Норма права: понятие, структура. Эффективность применения норм права. Отраслевые нормы делятся на

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные - содержат правило поведения (деятельности)

а) регулятивные - рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные - рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные - не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) общезакрепительные - закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы - закрепляют принципы поведения (деятельности);

в) нормы-определения - определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

г) коллизионные - определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные - не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

2) диспозитивные - позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные - санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений

1) управомочивающие - описывают права одной из сторон правоотношения;

2) обязывающие - описывают обязанности одной из сторон правоотношения;

3) запрещающие - описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.

17. Теория государства и права в системе юридических наук и ее соотношение с другими гуманитарными науками

Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Сообразно своему предмету она, с одной стороны, общая, исходная теоретическая основа для их существования и развития, выполняет по отношению к ним определенную методологическую роль, т.е. занимает, как отмечалось, ведущее место в системе юридических наук. В этом смысле теория государства и права

11аи6олсе выпукло такой взгляд выражен в предисловии к книге: Общая теория права- Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 4–5. См. также: Общая теория права: Учебник для юридических вузов/ Под общей ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 4-5.

представляет собой фундаментальную отрасль правоведения, выполняя в его системе примерно ту же роль, что в области различных групп естественных наук выполняют математика, биология, теоретическая физика.

С другой стороны, теория государства и права способна успешно развиваться, лишь опираясь на конкретный материал историко-право-вых, специально-отраслевых и других частных или структурных юридических наук, используя и обобщая их данные и выводы по общезначимым для юриспруденции вопросам.

Так, изучение историей государства и права государственных институтов и законодательства в отдельных странах или регионах в различные хронологические периоды опирается на понимание разрабатываемых теорией государства и права общих представлений о закономерностях возникновения и развития государства и права, о понятиях государства, права, их сущности, формы государственного правления, государственного механизма (аппарата) и его структуры, источника права, закона, отрасли права и т.д. В свою очередь, теория государства и права строит выводы и заключения на основе анализа и обобщения многочисленных конкретных фактов, событий, правовых памятников, процессов, отражающих государственно-правовое развитие различных стран и народов с глубокой древности до новейшего времени и составляющих предмет истории государства и права.

Все отраслевые юридические науки – государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. – руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

В то же время все эти положения опираются на анализ и синтез соответствующих разносторонних данных специальных отраслевых наук о государстве и праве. Их фактический материал и теоретические обобщения – один из важнейшихисточников существования и развития теории государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве.

Теория государства и права органически взаимосвязана не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так, выясняя

причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки. Это – сведения о первобытном обществе, просуществовавшем на Земле более миллиона лет, о социально-экономических условиях возникновения государства в различных странах и регионах мира примерно шесть тысяч лет назад.

Богатейший материал для теории государства и права содержат такие исторические события, как восстание рабов под руководством Спартака в Древнем Риме, крестьянские восстания в России под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, буржуазная революция в Англии в XVII в., борьба за независимость и образование США, реформаторская деятельность Петра I и Александра II в России, Парижская Коммуна во Франции 1871 г., Великая французская революция 1789 г. и многие другие. В то же время историческая наука, обращаясь к вопросам государства и права, пользуется соответствующими положениями и понятиями, вырабатываемыми теорией государства и права.

Тесно соотносится теория государства и права и с диалектико-ма-териалистической философией – наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, особенно историческим материализмом, представляющим собой распространение законов и приемов материалистической диалектики на познание общества.

Руководствуясь отправными положениями исторического материализма, открытыми им законами общественного развития, теория государства и права сосредоточивается на специальном изучении государства и права, специфических закономерностях, многообразных сторонах и тонкостях их возникновения, развития и функционирования. Исторический материализм, в свою очередь, при рассмотрении государственно-правовых явлений жизни общества пользуется данными теории государства и права.

Неразрывная связь существует также между теорией государства и права и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической мысли, которая изучает производственные отношения и экономические законы, регулирующие развитие исторически сменяющих друг друга социально-экономических формаций, теория государства и права исходит из предпосылки, что государство и право – важные неотъемлемые части надстройки над экономическим базисом общества, рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику.

Особенно тесно соприкасается теория государства и права с поли-тологией, изучающей политику и политические системы современного

мира. Основываясь на политологических данных о политической системе общества, теория государства и права рассматривает ее с точки зрения места и роли в ней государства, характерных черт и особенностей, отличающих его от партий, общественных организаций и других звеньев политической системы, правовых форм возникновения и деятельности государства.

В свою очередь, политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления и национально-государственного устройства, политического режима, законности и правопорядка и т.д.

Учитывая значимость и место, которое занимают проблемы государства -- главного структурного звена политики – в теории государства и права, следует признать обоснованной высказанную в специальной литературе мысль, согласно которой данную область юриспруденции можно рассматривать как политико-юридическую науку.

Методологически объединяя и обобщая данные всех отраслей правоведения, теория государства и права играет ведущую роль в общетеоретической подготовке студентов, вооружает их правильным научным подходом к отдельным частным вопросам своей специальности, предохраняет от опасности стать «узкими специалистами», активно способствует формированию высокообразованных и профессионально подготовленных юридических кадров.

Существенно заметить также, что углубление обратной связи между теорией государства и права с частными или структурными юридическими науками ведет к возрастанию роли последних не только в специально-профессиональной, но и в общетеоретической подготовке студентов-юристов.

Тесное соотношение теории государства и права с другими гуманитарными науками обогащает ее содержание, поднимает ее социальную ценность, позволяет ей эффективно воздействовать на расширение кругозора и развитие интеллектуального потенциала студентов-юристов, привитие им одновременно с правовой и общечеловеческой культуры.

19. юридические документы.

Документ - это материальный носитель информации. Документы могут быть текстовыми, графическими, фотографическими изобразительными, звуковыми. Юридические документы - это, как правило, документы текстовые, на бумажном носителе. Но с развитием систем электронной информации появляются и документы на машинных носителях (диски, дискеты, ленты, пластиковые магнитные карты и т. п.). Главное в том, что юридический документ - это документ, содержащий правовую информацию.

С помощью юридических документов средства правового регулирования (нормы, индивидуальные решения, соглашения и т. д.) становятся объективированными, доступными для других субъектов, им придается определенная официальность. С их помощью достигается определенность правового регулирования, независимость от произвола отдельных лиц и, в конечном счете, устойчивость общественных отношений, стабильность, прочность правового, а следовательно, и социального положения человека.

Юридические документы сопутствуют всем стадиям правового регулирования. Более четкому пониманию сути юридических документов будет способствовать их классификация. В зависимости от характера правовой информации все юридические (правовые) документы можно подразделить на пять основных групп:

а) Нормативные документы. К ним относятся все нормативные правовые акты, как источники, формы права. Это акты, которые содержат такие идеальные объекты как нормы права. К числу этих документов следует отнести и интерпретационные акты общего характера, содержащие интерпретационные нормы.

б) Документы, содержащие решения индивидуального характера, имеющие властно-обязательный характер, влекущие правовые последствия, т. е. устанавливающие, изменяющие и прекращающие субъективные права и юридические обязанности. Сюда относятся индивидуальные решения как государственных органов (решения высших органов государственной власти и управления; решения, приговоры, постановления судов, решения арбитражных органов, приказы министров, руководителей предприятий и учреждений, решения государственных инспекций, акты следствия и дознания и т. д.), так и органов общественных организаций и отдельных лиц, когда их решениям в общем или индивидуальном плане придается юридически обязательное значение (решения комиссий по трудовым спорам профсоюзных комитетов, третейского судьи и т. д.).

в) Документы, фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Если всего нормативных документов в стране около 30-40 тысяч, то очевидно, что количество документов второй группы должно измеряться миллионами, а третьей - миллиардами.

Многочисленность и разнообразие последних требуют различных классификаций и прежде всего по характеру этих фактов:

 документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов (паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения - участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельства о рождении, о браке, об усыновлении и т. д.);

 документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка под строительство, сельскохозяйственное и иное использование, документ об отводе лесосеки, технический паспорт автомашины, счета в сберкассе и сберегательные книжки и т. д.);

 документы, фиксирующие факты - волеизъявления субъектов права (сделки, договоры, доверенности, жалобы, заявления и т. д.);

 документы, фиксирующие факты-события (акты о порче или уничтожении посевов, скота, строений, средств транспорта и иного имущества в результате стихийных бедствий и т. п.);

документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы госбанков, сберкасс, денежных касс предприятий и учреждений, приходно-расходные документы на прием-передачу товарно-материальных ценностей от одной организации другой, от одного материально-ответственного лица другому и т. д.) .

г) Деньги и ценные бумаги. Ценные бумаги - это документы, фиксирующие имущественные права их обладателей. И коль скоро в них фиксируются юридические права, это не просто документы, а юридические документы. К ним относятся облигации, банковские сертификаты, чеки, акции, векселя и др.

Своеобразными документами являются бумажные деньги в виде банковских билетов. Как юридический документ денежный билет удостоверяет имущественное право лица, собственника билета, право использовать этот документ в гражданском обороте как средство платежа за различного рода услуги и материальные ценности.

д) Документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов).

Необходимо отметить, что все документы, перечисленные в п. «В», служат для того, чтобы быть доказательствами юридических фактов, которые они фиксируют. Однако в данном случае речь идет о фиксировании таких фактов, которые сами по себе не являются юридическими, но служат для доказательства таковых.

К ним относятся различного рода процессуальные документы, как источники доказательств: протоколы, составляемые в процессе следствия и дознания (осмотра места происшествия, допроса очной ставки, обыска, выемки документов, заключения экспертизы), судебных процессах (протоколы судебных заседаний).

Юридические документы как носители информации, имеющей юридическое значение, носят, как правило, официальный характер, за некоторыми исключениями (например, простой договор, нотариально не удостоверенный), ибо исходят от официальных органов, уполномоченных на их принятие или выдачу.

Юридическая сущность документов состоит не только в характере информации, в них содержащейся, но в их особом внешнем оформлении, которое достигается путем "привязок" документа к субъектам, от которых они исходят. Это делается или в заголовке документа, отражающем его название (например, указ Президента РФ), или в самом тексте (например, в паспорте указывается орган, его выдавший, и подпись должностного лица). Каждый документ, исходящий от официального органа, должен иметь подписи соответствующих должностных лиц, а в необходимых случаях, когда, в частности, документ выходит за пределы органа, и печать.

Юридический документ должен иметь, как минимум, две "привязки" к субъектам: к субъекту - автору документа и к субъектам - адресатам. Очевидно, нормативные документы "привязываются" к целой группе (виду) адресатов (ко всем гражданам государства, ко всем военнослужащим, работникам МВД и т. д.), все прочие документы - к адресатам, конкретно названным. В документах, фиксирующих правовой режим объектов собственности, наблюдается тройная "привязка". Третья привязка - это "привязка" документа к объекту собственности. Например, на первой странице технического паспорта автомобиля указываются признаки, индивидуализирующие автомобиль (марка, модель, год выпуска, номер двигателя, кузова, государственный номер, юридические основания права собственности), на второй - данные, индивидуализирующие его собственника, и в конце страницы - указание на орган, выдавший документ, дата выдачи, подпись должностного лица и печать. Таким образом, документ "привязан" к двум субъектам и объекту. Основное его назначение - официально зафиксировать связь объекта права собственности с его субъектом, а также служить средством государственного контроля за использованием автотранспорта и дорожным движением .

Тройная "привязка" может быть осуществлена и к трем разным субъектам, например, при нотариальном удостоверении доверенности (доверитель, доверенный и нотариус). Итак, каждый юридический документ "привязывается" к субъектам, объектам, юридическим фактам (например, при выдаче справки), а также к месту и времени выдачи (составления) документа. Некоторые из этих привязок (название документа, органа, выдавшего документ, дата, место выдачи, подпись должностного лица, печать) называются реквизитами документа. Иначе можно сказать, что именно с помощью реквизитов осуществляют "привязки" юридических документов. Эти реквизиты придают документу юридическую силу, легитимируют документ. Исследование, проверка любого документа обычно начинается с проверки его реквизитов, их соответствия друг другу, затем переходят к проверке компетенции органа, выдавшего документ (имел ли он право на выдачу или составление такого документа) и, наконец, исследуют содержание документа, соответствие его действительности и т. д.

Заметим, что реквизиты обязательны и для документов на машинных носителях. Придание юридической силы документам на машинном носителе регламентировано таким документом как ГОСТ 6.10.4-2003, который предусматривает и некоторые дополнительные реквизиты, например, код лица, отвечающего за правильность документа, электронная подпись и т. п.

Надлежащее оформление, хранение, обоснованная, законная выдача, подлинность юридических документов есть непременное условие законности и правопорядка в обществе, стабильности и защиты общественных интересов, прав граждан, нормальной деятельности государства. Поэтому государство небезразлично относится к нарушениям в сфере документооборота. В Уголовном кодексе РФ мы видим немало статей, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с указанными нарушениями. Например, предусмотрена ответственность за подделку удостоверений и иных официальных документов, предоставляющих права (ст. 327), за подделку и сбыт денег и ценных бумаг, кредитных карт (ст. 186, 187), служебный подлог (ст. 292), злоупотребления нотариуса (ст. 202), фальсификацию доказательств (ст. 303), приобретение или сбыт официальных документов (ст. 324) и целый ряд других преступлений, совершение которых связано с подделкой, фальсификацией, представлением документов в официальные органы

По степени обязательности нормы права делятся на

Абстрактный способ изложения правовых норм предполагает

В корне континœентальной правовой системы лежит

Общая гипотеза отличается тем, что она

Альтернативная санкция содержит

По характеру воздействия юридические факты делятся на

В составе правосубъектности различают

A) правоспособность и дееспособность

B) субъекты и объекты правоотношений

C) субъективные права и юридические обязанности

D) полную, ограниченную и частичную дееспособность

A) правомерные и неправомерные

B) юридические поступки и юридические акты

C) правообразующие и правопрекращающие

D) позитивные и негативные

230. Юридически значимые события – это

A) факты, которые не зависят от воли людей, но порождают определœенные правовые последствия

B) поступки людей, которые согласуются с нормами права

C) факты, которые обусловлены физиологическими последствиями

D) действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия

A) несколько видов санкций

B) несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора

C) границы верхнего и нижнего пределов наказания

D) несколько видов наказаний и предусматривает возможность их сложения

232. Из перечисленных пунктов: 1) субъект; 2) юридические факты; 3) нормы права; 4) юридические презумпции; 5) поведение участников правоотношений; 6) юридические фикции – юридическими предпосылками правоотношений являются:

A) 2, 3, 4, 6

C) 1, 2, 3, 4, 5, 6

A) содержит указание на одно условие действия нормы

B) определяет условия применения нормы родовыми признаками, не называя конкретно возможные случаи действия нормы

C) четко указывает факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания

D) включает в себя как правомерные, так и неправомерные обстоятельства, приводящие в действие юридическую норму

234. Общая правосубъектность – это

A) правоспособность физических и юридических лиц

B) правосубъектность, которая распространяется на всœех субъектов правоотношений

C) правосубъектность, включающая в себя права и обязанности, провозглашенные Конституцией

D) правосубъектность, которой обладают граждане, достигшие совершеннолетия и не признанные судом недееспособными

A) судебный прецедент

B) римское право

C) нормы права

D) закон

A) включение всœех элементов нормы права в одну статью

C) изложение правовых предписаний в обобщенном виде

D) включение в одну статью нескольких правовых норм

237. Из перечисленных пунктов: 1) способ изложения; 2) степень определœенности; 3) объём; 4) характер последствий; 5) направленность неблагоприятных последствий; 6) юридическая направленность – основаниями классификации санкций являются

A) 1, 2, 4, 5

238. Из перечисленных пунктов: 1) субъекты; 2) воля государства; 3) нормы права; 4) юридические права и обязанности; 5) объекты; 6) фактическое поведение – элементами правоотношения являются:

A) 1, 3, 4, 5, 6

D) 1, 4, 5

239. Что включает в себя правовая практика?

A) правотворческую и правоприменительную практику

B) практику толкования правовых норм

C) только судебную практику

D) практику изучения эффективности регулирования общественных отношений

A) нормы-дефиниции и нормы-декларации

B) императивные и диспозитивные

C) общие и специальные

D) обязывающие и запрещающие

241. Из перечисленных стран: 1) Франция; 2) Англия; 3) Италия; 4) Австрия; 5) Португалия; 6) Венгрия; 7) США – к континœентальной правовой системе относятся:

A) 1, 2, 3, 4, 7

B) 1, 3, 4, 5, 6

По степени обязательности нормы права делятся на - понятие и виды. Классификация и особенности категории "По степени обязательности нормы права делятся на" 2017, 2018.

Обязательное назначение судебных экспертиз регламентировано процессуальным законодательством (например, ст. 196 УПК РФ).

Обязательное назначение судебной экспертизы проводится для установления:

  • - причины смерти;
  • - характера и степени вреда, причиненного здоровью;
  • - психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы;
  • - психического состояния подозреваемого, обвиняемого в совершении в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего возраста 14 лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии);
  • - психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда имеются основания полагать, что он является больным наркоманией;
  • - психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания;
  • - возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение;
  • - экспертизы, оставляемые на усмотрение следователя и суда.

Установление причины смерти - главная задача СМЭ. Смерть делят

на насильственную и ненасильственную. Насильственной смертью считают ту, которая наступила в результате воздействия на организм внешнего фактора (физического, механического и др.).

Насильственная смерть подразделяется на роды:

  • - убийство, т.е. неправомерное лишение жизни одним лицом по отношению к другому (в уголовном законе убийством признается лишь умышленное причинение смерти другому человеку - ч. 1 ст. 105 УК РФ, хотя ст. 109 УК РФ предусматривает причинение смерти по неосторожности);
  • - самоубийство, т.е. преднамеренное лишение жизни самого себя;
  • - несчастный случай - случайное стечение непредвиденных обстоятельств на производстве или вне его, повлекшее смерть.

Ненасильственная смерть классифицируется на роды:

смерть от болезней (вследствие заболеваний или патологических состояний, а также скоропостижная смерть);

смерть от нежизнеспособности (вследствие недоношенности плода или пороков развития);

Смерть от старости (физиологическая или естественная).

Смерть также классифицируют по видам: насильственную смерть - по характеру повреждающего фактора, ненасильственную смерть от болезней - по характеру заболевания и т.д.

При производстве СМЭ по определению характера степени вреда , причиненного здоровью, эксперт руководствуется критериями, изложенными в Правилах определения степени тяжести вреда здоровью человека и Медицинских критериях определения степени тяжести вреда здоровью человека.

К сожалению, до сих пор законодателем не принят нормативный акт, адаптирующий установление правил определения тяжести вреда здоровью в соответствии с действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.

Судебно-медицинская практика по установлению степени вреда здоровью настоятельно требует новой инструкции, которая устранит все возможные коллизии и препятствия по определению квалификации преступлений.

Судебно-медицинская экспертиза в обязательном порядке проводится по делам об изнасиловании, заражении венерическими болезнями и др.

Судебная психиатрическая экспертиза обязательно назначается для установления психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве (и. 3 ст. 196 УПК РФ).

Для понимания смысла законодательной нормы необходимо определить, что такое вменяемость, невменяемость, ограниченная вменяемость и другие состояния.

Вменяемость - состояние, при котором человек способен сознавать значение совершаемых им действий и руководить ими. Вменяемость или невменяемость лица, совершившего преступление, устанавливается судом на основании заключения СПЭ . К сожалению, в законодательстве отсутствует четкое определение признаков сущности вменяемости. Это порождает различное толкование вменяемости среди ученых и практиков. Например, Р. И. Михеев считает, что вменяемость - это «...способность лица сознавать во время совершения преступления фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими» . 3. О. Гергадзе и Э. Б. Царгасова утверждают, что вменяемость - это «есть способность лица понимать совершенное им и руководить своими действиями» .

Вменяемость - это возможность нести ответственность за совершенные правонарушения.

Невменяемость - неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или управлять ими вследствие психического заболевания или временного расстройства психической деятельности. Лицо, признанное невменяемым, освобождается от уголовной ответственности по решению суда и направляется в зависимости от квалификации психической патологии на принудительное лечение или лечение на общих основаниях в психиатрическую больницу (ст. 21 УК РФ).

Вменяемость (невменяемость) необходимо рассматривать через совокупность юридического и медицинского критериев. В литературе встречаются и другие толкования критериев вменяемости: медицинский критерий называют биологическим либо психиатрическим, а юридический - психологическим, патопсихологическим и др.

Юридический критерий невменяемости характеризует тяжесть психических нарушений, а медицинский критерий - это обобщенный перечень психических заболеваний, исключающих вменяемость. К медицинскому критерию относятся хроническая душевная болезнь, временное расстройство душевной деятельности, слабоумие и иные болезненные состояния (психопатии, психический инфантилизм, некоторые случаи глухонемоты).

Хроническое психическое расстройство охватывает все психические заболевания внутреннего или внешнего происхождения, которые имеют продолжительный характер и практически неизлечимы. Временное психическое расстройство имеет кратковременное течение болезни. Такими состояниями являются патологический аффект, просоночные состояния с сумеречным нарушением сознания, патологическое опьянение, алкогольные психозы и реактивные состояния.

Распознавание временных психических расстройств является наиболее сложной проблемой как среди психиатров, так и юристов. В. Н. Волков совершенно справедливо указывал, что «до сих нор нет убедительных диагностических критериев временных психических расстройств...» .

Статья 22 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

В данном случае речь идет о «временных психических расстройствах»: физиологическом аффекте, ярко выраженной акцентуации характера, холерических и меланхолических типах нервной системы и др. Практически необходимо рассматривать вопрос об ограниченной (относительной, уменьшенной, пограничной, частичной) вменяемости.

Ограниченная вменяемость свидетельствует о промежуточном характере изменений личности, поэтому их нельзя отнести ни к норме, ни к патологии. В подобной ситуации необходимо говорить о состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (переживания) личности или о наличии беспомощного состояния потерпевшего.

Слабоумие - это стойкое снижение уровня психической, в первую очередь, интеллектуальной деятельности. Слабоумие может быть врожденным - олигофрения (малоумие), и приобретенным - деменция. Деменция связана с необратимыми изменениями личности.

Иное болезненное состояние психики - это сопутствующие психические расстройства либо приравненные к психическим расстройствам аномалии психики: психопатии, неврозы, психический инфантилизм и др.

Понятие «способность самостоятельно защищать свои права и интересы» раскрывается через наличие у человека психических и физических недостатков. Законодатель не определяет, что необходимо понимать под физическими и психическими недостатками, примерный их перечень, критерий и какие лица подразумеваются под имеющими физические и психические недостатки. В УПК РСФСР 1960 г. предусматривалось участие защитника по делам немых, глухих, слепых и других лиц, которые в силу своих физических и психических недостатков не могли сами осуществить свои нрава на защиту.

Представляется, что психическими недостатками являются все психические заболевания и психические расстройства на грани заболевания. Физические недостатки - это соматические (физические) заболевания, которые относятся к органам тела, а не к нервной системе и психике. Особого внимания заслуживают неочевидные физические (соматические) заболевания, так как они не позволяют человеку объективно воспринимать окружающую действительность и адекватно на нее реагировать.

Указанные психические расстройства (хронические, временные и др.) устанавливаются при проведении СПЭ. Соматические (физические) недостатки определяет СМЭ. Думается, в подобных ситуациях целесообразно назначать комплексную судебную медицинско-психиатрическую экспертизу.

Обязательное назначение СПЭ для установления психического или физического состояния потерпевшего определено законодателем в п. 4 ст. 196 УПК РФ, если есть сомнения в способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела. Это необходимо для установления вменяемости потерпевшего или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Общеизвестно, что процесс формирования показаний потерпевшего подразделяется на три этапа: восприятие, сохранение и воспроизведение информации. В случаях, когда потерпевший не способен правильно понимать характер, значение правонарушения, свое процессуальное положение, а также не способен самостоятельно осуществлять свои процессуальные права и обязанности, целесообразно назначать судебную комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Эксперт-психиатр определяет наличие психических расстройств потерпевшего, т.е. решает вопрос о дееспособности подэкспертного, констатирует возможность допроса потерпевшего и его участия в процессуальных действиях, а эксперт-психолог устанавливает возможность потерпевшего с учетом его развития, состояния органов чувств, особенностей восприятия и запоминания сложившейся ситуации объективно воспринимать и воспроизводить события. Искажение информации в показаниях потерпевшего может быть обусловлено психическим состоянием, вызванным страхом, стрессом, ужасом и др. Экснерт-нсихолог определяет влияние конкретного психического состояния на поведение и действия потерпевшего.

Обязательное назначение судебной медико-психолого-психиатрической экспертизы для определения возраста подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего установлено п. 5 ст. 196 УПК РФ и проводится при отсутствии документов у лица или наличии сомнения в их подлинности.

Необходимость установления возраста возникает в случаях привлечения к уголовной ответственности, особенно подростков. В ст. 19 УК РФ говорится, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. Возраст устанавливается по документам (паспорт, свидетельство о рождении, военный билет и др.). Определение возраста производится и по другим поводам: при призыве в армию, назначении пенсии, идентификации личности человека, замене детей и при ряде других обстоятельств, когда документы утрачены или вызывают сомнение, а основания выдачи не сохранились.

Приобретение ряда гражданских прав также связано с возрастом. Во всех подобных случаях для определения возраста назначается СМЭ.

При установлении возраста детей и подростков используются данные об их весе, росте и размере отдельных частей тела, сроках прорезывания молочных зубов и смены их постоянными зубами, степени стирания зубов, а также ряд признаков, связанных с половым созреванием (в возрасте 14-18 лег). Например, у мальчиков - рост волос на верхней губе лица, в подмышечных впадинах и др., у девочек - рост молочных желез, появление менструации и др. При определении возраста используются также особенности покрова (цвет кожи, появление и выраженность морщин и т.д.), поседение волос и другие признаки. При определении возраста большое значение имеет рентгенологическое исследование костей. Рентгенологический метод позволяет эксперту в ряде случаев довольно точно решать вопрос о возрасте человека.

В последнее время объектом изучения рентгенографии является кисть человека. На основании индивидуальной оценки состояния возрастных изменений костей кисти ученые определяют возраст человека.

Судебно-медицинское заключение о возрасте иодэксиертного дается на основании совокупности признаков, полученных с помощью различных методик исследования. В связи с этим последнее время активизировались комплексные судебные медико-психолого-психиатрические исследования. Например, центральным вопросом судебно-психологической экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних является установление психического возраста (степень умственной зрелости) субъекта. СПЭ устанавливает психические недостатки подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего с учетом возрастных изменений. Перед СМЭ нельзя ставить вопрос о соответствии уровня психического развития подростка его «паспортному» возрасту или возрасту уголовной ответственности. Это относится к компетенции психолога. Для решения вопроса об установлении степени (уровня) умственной отсталости несовершеннолетнего подключается психиатр, поскольку умственная отсталость может быть связана с олигофренией, психофизическим инфантилизмом, деменцией и др. На разрешение комплексной судебной экспертизы может быть поставлен вопрос о том, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими.

Таким образом, определение возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего имеет важное значение прежде всего для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных.

В обязательном порядке СМЭ назначаются:

  • - но делам о нарушении правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта, связанным с определением причин смерти и тяжести вреда здоровью потерпевшего;
  • - по делам, связанным с огнестрельным оружием, нестандартными боеприпасами и взрывчатыми устройствами, наркотическими веществами и др.
  • Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Большая российская энциклопедия; Поринт, 1997. С. 212.
  • Михеев Р. И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве.Владивосток, 1983. С. 49.
  • Гергадзе 3. ОЦаргасова Э. Б. Судебная психиатрия / под ред. 3. О. Гергадзе. М.: Закони право, 2004. С. 26.
  • Волков В. II. О временных психических расстройствах у обвиняемых и судебно-психиатрических подходах к ним // Закон и право. 2003. № 9. С. 43.

По выполняемым функциям

Большинство конституционных норм являются регулятивными , т.е. содержат только гипотезу и диспозицию. Правоохранительные нормы, содержащие санкции за их нарушения.

Например, если Президент РФ совершит тяжкое уголовное преступление, то он может быть отстранен от должности (ст. 93 Конституции РФ).

В конституционном праве немного охранительных норм. Часто санкции за нарушение конституционных норм содержатся в иных отраслях права: уголовном, административном, трудовом, гражданском.

В особую группу выделяют нормы-принципы , закрепляющие правовые принципы (принцип демократии, разделения властей), нормы целеполагания , закрепляющие цели политики государства (Российское государство должно создавать условия для достойной жизни человека – ст. 7 Конституции). Эти нормы, конечно, надо поделить на действующие и имеющие только идеологический характер (лозунг, призыв). Опять следует вспомнить, что идеология, закрепленная в норме, может оправдывать существующий строй или требовать изменить его.

Конституционное право содержит большое количество дефинитивных норм, разъясняющих отдельные понятия, используемые в праве.

Например, Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании» содержит нормы, разъясняющие, что такое публичное мероприятие, собрание, митинг и т.д. Ч. 1 ст. 80 Конституции РФ говорит о том, что Президент РФ является главой государства. Ст. 1 Конституции РФ указывает, что термин «Россия» и «»Российская Федерация» являются тождественными.

Коллизионные нормы разрешают противоречия между нормами разного уровня (федерации и субъекта Федерации – ч. 6 ст. 76 Конституции РФ).

Методические нормы определяют правила применения других норм.

Технико-юридические нормы описывают документы (герб, флаг, удостоверение депутата).

1) Императивными – содержащими строгие предписания.

«Принудительный труд запрещен» (ч. 2 ст. 37 Конституции РФ).

2) Диспозитивные – дающие возможность выбора того или иного поведения (управомочивающие нормы, которые можно не реализовать).

«Каждый вправе иметь имущество в собственности …» (ч. 2 ст. 35 Конституции)

Тексты конституций часто наполнены декларациями, требования которых невозможно защитить с помощью судебного механизма.

Например, ч. 2 ст. 40 Конституции РФ гласил, что органы государственной власти поощряют жилищное строительство. Но ни один человек не может обратиться в суд и потребовать каких-то действий от государственных органов во исполнении этой нормы.

3) Рекомендательные нормы предлагают какой-то вид поведения. Ими часто пользуются для обязывания субъекта, при отсутствие у властного субъекта права, закрепленного в нормах официального права давать такие обязанности.


В Уголовном кодек­се РФ дефинитивными являются нормы, определяющие понятия преступления, покушения на преступление, соучастия в преступ­лении, невменяемости и другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме прав и обязанностей либо в форме правовых запретов.

5. По способу воздействия на субъектов права нормы- правила делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности. Основная цель обязывающих норм — определение требуемого (должного, обязательного) поведения. Таковы нормы, определяющие гражданские, трудовые, семейные, административные, процессуальные и другие обязанности.

Запрещающие нормы налагают запрет на совершение определен­ных действий. В нормах уголовного и административного права, которые указывают наказуемые действия, запрет на совершение та­ких действий подразумевается. С помощью запретительных норм осуществляется охрана правопорядка, предупреждение и пресечение деяний, вредных или опасных для общества.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам опреде­ленные правомочия. Социальный смысл управомочивающих норм — предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся, например, нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы о правах автора, об имущественных правах и др.

6. По степени обязательности выделяют императивные и диспозитивные нормы.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вариант по­ведения, но при этом предоставляют субъектам возможность дого­вориться о правах и обязанностях.

Классификация правовых норм по степени обязательности

Важно

Так, согласно ГК РК не допускается принудительное изъятие имущества у собственника.

Управомочивающие нормы предоставляют субъектам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

По степени обязательности нормы права разделяются на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. Таковы нормы уголовного и административного права.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.


Внимание


Например, в соответствии с ГК РК наниматель обязан поддерживать нанятое имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, если иное не установлено договором. Это означает, что хотя по общему правилу обязанность текущего ремонта нанятого имущества лежит на нанимателе, стороны при заключении договора могут договориться об иных правилах.

* По сфере действия правовые нормы делятся на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы применяются ко всем отношениям данного рода.
Как правило, они присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все ее институты. Например, определение преступления применимо ко всем уголовно-правовым отношениям.

Специальные нормы регулируют не все, а только определенные отношения данного рода, относятся к отдельным институтам отрасли права.
Например, нормы гражданского права, регулирующие отношения собственности, применимы только к ним и не действуют при арендных отношениях.

Исключительные нормы устанавливают изъятия из содержащихся в общих и специальных нормах правил.

Классификация правовых норм по степени обязательности:

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Виды юридических норм исключительно разнообразны, в основе их классификации лежит множество критериев.

* По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий.

Хотя нормы-декларации и нормы-дефиниции прямо правил поведения не устанавливают, они являются полноценными правовыми нормами. Соблюдение этих правил обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в международном, уголовном и других отраслях права.

* По целевому назначению нормы права распадаются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы непосредственно устанавливают права и обязанности участников правоотношений.


Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции, закрепляющий права и обязанности граждан.

Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью, возникающей вследствие нарушения регулятивных норм.

* По способу воздействия на субъектов права нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершать определенные действия. Примером может служить статья ГК РК, на основании которой лица, незаконно получившие информацию, составляющую коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.

Запрещающие нормы указывают на недопустимость совершения каких-либо действий.

Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.

В зависимости от сферы действия выделяют: 1) региональные, действующие на территории субъектов РФ; 2) общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны; 3) локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.

По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.

В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм | Шпаргалка по теории государства и права | 42.
Понятие и виды форм права.
Классификация правовых норм

В силу различных оснований выделяют следующие основные виды правовых норм.

1. По характеру содержания выделяют нормы-декларации, нормы-дефиниции, нормы-предписания.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели, задачи.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодательных определений, правовых понятий. Соблюдение этих норм в полной мере обеспечивается целым комплексом мер государственного принуждения, зафиксированных в различных отраслях права. Если определение зафиксировано в тексте правовой нормы, оно называется легальной дефиницией.

Нормы-предписания устанавливают строго определенные варианты поведения, например, для должностных лиц государственных органов, работников различных организаций, различные служебные инструкции, регламентные нормы.

Они есть по сути нормы-обязывания. Обязательность требования и запрет его неисполнения, изложенные в норме, создают норму-предписание.

2. По целевому назначению нормы права подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения.

Инфо

Они непосредственно регулируют (нормируют) свободу распоряжения субъективными правами и обязанностями. Это нормы общедозволительного характера.

Охранительные нормы определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.


Эти нормы возникают вследствие нарушения норм регулятивных. Охранительные нормы регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью.

3. По способу воздействия на субъектов права (по характеру или составу предписываемых правил поведения) нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы возлагают на субъекта обязанность совершения определенных действий, т.е. предписывают содержание этих действий.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса».

7. По целевой направленности нормы права выделяют коллизионные, внутриорганизационные, восстановительные, компенсационные, компетенционные нормы.Коллизионные нормы – это разновидность специализированных норм права, издаваемых с целью устранения коллизий, возникающих между нормами права. Внутриорганизационные нормы – это нормы, целью которых является обеспечение единства и целостности системы права и направлены на повышение организованности и эффективности ее функционирования.

Компенсационные нормы – это нормы права, имеющие общеобязательный характер предписания, регламентирующие восстановление нарушенного права, правового положения личности.

По степени общности содержания и по функциональной роли нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и специальные нормы.

13. По техническим приемам установления правил поведения нормы права делятся на определенные, отсылочные и бланкетные.

Приведенный перечень классификации правовых норм в некоторых аспектах является условным и не исчерпывает всех существующих в науке теории права способов классификации правовых норм.

Например, нормы права можно классифицировать и по таким основаниям, как по степени активизации социально полезной деятельности, по непосредственному предмету воздействия или по признакам, свойственным элементам правовой нормы.

Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими, или только запрещающими, или только управомочивающими.

Обязывая к совершению какого-либо действия, норма права запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого-либо действия и запрещающая его, управомочивает кого-либо требовать совершения или несовершения этого действия. Условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще.

Тем самым данные нормы занимают особое, ведущее место в государственно-правовом механизме регулирования общественных отношений и, соответственно, имеют высшую юридическую силу по сравнению с другими видами норм права. В свою очередь учредительные нормы принято разделять на нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, дефинитивные нормы.

Нормы-начала, в содержании которых закрепляются основы (начала) конституционного (государственно-правового) строя, политические, экономические, культурные и социальные основы государства и общества, взаимоотношения личности, общества государства.
Данные нормы содержаться в Конституции РФ, прежде всего в гл. 1 «Основы конституционного строя». Так, например, в ст. 2 Конституции РФ провозглашается, что человек, его права и обязанности являются высшей ценностью, это ориентирует формирование и развитие государственно-правового устройства общества исходя из приоритета индивидуальных прав, свобод и обязанностей. Причем осуществление которых, т.е. этих прав и свобод, не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции РФ), что в свою очередь, ориентирует на создание политико-правовых механизмов по защите, согласованию этих прав и свобод, минимизации конфликтов между ними. Другой пример, Основной Закон ст. 7 п. 1. ориентирует формирование правового, экономического и политического пространства исходя из того, что Российская Федерация является социальным государством, что подразумевает создание политико-правовых и социально-экономических гарантий для достойной жизни и развития как отдельного человека и гражданина, так и всего общества в целом, согласования общественных и индивидуальных интересов и потребностей.Нормы-принципы – это нормы общего характера, выражающие и закрепляющие принципы права и правового регулирования отдельных видов общественных отношений.Диспозитивные нормы , напротив, предписывая субъектам вариант поведения, в то же время предоставляют этим субъектам возможность в пределах закона урегулировать отношения по своему выбору (усмотрению), самим определить конкретное содержание прав и обязанностей. Например, Гражданский кодекс РФ предусматривает «свободу договора», означающую возможность свободно избирать своего партнера и определять правовые условия заключаемого договора.

В свою очередь содержание в диспозитивной норме определенного правила поведения необходимо на тот случай если субъекты правовых отношений не установили своим соглашением (усмотрением) иных условий своего взаимоотношения, тогда им предписывается определенный в норме обязательный вариант поведения. Вообще принцип диспозитивности в праве означает наличие у субъектов правовых отношений известной степени свободы волеизъявления относительно своих прав и обязанностей в пределах, предусмотренных соответствующими нормами права 485.

Стимулирующие нормы или традиционно их еще называют как поощрительные.

Однако более верно, с нашей точки зрения, их называть стимулирующими, поскольку данные нормы не предписывают гражданам и организациям определенного положительного поведения, а устанавливают правовые стимулы для такого поведения. В этом плане происходит не подчинение правовому предписанию, а, напротив, создается правовое побуждение к законопослушному (одобряемому обществом и (или) государством) поведению 486.

В свою очередь, под воздействием этих стимулов субъект настраивается на общественно одобряемое положительное поведение, рассчитывая на получения каких-либо поощрений (премий, льгот и т.п.)487. Например, Трудовой Кодекс РФ предусматривает целую систему стимулирующих средств (а, точнее «стимулирующих выплат» ст. 144 ТК РФ): премии, доплаты, надбавки. Ст.

Классификация норм права

По назначению и роли в правовом регулировании нормы права подразделяются на:

Регулятивные — нормы, связанные с правомерным поведением. Регулятивные нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

· Управомочивающие нормы предоставляют право на какие-либо положительные действия (договор купли-продажи), в том числе и обращения за защитой субъективного права (например, право обращения в суд с иском).

· Обязывающие нормы налагают на субъектов права реализацию соответствующих действий (уплата штрафа, возвращение долга, вещи).

· Запрещающие нормы предполагают пассивное выполнение обязанности, т.е.

по своему характеру это также обязывающая норма, но содержание обязанности не предполагает специальных (активных) действий (например, выполнение уголовно-правовых запретов);

Охранительные — правила, связанные с государственным принуждением и рассчитанные на неправомерное поведение — нормы уголовного, административного и других отраслей права.

Специализированные — нормы специального действия, направленные на нормальное функционирование регулятивных и охранительных норм. Специализированные нормы подразделяются на дефинитивные, коллизионные, оперативные и др.

· Дефинитивные — содержат определения терминов, использующихся в других нормах. Например, ст. 8 НК РФ («Понятие налога и сбора») дает понятие налога как обязательного индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц, в форме отчуждения принадлежащих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (п. 1).

· Коллизионные — применяются в случае коллизий — противоречий между нормами права, регулирующих одно и то же фактическое отношение. Коллизионные нормы подразделяются на темпоральные, пространственные, иерархические и содержательные.