В. Емельянов - Развитие голоса. Применение игровых фонопедических и оздоровительных упражнений для профилактики заболеваний горла на музыкальных занятиях в детском саду

Артикуляционные упражнения

  1. Покусать кончик языка. Зубы слегка обнажены, нижняя челюсть свободно падает при каждом покусывании.
  2. Покусывая язык, высовывать его вперёд и убирать назад, покусывая всю поверхность. Язык сохранять плоским во время выполнения упражнения. Выдвигать его как можно больше. Рот открыт в полуулыбке, челюсть свободная, двигается активно.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
  4. Провести языком между губами и зубами, как бы очищая зубы. Следить за тем, чтобы движения не были суетливыми, язык тщательно описывал замкнутый овал.
  5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
  6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. Именно щёлкать, а не цокать. Язык не падает после каждого щелчка, а челюсть мягко и свободно отводится вниз, работая независимо от языка.
  7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Захватить зубами уголок губы и перемещать зубы по нижней губе до противоположного края. Вернуться Также покусать верхнюю губу.
  8. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение. Сделать несколько коротких всхлипывающих вдохов (не менее пяти) и один бесшумный длинный выдох. Следить за тем, чтобы при вдохах раздвигались вбок нижние рёбра, а плечи не поднимались (см. ниже об особенностях дыхания). Вдох идёт преимущественно через рот, хотя нос не отключается, а тоже дышит.
  9. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, стараясь достать нос верхней губой. Сделать несколько коротких вдохов (преимущественно через нос) и один длинный бесшумный выдох. Следить за рёбрами и верхней частью грудной клетки: рёбра раздвигаются в стороны, а плечи и верхняя часть грудной клетки не поднимается.
  10. Провести поколачивающий массаж головы кончиками пальцев, лица – шлепками распрямлённых пальцев. Таким образом снимается напряжение с мышц лица и головы.
  11. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевыми мышцами пальцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
  12. Поставить пальцы на переносицу, сильно наморщить её и ощутить пальцами движения мышц.
  13. Поставить пальцы на челюстно-височные суставные сочленения и помассировать их, открывая рот. Искать ямку возле ушного козелка. Массировать вибрирующими движениями, стараясь больше проникать в глубину ямки. Здесь сплетаются нервные окончания всех лицевых мышц.

Алгоритм начала звукоизвлечения

Раздвинуть рёбра, впустив дыхание, задержать состояние вдоха, бережно посылать звук вверх, сохраняя придыхательную атаку. Гортань не напряжена, звук выпускается бережно, вибрации звука ощущаются в нижней части живота.

Интонационно-фонетические упражнения

  1. Произносятся глухие согласные Ш, С, Ф, К, Т, П. Каждая согласная произносится по нескольку раз (не менее трёх).

Исходная позиция: мягко опустить челюсть вниз, открыв рот так, чтобы свободно между зубами помещались три пальца руки, поставленные вертикально. Зубы не закрываются губами. Щёки не раздвигаются в стороны.

Техника исполнения: сделать вдох, раздвинув рёбра, послав его из глотки в носоглотку (ощутите холодок в глубине глотки); бережно и тихо произнести согласную, не выпуская изнутри; вернуться в исходную позицию, сделав легкий вдох. О выдохе не беспокойтесь: если не перегружаться воздухом, не возникнет ощущение лишнего воздуха. Если не сделать предварительно вдох, то согласную трудно будет удержать: она «выкатится» с излишним шумом. При работе с согласной «К» челюсти оставить в исходной позиции (не двигать).

2. То же самое проделать со звонкими согласными - Б, Д, Г, В, З, Ж. эти два упражнения помогает отработать начальный момент звучания. С согласной «Г» работать так же, как и с «К».

3. Издать длинный рокочущий звук, вибрируя гортанью. Исходная позиция, как в первом упражнении, дыхание расходуется бережно, гортань не напряжена.

4. Прочитать фразу из любой песни рокочущим звуком. Следить за тем, чтобы все гласные были открыты максимально (в том числе, и узкие: е, и, у…). Эти два упражнения помогают ощутить работу всего голосового канала. Гласные редуцируются, но произносятся чётко и ясно глубиной гортани, а не губами.

5. Рассказываем страшную сказку с помощью звуков У – О – А – Э – Ы. Издаём с придыханием скрежет на очень низких звуках то повышая высоту звука, то понижая. Следим за тем, чтобы скрежет сохранялся на протяжении всего упражнения. Это упражнение освобождает нижний диапазон голосового канала. Когда механизм извлечения этого звука хорошо прочувствуется, можно, убрав скрежет, но оставив бережное придыхание, тихо пропеть весь доступный звукоряд снизу вверх, удерживая одинаковую придыхательную атаку на протяжении всего звукоряда. В таком случае регистровый порог не слышен вообще, и звук сохраняется с ощущением стержня (опоры) на всем диапазоне. Впоследствии динамику звука можно изменять по своему усмотрению, придыхание становится незаметным, а звук – проточным, «льющимся».

6. Вибрация губ – по всему диапазону – легко, просто, удерживая звук внутри себя.

Следить за тем, чтобы начиналось упражнение с низкого звука, который должен звучать ясно, а не приблизительно. «Зацепив» звук, вести его вверх приёмом «глиссандо», не выдавливая из себя. Затем – вниз, не меняя дыхания. Это упражнение (как и следующие два) помогает свободно преодолеть регистровый порог.

  1. Раскатисто р-р-р-р-р – по всему диапазону – не надавливая, легко, просто. Выполнять так же, как предыдущее упражнение. Зубы слегка разомкнуты, язык немного перемещается при движении вверх в глубину глотки. Голова при движении звука вверх слегка опускается вниз.
  2. «Жужжалка». Кончик языка слегка касается верхнего нёба, воздух равномерно выдувается через пространство между языком и нёбом. Выполнять по всему диапазону, применяя приём «глиссандо». Следить за равномерностью «жужжания». Следить за тем, чтобы зубы были разомкнуты.
  3. Мяу – имитация кошачьего крика. Хорошо зацепить букву «м», направляя звук в носоглотку. Следить за тем, чтобы не подключались мышцы глотки.
  4. Продувание. Надуть щёки и верхнюю губу, выдувая звук «у». Следить за тем, чтобы давление воздуха было равномерно (надутость щёк сохранялось во время исполнения упражнения). Сохранять звук в носоглотке, не надавливая его; не «садиться» на глотку.
  5. Скороговорка:

От ТОПОТА копыт пыль по полю летит;

от топота КОПЫТ пыль по полю летит;

от топота копыт ПЫЛЬ по полю летит;

от топота копыт пыль ПО ПОЛЮ летит;

от топота копыт пыль по полю ЛЕТИ-И-ИТ.

Произносить, выделяя последовательно разные слова этой скороговорки, проговаривая ее в разных регистрах. Начинать с медленного темпа.

  1. Чтение стихов в двух регистрах: ударные слоги – в фальцетном регистре, безударные – в разговорном. Следить за равномерностью дыхания. Оно не должно прерываться перед скачком вверх или вниз.
  2. Долгоговорка:

Как на горке на пригорке стояли тридцать три Егорки: раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т. д. – для тренировки дыхания. Произносить ровно, не громко, но и не быстро.

  1. «Пищалка». Издавать любой удобный звук, равномерно выпуская воздух, который выходит «самотёком»: представить воздушный шарик, в горлышко которого вставлена пищалка. Воздух постепенно выходит из шарика через пищалку, которая издает длинный звук.
  2. «Нести» звук – любой удобный. Удерживать его долго, как можно дольше.

Похожая информация.


Конспект круглого стола для родителей
«Фонопедические упражнения
как профилактика простудных заболеваний»

Демидова Анжелика Юрьевна,
музыкальный руководитель АНО ДО Планета детства «Лада» д/с № 124,
г. Тольятти

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка , активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. По данным анализа Научного центра здоровья детей РАМН в настоящее время не более 3-10% детей можно признать здоровыми. За последние 5 лет заболеваемость детей увеличилась на 19,2%. По данным 11 Конгресса педиатров России (2007), ухудшается и физическое развитие детей. Так, за последние 10 лет, число детей, имеющих нормальный вес, снизилось среди мальчиков на 16,9%, среди девочек на 13,9%. Увеличилось число низкорослых детей. Резко падают функциональные возможности детского организма. Такие дети наиболее восприимчивы к ОРВИ и гриппу. По тяжести заболевания, особенно у детей раннего возраста, преобладают средне-тяжелые и тяжелые формы болезни, имеется высокий риск развития серьезных осложнений, как местных, так и общих.
Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий в детском саду, а в частности на музыкальных занятиях, стали необходимостью.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова, с которым сегодня я хочу вас познакомить, — это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности . Он направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы.
Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса, а также кандидатом педагогических наук, доцентом и заведующим кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета. В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса , расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в том числе скрип, носовой сонант, горловое пение и др.
ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях — от детского сада до консерваторий и оперных театров. В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ребёнку с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса. Виктор Вадимович Емельянов подчеркивал, что детский певческий голос надо, прежде всего, развивать, охранять и тренировать по мере роста детского организма.

Эти задачи решаются посредством использования в музыкальной деятельности различных здоровьесберегающих технологий. К ним относятся песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, речевые игры . Фонопедические упражнения (по разработкам В. Емельянова) способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга, укрепляют хрупкие голосовые складки детей, помогают профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательная гимнастика тренирует дыхательные мышцы, регулирует работу дыхательного центра, развивает певческие способности детей. Важно отметить, что все упражнения разработаны с учетом биологической целесообразности вокального действия , поэтому происходит развитие защитных механизмов органов верхних дыхательных путей дошкольника.

Родителям следует помнить, что одно из необходимых условий полноценного физического развития и укрепления здоровья детей — правильное дыхание. Прежде всего, ребенок должен научиться энергичному выдоху. Также необходимо научить ребенка правильно дышать через нос. Одним из простейших упражнений лечебной физкультуры для развития функций дыхания и доступных родителям дома — пускать мыльные пузыри . При этом ребенка просят, чтобы он обязательно вдыхал через нос, а выдыхал через рот. Дыхательные упражнения необходимы детям, часто болеющим респираторными заболеваниями, бронхитами, ангинами, выздоравливающим после воспаления легких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Хотелось бы отметить, что большой урон здоровью детей наносят вредные привычки родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих родителей. Если же взрослые вообще откажутся от сигарет или хотя бы не будут курить дома, это благоприятно отразиться на здоровье ребенка и их самих.
Желаю вам здоровья!

Информационный листок

Комплекс дыхательной гимнастики
Упражнение «Насос»
Поставить руки замком на область диафрагмы, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть:
— медленно — «большой насос»;
— резко коротко — «маленький насос», ощутить сжатие диафрагмы (повторить 4 раза).
Упражнение «Нюхаем цветок»
Вдох носом, задержать дыхание и медленно выдыхать (повторить 4 раза).
Упражнение «Греем руки»
Подставить ладони к лицу, выполнить глубокий вдох носом, широко открыть рот и выдыхать медленно на ладони теплым воздухом.
Упражнение «Ремешок»
Поставить руки на пояс, выполнить вдох носом, ощутить растягивание диафрагмы, выдохнуть, ощутить сжатие диафрагмы.
Упражнение «Мячики»
Выполнить вдох носом, рассмотреть растягивание диафрагмы, выдыхать ритмично, регулируя взглядом работу мышцы до 8 раз за выдох.
Упражнение «Свечи»
Вдох носом, широко открыть рот, сделать 4 резких выдоха на звуке «Х», как будто тушим свечи (повторить 4 раза).
Упражнение «Путешествие Кислородика»
Зажать правую ноздрю указательным пальцем, сделать вдох левой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
1. Зажать левую ноздрю, сделать вдох правой ноздрей, выдохнуть через рот (повторить 4 раза).
2. Вдох носом — выдох ртом.
3. Вдох через рот — выдох через нос.
Упражнение «Тридцать три Егорки»
Руки на пояс, вдох носом, на выдохе проговорить скороговорку, у кого сколько Егорок? Кто больше? С каждым разом постепенно увеличивать объем текста и скорость.

Оздоровительные упражнения
Упражнение «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом — «А-а-а».
Далее чередуют: на правую ладошку — бесшумно, на левую — с голосом.

Упражнение «Резиновая игрушка» (на развитие нижнего дыхания)
Купили в магазине
Резиновую Зину.
Резиновую Зину
В корзине принесли.
Она сказала:
— Ш-ш-ш-ш!
Согласные произносятся на выдохе легко и тихо.
Потом сказала:
— С-с-с-с!
Затем сказала:
— Х-х-х-х!
Потом устало:
— Ф-ф-ф-ф!
Потом так странно:
— К-к-к-к!
И так обычно:
— Т-т-т-т!
Потом легонько:
— П-п-п-п!
И очень твердо:
— Б-б-б-б!
Жужжала тихо:
— Ж-ж-ж-ж!
И вовсе сдулась:
— З-з-з-з! (А.Л. Барто)

Упражнение «Вопрос-ответ»
Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей).
Кричу в лесу:
-А-а-а-у-у-у! Переход от звука (а) внизу.
А мне в ответ: к звуку (у) вверху.
— А-а-а-у-у-у!
Опять кричу:
— А-а-а-у-у-у!
А мне в ответ:
— А-а-а-у-у-у!
Постепенно «Ау» заменить следующими последовательностями: «У-у», «У-о», «О-а»,»А-э», «Э-ы».

Оздоровительные упражнения
для профилактики заболеваний горла
«Таня плачет»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. А.Барто.
Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание «рыдающее».

«Гласные»
Дети протяжно произносят пары гласных: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е.
Затем упражнение повторяется беззвучно.

«Мартышки»
Мы теперь не ребятишки,
А веселые мартышки!
Дети вытягивают губы, двигают ими, строя гримасы.

Емельянов Виктор Вадимович является автором фонопедической методики развития голоса (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).

В прошлом профессиональному вокалисту и актеру ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др.

Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.

В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.

«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игро­вых ситуаций, в которых дети непри­нужденно восстанавливают естествен­ные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голо­са и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Из­вестно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», спер­ва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сна­чала крикнуть, а после - запищать и при этом осознает, что это разная меха­ника, - это путь к интонированию. Эти особенности положены в основу ФМРГ. Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.

№1 «Штро-бас» («Кот –воркот»)

Задание : Произносить стихотворный текст нужно урчащим звуком без возникновения фиксированной звуковысотности. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз: пальцы совершают хаотические колебательные движения, передающие общее расслабление.

Приём : Необычное движение.

Показатели: Произвольное включение и осознание режима работы гортани – штро-бас-регистр – вибранта голосовых складок.

Контроль: Слуховой – звучание только штро-бас-регистра; символические действия – сопровождение произнесения текста работой пальцев рук.

Дополнительное воздействие : Наведение на грудные вибрационные ощущения; освоение равнообъёмности гласных.

Котик запрыгнул ко мне на колени,

Громко урчит, развалился в лени.

Я осторожно чешу за ушком,

Ласково глажу урчащие брюшко.

№2 «Страшная сказка»

Исходное положение (И.П.): Рот открыт свободно, губы расслаблены. Пальцы рук поставлены на щёки и вдвинуты между верхними и нижними зубами, чтобы не давать рту закрыться. Глаза широко открыты, брови подняты; выражение лица — испуганное.

Задание: Произносить последовательность гласных тихим низким голосом, придавая ему эмоциональную окраску испуга. Гласные включать в работу по очереди, постепенно приходя к оптимальной по фонетической близости последовательности «УОАЭЫ». Перевод гласного в гласный происходит без атаки, слитно, наподобие соединения гласных на Legato в пении.

В абстрактном и конкретном варианте (стихотворный текст) упражнения – пальцы продолжают контролировать расстояния между зубами через расслабленные мышцы щёк, невзирая на неразборчивость текста.

Возможен вариант сочетания абстрактного и конкретного вариантов, например: педагог – «Слушай…», дети – «У» и наоборот.

Показатели: Произвольное включение и осознание грудного режима работы гортани – «толстого» голоса; специфическая форма рупора.

Контроль: Слуховой – тихий низкий звук без форсирования на ЛЯ-СИ МАЛОЙ ОКТАВЫ; визуальный – произнесение гласных без участия губ и челюсти; невзирая на неразборчивость стихотворного текста.

Дополнительное воздействие: Освоение оптимальной последовательности гласных — фонетической формулы, которая, возникая впервые на этом упражнение, будет постоянно использоваться в упражнениях всех уровней ФМРГ.

Абстрактный вариант: Конкретный вариант:

У СЛУ ШАЙ…

УО СЛУ ШАЙ ШО РОХ…

УОА СЛУ ШАЙ ШО РОХ ЧА ЩИ…

УОАЭ СЛУ ШАЙ ШО РОХ ЧА ЩИ ЛЕ СА…

УОАЭЫ СЛУ ШАЙ ШО РОХ: ЧА ЩИ ЛЕ СА ДЫ ШИТ.

№3 «Конючим» («Попрошайка»)

И.П.: Мышцы лица расслаблены, рот слегка прикрыт. Выражение лица полусонное, глаза прикрыты. Руки, согнуты в локтях, находятся параллельно полу на уровне пояса ладонями вниз.

Задание: 1) В абстрактном варианте упражнения переводить штро-бас в грудной режим на последовательностях гласных, постепенно включаемых в работу. Затем, последовательно соединять в одном движении три режима: штро-бас, грудной, фальцет. Перевод штро-баса в грудной режим производится без перерыва, дополнительной атаки или придыхания. Необходимо сохранять положение языка на губе в грудном режиме. Издавать штро-бас и переводить в грудной режим нужно на чистом гласном «А», хотя положение языка этому препятствует и провоцирует открытый гласный «Э». Артикуляцию гласных «АОУ» производить только за счет движения губ без участия челюсти, не закрывая зубов и десен (губы «обнимают» язык). Артикуляцию гласных «АЭЫ» производить только за счет подъема спинки языка при неподвижной расслабленной передней части, челюсти и губах.

Перевод грудного режима в фальцет происходит на восходящей глиссирующей интонации со срабатыванием порога. Следить, чтобы гласные «у» и «ы» в фальцетном режиме сохраняли форму, организованную в грудном, контролируя пальцами (протыкаем щёки) или глядя в зеркало.

На штро-басе совершать пальцами хаотические колебательные движения, на звук в грудном режиме выворачивать ладони вверх, а во время восходящей интонации взмахнуть кистями, показывая движение звука вверх.

Эмоционально-образным заданием для детей может служить ситуация «настойчивого и безнадёжного выспрашивания чего-то и радостном возгласе (переход в фальцетный режим) при получении желаемого».

2) В конкретном варианте (фрагмент стихотворении С.Я. Маршака) произносить стихотворный текст штро-басом, переводя его в грудной режим на двух последних слогах каждой строки Символические действия те же.

Приём: Дополнительный режим работы гортани (штро-бас к грудному, грудной к фальцетному),; необычное движение.

Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция, положение языка на всём упражнении; слуховой – точная форма гласного «А» на штро-басе, срабатывание порога и выход в фальцетный режим. Выход в грудной режим в абстрактном варианте соответственно записи; символические действия.

Дополнительное воздействие: освоение фонетической формулы; порог как механизм саморегуляции в возникновении нового режима; равнообъемность гласных.

Абстрактный вариант, где «ххх» — штро-бас:

хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ

хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ

Конкретный вариант:

ходит, ходит попро ШАЙКА,

х х х х х х

просит, просит попро ШАЙКА.

х х х х х х

дайте, дайте попро ШАЙКЕ,

х х х х х х

всё, что просит попро ШАЙКА!

х х х х х х

№4 «Вопросы – ответы»

Исходное положение к ак в №2

Задания: 1) В абстрактном варианте основным элементом упражнения является скользящие (глиссирующие) восходящие и нисходящие интонации с резким переходом из грудного в фальцетный режим и обратно со срабатыванием порога. Рекомендуется организовать игру в форме диалога. В эмоциональном отношении в упражнении присутствует вопроса (восходящая интонация) и ответа (нисходящая). Пальцами контролировать расстояние между зубами через расслабленные мышцы щёк.

2) В конкретном варианте проговаривать стихотворный текст в грудном режиме, переходя в фальцетный на гласном последнего слога каждой строки (внимание к записи условными обозначениями!).

Символические действия:

  • Для сохранения формы гласного в фальцетном режиме, организованной в грудном, во время восходящей интонации контролировать её при помощи пальцев (проткнуть щёки);
  • Для установления связи голосообразующих движений со звуковысотностью – свободными руками, расслабленными до кистей, показывать движение восходящей интонации голоса, вскидывая руки высоко вверх. В конкретном варианте в грудном режиме совершать кистями волнообразные движения вверх-вниз («прикасаемся к «толстому» голосу, лежащему очень низко») или вправо-влево («гладим толстый голос»), переводя их в колебания пальцев на штро-басе.

Перевод звучания грудного режима в фальцетный должен происходить без перерыва звучания, без дополнительной атаки или придыхания со срабатыванием порога во время восходящей и нисходящей интонаций.

Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани; специфическая форма рупора.

Контроль: Визуальный, осязательный – «маскировочная» артикуляция; слуховой – срабатывание порога, выход в фальцетный режим на восходящей интонации и возвращение в грудной на нисходящей; символические действия.

Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима.

Абстрактный вариант:

у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы

У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы

Конкретный вариант:

№5 «Бронтозаврик»

Упражнение состоит в последовательности звуков, обратной предыдущему упражнению. Целью упражнения является установление связи голосообразующих движений с объемно-пространственными представлениями.

Задание: 1) В абстрактном варианте – издать легкий высокий «тонкий» звук («у» или «ы») в фальцетном режиме, и через нисходящую глиссирующею интонацию перевести в грудной режим на том же гласном. В грудном режиме гласные выстраиваются в уже знакомой последовательности с переводом последнего гласного («ы» или «у») в штро-бас с расслаблением языка. Упражнение начинается с возникновения в грудном режиме одного гласного, с постепенным присоединением других гласных по одному с постепенным понижением интонации и увеличением силы тона. Все соединения гласных происходят без перерыва, слитно, нараспев.

Эмоционально-образным заданием этого упражнения будет просьба нарисовать голосом бронтозавриков («мальчика» — у-УОАЭЫ и «девочку» — ы-ЫЭАОУ) при помощи звуковысотности (режимов), последовательности гласных, силы звука.

2) В конкретном варианте произнесение стихотворного текста начинается с издавания первого слова/слога высоким тонким голосом с последующим переводом его на этом же слове/слоге в грудной режим нисходящей глиссирующей интонацией со срабатыванием порога. Каждая строка заканчивается штро-басом на гласном «А» с расслаблением языка.

Символические действия как в предыдущем упражнении, но показ звуковысотности сверху вниз – в фальцетном режиме подбрасывать воображаемый «тонкий» голос высоко вверх, а в грудном – класть «толстый голос на пол.

Показатели: Целесообразное использование режимов работы гортани.

Контроль: Слуховой – срабатывание порога и выход в грудной режим на нисходящей интонации; визуальный и осязательный – сохранение формы рта при переходе с фальцетного в грудной режим; положение языка на штро-басе; символические действия.

Дополнительное воздействие: Освоение фонетической формулы; порог как пусковой механизм саморегуляции в возникновении нового режима; освоение показателей эстетики академического пения; равнообъемность гласных.

Абстрактный вариант:

У! У! У! У! У!

У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ

Ы! Ы! Ы! Ы! Ы!

Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ

Конкретный вариант:

Данная методика является подготовительной, вспомогательной и фонопедической по отношению к вокальной педагогике как целостному процессу воспитания певца-музыканта и адресована, прежде всего, тем, чьи голосовые данные не позволяют успешно обучаться традиционными методами.

Критерии технологии академического оперно-концертного пения .

Основным общим критерием являетсяпреобладание стационарности в положении голосового аппарата и стационарных процессов в его функционировании, сокращение времени, затрачиваемого на переходные процессы до минимума . Все нижеследующие частные критерии расшифровывают общий, организовывают самонаблюдение и самоанализ певца, концентрируют внимание на конкретных частях голосового аппарата и конкретных голосообразующих процессах.

Гортань

1. Сохранение колебательного процесса голосовых складок (непрерывность фонации) при интонировании интервала на гласном, или на последовательности гласных,или со звонкими и сонорными согласными. Отсутствие «придыхания» между соединяемыми тонами и гласными, принцип «сирены», глиссандо, портаменто, реализуемого незаметно для слушателя.

2. Независимость режима работы гортани (регистра) от высоты тона (произвольное управление регистровой механикой).

3. Независимость режима работы гортани (регистра) от силы тона. Произвольное управление динамикой тона в допустимых физиологических и акустических пределах с сохранением избранного режима работы гортани (регистра).

4. Независимость силы тона от его высоты.

5. Независимость силы тона от его продолжительности.

6. Независимость силы тона от объема и формы гласного.

7. Независимость режима работы гортани (регистра) от объема и формы гласного.

8. Прекращение фонации вдохом.

Рупор

9. Взаимонезависимость движений артикуляционной мускулатуры.

10. Сохранение формы рупора при изменении высоты тона, т.е. при интонировании интервала на гласном . Сохраняются неизменными только наблюдаемые и управляемые компоненты рупора (челюсть, губы, передняя часть языка, лицевая мускулатура). Изменения рупора при изменении высоты тона обязательно происходят на уровне саморегуляции. Эти изменения либо не осознаются, либо осознаются через сопутствующие внбро-, баро- и проприоощущения.

11. Установка объема и формы гласного до начала фонации и до произнесения предшествующего согласного.

12. Сохранение объема гласного в момент прекращения фонации. В момент прекращения звука ротне должен закрываться.

13. Независимость формы и объема гласного от продолжительности тона: в течение всей длительности тона гласный должен выдерживаться в одних объеме иформе .

14. Независимость формы и объема гласного от высоты тонана нижнем и среднем участках диапазона (имеются в виду наблюдаемые и управляемые компоненты - см. п. 2).

15. Независимость формы и объема гласного от силы тона: гласный не должен изменяться в процессе крещендо и диминуэндо (также имеются в виду наблюдаемые и управляемые компоненты).

16. Сохранение специально найденного оптимального объема гласногопри крещендо и диминуэндо на неизменной высоте тона - «филирование».

17. Сведение кминимуму различий укладов гласных. Минимализация артикуляторных движений с повышением тона. Переход в верхнем участке диапазона к артикуляции набазе нейтрального гласного. Певческий тон существует вне гласных, но ему может быть придана форма того или иного гласного минимальным артикуляционным действием. Певческий гласный, возникающий на базе певческого тона врезультате такого минимального действия, фонетически и акустически очень сильно отличается от своего речевого аналога. Это отличие увеличивается с повышением тона. Восприятие семантики вокальной речи происходит по другим законам в сравнении с речью разговорной. Артикуляция гласных разных языков существенно различается в разговорном речевом потоке. В академическом пении гласные практически одинаковы на всех языках.

Вибрато

18. Произвольная управляемость частоты и амплитуды вибрато. Использование этой управляемости для реализации стилистических особенностей вокальной музыки как фактора эмоциональной выразительности певческого тона.

19. Неучастие видимых частей артикуляционной мускулатуры в пульсации вибрато. (Отсутствие тряски челюсти и/или языка синхронно с пульсацией вибрато).

20. Сохранение неподвижности видимой части гортани, ее неучастие в пульсации вибрато. (0тсутствие вертикальных колебаний гортани синхронно с пульсацией вибрато).

21. Интенсивность пульсации внутренней дыхательной мускулатуры как генератора вибрато, достаточная для отражения этой пульсации на нижнем участке брюшной стенки, и/или на боках, и/или в нижней части спины, и/или в промежности (в зависимости от индивидуальных особенностей и интенсивности тона). Этот критерий действует на координационно-тренировочном этапе - обязательно, а далее - индивидуально в зависимости от высоты и интенсивности тона.

22. Независимость частоты и амплитуды вибрато от высоты тона. В верхнем участке диапазона допускается небольшое уменьшение частоты и изменение амплитуды (уменьшение и увеличение), малозаметное для слушателя,но контролируемое исполнителем.

23. Независимость частоты и амплитуды вибрато от продолжительности тона. Равномерные и одинаковые пульсации вибрато от момента атаки тона или произнесения слога до снятия тона или до следующей согласной, т.е. в течение всей длительности тона.

24. Независимость частоты и амплитуды вибрато от объёма и формы гласного.

25. Сохранение характеристик вибрато при переходе с гласного на гласный.

26. Сохранение характеристик вибрато при переходе с тона на тон на одном гласном и со сменой гласных.

27. Независимость характеристик вибрато от предыдущих и последующих согласных.

28. Сохранение характеристик вибрато в процессе изменений метроритмической структуры мелодии. Если абсолютная продолжительность тона позволяет возникнуть пульсации вибрато, т.е. вибрато «успевает сработать», его параметры должны сохраняться независимо от нотного обозначения относительной длительности: четверть, восьмая, шестнадцатая...

Дыхание

29. Короткий бесшумный вдох ртом или одновременно носом и ртом (второе - предпочтительнее).

30. Независимость положения грудной клетки от движений мышц живота. Поднятая и расширенная неподвижная грудная клетка при подвижной стенке живота.

31. Сохранение поднятого и расширенного положения грудной клетки при изменении высоты и силы тока.

32. Реакция низа брюшной стенки на произнесение согласных и на атаку гласных.

33. Пульсирующая реакция низа брюшной стенки на пульсации вибрато, (см. п.3.4.).

34. Независимость уровня активности фонационного выдоха от изменений высоты тона (движение мелодии).

Согласные

35. Сохранение силы тона перед произнесением согласного и после его произнесения.

36. Сохранение формы и объема гласного перед... и после...

37. Сохранение характеристик вибрато перед... и после...

38. Сохранение активности фонационного выдоха перед.. и после. при минимальномвременипрерывания выдоха произносительными движениями.

39. Произнесение звонких и сонорных согласныхна высоте тона последующего гласного.

40. Сравнимость звонких и сонорных согласных по интенсивности звучания с гласными.

41. Сравнимость глухих согласных по затрате дыхательных и артикуляторных усилий со звонкими и сонорными согласными и с гласными.

Интервалы и гласные

Спецификой связного "кантиленного" пения в академическом вокальном искусстве является глиссированное, скользящее соединение ступеней в интервалах, отсутствие "придыхания" между ступенями интервалов или гаммы. Этот способ соединения ступеней может быть заметен для слухового внимания аудитории и тогда воспринимается как "подъезд" или "портаменто", а может быть незаметен и тогда воспринимается как кантилена. Для освоения этой технологии необходимо длительное время осваивать глиссирующий способ соединения ступеней, постепенно сокращая время глиссирования.

Соединение гласных или переход от одного гласного к другому производится противоположным способом: быстрым, резким. Но для понимания сути этой технологии необходимо принять следующую непривычную идею: ПЕВЧЕСКИЙ ТОН СУЩЕСТВУЕТ ВНЕ ГЛАСНОГО, примерно так же, как вне гласного существует тон любого музыкального инструмента. Но тон, например, трубы, может быть видоизменён с помощью сурдины и так называемой "квакушки" вплоть до имитации гласного. Примерно в этом суть специфики фонетики академического пения: певческий тон не должен меняться от изменения гласных. Такой способ певческого произношения назовём условно "МАСКИРОВОЧНОЙ АРТИКУЛЯЦИЕЙ". Этот термин обозначает, что певческий тон, который существует вне гласного, определёнными точными наблюдаемыми и управляемыми движениями артикуляционной мускулатуры "маскируется" под требуемый гласный. Но при этом сохраняются все тембральные качества тона.

Разборчивость в академическом пении: произнесение согласных

Согласные в академическом пении отличаются от гласных, в основном, энергетическими затратами и точной фиксацией момента произнесения во времени развития музыкальной ткани.

Критерий энергетики формулируется как сравнимость дыхательных усилий с усилиями, необходимыми для фонации гласных. Глухие согласные произносятся по этому критерию, а звонкие и сонорные по критерию произнесения на высоте тона последующего гласного. КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПЕНИЯ - ИНСТРУМЕНТ САМОКОНТРОЛЯ И САМОАНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ.

Упомянутые критерии являются словесной моделью, описывающей соотношение стационарных и переходных процессов в пении, различия этих соотношений по сравнению с речью. Критерии описывают динамику, фонетику, дыхание, регистры. Критерии являются рабочим языком общения в процессе обучения пению при оценке эстетических качеств певческого процесса, в отличие от процесса голосообразования.

Роль вокализов в ежедневном тренажном и творческом алгоритме

Вокализы - способ торможения речевого двигательного стереотипа, создания инерции постоянного акустического объёма и инерции фонационного выдоха. Вокализы являются абстрактной моделью реального певческого исполнительского процесса без конкретного, поэтического или прозаического текста. На вокализах происходит тренаж исполнительских навыков связи творческой актёрской фантазии, разных сценических самочувствий, действий и отношений с музыкальным текстом вокализов, разными приёмами технологии голосообразования, разным темпо-ритмом существования и исполнения и разной динамикой и тембральными красками голоса.

Принципы фонопедического подхода и фонопедического метода :

1. Первый принцип состоит в рассмотрении трех уровней голосовой активности:

¾ доречевого (кашель, чихание, выдувание, плачь, шип, рычание, гудение, крик, смех, вой, писк и т.п.);

¾ речевого (обычная речь, напевание, речь громкая, пение фольклорное, эстрадное, исполнение рок-музыки);

¾ певческого (профессиональная сценическая или ораторская речь).

Уровни голосовой активности выступают в виде диалектической триады. Речевой уровень, представляющий собой вторую сигнальную систему, есть отрицание доречевого, а певческий - отрицание речевого, т.е. отрицание отрицания. Последний можно рассматривать также как возврат к доречевому на более высоком витке диалектической спирали, ибо, с точки зрения физиологии и акустики, певческий уровень есть не что иное, как голосовые сигналы доречевой коммуникации.

2. Второй принцип - формирование сложного певческого двигательного навыка на операционном уровне - в полном виде выглядит так: навык складывается из элементарных двигательных операций, каждая из которых абсолютно доступна любому человеку. Если навыка от природы нет, т.е. нет певческого голоса, то певческий навык в его "черновом", технологическом, виде может быть постепенно сформирован путем синтеза элементарных операций.

3. Голосовой аппарат - саморегулирующаяся система. Поэтому третьим принципом будем считать соотношение управления и регуляции. Во время пения непрерывно происходит сопоставление воспринимаемого акустического результата с регулировочным образом своего голоса как представлением об оптимальном субъективном звучании.

Чем же можно реально управлять, т.е., проще говоря, двигать, непрерывно ощущая и контролируя процесс движения? Мышцами лица: губами, принимающими участие в артикуляции, мышцами щек, жевательной мускулатурой: нижней челюсти, языком, с помощью которого можно поднимать и опускать гортань (но нужно ли - другой вопрос!).

Ну, а как же дыхание? Иногда вокальные педагоги говорят: дыханием нельзя управлять, но его можно ощущать. Вот, пожалуй, самая разумная позиция. Добавим: дыхание можно и нужно тренировать только вместе с голосом.

Таким образом, жизнеобеспечивающее дыхание подчиняется и управлению и регуляции. Мы можем задержать его произвольно, ускорить темп, увеличить или уменьшить глубину вдоха, скорость и интенсивность выдоха, словом, делать то, что необходимо при пении. Мы даем волевой импульс - задание: задержать дыхание, а дальше начинает действовать регуляция. Правда, природа поставила ограничения: мы можем задерживать дыхание лишь до определенного момента, пока не включится автоматическая защита организма от кислородного голодания. Таков принцип подхода к голосовому аппарату как к саморегулирующейся системе.

4. Четвертый принцип - принцип однородных действий при обучении пению - заключается в многократном выполнении простейших операций, в ходе которых голосовой аппарат как саморегулирующаяся система автоматически находит оптимум, одновременно тренируя соответствующие мышечные системы. Один из первых примеров научного осознания этого принципа в вокальной педагогике разработал А. В. Яковлев. Начальный этап работы с вокалистом, в том числе и по исправлению дефектов певческого голосообразования, автор строит на многократном повторении стаккато в нижнем участке диапазона.

5. Принцип наблюдаемости - визуальной и осязательной.

6. Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально-телесных ощущений (вибро-, баро- и проприорецепция ).

7. Принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль вибро-, баро-, проприорецепции и фонетики.

Координационно-тренировочный этап

Координационно-тренировочный этап содержит в себе:

Создание материальной базы, инструмента для решения музыкальных задач;

Осознание действий мышц, участвующих в голосообразовании (прямое осознание скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное - внутренней дыхательной, гортанной, глоточной - через вибро-, баро- и проприорецепцию, через близлежащие взаимодействующие группы мышц, представленные в сознании);

Осознание ощущений вибрации, давления, действия мышц отдельно от восприятия звука своего голоса;

Осознание связи этих разных режимов с разными тембрами и разной силой голоса;

Осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата с разными участками диапазона;

Осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата, разных тембров и разной силы голоса с разными энергетическими затратами;

Формирование связи представлений о разных режимах работы голосового аппарата с разными объемно-пространственными и эмоционально-образными представлениями;

Формирование связи всего предыдущего со слуховыми представлениями о высоте отдельных тонов и об интервалах;

Формирование навыков выбора режима работы гортани, оптимального для реализации слухового представления о высоте тона;

Формирование навыков выбора энергетических затрат, оптимальных для реализации слухового представления о высоте тона;

Формирование навыков выбора режимов гортани илиих последовательности, оптимальных для реализации слухового представления об интервале;

Формирование навыков выбора оптимальных энергетических затрат для реализации слухового представления об интервале, его ширине, преодолении этой ширины;

Дозированную тренировочную нагрузку на разные группы мышц, участвующих в голосообразовании, имеющую целью устранение неравномерности развития и подготовку к решению звуковысотных, динамических и тембровых задач, которые могут возникнуть в музыкальных произведениях.

Этой условной категорией будем называть некоторый комплекс признаков, отличающих академическое певческое голосообразование от обычного, применяемого в бытовой разговорной речи. Необходимым и достаточным условием первого приближения к академическому певческому тону является наличие четырех показателей:

Целесообразное использование режимов работы гортани или регистров;

Певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой;

Специфическая певческая акустика ротоглоточных полостей, специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой.

Подцелесообразным использованием режимов работы гортани (регистров) будем понимать соотношение звуковысотности или диапазона и использование того или иного регистра, в зависимости от возраста и пола поющих. Применительно к академическому пению предлагается такая схема.

От фа-соль малой октавы до ре-ми первой, но не выше - «грудной» режим;

От ми-фа первой до ля-си второй - «фальцетный» режим;

От ля-си второй до ми-фа третьей и выше - может быть «свистковый» режим, но это сольный вариант.

Независимо от типа (бас, баритон, тенор) весь диапазон, употребляемый в современном хоровом и сольном пении (приблизительно, от ДО большой до ДО второй октавы в реальном звучании), исполняется «грудным» режимом в его разных модификациях, по-разному именуемых в разных школах, традициях и системах;

Независимо от природного типа голоса мужчиной-вокалистом может быть использован «фальцетный» режим как основной рабочий для пения по женской модели сопрано и меццо-сопрано. Такой голос так и называется «мужское сопрано», «мужское меццо-сопрано» или «контртенор». Диапазон и включение «грудного» и «фальцетного» режимов полностью совпадает с женской моделью академического пения.

Второй показатель, формулируемый какактивный фонационный выдох , в первом приближении имеет отношение к силе тона или, научно говоря, - «интенсивности звукового давления», что субъективно воспринимается как громкость.

Сила тона находится в прямой связи с силой подскладочного давления, а проще - с силой выдоха. Установлено, но менее известно, правда, и более точное явление: у одного и того же вокалиста качество певческого тона тем выше, чем больше воздуха проходит через его гортань за единицу времени и чем, следовательно, выше скорость протекания воздуха. Как этот выдох развивать, чему и как в этом процессе можно учиться - будет рассмотрено подробно.

Певческое вибрато и тем более управление им является в педагогике пения наиболее запретной «зоной» и считается чем-то непознаваемым. В то же время в инструментальной педагогике на целом ряде инструментов выработка вибрато, хотя иногда и под другими названиями, например, «вибрация» у смычковых струнных, обязательно входит в программу определенных этапов обучения.

Для профессионального вокалиста вопрос его колористических возможностей и тембрального соответствия разным стилям во многом определяется умением регулировать частоту и амплитуду вибрато, делая голос более или менее совпадающим по тембру с разными инструментами или, наоборот, ярко выделяющимся.

Решающим показателем, выделяющим академических вокалистов из певцов других, неакадемических жанров, являетсяособая специфическая форма ротоглоточного рупора, выражающаяся в особом специфическом способе формирования гласных и особом способе произнесения согласных.

Распознавание вокальной речи в академическом пении происходит по законам, существенно отличающимся от законов распознавания обыденной разговорной речи и неакадемических жанров пения.

Наиболее сложной задачей обучения пению и является нахождение тончайшего баланса между «неестественной», в принципе, формой гласных в академическом пении и необходимостью сделать эту неестественность незаметной для слушателя, сделать ее воспринимаемой как естественную. «Искусство - быть искусным в искусственности». Этот афоризм как нельзя более точно определяет задачу академического вокала.

Методический материал

«Нетрадиционные упражнения на развитие голоса на основе использования системы В. Емельянова»

Цель - развитие диапазона.

Распевание. Представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков.

Основные приемы ф онопедического метода В.Емельянова для малышей:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Шумовые звуки артикуляционного аппарата (глухие и звонкие согласные).

3. Осознание озвученности вдоха и выдоха.

4. Сигналы доречевой коммуникации – в основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации, заложенные в человеке генетически, эволюционно.

5. Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций.

Фонопедические упражнения являются вспомогательными по отношению к вокальной работе, они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.

Эти фонопедические упражнения помогают расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания, яркости. Усилить насыщенность звука, полетность, проявить большую певучесть звука. Заметнее освободить, раскрепостить певческое звучание и певческий процесс в целом. Методика предусматривает выработку основных показателей певческого голосообразования и тренаж соответствующих мыщц при помощи упражнений.

Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.

1. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Она состоит из упражнений , где работают язык, губы, мышцы лица, применяется массаж лица. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. В дальнейшей работе также желателен визуальный контроль.

Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2) Произносить гласные звуки с позевыванием.

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки да­вят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

3) «Шарик-2» – напрягаем губы и щёки, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть шарик – воздух из полости рта наружу (после упражнения в губах должно быть легкое пока­лывание).

4) «Рыбка» – втянуть щёки в ротовую полость, нижняя челюсть опущена, губы собраны в рыбий рот, поработать – смыкать и размыкать.

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягивают­ся в улыбке.

4)«Кролик» – верхняя губа подтягивается кверху, обнажая верхние зубы, затем нижняя – вниз, обнажая нижние зубы. Представьте, что губу тянут за невидимые ниточки.

5)«Бублик» – хоботок, затем округлить губы (зубы сомкнуты), чтобы были видны зубы. Удерживать до 10 секунд.

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги» (а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящий­ся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зу­бам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазы­ваться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, за­тем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точ­ные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

12) «Прилипала» – присосать широкий язык к небу, не отры­вая языка, открывать и закрывать рог. Закончить щелканьем языка.

13) «Болтушка» – бла-бла-бла- расслабленный язык колеблет верхнюю губу.

14) «Лошадка» – пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не за­острен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна.

15) «Барабан» – язык упирается в верхние зубы, рот приот­крыт, многократно и отчетливо произносим Д-Д-Д, затем ТД -ТД-ТД.

16) «Комарик» – язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук 3-3-3-3.

17) «Ослик» – кончик языка упирается в нижние основания зубов, с силой произносить звукосочетание ИЕ.

18) «Поймаем звук Л» – во время произнесения звука А ши­рокий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличи­вая темп движения, вы услышите звук Л.

2.ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо­слова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, - «штро - бас». Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных, способствующее расширению диапазона:
Методика исходит из наличия в необработанном голосе двух регистров. Резкий переход из регистра в регистр – регистровый порог. Он состоит в резком скачкообразном изменении тембра голоса с непроизвольный повышением тона. Регистровый порог сопровождается характерным звуком, именуемым в практике «миксом», «переломом», «срывом». Целью упражнения является активизация голосового и артикуляционного аппарата в речевом режиме. Тесситура упражнений не ниже фа малой и не выше ми – бемоль первой октав. («А – О – У»,А – Э – И»). Средством активизации фонационного выдоха является широко используемое в обыденной жизни движение выдувания воздуха через сомкнутые в трубочку губы, как при задувании свечи. Временно отключается мускулатура грудной клетки и брюшного пресса. Цель упражнения – тренаж мышц гортани в певческом режиме.

Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

Основная цель упражнений - активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

1-4 упражнения - Работа над выдохом (бесшумный, со звуком, шипящий и так далее)

5 упражнение - «Волна».

6 упражнение - «От шепота до крика».

7 упражнение - « А!!!»

8 упражнение - «Крик - вой».

9 упражнение - Соединение упражнений «Волна» и «Крик - вой» на одном движении.

10 упражнение - «Крик - вой - свист».

11 упражнение - «Волна с криком чаек» (В одном движении упражнения № 9 и 10).

Упражнения этой группы объединяет работа над громкостью звучания голоса в разных регистрах, по выявлению максимальных возможностей. Упражнения дают возможность осознать все режимы работы гортани в их естественном, незамаскированном эстетической обработкой виде, механизмы перехода из регистра в регистр и сопутствующие голосо-телесные ощущения.

Внимание! Данные упражнения предназначены для разрабатывания правильного звукоизвлечения, способствуют рассасыванию певческих узелков, восстановлению смыкания связок.

1.Представили, будто полоскаем горло, только голову вверх не закидываем, а медленно поворачиваем слева-направо, производя звуки "полоскания горла" до тех пор, пока хватает дыхания.
2.Глубоко взяли дыхание ртом, медленно выдыхая, мычим, при этом одновременно легонько стукаем указательными пальцами по ноздрям.
3.То же самое, что и второе упражнение, только вместо постукивания пальцами по ноздрям, стучим по носо-губным (мимическим) морщинкам.

4.Легонько стучим пальцами по верхней губе, произнося при этом "бы-бы-бы-бы-бы", пока хватит дыхания.
5.Легонько стучим пальцем по нижней губе, произнося при этом "вы-вы-вы-вы-вы" или "зэ-зэ-зэ-зэ".
6.Глубоко взять дыхание ртом. Кулачком стучим по груди, от одного плеча к другому, произнося нараспев "А -а-а-а-О-о-о-о-У-у-у-у". Не спешим, экономим дыхание.

Следующий этап:

1. Очень полезны хроматические распевки. Мычим распевочку (c,# c, d,# d, e, f,# f, g и назад - g,# f, f, e,# d, d,# c, c) толчками на выдохе выделяя каждую нотку в подвижном темпе. Диапазон не большой, сперва - квинта (постепенно увеличиваем) в низком регистре с удобной тесситурой.

2. Начинаем известную хроматическую распевочку. Увеличиваем размер распевки до октавы (ни в коем случае не напрягаем связки!) После мычания попевки, поём её с открытым ртом, на " А! А! А!" в том же духе, что и мычали: перед каждой ноткой берём дыхание, голосоподача - активная.


3.По звукам трезвучия исполняем стаккатто на слоги "Ма-ми-мо-ми-ма", далее на полтона повышаем и т.д.


4.На одной ноте исполняем слоги "Гра-грэ-гри-гро-гру", затем "Да-дэ-ди-до-ду" и т.д.


5.Очень полезно чередование слогов "Лё" и "ля". На стаккатто, на одном дыхании поём на слог "лё" подряд ноты диапазона квинты (c, d, e, f, g), быстро берём дыхание и продолжаем на слог "Ля" (g, a, h, c, d) и вниз сперва подобным образом (сперва на "Ля" квинту вниз, затем повторяясь на ноте" g" переходим на "лё".

Не забывайте перед каждым занятием делать очень полезное упражнение «Полоскание горла», и начинать распевки с закрытым ртом.

Подготовила преподаватель вокальной студии Штрауб И. А..