Ход занятия .
Стук в дверь.
Ой, ребята, кто это к нам пришел? - (открывают дверь, смотрят: стоит кукла Маша)
Эта кукла Маша. Какая она грязная! Она, ребята, что-то говорит.
Ребята, Маша гуляла на улице и испачкалась. Что нужно сделать, чтобы Маша была чистой?
Ответ детей - умыться. Правильно, надо Маше умыться. А для этого нам нужны предметы, которые лежат в этом чудесном мешочке. Давайте мы посмотрим, что там внутри. Воспитатель достает из мешочка мыло, полотенце, мыльницу и ванночку. Спрашивает у каждого ребенка, что это и объясняет для чего они нужны.
Молодцы ребята! А сейчас мы с вами вспомним стихотворение о водичке.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Посмотрите, вот у меня на столе два тазика с водой. В одном тазике горячая вода, в другом холодная. Я смешаю горячую и холодную воду, и будет вода теплая. Этой водой мы и будем купать Машу.
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Теплую водичку льем на нашу Машу.
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое
И густой гребешок.
И зубной порошок!
Дети следят за действиями воспитателя, помогают намыливать, называют части тела, льют воду на куклу.
Ребята, посмотрите, Маша чистая стала, красивая. Давайте вытрем ее полотенцем,завернем в чистую пеленку и уложим спать Давайте ей споем песню:
Баю-баю,баиньки баиньки,
В огороде заиньки!
Зайки травоньку едят,
Маше спать велят.
Вот Маша и уснула. А вода в ванночке грязная и мыльная, ее надо вылить. Мыло надо убрать в мыльницу, а полотенце повесить на место и посушить.
Вот Маша и уснула, и нам пора, ребята.
Итог.
Ребята, что мы сегодня делали? Правильно, купали куклу Машу. А что еще делали?(спать укладывали) . А что лежало в чудесном мешочке? (дети называют предметы гигиены)
Дидактическое пособие «Оденем куклу»
Описание пособия:
1. силуэты кукол (девочка и мальчик)
2. комплекты одежды по сезонам:
Набор предметов одежды для мальчика
Набор предметов одежды для девочки
Элементы игры крепятся с помощью липучек
Дидактическое пособие «Оденем куклу» предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет. Играть с пособием может разное количество детей.
Оно может быть задействовано на занятиях разнообразного содержания - подходит для работы на индивидуальных и на групповых занятиях, доступно детям для самостоятельной деятельности.
Работа с пособием способствует:
Формированию у детей представлений о человеке (о частях тела, различение пола человека)
Развитию мелкой моторики
Подготовке руки к письму
Формированию навыков самообслуживания
Развитию сенсорных способностей
Повышению познавательной активности
Совершенствованию психических процессов (ощущение, внимание, воображение, память, мышление)
Обогащению представлений об окружающем мире
Закреплению знаний о временах года
Закреплению знаний о сезонных предметах одежды и последовательности надевания одежды
Закрепление знаний об одежде, которая подходит мальчику или девочке
Обогащению речи детей
Формированию дружеских взаимоотношений и положительной мотивации к организованной деятельности
При организации игровых занятий необходимо:
Эмоциональное сопровождение объяснений, показа действий;
Использование художественного слова;
Перевод специально организованной деятельности в свободную игровую.
Варианты использования дидактического пособия «Оденем куклу»
1. Игра «Называлка» (для детей 3-4 детей)
Цель: научить детей узнавать и называть предметы одежды.
Ход: воспитатель показывает детям предмет одежды, а дети называют что это, какого цвета, кому его одеть (мальчику или девочке).
2. «Подбери по цвету» (для детей 3-4 года)
Цель: научить детей группировать одежду по цвету.
Ход: дети подбирают одежду определенного цвета и наряжают кукол.
3. Игра «Рисовалка» (для детей 3-5 лет)
Цель: научить детей обводить силуэты по контору, развивать моторику рук.
Ход: детям предлагается силуэт одежды, обвести его контур, а затем раскрасить его цветными карандашами и украсить узорами.
4. «Кто быстрее» (для детей 3-4 лет)
Цель: одеть правильно куклу, подбирая элементы по цвету.
Ход: соревнуются один мальчик и одна девочка. Мальчик подбирает одежду для куклы мальчика, а девочка – для куклы девочки. Кто быстрее и наряднее оденет, тот победитель.
5. «Найди пару» (для детей 3-5 лет)
Цель: собрать обувь по парам.
Ход: на игровой поверхности произвольно распределены разноцветные ичиги, туфли. Дети группируют обувь по парам (по цвету и орнаменту).
6. Игра «Узнавалка» (детей 4-5 лет)
Цель: научить детей определять предмет одежды на ощупь, и правильно называть ее.
Ход: силуэты одежды распределены на игровой поверхности. Одному игроку завязывают глаза. Он наугад берет один силуэт и на ощупь определяет, что за предмет одежды. Если ответ правильный. Игрок оставляет силуэт у себя, если ошибочный – возвращает обратно. Победитель тот, кто собрал больше всего силуэтов.
7. Игра «Запоминалка» (для детей 3-5 лет)
Цель: развивать память, внимание, закрепить умение называть предметы одежды.
Ход: перед детьми на плечиках представлены костюмы. Дети рассматривают, закрывают глаза, а затем убирается один из костюмов. Ребенок должен угадать, чего не стало (какого костюма).
8. Игра «Найди отличия» (для детей 4-5 лет)
Цель: развивать наблюдательность, память, внимание.
Ход: ребенку предлагается сравнить два предмета одежды по цвету и орнаменту, рассказать, в чем состоят отличия.
9. Игра «Магазин «Одежда» (для детей 4-5 лет)
цель: развивать наблюдательность, смекалку, воображение.
Ход: в магазине представлены разные модели платьев, рубашек, головных уборов, обуви. Ребенок подходит к прилавку со своей куклой и покупает для нее наряд. При этом он называет, какого цвета одежда ему нужна, например, я хочу купить зеленое платье с золотой тесьмой.
10. Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» (для детей 4-5 лет)
Ход: дети приходят в ателье и заказывают одежду. Швея на детской машинке «шьет» одежду для кукол по заказу.
11. «Театр кукол»
Ход: куклы принимают участие в показе, инсценировании отдельных фрагментов из татарских сказок. Театр показывается воспитателем и родителями в младшем дошкольном возрасте, а в более старшем возрасте – детьми.
12. Сюжетно-ролевая игра «Концерт»
Ход: за кулисами куклы переодевают разные наряды, затем дети выступают (поют, пляшут, рассказывают стихи) от имени кукол.
13. «Модное шоу»
Игра будет направлена на развитие чувство вкуса, воспитание уверенности в себе. Ребенок по своему желанию и умению одевает куклу, подбирая подходящие к костюму головной убор, обувь и т.д. и рассказывает о ней. Поощряется умелый подбор одежды и аксессуаров к ней.
14. «Подберем куклам одежду»
Цель: Учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.
Педагог. Ребята, куклы Коля и Катя собираются в гости, но они никак не могут одеться, так как перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте поможем им разобраться, где, чьи вещи.
Педагог. Что носят девочки, а что мальчики?
После того как дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Колю, а другой - Катю.
15. Игра «Подбери по цвету»
Цель: Учить детей подбирать предметы одинакового цвета, распределять по признаку одинакового цвета. Учить, правильно называть цвет, используя словосочетания слов, названий предмета и цвета.
У Кати сегодня праздник, и она попросила нас помочь ей выбрать бантики, чтобы украсить платья. Бантик должен быть такого же цвета, как платье. Также она хотела бы чтобы плащ и сапожки были того же цвета, что и платье.
16. Игра «Оденем куклу по сезону»
Цель: Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.
Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».
Воспитатель. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую.)
17. Показ и рассматривание одежды.
Педагог показывает детям предметы одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку).