Как понимать Пс.5:8? Неужели можно поклоняться Храму, подразумевая поклонение Богу? Поклонюся ко храму святому твоему

Начиная со второй седмицы Великого поста, во всех храмах Святой Православной Церкви служится особое великопостное богослужение, именуемое Пассией. Это служба, всецело посвящённая страданиям Христовым - великой и страшной Жертве Любви, принесённой ради нашего спасения.

«Взбранный Воеводо и Господи Небесе и земли,

Тебе, Царя Безсмертнаго, зрящи на Кресте висяща…»

Пассия. Само название этого торжественного великопостного богослужения раскрывает его глубокий смысл, ибо латинское слово «passio» в переводе на русский язык означает «страдание» , а на церковнославянском означает «страсть».

В Русской Православной Церкви этот вид богослужений по времени своего возникновения самый поздний. Так, впервые пассия как отдельная служба появляется в XVII веке на юго-западе Руси (территория современной Украины).

Составил первоначальный вариант этой службы создатель очень многих литургических форм святитель Пётр (Могила), митрополит Киевский (1596–1647 гг.). В 1702 году в Киево-Печерской Лавре как прибавление к богослужебному Уставу был впервые напечатан чин пассии.

«Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем»

Впоследствии святитель Иннокентий (Борисов, 1800–1857 гг.), архиепископ Херсонский и Таврический добавил в чинопоследование пассии акафист Страстям Христовым. С 1-й четверти XX века пассии получают в Русской Православной Церкви повсеместное широкое распространение и становятся одними из самых любимых в народе великопостных служб. Таким образом, авторство чинопоследования пассии, совершаемой в нашей Церкви сегодня, принадлежит двум святителям - Петру и Иннокентию.

Пассия служится только во время Великого поста, четыре раза (по числу евангелистов): в воскресные дни (или же пятницы) второй, третьей, четвёртой и пятой седмиц. Служба проходит традиционно в вечернее время. Накануне пассии в центре храма устанавливается распятие, к которому перед службой и после неё благоговейно прикладываются все молящиеся. Перед распятием на аналое полагается Святое Евангелие.

На каждой из четырёх пассий читаются главы из Евангелия одного из Евангелистов, посвящённые страданиям Христа и крестной смерти Спасителя. Так, за первой пассией читают 26 и 27 главы Евангелия от Матфея, за второй - 14 и 15 главы Евангелия от Марка, за третьей - 22 и 23 главы Евангелия от Луки и за четвёртой - 18 и 19 главы Евангелия от Иоанна. Как правило, к чтению Евангелия присоединяется также акафист Страстям Христовым и поучение. Во время пассии всем молящимся принято держать в руках зажжённые свечи, что создаёт особую проникновенную молитвенную атмосферу.

«…мене ради, Бог сый, человек быв, человека умерша грехми Животворящим Телом и Кровию Твоею оживил еси»

Велико значение этих великопостных служб: главная цель пассий, как и всего Великого поста - подготовить верующих к Страстной Седмице, на которой воспоминаются крестные Страдания и смерть Господа и Бога нашего Иисуса Христа. И каждый православный христианин должен стремиться принять молитвенное участие в пассиях, где каждое песнопение пронизано болью сострадания к страждущему Христу Спасителю, а очерствевшая душа под действием сопереживания и сострадания к Нему оживает и делается чище.

Евангельские чтения, посвящённые страданиям Богочеловека и Творца мира, чтение акафиста Страстям Христовым, проникновенные, глубокие и печальные песнопения пассии настраивают душу на сопереживание, духовным зрением она созерцает Гефсиманию и Голгофу, состраждет и плачет вместе с Богородицей и апостолами, делаясь сопричастной страшным Евангельским событиям, сопричастной Страждущему Христу Спасителю.

По окончании пассии в 2008 году Святогорский архипастырь так обратился к своей пастве: «Мы вспоминаем жертву любви Христовой. Как говорит Священное Писание, «живо слово Божие и действенно и острее всякого меча обоюодоостра». Так и слова евангельские сегодня пронзают и душу, и сердца, и умы наши. Мы как бы по-новому сопереживаем всем тем событиям, которые произошли почти 2000 лет назад, но настолько актуальны и в сегодняшний день. Потому что на страницах евангельских, слыша рассказ о распятии Христовом, слыша повествование, записанное святыми апостолами, свидетелями страданий Христовых, мы видим как в зеркале в словах евангельских и свою душу.

…И мы сегодня, братья и сестры, как разбойники, себя осуждаем, себя поставляем на суд Христов. Надеясь на милосердие Христово, на Его любовь, из мучений сердца своего исторгаем вопль, как разбойник: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» . И как, братья и сестры, хочется нам сегодня услышать голос из измученных уст Христовых: «Ныне будеши со мною в раи» .

И плач наш, братья и сестры, слёзы наши покаянные, слёзы нашего самооосуждения омывают наш разум, чувства наши, сердца наши. Души наши омываются ими. И хотя мы не слышим этих слов, которые Христос произнёс разбойнику, но душою чувствуем милосердие Божие, милость Божию сердцем ощущаем. Сердцем мы чувствуем, что сегодня Господь и нам, кающимся, и нам, сострадающим Его страданиям, не насмехающимся, сопереживающим и так же мучающимся сердцем, глядя Его распята вместе с Матерью Его и сострадая, говорит и нам спасительные слова. Мы сегодня сердцами своими, в душах своих слышим тихую милость Божию, тихое слово Христово: «Господи, прости им, не ведают бо, что творят» . Эти слова над всеми нами несутся, и за этими словами благодать Божия, очищающая нас от грехов, покрывает наши грешные главы, очищает нашего грешного человека, живущего по похотям его. И сегодня обетование Христово для каждого из нас Господь полагает в сердцах наших, давая тихую скорбь и растворённую каким-то особым чувством - чувством, с которым расстаться не хочется. Это незримое, неслышимое слово пронеслось в душах наших: «Ныне будеши со мною в раи».

Сегодня Господь, братья и сестры, каждого из нас, распростирая руки, призывает к себе, готовый обнявши весь мир, призвать его к вечному, нескончаемому бытию и наследию, к которому и устремимся живой, деятельной верой строя своего внутреннего, духовного человека. Не по нашим рассуждениям, но по заповедям Божиим просвещая разум свой чтением Священного Евангелия, аминь!»

«Боголюбец есть тот, кто пользуется всем естественным и безгрешным и, по силе своей, старается делать добро». И понятно для нас, что мы, грешные, живем противоестественно, иначе мы и не были бы грешными. Нам надо пользоваться всем естественным и безгрешным и стараться делать добро – этого требует Иоанн Лествичник .

А многие из нас только верят и умиляются (когда, например, читают о Страшном Суде), а на самом деле ничего не делают и не думают подражать Христу. Многие из нас не могут даже понять, что есть один путь – путь делания Христова, очищения своей души от похотей и страстей, – одинаковый для иноков и мирян. Разница здесь лишь в мере прохождения пути.

«Восходите, братие, восходите усердно, полагая восхождение в сердце своем и внимая пророку, который говорит: приидите, взыдем на гору Господню в дом Бога нашего (), Совершающего нозе наши, яко елени, и на высоких поставляющего (), чтобы нам со делаться победителями на пути Его. Также умоляю вас с Апостолом, сказавшим: «Потщимся, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познание Божие, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ()». Христос же, крестившись в тридесятое лето видимого возраста, получил тридесятую степень в духовной сей Лествице, ибо есть Бог, Ему хвала, Ему держава и Ему сила и слава, в Нем начало всех благ и есть, и было, и будет в бесконечные веки.»

Слово 3

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Святая преднесением Честнаго Креста дает нам образ страстей Христовых, вспоминая их особенно ныне, когда мы совершаем течение Св. поста, и этим указывая нам, что мы должны нести свой крест.

Сегодня же совершается память св. Алексия человека Божия, которого мы особенно чтим в нашем храме.

Но этот день нам особенно дорог еще и потому, что он есть и будет день именин Батюшки отца Алексея. Сегодня Господь дал нам встретить этот день в первый раз без него и в озарении Св. Креста. Если мы сегодня молились Господу, чтобы не бесплоден был в нас Его Св. Крест, чтобы мы, поклонившись страстям Его, вошли от силы в силу, и сделались бы сами делателями виноградника Христова, то вспомним, что среди нас был человек, который не только нес свой крест, но и бесчисленные кресты своих духовных детей также нес на себе. Он был подобен тому, о ком говорит Иоанн Лествичник , что есть слезы и печаль по Богу, а есть радость по Богу, и это – и то, и другое – иногда сочетается в одном делателе Христове.

Скорбь о своих грехах – она совершается незримо для людей – это подвиг внутренний, а для мира, для окружающих – есть радость о Боге.

Эту радость имел Батюшка, который нес наш крест, а мы постоянно забывали, да даже и не видели вовсе, что есть не только та радость, которая была в его взоре, но есть и скорбь, есть внутреннее делание пастыря, есть крест, скорби, которые он нес в течение долгих лет.

Он в этот день с нами, которые не только его вспоминаем, но и понимаем его, молимся о нем. Так вот и вспомним же его мы, недостойные, скверные, грешные его духовные дети, вспомним о том кресте, которые он нес, нес легко и радостно, так что мы и не чувствовали его тяжести, ибо в нем была печаль по Богу, а для нас он был всегда радость и ласка.

Неужели для нас, кто видел жизнь делателя, о котором говорит Иоанн Лествичник , неужели для нас в дни покаяния и преднесения Честнаго и Животворящего Креста не станет понятно, что есть еще и Батюшкин крест, который был не только его личным крестом, но слагался из бесчисленного количества наших крестов? Неужели мы, которые видели его изо дня в день, жили с ним, радовались его радостью и приносили ему свои скорби, ибо, как говорил Батюшка, пастырь должен забывать о себе и взять на себя скорби пасомых, – неужели мы в этот день, когда предстоим Кресту Господню, когда мы просим Господа, чтобы не бесплоден был для нас Его Святой Крест, – неужели мы не осознаем, что этот Крест Христов мы получали и через Батюшку? Неужели и этот Батюшкин крест будет бесплоден для нас?

Давайте помнить о том, что мы на него возлагали, и в чем он нас постоянно облегчал. Многие бы желали получить то, что мы имели, а мы действительно имели, чувствовали и получали.

Вспомним, сколько скорбей, горестей приносили мы ему, нашему Батюшке, и как радостно он это принимал и никогда нас, своих духовных детей, не отметал.

Пусть не бесплоден будет его крест для нас. Поэтому, вспоминая его, вспомним и о своих грехах, вспомним, какой крест мы приносили ему; исправимся в том, чем мы его огорчали. Еще не поздно. Мы были при его жизни как слепые. Давайте же теперь, в день памяти Батюшки, вспомним и исправим свои грехи перед ним, и тогда, Господу содействующу, не бесплоден будет тот крест, который нес в этой жизни наш Батюшка, отец Алексей. Господь с вами.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВОСЛАВНОМУ ЧЕЛОВЕКУ В ХРАМЕ БОЖИЕМ:

Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави ми правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси, уповающии на Тя, во веки возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии Имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас.
(Псалом 5:7-12)

Входить в церковь надлежит тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного. Шум, разговоры, а тем более смех, при вступлении в церковь и пребывании в ней оскорбляют святость храма Божия и величие обитающего в нем Бога.

Войдя в храм, следует остановиться близ дверей и сотворить три поклона (земных в простые дни, а в субботы, воскресения и праздники – поясные) с молитвами:

Боже, милостив буди мне, грешному. – Поклон.
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя. – Поклон.
Создавый мя, Господи, прости мя! – Поклон.

На следующих молитвословиях поклоны обычно полагаются поясные:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу…
Слава, и ныне...
Господи, помилуй! (Трижды) Благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

После этого, по обычаю поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного – внимай начавшемуся Богослужению с благоговением и страхом Божиим.

Мужчинам положено, по древнему обычаю, становиться в храме на правой стороне,

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша, и, по возможности, единовременно с другими молящимися в храме. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон – если малый, то нужно наклонить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при великом же нужно оба колена преклонить вместе и главою достигнуть земли.

Крестное знамение должно изображать на себе правильно, с благоговением, не спеша, соединив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Равночестная, а остальные два перста сложив и пригнув к ладони в ознаменование того, что Иисус Христос есть Бог и Человек, сошедший на землю нашего ради спасения. Сложенную таким образом десницу (правую руку) следует полагать сначала на чело, чтобы просветил Господь ум наш, затем на чрево, дабы укротил воюющую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освящения нашей деятельности.

Церковный Устав строго требует, чтобы мы совершали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одновременно, но и неторопливо («не борзяся»), и своевременно, то есть именно тогда, когда это указано. Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения. О неблагочинно совершающих поклоны Устав церковный произносит строгий суд (Типикон, понедельник первой седмицы Святого Великого Поста).

Пред началом всякого Богослужения нужно полагать по три поясных поклона.
Затем, при всех службах, на всяком Приидите, поклонимся, на Святый Боже, на троекратном Аллилуия и на Буди Имя Господне полагаются по три поясных поклона, только на Аллилуия среди шестопсалмия, ради глубокой тишины, по Уставу поклонов не полагается, но совершается крестное знамение.

На Сподоби, Господи как на вечерни, так и на утрени (в славословии великом, поемом или читаемом), полагаются по три поясных поклона.

На всех ектениях церковных служб внимательно вслушивайся в каждое прошение, мысленно вознося молитву к Богу и, осеняя себя крестным знамением при возглашениях: Господи, помилуй или Подай, Господи, твори поясной поклон.

При пении и чтении стихир и других молитвословий тогда только полагается поклон, когда слова молитвословий побуждают к этому; например: «припадем», «поклонимся», «помолимся».

После Честнейшую Херувим и пред Именем Господним благослови, Отче(или Владыко) всегда полагается глубокий поясной поклон.

При чтении акафистов на каждом кондаке или икосе полагается поясной поклон; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются земные или поясные поклоны (по дню): такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.

Помянник читается с поклонами после каждой статии (причем в некоторых монастырях поклоны полагаются земные или поясные, по дню, в иных же всегда поясные).

По Достойно на повечерни и утрени, также и во время пения Честнейшую на 9-й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, благословимполагается поясной поклон.

Пред и по прочтении Евангелия (на Слава Тебе, Господи) всегда полагается один поясной поклон; на полиелее после каждого величания – по одному поясному поклону.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов: Силою Честнаго и Животворящего Креста, при начале чтения Апостола, Евангелия и парамий положено осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: Мир всем или возглашает Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь)Бога и Отца, и причастие (общение) Святого Духа буди со всеми вами и лик (хор), отвечая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, следует делать поясной поклон, без крестного знамения.

Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся, а также при отпусте, если он совершается без Креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся, то поклон следует творить с крестным знамением. Неблагочестивым самочинием является то, когда миряне при общем благословении священнослужителя складывают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При возглашении Главы ваша Господеви приклоните следует наклонять главу и стоять до окончания молитвы, произносимой священником: в это время священник молится Богу о всех, преклонивших свои главы.

Когда в церкви осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны креститься, преклоняя главу. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться. Лишь в Светлую седмицу Святой Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке, то все крестятся и, отвечая на его приветствие Христос воскресе, говорят: Воистину воскресе.

Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим.

При прикладывании (лобызании) ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, полагать два поклона пред целованием и один после целования святыни; поклоны творить по дню – земные или глубокие поясные, досязая рукой до земли.

Прикладываясь к иконам Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик.

В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Нерукотворного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя – в косу власов.
На иконе может быть изображено несколько священных лиц, но целовать икону полагается один раз, дабы при стечении молящихся не задерживать других и тем не нарушать благочиния в храме.

От Святой Пасхи до праздника Святой Троицы, от праздника Рождества Христова до праздника Крещения Господня (Святки), вообще во все Господни великие праздники поклоны земные при храмовых Богослужениях отменяются.

. Кому достанется приз читательских симпатий – определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы

«Поклонюся ко храму святому Твоему, и исповемся имени Твоему о милости Твоей и истине Твоей»

Каждый храм – это дом Божий на земле. И маленькая деревенская церквушка с хором старушечьих голосов, и величественная Лавра с многочисленными церквами и множеством паломников и туристов – место особого присутствия Господа. Вспоминаются слова из одной статьи. Там говорится, что не Богу нужны рукотворные здания для поклонения, а нам, чтобы проявить любовь к Нему. Он не нуждается в наших молитвах, но нам необходимо иметь место, куда можно принести свои горести и радости и в разговоре с Богом показать, что мы к Нему стремимся душой.

Когда мы любим кого – то, то только о нем и говорим, и спешим туда, где можно встретить дорогого нам человека. А хоть и вездесущ и бесконечен, но в церкви Он особо близок к нам, грешным. Мы идем в храм не потому, что любим Господа, нам нужно этому еще научиться. Мы будем постигать эту совершенную науку Любви всю свою жизнь, и каждый достигнет в свою меру. Благодать преображаться и становиться лучшими, сила трудиться над собой дается за смирение, а не за труды. Но вначале, когда мы еще духовные младенцы, мы должны хотя бы сделать шаг навстречу Творцу, чтобы Он, увидев наше желание, Сам взял за руку и повел дальше.

Каждый, кто пришел к вере в сознательном возрасте, заметит, что все события, которые приближали нас к Богу и которые мы называли случайностями или совпадениями, на самом деле были маленькими камешками, созидающими крепость веры в нашей душе.

Я живу на западной Украине, в г. Тернополь. Уже позже я узнала, что наш город – один из первых в Украине по количеству « культовых сооружений», а истинный храм Божий (православная церковь Московского патриархата) в нем один.

Сначала я по незнанию ходила недолго в раскольнический «Киевский патриархат», потом – к греко – католикам (их церковь в 5 – ти минутах ходьбы от дома). Вообще, Тернополь, хоть и является областным центром, небольшой, до 300 тыс. населения, компактный и зеленый. А каждый микрорайон окружен со всех 4 сторон храмами разных конфессий.

Когда я только начинала ходить в свой храм, то часто слышала от людей фразы типа: «У меня церковь во дворе дома, а я еду именно сюда, через весь город». Меня это удивляло, ведь для меня это была просто одна из самых близких к дому церквей. И энтузиазма ездить через весь город я не разделяла.

По странной случайности наш кафедральный собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии расположен через дорогу от римо – католического костела, настоящего, с органом. Два полюса, две дороги и два противоположных мировоззрения, истина и ложь как будто смотрят друг на друга. Как бы там ни было, при сложной религиозной ситуации в регионе и прочно закрепленном за нашим храмом

названии « москальськая церковь», многие называют нашу церковь не иначе как « та красивая, с золотыми куполами».

В храм я хожу уже более 7 лет. Никаких особых поисков смысла жизни у меня не наблюдалось. Но откуда – то я знала, что Бог есть. Моя мама начала молиться, когда я часто болела в переходном возрасте. Но в то же время она говорила, что это неправильно – ходить в церковь « по расписанию»(по воскресеньям имелось ввиду). Она считала, что туда нужно идти, когда «душа просит». И вот когда я уже ходила вместе с мамой в нашу церковь и заявила о такой точке зрения батюшке на исповеди, он сумел меня убедить в том, что воскресные богослужения – это наш долг Богу. Мы и в школу, и на работу не каждый день хотим идти, но это наша обязанность. Так же и здесь. Еще он сказал, чтобы на мне обязательно всегда был крестик.

Я послушалась. С этого времени исправно посещала церковь в воскресенье. Многого не понимала, но мне нравилось там. В то время у меня были молитвы типа « чтоб удался мой день рождения» и т. п. Позже, когда открылась библиотека и мама начала приносить духовные книги, мне открылся новый интересный мир. Конечно, очень долгое время церковь была сама по себе, в праздники и в воскресенье, а моя молодая студенческая жизнь с дискотеками, короткими юбками и дружба с парнями – сама по себе. Все изменилось после массы прочитанных книг и нескольких паломнических поездок. Я поняла, что нужно меняться внутренне.

Так что свой сознательный возраст в церкви я могу ограничить 3 –мя годами, не больше.

Раньше, больше 15 лет назад, наш красивый старинный храм был в самом центре города. Но в начале 90 –х его насильно отобрал « Киевский патриархат». Службы долгое время проходили во дворе бывшей нашей церкви в малюсеньком доме священника. В то время на Тернопольскую и Кременецкую кафедру был назначен молодой епископ Сергий. На его плечи и упали первые гонения и испытания. Храм взламывали, священников избивали, иконы били. И сам Владыка подвергался нападениям и вынужден был жить, скрываясь у одной благочестивой прихожанки. Я знаю об этих событиях по рассказам очевидцев, т. к в то время еще не ходила в церковь. Но спустя 15 лет какой радостью наполняются сердца всех нас, прихожан, а особенно тех, кто пережил страшное время гонения, когда мы молимся в нашем красивейшем храме.

Здесь только чудо и бесконечная милость Божия: в маленькой каморке отбивались от нападков «патриотов – националистов» 15 – 20 человек, а сейчас большой храм и даже весь двор не вмещает всех молящихся. Бог даже из человеческого несчастья может сделать благо: если бы не построился новый храм, то нам всем было бы очень тесно в бывшем.

« Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине »

Тогда, в начале 90-х, у Владыки, клира и малочисленной паствы, не было ничего, кроме упования на помощь Господа и Пресвятой Богородицы. Был участок под строительство нового храма и крепкая вера, что не оставит Бог надеющихся на Него.

Сначала построилось епархиальное управление с храмом на втором этаже в честь новомучеников и исповедников Русских. Храм занимал 2 небольшие комнаты, клирос был прямо у людей над головами. Наверное, такой горячей и благодарной молитвы, как тогда, у прихожан потом не было. Их было мало и беда сблизила незнакомых людей.

Потом появился нижний храм в здании собора в честь свв. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.В то время я и пришла в церковь. Помню большие красивые иконы, торжественное благоговейное служение Владыки и песчаный пол под ногами. С потолка капала вода, а мне казалось, что здесь происходит что – то важное и я не должна обращать внимание на неудобства. Иногда все становились на колени. Была весна, наверное, Великий Пост

Особенностью нашего храма является то, что мы имеем счастье постоянно, практически каждый день, видеть нашего дорогого владыку Сергия. В субботу он служит Всенощную, а в воскресенье – позднюю Литургию. Кроме того, в будни, если он не на приходе и не в отъезде, то присутствует на Литургии, не служа, в алтаре. После богослужения выходит, благословляет присутствующих и уходит в свой кабинет. Каждый день десятки людей приходят за архипастырским советом и вразумлением. Очереди как таковой нет, Владыка сам вызывает из многих того, кому наиболее нужна помощь и поддержка. Но никогда не уходит, пока не примет всех.

Владыка Сергий был насельником Свято – Успенской Почаевской Лавры, потом несколько лет служил в Смоленске. Сейчас к нам на престольный праздник свв. мучениц каждый год обязательно приезжает автобус смолян. Паломники немного побаиваются нашего западного региона, зная, что здесь не любят русских. Но когда их удается разговорить, признаются, как ждут они визита к нам и встречи с Владыкой, как они хотели бы, чтоб их правящии архиереи были так же близки к людям.

Мы очень любим нашего Владыку и боимся, что его могут перевести на другую кафедру.Но, думаю, церковное руководство понимает, как он нужен здесь, а нашем неспокойном регионе. Его твердость в отстаивании единства церкви, его стояние в истине Православия, молитвы укрепляют людей и защищают нас от всего злого.

Очень поразил меня один эпизод. В 1993 году моя мама хотела освятить пасхальный кулич. Но пришла в церковь поздно. В сам праздник, после службы. В храме не было никого, кроме послушника. Все отдыхали после Светлого Пасхального ночного богослужения. И тот человек, видя двух женщин (мама была с соседкой), которые не знали, когда освящают куличи, сжалился над ними, позвонил Владыке домой и получил благословение привезти их к нему домой, где и освятил куличи им двоим, не желая никого оставить без светлой пасхальной радости. Они тогда даже не знали, как благословение взять. Владыка подарил им открытки, подписал и сказал отвезти обратно в город.

Вот такое проявление любви к заблудшим, ничего не смыслящим. Но и после этого не сразу мама пришла в церковь. Но удивлялась долго.

Помню, когда освящали купола, Владыка сам поднимался в корзинке подъемного крана на высоту полета птиц и оттуда окроплял святой водой кресты. Радость тогда была необычайная на душе.

«Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте»

Сейчас я, Божией милостью, уже больше двух лет пою в церковном хоре. Раньше был только архиерейский хор, потом появился детский – юные школьницы только постигали премудрости церковного пения, но прихожанам казались ангельскими их тоненькие голоски. Теперь сестрички – хористки подросли, и в хоре есть и студентки, и такие, как я, 25 – летние девушки, но хор по – прежнему называют детским. Иногда это немножко смешно звучит. А в прошлом году стараниями диакона Иоанна (в данный момент уже иерея) и его матушки, был создан третий хор – братский – из прихожан мужчин. Мне лично очень нравится мужское пение, особенно монашеское. Братия только учатся, но очень много занимаются, поэтому идут вперед семимильными шагами. Их пение очень торжественно и проникновенно. Одно время мы на 2 хора пели воскресную Литургию. Пока братский хор на вынужденных каникулах, т. к. батюшку отправили на приход и хор остался без регента. Но среди парней есть люди с музыкальным образованием и пока они нарабатывают материал, а в службах не участвуют. А хор, в котором пою я, тоже остался без регента в прошлом году – в связи с радостным событием – замужеством и рождением ребенка у нашей дорогой Наташи. Но так как мы поем уже дольше, то обязанности регента поочередно выполняют 3 девушки. Одна – наша гордость, прекрасный голос и канонарх Ирина – в хоре с 10 лет. Знает устав и гласы и, даже не имея специального музыкального образования, прекрасно нами руководит. Это талант от Бога. Вторая – Мария – студентка музыкального училища; в какой – то мере исповедница, потому что терпит притеснения и несправедливое к себе отношение от некоторых преподавателей только за то, что отказывается по воскресеньям ходить петь в католический кафедральный собор. А третья – Светлана – просто имеет слух и давно поет в хоре. Но мы с нетерпением ждем выхода из декрета нашей Наталии. Внизу люди сразу чувствуют ее появление. Мы становимся как солдаты, увидевшие своего генерала, и поем лучше.

« Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой»

Еще одной нашей огромной радостью можно назвать ночные Литургии, которые Владыка благословил служить в Великий Пост в ночь на субботу. Уже второй год прихожане собирались ночью к 3 часам в храм. В прошлом году всегда служил Владыка, в этом он, видимо, убедившись, что нас больше не надо « привлекать», присутствовал не всегда. Да и был не очень здоров.

Это поразительное зрелище и ощущение: молитва среди спящего города. Служили, не зажигая света, только при свечах, как в монастыре. Тишина способствовала вниманию и благоговейности. Храм всегда был полон, все старались приобщиться этому маленькому подвигу веры и любви, потрудиться для Господа. Всегда было много причастников. Характерно, что если в прошлом году приходилось просыпаться среди ночи, прямо вытаскивая себя за волосы, то в этом, слава Богу, сон легко убегал от нескольких звуков будильника. В этом, наверное, подтверждение тому, что если мы ленимся, то виноваты сами, так как не выработали хороших привычек. А если приучить себя к чему – то полезному, хоть и трудному, то потом будет значительно легче себя побеждать.

На каждой ночной Литургии были родители с маленькими детками. Я поражалась мужеству родителей и твердости их намерения воспитать достойных граждан Царствия Небесного, а также тому, что они не жалеют деток, а учат их служить Богу с самого раннего возраста.

При церкви есть воскресная школа как для детей, так и для взрослых.

Здорово и душеспасительно открывать на занятиях каждый раз что – то новое в знакомых вещах и словах, в толковании непонятного в Евангелии, в дискуссиях и обсуждении разных житейских ситуаций в свете Православия.

Каждое лето дети отдыхают в летнем лагере. На природе, резвясь и отдыхая от школы они одновременно не оставляют и молитву, так как с ними занимается послушник Георгий. А те из родителей, кто свободен в это время, тоже едут с ними, помогают обустраивать быт и сами становятся на время детьми, подчиняясь порядку лагеря.

Еще детки учатся делать нехитрые сувениры своими руками к праздникам.

В храме есть несколько многодетных семей. Как это ни странно, но именно мамы, имеющие 3, 4 детей самые активные в приходской жизни. Они не только успевают помогать на церковном огороде, но и каждый год устраивают для своих чад рождественскую елку, придумывают все новые сценарии и костюмы. Ими восхищаемся мы, незамужние девушки, которым вечно не хватает времени, и мы считаем себя загруженными работой или учебой и имея одно послушание в хоре.

Особенно хочется рассказать об одной женщине – Надежде, которая вырастила семерых детей. Две дочери стали женами священников, две поют в хоре, а сын учится в Почаевской семинарии. Трудная жизнь и работа раньше времени состарили ее, но, думаю, в будущем веке, в блаженной вечности, она будет одной из красивейших. Всю жизнь она посвятила служению другим и воспитанию своих детей. У нее не было времени на отдых и на себя. И даже сейчас, когда у детей свои семьи, и осталось выучить двух дочерей, она не жалеет себя ни для какой работы. Я была поражена одним ярким примером этого буквально недавно. В один из светлых пасхальных дней в храме было соборное богослужение, съехались священники со всей епархии, до 30 человек. Естественно, б ыла и праздничная трапеза. После нее женщины собрались на кухне, чтобы помочь убрать тем, кто там работает. Старшая кухни усадила всех за стол, чтобы вместе покушали, а потом убрали. Для всех это приятный момент, угощения готовились очень вкусные. А Надежда уже начала мыть посуду. Она, конечно, слышала, что все должны сесть за стол. Никто не обратил внимания, что ее нет с нами. И пока мы беззаботно наслаждались прекрасной трапезой и не спешили приступать к работе, Надежда перемыла всю посуду, то есть выполнила львиную долю этой самой работы. Эта женщина не считает, что она устала и заслужила отдых, а просто трудится во славу Божию. Мой друг, услышав, что меня удивляет, резонно заметил, что она трудится не ради себя, а ради своих детей, чтобы Бог им помог.

На праздники к нам приезжают семинаристы из Почаева, и поют на богослужении.

Мне особенно запомнился праздник святых мучениц в 2003 году. Тогда была первая Литургия в верхнем, просторном, с высоким потолком и аркообразными окнами, храме. Иконостас был простой, из фанеры, наверное, иконы не новые, золоченые, в богатых киотах, а писанные, в обыкновенных деревянных рамках. Пол был бетонный. Ночью мы с мамой, как и многие другие прихожане, несли из дома ковер, чтобы покрыть пол. Меня тогда обрадовало, что наш ковер попал прям под ноги Владыке, по центру, под его кафедру. До сих пор следы воска на нем напоминают мне ту первую Литургию 30 сентября 2003 года. Я только вернулась из паломнической поездки по России. Не зная ничего о батюшке Серафиме, я попала прямо на 100- летие его прославления в лике святых. Очень хочется рассказать о поездке, но тема другая. Одно я знаю точно – именно в те радостные дни паломничества я узнала, что такое благодать, может быть, впервые. В то утро 1 августа, Святейший Патриарх служил на улице, в построенном летнем алтаре. Богослужение транслировалось еще и на большом экране, так как множество народа не могло следить за ним вблизи. На территории места не оказалось, я стояла прямо посреди сада справа от Троицкого собора, под ногами были кусты с ягодами, сбоку – ветки плодовых деревьев. Я не все слышала, но такого трепета и умиления, как тогда, я не забуду. Когда вся многотысячная толпа богомольцев запела « Верую», у меня ком стал в горле, слезы покатились по щекам и петь я не могла. Точно так в своем нововозведенном храме, при намного скромнейшей обстановке, чем на торжествах в Дивеево, меня переполняло необъяснимо радостное и светлое чувство. « Верую» я, конечно же, не пела.

Раньше, возможно, я обращала внимание на внешнее благолепие. В воскресенье, пока не пела в хоре, ходила на позднюю Литургию, которую служит Владыка чинно, торжественно, благоговейно. А хор, в котором я пою сейчас, поет раннюю. Сначала было трудно подниматься в 6 утра, потом привыкла. И стала понимать, что богослужение – это не театр, и не надо быть падким на видимую красоту. И на соборной Литургии, и когда служит один священник, Бог не меняется. Он невидимо присутствует в церкви. Мы идем в храм к Нему, а не к Владыке или любимому священнику.

Работа мне позволяет быть на Литургии в будни. В это время поют двое певчих – Алла и Лариса. Молодые и богобоязненные, они хотели идти в монастырь, но в то время как раз организовывался наш приход и Владыка их пригласил на это нелегкое послушание. Казалось бы, не так тяжел их труд. Любят Бога, нравится петь, пой себе в удовольствие. Деньги небольшие платят, еда и кров над головой есть. Но так думаешь, пока не попросят они заменить их на несколько дней, когда нужно подлечиться, или к родителям поехать. Ведь 5 – 6 часов на ногах каждый день – не каждому под силу. А между богослужениями похороны, венчания и др. требы. За пару дней уже и в храм не тянет. А они так живут круглый год. А сами маленькие, хрупкие, болеют часто, да и голос садится. Они всегда рады, когда кто – то в будни приходит к ним петь. Пение на два голоса не так звучит, как в три или четыре. А при хорошем составе можно и песнопения покрасивее выбирать. Как они терпимо и любовью, без раздражения выдерживают ошибки новеньких, которые только учатся петь, и кандидатов – чтецов (это те парни, которые проходят у нас годовой испытательный срок перед экзаменами в семинарию), которые осваивают церковно – славянский язык.

Очень радует, что богослужения у нас не сокращенные. Всенощная в субботу и под праздники заканчивается к 21 – 22 часам. И Владыка всегда каждого (!) благословит. Пока благословение получишь, пока домой дойдешь. Мне повезло – 10 минут и дома, а кто подальше, да с детьми, то это уже подвиг так подвиг. Когда людей было совсем мало, в самом начале, кто – то предлагал не служить все полностью, что – то пропустить. Но Владыка сказал: «Пусть в храме будет 2 человека, пусть даже ни одного, но сокращать не благословляю». И люди все равно шли, и их становится все больше и больше. Если кто и ропщет, то это те, кто вынужден отстоять Литургию, чтобы быть на панихиде по знакомым или родственникам.

Ходатайством владыки Сергия к нам привозят чудотворные иконы. Уже 2 или 3 раза нас навещала хранительница иконы Державинская (Лик Спасителя весь залит кровью) и мироточивых икон Пречистой Девы и святителя Николая с этим всемирным чудом и одновременно сокровищем. Когда я в очереди, чтобы приложиться к чудотворным иконам отстояла совершенно легко, не замечая течения времени, 7 (!) часов, то поняла, что здесь присутствовала Божественная сила и помощь. Долгое время 3 – 4 – часовые богослужения давались мне очень трудно. Я все время думала о ногах и спине. Тогда я ясно прочувствовала, Кто мне дал эти силы…

Каждый год на престольный праздник из Почаева прибывает чудотворный список древней Почаевской иконы Божией Матери (оригинал находится над Царскими Вратами Успенского собора и никогда не покидает своего места. Паломники могут приложиться к нему каждый день перед ранней Литургией, когда икону опускают для поклонения). В прошлом году посещала нас и Державная икона Пресвятой Богородицы, которая сейчас находится в Киево – Печерской Лавре.

В такие дни прихожане стараются остаться в храме на ночь, помолиться, побыть возле великих святынь, приобщиться благодати. Как это везде бывает, есть активисты, состав которых в такие ночи почти не меняется. Как правило, это женщины среднего возраста. Поражаюсь их силе воли и усердию. Когда молодежь уже мирно спит на коврике на клиросе, они еще читают акафисты. Проводят целые ночи в молитве, не щадя себя, не думая о заботах и трудах наступающего дня.

В храме мы – как в школе. Надо здесь научиться любить, прощать, снисходить к другим. Но если школа дает только знания, а от нас требуется и труд, и терпение, то Церковь Божия – сама источник благодатной живительной силы. Мы не только узнаем новое о праздниках, святых, исполняем свой долг по отношению к Богу (в том, что касается почитания воскресных дней и праздников), но и получаем крепость и помощь в исполнении своих повседневных дел, но главное – в деле всей нашей жизни – в деле спасения бессмертной души.

Не всегда хочется идти к богослужению, и нечасто молитва бывает горячей и искренней, и не раз по нашим грехам Господь не дает почувствовать благодать в храме Своем. Но все равно для меня это единственное место в городе, которое дорого, которое боишься потерять. Напряжённая ситуация была перед выборами президента Украины. Мы знали, что один из кандидатов поддерживает отлученного от церкви « патриарха Филарета» и ратует за объединение церквей в Украине. При частых случаях захватов канонических православных храмов на западе страны и нарушениях прав верующих Московского патриархата, мы ожидали новой волны беззаконий. Владыка благословил держать пост, проводить крестные ходы и дежурить в храме тем, у кого есть время. Тогда прихожане старались постоянно читать в храме акафисты, служились молебны… В душе была одна молитва: « Господи, Матерь Божия, не оставьте нас сиротами без матери – Церкви». Мы готовы были защищать свою святыню, но знали, что должны смириться под крепкую руку Божию. Владыка в те дни нас очень укреплял и поддерживал. Слава Богу, мы пережили это испытание. Но я не забыла фразу, сказанную когда – то нашим священником, о том, чтоб мы дорожили этими минутами общения с Богом, чтобы читали духовную литературу, которой сейчас много, в т. ч. и в нашей церковной библиотеке, пока есть время, потому что такое благоденствие не может продлиться долго.

У многих людей есть любимый храм. А для меня мой храм – единственный. Я его не искала, не сравнивала с другими. По слову Господа: « Не Вы Меня избрали, а Я вас избрал». Бог просто привел меня сюда, на этот «корабль спасения », чтоб защитить и сохранить от бушующих волн житейского моря. Это наибольшая милость Божия в моей жизни, огромное чудо! Потому что много лет я ходила мимо строящейся церкви по дороге домой, и меня не интересовало,что происходит за ее стенами.

Вера – это не только бесценный дар любящего Бога нам, ничем его не заслужившим. Это еще и подвиг. Подвиг отсечения своей воли, подчинения своей жизни духовным законам, которые не всегда легко исполнить. Но я надеюсь, что благодатью Божией я когда – нибудь смогу искренне, от всего сердца сказать : « Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея» .

Священник Олег Моленко

Богомыслие на воскресную песнь: «Воскресение Христово видевше»

Вот текст этой чудной песни, который я разобью на пункты соответственно тому, как они будут толковаться мной:

Воскресение Христово видевше

единому безгрешному

Ты бо еси Бог наш

разве Тебе иного не знаем

имя Твое именуем

Приидите вси вернии

всегда благословяще Господа

поем воскресение Его

распятие бо претерпев

смертию смерть разруши.

Воскресение Христово видевше

Произнося или читая эту строку, мы осознаем то, что никто из нас не был свидетелем того величайшего и спасительнейшого события в истории человечества, когда Господь наш Иисус Христос, умерший на кресте и погребенный в каменной пещере, воскрес силой Своего Божества. Мы узнаем об этом событии из чтения Евангелия, а принимаем верой. Почему же мы в отношении этого воскресения поем «видевше», а не «слышавше» или «веровавше»? Какое воскресение Христово мы лично могли видеть? Ведь не случайно Церковь употребила в этой песни именно слово «видевше».

Речь здесь идет о том воскресении, которое каждый из нас может видеть в себе самом, во внутреннем своем человеке! Воскресение это проявляется у нас двояко. С одной стороны - как избавление от власти сатаны и его бесов, от силы пленявшего нас и умерщвлявшего до того греха. Ведь в купели крещения мы умерли для греха и отреклись от сатаны и всего того, что связано с ним. С другой стороны - как ощущение качественно новой, неизведанной ранее и истинной жизни, жизни с Богом, жизни Его благодатью! Ведь для этого мы восстаем (совоскресаем) со Христом в купели крещения, чтобы отселе жить только с Ним и ради Него! Это наше воскресение, вместе с тем, есть и наше рождение свыше, от Бога. Таким образом, выходя из купели, мы становимся детьми Божьими и по человеческой природе малыми христами. Однако это наше воскресение, которое мы в себе видим и чувствуем, доставлено нам заслугами нашего Спасителя Иисуса Христа, которые видимо, ярче всего и полнее проявились в Его воскресении из мертвых.

Поклонимся Святому Господу Иисусу

Видя в себе эти дивные изменения, которые мы наблюдаем в своем воскресении для жизни с Богом, мы преисполняемся благими помышлениями и чувствами к нашему Воскресителю, Спасителю и Благодетелю Иисусу Христу, которые и выражаем своим поклонением Ему, как Господу Богу, поклонением в духе и истине. Но в этом поклонении мы не только воздаем Ему достодолжную честь и благодарение за избавление от смерти, но и исповедуем ни с чем не сравнимую Святость Его, от которой берет начало и силу всякая прочая святость в Церкви и людях Божьих.

единому безгрешному

Неизреченная Святость Святого и недостижимого для нас Бога через достижимого верой Христа переходит по Его неизмеримым заслугам посредством Духа Святого и на каждого верного, благоговеющего пред Святостью Его. Получая даром эту святость, наблюдая и ощущая ее в себе, мы изумляемся ее действиям, и прежде всего вкушению жизни и наслаждению сердечным миром. Святость делает нас светлыми, чистыми и светящимися! Ведь Бог есть Свет! И в этом Свете, который в нас проявляется как наш духовный свет, мы ясно зрим всю нашу недостаточность, немощь и несовершенство. Более того, мы зрим непонятное нам сочетание в нас святости и греха. Увы, грех все еще остается в нас, но уже как ненавидимая и нежелательная грязь, болезнь и немощь. Чем больше мы освящаемся, тем больше и яснее зрим в себе и грех, который всячески цепляется за нас и ожесточенно сопротивляется постепенно побеждающей его святости. И в этой борьбе мы опять и опять взираем на нашего Первенца и безгрешного победителя нашего греха Господа Иисуса Христа. Вот почему на этом контрасте мы и исповедуем от всего нашего сердца, что Он и в Своей человеческой природе единственный безгрешный! Безгрешный не как несоделавший грех или боровшийся с ним в Себе и победивший, а как нисколько непричастный ему! Абсолютно безгрешный во всех частях и проявлениях человеческого естества! И для нас, находящих в себе другое, это является чудом и вместе стимулом к борьбе с остатками живущего в нас греха. Так в словах «единому безгрешному» мы и исповедуем Его уникальную безгрешность, и нашу ненависть к греху, и нашу ревность бороться с ним до полного от него избавления, чтобы по благодати уподобиться нашему Первенцу и Образцу Иисусу Христу!

Кресту Твоему поклоняемся, Христе

Возненавидев грех и решившись бороться с ним,ы мы нуждаемся в опоре для этой борьбы и помощи для победы. И здесь мы, обращая свой взор к Победителю греха, видим, что совершил Он эту победу Своим Крестом и на Своем Кресте. Нам открывается Крест Христов как великое освященное Богом оружие на диавола, его бесов и грех во всех его проявлениях. Вместе с этим Крест Христов открывается нам как Великий Божий Жертвенник, на котором нашего ради спасения изволил пострадать и умереть воплотившийся Сын Божий. За всех нас, людей, и за каждого из нас в отдельности Бог Отец принес в Жертву Своего Единственного Сына и Сам принял эту Жертву, примирившись Ею с людьми! С осознанием этого открытого нам Богом Таинства Креста мы и покланяемся ему как Кресту Христову!

и святое воскресение Твое поем и славим

Но Жертва, принесенная на Кресте Христом, не была уничтожением Христа, и Смерть Его не была потерей Его! Он вернулся к нам Своим Божественным воскресением! Радость этого возвращения и паче всякой нашей надежды обретения Христа мы и выражаем своим пением и славословием Его радостного для нас воскресения. Ура! Мы спасены, искуплены, но мы не одни! Христос вернулся к нам воскресением Своим! И поэтому это Его воскресение для нас великая Святыня! Оно для нас святоевоскресение! И мы с радостью поем его и славим каждый седьмой день каждой недели! Это день нашего праздника, отдыха от трудов, покоя от борений. Это для нас самый радостный день!

Ты бо еси Бог наш

Прославляя Христово воскресение и радуясь как дети Его к нам возвращению, мы делаем это для себя. Но справедливо радуясь и торжествуя Его славную победу над смертью и грехом, мы не можем удовлетвориться одной этой радостью. Нам хочется устремиться к Источнику и Виновнику этой ни с чем не сравнимой радости, к воскресшему Христу! Обращаясь к Нему, мы дивимся явленному нам величайшему чуду Его воскресения, разумея, что Он Сам Своим Божеством воскресил Свое человечество! При этом мы осознаем, что сделал Он это для нас и что Он теперь навсегда наш! Поэтому мы и исповедуем Его нашим Богом!

разве Тебе иного не знаем

В радости этого осознания и исповедывания мы не знаем, чем нам воздать Ему за все то, что Он сделал для нас. Его дары столь велики, столь чудесны, столь неизреченны, что мы недоумеваем в выборе выражения объявших нас чувств. Здесь мы находим в себе лишь одно, что мы можем исповедать Ему в знак великой благодарности за все Его к нам милости и благодеяния - это верность и преданность Ему навсегда! Вот почему мы неустанно возносим песнь «Разве Тебе иного Бога, Царя и Владыку не знаем и знать не хотим»!

имя Твое именуем

Но и исповедания верности нам недостаточно, ибо мы хотим выразить не только чувство благодарности, но и любви к воскресшему Христу. Для выражения своей к Нему любви мы не находим ничего лучше, чем неустанно повторять имя Любимого: «Иисусе Христе... Иисусе Христе... Иисусе Христе».

Приидите вси вернии

Поклонимся святому Христову воскресению

Призывая всех верных порадоваться с нами обретенному в Его воскресении Христу Богу нашему, мы опять желаем выразить свои чувства нашим общим поклонением святому воскресению Христову, к чему и призываем всех верных.

Но это повторяемое и наполненное наше поклонение дополнено у нас новым осознанием! Святой наш Бог Христос вернулся к нам в нашей человеческой природе в еще лучшем и совершеннейшем ее качестве - воскресшим! Но это Его воскресение было не тем простым возвращением ушедшей из тела жизни, как это было, например, с Его другом Лазарем. Воскресение Христа довело человеческую природу до высшего возможного для нее совершенства! Это совершенство достигло того неизреченного состояния, что воскресший Христос вернулся в воскресшей Своей плоти на Небо и сел по правую руку Отца Своего Небесного! О, чудо неизглаголанное! О, слава изумительная! Вот куда мы вознесены воскресшим Христом!

се бо прииде Крестом радость всему миру

С этой небесной высоты мы вновь спускаемся на землю, взираем на весь сотворенный Богом мир и исповедуем основу радости, принесенной воскресением Христовым всему миру - Крест Христов! О, диво дивное! О, тайна великая! Орудие смерти и печали стало орудием жизни и радости!

всегда благословяще Господа

От осознания и переживания всего этого, что нам еще делать, как не всегда благословлять нашего Господа Иисуса Христа!

поем воскресение Его

И петь Его славное и нужнейшее нам воскресение, которым Он отнял нас у смерти и ада, открыл нам Царство Небесное и даровал наше воскресение, делающее нас способными для вечной и блаженной жизни с Ним и Пресвятой Троицей!

распятие бо претерпев

Ибо ради этого Он вечноблаженный смирился ради нас до того, что претерпел смерть через позорное у людей распятие, ставшее высшею славою Его домостроительства!

смертию смерть разруши.

Но и это вкушение смерти Он принял добровольно и только ради нас, ради окончательного и полного разрушения нашего главного врага - смерти!

Избавление от смерти и дарование вечной жизни с Богом - вот величайшее дело Христа и величайший Его для нас дар!