Самоуправления на территории рф. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях со специальным статусом. Правовая основа деятельности органов местного самоуправления

Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, являясь субъектами Федерации, имеют собственную структуру органов государственной власти: представительный (законодательный) и исполнительный орган государственной власти города и вправе создавать свои уставные суды.

Вместе с тем и Москва, и Санкт-Петербург - не только субъекты Федерации, но и города. Согласно же Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях (ст. 131).

Во-первых, в городах федерального значения в соответствии с их уставами и законами могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления (ст. 14).

Во-вторых, в городах федерального значения создаются внутригородские муниципальные образования (ст. 12).

В-третьих, местное самоуправление на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами данных субъектов Федерации (ст. 12).

В-четвертых, в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на территориях городов федерального значения муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами данных субъектов Федерации (ст. 6).

В-пятых, объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий осуществляются законами городов федерального значения в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 12).

В-шестых, установлено, что население городских поселений, входящих в состав территории городов федерального значения как субъектов Федерации (например, в Москве - это г. Зеленоград), не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

В-седьмых, предусмотрено регулирование федеральными законами особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

При этом на города федерального значения распространяются общие положения Закона об общих принципах организации местного самоуправления о том, что:

а) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14);

б) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17);

в) муниципальные образования (включая и внутригородские муниципальные образования) имеют муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Территориальными единицами г. Москвы являются административные округа и районы.

Административные округа в Москве - это территориальные единицы города, образуемые для административного управления соответствующими территориями, координации деятельности администрации районов, территориальных подразделений и служб отраслевых органов городской администрации, осуществления контроля за исполнением правовых актов города.

Образование, преобразование и упразднение административных округов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется мэром.

Административный округ включает в себя несколько районов города. Границы административного округа не могут пересекать границ районов.

Всего в Москве 10 административных округов (включая Зеленоградский административный округ).

Исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории административного округа осуществляет префект административного округа -должностное лицо городской администрации.

В соответствии с Уставом г. Москвы префекты входят в состав Правительства Москвы. Они назначаются на должность и освобождаются от должности мэром на основе единоначалия, издают по вопросам своей компетенции распоряжения, представляют мэру или Правительству Москвы ежегодный отчет о своей деятельности.

Таким образом, на уровне административного округа осуществляется государственное управление.

Административные округа подразделяются на районы. Районы - это территориальные единицы города, образуемые с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры, возможностей решения местных вопросов в интересах населения района.

Образование, преобразование и упразднение районов, присвоение им наименований, установление и изменение их границ осуществляется городской Думой по представлению мэра.

Район Москвы может включать в себя микрорайоны.

Органом власти района является районная Управа. Районная Управа является юридическим лицом. В состав управ входят районное Собрание и администрация района, возглавляемые главой Управы.

Управа самостоятельно распоряжается финансовыми ресурсами района в пределах утвержденной сметы доходов и расходов, за исключением тех случаев, когда целевое назначение средств, передаваемых району, особо оговорено. Районная Управа обеспечивает решение вопросов местного значения, руководство хозяйственными и социальными службами района.

Советники районного Собрания избираются жителями Москвы гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

Число советников, избираемых в районное Собрание, определяется городской Думой по представлению Московской городской избирательной комиссии с учетом численности избирателей района. При числе избирателей в районе до 50 тыс. человек избирается 10 советников, при числе избирателей свыше 50 тыс. - один советник дополнительно от каждых полных или неполных 10 тыс. избирателей.

Свои полномочия советник осуществляет как общественное и почетное поручение без отрыва от постоянного места работы.

Глава Управы избирается советниками районного Собрания по представлению мэра. Мэр Москвы может предложить в качестве главы Управы одного из советников районного Собрания или другого кандидата. В случае, если советники районного Собрания отклоняют кандидатуру, предложенную мэром, то он вправе внести другую кандидатуру либо назначить ранее предложенного кандидата исполняющим обязанности главы Управы на срок до шести месяцев. По истечении этого срока проводится повторное голосование по кандидатуре на должность главы Управы. Если она отклоняется, то мэр обязан представить другую кандидатуру.

В порядке осуществления районным Собранием контрольных функций на заседаниях Собрания заслушиваются отчеты и сообщения главы и других должностных лиц Управы.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через территориальную общину и создаваемые ею органы.

Территориальная община - добровольная самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан - жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, определенных уставом.

Границы территории, на которой образована территориальная община, устанавливаются жителями с учетом исторических, культурных, социально-экономических, коммунальных и иных признаков целостности территории общины. Территория общины является частью территории района, ее границы не могут выходить за границы территории района.

Высшим руководящим органом территориальной общины является собрание (сход) или конференция.

Для осуществления функций, принятых на себя территориальной общиной, собрание (сход) или конференция избирает подотчетные собранию (сходу), конференции органы территориального общественного самоуправления (органы территориальной общины) - комитет (совет) общественного самоуправления и контрольную (ревизионную) комиссию. При небольшом числе жителей могут быть избраны староста и контролер (контролеры).

Житель любой территории города имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориальной общины на этой территории, принимать участие в собраниях (сходах), конференциях и опросах, проводимых общиной, избирать и быть избранным в ее органы.

Образование территориальной общины осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции жителей соответствующей территории. Учредительное собрание (сход) или конференцию организует инициативная группа жителей соответствующей территории в количестве не менее десяти человек. Она принимает решение о проведении учредительного собрания (схода) или конференции в зависимости от числа жителей, проживающих на данной территории, размеров территории, местных условий и других обстоятельств.

Инициативная группа информирует районную Управу о дате проведения учредительного собрания (схода), конференции и представляет план (схему) территории общины с указанием ее границ. Глава районной Управы в двухнедельный срок письменно либо извещает инициативную группу о своем согласии с указанными в схеме границами, либо предлагает мотивированное изменение границ территории общины.

Учредительное собрание (сход) или конференция принимает решение о создании территориальной общины, утверждает границы ее территории и избирает ее органы - комитет (совет) и контрольную (ревизионную) комиссию. Решения учредительного собрания (схода), конференции оформляются протоколом, копия которого направляется в районную Управу.

Согласно Закону г. Москвы о территориальном общественном самоуправлении территориальная община имеет устав, который принимается на собрании (сходе) или конференции жителей, учреждающих территориальную общину.

В собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения, проживающего на соответствующей территории, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, а также жилые, нежилые и отдельные вновь созданные производственные помещения, другое имущество, в том числе переданное городом в собственность территориальной общине на основе городских правовых актов.

Органы территориальной общины в процессе своей деятельности взаимодействуют с органами власти района и города, в том числе и на основе договоров и соглашений.

Договор заключается на выполнение переданных комитету (совету) полномочий, на выполнение обусловленных работ и предоставление услуг. В нем указываются объемы и сроки выполнения работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения имущества, обязательства сторон. Соглашение может быть заключено между районной Управой и комитетом (советом) по всему комплексу их взаимоотношений.

Районная Управа вправе осуществлять контроль за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий.

Предложения территориальной общины, принятые собранием (сходом), конференцией и переданные в районную Управу, в случае возникших разногласий рассматриваются районным Собранием.

Решения собраний (сходов), конференций общины, а также ее органов, принимаемые в рамках действующего законодательства и своих полномочий, для органов власти и граждан, проживающих на данной территории, носят рекомендательный характер. Решения собраний (сходов), конференций общины для ее органов носят обязательный характер.

Местное самоуправление на территориях со специальным административно–правовым режимом

В Российской Федерации существуют территории, на которых организация местного самоуправления требует особых условий. Обусловлено это может быть спецификой социальной, коммунальной или иной инфраструктуры, особым режимом обеспечения государственной тайны, необходимостью установления разрешительного порядка нахождения на определенной территории или необходимостью создания определенных условий для активного развития той или иной территории Российской Федерации.

В таких случаях условия или особенности организации местного самоуправления устанавливаются на уровне закона и, как правило, либо касаются вопросов территориального устройства, предоставления органам местного самоуправления специальных полномочий либо изъятия каких-либо полномочий.

Например, в Российской Федерации действуют особые условия организации местного самоуправления в городах федерального значения - городе Москве и городе Санкт-Петербурге, в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах Российской Федерации и некоторых свободных экономических зонах Российской Федерации, на приграничных территориях.

1. Организация местного самоуправления в городах федерального значения.

Специфику организации местного самоуправления в городе Санкт-Петербург, как и в городе Москве, обусловливает то, что перечень вопросов местного значения определяется законами Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, а местные налоги и сборы устанавливаются специальными законами указанных субъектов Федерации.

Законодательство допускает и возможность зачисления установленных источников доходов местных бюджетов в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти городов федерального значения также самостоятельно могут производить передачу органам местного самоуправления имущества исходя из перечня вопросов местного значения, установленных для этих муниципальных образований законами указанных субъектов Российской Федерации.

2. Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях.

Формирование бюджета ЗАТО осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ, с учетом следующих особенностей:

дополнительные льготы по налогам и сборам предоставляются соответствующими органами местного самоуправления организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах ЗАТО. Право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90 % основных средств и осуществляющие не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих ЗАТО (в том числе не менее 70 % среднесписочной численности работников таких организаций должны составлять лица, постоянно проживающие на территории соответствующего ЗАТО, и не менее 70 % фонда оплаты труда должно выплачиваться работникам, постоянно проживающим на территории соответствующего ЗАТО);

дефицит бюджета ЗАТО покрывается субсидиями, субвенциями и дотациями из средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями;

в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территории (действие данной нормы приостановлено).

Решение о перераспределении планируемого превышения доходов бюджета ЗАТО над его расходами принимается по представлению Правительства РФ при принятии федерального закона о федеральном бюджете на очередной год с учетом установленной для данного образования бюджетной обеспеченности населения. Средства превышения доходов бюджета над его расходами направляются на финансирование государственных и региональных экологических и социальных программ по преодолению последствий деятельности предприятий и(или) объектов.

Перераспределению не подлежат средства превышения доходов бюджета над его расходами, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах.

Осуществление в ЗАТО за счет ассигнований из федерального бюджета строительства предприятий и (или) объектов, а также их реконструкция с сохранением оборонной направленности производства влечет за собой обязательность отчисления части ассигнований органам местного самоуправления.

Средства в размере не менее 10 % от затрат на производственное строительство сверх предусмотренных в соответствии с действующими нормативами в сводных сметных затратах единовременно либо частями по срокам строительства перечисляются предприятиями и(или) объектами в распоряжение органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие соответствующей территории.

При финансировании государственного оборонного заказа предприятия и(или) объекты, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения в размере 1 % от объема финансирования, включаемые в стоимость государственного оборонного заказа.

3.. Организация местного самоуправления в наукоградах

Наукоград – городской округ с градообразующим научно-производственным комплексом, который представляет собой совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.

Инфраструктура наукограда – совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда.

В состав научно-производственного комплекса могут быть включены:

  1. научные организации и высшие учебные заведения при условии прохождения ими в установленном порядке государственной аккредитации;
  2. промышленные предприятия при условии, что объем производства наукоемкой продукции в течение 3 лет, предшествующих году подачи документов о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда, составляет не менее 50 % общего объема производства;
  3. объекты инновационной инфраструктуры, малые предприятия независимо от организационно-правовой формы, работающие в научно-технической и инновационной сфере, при условии выполнения по договорам с научными организациями, расположенными на территории данного муниципального образования, работ, составляющих не менее 50 % объема их основной деятельности.

Указанные организации должны быть в установленном порядке зарегистрированы на территории данного муниципального образования.

К особенностям статуса наукоградов и организации местного самоуправления можно отнести:

  1. решение о присвоении (лишении) городскому округу статуса наукограда принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Указанный статус может быть присвоен на срок до 25 лет. Статус наукограда может быть сохранен после истечения указанного срока, либо при необходимости городской округ может быть досрочно лишен данного статуса в соответствии с законодательством;
  2. решение о присвоении статуса наукограда сопровождается утверждением Президентом РФ основных направлений деятельности и программы развития наукограда, представленных Правительством РФ;
  3. финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующий субъектов РФ, иных источников финансирования в соответствии с законодательством РФ.

4. Организация местного самоуправления на приграничных территориях

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях должны определяться специальным законом.

В настоящее время таким законом является Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

Это обусловлено тем, что защита Государственной границы Российской Федерации должна быть основана на согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

В связи с этим на органы местного самоуправления приграничных территорий возлагаются дополнительные полномочия, что отражается в целом на организации и обеспечении деятельности органов местного самоуправления на приграничных территориях.

Например, по предложениям органов местного самоуправления поселений в пограничную зону могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне, могут регулироваться не только федеральными законами, но и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Они обязаны оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.

А уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

Ключевые слова: инкорпорация, корпорация, коммуна, графство, город-графство, специальный округ, поселенческая модель, районная модель, двухуровневая модель, поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородские территории города федерального значения, города областного подчинения, наукограды, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), межселенные территории, границы МО, преобразование МО.

Можно еще предоставить право определения территорий МО самим жителям этих территорий с последующим утверждением статуса МО государственными органами. На практике интересы населения выражают местные элиты, которые учитывают описанные подходы.

Эти противоположные тенденции диктуют формирование МО разных видов, размеров, с разным числом жителей, с разным кругом решаемых вопросов местного значения. Так сформированы МО в большинстве зарубежных стран, где приняты двух и трехуровневые модели МСУ , с законодательным разграничением полномочий между уровнями.

Зарубежная практика

Размеры территорий, количество жителей в них, предоставление территории статуса МО и территориальная структура МСУ во всем мире различаются и довольно значительно.

Территории, выступающие в роли субъектов МСУ, формируются на западе снизу, в процессе инкорпорации -добровольного объединения локальных сообществ в локальную корпорацию. Ограничителем служит численность населения. В США жители поселений голосуют за инкорпорацию и подают соответствующую петицию, после чего следует создание инкорпорированного субъекта МСУ, т.е. МО.

В 1960-е гг. минимальный размер МО в различных странах был установлен так, чтобы в нем проживали 8,10,12 или 20 тыс. жителей - количество, оптимальное для обеспечения начальными школами и удовлетворения других базовых социальных потребностей. В Великобритании в результате реформ в начале 1970-х гг. минимальный размер района в графстве составил 80 тыс. человек, а районов крупных городов - около 200 тыс.

В Северной Европе распространены крупные МО, а в странах Средиземноморья - более мелкие. Во Франции, например, действуют более 36 тыс. коммун со средним количеством в 1500 жителей. Средний размер района в графстве Великобритании (96 тыс. человек) более чем в 13 раз превышает средний размер муниципалитета в Италии и Германии, а они, в свою очередь, в 5 раз больше чем средняя французская коммуна. В США насчитывается более 84 500 самых различных МО.

В США территориальная структура МСУ не является ни стройной, ни регулярной:

  • уровень развития МСУ отличается от места к месту. На периферии американских штатов имеются территории, где отсутствуют полноценные органы МСУ. В одних случаях вопросы местного значения здесь решаются в графствах, в других создаются квазикорпорации (тауншипы), где нет полноценных органов МСУ;
  • на разных территориях разное число уровней МСУ. Графства (уровень МСУ, максимально приближенный к штатам) отсутствуют на Аляске, Коннектикуте, Род-Айленде;
  • нарушения иерархии уровней МСУ. В некоторых случаях крупные МО включают в свой состав графства. Есть примеры, когда мелкие МО входят в тауншипы, не являющиеся муниципальными корпорациями;
  • отраслевые структуры местной власти (специальные округа) помимо территориальных. Школьные округа могут объединять множество муниципалитетов.

Подобная ситуация (неупорядоченность территорий МСУ, сильно различающаяся численность населения МО) наблюдается и в западноевропейских странах. В Великобритании, например, есть города-графства и неграфские города, входящие в состав графств (промежуточный уровень МСУ ).

Крупные города обычно обладают большей ресурсной базой в сочетании с необходимой компактностью. Это позволяет им реально претендовать на статус автономных образований, который они обычно и получают. Периферия представляет собой совокупность мелких разбросанных поселений, каждое из которых обладает небольшими ресурсами и населением. Центры оказываются эквивалентными по ресурсам и числу жителей обширным территориям. В Великобритании имеется примерно равное число графств и городов-графств, в США некоторые муниципалитеты также выделены из графств (в основном в штате Вирджиния).

Формальной политической иерархии в отношениях между различными уровнями МСУ, как правило, не предусматривается. Каждый уровень имеет собственную компетенцию. На практике, из-за ресурсной необеспеченноти нижние уровни МСУ попадают в зависимость от более высоких.

В отличие от западных стран, в России, как правило, территории МО формируются государством («сверху»), конечно, с учетом мнения населения, исторических и местных традиций и т.д.

До принятия Федерального закона № 131-ФЗ, в период действия Федерального закона № 154-ФЗ, в России имелись три модели территориальной организации МСУ: поселенческая, районная (городская) и двухуровневая.

Поселенческая модель предполагает организацию МСУ на уровне сельского или городского поселения или части крупного города (внутригородского района). Исторически поселенческий принцип восходит к средневековому городскому управлению в Западной Европе и освоению Северной Америки. Он наиболее соответствует Европейской хартии местного самоуправления.

Поселенческая модель не получила широкого распространения в России. Наиболее распространенной была районная (городская) модель, которая применялась в 43 субъектах РФ. По этой модели МСУ осуществлялось в административных районах и городах областного значения. В двухуровневой модели МО образовывались как на уровне поселений, так и на уровне района (города), т.е. поселенческие МО существовали в границах районных (городских) МО.

Определение и изменение границ территории МО, ее состав, преобразование старых и образование новых МО являются сегодня предметом правового регулирования субъектов РФ, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

Сам Закон предусматривает следующее (см. рис. 11.1): все МО разделяются на три вида - поселение (городское или сельское), муниципальный район (аналог прежнего административного района), включающий в себя поселения и территории между ними, городской округ. Статус городского округа приобрели крупные города, в том числе города областного подчинения, ЗАТО и наукограды. Особым видом МО являются внутригородские территории городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Территории вне границ поселений получили статус межселенных территорий - это территории с низкой плотностью населения, они включаются в территорию муниципального района. Для каждого вида МО (за исключением Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга) закреплены предметы ведения и полномочия.

В 2014 г. принята поправка в Федеральный закон № 131-ФЗ, предусматривающая возможность осуществления МСУ во внутригородских районах городских округов. Наделение городского округа статусом городского округа с внутригородскими районами осуществляется законом соответствующего субъекта РФ. Примером городского округа с внутригородским районным самоуправлением может служить г. Челябинск, в котором помимо территории городского округа (города как целого) осуществляется местное самоуправление в семи внутригородских районах.

В труднодоступных территориях сельский населенный пункт с населением менее 100 человек может не наделяться статусом поселения, если такое решение принято на сходе граждан, в нем проживающих. В этом случае такой населенный пункт войдет в состав муниципального района.

Границы МО устанавливаются и изменяются, а МО преобразуются (разделяются, объединяются, изменяется их статус) только региональными законами. При этом если при изменении границ и (или) любом преобразовании МО на изменяемой территории имеется население, то региональный закон должен предусматривать проведение местного референдума по этому вопросу. Ранее в Федеральном законе № 154-ФЗ имелась норма, которая предписывала изменять границы МО, преобразовывать МО с учетом мнения населения, не конкретизируя, каким образом этот учет производить. В результате дело, как правило, ограничивалось лишь социологическим опросом, результаты которого могли использоваться при принятии решения, а могли и игнорироваться.

Итак, законом установлена двухуровневая система МСУ на всей территории России, за исключением городов, получивших статус отдельных городских округов. Первый уровень (за рубежом - базовый) - это поселения, второй - муниципальные районы. Городские округа являются аналогом зарубежных городов-графств, они совмещают предметы ведения поселений и муниципальных районов, город получает статус городского округа законом субъекта РФ.

Общее количество МО в России сегодня превышает 20 тыс., причем новых МО было создано более 11 500 (в основном на уровне поселений).

Рис. 11.1.

  • Территория является важнейшей и неотъемлемой частью ТПС.Вопрос территориальной организации - это один из самых сложныхвопросов формирования системы МСУ. Проблема определения территорий МО может решаться либо политическим путем, либо функциональным. Политическое решение - определение территорий МОкак результат борьбы за контроль над ресурсами между различнымигруппами интересов. Функциональное решение - определение территорий МО, исходя из возможности эффективного исполнения функцийМСУ. На практике присутствуют элементы и того, и другого подходов,но более продуктивным представляется функциональный подход, который используется значительно чаще. Установление размеров и границ каждого конкретного МО предполагает учет двух противоположных тенденций:
  • приближения МСУ к населению, что ведет к уменьшению размеров территории МО. Интересы местного сообщества предполагаюттакие принципы территориальной организации: эффективность самоорганизации, основанной на осознаниижителями своих интересов и участия в их реализации. Здесь большуюроль играют также исторические и местные традиции; подконтрольность органов и должностных лиц МСУ населению;
  • доступности органов МСУ в течение короткого периода времени для жителей МО (например, пешая доступность в течение сутокдля населенного пункта и транспортная доступность в течение сутокдля района);
  • укрупнение размеров МО для обеспечения необходимого экономического потенциала, с развитой социальной и инженерной инфраструктурой, с целью эффективного решения местных вопросов и оказания услуг населению.
  • 2 Подробнее см. главу 12 «Предметы ведения МСУ».
  • Самый нижний, максимально приближенный к жителям уровень МСУ называется базовым, следующий - промежуточным, подробнее см. ниже главу 12. «Предметыведения МСУ».

Принципы территориальной организации местного самоуправления - это законодательно установленные положения и требования, в соответствии с которыми определяются порядок образования и преобразования муниципальных образований, состав территории муниципальных образований, а также порядок установления и изменения их границ.

Данные требования основываются на конституционных положениях, нормах Европейской хартии местного самоуправления и закреплены в Федеральном законе. Необходимо отметить, что Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнес в свое время установление порядка образования, преобразования муниципальных образований, установления и изменения их границ в основном к компетенции субъектов Федерации. Сегодня принципы территориальной организации местного самоуправления, по сути, в полном объеме определяются на федеральном уровне.

К ним относятся принципы, определяющие: во-первых, порядок образования и преобразования муниципальных образований; во-вторых, порядок установления и изменения границ муниципальных образований; в-третьих, состав территории муниципальных образований.

  • 1. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований:
  • 1) местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Новеллой в правовом закреплении данного принципа территориальной организации местного самоуправления является то, что Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает закрытый перечень видов муниципальных образований, которые могут создаваться в субъектах Федерации, определяя их территориальную основу и статус. Кроме того, Закон предусматривает, что территория субъекта Федерации должна быть разграничена между городскими и сельскими поселениями (муниципальными образованиями). Исключение могут составлять территории с низкой плотностью населения, которые могут не включаться в состав территорий поселений (ст. 11.).

Федеральный закон 2003 г. не содержит такого положения, хотя признает, во-первых, особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, на приграничных территориях и т.д. (гл. 11) и, во-вторых, устанавливает, в каких случаях допускается временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления (ст. 75);

2) сочетание поселенческого и территориального принципов при формировании муниципальных образований.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, а также на других территориях. Закон 2003 г. определяет содержание поселенческого принципа, устанавливая требования к городским (включая и городской округ) и сельским поселениям как муниципальным образованиям, а также конкретизирует конституционное положение о «других территориях», в границах которых осуществляется местное самоуправление, относя к ним прежде всего территории муниципальных районов. Кроме того, надо учитывать, что сельское поселение как вид муниципального образования может создаваться на основе как поселенческого принципа (представляя собой один населенный пункт), так и территориального принципа (представляя собой несколько населенных пунктов, объединенных общей территорией). В особую категорию муниципальных образований Закон выделяет внутригородские муниципальные образования, создаваемые в городах федерального значения. Особенности территориальной основы имеют также закрытые административно-территориальные образования, обладающие статусом городского округа;

3) двухуровневая территориальная организация местного самоуправления в границах муниципального района.

Если Федеральный закон 1995 г. допускал возможность двухуровневой территориальной организации местного самоуправления (в границах, например, района, а также крупного города, имеющего районное деление), то Закон 2003 г. прямо предусматривает обязательность такой организации местного самоуправления в муниципальном районе, выделяя при этом не только вопросы местного значения поселения, но и вопросы местного значения межпоселенческого характера, относя их к компетенции муниципального района (ст. 2).

Возможность двухуровневой организации местного самоуправления в городах новый Закон уже не предусматривает;

4) участие население в принятии решений по вопросам преобразования муниципальных образований.

Этот принцип обеспечивается правом населения, во-первых, выступить с инициативой преобразования муниципального образования и, во-вторых, выражать свое мнение по вопросу преобразования муниципального образования путем голосования (в порядке, предусмотренном для проведения местного референдума) либо на сходах граждан;

5) учет численности населения при образовании сельского поселения.

Федеральный закон 1995 г. закрепил принцип: население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на местное самоуправление, допуская тем самым возможность формирования небольших по численности муниципальных образований. Закон 2003 г. иначе регулирует данный принцип, устанавливая критерий численности населения для сельского поселения. В состав территории сельского поселения согласно данному Закону могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территорий с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территорий с высокой плотностью населения - менее 3000 человек).

Вместе с тем Закон допускает, что в соответствии с законом субъекта Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях сельский населенный пункт с численностью менее 100 человек может не надеяться статусом поселения и данный населенный пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на сходе граждан, проживающем в соответствующем населенном пункте. В этом случае, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют в данном населенном пункте все полномочия органов местного самоуправления поселения;

6) наделение субъектов Федерации соответствующих муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района, внутригородского муниципального образования.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает требования и критерии, которыми должны руководствоваться субъекты Федерации, решая вопросы образования и преобразования муниципальных образований. До 1 марта 2005 г. они должны были наделить соответствующим статусом муниципальные образования, сформированные на их территории. Вопрос о наделении статусом муниципального образования внутригородские территории городов федерального значения осуществляется в соответствии с уставами и законами указанных субъектов Федерации.

Закон 1995 г. относил установление порядка образования и преобразования муниципальных образований к компетенции субъектов Федерации. Новый Закон 2003 г. подробно урегулировал этот порядок, следуя которому субъекты Федерации решают вопросы образования и преобразования муниципальных образований, наделения их соответствующим статусом.

  • 2. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований:
  • 1) территория субъекта Федерации разграничивается между поселениями. При этом Закон устанавливает, что:
    • а) территории с низкой плотностью сельского населения (межселенные территории) могут не включаться в состав территорий поселений;
    • б) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  • 2) установление границ сельского поселения (в состав которого входят два и более населенных пункта), а также муниципального района, как правило, с учетом пешеходной (транспортной) доступности.

Этот принцип означает, что границы, как правило, должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы жители соответствующего муниципального образования могли в течение рабочего дня добраться до административного центра своего муниципального образования и обратно в населенный пункт, где они проживают (для муниципального района границы устанавливаются с учетом транспортной доступности, а для соответствующего сельского поселения - пешеходной доступности);

3) целостность территории муниципального образования.

Этот принцип предполагает, что:

  • а) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
  • б) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
  • в) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района. Это обусловлено двухуровневой организацией местного самоуправления в муниципальном районе. Что же касается городского округа, то его территория не может входить в состав территории муниципального района: данные муниципальные образования не объединены общей территорией;
  • 4) учет мнения населения при решении вопроса об установлении и изменении границ муниципальных образований.

Согласно Конституции РФ (ст. 131) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Федеральный закон 2003 г., развивая данный принцип, предусматривает, что в одном случае изменение границ осуществляется с учетом мнения населения, а в другом - только с согласия населения (например, согласие населения требуется при изменении границ муниципального района, влекущем отнесение территорий отдельных населенных пунктов к территориям других муниципальных районов);

5) учет исторических, местных традиций, необходимости создания условий для решения соответствующих вопросов местного значения, развития муниципального образования.

Этот принцип обусловлен прежде всего спецификой местного самоуправления как формы власти народа, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Кроме того, при установлении и изменении границ должны учитываться и иные факторы: характер и объем отнесенных к ведению муниципального образования данного вида вопросов местного значения, план развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры муниципального образования и др.;

6) установление и изменение границ муниципальных образований законами субъектов Федерации.

Федеральный закон 1995 г. также признавал за субъектами Федерации право устанавливать и изменять границы муниципальных образований. Он тоже относил к их ведению регулирование порядка установления и изменения данных границ (ст. 13). Федеральный закон 2003 г. сам достаточно подробно регулирует этот прядок. Поэтому субъекты Федерации, устанавливая и изменяя границы муниципальных образований, должны руководствоваться требованиями данным Федеральным законом.

  • 3. Принципы, определяющие состав территории муниципальных образований:
  • 1) обеспечение устойчивого и комплексного развития территории муниципального образования в целях эффективного решения вопросов местного значения, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Реализация данного принципа обеспечивается следующими требованиями Закона:

  • а) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  • б) в состав территории поселений должны включаться не только земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, но и рекреационные земли, земли, необходимые для развития муниципального образования;
  • в) состав земель территории муниципального района, определяющих его границы, должен обеспечивать создание условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а также для осуществления на всей территории муниципального района делегированных государственных полномочий;
  • 2) учет исторических и иных местных традиций при определении состава территории муниципального образования, установлении его границ.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает включение в состав территории поселения исторически сложившихся земель населенных пунктов. В состав территории поселения должны также входить земли традиционного природопользования населения соответствующего поселения.

Согласно ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ осуществление местного самоуправления в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь),(Байконур), закрытых административно-территориальных единицах, наукоградах, на приграничных территориях имеет (может иметь) свои особенности.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» устанавливает, что в городах федерального значения Москва,Санкт-Петербург и Севастополь в соответствии с уставами указанных субъектов местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обуславливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ- городов федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

В соответствии с Федеральным законом "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года №3297-1 закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (далее - предприятия и (или) объекты), для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Вся территория закрытого административно-территориального образования является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

Территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов.

При установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его реорганизации требования законодательства Российской Федерации об учете мнения населения не применяются.

Закрытое административно-территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:

1-установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и (или) объектам;

2-определения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанного образования;

3-медико-санитарного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан населения закрытых административно-территориальных образований, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий;

4-выдачи разрешений на строительство на земельных участках, занимаемых предприятиями и (или) объектами,

5 обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка, и обеспечения пожарной безопасности.

Решения по указанным вопросам принимаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в отношении закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых Федеральным законом "О закрытом административно-территориальном образовании".

В соответствии с ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации»7 апреля 1999 года N 70-ФЗ наукоград Российской Федерации - это муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом;

Правовое регулирование статуса наукограда осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами об общих принципах организации местного самоуправления, о науке и государственной научно-технической политике, другими федеральными законами, законом, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1072 "Об утверждении критериев присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса" утверждены критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и порядок рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда и прекращении такого статуса.

Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно отвечать следующим критериям:

1весь градообразующий научно-производственный комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования;

2в уставе муниципального образования или в ином нормативном акте, принятом в установленном порядке органом местного самоуправления, должны быть предусмотрены обязанности администрации данного муниципального образования по поддержке развития научно-производственного комплекса, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовки кадров, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения о целесообразности развития данного муниципального образования как наукограда, порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса.

3 научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, должен являться для данного муниципального образования градообразующим и отвечать одному из следующих условий: основные фонды комплекса составляют не менее 50 процентов общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов (за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы), расположенных на территории данного муниципального образования;

4 объем научно-технической продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении составляет более 50 процентов общего объема продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования.

Осуществление местного самоуправления на приграничных территориях в настоящее время регламентируется Законом РФ от 01 апреля 1993 года №4730-1 «О Государственной границе РФ».

Особенности организации местного самоуправления на пограничных территориях обусловлены установлением пограничного режима в пограничной зоне и российской части рек, озер и иных водоемов, внутренних морских водах и территориальном море РФ. Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.

6.Межмуниципальное сотрудничество: понятие, правовые формы. Ассоциации (союзы) муниципальных образований .

Межмуниципальное сотрудничество- способы взаимодействия муниципальных образований в целях повышения эффективности решения вопросов местного значения.

В каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", применяемыми к ассоциациям.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представителей Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Тематика рефератов:

1. Местное самоуправление в городах федерального значения.

2. Местное самоуправление на территориях с особым статусом.

3. Основные модели муниципального устройства в субъектах РФ.

4. Муниципальные образования в РФ: порядок образования, правосубъектность.

5. Границы муниципальных образований в РФ.

6. Межмуниципальное сотрудничество.

7. Конгресс муниципальных образований Российской Федерации.

1. В селе С.- административном центре С-ского сельского поселения был построен крупный деревообрабатывающий комплекс, в связи с чем численность жителей села увеличилась до 3,5 тыс.человек за счет работников комплекса, приехавших из других мест. Директор комплекса обратился в администрацию района с заявлением о придании селу статуса рабочего поселка, а также о выделении из состава С-ского сельского поселения и придании ему статуса самостоятельного муниципального образования.

Возможно ли удовлетворение требований директора комплекса? Каков порядок решения данного вопроса?

2. Жители населенных пунктов Л-кого района, расположенных в непосредственной близости от границы С-кого раона решили войти в состав С-кого района. Многие жители этих населенных пунктов работали в районном центре- поселке С., а сами эти населенные пункты по профилю хозяйственной деятельности были тесно связаны с близлежащими поселениями С-кого района. Инициативная группа жителей обратилась с заявлением по данному вопросу в администрацию Л-кого района. Глава администрации проинформировал об инициативе жителей районный Совет. Однако депутаты представительного органа Л-кого района приняли решение о недопустимости подобного изменения границ территории района, поскольку в этом случае существенно уменьшается налогооблагаемая база Л-кого района и решение вопросов местного значения, отнесенных законодательством к компетенции муниципального района станет невозможным. На основании решения районного Совета глава администрации отказал в регистрации инициативной группы граждан по вопросу изменения границ муниципального образования.

Каков порядок изменения территории муниципального района? Возможен ли переход части населенных пунктов из одного района в другой в указанной ситуации?

3. После открытия в городском округе нового научно-исследовательского института депутаты городской Думы решили придать городу статус наукограда, приняв о этому поводу на своем заседании соответствующее решение. Постоянной комиссии по экономическому развитию было поручено подготовить изменения и дополнения в устав городского округа. Спустя 2 месяца городская Дума утвердила подгтовленные поправки в Устав, в соответствии с которым городской округ признавался наукоградом, и направила решение о внесении изменений и дополнений в устав на регистрацию в управление юстиции.

4. Жители сельского поселения Н., где от первоначальной численности в 1100 человек осталось проживать всего 500 человек, обратилось к главе муниципального района, в состав которого входило данное поселение, с просьбой лишить их статуса самостоятельного муниципального образования и включить в состав соседнего городского поселения. Глава муниципального района подготовил соответствующий проект решения районного муниципального Совета и вес его на рассмотрение депутатов очередной сессии. Депутаты районного Совета сочли просьбу жителей Н. целесообразной и приняли решение и включении села Н. в состав городского поселения.

Соответствует ли законодательству решение представительного органа муниципального образования? Возможно ли включение населенного пункта в состав городского поселения?

5. Территория Российской Федерации распространяется не только на сухопутные и морские границы, но и на континентальный шельф, воздушное пространство, морские суда, дипломатические консульства и т.п. Муниципальные образования также обладают определенной территорией.

Возможно ли осуществление местного самоуправления на территории дипломатического консульства или на территории космического комплекса "МКС"? Входит ли воздушное пространство в территорию муниципального образования?