«Мечтаю снять леса со Спаса на Крови»: завершается первый этап реставрации шатра собора. «Мечтаю снять леса со Спаса на Крови»: завершается первый этап реставрации шатра собора Как живешь врагом не сломленный народ

«Мечтали снять леса»

В марте Россия вспоминает сразу две юбилейные даты - 150 лет отмены крепостного права и 130 лет со дня убийства Александра Второго Освободителя. Когда-то дату издания манифеста об отмене крепостного права - 19 февраля 1861 года (3 марта по новому стилю) - отмечали как государственный праздник. Это был праздник всей империи. Александру Второму устанавливали бесчисленное количество памятников - наверное, больше, чем любому другому царю. По разным оценкам, их было более 150 по всей России и за ее пределами. Но самым долговечным оказался храм Спаса-на-крови, который находится сейчас в ведении нашего музея. Этот храм хотели взорвать дважды. Один раз даже уже начали завозить динамит, но, к счастью, он пригодился в другом месте, - тогда замыкалось кольцо блокады и нужно было уничтожать переправы.

Храм - памятник уникальный: он хранит под двойной сенью то самое булыжное покрытие набережной Екатерининского канала, где пролилась кровь государя после того, как Гриневицкий бросил ему под ноги бомбу. Император, не пострадав при первом взрыве, подошел, чтобы осведомиться о состоянии раненых - мальчишки-разносчика, кого-то из охраны... Подошел, как человек неравнодушный и не трусливый, а ему преподнесли еще один страшный сюрприз, который стал последним в его жизни. Еще в своих письмах Александр Николаевич с болью писал: "Что же они травят меня, как дикого зверя?" Действительно, Александр Второй стал предметом травли и жертвой ранних проявлений политического террора. Адресного, направленного, выходившего за пределы идеологии, а в наши дни превратившегося уже в слепое и тупое зверство.

Мы сошли с ума. Я имею в виду наше общество. И мы никак не можем найти ту опору, которая позволила бы нам вернуть разум. После теракта в Домодедове я почему-то сразу вспомнил о взрыве, который прозвучал 1 марта 1881 года (13 марта по новому стилю) на Екатерининском канале. Мне кажется, именно тогда история нашей страны сменила курс, и это очень жестоко отразилось на народе, потому что двадцатый век принес столько крови, столько безумия, что потери сейчас уже страшно оценивать. Сегодня мы отмечаем в своих календарях 130-ю годовщину этого черного события, и, наверное, это очень важно для всех нас. Не просто как какой-то давний исторический хлопок, а как возможность найти точку начала осмысления себя.

При Александре Николаевиче произошли огромные перемены, он запустил великие реформы, и до сих пор мы еще подчас не можем освоить всего того, что он нам оставил в виде своих начинаний. Я отношусь к нему, как к человеку особенному, быть может, еще и потому, что в своей актерской жизни мне довелось играть его в 4-серийном фильме "Роман Императора". Работая над ролью, я читал переписку своего героя. Особенно ту часть корреспонденции, которая была адресована брату Константину и княжне Екатерине Долгорукой, которая потом стала светлейшей княгиней Юрьевской, вступив в морганатический брак с царем всего за год до его убийства. От этого брака остались прямые наследники императора, в их числе светлейший князь Георгий Александрович Юрьевский. С ним мы познакомились очень давно. Фильм, где я исполняю роль Александра Второго, сблизил нас, дав повод для шуток. Помню, например, как мы уступали друг другу право первым войти в дверь. Я пропускаю светлейшего князя вперед, а он мне: "Нет-нет, только после вас, дедушка".

Для храма это не стало чем-то новым - вот уже полгода он является регулярно действующим. Мы как-то сумели поместить в одном пространстве и церковь, и музей. Они хорошо ладят, стараясь помогать друг другу, и это добавляет теплоты.

Собор смотрится в Петербурге немного чужеродно. Он построен скорее в духе ярославско-московском, но именно таким он и задумывался. Его строили в основном на народные деньги, которые собирались всем миром, хотя и казна участвовала изрядно. Вообще, взаимоотношения церкви и государства в то время были иными, и приходским храм стал только после революции. Затем здесь цинично расположили музей народовольцев, а ближайший мост стал называться мостом Гриневицкого - того самого террориста и убийцы. Потом чего тут только не было - и склады, и морг. В конце концов, когда Исаакиевский собор взял Спаса-на-крови под свое крыло, началось возрождение храма. Всем казалось, что реставрация длится бесконечно, потому что памятник был в плачевнейшем состоянии. Все приходилось делать с нуля - восстанавливать целостность кессона, в который набиралась вода, продумывать отопление, потому что лед в подвалах дер- жался до августа, реставрировать все мозаичное убранство, а это 7,5 тысячи квадратных метров. Самая большая мозаичная площадь в России, а возможно, что и в Европе.

Сколько себя помню, в советское время Спас-на-крови всегда был в лесах. Пророчили даже, что, когда эти леса с храма снимут, кончится советская власть. Так и произошло.

Сегодня вице-губернатору Санкт-Петербурга Игорю Албину представили ход работ по реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Собор Воскресения Христова (“Спас на Крови”).

В мероприятии приняли участие председатель КГИОП Сергей Макаров, начальник отдела имущественных отношений и капитального ремонта Комитета по культуре Санкт-Петербурга Эдуард Домашов, заместитель директора по эксплуатации СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» Борис Подольский, начальник отдела реставрации СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» Геннадий Полунин, технический директор ООО «Возрождение Петербурга» Пётр Щедрин.

В июле 2017 года КГИОП на основании согласованной проектной документации выдал разрешения на проведение первого этапа реставрации собора - реставрации центральной главы (шатра).

Стоимость данного этапа работ - 78 млн. руб. Финансирование - средства бюджета Санкт-Петербурга по программе Комитета по культуре Санкт-Петербурга .

Заказчик - СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор».

Подрядная организация - ООО «Возрождение Петербурга».

Виды работ - реставрация сохранившейся цветной керамической черепицы и воссоздание утраченной, восстановление эмалей, ремонт конструкций шатра.

Из-за аварийного состояния кровельного окрытия и угрозы намокания несущих кирпичных конструкций шатра произведена разборка черепицы от основания шатра до 14 ряда.

После демонтажа черепицы выявлено аварийное состояние кладки кокошников шатра и стальной обрешетки. К настоящему времени разработан проект усиления конструкций кокошников в местах их крепления к шатру.

Реставраторы выполняют расчистку поверхностей эмали от пыли и копоти, укрепляют сохранившуюся эмаль. Подобран цвет тонировки эмали в соответствии с историческими аналогами.

В соответствии с проектом будут производиться консервационные мероприятия по закреплению отслаивающихся участков глазури и зон деструкции керамической черепицы. До наших дней сохранилось около 15% исторической глазурованной черепицы и эмалей. Утраченная керамическая черепица воссоздается в петербургской керамической мастерской.

При обследовании выявлены дефекты медной кровли, в том числе недостаточный вынос линейных отливов; крепление медного окрытия кокошников на стальные гвозди; утрата герметичности примыкания кровли к фасаду; разрывы паяных оловянно-свинцовым припоем швов; разрывы меди, коррозия и утраты элементов крепежа.

Также в рамках первого этапа предусматривается реставрация металлической стропильной системы. Ведется расчистка и окраска металла, замена сгнивших опорных элементов, усиление стального каркаса.

Предполагается, что первый этап работ завершится к лету, но леса сразу разбирать не будут, так как дальше реставраторы перейдут к работам по реставрации фасада центрального шатра. По мере выполнения этапов работ леса будут выставлять и снимать частями, чтобы не закрывать здание целиком.

При условии дальнейшего финансирования предполагается продолжить реставрацию фасадов собора и крыши с куполами. По предварительным оценкам, работы могут быть выполнены до 2025 года, их стоимость составит около 250 млн. руб.

«Все, что делается сегодня на данном объекте - делается по самым высоким стандартам качества , - заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин. - Это касается культуры производства, это касается материалов и даже установки лесов. Работы ведутся на высотных отметках в условиях неблагоприятной ветровой обстановки. Служба заказчика и профильный комитет, осуществляющий надзор за ходом работ, и подрядная организация задают высочайший стандарт культуры производства ».

«Снизу собор воспринимается, как будто все прекрасно , - отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. - На самом деле, черепица и конструктивные элементы, на которых она крепится, и детали декора, которые находятся на большой высоте, частично уже пришли в аварийное состояние. Гости фанзоны Чемпионата мира по футболу еще будут наблюдать леса. Но это та работа, при которой торопиться не следует. При научной реставрации требуется скрупулезное соблюдение всех технологий, и я уверен, что после того как собор предстанет обновленным, он будет долго нас радовать ».

Предыдущий этап реставрации храма завершился в 1997 году. В песне «Налетела грусть» Александра Розенбаума, вышедшей на пластинке в 1986 году, говорится о мечте ленинградцев скорее увидеть восстановленный памятник: «Хочу придать домам знакомый с детства вид. Мечтаю снять леса со Спаса на Крови». Сегодня специалисты заверяют, что современная научная реставрация пройдет быстрее, чем в советский период, но и торопиться тоже не следует, необходимо соблюдение всех методик.

Собор Воскресения Христова («Спас на Крови») является филиалом СПб ГБУК «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», действующим православным храмом и памятником федерального значения.

Возведен по указу императора Александра III в 1883-1907 годах по проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева) на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II.

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Это - собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI-XVII веков. Большое влияние на внешний облик Спаса на Крови оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Высота храма - 80 метров. В основе композиции компактный четверик, который увенчан пятиглавием, место центральной главы занимает шатёр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу. Часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть - эмалевое.

В основании восьмигранного шатра восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью с разными рисунками.

В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

В 1971 году состоялась передача Спаса на Крови на баланс музея «Исаакиевский собор». К этому времени здание собора пришло в аварийное состояние. Только для его просушки потребовалось два года. В 1974 году были установлены строительные леса для обследования. На аварийной северо-восточной главе леса были установлены еще в 1950-х годах, но работы из-за недостаточной подготовки и отсутствия финансирования не проводились.

Одной из проблем была реставрация эмалевого покрытия глав храма. Более 10 лет первые образцы легкоплавких стеклоэмалей проходили испытания (50 циклов), прежде чем были приняты к производству.

Со столь же большими трудностями реставраторы тогда же столкнулись при восстановлении глазурованной черепицы четырех цветов, которая покрывает центральный шатер, крыльца и апсиды. К тому времени сохранились лишь отдельные целые образцы черепицы.

Историческая справка

Собор Воскресения Христова («Спас на Крови») был сооружён как памятник царю-мученику Александру II на средства, собранные по всей России. Александр III пожелал, чтобы возводимый храм был выполнен в «русском стиле».

Строительство длилось 24 года, с 1883 по 1907 год. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. При строительстве храма применялись новейшие технологии, здание храма было полностью электрифицировано.

Пять из девяти глав покрыты разноцветной эмалью площадью 1000 м² - это было первым примером применения цветной эмали по красной меди в таких размерах и на выпуклой плоскости.

В 1908 году была освящена стоявшая рядом с храмом часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II. В настоящее время в рамках программы КГИОП проводится реставрация ажурной кованой ограды часовни-ризницы. Эта решетка в духе раннего модерна - одна из самых красивых в Петербурге и составляет неотъемлемую часть архитектурного ансамбля Спаса на Крови.

Собор имел статус храма-памятника Александру II и не был приходским; он находился в ведении Министерства Императорского двора и содержался на средства Государственного казначейства, вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди. После 1917 года храм стал общедоступным.

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение вопроса было перенесено. В справке о закрытых и неиспользуемых зданиях культа в 1933 году сообщалось: «Храм Воскресения на крови использовался временно под склад, постоянно использоваться не может ввиду того, что указанное здание подлежит сносу». В 1938 году вопрос о разборке был поставлен снова, и решение опять было положительным, планировалось сохранить и передать в фонды Эрмитажа и музея «Исаакиевский собор» лишь около 400 м² мозаик. Сносу собора помешало начало Великой Отечественной войны. В годы блокады Ленинграда в соборе размещали морг. После войны храм арендовал Малый оперный театр под склад декораций.

В 1956 году опять заговорили о сносе храма для спрямления автомобильной трассы вдоль набережной канала, но благодаря общественным протестам это удалось предотвратить.

В 1961 году верхолазы научно-производственных реставрационных мастерских обнаружили немецкий фугасный снаряд, застрявший в перекрытии свода центрального купола. Это оказался 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию проводили шесть человек, это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников (ГИОП), а 12 апреля 1971 года состоялась передача храма на баланс музея «Исаакиевский собор». К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

19 августа 1997 года, через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей. 23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В.М. Васнецов, Ф.С. Журавлёв, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, В.В. Беляев, Н.Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне "Покажите мне Москву, москвичи..." поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

Подводные кресты

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров.
Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови "крестились" водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их... на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, "случайный прохожий", рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Морг и хранилище декораций

Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности». Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт.
Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился - не много не мало - районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название - "На Крови".
Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

Освященная брусчатка

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ. На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий. Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала

Не только евангельская символика

Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения - 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол - 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора. Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.

Шедевры

Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге - одна из крупнейших в Европе. Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас.
Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества - электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.

Таинственная икона

Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.