Святой старец — Паисий Святогорец. Паисий Святогорец, преподобный (1994)

А какое благоговение должны мы питать по отношению к иконам! Один монах приготовил кому-то в благословение икону Святителя Николая: завернул ее в хорошую бумагу и на время положил в шкаф. Но по невниманию он поставил икону вверх ногами.

Вскоре в комнате стал слышен какой-то стук. Монах начал глядеть туда-сюда, чтобы понять, откуда этот стук исходит. Но разве догадаешься, что он идет из шкафа! Стук продолжался довольно долгое время: "Тут-тук-тук!" и не давал монаху покоя. Наконец, подойдя к шкафу, монах понял, что стук раздавался изнутри. Открыл он шкаф и увидел, что стук исходил от свертка с иконой. "Что это с иконой такое? - удивился монах. - Дай-ка посмотрю". Развернув икону, увидел, что она стояла кверху ногами. Тогда он поставил ее как подобает, и шум сразу же прекратился.

Человек благоговейный особенно благоговеет перед иконами. Говоря "благоговеет перед иконами", мы подразумеваем, что он благоговеет перед тем, кто на ней изображен. Если человек, имея фотографию своего отца, матери, деда, бабушки или брата не может порвать ее или наступить на нее, то разве не в гораздо большей мере это относится к иконе! У иеговистов нет икон, и честь, которую мы воздаем иконам, они считают идолопоклонством.

Как-то раз я спросил одного иеговиста: "У вас что, в домах нет фотографий?" - "Есть", - ответил он. "Хорошо, - говорю, - разве мать, когда ее дитя находится в дальней отлучке, не целует его фотографию?" - "Целует", - говорит иеговист. "А что она целует: бумагу или свое дитя?" - "Свое дитя", - отвечает он. "Ну так вот, - говорю, - как она, целуя фотографию своего ребенка, целует его самого, а не бумагу, так и мы целуем Христа, а не бумагу или доску".

Геронда, а если на какой-то доске раньше была икона Христа, Божией Матери или какого-то святого и краски от времени стерлись, то должны ли мы все равно ее лобызать?

Да, конечно! Когда человек с благоговением и горячей любовью лобызает святые иконы, он как бы вбирает, впитывает [в себя] краски этих икон, и в нем самом, внутри, изображаются эти святые. Святые радуются, "отрываясь" от бумаг и досок и запечатлеваясь в человеческих сердцах. Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его [внутреннего] храма. "Человек есть храм Святого Духа" . Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон. Если бы люди понимали это, то сколько бы радости они ощущали, сколько бы они принимали силы!

Геронда, почему в молебном каноне Пресвятой Богородице в одном из Богородичное говорится: "Немы устне нечестивых, не покланяющихся образу Твоему честному"?

Если у кого-то нет благоговения и он прикладывается к иконам, то разве его уста не немы, не беззвучны? И разве не благозвучны уста человека благоговейного, когда он лобызает святые образы? Некоторые, прикладываясь к иконе, даже не касаются ее. Другие, прикладываясь к иконе, только дотрагиваются до нее губами. Вот так . Слышали что-нибудь?

Ну вот, значит, уста "немы", беззвучны. А если икону лобызает человек благоговейный, его целование слышится. И тогда уста благозвучны. Когда о устах говорится "немы", это не значит, что они богохульствуют. Но [факт есть факт] одни уста беззвучны, а другие - благозвучны. Когда мы видим святые иконы, наше сердце должно преизливаться от любви к Богу и святым, и нам следует падать пред ними, поклоняться им и лобызать их со многим благоговением. Если бы вы видели одного благоговейного старенького монаха из монастыря Филофей - отца Савву: со скольким же благоговением, с каким умилением и любовью он прикладывался к иконе Пресвятой Богородицы "Сладкое Лобзание"! На этой иконе Божией Матери образовался даже бугорок, потому что отцы лобызали ее в одно и тоже место.

Тот образ, который пишется с благоговением, впитывает от благоговейного иконописца Благодать Божию и передает людям вечное утешение. Иконописец "перерисовывает", переводит себя на ту икону, которую он пишет, поэтому его душевное состояние имеет большое значение. Батюшка Тихон говорил мне: "Я, сынок, когда рисую плащаницы, пою "Благообразный Иосиф, с древа снем". Он, не переставая, пел и плакал, и его слезы капали на икону. Такая икона совершает в мире вечную проповедь. Иконы проповедуют и проповедуют веками. И когда кто-то, например человек, которому больно, бросает взгляд на икону Христа или Божией Матери, то получает утешение.

Вся основа в благоговении. Кто-то лишь прикасается к стене, к которой была прислонена икона, и уже принимает Благодать, а кто-то может иметь самую лучшую икону, но не получать пользы, потому что у него нет благоговения. Один может получить пользу от обычного креста, а другой, не имея благоговения, не получит пользу от самого Животворящего Древа.

Житие

Паисий Святогорец (греч. ΐ ί ), с 13 января 2015 года преподобный Паисий Афонский; в миру Арсений Езнепидис, (греч. έ ί ) родился 25 июля 1924 в Фарасах. Сразу после рождения будущего старца между Турцией и Грецией произошел обмен населением. Арсений был крещен святым Арсением Каппадокийским, который предсказал, что он будет монахом.

В сентябре семья переехала в город Коница. В нем Арсений закончил школу и выучился на плотника.

В 1945 Арсений был призван в армию на 3,5 года. На службе он он отличился благонравием и мужеством. После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш (1968). Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых. В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель Филофей и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о. Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии. В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Старец, получив внутреннее извещение воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. Там он, с помощью благодати Божией, помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году, по каким-то духовным причинам, на Синай.

Старец много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году Старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году Старец заболел и ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к Старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции Старец стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей. Принимая тяготы притекающих людей, Старец мало-помалу, стал изнемогать телесно. К 1993 году состояние Старца стало очень тяжелым. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось. 12 июля 1994 года Старец предал свою преподобную душу Господу. Старец почил и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской и место его погребения стало святыней для всего православного мира.

13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.

Прошло всего 20 лет, как отошел в обители небесные благодатный старец. Это ничтожно короткое время, чтобы человека, проведшего свою жизнь благочестиво и снискавшего при жизни святость, можно было канонизировать. Но сразу после его блаженной кончины, появилась икона святого Паисия Святогорца. Ее можно было увидеть не только в домах благочестивых греков, но и во многих храмах. "Канонизация и связанные с ней процедуры – проблемы Синода, для нас же он свят",– говорили греки.

Один из ближайших сподвижников святого, старец Рафаил сказал слова, которые лучше всего объясняют столь стремительное причисление Преподобного Паисия к лику святых: "Из всех афонских монахов, если их "выжать", одного Паисия не получится. Господь посылает таких на землю раз в 400-700 лет".

Он получил только начальное образование. Но ни один из современных богословов не мог и не может объяснить человеку нашего времени особенность духовной жизни в мире, кипящем как пароварка. Его поучения настолько доходчивы, что одна короткая фраза может полностью изменить человеческую жизнь. Иногда и слова не нужны. Часто бывает, что люди хотят купить икону Паисия Святогорца, дабы просто увидеть благодатного старца. И от этого меняется их жизнь.

Старец не оставил после себя письменного наследия. Его "Слова" написаны по воспоминаниям людей, близко общавшихся с ним. Но едва ли найдется другая, столь же популярная современная духовная книга. "Слова" переизданы много раз огромнейшими тиражами, разными языками. Для миллионов верующих в разных частях мира эти книги стали учебником веры.

Тот, кто их читал, отмечал удивительное состояние, как будто бы это вовсе и не чтение, а живая беседа со старцем. Отдельные фразы всплывают в памяти в той или иной ситуации, когда очень нужен совет мудрого человека. Вот какой мощью обладает этот святой, настоящий духовный исполин. Поэтому неудивительно, что прославлен Преподобный Паисий как вселенский чудотворец. И теперь мы имеем возможность купить икону святого Паисия Святогорца и обращаться к нему с молитвой.

Трудно говорить о святом, масштаб которого не вписывается в рамки обычного понимания святости. Преподобный Паисий особенный. В первую очередь тем, что он – святой нашего времени. Он знал и понимал проблемы современного человека. Господь послал ему такие духовные дары, что их хватило бы не одному старцу. Он исцелял, знал будущее, путешествовал в пространстве. Он был необыкновенно скромным человеком, но творил такие чудеса, которые обычной логикой вещей необъяснимы. А на молитве его держался и продолжает держаться мир.

Один человек, которому посчастливилось некоторое время пожить в келлии святого, так выразил свое впечатление о нем: "Мне казалось, что этот слабый здоровьем человек в руке своей держит мир и укрепляет его своей молитвой. Он превзошел законы природы, и жизнь его была явлением благодати Божией на нас. Он ежедневно жертвовал собой ради людей".

Множество чудес старец совершил уже после своей блаженной кончины. Немало описано случаев, когда человеку посылалась помощь от неизвестного ему святого. И лишь после того, как на глаза ему попадалась икона Преподобного Паисия Святогорца, он узнавал, кто же ему помог. Все время стремящийся ко Христу, этот святой увлек за собой тысячи и миллионы человеческих душ. И продолжает этот нелегкий труд сейчас, помогая выстоять и выдержать Церкви и народу Божию.

>

  • E-mail >
  • В первую неделю (воскресенье) Великого поста Православная Церковь молитвенно отмечает Торжество Православия. Особенно чтут этот праздник на Святой Горе Афон, где сосредоточено большое количество чудотворных икон.

    Как известно, празднование Торжества Православия было установлено в Византии в IX в., в память о победе над иконоборческой ересью, сторонники которой пытались разрушить Православную Церковь изнутри.

    Сегодня трудно представить православный храм без икон. Однако в VIII веке иконоборческая ересь и ее сторонники чуть было не одержали верх, жестоко преследуя православных христиан силою государственной власти. Церковная смута продолжалась более 100 лет. Немало пострадали от нее и обители Святой Горы Афонской, строго державшиеся древней традиции святого иконопочитания. Поэтому можно сказать, что праздник Торжества Православия – это и праздник торжества афонского монашества, и всей Церкви Христовой.

    Православный портал «Русский Афон» подготовил подборку поучений прп. Паисия Святогорца о почитании икон и благоговейном отношении к ним.

    1. Когда христианин благоговейно лобызает святые образы и просит помощи от Христа, от Матери Божией, от святых, то он совершает лобзание своим сердцем, которое впитывает в себя не одну только Благодать Христову, Матери Божией или святых, но всего Христа или Пресвятую Богородицу или святых, которые встают в иконостас его внутреннего храма.

    2. Человек есть храм Святого Духа. Смотри, ведь и каждая служба начинается и заканчивается лобызанием икон. Если бы люди понимали это, то сколько бы радости они ощущали, сколько бы они принимали силы!

    3. Когда мы видим святые иконы, наше сердце должно преизливаться от любви к Богу и святым, и нам следует падать пред ними, поклоняться им и лобызать их со многим благоговением. Если бы вы видели одного благоговейного старенького монаха из монастыря Филофей - отца Савву: со скольким же благоговением, с каким умилением и любовью он прикладывался к иконе Пресвятой Богородицы "Сладкое Лобзание"! На этой иконе Божией Матери образовался даже бугорок, потому что отцы лобызали ее в одно и тоже место.

    4. Если икону лобызает человек благоговейный, его целование слышится. И тогда уста благозвучны. Когда о устах говорится "немы", это не значит, что они богохульствуют. Но одни уста беззвучны, а другие - благозвучны. Если у кого-то нет благоговения и он прикладывается к иконам, то разве его уста не немы, не беззвучны? И разве не благозвучны уста человека благоговейного, когда он лобызает святые образы?

    5. Вся основа в благоговении. Кто-то лишь прикасается к стене, к которой была прислонена икона, и уже принимает Благодать, а кто-то может иметь самую лучшую икону, но не получать пользы, потому что у него нет благоговения. Один может получить пользу от обычного креста, а другой, не имея благоговения, не получит пользу от самого Животворящего Древа.

    6. Человек благоговейный особенно благоговеет перед иконами. Говоря "благоговеет перед иконами", мы подразумеваем, что он благоговеет перед тем, кто на ней изображен. Если человек, имея фотографию своего отца, матери, деда, бабушки или брата не может порвать ее или наступить на нее, то разве не в гораздо большей мере это относится к иконе!

    7. Как-то раз я спросил одного иеговиста: "У вас что, в домах нет фотографий?" - "Есть", - ответил он. "Хорошо, - говорю, - разве мать, когда ее дитя находится в дальней отлучке, не целует его фотографию?" - "Целует", - говорит иеговист. "А что она целует: бумагу или свое дитя?" - "Свое дитя", - отвечает он. "Ну так вот, - говорю, - как она, целуя фотографию своего ребенка, целует его самого, а не бумагу, так и мы целуем Христа, а не бумагу или доску".

    8. Один монах приготовил кому-то в благословение икону Святителя Николая: завернул ее в хорошую бумагу и на время положил в шкаф. Но по невниманию он поставил икону вверх ногами. Вскоре в комнате стал слышен какой-то стук. Монах начал глядеть туда-сюда, чтобы понять, откуда этот стук исходит. Но разве догадаешься, что он идет из шкафа! Стук продолжался довольно долгое время: "Тут-тук-тук!" и не давал монаху покоя. Наконец, подойдя к шкафу, монах понял, что стук раздавался изнутри. Открыл он шкаф и увидел, что стук исходил от свертка с иконой. "Что это с иконой такое? - удивился монах. - Дай-ка посмотрю". Развернув икону, увидел, что она стояла кверху ногами. Тогда он поставил ее как подобает, и шум сразу же прекратился.

    Использование материалов возможно
    при условии указания активной гиперссылки
    на портал «Русский Афон» ()

    12 июля / 29 июня по старому стилю, Святая Церковь празднует память недавно прославленного святого преподобного Паисия Нового, Святогорца (+1994).

    Паисий Святогорец (в миру Арсений Езнепидис) - один из самых почитаемых современных греческих старцев, афонский монах, известен своей подвижнической жизнью и наставлениями.


    В Зачатьевском монастыре, имеются священные предметы связанные с памятью блаженного старца, это четки и резная иконочка Божией Матери сделанные его руками.

    Житие

    преподобный Паисий Святогорец (25 июля 1924–12 июля 1994)

    Паисий Святогорец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης), с 13 января 2015 года преподобный Паисий Афонский; в миру Арсений Езнепидис, (греч. Αρσένιος Εζνεπίδης) родился 25 июля 1924 в Фарасах. Сразу после рождения будущего старца между Турцией и Грецией произошел обмен населением. Арсений был крещен святым Арсением Каппадокийским, который предсказал, что он будет монахом.

    В сентябре семья переехала в город Коница. В нем Арсений закончил школу и выучился на плотника.

    В 1945 Арсений был призван в армию на 3,5 года. На службе он отличился благонравием и мужеством. После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых. В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель «Филофей» и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о. Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии. В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Старец, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. Там он, с помощью благодати Божией, помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году, по каким-то духовным причинам, на Синай.

    Старец много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году Старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году Старец заболел и ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к Старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции Старец стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей. Принимая тяготы притекающих людей, Старец мало-помалу, стал изнемогать телесно. К 1993 году состояние Старца стало очень тяжелым. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось. 12 июля 1994 года Старец предал свою преподобную душу Господу. Старец почил и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской и место его погребения стало святыней для всего православного мира.

    13 января 2015 года, Священный Синод Вселенского Патриархата единогласно определил причислить Старца Паисия Святогорца к лику святых Православной Церкви.

    Тропарь преподобному Паисию Святогорцу

    Глас 5. Подо́бен: Собезнача́льное Сло́во:
    Боже́ственныя любве́ о́гнь прие́мый, / превосходя­́щим по́двигом вда́лся еси́ весь Бо́гови, / и уте­ше́­ние мно́гим лю́дем был еси́, / словесы́ боже́­ственными наказу́яй, / моли́твами чудотворя́й, / Паи́сие Богоно́се, / и ны́не мо́лишися непреста́нно // о всем ми́ре, преподо́бне.
    Кондак преподобному Паисию Святогорцу

    Глас 8. Подо́бен: Взбра́нной:
    А́нгельски на земли́ пожи́вый, / любо́вию просия́л еси́, преподо́бне Паи́сие, / мона́хов вели́кое утвержде́ние, / ве́рных к житию́ свято́му вождь, / вселе́нныя же утеше́ние сладча́йшее показа́лся еси, / сего́ ра́ди зове́м ти: // ра́дуйся, о́тче всеми́рный.