Армянский монастырь сурб-хач. Армянский монастырь Сурб Хач: описание, история и интересные факты

Памятники армянского храмового зодчества, к которым относится монастырь Сурб Хач отличает особая композиция и уникальный стиль. Сооружений древних периодов осталось не так много, тем ценнее и интереснее станет посещение этой обители. Она ведет свою историю с 14 века, и в ней отразились яркие черты традиционной армянской архитектуры.

История постройки

В 12-13 веке мощное древнее государство Армения приходит в упадок из-за постоянных нападений иноземцев, и это приводит к большой миграции населения и распространению армянской культуры на другие территории. Большая группа армян переселилась в Крым, где в то время правила которая одной из своих миссий считала распространение католицизма. Армянские христианские переселенцы в знак тихого сопротивления уходили вглубь Крыма, и вследствие этого происходит значительный рост новых православных монастырей. Мужской монастырь Сурб Хач в Крыму был заложен в 1358 году. Он служил прибежищем и духовным центром для армян, покинувших свою Родину. Обитель является самым крупным памятником армянской культуры в Крыму. В 15 веке, когда турецкие захватчики разоряли земли полуострова, монастырь уцелел, потому что даже у недругов не поднялась рука разрушать такое место силы. В 17-18 веках обитель несколько раз перестраивается и растет. Постепенно Сурб Хач становится крупным центром паломничества Черноморского побережья. В 1778 году происходит большое переселение армян из крымских земель на Нижний Дон по велению императрицы Екатерины Второй. И братство монастыря собирает свои пожитки и тоже перебирается со своим народом на Дон, где открывает обитель с таким же именем. В самом конце 18 века крымский монастырь возобновляет свою работу, и хотя он уже не был епархией, но сохранил свое духовное и практическое значение для армян, которые остались в Крыму. Перед революцией Сурб Хач владел 4 тысячами десятин земли. Но после переворота в 1925 году монастырь, как религиозное учреждение, был ликвидирован. В советское время здесь размещались разные учреждения: от пионерского лагеря до больницы для туберкулезников. В годы Второй мировой войны фашисты, которые разрушали все на своем пути, не решились уничтожить такое намоленное место. В конце 80-х годов Сурб Хач начинают реставрировать, в 1994 году здесь возобновляются богослужения. Сегодня монастырь открыт для посещений и молитвы, здесь продолжаются служения, но монастырское братство здесь больше не живет.

Архитектурный комплекс

Армянский монастырь Сурб Хач сегодня состоит из нескольких зданий: церковь, трапезная, дом для проживания братии, а также сад с фонтанами. Комплекс обители находится в очень красивом месте - крымском лесу на склоне горы Грыця. Старинные стены обладают удивительной энергетикой и силой. Здесь очень тихо, здания потрясают не красотой, а именно величественностью и духовной мощью. На стенах комплекса можно увидеть множество резьбы, росписей, изящных украшений. Гармоничность и легкость брутальным каменным стенам придают резные лестницы и воздушные переходы. Сегодня обитель пребывает в запустении, и это только добавляет постройкам шарма. Стены, поросшие мхом, опоры, увитые диким виноградом, горные источники - все это настраивает на умиротворенный лад. Комплекс производит неизгладимое впечатление своей гармоничностью и духом старины.

Церковь Святого Знамения

Сурб Хач строился вокруг Сурб-Ншан, церкви св. Знамения. Местная легенда рассказывает, что однажды люди увидели в небе над склоном горы святой крест, он указывал на место, в котором забил чистейший родник. В честь такого знамения и была построена первая церковь из дерева, позже на ее месте возник каменный храм. Стихотворная надпись, высеченная на камне вокруг купольного «барабана», рассказывает, что храм был построен в 1358 году. Архитектура собора является продолжение средневековых армянских традиций, она узнаваема по пирамидальному шатру из камня, установленному на высоком граненом «барабане». Храм сложен из крупных серых камней, крыша покрыта красной черепицей. Лаконичная и мощная постройка является органичной частью каменной ограды, которая когда-то выполняла оборонительные функции. На стенах собора сохранились средневековые росписи. На них можно увидеть изображение Святой Девы Марии с младенцем Иисусом на руках, со святыми вокруг. Также на одном из фрагментов сохранился церкви - ягненок с крестом.

К основному зданию примыкает прямоугольный притвор (гавит), в который вели прежде два входа. Стены притвора украшены резьбой в виде крестов. Тема данного христианского символа здесь прослеживается повсюду. Ведь и сам монастырь, и гора, на которой он стоит, названы в честь Святого Креста. Над притвором возвышается колокольня, в которую из гавита ведет каменная лестница, украшенная резьбой. Притвор и колокольная датируются началом 15 века.

Трапезная

С другой стороны монастырского двора, напротив церкви св. Знамения, находится монастырская трапезная. Когда-то монастырь Сурб Хач был пристанищем для сотен людей, и поэтому ему была нужна большая комната для кормления братии и паломников. Сейчас трапезная представляет собой двухэтажное здание с большим подвальным помещением. Но второй этаж был надстроен только в 19 веке, в нем размещались комнаты для странников и паломников. Само пространство трапезной состоит из двух залов. Северный зал оборудован большим камином с аркой, здесь же разместилась печь. В южном находится лестница в подвал, а также вход в привратницкую. Рядом с трапезной можно увидеть фонтан, северная стена здания соединена с каменной оградой монастыря.

Жилые корпуса

В былые времена монастырь Сурб Хач был очень посещаемым местом, и для размещения паломников и братии нужны были специальные помещения. К южной стене храма примыкают кельи монахов. Корпус был построен в конце 17 века и состоит из двух этажей. На первом находились 8 комнат разного назначения. Кельи второго этажа имели выход на общий открытый балкон. Интерьер братского корпуса весьма аскетичен, динамику помещения создают ряды арочных перекрытий. С юга к братскому корпусу примыкает одноэтажное здание монастырской гостиницы. Оно было разрушено в середине 20 века, а в 80-х годах восстановлено по сохранившимся чертежам.

Монастырский сад

Во времена своего рассвета монастырь Сурб Хач славился садами с многочисленными фонтанами. Сегодня от былого великолепия осталось немногое. Здесь можно увидеть остатки древних дорожек, почти незаметную планировку посадок и два фонтана из камня. Фонтаны - прямоугольные сооружения с каменным фасадом, украшенным резьбой. Для обеспечения сооружений водой в монастыре работал керамический водопровод, по которому подавалась вода из источников. От трапезной к фонтанам когда-то вела 5-маршевая лестница, сегодня из них сохранились фрагменты лестницы и четыре террасы из камня.

Древний монастырь Сурб Хач в Старом Крыму является уникальным и легендарным местом. Здесь находился старинный каменный крест - хачкар (камень-крест). Он является главной реликвией обители, но при переселении братия увезла этот нелегкий священный предмет с собой в новый монастырь на Дон. Поэтому в Крыму сегодня можно увидеть только его многочисленные изображения.

От обители можно добраться к месту с говорящим названием Лесная Глушь, где находятся развалины еще одного старинного монастыря - Сурб Стефанос 14 века.

Возле монастыря Сурб Хач протекает горный источник, который,согласно легендам, обладает чудодейственной силой. Вода в роднике кристально чистая, и ее спокойно можно пить.

Как добраться

Как найти монастырь Сурб Хач? Адрес обители условный: Старый Крым, Кировский район. Ехать нужно от городка Старый Крым по грунтовой дороге в юго-западном направлении. Несмотря на то что монастырь Сурб Хач, контакты которого найти невозможно, является памятником истории и архитектуры, музеем, здесь нет телефона и интернета. Поэтому остается надеяться на навигаторы и добрых людей, которые всегда укажут дорогу.

В Крыму есть место, где можно оставить все свои заботы, печали и беды.

Добраться туда несложно.

Сначала надо доехать до городка Старый Крым по трассе Симферополь — Феодосия, потом свернуть направо. Примерно в трех километрах от городской окраины, на обочине горной дороги, стоит дерево, увешанное разноцветными лентами. На ветку дерева надо повесить кусочек ткани.

Вот и все. Вместе с этим кусочком, согласно древнему поверью, уйдут и все беды.

И вот теперь, освободившись от земных печалей и забот, можно подняться еще немного выше.

И напиться из источников Мудрости, Мужества и Любви. Как в переносном, так и прямом смысле.

Место, где текут таинственные источники, называется ( « Святой Крест»). Это древний монастырь, первое упоминание о котором встречается в рукописях, датированных 1347 и 1348 годами. Основатель монастыря Ованес Себастаци увидел в этом месте знамение — огненный крест и решил построить здесь святую обитель.

Для этого он вместе с братом купил у генуэзцев, в те времена владевших этим регионом Крыма, 50 гектаров земли. Ованес, Себастаци и архимандриты, руководившие монастырем после него, похоронены в притворе монастырского храма Святого Знамения -Сурб-Ншан.

Место захоронения было выбрано не случайно.
Дело в том, что у армян есть очень эмоциональное выражение: « Да паду я к ногам твоим», которое адресуется самым близким людям. Оно имеет евангельские корни. Поэтому Ованес Себастаци и завещал похоронить себя в притворе, в буквальном смысле под ногами у тех, кто входил в храм.

Другая древняя традиция — оставлять на дереве по дороге к святым местам кусочки ткани, о которой уже было сказано выше, также сохранилась до наших дней.
Окрестности монастыря поражают своей красотой.

К слову, многие армяне говорят, что здешние места очень напоминают им родную Армению. А в монастырском саду до сих пор сохранились деревья, саженцы которых были привезены монахам с далекой исторической родины.
Обитель сильно пострадала от времени, еще сильнее от рук человеческих.

Вот оружейная, где прихожане, входящие в монастырь, оставляли свое личное оружие.
Вот смотровая и узкие бойницы, напоминаюхцие о тех неспокойных и кровавых временах, когда монастырь превращался в крепость.

Вот надпись в трапезной на древнем армянском языке, гласящая, что племянник спарапета, то есть местного военачальника, нес послушание в монастыре, замаливая совершенные грехи.

Вот помещение библиотеки. Бесценные рукописи, хранившиеся в ней, сейчас находятся в столице Армении Ереване. Вот братский корпус с кельями монахов.

Говорят, в годы расцвета обители здесь спасали души до трех десятков человек. А еще в Сурб-Хаче действовала духовная семинария и творили выдающиеся миниатюристы ХІV века Натер и его сыновья Степанос, Аветис, Ованес и Григор.
А вот и сердце монастыря — храм Сурб-Ншан, с открытой, по армянской традиции, алтарной частью, с каменной купелью для кретцения. Храм действует, в нем служат литургию, крестят и венчают.
К сожалению, десятилетия воинствующего атеизма нанесли обители больший ущерб, чем нашествия средневековых завоевателей. В 1225 году коммунистические власти закрыли монастырь.

В советские времена здесь размещался сначала пионерский лагерь, затем турбаза крупного предприятия.

В 2002 году Сурб-Хач был передан в пользование общине Армянской Апостольской церкви. Обитель возрождается.
Восстановлены и дают воду часть уникальных источников. От них во многом зависела жизнь монастыря.

Ведь питаются источники не от родников. Монахи в прямом смысле этого слова пили… росу.

Дело в том, что безымянный инженерный гений древности создал очень тонкую, мудрую и продуманную до мелочей систему водоснабжения. Роса в этих местах выпадает обильно, также как и дождевые воды, текла по керамических трубам, проложенных на склонам, всё поступало в колодцы, накапливалось там и питало все семь источников.

Не менее мудро была устроена и система отвода ливневых вод.

Накопители здесь никогда не переполнялись, а излишки воды выводились по трубам за гребень горы и стекали по противоположному склону.

Интересно, что частью уникальной гидросистемы были и вековые дубы в окрестностях монастыря. Они помогали поддерживать гидробаланс.
Сегодня Сурб-Хач, как и сотни лет назад, остается одной из главных святынь Армянской Апостольской церкви.

И крупным центром духовной жизни. На большие религиозные праздники в Сурб-Хач съезжаются не только крымские армяне, но и их соотечественники из дрегих стран.
Посетите древний монастырь и вы.
Прикоснитесь к святыне и вдоволь напейтесь из источников Мудрости, Мужества и Любви.

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и , он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить .

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале).
У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа . При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

Примерно в 3 км от Старого Крыма сохранился монастырь, основанный крымскими армянами в XIV веке. В те времена армянское население полуострова было многочисленным. Достоверно известно, что в одной только Феодосии к концу XVII века жило до 80 тысяч армян.

По преданию, название монастыря Сурб-Хач (Святой Крест) связано с каменным резным крестом хачкаром VI века, перевезенным в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Основателем монастыря был инок Ованес, который вместе со своими братьями и учениками построил церковь Сурб-Ншан (церковь Святого Знамения) . Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, одновременно выполняющей роль дозорной башни.

Суровые каменные стены монастыря больше напоминают средневековую крепость, чем церковную постройку. И вполне закономерно, что после возведения монастыря вокруг возник небольшой город Казарат. В нем армянские князья держали войска, которые в качестве наемников защищали побережье, города Кафу (Феодосию) и Солдайю (Судак).

По брусчатке внутреннего двора мы направляемся в храм. Попасть в него можно только миную притвор, или в армянском варианте гавит . В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита надстроена сторожевая башня-колокольня , на которую поднимались из притвора по каменной лестнице. Внешне колокольня сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в христианских монастырях. Никаких отдельных или пристроенных к храму конструкций, просто на кронштейне, вбитом в стену рядом с окном над входом в гавит, висит небольшой колокол.

Первое, что бросается в глаза при входе в гавит - каменный пол из могильных плит с полустершимися армянскими надписями, под которыми захоронены настоятели монастыря. Среди них и основатель Сурб-Хача инок Ованес. Полагают, что ступая по плитам, ныне живущие как бы общаются с почившими праведниками и поминают их.

Внутренние стены гавита украшены резными крестами. Все кресты разные! В средневековье было принято в ознаменование важного семейного события заказывать вырезание крестов на стене храма.

Здесь же в северной стене сохранилась ниша, оформленная в стиле мусульманского михраба.

Удивительно, но над входом в храм даже просматривается роспись, над которой видна лепнина с изображением агнец на престоле с крестом.

Удивительно, потому что монастырь несколько раз закрывали, и он оказывался заброшенным: первый раз монастырь опустел в XVII веке, а потом - в XX. После 1925 года и до конца 1970-х годов, здесь размещали то пионерский лагерь, то санаторий. Позднее на территории Сурб-Хача провели археологические исследования, и монастырь был взят под охрану. В 1994 году в храме возобновились богослужения, а в начала 2000-х годов монастырь вернули Армянской Апостольской Церкви.

Одна из архитектурных особенностей всего храмового комплекса - это его ступенчатость. Не забывайте, что монастырь построен в гористой местности в лесистой долине северо-западного склона горы Грыця (Святого Креста, Святая, Монастырская). Поэтому на протяжении 45 метров от трапезной до алтаря получается перепад высоты в 5 метров! Об этом написали крымские ученые О. Домбровский и В.Сидоренко в своей книге "Солхат и Сурб-Хач": "Поразительна эта - можно назвать ее дивной - ступенчатая перспектива вздымающихся один над другим архитектурных объемов, а с ней и постепенное возрастание орнаментального богатства - в обрамлениях входов, в полихромии рельефных узоров и в росписи, которую видим над входом из гавита в святилище. По-особому настраивал посетителя и дальний сумрак, манивший в глубину перспективы - туда, внутрь храма, где в благовонном дыму синевато курившегося ладана повисал солнечный луч, проникавший в окно алтарной абсиды".

Солнечные лучи всё так же проникают через окно алтарной абсиды и заставляют дрожать воздух под куполом.

Приходят сюда не только любопытные туристы, но и верующие, стремящиеся увидеть взгляд Христа с иконы. Икона эта стоит под сводом в нише слева от алтаря. Считается, что на кого-то лик с иконы смотрит печально, на кого-то твердо, а кто-то вообще видит Христа с закрытыми глазами.

Выйдя из храма, попадаешь во внутренний монастырский двор , окруженный древними кельями братского корпуса . Двухэтажное помещение, построенное буквой "г", состояло из восьми комнат первого этажа, а над ними - балкон-галерея, опирающийся на деревянные колонны. К входу на балкон сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной .

Под лестницей на второй этаж трапезной расположен фонтан для омовения рук и босых ног, совершаемого перед тем как войти в храм или трапезную.

В кельях сохранились полуциркульные своды, часть из которых украшены каменной резьбой. Отапливались кельи каминами, дымоход которых скрыт в стене.

Шестиконечные звезды и плетеные шнуры - традиционные черты армянской каменной резьбы

Трапезная, расположенная к западу от храма, представляет собой каменное посещение из двух прямоугольных залов. В северном зале устроены камин с полукруглой топочной аркой, и печь. Под трапезной располагался подвал, куда вела лестница из южного зала. Второй этаж над трапезной появился только в конце XIX века и предназначался под гостиницу. Позднее в 1906 году отдельно от братского корпуса было построено новое одноэтажное здание монастырской гостиницы .

От трапезной с уровня внешнего открытого двора монастыря вела лестница в сад , расположенный за пределами монастырского дворика. Сад с террасами был разбит на пологом горном склоне, и между площадками проложены каменные лестницы. Всего в саду сохранилось четыре террасы и три фонтана с питьевой водой, устроенных по единому принципу - прямоугольные в плане с декорированным фасадом, глухими стенами и с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по керамическим трубам, из расположенного выше по склону источника.

По преданию, у каждого фонтана есть свое название - источник здоровья (верхний), мудрости (средний) и красоты (нижний). На стене источника мудрости хорошо просматривается каменная резьба с изображением древа жизни и двух ангелов, охраняющих его с обеих сторон. Над ними по обе стороны от дерева - Солнце и Луна.

Чуть ниже на этой же стене вырезан в камне цветок жизни в окружении двух высоких стрельчатых деревьев, на которых сидят птицы, а между стволами парят два ангела. Символическое изображения цветка жизни встречалось еще у египтян, и вот, как ни странно, мы видим его в армянском монастыре XIV века.

Почти одновременно со строительством монастыря Сурб-Хач чуть выше по склону возводили второй монастырь Сурб-Стефанос. Но сейчас от него остались одни руины. Мы туда обязательно дойдем, но в следующий раз. А пока от знакомства с крымской историей нас отвлек аромат гаты с орехами, которую пекут здесь же и продают на небольшом пяточке под деревьями. Чай, гата, разговоры с другими путешественниками... Как оказалось, сюда приходят не только армяне, но даже не только христиане. Храм открыт для всех.

На обратном пути нас подхватил местный армянин, который приезжал из Старого Крыма в Сурб-Хач за водой. Всю дорогу вместе с ним строили предположения, что же означает каменная резьба над фонтаном мудрости, но докопаться до истины, как обычно, не хватило времени. Кстати, от денег за проезд он буквально отмахался: "Не надо-не надо!" И мы пошли дальше.

Средневековый армянский монастырь Сурб Хач, который находится в 3 км от города Старый Крым, 29 июля 2008 года отпраздновал свое 650-летие. На юбилее присутствовали высокопоставленные гости: Католикос всех армян Гарегин II, президенты Армении и Украины, председатели армянских общин Украины и России.

Еще в начале мая к монастырю вела узкая дорога в гору сквозь лиственный лес, по которой мог проехать только один легковой автомобиль.

А сейчас уже покрывают асфальтом новую широкую дорогу, по которой смогут ездить экскурсионные автобусы. В прошлом году Совмин Крыма выделил на реставрацию монастырского комплекса почти 1 млн. грн. Монастырь станет действующим, при нем откроют музей. Некоторые экспонаты, в том числе и каменную мини-модель монастыря, можно увидеть уже сейчас.

Церковь Сурб-Ншан (св. Знамения) – центральная постройка монастыря, располагается в его восточной части и выступает за монастырскую ограду. Датируется сооружение храма 1358 годом по стихотворной надписи, выполненной на верхней части барабана купола церкви.

Надпись гласит: «Сей божественный храм славы, на земле – рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованнеса инока и родных братьев его и по духу сынов…». В храме сохранились остатки средневековых росписей.

Со стороны главного фасада к зданию храма примыкает прямоугольный в плане гавит (притвор). В гавит вели два входа в южной и западной стенах. Над юго-западным углом гавита воздвигнута башня-колокольня, в неё из гавита ведет каменная лестница. Интерьер гавита украшен резными крестами. Вероятно, гавит был пристроен к храму не позже конца XIV века, самая ранняя сохранившаяся надпись в гавите датирована 1401 года.

ТРАПЕЗНАЯ МОНАСТЫРЯ.
Трапезная расположена к западу от храма, их разделяет внутренний монастырский двор. Под зданием трапезной были устроены подвальные помещения. Собственно трапезную составляли два зала прямоугольной в плане формы. В северном зале помещения устроены камин с арочной перемычкой и печь. Из южного зала в подвальные помещения вела двухмаршевая лестница, устроенная в северо-западном углу. Второй этаж над трапезной предназначался для гостиничных помещений, он был надстроен в конце XIX века.

В северном зале трапезной имеется плита с надписью: «Я, Саркис-повар, племянник вардапета Киракоса, служил святому кресту четыре года ради спасения души своей, года 1211 (1762 г.)». Северная сторона здания снаружи укреплена мощными контрфорсами. К южной стене примыкает привратницкая, между ней и кельями вход в монастырь с двумя дверными проемами.

Над одним из проемов была надпись, датирующая эту часть монастыря 1684 годом. С севера внутренний дворик между трапезной и храмом замкнут стеной. В нём, справа от входа в келейный дворик, под лестницей, ведущей на второй этаж трапезной, расположен фонтан.

БРАТСКИЙ КОРПУС.
Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Попасть в келейный дворик можно из внутреннего монастырского двора и из гавита. Над входом в келейный дворик сохранилась надпись: «С помощью божьей сия стена со всеми ее постройками, с этими прекрасными верхними и нижними кельями сооружена во славу святого Креста в 1143 г. (1694 г.). Пусть это будет памятью архиепископа Акопа…».

Здание братского корпуса г-образное в плане, двухэтажное. На первом этаже было восемь помещений, перекрытых полуциркульным сводами. Кельи второго этажа имели выход на открытый балкон-галерею на уровне междуэтажного перекрытия, который опирался на деревянные колонки, от них в вымостке двора сохранились каменные базы. Ко входу на балкон-галерею сначала подводила лестница с восточного края двора, а позднее был устроен вход также с площадки лестницы, ведущей в гостиницу над трапезной.

Отдельно к югу от братского корпуса расположено одноэтажное каменное здание монастырской гостиницы. Оно было построено во второй половине XIX века, когда, в связи с оживлением духовно-просветительской деятельности монастыря, возросло число посещавших его богомольцев.

К западу от гостиницы была сооружена подпорная стена, под которой располагалась просторная площадка для гужевого транспорта. Здание гостиницы было разрушено в 40-х годах XX века и воссоздано на сохранившихся фундаментах в 80-х годах XX столетия.

ФОНТАНЫ И САД.
Два фонтана и лестница, ведущая к ним, находятся на территории сада к юго-западу от монастырского комплекса.

Все фонтаны были построены по единому принципу – это прямоугольное в плане сооружение с декорированным фасадом и глухими стенами, с примыкающим к нему с тыльной стороны колодцем-цистерной. Вода к фонтанам подводилась по водопроводам, сложенным из керамических труб, из расположенных выше по склону источников воды.

Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. От трапезной, с уровня внешнего открытого двора монастыря, в сад, к нижнему фонтану вела пятимаршевая лестница. В этой части усадьбы сохранились четыре террасы с подпорными стенами из бутового камня. Полотно участка дороги вблизи от монастыря и открытый двор комплекса были замощены бутовым камнем.

Сурб Хач в переводе с армянского означает “Святой Крест”. Монастырь был основан в 1358 году духовным предводителем армян Крыма Ованесом Себастаци, который увидел на этом месте огромный огненный крест. Это видение он воспринял как знак свыше и заложил здесь храм, который был назван Сурб Ншан – Святое Знамение. На его строительство ушло 20 лет. Постепенно вокруг него стал формироваться и строиться мужской монастырь. В течение многих веков в этом монастыре хранился каменный крест, созданный в VI веке н.э., – священная реликвия, называемая Пыргчакар (в переводе означает “спасский камень”), по преданию, освященная апостолом Тадеем и привезенная в Таврику первыми переселенцами из древней армянской столицы Ани в XIII веке.

В средневековые времена монастырь Сурб Хач был крупнейшим армянским религиозным центром, распространяющим свое влияние из Крыма на огромные территории до Румынии, Молдавии, влияющим на политику в Армении. В XVII веке здесь жило 30 монахов. А в 1924 году, как рассказывают люди, на дороге недалеко от монастыря коммунисты убили последнего монаха. На этом месте растет дерево, которое наши современники украшают цветными лентами в память о том трагическом событии. С тех пор монастырь разрушался. И все же из строений эпохи Средневековья он лучше всех сохранился до наших дней. В 1993-1997 годах его частично восстановили.

Здесь стали проводить венчания, крещение детей, праздничные литургии, народные гулянья во время больших религиозных праздников. Недавно армяне со всей Украины съехались сюда на Вардавар – праздник Преображения Господнего.

Не зря завидуют новичкам те, кто уже знаком с этим местом, похожим на волшебную сказку. Первые впечатления захватывают, очаровывают. Густой зеленый лес окутывает величественные в своей простоте и мощи каменные здания монастырского комплекса. Рядом журчат два источника – фонтаны, красиво обрамленные резными камнями. Вода их течет по керамическим трубам, проложенным еще в XIV веке. Один фонтан называют источником молодости. Люди, попадая сюда, обязательно пьют из него, умываются. Говорят, эта вода сохраняет здоровье, красоту, продлевает жизнь.

Это намоленное место постоянно притягивает к себе энтузиастов, которые самоотверженно борются за восстановление монастыря, поддерживают его живой дух, трудятся.

Сейчас в монастыре живет монах Акоп. Он облагораживает родники в лесных окрестностях и создает изумительные хачкары (каменные кресты), ничем не уступающие старинным с их неповторимыми витиеватыми узорами и орнаментами. На колоннах храма Сурб Ншан можно увидеть более 70 каменных крестов. Все здесь кажется чудесным. А самое главное чудо происходит на наших глазах – монастырь возрождается!