Возмещение коммунальных платежей. Возмещение коммунальных платежей Как закупить коммунальные услуги у единственного поставщика

Алгоритм действий при заключении договора (или контракта?) на закупку коммунальных услуг (теплоснабжение, вода, канализация) у сторонней организации сог-но ФЗ44? Включаются ли такие договора в план-график? Уместна ли в этом случае ч.1,п.1, Ст93?

  • Вопрос: №451 от: 2014-02-24.

Алгоритм действий при заключении контракта сводится к следующему:

1) Вносится в план - график информация о планируемом заключении контракта с учетом рекомендаций Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н.

По смыслу п. 6 Приказа Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. N 544/18н, можно трактовать фразу "не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки" как менее 10 дней, т.е. на следующей, к примеру, день после внесения изменений в план график, так и не ранее 10 дней, т.е. 10 и более дней до даты опубликования извещения.

Мое мнение, что в данном пункте содержится логическая ошибка в виде взаимоисключающих понятий, поэтому на усмотрение заказчика по срокам опубликования закупки.

2) Согласно ч. 4 Закона 44-ФЗ необходимо подготовить . Мое мнение, что необходимо использовать тарифный метод на основании тарифов поставщика с которым будет заключаться контракт. При отказе поставщика представить тарифы необходимо напрямую заключать контракт, однако в контракте все равно будут указаны расценки. При проверке контролирующих органов сослаться на указанные в контракте расценки, т.к., по существу, это и будут тарифы.

3) Выбрать необходимые пункты для заключения контракта в рамках ст. 93 Закона 44-ФЗ. Например:

1. осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

8. оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

29. заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

4) В силу ч. 2 ст. 93 Закона 44-ФЗ разместить на сайте извещение об осуществлении закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).

Исключение составляет п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, при заключении контракта отсутствует необходимость размещать на сайте извещение об осуществлении такой закупки.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение МУП от 18.09.2017 по вопросу о распространении действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на заключение договоров муниципальными унитарными предприятиями на оказание коммунальных услуг, по вопросу о возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на организацию расчетов за жилищно-коммунальные услуги, а также о порядке возмещения затрат на оказание коммунальных услуг, сообщает следующее.


Согласно части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
3) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями.

Аналогичные положения установлены пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Таким образом, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе и пунктом 5 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Частью 2 статьи 1 Закона о контрактной системе установлен закрытый перечень отношений, к которым Закон о контрактной системе не применяется, при этом оказание коммунальных услуг к таким отношениям не относится.

Таким образом, заказчиками при осуществлении закупок товаров, работ, услуг подлежит применению Закон о контрактной системе, за исключением случаев, прямо установленных данным законом.

На основании изложенного при заключении договора на оказание коммунальных услуг заказчики обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.

Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться при заключении контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Таким образом, Законом о контрактной системе установлены случаи, в которых заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на оказание коммунальных услуг.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Таким образом, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышать сто тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем по вопросу о применении положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 целесообразно обратиться в ФАС России.

В Школе электронных торгов состоялся вебинар на тему «Экспертиза по 44-ФЗ». Эксперт по тендерам Олег Бируля рассказал про порядок проведения экспертизы, в каких случаях обязательно привлекаются эксперты, и как работает экспертная комиссия.

Экспертиза по 44-ФЗ, эксперты и экспертная комиссия: разбираемся в сути, определяем понятия

В Школе электронных торгов состоялся вебинар на тему « Экспертиза по 44-ФЗ». Эксперт по тендерам Олег Бируля рассказал про порядок проведения экспертизы, в каких случаях обязательно привлекаются эксперты, и как работает экспертная комиссия. Разберемся в основных понятиях:

Экспертиза по 44-ФЗ

В первую очередь важно знать, что Заказчик обязан провести экспертизу для проверки результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

После выполнения государственного контракта у заказчика есть не право, а обязанность провести экспертизу (все исключения из этого правила прямо поименованы в ч.4 ст.94 44-ФЗ). Экспертиза может проводиться своими силами, и тогда необходимо создание экспертной комиссии. Либо к ее проведению могут привлекаться эксперты или экспертные организации на основании заключенных контрактов (ст.94, часть 3).

Для проведения внутренней экспертизы, по решению заказчика, может создаваться приемочная комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек (ст.94, часть 6).

Если создается и работает приемочная комиссия, то документ о приемке в обязательном порядке подписывается всеми членами такой комиссии.

Если приемочная комиссия провела внутреннюю экспертизу и решила, что товар, выполненная работа или услуга не соответствует требованиям контракта, тогда приемочная комиссия направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке, обязательно в письменной форме.

Соответственно, все документы, которые выписывает приемочная комиссия, утверждаются заказчиком.

Если заказчик решает привлечь эксперта или экспертную организацию, какие у него для этого могут быть основания или ограничения?

Решение о привлечении к приемке эксперта либо экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению.

Целесообразно приглашать экспертную организацию, если очевидны:

  • недостаточная кадровая обеспеченность заказчика (например, отсутствие необходимых сертифицированных специалистов);
  • наличие ведомственных интересов или противоречий;
  • отсутствие практического опыта заказчика в приемке результатов исполнения контракта в отношении именно такого объекта закупки;
  • недостаточность материально-технической базы (нет исследовательских центров и сертифицированных лабораторий, ограниченная мобильность специалистов государственного заказчика).

Существуют случаи, когда участие эксперта или экспертной комиссии является обязательным. Экспертиза проводится в обязательном порядке при закупке у единственного поставщика в 16 случаях из 28, в том числе, когда закупки признаны не состоявшимися.

В 44-ФЗ есть нормы, которые разъясняют, каким должен быть эксперт (ст. 41), и не допускают определенных физических и юридических лиц к проведению экспертизы (ч.2 ст.41). Заказчик обязан им следовать. Эксперты, привлекаемые к экспертизе, должны соответствовать критериям, установленным заказчиком, и обладать специальными знаниями относительно объекта экспертизы. Заказчик может запросить официальное подтверждение квалификации эксперта у организации, в которой работает эксперт.

Ответы на вопросы участников вебинара про проведение экспертизы по 44-ФЗ

Вопрос: Касаются ли положения об экспертизе контрактов до 100 тыс.руб. или до 400 тыс.руб.? Насколько строго контролирующие органы обращают внимание на экспертизу своими силами касательно контрактов до 100 тыс.руб. или до 400 тыс.руб.? Достаточно ли для таких контрактов подписи о приемке завхоза в накладной?

Ответ: Заказчик не обязан проводить экспертизу результатов работ по «малым» закупкам у единого поставщика (ч. 4 ст.94). Но может это сделать. И если решил проводить - то обязан делать это по закону.

Приемку и экспертизу нельзя путать. Приемка выполняется в любом случае.

Лицо, которое подписывает акт о приемке, должно быть наделено соответствующими полномочиями со стороны заказчика. Если такое лицо - завхоз, то да, его подписи достаточно.

Вопрос: Создавать ли экспертную комиссию или, может, приказом в целях экспертизы наделить полномочиями завхоза или заправщика, или зав.столовой. И при приемке товаров, работ, услуг проводить экспертизу самостоятельно (без комиссии)?

Ответ: Проводить экспертизу самостоятельно - можно. Но для этого обязательно должна быть создана своя экспертная комиссия.

Конечно, в приемочную комиссию могут входить эксперты. Но акты, наделяющие их полномочиями для выполнения приемки и экспертизы, должны быть разными.

Материал подготовлен экспертами Школы электронных торгов

Проведение экспертизы

Вопрос-ответ по теме

Как правильно оформить документ проведения экспертизы оказанных услуг силами заказчика? Нужно ли проводить экспертизу на оказание коммунальных услуг и услуг связи? (Организация произвела закупку поздравительных открыток, поощрительных бланков. Как правильно оформить документ экспертизы, произведенной своими силами? Как оформлять экспертизу самой организации на оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения услуг телефонной связи?)

Заказчик должен проводить экспертизу всех товаров (работ, услуг), поставленных в исполнение обязательств по контракту. Для этого он вправе самостоятельно создать приемочную комиссию, либо привлечь экспертов со стороны (независимо от способа размещения заказа и цены контракта).

При закупке у единственного поставщика следует привлекать экспертов со стороны, за исключением некоторых случаев. В части 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ перечислены случаи закупки у единственного поставщика, когда учреждение может не привлекать экспертов или экспертную организацию. В таких случаях оно может принять результаты исполнения контракта собственной комиссией.

По товарам (работам, услугам), приобретенным у единственного поставщика на основании п.4,5 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ также должна быть проведена экспертиза. Только ее можно проводить собственными силами, специально созданной приемочной комиссией. В ее состав Вы вправе включить любых сотрудников, которые могут принять товар и определить его соответствие целям, для которых он приобретался.

Согласно части 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. по результатам поставки электроэнергии должна проводиться экспертиза с привлечением сторонних экспертов (пункт 29 части 1 статьи93 Закона 44-ФЗ не перечислен в перечне пунктов, по которым можно проводить экспертизу своими силами). По коммунальным услугам (пункт 8 части 1 ст.93 Закона 44-ФЗ) экспертизу можно производить собственными силами. Для этого следует создать приемочную комиссию.

Результаты экспертизы нужно оформить документом (отчетом), составленным в произвольной форме. Такой вывод следует из буквального прочтения статьи 94 Закона 44-ФЗ от 05.04.2013г. Специальных разъяснений о порядке проведения и оформлении экспертизы законодательство пока не дает. Отчет составляется на основании накладной, акта (другого первичного документа, подтверждающего приемку товара (работ, услуг)). В процессе приемки (экспертизы) сверяется количество, качество поставленного товара с содержанием первичных документов, определяется соответствие поставленных товаров требуемым потребностям в них.

Согласно разъяснениям, данным в письме Минэкономразвития России от 29.11.2013 № Д28И-2263, при закупке услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказываемых услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями контракта этапы не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производится ежемесячно. Эти же разъяснения можно применять заказчиком при экспертизе и составлении отчета об исполнении контракта на поставку МЦ, если поэтапное исполнение не предусмотрено, а поставка производится в течение года. Следовательно, если приемка товаров производится несколько раз в течение месяца, то экспертизу следует производить несколько раз (на основании первичных документов).

Если при закупке определенных товаров (работ, услуг) учреждение обязано привлекать экспертов, то следует руководствоваться статьей 41 Закона 44-ФЗ.

Заказ обратного звонка

Ваше письмо отправлено. Мы свяжемся с Вами
в ближайшее время

Запрос сертификатов

Ваш запрос отправлен. Мы свяжемся с Вами в ближайшее время

Телефоны по направлениям

Экспертиза цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Все услуги
сертифицированы

Позвоните чтобы узнать подробнее об услуге

Начальник отдела тарифов и экспертизы

Независимая экспертиза цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги проводится в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (с изм. на 28.12.16г.)», Жилищным Кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491 «Об утверждении «Правил содержания общего имущества в МКД» и «Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (с изм. на 26.12.16г.) и осуществляется в целях:

  • экономического обоснования цен (тарифов) на услуги, учитываемые в оплате жилья и коммунальных услуг;
  • установления достоверности представляемой хозяйствующими субъектами финансово-экономической и производственно-технологической информации;
  • защиты условий соблюдения баланса экономических интересов потребителей и производителей услуг;
  • выявления неэффективных и необоснованных затрат, включаемых в расчеты цен;
  • выявления внутренних резервов организаций, оказываемых регулируемые услуги, связанных с повышением эффективности производства, улучшением его организации и обеспечением энергосбережения;
  • повышение объективности в принятии решений по установлению цен на коммунальные услуги органами местного самоуправления.

Мы входим в состав постоянно действующего Общественного совета при министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Общественный совет является консультативно-совещательным органом, созданным в целях планирования, координации, осуществления общественного контроля и мониторинга ситуации в государственном регулировании в сфере ЖКХ на территории Самарской области, повышения эффективности взаимодействия граждан, представителей общественных объединений защиты прав потребителей, иных некоммерческих организаций, а так же иных лиц, по вопросам реализации государственной политики в сфере государственного регулирования тарифов.

Заключение договора на поставку коммунальных услуг по ФЗ 44

Муниципальное бюджетное учреждение. Работает в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ (внебюджетная деятельность). имеет одно помещение. Каким образом заключить договоры на поставку коммунальных услуг по 44 ФЗ с единственным поставщиком?

Уточнение клиента

Я,наверное, не точно выразилась мы не можем заключить договор полностью на отопление офиса по 44-ФЗ, так как у нас есть еще внебюджетная деятельность, И мы по ней работаем по 223-ФЗ. Здание одно, я понимаю необходимо заключать 2 договора с поставщиком тепла, один по 44-ФЗ. Второй по 223-ФЗ из расчета на ту площадь, на которой учреждение занимается внебюджетной деятельностью.

Ответы юристов (2)

Все зависит от того, какие средства вы планируете направить на эти цели. Если это средства от приносящей доход деятельности, то при наличии своевременно опубликованного на zakupki.gov.ru Положения о закупках, в соответствии с положениями ст. 15 44-ФЗ вы можете произвести закупку по 223-ФЗ.

Вне зависимости от источника средств, Вы можете заключить контракт с единственным поставщиком по 44-ФЗ

Электричество: по п.29 ч.1 ст. 93 если поставщик является гарантирующим поставщиком электроэнергии или п. 1 ст. 93 если поставщик отнесен к субъектам естественных монополий

Тепло, вода: по п.8 ч.1 ст. 93 или п. 1 ст. 93 если поставщик отнесен к субъектам естественных монополий.

44-ФЗ предусматривает возможность заключения необходимого вам контракта как за счет бюджетных, так за счет внебюджетных средств. То, что вы дополнительно занимаетесь «внебюджетной деятельностью» не является препятствием для заключения такого контракта только по 44-ФЗ.

Возможно в том числе и заключение одного контракта с финансированием как из бюджетных, так и внебюджетных источников. Подробнее об этом посмотрите в письме МЭР от 05.10.2014 № ОГ-Д28-7698

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам - это намного быстрее, чем искать решение.

Экспертиза по 44 фз по коммунальным услугам

По вопросу о разъяснении положений, предусмотренных п. 23 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, являющихся предметом контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Просим Вас разъяснить отдельные положения закона 44-ФЗ, которые вызывают трудности правоприменения.
ФКУ «ГБ МСЭ по Кемеровской области» Минтруда России — казенное учреждение финансируется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 БК РФ). Финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг осуществляется согласно заключенным договорам за счет бюджетных средств в пределах доведенных в установленном порядке казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. ФКУ «ГБ МСЭ по Кемеровской области» Минтруда России (ссудополучатель) и КУГИ (ссудодатель) заключили договор безвозмездного пользования, по условиям которого ссудодатель предоставил, а ссудополучатель принял в безвозмездное пользование нежилое помещение для организации медицинской деятельности. На основании передаточного акта помещение было передано. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник (ссудодатель) несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Ссудополучатель обязан поддерживать помещения, полученное в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ). По условиям договора безвозмездного пользования собственник не возлагал на себя бремя содержания имущества и компенсацию ссудодателю за коммунальные услуги не предусматривал, а по условию договора ссудополучатель обязан нести расходы на содержание объекта, передаваемого по договору, и в месячный срок с момента подписания, заключить договор на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг.

Исходя из сложившейся ситуации по правоотношению сторон возникают вопросы:

  1. Распространяется ли действия Федерального закона N 44-ФЗ на отношения сторон по возмещению затрат на содержание помещений?
  2. Если распространяется действие Федерального закона N 44-ФЗ на отношения сторон по возмещению затрат на содержание помещений, обязан ли Государственный заказчик в данном случае, квалифицировать государственные контракты на возмещение затрат, как заключенные в соответствии с положениями пункта 23 части 1
    статьи 93 Закона N 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (п 23 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ))
  3. “О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 26.11.2012 № ММВ-7-13/ Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 апреля 2014 г. № 398 “Об утверждении Регламента проведения Министерством образования и науки Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных […]

В соответствии с требованиями действующего законодательства государственное унитарное предприятие с 01.01.2017 осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Предприятию требуется арендовать помещение.
Вправе ли предприятие осуществить заключение указанного договора без проведения конкурентных закупочных процедур? В каком порядке должен заключаться договор на возмещение коммунальных услуг в арендуемых помещениях (условиями договора аренды предусмотрено заключение самостоятельного договора на возмещение коммунальных услуг)?
Вправе ли предприятие заключать договор аренды на основании п. 32 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ с учетом того, что данный пункт предусматривает нужды РФ, субъекта, муниципальные нужды, а предприятие является коммерческой организацией?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Государственное унитарное предприятие вправе заключить договор аренды нежилого помещения без проведения конкурентных процедур по указанному в вопросе основанию.
По нашему мнению, возмещение арендодателю затрат на оплату коммунальных услуг не подпадает под действие N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
1. Согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) к случаям, когда заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг (далее также - закупки) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), относится аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.
Понятия федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд в N 44-ФЗ не определены. Из Закона N 44-ФЗ следует, что этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением отдельных федеральных государственных унитарных предприятий.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ для целей этого Закона закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд признается совокупность действий, осуществляемых в установленном N 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
В свою очередь, под заказчиком понимается как государственный или муниципальный заказчик, так и бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки в соответствии с ч. и Закона N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3 этого Закона).
По смыслу приведенных норм государственными нуждами являются потребности в товарах, работах или услугах, обеспечиваемые в том числе путем осуществления закупок государственными унитарными предприятиями (далее также - ГУП, предприятия).
Поэтому на предприятия распространяются в том числе положения Закона N 44-ФЗ, определяющие случаи, когда осуществление закупок возможно у единственного контрагента. Следовательно, несмотря на, что ГУП является коммерческой организацией, приобретение им в аренду нежилого помещения в целях применения N 44-ФЗ может рассматриваться как направленное на обеспечение государственных нужд, а соответствующая закупка может быть осуществлена у единственного исполнителя на основании Закона N 44-ФЗ.
Этот вывод косвенно подтверждается Минэкономразвития России от 01.12.2016 N Д28и-3257, в котором указано, что положения , Закона N 44-ФЗ распространяются на всех заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с N 44-ФЗ.
2. Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, не указано в N 44-ФЗ в качестве самостоятельного основания для заключения договора с единственным контрагентом. Тем не менее представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали мнение о том, что договор на возмещение затрат арендодателя (ссудодателя) на коммунальные и эксплуатационные услуги может быть заключен между этим лицом и арендатором (ссудополучателем) без проведения конкурентных процедур, в частности, в соответствии с Закона N 44-ФЗ, который предусматривает возможность заключить с единственным контрагентом договор об оказании услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (смотрите, например, Минэкономразвития России от 25.10.2016 N Д28и-2921, от 09.09.2016 N , от 08.09.2016 N , от 15.07.2016 N , от 20.05.2015 N , от 30.04.2014 N ). Из Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28и-1442 также следует, что специалисты этого министерства считают возможным возмещение арендатором расходов арендодателя на оплату электрической энергии на основании Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которым без проведения конкурентных процедур может быть заключен договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Вместе с тем такой подход представляется необоснованным. Необходимость возмещения арендатором затрат на оплату коммунальных услуг в отношении помещений, переданных в аренду, которые несет арендодатель, следует из ГК РФ, согласно которому арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Иными словами, обязанность арендатора по возмещению арендодателю расходов на содержание имущества, переданного в аренду, основана непосредственно на законе. Заключение договора о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг в этой ситуации направлено на создание условий для пользования арендатором переданным ему имуществом в соответствии с его назначением. При этом заказчик не получает предоставления в неденежной форме, отличного от того, которое является предметом договора аренды. Соглашение о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг по существу лишь определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению арендатором (смотрите также ФАС Дальневосточного округа от 18.07.2008 N Ф03-А59/08-1/1985). При этом ни арендатор, ни арендодатель не поставляет другой стороне товар, не выполняет работу и не оказывает какой-либо услуги.
В связи с этим отметим, что особенность договора о возмещении расходов на коммунальные услуги, услуги связи состоит в том, что его предметом выступают не собственно эти услуги (поскольку они предоставляются арендодателю иными лицами на основании заключенных с ними соглашений), а именно порядок расчетов между лицом, которое фактически потребило услуги (арендатором), и лицом, которое приобрело их по договорам об оказании соответствующих услуг (арендодателем). Отношений же по оказанию услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и т.п. (подпадающих под регулирование и Закона N 44-ФЗ) при этом между арендатором и арендодателем не возникает независимо от указания на это в договорах аренды (смотрите, например, п. 22 Обзора практики разрешения споров, связанных с арендой, сообщенного Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Поэтому и оснований для заключения между этими лицами соответствующего контракта не имеется. Отметим также, что возможность осуществления закупки, направленной на приобретение услуг связи, Закона N 44-ФЗ не предусматривает вовсе.
Наконец, нельзя не учитывать, что обязанность по возмещению расходов арендодателя возникает у арендатора перед определенным лицом, то есть заказчик не может определить иного лица в принципе. Поэтому мы полагаем, что отношения, связанные с возмещением предприятием, арендующим помещение в здании, расходов арендодателя (абонента по соответствующим договорам с ресурсоснабжающими организациями) по оплате коммунальных платежей, не подпадают под действие N 44-ФЗ.
Отметим, что изложенная нами точка зрения относительно возмещения расходов арендодателя на оплату коммунальных услуг является нашим экспертным мнением, не подтвержденным напрямую правоприменительной практикой. Однако косвенное подтверждение этой правовой позиции можно обнаружить в судебной практике, касающейся применения от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который по сфере своего применения практически идентичен N 44-ФЗ. При рассмотрении таких вопросов суды в различных ситуациях отмечали, что к отношениям по возмещению расходов, основанному на требованиях законодательства, нормы названного федерального закона не применимы (смотрите, например, ФАС Уральского округа от 18.08.2011 N Ф09-5089/11, Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 N , Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 N 05АП-8441/12).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.