Органы местного самоуправления. ФЗ, определяющие полномочия органов местного самоуправления — Пушкинское сельское поселение Органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать

Местное самоуправление — одна из форм прямого и представительного осуществления власти народом.

Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях — городских и сельских поселениях: в селе или нескольких селах, имеющих общую территорию (район), городах или частях крупных городов (городских районах, кварталах). Если государственная власть управляет населением сверху, то в муниципальных образованиях население само управляет своими делами, само решает вопросы местного характера.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения , владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления :

  • содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилого фонда;
  • организация и содержание детских садов, средних школ и профессионально-технических училищ; организация и содержание больниц и поликлиник и обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка;
  • организация и содержание муниципальных сетей коммунальных услуг (электричество, газ, вода, канализация, тепло и т. д.);
  • муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения (связывающих населенные пункты в пределах данного муниципального образования); благоустройство и озеленение территории муниципального образования; другие вопросы (всего их 30).

Муниципальное образование обладает собственностью. Важнейшие объекты его собственности — земли, жилой фонд, прежде всего в городах: это не приватизированные жильцами дома и квартиры, а также помещения муниципальных учреждений образования, здравоохранения, предприятия культуры, бытового обслуживания и местной промышленности.

Для решения местных вопросов муниципальное образование должно иметь денежные средства: составляется , то есть роспись доходов и расходов муниципального образования. Источники доходов образуют:

  • местные налоги и сборы, штрафы, отчисления от государственных налогов, установленные законом (транспортный налог, дорожный налог, сбор на нужды жилищно — коммунального фонда);
  • поступления от сдачи имущества в аренду или от его приватизации;
  • отчисления от прибыли муниципальных предприятий (торговых, бытовых, промышленных); различные дотации.

Органы местного самоуправления в системе публичной власти

Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

Законодатель устанавливает виды организаций, которые относятся к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления считаются избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренными указанным Законом.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

Органы местного самоуправления для выполнения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

  • представительный орган муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
  • контрольный орган муниципального образования;
  • иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Представительный орган муниципального образования

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

Представительный орган муниципального образования принимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ. уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления имеют установленную различными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под которой понимаются полномочия этих органов публичной власти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципального образования.

Глава муниципального образования

Является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

Местная администрация

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования. Представительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования утверждает структуру местной администрации но представлению ее главы. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаи их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.

Контрольный орган муниципального образования

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования.

Рассмотрим также иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Необходимым элементом компетенции органов местного самоуправления и деятельности должностных лиц местного самоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

издания должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего российскому законодательству, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Права органов местного самоуправления

Мы отметили, что муниципальное самоуправление не относится к государственной власти. Но государственная власть передает (делегирует) муниципальным органам некоторые властные функции :

  • отдел социального обеспечения назначает государственные пенсии и пособия;
  • отдел народного образования действует как орган опеки и попечительства, он представляет главе муниципального образования предложения по вопросам усыновления, назначения опекуна и попечителя, поддерживает в суде требование о лишении родительских прав: для охраны общественного порядка может быть организована муниципальная милиция, которая предназначена поддерживать порядок на улицах и в других общественных местах, и при выполнении ею своих функций все граждане обязаны подчиняться се распоряжениям; она может также применить принуждение и задерживать граждан на установленный законом срок.

Важнейшее проявление функций власти, полученной от государства, — полномочие муниципальных органов издавать обязательные к исполнению нормативные акты, то есть решения и постановления, которые содержат общеобязательные правила поведения (нормы). За нарушение или неисполнение таких нормативных актов предусмотрены меры ответственности, главным образом в виде штрафов. Конечно, подобные акты действуют только на территории данного муниципального образования и касаются только местных дел: например, постановление выборного собрания о взимании местного налога.

Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

  • ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;
  • определяют порядок использования муниципальных земель. водных объектов, лесов;
  • контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;
  • распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

Они имеют право:

  • передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицам в хозяйственное ведение : собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;
  • сдавать имущество в аренду , то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату; продавать имущество;
  • приватизировать — по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.

Правовая основа деятельности органов местного самоуправления

Правовая основа деятельности местного самоуправления и его органов определена в (ст. 12, 130-133), федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Сохраняет силу закон РСФСР от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в РСФСР" в части, не противоречащей вышеназванным и другим правовым актам (с 1 сентября 1995 г. не действуют ст. 1-48, 77-79, 87-96 названного закона).

В федеральном законе “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” установлено, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы, образуемые в соответствии с данным законом, законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, наличие выборных органов является обязательным; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должности главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц.

Глава муниципального образования может быть избран как непосредственно гражданами, проживающими на территории муниципального образования, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава. Избранный населением глава муниципального образования может входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, если такое право главы муниципального образования предусмотрено уставом.

Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица подчиняются населению и представительному органу местного самоуправления. Срок их полномочия не может быть меньше двух лет.

Полномочия органов местного самоуправления , предусмотренные ст. 49-76 закона РФ “О местном самоуправлении в Российской Федерации” в части, не противоречащей Конституции РФ и федеральному закону РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, применяются органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, образуемыми в соответствии с названным федеральным законом.

Федеральным законом РФ “Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации” усилены гарантии местного самоуправления. Так, решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, организациями и гражданами. Решения могут быть отменены лицами, их принявшими, или признаны недействительными по решению суда.

Акты органов государственной власти и государственных должностных лиц, нарушающие права местного самоуправления, могут быть оспорены как недействительные в суде путем подачи иска гражданами, проживающими на территории муниципального образования, а также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Вадим Викторович ВОЛКОВ, ведущий советник аппарата Комитета Госдумы по местному самоуправлению: «Наделение органов местной администрации статусом юридических лиц зачастую вызывает неверные трактовки их правового положения, а также разнообразные юридические споры и конфликты».

В статье показано, что в настоящее время необходимость в предоставлении этим органам прав юридического лица для обеспечения их деятельности отсутствует. Сомнительной представляется и сама возможность такого наделения, предусмотренная Федеральным законом № 131-ФЗ.

Согласно нормам Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Такой статус предоставляется органам местного самоуправления для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей в целях реализации лишь управленческих функций. Поэтому правоспособность таких юридических лиц в сфере гражданских правоотношений носит очень ограниченный характер.

Статус юридического лица позволяет органам местного самоуправления иметь в своем ведении обособленное муниципальное имущество, которое закрепляется за ними на праве оперативного управления и служит для обеспечения собственной деятельности. В то же время, приобретая данный статус, органы местного самоуправления становятся самостоятельными субъектами отношений, регулируемых гражданским законодательством, однако участвуют в них как казенные учреждения, а не как органы пуб-личной власти и их структурные подразделения. Таким образом, гражданско-правовой статус имеет для органов местного самоуправления производное и вспомогательное значение.

Нормы Федерального закона № 131-ФЗ (ч. 3 ст. 41) также предусматривают возможность государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц. Основаниями для такой регистрации являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем. Между тем наделение органов местной администрации (помимо самой местной администрации) статусом юридического лица в ряде случаев связано с неправильным пониманием значения этого статуса, а также с возникновением различных юридических споров и конфликтов.

На что влияет статус юрлица

В ряде муниципальных образований сформировалось ошибочное мнение о том, что наделение органов местной администрации статусом юридического лица расширяет их публичный статус, ограничивает административную подчиненность этих органов в структуре местной администрации, а также позволяет осуществлять различные публично-властные полномочия самой местной администрации. Вместе с тем из норм части 1 статьи 2 и части 1 статьи 34 Закона № 131-ФЗ следует, что одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения.

Нормами Закона № 131-ФЗ прямо не раскрывается содержание понятия «органы местной администрации». Согласно данному закону местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы. При этом нормы закона не предусматривают возможности включения в структуру местной администрации казенных учреждений в качестве ее структурных подразделений и наделение их публично-властными полномочиями.

Органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации, должны подчиняться главе местной администрации и не могут обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае наделения этих органов статусом юридического лица они не приобретают организационной и функциональной независимости в структуре местной администрации. В противном случае возникает вполне закономерный вопрос: следует ли считать местную администрацию единым органом или совокупностью органов?

Нормы части 2 статьи 130 Конституции РФ преду-сматривают, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ). В соответствии со статьей 17 Закона № 131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения наделяются именно органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, а не органы местной администрации и казенные учреждения.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. В законодательстве не раскрывается содержание понятия «муниципальная функция». В то же время следует отметить, что муниципальное казенное учреждение осуществляет лишь исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления, поэтому понятия «муниципальная функция» и «полномочия органов местного самоуправления» не являются идентичными. При этом казенное учреждение не наделяется правом на осуществление самих полномочий органов местного самоуправления.

Таким образом, приведенные нормы Конституции и Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривают возможности наделения органов местной администрации публично-властными полномочиями местной администрации по решению вопросов местного значения (по принятию муниципальных правовых актов, подписанию каких-либо документов и т. д.). Данные вопросы могут решаться непосредственно населением соответствующих муниципальных образований либо органами местного самоуправления.

Кроме того, следует различать публично-правовой и гражданско-правовой статус органов местного самоуправления и органов местной администрации, наделенных правами юридического лица. Наличие или отсутствие гражданского правового статуса не влияет на структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании и структуру местной администрации, на объем и порядок реализации органами местного самоуправления публичных полномочий и возможность участия их в гражданских правоотношениях от имени и в интересах муниципальных образований, а также на подчиненность и подотчетность органов местного самоуправления и их структурных подразделений.

Предпринимательская деятельность

Существует неверная правовая позиция, согласно которой статус казенного учреждения позволяет органам местной администрации осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять от своего имени различного рода муниципальные работы и предоставлять муниципальные услуги (то есть приобретать статус хозяйствующего субъекта). В связи с этим следует отметить, что согласно правовой позиции Конституционного суда «по смыслу Конституции Российской Федерации (ст. 34, ч. 1) один и тот же субъект не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, участие муниципальных образований в гражданском обороте, как и состав объектов муниципальной собственности может быть связан только с осуществлением властных функций и решением задач, возложенных на местное самоуправление».

Нормами части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прямо запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона № 135-ФЗ к хозяйствующим субъектам относятся индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. При этом согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса систематическое оказание платных услуг, выполнение работ и производство товаров относятся к предпринимательской деятельности, которая является квалифицирующим признаком понятия «хозяйствующий субъект».

Некоммерческие организации, к которым относятся муниципальные учреждения, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Вместе с тем согласно нормам части 2 статьи 41 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица исключительно для осуществления управленческих функций. Такие функции носят публичный характер, поэтому они не могут приравниваться к предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Гражданско-правовой статус юридического лица нужен органам местного самоуправления для повышения эффективности их управленческих функций в целях осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также для обеспечения их организационной и финансовой самостоятельности. Таким образом, осуществление органами местного самоуправления приносящей доход деятельности противоречит приведенным нормам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги. При этом действие Закона № 210-ФЗ распространяется также на деятельность организаций, лишь участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного закона государственных и муниципальных услуг. Муниципальные учреждения могут предоставлять только услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг (п. 1 ст. 4). Из положений Закона № 210-ФЗ следует, что органы местной администрации, имеющие статус юридического лица, не вправе самостоятельно предоставлять указанные в нем муниципальные услуги.

Нормы части 1 статьи 8 Закона № 210-ФЗ закрепляют общее правило о том, что государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе. При этом указано, что исключениями из этого правила являются только случаи, преду-смотренные в частях 2 и 3 данной статьи . В них речь идет о взимании государственной пошлины и платы за предоставление соответствующих услуг.

Согласно части 3 статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Необходимо также учитывать, что согласно части 3 статьи 120 Гражданского кодекса особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

В связи с этим по общему правилу казенное учреждение, созданное от имени муниципального образования местной администрацией, в соответствии с его учредительным документом может осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе оказывать платные муниципальные услуги и работы. При этом такая деятельность этих учреждений должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям. В данном случае на основании норм Федерального закона «О защите конкуренции» казенное учреждение может быть признано хозяйствующим субъектом. В то же время правовой статус данных учреждений отличается от статуса органов местной администрации, наделенных правами юридического лица, поскольку последние входят в структуру местной администрации, подчиняются ее главе и могут выполнять только отдельные управленческие функции в целях реализации ее собственных полномочий.

Итак, органы местного самоуправления (как имеющие, так и не имеющие статус муниципального учреждения) по общему правилу не вправе осуществлять приносящую доход деятельность, в том числе оказывать платные услуги, поскольку они как органы публичной власти создаются исключительно для осуществления публичных функций. Указанная деятельность не согласуется с публичными функциями органов власти. Предоставление таких услуг органами местного самоуправления возможно только в исключительных случаях, непосредственно установленных федеральным законодательством.

Что касается органов местной администрации (как имеющих, так и не имеющих статус муниципального учреждения), то они, являясь лишь структурными подразделениями местной администрации, могут действовать только в пределах ее полномочий, выполнять отдельные управленческие функции лишь в целях реализации таких полномочий. Поэтому они тем более не могут осуществлять предпринимательскую деятельность и являться хозяйствующими субъектами.

Правовое положение муниципальных служащих

По мнению некоторых должностных лиц местного самоуправления, наделение органов местной администрации статусом юридического лица изменяет правовое положение муниципальных служащих и они приобретают какой-либо особый статус. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). При этом представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно части 1 статьи 6 того же закона под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. В связи с изложенным должность муниципальной службы следует рассматривать как должность в местной администрации, являющейся органом местного самоуправления, а не как должность в казенном учреждении, статусом которого наделяются структурные подразделения (органы) местной администрации.

В соответствии с постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). При этом штатное расписание должно содержать перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Таким образом, муниципальные служащие, осуществляющие свою профессиональную деятельность в органах местной администрации, не могут рассматриваться отдельно в качестве работников органов местной администрации. Все они должны быть включены в штатное расписание соответствующей местной администрации.

Полномочия учредителя

В настоящее время в ряде муниципальных образований возникает вопрос о возможности возложения на органы местной администрации функций и полномочий учредителя в отношении всех или части муниципальных предприятий и муниципальных учреждений в соответствующем муниципальном образовании. Нормы части 3 статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и части 4 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ прямо предусматривают, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют только уполномоченные органы местного самоуправления. Какой именно орган должен выполнять эти функции, в законодательстве не указано. В силу предписания части 3 статьи 34 и пункта 5 части 1 статьи 44 Закона № 131-ФЗ данный вопрос должен быть определен в уставе муниципального образования.

Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данное требование применяется также в отношении органов местного самоуправления и органов местной администрации как казенных учреждений. В связи с этим органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений исключительно как органы публичной власти. Таким образом, органы местной администрации (и как структурные подразделения местной администрации, и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, в том числе в части формирования и утверждения для них муниципальных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В заключение хотелось бы отметить, что согласно части 1 статьи 48 Гражданского кодекса юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. При этом имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, не включается в состав муниципальной казны (ч. 3 ст. 215 ГК РФ).

Получается, что помимо местной администрации обособленным имуществом на праве оперативного управления также должны обладать органы местной администрации как юридические лица. В этой связи возникает вопрос о правомерности закрепления за органами местной администрации как за казенными учреждениями обособленного муниципального имущества на праве оперативного управления, о статусе этого имущества, а также объеме компетенции местной администрации и ее органов по владению, пользованию и распоряжению таким имуществом. В соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса муниципальное имущество закрепляется за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления и его передача на этом же праве (полностью или частично) другим муниципальным учреждениям не допускается. Так, Высший арбитражный суд РФ в Определении от 3 декабря
2007 г. № 15370/07 согласился с выводами нижестоящих судов о том, что передача в оперативное управление имущества, уже ранее переданного в оперативное управление другому лицу и не изъятого у этого лица, не соответствует положениям статей 296, 299 Гражданского кодекса.

Кроме того, органы местной администрации могут действовать только в пределах компетенции местной администрации, поэтому у них не может возникнуть потребность в наличии муниципального имущества для обеспечения собственных материально-технических нужд в целях реализации публично-властных полномочий, а также организационной и функциональной самостоятельности и независимости. Таким образом, в настоящее время отсутствует юридическая необходимость наделения органов местной администрации правами юридического лица для обеспечения их деятельности. При этом предусмотренная Федеральным законом № 131-ФЗ возможность наделения их правами юридического лица представляется весьма сомнительной и противоречивой.

В сфере экономики органы местного самоуправления наделяются полномочиями, с одной стороны, не позволяющими вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, а с другой - создавать условия для их развития.
Например, органы местного самоуправления не могут участвовать в учреждении биржи или являться ее членом, а также вмешиваться в деятельность работы хозяйствующих субъектов с кооперативной, государственной или частной формой собственности. Также органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.
В сфере защиты прав потребителей режим работы муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей устанавливается по решению органов местного самоуправления.
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Органы местного самоуправления в порядке, устанавливаемом субъектами Российской Федерации, вправе определять места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются в том числе и органы местного самоуправления. Например, ставки налога на строения, помещения и сооружения могут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Представительные органы местного самоуправления также могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Поскольку органы местного самоуправления могут устанавливать порядок уплаты местных налогов, нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по местным налогам, могут быть установлены иные, чем установлено законодательством, основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранным инвесторам льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
В муниципальном образовании может проводиться муниципальная лотерея, организатором которой будет являться уполномоченный орган местного самоуправления. Такие лотереи могут проводиться на основании решения органа местного самоуправления. Порядок представления документов, на основании которых принимается указанное решение, должен определяться органом местного самоуправления.
Вполне естественным является ограничение вмешательства органов местного самоуправления в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, поскольку именно органы местного самоуправления в большей степени должны быть заинтересованы в процветании тех, кто живет и работает на территории муниципального образования. Поэтому в отношении органов местного самоуправления в законодательство введено немало запретов, позволяющих субъектам предпринимательской деятельности не иметь сильной зависимости от муниципальных властей.
Так, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. В том числе запрещается:
вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;
необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;
необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
Запрещается совмещение функций органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Также запрещается наделение полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции органов местного самоуправления.
Запрещается и заключение в любой форме соглашений или осуществление согласованных действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которые приводят или могут привести к:
повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
ограничению доступа на рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Еще по теме § 2. Полномочия органов местного самоуправления в сфере экономики.:

  1. 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования

«Органы местного самоуправления – это какие органы?» — задаются вопросом многие граждане.

Из-за специфического названия многие думают, что это стихийно образовавшаяся власть, которая взяла все управление в свои руки без оглядки на государство.

Это не совсем правда: самоуправление подчиняется власти и не является стихийно образованным.

Вконтакте

Принципы местного самоуправления

В РФ существует 2 категории власти: государственная (общая) и муниципальная, еще она называется местной.

Как уже понятно из названия, МСУ (расшифровывается органы местного самоуправления) – созданная (выбранная) из местных жителей компания, не входящая в систему государственной власти.

Она занимается исключительно вопросами, возникшими на своей земле, а также защитой интересов граждан.

Примите к сведению: МСУ выбираются самими жителями (то есть являются избираемым органом) или назначаются более «высоким муниципальным образованием, например, областным.

К принципам самоуправления относятся:

  1. Самостоятельность в принятии решений местного значения: к примеру, распорядиться всем бюджетом России МСУ не может, но государство не вмешивается в траты местного бюджета.
  2. Обособленность от государственной системы: представители МСУ не «спускаются» сверху и не выбираются всей страной – их выбирает собственное население.
  3. Разнообразие организационных форм: МСУ является юридическим лицом, но не входит в систему госвласти.
  4. Полномочия МСУ соразмерны материальным ресурсам: в небольшом селе полномочия будут значительно ниже, чем в крупном районном центре.

Структура органов местного самоуправления

В структуру МСУ входят:

  1. Представительный орган: представляет интересы жителей конкретной земли и принимает решения от их имени. В его компетенции находится управление практически всеми вопросами.
  2. Контрольный орган: состоит из отдела ревизии и контрольно-счетной палаты, но чаще всего это один человек вообще. Его задачами является контроль за тратой местного бюджета и распоряжение имуществом муниципалитета. Может отсутствовать, если в нем нет надобности.
  3. Местная администрация: осуществляет решение возникающих в конкретном субъекте вопросов, а также вопросов, за которые отвечает согласно принятым законам.
  4. Глава МСУ: должностное лицо, подконтрольное представительному органу.

Стоит отметить: права главы МСУ могут закончиться досрочно: например, из-за смерти или если он сам (или жители) решат, что главе следует уйти.

  1. Некоторые другие.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Фактически оно решает все вопросы. которые возникают на подведомственной ей территории:

    1. Утверждение бюджета, контроль за сбором налогов.

Обратите внимание: поднимать налоги по своей прихоти МСУ не имеет право – только по закону РФ.

  1. Эксплуатация муниципальных жилья и иной недвижимости, например, предприятий, предоставление нуждающимся неприватизированных квартир. МСУ может создавать их, переоборудовать, закрывать, контролировать цены на производимые товары.
  2. Контроль за образованием, транспортом, застройками, выполнением ЖКУ и сетей (подачей воды и тепла, канализацией, газоснабжением).
  3. Контроль за материальным обеспечением деятельности всех органов МСУ и за их исполнением своих полномочий.
  4. Проведение межмуниципального сотрудничества с другими образованиями для повышения уровня жизни;

Иными словами, органы местного самоуправления полностью контролируют все происходящее на подведомственной территории, определяют наилучшее решение возникающих вопросов и должны отвечать перед жителями за исполнение и защиту их интересов.

Полномочия

Речь идет о правах и обязанностям органов МСУ, связанных с реализацией стоящих перед ними задач.

Они распространяются на всей подведомственной земле и закрепляются в законодательстве Российской Федерации и правовых актах, относящихся к конкретной территории.

Важно знать: полномочия реализовываются через выборные органы или самими жителями по их собственной воле (например, если жители решат сами открыть музей или библиотеку).

Все полномочия делятся на несколько общих групп: экономическую, культурную, образовательную, жилищную, надзорную и другие. Полный список приведен в прошлом пункте.

Органы местного самоуправления (ОМСУ) – популярный вариант управления в небольших населенных пунктах. Жители могут самостоятельно выбрать людей, которые будут решать все возникающие в местном пункте вопросы. При этом их решения должны соответствовать интересам жителей.

Смотрите видео, в котором специалист подробно разъясняет функции местного самоуправления:

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Информация об изменениях:

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов , если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

4. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающи е:

Информация об изменениях:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

Информация об изменениях:

2.1 Полномочия органов местного самоуправления согласно федерального законодательства

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа 2004 г.) принят Государственной Думой 16 сентября 2003 г., одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 г.

Настоящий Федеральный закон, за исключением положений, для которых главой 12 установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ.

Согласно данному закону местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В статье 17 настоящего Федерального закона рассматриваются полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. К ним относятся:

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-эконом ического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

7) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономичес ких связей в соответствии с федеральными законами;

9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Статья 19 Федерального Закона определяет порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающи е наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В статье 20 рассматривается осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий:

1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающи х наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на три основные группы:

1) полномочия, закрепленные Конституцией РФ и законами;

2) «собственные», т.е. полномочия, которые устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с уставами муниципальных образований;

3) отдельные государственные полномочия, которыми федеральным законом или законами субъектов Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления.

Значительная часть полномочий местного самоуправления реализуется непосредственно населением муниципальных образований. Формы реализации полномочий непосредственно населением были рассмотрены в предыдущей главе. Поэтому содержимое данной главы будет посвящено полномочиям, реализуемым органами и должностными лицами местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления закрепляются в настоящее время в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью Закона «Об общих принципах…» - ст.17. Полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) организационное и материально-техн ическое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

Перечень ФЗ, определяющих полномочия органов местного самоуправления

Название: Федеральный закон ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.07.2006 N 120-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 01.12.2006 N 198-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 21.07.2007 N 187-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 04.11.2007 N 253-ФЗ, от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 08.11.2007 N 260-ФЗ, от 10.06.2008 N 77-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 03.12.2008 N 246-ФЗ, от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 07.05.2009 N 90-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 28.11.2009 N 283-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 03.11.2010 N 286-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 20.03.2011 N 38-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 03.05.2011 N 88-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 247-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 25.07.2011 N 263-ФЗ, от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.12.2011 N 392-ФЗ, от 06.12.2011 N 411-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 91-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 10.07.2012 N 110-ФЗ, от 28.07.2012 N 137-ФЗ, от 16.10.2012 N 173-ФЗ, от 03.12.2012 N 244-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ, от 05.04.2013 N 55-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 176-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 22.10.2013 N 284-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ, от 02.11.2013 N 303-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 21.12.2013 N 370-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П, от 07.07.2011 N 15-П)