Когда было создано гаи. Как расшифровывается гибдд и гаи? Какие функции выполняет ДПС

Советско-российская история ГАИ начинается 3 июля 1936 года, когда вышло постановление Совета народных комиссаров СССР № 1182 «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР». Первоначально в ОГАИ было всего 57 сотрудников в 7 отделениях.

В 1938 году началось формирование местных отделов ГАИ («Инструкции о работе пикетов автодорожного надзора Госавтоинспекцией УРКМ»).

В 1939 году Приказ НКВД СССР № 400 «С объявлением Инструкции об агитационно-массовой работе по безопасности» впервые обозначил усиление внимания к безопасности движения. Отделом ГАИ ГУРКМ НКВД были разработаны первые «Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР».

Летом 1941 года ОГАИ четверть личного состава милиции были мобилизованы на строительство военных и других сооружений. В основном, их места занимали женщины. Например, начальником ГАИ Советского и Фрунзенского районов Москвы стала Е.Д. Сагирашвили.

1 сентября 1944 года Мосгорисполком ввел новые правила уличного движения. В них повышались требовательность к пешеходам и водителям.

30 марта 1945 году стартовало первое профилактическое мероприятие «по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в г. Москве».

В послевоенные годы система ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. ГАИ в связке со службой ОРУД обновляет порядок учета дорожных происшествий, правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка СССР, создает «Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР» и «Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ».

В 1954 году в составе Научно-исследовательского института криминалистики (НИИК) МВД СССР был образован отдел безопасности движения.

В 1956 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 «О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте» Госавтоинспекции предоставлено право лишать водителей прав на управление за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами без водительских удостоверений.

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

В 1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР. А в следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР.

В 1968 году Министерство охраны общественного порядка СССР переименовано в Министерство внутренних дел СССР.

1 июля 1963 года был введен в действие новый ГОСТ 10807-64 «Знаки и указатели дорожные», а также стандарт на отличительный знак для перевозочных средств, участвующих в международном движении.

В 1969 году были разработаны типовые штаты строевых подразделений дорожного надзора и подразделений по организации движения, которые стали непосредственными предшественниками современных подразделений ДПС и дорожного надзора.

Первая половина 70-х годов прошла под знаком повсеместного усиления мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Возникает Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ). Для более безопасной езды последних впервые было принято решение об оснащении ремнями безопасности легковых автомобилей и, позднее, решение об обязательном порядке применения ремней безопасности на переднем сиденье.

10 августа 1978 года Постановлением Совета Министров СССР № 685 от утверждено единое для всей страны «Положение о Государственной автомобильной инспекции». Впоследствии Управление Госавтоинспекции МВД СССР преобразовано в Главное управление Госавтоинспекции МВД СССР.

В 1986 году сотрудники ГАИ работали на ликвидации последствий аварии в Чернобыле.

В 1988 году структуры ГАИ обеспечивали передвижение транспорта при ликвидации последствий землетрясения в Армении.

К 1988 году возникает необходимость дальнейшего прогрессивного развития системы ГАИ. Совет Министров СССР принимает Постановление № 336 «О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте».

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. создано Министерство внутренних дел РСФСР. Таким образом начался процесс разделения союзных и российских структур ГАИ.

В 1990 году кризисные социальные явления приводят к сокращению профилактики ДТП, и к сокращению служб безопасности движения. Осложнение обстановки с безопасностью дорожного движения вызывает рост аварийности, происходит рост числа преступлений, направленных против участников дорожного движения. Начинается криминальная «война на дорогах», происходит массовая гибель сотрудников автоинспекции при несении службы.

10 апреля 1990 года был опубликован приказ МВД России № 49 «О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Выходит ряд указаний изменивших практику деятельности Госавтоинспекции – порядок приема экзаменов, регистрации транспортных средств. Также был начат процесс комплексного анализа ДТП в регионах России.

В 1992 году публикуется Закон «О дорожных фондах РФСР» определивший финансово-правовые основы содержания и развития автодорог России.

30 июля 1992 года вышел широко известный Указ Президента РФ «О специальных сигналах на автотранспорте».

29 июля 1995 года Постановлением Правительства РФ введены новые «Правила учета дорожно-транспортных происшествий» закрепившие новые современные формы сбора и обработки информации о ДТП.

8 июля 1997 года Постановлением Правительства РФ № 831 «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдач водительских удостоверений» установлен современный порядок сдачи практики вождения в два этапа – площадка (автодром) – город.

В 1997 г. выявлено и пресечено почти 50,7 млн. нарушений правил, нормативов и стандартов в сфере дорожного движения. Количество водителей, привлеченных к ответственности по сравнению с начала 90-х увеличилось в 2 раза.

1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России». А 15 июня Указом Президента РФ № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ГАИ переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации.

С 2001 года произошло внедрение новых комплексов идентификации транспортных средств «Сова», «Поток». Приказ Министра внутренних дел РФ «О государственных регистрационных знаках» позволил упорядочить эксплуатацию транспортных средств и успешнее бороться с хищениями и др. преступлениями.

В апреле 2003 года Начальником ГУ ГИБДД СОБ России назначен генерал-майор милиции, кандидат юридических наук В.Н. Кирьянов. Также обновился кадровый состав Главного Управления.

15 июня 2004 года в Госдуме РФ состоялись слушания по вопросам развития системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что положило начало работе по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы ОСАГО.

В апреле 2005 года были внесены изменения в статью 12.24 Кодекса об административных правонарушениях. К уголовной ответственности отныне привлекаются водители нарушившие ПДД с причинением вреда другому лицу. В Кодексе усилена также ответственность водителя за управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. В рамках административной реформы ГУ ГИБДД реорганизовано в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД).

4 июня 2005 года отмечалось открытие не имеющей аналогов в мире федеральной информационной системы ГИБДД (ФИС), с помощью которой было создано единое информационное пространство Госавтоинспекции и МВД на местном, региональном, федеральном и международных уровнях.

20 февраля 2006 года Председатель Правительства РФ М.Е. Фрадков подписал Постановление Правительства № 100, утвердившее Концепцию Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения на 2006-2012 гг.

Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2011 года № 802 начальником Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации назначен генерал-майор полиции Виктор Нилов.

Каждый год в мире увеличивается количество автомобилей на дорогах. Люди получают водительские права и становятся счастливыми обладателями иномарок. Но, кроме радостных моментов, повсеместная автомобилизация имеет главный минус - повышенную аварийность на дорогах. В России в ДТП ежегодно погибают свыше 10 тысяч человек. Поэтому проблема безопасности в сфере дорожного движения не перестает быть актуальной. Для ее решения в России была создана ГИБДД. Расшифровка аббревиатуры интересует многих людей.

История создания, значение аббревиатуры

Контроль безопасности дорожно-транспортного движения осуществляется государственными и муниципальными органами власти. Но в каждом государстве есть специальные подразделения МВД, деятельность которых направлена на решение задач, проблем и вопросов дорожного движения. В мире они называются по-разному. В РФ это Госавтоинспекция, являющаяся внутриведомственным структурным подразделением МВД. Понятие ГИБДД (расшифровка будет представлена ниже), впервые появились в 1936 году. Вначале была создана которую в народе сокращенно называли ГАИ. В 1998 году она была переименована в ГИБДД (расшифровка - Государственная инспекция безопасности дорожного движения).

Структурные подразделения

Госавтоинспекция входит в состав МВД России. Ее система включает территориальные, специализированные подразделения и учреждения научно-исследовательского типа. Немногие знают, как расшифровать ГИБДД. Под этим понятием подразумевается Главное управление здесь является федеральным органом. Понятие ГИБДД, расшифровка аббревиатуры прописаны в законодательных актах. Указом Президента № 711 закреплено, что Госавтоинспекция проводит федеральный надзор и выполняет разрешительные функции в сферах безопасности дорожного, транспортного движения. Система ГИБДД включает:


Территориальные органы, отделы, подразделения ГИБДД имеют двойное подчинение. Линейно они подчиняются соответствующему ОВД, а по функциональной части - вышестоящим органам Госавтоинспекции. Министром или начальником ОВД назначается руководитель отдельного звена ГИБДД и его заместитель. Вышестоящие инстанции инспекции руководят нижестоящими звеньями. Министр и начальник решают вопросы организации работы всех подчиненных.

Правовая основа ГИБДД и направления ее деятельности

Закон «О полиции», утвержденное президентом «Положение о ГИБДД», КоАП РСФСР, Постановлении Правительства «О безопасности дорожного движения» составляют правовую основу Госавтоинспекции. Сюда входят и другие акты законодательства. Что такое ГИБДД и чем она занимается, знает не каждый. Государственная инспекция имеет элементы, которые характерны для надзора административного характера. Функциями (направлениями деятельности) инспекции являются:

  • проектирование, обустройство автомобильных дорог и контроль их состояния;
  • проведение и проверка их состояния (обеспечение должного качества транспорта);
  • допуск водителей к управлению ТС, применение к ним соответствующих мер за неисполнение правил в сфере дорожного движения;
  • воспитательные работы с другими участниками движения (пассажирами, пешеходами, извозчиками);
  • розыск угнанных автомобилей;
  • сопровождение и другое.

ГИБДДучаствует в разработке законов, правительственных постановлений, приказов в МВД, иных законодательных актов, которые связанны с обеспечением безопасности в сферах дорожного, транспортного движения.

Дорожно-патрульные службы

Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения» дает понятие ГИБДД. Там же определены основные задачи ее ДПС (дорожно-патрульных служб).

  1. Сохранение жизни, имущества каждого участника сферы дорожного движения; защита их прав, а также законных интересов.
  2. Защита интересов на общественном и государственном уровнях.
  3. Обеспечение безопасных условий в сферах дорожного движения и их бесперебойного функционирования.
  4. Предупреждение, пресечение правонарушений административного характера в сферах дорожного движения.

Особая роль в деятельности ДПС ГИБДД отводится контролю соблюдения скоростного режима участниками движения. Осуществляется это с применением специальных технических средств. Сотрудник ГИБДД в обязательном порядке сдает зачет на знание правил использование радаров.

Президент Путин подписал соответствующий указ. Сами гаишники сдержанно выражают свое неудовольствие возвращением старого названия, которое «уменьшает их полномочия и функции».

Идея возвращения ГИБДД старого названия появилась еще в прошлом году. Владимир Путин не раз публично заявлял, что не может понять, «зачем ГАИ переименовали в ГИБДД», последняя аббревиатура, по его мнению, слишком длинная и неудобная. Надо отметить, что доля истины в этом есть: название «гибэдэдэшник» так и не сменило короткого «гаишник». Кстати, сами сотрудники ГИБДД, в том числе и высшее руководство, предпочитали называть себя именно так.

Президент России Владимир Путин подписал указ «О внесении изменений и дополнений в Указ президента от 15 июня 1998 года "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" и в положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденное этим указом». В соответствии с новым указом, подразделение МВД, отвечающее за безопасность дорожного движения, будет сокращенно именоваться «Госавтоинспекцией».

Однако каких-то революционных изменений ждать не стоит: по словам начальника главного управления ГИБДД МВД России генерал-лейтенанта Владимира Федорова, аббревиатура ГАИ не появится ни на автомашинах, ни на постах дорожно-патрульной службы.

«Потому что инспекторы ГАИ еще и в советское время на посту не стояли, там всегда находились сотрудники дорожно-патрульной службы», – отметил Федоров. Руководство ведомства хочет оставить название «ДПС», чтобы в очередной раз не менять дорогостоящие вывески по всей стране.

Высшее руководство ГАИ считает, что новое название «умаляет их статус». Все дело в том, что ГАИ, если судить по названию, занимается только контролем безопасности на дорогах, в то время, как ГИБДД – всем, что связанно с дорогами и автомобилями, именно на это и претендуют гаишники. Генерал Федоров в разговорах с корреспондентом «Газеты.Ru» также неоднократно указывал, что «кроме непосредственно безопасности движения, гаишники контролируют техническое состояние автомашин, занимаются инспекцией автопарков коммерческих и государственных предприятий, участвуют в организации дорожного движения и процессе обучения водителей».

Надо отметить, что в последнее время ГИБДД явно стремилась к увеличению своих функций. Столичные гаишники не раз заявляли, что необходимо консультироваться с ними при проведении дорожного строительства, генерал Федоров заявлял как-то, что считает необходимым развернуть движение по кольцу вокруг Кремля, публично высказывал свое мнение относительно идеи запрета подержанных иномарок и предлагал ввести допустимое для автомобилистов количество алкоголя в крови. Понятно, что ничего с возвращением старого названия не изменится, однако самим гаишникам это объяснить трудно.

В пресс-службе президента корреспонденту «Газеты.Ru» также подчеркнули, что «статус инспекции полностью сохраняется», более того, «указ направлен на повышение уважения к этой профессии в обществе».

Как и планировалось, руководством ГИБДД, личный состав ведомства будет сокращен, а все ее сотрудники будут иметь офицерские звания и соответствующую подготовку.

Как заявил заместитель главы МВД генерал-полковник милиции Александр Чекалин на пресс-конференции, «сокращение штатов позволит высвободить некоторые финансовые средства, что, в свою очередь, даст возможность создать офицерский корпус более высокой квалификации». К работе будут привлечены «образованные и морально устойчивые» сотрудники. Эти качества должны особенно помочь гаишникам привыкнуть к условиям нового КоАП, при которых инспекторы не смогут брать у водителей деньги – за это их будут серьезно наказывать. Текст: Роман Иванов

Эта государственная служба, хорошо известна не только автолюбителям, но и практически всем в нашей стране. Да, возможна репутация у них и не ахти, но их известность лишь подтверждает необходимость в их существовании. Например, что читатель знает о Министерстве сельского хозяйства? А о ГИБДД знают все.

Итак, история сей полезной организации берет свое начало от Совета Народных Комиссаров, которые поднатужившись, и собрав воедино все перспективы развития дорожного движения в СССР, приняли решение, что надо бы создать регулирующий орган. А этим воистину историческим днем стало 3 июля 1936 года. Именно тогда СНК утвердил свое положение о ГАИ. Полностью оно называлось так: «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Самоцелью инспекции была борьба с авариями на дорогах, а также учет автомобилей и разработка регламентов, которые и позволяли руководить дорожным движением.

До этого момента все было гораздо проще - существовал отдел регулирования уличного движения, который и занимался тем, что написано в названии отдела. И больше ничего. Впрочем, ОРУД просуществовал аж до 50-х годов, но не входил в состав ГАИ. Как-то странно, получалось, что ГАИ занимается только регламентами и учетом, а регулировать движение приходилось органу, который и в ГАИ-то не входил. Но все обошлось, эти службы слились воедино.

Однако, самой ГАИ потребовалось аж четыре года, чтобы создать Правила Дорожного Движения. До этого существовали отдельные акты и постановления, которые и надо было систематизировать, и занести в отдельный кодекс. Кроме самих Правил, был разработан единый для всей страны образец водительского удостоверения, создан технический регламент, и придуманы инструкции для технического осмотра. Вот! Вот тогда появилось это зло. Собственно, ГАИ теперь полностью отвечало за дорожное движение. Даже за разметку и техническое состояние дорог.

Лишь к 70-м годам происходит разделение функций внутри самого ГАИ. Наконец-то появляются отделы для ТО, для регистрации автомобилей, появляется дорожно-патрульная служба. Реорганизация родила из себя и отдел, который занимался приемом экзаменов у водителей, для выдачи прав. А уже сейчас появились даже организации которые предлагают купить справку для гибдд.

В начале двадцать первого века ГАИ переименовали в ГИБДД. Как сейчас с полицией, преследовалась цель сгладить негативное отношение к инспекции, но, как видите, не вышло. Впрочем, до сих пор, многие употребляют аббревиатуру ГАИ, порой даже в официальных документах. Да и простые водители не уставая повторяют: «гаишник, гаишник».

Вот такая вот коротенькая история у всеми любимых инспекторов дорожного движения. А авторы советуют читателям учить ПДД и стараться их не нарушать, чтобы лишний раз не сталкиваться с блюстителями порядка на дорогах.

Ежегодно 3 июля сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России отмечают свой профессиональный праздник. До самого праздника осталось несколько дней, и сейчас – самое время напомнить, как же, собственно, родилась и развивалась служба, которая «у всех на виду».

Официально датой образования Государственной автомобильной инспекции считается 3 июля 1936 года. В этот день Совет народных комиссаров (СНК) СССР специальным постановлением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР.

Время до…

Еще Петр I в 1719 году создал полицейские органы, контролирующие соблюдение в Санкт-Петербурге установленных правил движения. А в 1809 году в России была создана транспортная полиция в составе 10 окружных транспортных полицейских команд, которые обеспечивали безопасность движения на реках и дорогах, сопровождали грузы, предотвращали хищения, следили за исправностью дорог и безопасностью движения по ним гужевого и пешего казенного транспорта. В городах транспортная полиция занималась наведением порядка среди пешеходов.

10 ноября 1917 года, на третий день своего существования, Совет Народных Комиссаров (СНК) издал постановление «О рабочей милиции». Но поскольку в столь короткий срок ни распустить старую полицию, ни организовать новую милицию не удалось, их функции были возложены на «друзей общественного порядка» – дружинников революционной охраны, действовавших в соответствии с Инструкцией о несении патрульно-постовой службы, предписывавшей «охранять безопасность и порядок передвижения по улицам, а именно: запрещать непомерно быструю езду; ограждать днем рогатками, а ночью цветными фонарями ямы, обвалы и прочие препятствия для движения; принимать меры к уборке упавших столбов, фонарей, поврежденных экипажей, павших животных и прочее».

Спустя почти год, 12 октября 1918 года, в постановлении Народных комиссаров по внутренним делам и юстиции «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции» были определены основные задачи этого ведомства. В соответствии с этим документом милиция должна была осуществлять контроль за порядком движения транспорта на улицах и дорогах.

Например, предусматривалось, что «милиционер поддерживает на улицах своего поста свободное и безопасное движение, для чего он обязан:

а) не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам;

б) наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями... и др. категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице;

в) не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару;

г) если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице;

д) наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд...»

Всего 16 функциональных обязанностей по обеспечению безопасности движения.

Дефицит магистральных дорог и мизерное количество автомобилей концентрировали транспорт в крупных городах. Именно поэтому 10.06.1920 года СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям (Правила)». В них была сделана первая попытка определить круг лиц, ответственных за нарушение правил автодвижения.

В это время на улицах Москвы появились первые регулировщики – со свистками.

Между тем количество автомобильного и гужевого транспорта продолжало расти, а с середины 1920-х годов начиналась автомобилизация страны. На Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (ЦУДОРТРАНС) легли обязанности по обеспечению безопасности автодорожного движения, контролю технического состояния автомобилей, их эксплуатации и подготовки водителей.

Регулирование движения стало одной из основных обязанностей постовых милиционеров. Для этого специальным приказом по Милиции Республики от 29.11.1922 года на «вооружение» сотрудников патрульно-постовой службы ставится жезл регулировщика длиной 11 вершков (около 50 см) красного цвета с желтой ручкой. Он носился постовым на ремне спереди, с левой стороны в специальном кожаном чехле. По сути, это был первый специальный «инструмент», отличающий сотрудника милиции, занимающегося регулированием уличного движения, от всех его коллег.

Только на первый взгляд кажется, что работать жезлом легко и просто. На самом деле в руках хорошего регулировщика он значит не меньше, чем дирижерская палочка у дирижера в большом оркестре. На красивую работу регулировщиков, на изысканность их движений и своеобразный шик в обращении с жезлом приходили смотреть гости и жители столицы.

ОРУД – первая веха

29 ноября 1925 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «О признании имеющей силу для Союза ССР международной конвенции относительно передвижения автомобилей» (заключена в 1909 году). Это стало первым опытом приобщения нашей страны к правилам и нормам эксплуатации автотранспорта и безопасности дорожного движения, установленным мировым сообществом.

30 декабря 1925 года Моссоветом создается отдел регулирования уличным движением (ОРУД) – к этому подтолкнул рост числа дорожно-транспортных происшествий.

20 марта 1932 года принято Постановление СНК РСФСР «О централизации учета аварийности и происшествий на местном транспорте в органах рабоче-крестьянской милиции». С этого момента начался статистический учет ДТП и их последствий. Одновременно это создало предпосылки для создания впоследствии ГАИ.

3 июля 1936 года СНК СССР своим решением утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

ГАИ – это слово знают все

Новая структура основное внимание уделяла контролю качества подготовки водительского состава, проверке технического состояния автомобилей. Была утверждена система обязательных периодических технических осмотров автотранспорта.

НКВД СССР утвердил типовые правила движения по улицам и дорогам, которые стали основой для разработки правил дорожного движения в каждом регионе страны.

К 1941 году автомобильный парк страны вырос и составил 806,9 тыс. автомобилей.

20 июля 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР об объединении Народного комиссариата государственной безопасности СССР и Народного комиссариата внутренних дел СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР.

Обязанности милиции значительно расширились. Государственная автомобильная инспекция все усилия направила на мобилизацию автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов для нужд Красной Армии. Инспектора ГАИ осматривали и проверяли техническое состояние автомобилей, подлежащих отправлению на фронт. Уже к 1 октября 1941 года в Красную Армию направляется 40% от числа автомобилей народного хозяйства.

Пять военных лет – одна из самых ярких страниц истории ГАИ. Все силы ее сотрудников были брошены на достижение одной цели – победы.

В послевоенные годы из армии в народное хозяйство поступило большое количество автомобилей и мотоциклов. Малочисленный штат ГАИ и ОРУДов не мог эффективно противостоять росту числа ДТП. В этой связи на уровне правительства страны и МВД СССР предпринимаются эффективные меры по совершенствованию структуры ГАИ, укреплению ее кадрами и внедрению в практику ее работы новых научных достижений.

Усиливается взаимодействие ГАИ с населением, развивается институт дружинников. На вооружение инспекторов ГАИ поступает новая техника, специальное вооружение, внедряются новые формы и методы работы, особое внимание уделяется работе с детьми и подростками.

Развал СССР в какой-то степени приостановил развитие ГАИ. Именно на 1992 год пришелся пик числа зарегистрированных краж транспортных средств. Изменившиеся условия потребовали изменений в деятельности ГАИ, приведения ее функций и задач в соответствие с новыми политическими и экономическими условиями. В этой связи Постановлением Правительства РФ от 28.05.1992 года было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД России.

Демократизация всех сфер деятельности способствовала принятию 10 декабря 1995 года Федерального закона «О безопасности дорожного движения», что позволило поднять решение проблемы аварийности на дорогах на качественно новый уровень.

ГИБДД

15 июня 1998 года Указом Президента РФ ГАИ было преобразовано в ГИБДД и было утверждено новое Положение об этой структуре. Оно расширило полномочия этого органа надзора и дало новый импульс решению проблем безопасности дорожного движения.

Рост автомобилизации, ликвидация многих государственных предприятий автотранспорта, занимающихся перевозкой пассажиров и грузов, переход страны на новые экономические условия, безусловно, затронули и ГИБДД. Опираясь на зарубежный опыт, сотрудники милиции на всех уровнях провели большую работу по формированию общественного мнения о необходимости введения закона об ОСАГО, который уже несколько лет помогает решать многие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, доказывая свою важность и востребованность.

Дорога

Дорога – это полоса земли, предназначенная для движения транспортных средств и людей. Когда появились первые дороги, точно неизвестно. Одними из первых известных крупных дорожных сетей были дороги государства инков в Америке и Великий шелковый путь, сформировавшийся к I тыс. до н.э. и связывавший Восток со странами Евразии.

Систематическое строительство дорог в России началось в годы царствования Петра I. к 1917 году в России было построено 10 000 км дорог, которые были покрыты щебнем, асфальтированных дорог в то время в нашей стране не было.

В настоящее время в мире насчитывается 15 млн км благоустроенных дорог, в том числе в Российской Федерации до 1 млн км.

Вы никогда не задавались вопросом: почему мы ходим по правой стороне дороги? Вот одно из объяснений: в далеком прошлом, когда передвижение по дорогам было чрезвычайно небезопасно и путник встречался с другим путником, он уступал дорогу, держась правой стороны, чтобы без помех действовать правой рукой с оружием. Постепенно движение по правой стороне дороги вошло в привычку. В настоящее время в большинстве стран мира установлено правостороннее движение.

Совсем другая картина наблюдается на улицах и дорогах Великобритании, Кипра, Индии, Австралии, Японии и в ряде стран Африки и Юго-Восточной Азии. В этих странах более миллиарда человек движется по левой стороне дороги. И автомобили у них – с правым рулем.

Светофор

Первые попытки регулирования перекрестков предпринимали в Древнем Риме знатные вельможи и богатые негоцианты. Они высылали впереди себя скороходов, которые обеспечивали им свободу движения. Но не всегда успешно. Когда Юлий Цезарь вводил первые Правила движения, он создал команду вольноотпущенников, которая должна была следить за движением на перекрестках и имела неограниченные права вплоть до применения физической силы.

Но по-настоящему история регулирования дорожного движения начинается с 1868 года. Тогда в Лондоне на улице перед парламентом установили железнодорожный семафор с цветным диском. К семафору поставили служащего в шикарной ливрее, который поднимал и опускал его стрелу. Скрежет цепи механизма был настолько пронзителен, что лошади вставали на дыбы и кучера с трудом их успокаивали. Это была первая попытка регулирования дорожного движения с помощью механизма.

В нашей стране первые светофоры появились в 1920 году на улицах Москвы.

В начале «светофорной» эры зеленый сигнал располагался сверху, а красный снизу. Опыт показал, что для безопасности движения красный сигнал, как наиболее важный, целесообразно размещать вверху. С 1968 года, в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах, во всех странах принята единообразная система расположения сигналов в светофоре: сверху вниз – красный, желтый, зеленый.

Дорожные знаки

В далеком прошлом, когда даже не предполагалось, что экипажи могут передвигаться с помощью какой-либо силы, кроме гужевой, уже возникла проблема информирования путешественников о направлении движения, о том, какое расстояние им предстоит пройти.

Когда же появились автомобили, то без знаков их движение стало опасным, но в начале правил установки знаков не было. Первая Международная конференция по автомобильному движению в 1909 году установила порядок применения знаков на дорогах. В 1931 году была принята новая Международная конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах.

В августе 1959 года Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении 1949 года и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Правила дорожного движения

Самые первые правила дорожного движения были введены указом Юлия Цезаря в Древнем Риме в 50-х годах до н.э. Согласно этим правилам появились улицы с односторонним движением, запрещалось ездить на частных колесницах по улицам Рима в рабочее время, а иногородние должны были оставлять свое транспортное средство за городской чертой и сами двигаться дальше пешком или в «такси» – наемном паланкине.

В первое время правила в разных странах отличались друг от друга. В 1909 году в Париже собирается международная конференция, на которой принимается решение о введении единых правил, общих для всех стран Европы.

Первые единые Правила движения по улицам и дорогам в нашей стране введены в действие 1 января 1961 года. Нынешние Правила дорожного движения Российской Федерации были утверждены Постановлением Совета Министров и Правительством РФ от 23.10.1993 года.

ГАИ-ГИБДД будет совершенствоваться и развиваться

Сегодня сотрудники Госавтоинспекции несут свою нелегкую службу по обеспечению безопасности наших граждан на улицах и дорогах страны. Им в силу специфики службы чаще, чем представителям других, в прошлом милицейских, в настоящем - полицейских служб, приходится сталкиваться с вооруженными преступниками и просто несознательными гражданами. Вся деятельность сотрудников ГИБДД происходит на виду у людей и потому авторитет полиции на сегодняшний день в немалой степени зависит от работы сотрудников ГИБДД.