Основные методы исследования экономических явлений и процессов

В процессе экономического исследования используют большое количество методов и приемов. Остановимся на основных из них.

Сущность абстрактного метода состоит в том, что исследова­тель при изучении экономических процессов может мысленно от­влекаться от частных свойств и связей между экономическими явлениями, останавливаясь на характеризующих сущностные сторо­ны общих признаках. Результатом абстрагирования является фор­мирование общих понятий и законов в экономике таких, как по­требности, ресурсы, законы спроса и предложения и т.д. Форми­рование понятийного аппарата экономической науки создает ус­ловие для анализа и синтеза экономических явлений.

Метод анализа и синтеза заключается в том, что в процессе познания исследователь вначале мысленно производит разложение изучаемого объекта на составные элементы, анализирует особен­ности каждого из них, затем выявляет сущностные связи между ними, восстанавливает расчлененный объект.

Так, мы можем детально рассматривать все факторы, влияющие на величину рыночного предложения данного товара, определить, какие из них влияют на увеличение предложения, а какие приво­дят к сокращению предложения, дать всему этому количественную оценку. В дальнейшем путем синтеза, учитывая все за и против, можно спрогнозировать направление изменения рыночного предло­жения товара на перспективу.

При этом исследователь должен избегать ошибок, связанных с механическим перенесением результатов верных для отдельных частей совокупного процесса, но неприемлемых для целого. На­пример, для фирмы при прочих равных условиях эффективной фор­мой управления является командно-иерархическая. Управление фирмой предполагает строгую субординацию. Руководитель фирмы (менеджер) с помощью системы приказов, инструкций организует процесс производства и продажи товаров и услуг. В то же время распространение такой системы управления на макроуровень и создание командной экономической системы в рамках страны и группы стран показало свою несостоятельность.

Кроме того, при анализе и синтезе экономических явлений ши­роко используется допущение "при прочих равных условиях". Оно означает, что все переменные факторы, влияющие на экономичес­кие результаты, разбиваются на две группы: принимаемые в дан­ной научном исследовании в качестве неизменных и собственно переменные факторы. Например, при анализе рыночного спроса на какой-либо товар мы можем исходить из того, что на величину спроса оказывает влияние только один фактор - цена, абстраги­руясь от множества других факторов (количества покупателей, их вкусов, ожидаемого уровня инфляции и т.д.)

Продолжением метода анализа и синтеза является моделирова­ние. В экономике модель - это мысленно сконструированный и описанный образец, воспроизводящий в главных чертах реальный экономический процесс. Одной из первых экономических моделей были знаменитые "экономические таблицы" французского экономис­та XVIII века Ф.Кенэ. В них автор рассмотрел пропорции, кото­рые необходимо соблюдать в обществе при производстве матери­альных благ. В дальнейшем моделированием экономических процес­сов занимались К.Маркс, Л.Вальрас, В.Леонтьев и др. Со­временное экономическое моделирование широко использует мате­матический аппарат, математическое программирование, теорию вероятностей, математическую статистику.



В процессе построения экономических моделей большую роль играет функциональный анализ. Как известно из курса математики, чис­ловая функция у=ƒ(х) существует, если для какого-либо число­вого множества X указан закон ƒ, по которому каждому числу х из этого множества ставится в соответствие единственное число у.

Независимую величину х называют аргументом функции, а за­висимую переменную у - функцией. При этом, если с увеличением (уменьшением) аргумента значение функции растет (снижается), то между ними существует прямая связь. В том случае, когда ар­гумент и функция изменяются в разных направлениях, между ними существует обратная связь.

Функциональная зависимость может быть представлена анали­тически (задана алгебраической формулой), в виде таб­лицы или графика.

Общая форма аналитической записи у=ƒ(х), где ƒ - характе­ристика функции, указывающая на те действия, которые необхо­димо проделать с х, чтобы получить у. К примеру, уравнение у=а+bх показывает, что для получения у нам необходимо пере­менную величину х умножить на коэффициент b и полученное про­изведение сложить с постоянным числом а. Преимущество анали­тической формы записи в ее компактности, возможности произво­дить различные математические действия, облегчающие поиск зна­чений функции. В то же время аналитический подход не дает на­глядного представления о направлениях изменения функции. Так, нам известно, что при прочих равных условиях величина спроса на данный товар (Qd) зависит от цены на него (Р). В аналити­ческой форме это может быть представлено как Qd=f (P).Однако по формуле трудно определить, в каком направлении изменяется Qd при увеличении или снижении цены.

Табличная форма записи функциональной зависимости преодо­левает этот недостаток. Она обеспечивает возможность предста­вить количественную взаимосвязь между соответствующими пере­менными величинами. Например, в таблице мы можем показать ве­личину спроса на товар для каждого уровня цен. В то же время табличная форма записи не лишена недостатков: в таблице взаи­мосвязь между х и у показывается только для дискретных вели­чин, что затрудняет выявление общей тенденции изменений у при изменении х.

Для выявления взаимосвязи между аргументом и функцией для всех х € Х используется графическая форма. Графиком функции у= ƒ(х) называется множество всех точек декартовой системы координат вида (х; ƒ(х)), где х € Х. По графику можно легко най­ти значение функции для х € X.

Экспериментальный метод предполагает искусственное воспро­изведение какого-либо экономического процесса. С помощью экс­перимента можно выявить его положительные и отрицательные сто­роны, оценить возможность и необходимость практического внед­рения. Например, конвейерная система организации производства, прежде, чем получить всемирное признание, апробировалась в ав­томобилестроении Г.Фордом.

В качестве макроэкономического эксперимента можно рассма­тривать создание в 1917 году в нашей стране командной социаль­но-экономической системы. Реформирования рыночной экономики, проводившиеся в развитых странах по рецептам Дм.Кейнса, М.Фридмена, других экономистов, также носили экспериментальный ха­рактер.

Количественную сторону массовых социально-экономических яв­лений и процессов в их качественной определенности изучают с помощью специальных статистических методов и приемов. Их ши­рокое использование в экономике обусловлено тем, что в эконо­мических исследованиях, как правило, приходится иметь дело не с отдельными обособленными фактами, а со статистическими со­вокупностями взаимосвязанных фактов.

В экономике под статистической совокупностью понимается на­бор каких-либо социально-экономических объектов, имеющих об­щие качественные признаки. В частности, когда мы вводим в ми­кроэкономике понятие предпринимательской фирмы, то под ним по­нимаем всю совокупность организаций, занимающихся на платной основе переработкой ресурсов в товары и услуги и доведением их до потребителей. Для всех предпринимательских фирм харак­терны определенные качественные признаки: стремление к при­быльному ведению дела, переработка тех или иных экономических ресурсов, ориентация деятельности на удовлетворение рыночного спроса и т.д.

В целом методология экономических исследований имеет общие корни с другими естественными и общественными науками. Ее прин­ципиальное отличие от них заключается, главным образом, в объ­ектах исследования. Экономическая наука изучает проблемы, свя­занные с рациональным выбором экономических субъектов (домохозяйств, предпринимательских фирм, правительственных учрежде­ний). Этот выбор строится на основе сопоставления затрат и по­лучаемых выгод.

Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»

Для исследования механизмов рыночной системы и тестирования обоснованности поставленных теорий применяется экономический эксперимент, который в современных реалиях может проводиться не только в ограниченных масштабах. Он позволяет получить информацию о типичном поведении агентов хозяйственной деятельности в условиях контроля.

Основоположник экспериментальной экономики

Активное применение экономическим экспериментам нашел Вернон Смит, родившийся в семье с социалистическими взглядами на жизнь. Поэтому не стоит удивляться, что этот человек начал свои изыскания как приверженец государственного и общественного строя. В его понимании рисовалась такая структура, при которой грамотные люди принимают решения за других лиц.

Заинтересованность экономикой к ученому пришла после духовной эволюции, когда он стал классическим либералом. В 1952 году ему удалось получить степень магистра, а спустя три года - защитить докторскую диссертацию. До этого он имел образование инженера-электрика.

Участие основателя в первом научном опыте

Еще не состоявшийся нобелевский лауреат наблюдал первый экономический эксперимент под руководством своего учителя. Он был посвящен формированию рыночного равновесия. Учащихся разделили на продавцов и покупателей, имеющих бюджетные ограничения. Для первых из них устанавливался допустимый уровень издержек, а для вторых - денежный порог.

В результате проведенных исследований выяснилось, что при осуществлении торгов лица, которые в теории не могли проводить сделку, в экспериментальных условиях ее совершали с некоторой выгодой. Других участников торга, находящихся в противоположной ситуации, иногда удавалось вытеснить с рынка. И это не была какая-то случайность, так как подобные эффекты случались достаточно часто (с вероятностью до 25 процентов).

Выяснилось, что на общее равновесие может влиять больше факторов, чем предполагала теория. Даже к правильному результату удается приходить различными путями. В ходе научного опыта возникли методологические и технические сложности. Однако уже этот экономический эксперимент предопределил два отдельных направления в будущей дисциплине.

Цель проведения исследований

К настоящему времени роль проводимых опытов существенно возросла, так как не одна серьезная дисциплина без них просто немыслима. Изначально исследования проводились на микроуровне, когда за основу берутся мелкие хозяйственные структуры. Однако со временем ситуация изменилась.

Большое количество экспериментов в экономической науке стали проводить на макроуровне. Их приходится осуществлять в определенных условиях, которые нельзя полностью нивелировать в процессе исследований. Чаще всего научные опыты в макроэкономике являются полевыми, а не лабораторными. Отличия от микроуровня достаточно существенны.

Несмотря на различные подходы, основная задача любых исследований заключается в проверке практического применения определенных программ и задач, которые позволят избежать крупных ошибок и провалов в хозяйственной деятельности. Экономический эксперимент не доказывает и не опровергает теоретические изыскания, но он дает возможность установить вероятность наступления того либо иного события.

Методология экспериментального процесса

Контролируемые исследования имеют общие черты. Все они призваны имитировать протекающие динамические процессы. Однако сама система в данном случае формируется экспериментатором. Люди в ней выступают в качестве экономических агентов, которые были набраны с учетом каких-то критериев. В действительности участники выполняют множество функций, от которых они полностью абстрагироваться не смогут. Поэтому методы экономического эксперимента должны быть разными.

Формирование модели ассоциируется с потерей какой-то части данных. Это предоставляет возможность абстрагироваться от менее значимых элементов. Внимание в этом случае концентрируется на базовых компонентах системы и взаимных связях. В модель могут вводиться два типа величин:

  1. Экзогенные. Внедряются в готовом виде.
  2. Эндогенные. Появляются внутри модели в результате решения определенной задачи.

Таким образом, можно утверждать, что экономический эксперимент тесно связан с созданием моделей, представляющих собой формализованное описание хозяйственного процесса, структура которого обусловлена объективными свойствами и субъективными характеристиками.

Основные этапы проведения

Современные эксперименты проходят в несколько этапов:

  1. Производится четкое изучение системы, динамику которой предполагается подвергнуть исследованию, чтобы правильно выбрать нужный раздел теории, на базе которого будет конструироваться спецификация модели.
  2. Ведется разработка имитационной модели для изученной системы. Она должна включать в себя большое количество описаний для основных объектов, условий перехода из одного состояния в другое.
  3. Осуществляется эксперимент с лицом, принимающим решения. Во время процесса ему предлагается рассмотреть определенную ситуацию. В ней должно быть принято какое-то решение.
  4. Определяется спецификация базовых правил, а также производится оценка основных параметров. Разработанные принципы вводятся непосредственно в модель, после чего она обретает автономность.
  5. Независимый прототип тестируется, благодаря чему удается получить временные рамки поведения системы при изменяющихся начальных состояниях. После этого применяются статические методы исследования.
  6. Готовая применяется для повышения результативности управления рассматриваемой системой посредством прогнозирования возможного поведения во времени.

В модели в расчет берутся различные экономические агенты, приобретающие однородную продукцию. Рынок в таком случае выступает в роли внешней среды представленного товара. Руководствуясь динамикой изменения цен, потребители делают определенный прогноз.

Наглядные примеры экономических экспериментов

Одним из показательных примеров проблемы, связанной с ролью экспериментатора, является исследование, проводившееся в фирме «Вестерн Электрик». В то время планировалось установить, от каких факторов зависит производительность труда. Было проведено более десяти экспериментов, касающихся бесплатных завтраков, увеличения количества перерывов и других поблажек для рабочих.

Результат поразил всех. После отмены рабочих льгот начала расти производительность труда на фабрике. Экспериментаторами была допущена ошибка, которая привела к искажению показателей. Наблюдатель превратился в Рабочие поняли так, что проводимые исследования неоценимы для развития американского общества. Из этого следует, что руководитель должен находиться в тени.

Большое количество экономических экспериментов провел Генри Форд. Для увеличения доходов предприятия он предлагал рабочим получать процент от общей прибыли. В результате их производительность труда существенно возрастала, так как людям было выгодно эффективно работать.

Координационные игры

Опытные экономисты при рассмотрении подобных игр задумываются о том, можно ли при необходимости координировать лабораторные элементы на одном из равновесий. Если это возможно, то имеются ли общие положения, способные помочь в конкретном предсказании. Оказывается, что в отдельных условиях испытуемые люди могут координировать лучшие равновесия даже не столь очевидные.

Дедуктивными факторами выбора выступают те, которые позволяют делать прогнозы, базирующиеся на свойствах игры. Что касается индуктивных принципов, то они дают возможность предсказывать результат на характеризационной динамике.

Рыночные торги

Основоположник экспериментальной экономики провел ряд экспериментов по сплочению цен и объемов. Он уделил внимание теоретическим равновесным значениям непосредственно в условиях рынка. В ходе исследований было изучено поведение условных продавцов и покупателей. Экономист выяснил, что в отдельных конфигурациях централизованной торговли ценовые показатели имеют общую грань с объемами продаж.

В качестве заключения

Хотя экономический эксперимент не доказывает каких-то теоретических предположений, он позволяет сделать качественную оценку определенной ситуации в хозяйственной деятельности государства или любого другого объединения. Многое зависит от параметров, учтенных при проведении исследований.

В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология – это наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, например, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция .

Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.


Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, т.е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд ОБЩЕНАУЧНЫХ методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие общественные и естественные науки.




Наблюдение, эксперимент, моделирование.

Обращаясь к первому методу, подчеркнем, что, как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер, т. е. основанный на практическом опыте. Это предполагает наблюдение экономических процессов в их реальном виде, и сбор фактов , происходящих в действительности. Например, благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период.

В отличие от этого, эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия. Например, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников.

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явленийпо их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее просчитать наиболее эффективный вариант использования ресурсов предприятия. Очень удачным вариантом такого моделирования является программа МЭМ, которая позволяет в условиях свободной конкуренции расчитывать свою стратегию ведения бизнеса.

Метод научных абстракций.

Абстрагирование используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий , таких, как цена, деньги, дешевый, дорогой и т. д. При этом необходимо абстрагироваться от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделить. Например, для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других характеристик, не существенных в данном случае, и в тоже время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи - продукты труда, предназначенные для продажи.

Анализ и синтез, системный подход.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный подход к сложным объектам исследования.



Ошибки анализа.

Обоснование экономических явлений может наталкиваться на два различного вида препятствия - «волчьи ямы» (pitfalls ) анализа.

1. Бывает трудно различить причины и следствия явлений.

Предположим, что событиюА(причина) всегда следует событие Б (следствие).

Например, снижению цен - рост спроса, если другие факторы остаются неизменными. В действительности события А и Б хотя и происходят одновременно, причинной связи между ними может и не быть. Например, оба события вызваны событием С (дым, свет и огонь).

Например, в 1988 г. были созданы кооперативы, которые дали 1.5 % товарооборота страны (А). Одновременно возник товарный дефицит и выросли цены (Б). В этом обвинялись кооператоры. Реальные причины - рост дефицита госбюджета и заработной платы (В).

Ошибки от неправильного понимания причин и следствий называют ошибками ложного довода (софизм).

Например, определить взаимосвязь между событиями А, Б, В, где А - низкая зарплата, Б -низкий уровень жизни, В - низкая производительность труда.

Возможные варианты: А-Б-В или В-А-Б.

Предлагается учащимся определить более существенную связь.

2. Находясь в горящем помещении, каждый человек стремиться его немедленно покинуть. И это правильно. Иное дело со зрительным залом, который полон народу. Здесь такое поведение может закончиться трагедией.

Ошибка составления (композиции) состоит в неправильном суждении, что все то, что является правильным для части целого, имеет место и для целого.

С другой стороны, представление, что все, что правильно для целого, относиться и его частям, называется ошибкой деления.

Например, является правильным суждение, что высоко конкурентный рынок- благо для всего общества. Но фирма со слабым управлением обанкротится на этом рынке.

Выводы правильные на уровне микроэкономического анализа, могут таковыми и не быть на макроуровне и наоборот.

Примеры:

Чем дольше наблюдать за ночным небом, тем больше можно увидеть падающих звезд. Но это не значит, что длительное вглядывание в небо вызывает рост количества падающих звезд.

Зрители смотрят фильм. Ошибка происходит, когда кто-то встает, чтобы лучше видеть. Этого не произойдет, если встанут все.

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику.

Так микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д. Таким образом, микроэкономический подход близок к методу анализа.

В отличие от вышерассмотренного метода макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом .

Образно говоря, если микро экономика изучает деревья, то макроэкономика - образовавшийся из них лес

Различия микро- и макроэкономики:

Микроэкономика стремиться к стабильности, равновесию; макроэкономика - к динамике и росту.

Микроэкономика подчиняется принципу рыночной целесообразности, тогда как макроэкономика - к принципу социального эффекта.

В микроэкономике - только два субъекта (фирма и домохозяйство), а в макроэкономике к ним полноправно присоединяется и государство.

В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, и иногда их непросто разделять. Многие вопросы и темы экономической теории входят в обе сферы.




Индукция и дедукция.

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.

Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу - это индукция , ли обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. См рис.

Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия (дедукция).

Исторический и логический методы

Они тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

К примеру, ученые детально исследовали конкретный подход и особенности опыта строительства социализма в XX в. в разных странах. Этот исторический подход в исследованиях дал возможность многим из них прийти к логическим выводам о повсеместной утрате работниками в соц. странах стимулов к труду, о неэффективности экономики, товарных дефицитах и т.д.


Графический метод.

Широкое применение в экономических науках имеет графический метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам обеспечиваютсянаглядность и компактность в изложении теоретического материала.

Очень часто экономистов просят объяснить происходящие экономические события. Почему, к примеру, уровень безработицы особенно велик среди молодежи.

Когда экономисты пытаются объяснить устройство мира, они выступают в качестве ученых. Когда экономисты пытаются изменить мир, то превращаются в политиков.

В самом общем смысле существуют два типа утверждений об окружающем нас мире:

позитивные утверждения имеют описательный характер. Правильность позитивных суждений проверяется на основе фактов (закон о минимальном размере оплаты труда - основная причина безработицы).

нормативные утверждения имеют рекомендательный характер. Нормативные суждения исходят из оценки людей и подтвердить их фактическими данными невозможно (правительство обязано регулярно повышать минимальный уровень оплаты труда).

Чтобы объяснить и предсказать экономические явления, каждое теоретическое положение содержитследующие элементы:

Суждение о двух специфических переменных;

Предположения о двух переменных, которые относятся к делу;

Гипотеза о способах воздействия двух переменных: прямо или обратно пропорциональная связь;

Одно или несколько предсказаний о дальнейшем ходе событий.


Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирский филиал

Торгово-экономический факультет

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Методология исследования экономических процессов и явлений»

Новосибирск 2010

Введение

1.1 Основные понятия

1. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

3. Пути совершенствования

Заключение

Библиография


Введение

Для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об источниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условную единицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого экономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них - поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружного наблюдения.

Изучение внешне видимых экономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже с детства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основано на непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило, отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальная психология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, часто основывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теория стремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - их внутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явлений от других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление: «Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных отношений.

Актуальность темы состоит в том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможно правильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будет ли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

Целью курсовой является рассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

Задачи курсовой работы: мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим пути совершенствования данной темы.


1. Теория изучения методов экономических процессов и явлений

1.1 Основные понятия

Для начала рассмотрим само понятие методологии, что в него входит.

Методология науки, как известно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания. Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построения экономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

Методология экономической теории - наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное "я" относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики ("гомоэкономикса"), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие "естественных" или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической "анатомии" общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д.Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: а) определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

б) установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

в) выявление формы взаимосвязи между факторами;

г) выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

д) количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа. Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы. Статистические методы включают в себя использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализ и др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).


1.2 Характеристика основных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

· единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодов времени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производства и сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.

Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативный показатель; x– факторы; – отклонение результативного показателя за счет фактора х i .

Балансовый метод применяют также для определения размера влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

.

Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации измерений.

Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.

Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляции решаются две главные задачи:

· составляется модель действующих факторов (уравнение регрессии);

· дается количественная оценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.

Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.


2. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

Широко распространены: индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Их сочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исходный пункт исторического исследования совпадает, в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной страны могут возникнуть экономические явления, которые не обязательны для господствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеют место, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от них отвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен их описать.

Используя исторический метод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить особенности различных экономических систем.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения более сложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

Экономическим процессам и явлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определять причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются в нашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место в технике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочих равных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можно кратко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получил широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Алле писал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

Графики - это изображение зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи). Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него -). Зависимость может быть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса,).

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др.

Схемы наглядно демонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

2.2 Методика факторного анализа

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу: построение детерминированной модели путем логического анализа; наличие полной (жесткой) связи между показателями; невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели; изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде. Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

.

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

.

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

,

где Ч - среднесписочная численность работников;

CB - средняя выработка на одного работника.

Кратные модели:

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . Т ОБ.Т:

,

где З Т - средний запас товаров; О Р - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:


Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель

то модель примет вид

.

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:


.

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы: место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя; модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных, на составляющие; при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a 0 , b 0, c 0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a 1 , b 1 , c 1 -фактические значения факторов;

y a , y b , -промежуточные изменениярезультирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у 1 –у 0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Преимущества данного способа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоит в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов; если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:

Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у = а. в. с методика анализа следующая: находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора

Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.


2. Пути совершенствования

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.). Экономическая теория - одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, наука права - другую, наука нравственности - третью и т.д., и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни. Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными.

Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена в виде следующей схемы (схема 1).


Схема 1

Практическая значимость экономической теории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее - пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению, предвидение - к правильному действию. Экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать пути совершенствования этих знаний.


Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели основные понятия методологии, выявили четыре основных подхода методологии в экономической теории. Дали характеристику основным приемам и методам экономического анализа, рассмотрели понятие и методику факторного анализа. Сделали вывод, что методы исследования лучше применять комплексно, чтобы четче увидеть результат.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. Ведь экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать пути совершенствования этих знаний.

В заключение хочется привести слова Дж.Кейнса о том, что "идеи экономистов и политических мыслителей и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром". Отсюда следует вывод, что проблемы экономической организации общества - это серьезные вещи, которые требуют изучения и к которым нельзя относиться легкомысленно.


Библиография

1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.

2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 1997.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.

4. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый и управленческий анализ. –М.: Издательство Приор, 1999.

5. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999.

7. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.: Экономика,1974.

8. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 1999.

9. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 1982