Состав лиц участвующих в деле банкротстве. Лица участвующие в деле о банкротстве. Статус банкрота может быть присвоен

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. Указанные лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные Федеральным законом процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью. Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности, а также предпринимательской деятельностью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации: наличие высшего профессионального образования; наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности); сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления; отсутствие судимости за совершение умышленного преступления. должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом. Кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

3. Понятие органа по контролю (надзору) по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», его компетенция.

Орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Установить, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, состав которой утверждается органом по контролю (надзору). В состав комиссии по приему теоретического экзамена включаются представители образовательного учреждения и органа по контролю (надзору). Саморегулируемая организация арбитражных управляющих ежемесячно обязана представлять в орган по контролю (надзору) информацию: о состоявшемся утверждении арбитражных управляющих, являющихся членами этой саморегулируемой организации, в делах о банкротстве; о размере компенсационного фонда саморегулируемой организации; о поступивших жалобах на неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими возложенных на них обязанностей в делах о банкротстве и об итогах рассмотрения таких жалоб.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее – банкротство).

    Законодательство о несостоятельности (банкротстве): система и тенденции развития.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

§ нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

§ нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) - ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

§ нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Основной тенденцией законодательства о несостоятельности (банкротстве) является развитие его по схеме: общий закон(ГК РФ и АПК РФ) - специальный закон(Различные ФЗ, например «о несостоятельности») - другие нормативные акты.

Одним из направлений реформирования современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) является внесение в него изменений и дополнений.

    Признаки банкротства

Наличие денежного обязательства должника долгового характера;

Неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

Наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;

Официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

    Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

    Правовое положение кредиторов в деле о банкротстве.

Кредиторы должника-банкрота в процедурах банкротства обретают качества, которые вносят нечто иное существенное в их правовой статус. Оставаясь кредиторами должника, и во многом благодаря этому положению, они становятся лицами, участвующими в предпринимательской деятельности должника, в том, что является результатом реализации субъектом права закреплено в норме ст. 34 Конституции РФ, по сути, «владельцами его дела», определяют направления его деятельности, реорганизации, решают вопрос о. возможности продолжения им своего бизнеса.

    Собрание кредиторов.

Собрание кредиторов – это специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником .

Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.

Конкурсными кредиторами признаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника – юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Конкурсные кредиторы:

    являются лицами, участвующими в деле о банкротстве;

    имеют право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

    являются участниками собрания кредиторов с правом голоса.

Уполномоченными органами по требованиям, вытекающим из обязательных платежей, являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований; органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации.

Число голосов, которыми обладает каждый из конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, определяется пропорционально их требованиям по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

Участниками собрания кредиторов без права голоса являются представитель работников должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

К исключительной компетенции собрания кредиторов отнесены важнейшие вопросы, возникающие в процессе банкротства. В частности, собрание кредиторов принимает решение о целесообразности введения внешнего управления имуществом должника, о заключении мирового соглашения, о порядке оценки имущества должника, об избрании членов комитета кредиторов; о выборе саморегулируемой организации для представления в арбитражный суд кандидатур арбитражного управляющего, о выборе реестродержателя и т. д.

    Реестр требований кредиторов.

Лицо, требования которого включены в реестр требований кредиторов, обязано своевременно информировать арбитражного управляющего или реестродержателя об изменении внесенных ранее в него сведений. В случае непредставления таких сведений или несвоевременного их представления арбитражный управляющий или реестродержатель и должник не несут ответственность за причиненные в связи с этим убытки. Арбитражный управляющий или реестродержатель обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения такого требования направить данному кредитору или его уполномоченному представителю выписку из реестра требований кредиторов о размере, о составе и об очередности удовлетворения его требований, а в случае, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем один процент общей кредиторской задолженности, направить данному кредитору или его уполномоченному представителю заверенную арбитражным управляющим копию реестра требований кредиторов.

    Комитет кредиторов.

Комитет кредиторов - особый орган, представляющий интересы конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.

Комитет кредиторов избирается общим собранием всех лиц, имеющих требования от имени исполнительного кредитора, уполномоченного лица. Число голосов у каждого избранного участника прямо пропорционально размеру его требований от общего объема. Число членов совета должно быть более трех и меньше одиннадцати и зависит от решения членов собрания. Члены избираются кумулятивным методом голосования. Каждый участник собрания имеет число голосов, прямо пропорционально сумме долгов, умноженным на число членов.

В статье 17 пункт 3 Закона о банкротстве определены полномочия комитета кредиторов:

получает данные о материальном положении, о действиях, имеющих отношение к банкротству;

    может обжаловать в арбитражном суде действия управляющего;

    принимает решение о проведение собрания;

    может требовать отстранения арбитражного управляющего;

    может совершать действия, установленные Федеральным Законом.

Постановления комитета принимаются большинством голосов. Чтобы реализовать свои полномочия, члены вправе избирать управляющего. Комитет кредиторов обязан оптимизировать отношения между управляющим и всеми участниками процесса, максимально упростить процедуры принятия решений.

    Арбитражные управляющие и их компетенция.

Арбитра́жный управля́ющий – это профессиональный участник управленческой деятельности, основной функцией которого является антикризисное управлениепредприятием под контролем арбитражного суда. Деятельность управляющего необходима, прежде всего, для координации под контролем арбитражного суда всей хозяйственной деятельности должника в целях максимального удовлетворения требований его кредиторов за счет полной или частичной реализации имущества должника. C 2011 года торги по реализации имущества должников проводятся в электронной форме.

Арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Деятельность арбитражного управляющего является для него частной практикой и связана с осуществлением им полномочий, которые в значительной степени носят публично-правовой характер. Решения арбитражного управляющего являются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, созданная гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

В зависимости от процедуры банкротства и выполняемых функций арбитражный суд назначает арбитражного управляющего в каждом конкретном деле о банкротстве в качестве:

    временного управляющего (процедура наблюдения),

    административного управляющего (процедура финансового оздоровления),

    внешнего управляющего (процедура внешнего управления),

    конкурсного управляющего (процедура конкурсного производства).

В судебном акте об утверждении арбитражного управляющего помимо фамилии, имени и отчества арбитражного управляющего указываются данные, позволяющие его индивидуализировать (идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих либо в реестре арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих и т.п.), сведения о наименовании саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, и почтовый адрес в Российской Федерации, по которому все заинтересованные лица могут направлять ему корреспонденцию в связи с его участием в данном деле о банкротстве

    Саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО арбитражных управляющих) - некоммерческая организация, членами которой являютсяарбитражные управляющие - граждане Российской Федерации. Целью деятельности организации является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих. Информация о СРО арбитражных управляющих собраны в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Система СРО арбитражных управляющих была создана для ведения дел о банкротстве предприятий. С принятием в 2002 году Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» СРО были упорядочены. Первые шесть свидетельств саморегулируемым организациям о присвоении статуса саморегулируемых организаций были выданы ФСФО. Третьего марта вступило в силу Постановление № 100 от 14.02.2003 года и далее свидетельства выдавал Минюст .

Министерство Юстиции с этого момента вступления закона в силу стало работать только с саморегулируемыми организациями, а отдельные арбитражные управляющие стали восприниматься как исключение.

    Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Государственным органом по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению предприятий является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству – ФСФО России (Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г.). Функции и полномочия государственного органа по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению: проведение государственной политики в сфере несостоятельности; государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве; диагностика и ведение реестра платежеспособности предприятий; аудиторские проверки; предупреждение неправомерных действий при банкротстве; реализация процедур несостоятельности; обеспечение процесса банкротства предприятий и др. Для выполнения процедур несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления ФСФО России может привлекать юридических и физических лиц, осуществляющих экспертизу: финансового состояния и платежеспособности организаций; бизнес-планов организаций; оценки рыночной стоимости имущества организаций; действий руководителей организаций и арбитражных управляющих. Вместе с тем, ФСФО России дает поручение аккредитованному банку на выполнение определенного вида работ, а именно: анализ финансового состояния неплатежеспособной организации; экспертиза предлагаемого плана финансового оздоровления (бизнес-плана) или инвестиционного проекта; подбор инвесторов и (или) проверка их финансового состояния; открытие и ведение счетов организации-должника; контроль целевого использования средств финансовой поддержки

    Меры по предупреждению банкротства организаций.

1. В случае возникновения признаков банкротства, установленных пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, руководитель должника обязан направить учредителям (участникам) должника, собственнику имущества должника - унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.

2. Учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

    Лица, участвующие в деле о банкротстве.

1. Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:

арбитражный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы;

федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства и совершать предусмотренные настоящим Федеральным законом процессуальные действия в арбитражном процессе по делу о банкротстве и иные необходимые для реализации предоставленных прав действия.

Расходы на проведение указанной экспертизы возмещаются за счет лица, обратившегося с ходатайством о назначении указанной экспертизы

14. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

1. В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:

представитель работников должника;

представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

представитель учредителей (участников) должника;

представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;

представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;

уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;

иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. В арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:

саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;

орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;

кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи лица имеют право знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать с них копии

    Основания возбуждения производства по делу о банкротстве.

    заявление должника ; за неисполнение этой обязанности руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к ответственности.

    заявление кредитора ; правом на подачу в арбитражный суд заявления наделены только конкурсные кредиторы, то есть кредиторы по денежным обязательствам

    заявление уполномоченных в соответствии с федеральным законодательством органов ; подается в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей.

    Процедуры банкротства: понятие, виды, цели, сроки

Процедуры банкротства предприятий- это обеспечение эволюции производства, продвижения нового, отживания старого, неуклонного развития экономики.

С юридической точки зрения - это возможность правового решения острых конфликтов при невозврате организацией-должником денежных средств кредитору.

Наблюдение - одна из процедур банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Финансовое оздоровление - применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком.

Внешнее управление - применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Мировое соглашение - является наиболее экономически выгодным способом избежания банкротства должника, восстановления его платежеспособности, урегулирования имущественных разногласий с кредиторами

К лицами, участвующими в деле о банкротстве, относятся: 1) должник; 2) арбитражный управляющий; 3) конкурсные кредиторы; 4) уполномоченные органы; 5) федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; 6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления. В отличие от лица, участвующие в деле о банкротстве, законодательство выделяет категорию лиц, обладающих меньшим объемом правомочий в деле о банкротстве. Правомочия таких лиц вторичны, по отношению к статусу лиц, участвующих в деле о банкротстве. Это лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве. К ним относятся: 1) представитель работников должника; 2) представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия; 3) представитель учредителей (участников) должника; 4) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; 5) представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; 6) уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника; 7) иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством. Кроме того, в арбитражном процессе по делу о банкротстве имеют вправо участвовать, т.е. лица диспозитивных правомочий: 1) саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих; 2) орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих; 3) кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам. Представительство в суде - процессуальная деятельность, которая осуществляется от имени и в интересах лиц, участвующих в деле: сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Оформление представительства: полномочия других представителей на ведение дела о банкротстве в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на: 1) подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление; 2) право на подписание заявления об обеспечении иска; 2) право на передачу дела в третейский суд; 3) право на полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска; 4) право на изменение основания или предмета иска; 5) право на заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие); 6) право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта арбитражного суда, получение присужденных денежных средств или иного имущества.

Заявление должника о признании банкротом и прилагаемые к нему документы. Заявление конкурсного кредитора. Заявление уполномоченного органа. Принятие заявления о признании должника банкротом.

Форма заявления: 1) подается в арбитражный суд в письменной форме; 2) подписывается руководителем должника - юридического лица или лицом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на подачу заявления о признании должника банкротом, либо должником – гражданином (может быть подписано представителем должника в случае, если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности представителя). Содержание заявления должника: 1) наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление; 2) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, в том числе срок исполнения которых наступил на дату подачи в арбитражный суд заявления должника, в размере, который не оспаривается должником, с указанием причин возникновения задолженности; 3) сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения авторов результатов интеллектуальной деятельности; 4) размер задолженности по обязательным платежам; 5) обоснование невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника либо иных действий, явившихся основанием для подачи заявления в соответствии с Федеральным законом; 6) сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, об исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке; 7) сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности; 8) регистрационные данные должника - юридического лица (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); 9) номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций; 10) кандидатура временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий; 11) перечень прилагаемых документов; 12) если должник в своей деятельности использует сведения, составляющие государственную тайну, в заявлении указывается форма допуска к государственной тайне руководителя должника; 13) могут быть указаны иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения; 14) если в заявлении должника не указана кандидатура временного управляющего, в заявление должника могут быть включены дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего; 15) в заявлении должника - гражданина указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью. Документы, прилагаемые к заявлению должника и подтверждающие: 1) наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; 2) основание возникновения задолженности; 3) иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника; 4) учредительные документы должника - юридического лица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица или документ о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; 5) список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя; 6) бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина; 7) решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения; 8) решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия; 9) протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должника; 10) отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком, при наличии такого отчета; 11) документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска к государственной тайне, с указанием формы такого допуска (при наличии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну). Содержание заявления кредитора: 1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; 2) наименование (фамилия, имя, отчество) должника и его адрес; 3) регистрационные данные должника - юридического лица (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); 4) наименование (фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора и его адрес; 5) размер требований конкурсного кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов, неустоек (штрафов, пеней); 6) обязательство, из которого возникло требование должника перед конкурсным кредитором, и срок исполнения такого обязательства; 7) вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику; 8) доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы); 9) кандидатура временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий; 10) перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов; 11) конкурсный кредитор в своем заявлении вправе указать дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего. Содержание заявления уполномоченного органа: 1) наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; 2) наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) должника и его адрес; 3) регистрационные данные должника - юридического лица (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика); 4) наименование уполномоченного органа и его адрес; 5) размер требований уполномоченного органа к должнику и размер подлежащих уплате процентов, неустоек (штрафов, пеней); 6) реквизиты вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требования уполномоченного органа к должнику в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 7) доказательства оснований возникновения задолженности; 8) кандидатура временного управляющего (фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, членом которой он является) или наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий; 9) перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов. Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом в случае соблюдения формы и содержания соответствующих заявлений. Срок принятия: о принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через 5 дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. Содержание определения о принятии заявления о признании должника банкротом: указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего (далее - заявленная саморегулируемая организация), регистрационные данные должника - юридического лица (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), а также дата рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Регистрационные данные должника - юридического лица указываются во всех судебных актах, вынесенных арбитражным судом в деле о банкротстве. В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную саморегулируемую организацию, указываются дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего в случае, если такие требования указаны в заявлении о признании должника банкротом, и информация о наличии или об отсутствии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Отсутствие документов бухгалтерской отчетности: в случае, если к заявлению о признании должника банкротом не приложены документы бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату, арбитражный суд истребует такие документы у должника. Должник обязан представить в арбитражный суд документы своей бухгалтерской отчетности не позднее чем через 5-ти дней с даты получения определения об истребовании таких документов. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Сроки судебных заседаний: судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

Любой процесс по делу о несостоятельности (банкротстве) затрагивает интересы достаточно широкого круга лиц. Тем не менее правом участвовать в таком процессе закон наделяет ограниченный круг субъектов.

Так, согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) лицами, участвующими в деле о банкротстве , являются:

  • должник;
  • арбитражный управляющий;
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Пункт 6 статьи 10 Закона о банкротстве наделяет правами и обязанностями лиц, участвующих в деле о банкротстве, также лиц, в отношении которых поданы заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причиненных должнику убытков.

Статусом лица, участвующего в арбитражном процессе по делу о банкротстве , согласно пункту 1 статьи 35 Закона о банкротстве обладают:

  • представитель работников должника;
  • представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;
  • представитель учредителей (участников) должника;
  • представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов;
  • представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника;
  • иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о банкротстве в арбитражном процессе по делу о банкротстве вправе участвовать:

  • саморегулируемая организация арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве, при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих;
  • орган по контролю (надзору) при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением арбитражных управляющих;
  • кредиторы по текущим платежам при рассмотрении вопросов, связанных с нарушением прав кредиторов по текущим платежам.

Лица, участвующие в деле о банкротстве, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве, обладают присущими их процессуальному статусу правами и обязанностями, позволяющими реализовывать задачи как в рамках всей процедуры банкротства, так и в рамках отдельных обособленных споров в деле о банкротстве.

К основным участвующим в деле о банкротстве лицам (основным участникам дела о банкротстве) , которые также признаются непосредственными участниками всех обособленных споров в судах всех инстанций, Пленум ВАС относит :

  • должника (в процедурах наблюдения и финансового оздоровления, а гражданина-должника - во всех процедурах банкротства);
  • арбитражного управляющего;
  • представителя собрания (комитета) кредиторов (при наличии у суда информации о его избрании);
  • представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия или представителя учредителей (участников) должника (в процедурах внешнего управления и конкурсного производства) (при наличии у суда информации о его избрании).

К непосредственным участникам обособленного спора в деле о банкротстве помимо основных участников дела о банкротстве Пленум ВАС относит:

  • при рассмотрении обоснованности заявления о признании должника банкротом - заявителя, а также все иные лица, чьи заявления о признании должника банкротом были приняты судом к рассмотрению;
  • при рассмотрении требования кредитора к должнику - этого кредитора, а также лиц, заявивших возражения против его требования;
  • при рассмотрении заявлений, ходатайств или жалоб - подавшее их лицо, а также лицо, права которого могут быть затронуты в результате их удовлетворения;
  • при рассмотрении заявления об оспаривании сделки - другую сторону сделки или иное лицо, в отношении которого совершена сделка (пункт 4 статьи 61.8 Закона о банкротстве);
  • при рассмотрении заявления о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности - этих контролирующих лиц (пункт 7 статьи 10 Закона о банкротстве);
  • при рассмотрении вопросов, связанных с утверждением, освобождением, отстранением арбитражных управляющих, а также жалоб на действия арбитражных управляющих - саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для утверждения их в деле о банкротстве или член которой утвержден арбитражным управляющим в деле о банкротстве (абз. 2 пункта 2 статьи 35 Закона о банкротстве), а также орган по контролю (надзору) (абз. 3 пункта 2 статьи 35 Закона о банкротстве);
  • при рассмотрении заявления о признании недействительным решения собрания (комитета) кредиторов - оспаривающее его лицо;
  • при рассмотрении требований в отношении недвижимого имущества в деле о банкротстве застройщика - заявителя, а также лиц, к которым предъявляются требования (статья 208.1 Закона о банкротстве);
  • при рассмотрении апелляционных и кассационных жалоб, заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора, по вновь открывшимся или новым обстоятельствам - лиц, обратившихся с жалобой или заявлением, а также лиц, в отношении которых вынесены эти судебные акты.

Как видно из изложенного, ни Закон о банкротстве, ни разъяснения ВАС РФ не относят ни к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, ни к числу лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, учредителей (участников) должника . Для представления своих законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, учредители (участники) должника вправе избрать представителя .

***

14 июня 2016 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение №304-ЭС15-20105, которым признала за участниками должника право при определенных обстоятельствах непосредственно участвовать в деле о банкротстве, т.е. фактически расширила закрытый ранее круг участников арбитражного процесса по делу о банкротстве (дело № А02-1538/2014 ).

Как следует из принятых по делу судебных актов, ООО "Консалтинговая компания "Де-Конс" (далее - общество) в рамках дела о банкротстве ООО "Стройгазмонтаж" (далее - должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением о включении требования в размере 5 567 306 рублей в реестр требований кредиторов должника. Определением суда от 29.04.2015 заявление общества было удовлетворено.

Участник должника Спиридонов С.В. обжаловал указанное определение в апелляционном порядке. Обосновывая свое право на обращение с апелляционной жалобой, участник сослался на Постановление № 8457/13 и просил принять во внимание то, что он является владельцем пятидесяти процентов доли в уставном капитале должника и в условиях корпоративного конфликта лишён возможности участвовать в деле о банкротстве.

Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2015 апелляционная жалоба Спиридонова С.В. была возвращена в связи с отсутствием у него полномочий на обжалование судебного акта. В качестве основания для возвращения жалобы суд указал, что в соответствии с положениями статьи 272 , статьи 257 и статьи 42 АПК РФ правом обжалования в порядке апелляционного производства определения арбитражного суда первой инстанции обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но о правах и обязанностях которых принято обжалуемое определение, тогда как в соответствии со и Закона о банкротстве участники должника не отнесены ни к лицам, участвующим в деле о банкротстве, ни к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

Апелляционный суд указал, что возможность привлечения отдельных участников должника к участию в деле о банкротстве Законом о банкротстве не предусмотрена и что для защиты прав и законных интересов участников должника при проведении процедур банкротства предусмотрен такой процессуальный механизм, как участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве их представителя, который признается лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве и наделяется соответствующими правами ( Закона о банкротстве).

Суд также обратил внимание на то, что по смыслу положений законодательства о банкротстве целью ограничения непосредственного участия участников должника в деле о его несостоятельности и возможности осуществления ими каких-либо действий лишь через представителя является предотвращение несогласованного участия участников должника (постановление Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 № 8457/13 ). При этом из постановления Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 № 8457/13 следует, что учёт воли участников должника необходим для решения вопроса о целесообразности дальнейшего существования юридического лица, а не для решения всех обособленных споров по делу о банкротстве.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 21.10.2015 оставил определение суда апелляционной инстанции без изменения, дополнительно указав, что доводы заявителя о невозможности оформления необходимых полномочий вследствие корпоративного конфликта, имеющего место между учредителями должника, каждый из которых владеет пятьюдесятью процентами уставного капитала, не могут быть приняты во внимание применительно к рассмотрению настоящего обособленного спора.

Окружной суд отметил, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 № 8457/13 , не может решаться без учёта воли участников должника, по общему правилу, вопрос о целесообразности дальнейшего существования юридического лица. В настоящем же деле участником должника обжаловано определение суда о включении требования общества в реестр требований кредиторов должника. Этим судебным актом вопросы дальнейшего существования должника, прекращения его деятельности или введения в отношении должника процедуры банкротства, предусматривающей в качестве своего итога ликвидацию юридического лица, не разрешались, поэтому основания для применения норм корпоративного законодательства, наделяющих полномочиями на обжалование судебных актов каждого из участников должника, отсутствуют.

Не согласившись с постановлением суда округа от 21.10.2015, Спиридонов С.В. обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ. Определением судьи ВС РФ Капкаева Д.В. от 04.05.2016 кассационная жалоба заявителя с делом были переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ. определение Арбитражного суда Республики Алтай от 29.04.2015 в Седьмой арбитражный апелляционный суд для рассмотрения по существу.

Коллегия указала, что в рассматриваемом случае участники должника Спиридонов С.В. и Ульянкин В.И. обладают равными долями (по 50%) в уставном капитале, при этом возникший между ними корпоративный конфликт (дела №№ А02-585/2015 , А03-23458/2014 ), на наличие которого ссылался Спиридонов С.В., существенно затрудняет инициированный последним выбор представителя для участия в процедурах банкротства должника. В такой ситуации отсутствие у Спиридонова С.В. статуса представителя участников должника не должно препятствовать реализации его права на судебную защиту, в том числе и последовательное отстаивание своей правовой позиции против необоснованного, по его мнению, включения в реестр требования кредитора .

Коллегия отметила, что, обжалуя судебный акт о включении требования общества в реестр, Спиридонов С.В. указывает на отсутствие задолженности перед названным кредитором и фиктивность представленных в обоснование требования документов. Таким образом, по мнению коллегии, возвращение апелляционной жалобы Спиридонова С.В. не только лишает его права на судебную защиту, но и препятствует наиболее объективному рассмотрению обособленного спора при обеспечении баланса интересов кредиторов и должника, а также реализации их законных прав.

***

Комментируемое Определение Экономколлегии ВС РФ кардинально меняет предельно жесткую позицию судов о закрытом субъектном составе лиц, участвующих в деле о банкротстве и/или в арбитражном процессе по делу о банкротстве . В качестве достаточных оснований для этого Коллегия указывает (i ) наличие признаков корпоративного конфликта между участниками должника и (ii ) равный размер их долей. При этом вопрос о процессуальном статусе участников (учредителей) должника, допускаемых для непосредственного участия в деле о банкротстве, остается неопределенным.

Если в своих правах и обязанностях они приравниваются к представителю учредителей (участников), возникает ситуация, когда каждый учредитель (участник) должника может самостоятельно осуществлять весь объем соответствующих прав, при этом их позиции в споре могут (а вероятнее всего, - будут) не совпадать, т.е. корпоративный конфликт перетечет в дело о банкротстве. При этом число участников таких корпоративных конфликтов, обладающих равными долями, может быть и больше двух (например, четверо учредителей (участников) с равными долями в размере 25 процентов).

Если же права и обязанности учредителя (участника) должника, непосредственно участвующего в деле о банкротстве, не тождественны правам и обязанностям представителя учредителей (участников), Экономколлегия комментируемым Определением , по сути, ввела в арбитражный процесс по делу о банкротстве нового (не поименованного в Законе о банкротстве) участника с неясным объемом процессуальных прав и обязанностей.

***

Наличие финансовых задолженностей и невозможность их погашения, есть основанием для инициирования процесса, в рамках которого должник может быть признан несостоятельным.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Банкротство является таким процессуальным действием, которое невозможно без участия ряда субъектов.

Ими являются:

Должник Имеющий неисполненные финансовые обязательства перед кредиторами или уполномоченными органами. Законодатель наделил должника правом на самостоятельное с заявлением, инициирующим признание его несостоятельности. Такое заявление должно подтверждаться обстоятельствами, свидетельствующими о невозможности исполнения обязательств и выплате срочных обязательных платежей.
Арбитражный Назначаемый судом с целью ведения хозяйственной деятельности должника, улучшения его финансовой среды, погашения имеющихся задолженностей за счет результатов предпринимательства и реализации имущества, находящегося в собственности должника.
Конкурсный кредитор Участвующий, в том числе, в делах о банкротстве отсутствующих должников. Его функции направлены на определение круга фактических кредиторов и скорейшее погашение задолженности должника перед ними.
Уполномоченные органы, включая налоговые Могут выступать инициаторами процедуры при наличии задолженности по уплате со стороны должника обязательных платежей.

Также в процесс могут входить прокурор, как инициатор банкротства, государственные органы по делам о банкротстве и , другие субъекты, установленные Законом.

Трудности определения

Положение лиц, являющихся участниками процедуры банкротства, определено рядом правовых норм. Особая важность состоит в том, чтобы судебными органами был правильно определен процессуальный статус каждого из участников. В противном случае это влечет нарушение процессуальных прав, ограничения права защищать собственные интересы.

Определить процессуальное положение каждой из сторон можно только путем анализа возникших правоотношений, как с материальной, так и с процессуальной точки зрения. Таким образом, точно устанавливается круг прав, обязанностей, процессуальных действий, которые подлежат выполнению каждым из участников.

Законодатель четко разграничил две категории лиц, которые являются участниками процесса банкротства, это:

Дела о банкротстве кредитных организаций, сопряжены с участием конкурсного управляющего, Банка России, исполняющего функцию банковского надзора и регулирования, а также иных лиц, требования которых сводятся к привлечению руководящего состава банкрота к ответственности.

Участниками арбитражного процесса выступают:

  • лицо, представляющее трудовой коллектив должника;
  • лицо, представляющее собственника имущество принадлежащего унитарному предприятию – должнику;
  • лица, представляющие состав учредителей должника;
  • лицо, представляющее собрание кредиторов или их комитета;
  • представители органов исполнительной власти;
  • представители муниципальных образований;
  • привлекаемые эксперты, специалисты, свидетели и др. лица, которые не имеют собственной заинтересованности;
  • саморегулируемые организации арбитражных управляющих;
  • надзорные органы, осуществляющие контроль за процессом утверждения арбитражного управляющего;
  • текущие кредиторы.

Арбитражные процессы над кредитными организациями, открыты для таких участников, как представители работников, учредителей, собрания кредиторов кредитной организации, а также других лиц, установленных Законом.

Круг лиц, участвующих в деле о банкротстве

Должник Понятие «должника» присуще различным правовым отраслям. Особое место занимают должники в системе гражданско-правовых обязательств. Отличительное значение вменяется должнику в ходе признания его банкротства.

В этом случае, должником считают обязанною сторону исключительно денежных обязательств, обязанную уплатить денежные средства кредитору в четко установленные сроки.

Действующее законодательство не позволяет признавать банкротами любых лиц, имеющих финансовую задолженность.

Статус банкрота может быть присвоен:

  • любому юридическому лицу (кроме казенного предприятия и учреждения, политической партии и религиозной организации);
  • гражданам, которые не являются индивидуальными предпринимателями и тем, которые являются таковыми, а также главам крестьянского (фермерского) хозяйства.

Физические лица были включены в перечень должников, к которым применима процедура банкротства, сравнительно недавно, однако целесообразность такого нововведения очевидна.

Кредитор
  • Законом определено, что лицами, выступающими кредиторами в делах о признании несостоятельности, могут такие граждане, а также предприятия, организации и государственные органы, которые имеют к должнику финансовые требования, обоснованные принятыми на себя последним денежными обязательствами.
  • К разряду денежных обязательств относится также выплата общеобязательных платежей, пособий, алиментов и т.д.
  • Совокупность таких кредиторов объединяется в собрание или комитет. Руководство ими возложено на арбитражного управляющего, чье вступление в процесс обосновывается процессуальным актом арбитражного суда.
  • Основная цель каждого кредитора сводится к скорейшему возврату долга в полном объеме. Подтвердить действительность существования обязательства и наличие задолженности по нему, обязан кредитор, который предоставляет арбитражному управляющему и суду пакет документов, свидетельствующих о факте долга.
  • Кредиторы наделяются определенными полномочиями, в некоторых случаях, они имею право голоса. С их согласия и под их контролем арбитражный управляющий руководит должником, проводит реализацию собственности.
Управляющий
  • Назначение управляющего отнесено к обязанностям арбитражного суда. Стороны могут ходатайствовать о конкретной кандидатуре.
  • К его функциям относится управление должником в процессе установления его неспособности отвечать по принятым денежным обязательствам.
  • Управляющий участвует в процессе установления круга кредиторов, наблюдения и проведения шагов работы должника по финансовому оздоровлению, осуществляет конкурсное производство.
  • Услуги управляющего подлежат оплате. Такое вознаграждение относится к первой очереди возмещения, которое осуществляется за счет средств должника.
Органы и службы
  • В качестве инициаторов процесса банкротства могут выступать государственные органы, основные функции которых заключаются в начислении и сборе общеобязательных платежей. К таким относится Налоговая служба, Пенсионный фонд, органы социального страхования.
  • В случае, когда такие органы выступают в роли инициаторов, вступает в силу основное условие, которое заключается в наличии у них финансовой возможности обеспечить материальную сторону всего спектра процессуальных действий, потребность в которых может возникнуть.
  • В качестве государственного органа, участвующего в делах такой категории, выступает Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
  • К компетенции службы отнесено представительство интересов государства и его органов в процессе банкротства должников. Также, служба разрабатывает комплексные мероприятия по недопущению банкротства, оздоровлению положения хозяйствующих субъектов.

Права и обязанности

Лица, участвующие в деле о банкротстве, наделены широким спектром прав, позволяющих им осуществлять собственную защиту.

Они могут:

  • осуществлять ознакомление с материалами, которые имеются в деле, путем снимания копий и выполнения выписок;
  • предоставлять, знакомиться и исследовать доказательства;
  • ходатайствовать об отводе и иных действиях, а также возражать на ходатайства других участников;
  • ставить вопросы к участникам;
  • подавать жалобы и иметь представление о жалобах, предъявленных другими сторонами;
  • знакомиться, получать и обжаловать процессуальные акты по делу;
  • выполнять иные действия, определенные .