Методические рекомендации по работе государственных и муниципальных архивов с фотодокументами. Рекомендации по условиям хранения и применению индикаторного экспресс-метода оценки стабильности кинодокументов на нитроцеллюлозной основе в государственных арх

С 2001 года в архиве ведется работа по компьютерной реставрации оцифрованных изображений, с выводом отреставрированных изображений на фотопленку.

В РГАКФД на хранении находится 10 522 фотоальбома, содержащих 179 168 снимков. Нас постоянно беспокоила сохранность альбомов, которые содержат очень ценную, а зачастую единственную в своем роде информацию. В целях сохранности оригинальных фотоальбомов в архиве проводится контратипирование альбомного фонда и создание дубль-альбомов. В фотолаборатории архива изготовлено свыше 73 тысяч контратипов. При наличии дубль-альбомов исследователям оригинальные фотоальбомы не выдаются.

В архиве на хранении более 196 тысяч единиц хранения кинодокументов на триацетатной основе. Внедренная в отечественную кинематографию с конца 1950-х годов, эта пленка не оправдала надежд, рассчитанных на её долговременное хранение. Практика архивного хранения и исследования последних лет показали, что триацетатная пленка имеет тенденцию к разложению основы: пленка становится хрупкой, увеличивается её усадка, появляется характерный запах уксусной кислоты и т.д.

Как и во всех архивах мира, хранящих аудиовизуальную документацию, на нас обрушилась проблема «уксусного синдрома». Не один год архив занимается сначала совместно с НИКФИ, затем с РГАНТД, проводит самостоятельные исследования, по предотвращению появления «уксусного синдрома» на кинодокументах с триацетатной основой. Особенно подвержен «уксусному синдрому» такой элемент комплекта кинодокументов как магнитные фонограммы.

В связи с этим в архиве была разработана специальная программа по работе с магнитными фонограммами. С целью предотвращения заражения кинодокументов парами уксусной кислоты все магнитные фонограммы (их на хранении в архиве – 21 тысяча), были перемещены на 2-ой этаж триацетатного фильмохранилища. Наряду с проведением контроля технического состояния магнитных фонограмм с использованием фильмофонографа (Слайд 35 ) для определения состояния звука, проводится проветривание коробок и закладка в них поглотителей уксусной кислоты. Эта работа проводится с конца 2000 года. За это время прошли проверку технического состояния все магнитные фонограммы. 44 ед.хр. были выявлены с признаками «уксусного синдрома», эти коробки были переведены на другой носитель (записаны на кассету). На сегодняшний день по результатам последующих проверок нам необходимо ещё оцифровать 429 ед.хр. магнитных фонограмм, шумов/музыки, которые показали наличие «уксусного синдрома» III стадии (осыпание магнитного слоя) (Слайды 36-38 ). С сентября 2016 года начался четвертый круг проверки магнитных фонограмм.


VII. ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ФОТОДОКУМЕНТОВ

Комплекс мероприятий по созданию нормативных условий, соблюдению нормативных режимов и надлежащей организации хранения фотодокументов, исключающих их хищение и утрату и обеспечивающих поддержание их в нормальном физическом состоянии, обеспечивает сохранность фотодокументов в архиве.

7.1 Фотодокументы хранятся в архивных коробах в вертикальном положении в шкафах или на стеллажах.

7.1.1 Позитивы и негативы помещаются в два конверта, один из которых (внутренний) изготавливается из светонепроницаемой бумаги по размеру негатива (позитива). Размер внутреннего конверта должен исключить свободное перемещение ФД внутри упаковки. Поверхность упаковочного материала не должна вызывать повреждений документов или прилипаний к ним. Внутренний конверт вкладывается во второй конверт, который может быть любого формата, удобного для организации хранения ФД. Конверты размещаются в коробах по порядку номеров единиц хранения.

7.1.2 Фотоальбомы хранятся в архивных коробах. При необходимости сохранить особенности в оформлении обложки фотоальбома используются дополнительные упаковочные средства: конверты, папки с клапанами, мягкая упаковочная бумага, мягкая ткань. Не используется для упаковки полиэтиленовая плёнка.

7.1.3 Электронные фотодокументы на дисках хранятся в фабричной упаковке (пластиковом футляре) в вертикальном положении в ящике или коробке, соответствующих размеру компакт-дисков, которые размещаются по порядку номеров единиц хранения. Ярлык с описательной статьей единицы хранения помещается внутри упаковки, при этом можно использовать оборотную сторону ярлыка изготовителя.

На ярлыке (приложение № 7а,б) помещаются сведения:

Название государственного (муниципального) архива,

Название фонда (Фотофонд),

Номер описи,

Номер единицы хранения,

Крайние номера единиц учета.

Для хранения необходимо создать сразу два диска, один из которых будет неприкосновенным (страховым), а второй будет использоваться в работе. На ярлыке второго диска следует добавить надпись «ФОНД ПОЛЬЗОВАНИЯ». Хранить неприкосновенныеэкземпляры ЭФД и фонд пользования следует отдельно.

7.2 Температурно-влажностные параметры воздуха для долговременного хранения фотодокументов должны соответствовать нормам:

чёрно-белые негативы, позитивы, фотоальбомы – температура воздуха не выше + 15°С, относительная влажность воздуха 40-50%;

цветные негативы, позитивы, фотоальбомы - температура воздуха не выше - 5°С, относительная влажность воздуха 40-50%;

дисковые носители - температура воздуха от + 8 до + 18°С, относительная влажность воздуха 45-65%.

7.3 Световой режим

Хранение архивных документов осуществляется в темноте. Это обеспечивается хранением архивных документов в переплетах, папках, коробках, шкафах, на стеллажах закрытого типа, а также соблюдением установленного светового режима.

7.4 В целях оперативного поиска документов составляются карточки постеллажного топографического указателя, которые могут вестись в традиционном или автоматическом режиме.

7.5 При работе с фотодокументами должны соблюдаться следующие меры обеспечения их сохранности:

рабочий стол должен быть сухим, чистым и свободным от посторонних предметов;

работать с фотодокументами следует в чистых не ворсистых перчатках, брать документ можно только за края, не касаясь поля изображения;

запрещается делать на документах какие-либо пометки, производить ретушь;

в фотоальбомах запрещается оставлять между страницами закладки, делать пометки на полях;

запрещается оставлять документы не защищёнными от воздействия солнечного и электрического света.

VIII. ПРОВЕРКА НАЛИЧИЯ И СОСТОЯНИЯ ФОТОДОКУМЕНТОВ

8.1 В целях установления соответствия фактического наличия фотодокументов их количеству, числящемуся по учётным документам, а также выявления документов, подлежащих профилактической обработке и реставрации проводится проверка наличия и состояния ФД.

Проверка наличия ФД проводится в плановом порядке один раз в 5 лет, а также в случаях чрезвычайных ситуаций.

8.2 Проверка наличия ФД проводится по общим правилам организации этой работы, при этом составляются лист проверки и акт проверки установленной правилами формы.

8.3 При оценке технического состояния позитивов и негативов фотодокументов визуально (возможно использование увеличительной лупы) проверяется:

состояние упаковки;

техническое состояние поверхности фотослоя и основы (наличие царапин, грязи, трещин, потертости и др.);

наличие загрязнений и механических повреждений (коробление, отслаивание эмульсионного или осыпание рабочего слоя и др.);

наличие дефектов химического и биологического происхождения (поражение микроорганизмами, насекомыми и грызунами, следы кристаллизации солей и разложения остаточных продуктов химико-фотографической обработки);

качество фотографического изображения (резкость, контрастность).

8.4 При оценке технического состояния электронных ФД, включая их страховые копии, устанавливается возможность считывания информации с материального носителя, соответствие технических характеристик этих документов сведениям, содержащимся в сопровождающих актах технического состояния. Электронные документы проверяются также на наличие «вирусов».

8.5 Учет физического и технического состояния осуществляется в карточке учета технического состояния фотодокумента (приложение № 8).

8.6 Для обеспечения физико-химической сохранности негативы и позитивы фотодокументов подвергаются реставрационной и профилактической обработке.

Реставрационная обработка осуществляется для устранения возникших в процессе хранения и использования дефектов, а консервационно-профилактическая – для стабилизации и замедления процессов старения документов.

Обработка может быть машинная и ручная. Машинная обработка в архивах области не проводится из-за отсутствия оборудования. Ручная обработка предусматривает общую очистку, обеспыливание, удаление восковых, жировых и иных загрязнений.

Не допускается обработка ФД водой.

Общая очистка заключается в удалении с документов грубых механических частиц с помощью струи сжатого воздуха (можно с использованием бытового пылесоса с узкой насадкой) и мягких беличьих или колонковых кисточек.

Обеспыливание и удаление жировых загрязнений (например, отпечатков пальцев) – это протирка фотодокумента не ворсистым материалом (замшей, бархатом), сухим или смоченным этиловым спиртом (ректификованным, техническим, высшей очистки).

Фотоотпечатки в фотоальбоме должны быть изолированы от соприкосновения с листом альбома и другими фотоотпечатками бумагой микалентной, папиросной или чертёжной прозрачной (калькой).

При обнаружении других, более серьёзных повреждений фотодокументов следует обратиться к специалистам по их реставрации и принять меры по сканированию повреждённого документа. Сохранение повреждённых фотодокументов сложный и дорогостоящий процесс, поэтому принимать на хранение следует только качественные фотоотпечатки.

IX. КАТАЛОГИЗАЦИЯ ФОТОДОКУМЕНТОВ

9.1 Каталогизация фотодокументов – это совокупность работ по созданию и ведению каталогов.

Архивный каталог – межфондовый архивный справочник, в котором информация о содержании документов архива сгруппирована по темам (предметам, отраслям), расположенным в соответствии с принятой для данного каталога схемой классификации документной информации.

9.2 Тематическая разработка фотодокументов в государственных и муниципальных архивах осуществляется в программе «Фотокаталог» в соответствии с прилагаемой к программе инструкцией. Программа должна быть установлена во всех архивных учреждениях области.

9.3 Карточки фотокаталога составляются на все фотодокументы. Принятые на хранение позитивы следует сканировать или переснять цифровым фотоаппаратом, чтобы они могли быть введены в БД «Фотокаталог».

В фотоальбомах следует сканировать или фотографировать, по возможности, все фотоотпечатки, так как в фотокаталоге должна быть информация и об альбоме в целом, и обо всех имеющихся в нём документах.

Фотодокументы, принятые от граждан, должны фондироваться в Фотофонд и включаться в фотокаталог на общих основаниях. Принятые ранее позитивы, фотоальбомы в фондах документов личного происхождения, следует сканировать (перефотографировать) и включить в фотокаталог.

При наличии в архиве негативов фотодокументов следует провести работу по их каталогизации в БД «Фотокаталог» независимо от наличия карточек на них в бумажном каталоге. Такая работа может быть проведена в Государственном архиве Тюменской области по заранее согласованному с ним плану. При этом архив будет иметь в фотокаталоге позитивное электронное изображение, которое при необходимости можно распечатать.

9.4 Индексирование информации и распределение её по разделам схемы классификации в БД «Фотокаталог» происходит автоматически при заполнении полей «Раздел» и «Подраздел», которые выбираются из выпадающего списка. Следует помнить, что все справочники, включая схему классификации, в программе могут дополняться.

Если при составлении описи применялись общие подзаголовки для группы снимков по одной теме (см. примеры в прил. 2в), при составлении тематических карточек общий подзаголовок (название основного события) должен присутствовать в аннотации каждой карточки.

Если фотодокумент отражает две или более темы, карточки фотокаталога следует дублировать в целях оптимального поиска информации.

9.5 Каталогизация ФД производится сразу после утверждения описи на них ЭПК.

Х. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОДОКУМЕНТОВ

10.1 Использование архивных документов – это предоставление архивом безвозмездно или возмездно пользователю информационных услуг и информационных продуктов для удовлетворения его информационных потребностей.

Основные формы использования фотодокументов

информационное обеспечение пользователей в соответствии с их запросами, а также в инициативном порядке;

предоставление архивных документов пользователям в читальном зале архива;

экспонирование архивных документов на выставках;

использование архивных документов в средствах массовой информации;

проведение информационных мероприятий (встреч с общественностью, экскурсий в архивы, презентаций, дней открытых дверей, лекций, докладов, устных журналов, конференций, уроков для студентов и школьников и др.) с использованием архивных документов;

публикация архивных документов.

10.2 Выявление фотодокументов для использования, в том числе сторонними пользователями, проводится по фотокаталогу.

10.3 Подлинники негативов и позитивов фотодокументов на правах оригинала пользователям не выдаются. Для выдачи пользователю изготавливаются копии ФД, что возможно при наличии фотокаталога с контрольными отпечатками на все фотодокументы.

При подготовке выставок по архивным документам изготавливаются фотокопии необходимого размера, подлинники фотодокументов не экспонируются.

10.4 Работа по использованию фотодокументов учитывается.

Источники:

Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и
библиотеках, организациях Российской академии наук (утверждены
приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 января 2007 г. № 19).
Основные правила работы государственных архивов с кинофотофонодокументами. М., 1980.
Правила работы государственных архивов Республики Беларусь с аудиовизуальными документами (утверждены постановлением Минюста Республики Беларусь от 09.04.2007 № 27).
Основные положения отбора на государственное хранение кинофотодокументов. Методические рекомендации. М., 1978.
Методические рекомендации по комплектованию архивов кинофотофонодокументами. М., 1984.
Отбор на постоянное хранение аудиовизуальных документов. Методические рекомендации. М., 2004.
ОСТ 55.2-84 Фотодокументы. Правила государственного хранения оригиналов и страховых копий. Технические требования.
Методические указания по внедрению отраслевых стандартов на технические требования к правилам государственного хранения оригиналов и страховых копий кинофотофонодокументов и микрофильмов страхового фонда. М., 1984.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение № 1а

к пп. 3.7., 3.8.

АКТ

___________ № ___________

приема-передачи архивных

документов на хранение

(основание передачи)

______________________________________________________________________

(название передаваемого фонда)

Сдал,

(название организации-сдатчика)

а ______________________________________________________________ принял

(название организации-приемщика)

документы названного фонда и научно-справочный аппарат к ним:

Итого принято _____________________________________ ед. хр., _______

Ед.уч.
Передачу произвели: Прием произвели:
Должность Подпись Расшифровка Должность Подпись Расшифровка

подписи подписи

Дата Дата
Фонду присвоен № ____________________________________

Форма акта приема-передачи архивных документов на хранение Формат А4

Приложение № 1б

к пп. 3.7., 3.8.

АКТ
___________ № ___________

приема фотодокументов на хранение
На хранение в ФОТОФОНД принимаются фотодокументы, созданные архивным отделом в ходе инициативного документирования:

Итого принято _____________________________________ ед. хр., _____________
___________________________ ед.уч.

Должность Подпись Расшифровка подписи
Изменения в учетные документы внесены
Должность Подпись Расшифровка подписи
Дата

Форма акта приема фотодокументов, созданных муниципальным архивом в ходе инициативного документирования Формат А4

Приложение № 2а к разделу 5

Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3 Коллектив авторов

Е. М. Шепилова. Перспективы использования наноматериалов для обеспечения сохранности фотодокументов

Фотодокументы являются, пожалуй, одним из самых сложных объектов хранения в силу своей многоуровневой неоднородности, как по способу сохранения информации, так по химическому составу. К фотодокументам относятся отпечатки, т. е. сами фотографии, негативы, позитивы (слайды), как черно-белые, так и цветные. А также цифровые фотодокументы, отпечатки, полученные различными видами современной печати (принтер + специальная бумага). Объединяет их то, что они передают информацию о реально существовавших в конкретный момент времени объектах или процессах и имеют одинаковую структуру строения: основа и светочувствительный слой. Однако разные виды фотодокументов имеют различный материал основы и светочувствительного слоя. В качестве подложки использовались бумага, полимерная пленка, стекло, металл, эмульсиями служили желатина, альбумин, коллодий, а светочувствительным веществом являются галогениды серебра, красители, пигменты .

В результате деструкции бумажной и пленочной основы фотодокументов выделяются различные вещества, в том числе уксусный ангидрид и двуокись азота, образующие с водой эмульсионного слоя кислоты и разрушающие тем самым эмульсию, а также катализирующие дальнейшее деструкцию основы. Поэтому следует уделить внимание упаковочным материалам, в которых фотодокументы хранятся, особенно если их нельзя выделить в отдельное хранение .

Для обеспечения сохранности фотодокументов разработаны специальные виды бумаги и картона. Это бумага «SILVERSAFE», она изготавливается из чистого хлопка, почти 100 % а-целлюлоза, не содержит соединений серы, хлоридов, лигнина и отбеливателей, имеет рН в.в. 7,0. А также фильтрующие сорбционные бумаги и картоны MicroChamber®, состоящие из следующих слоев:

Наружный поверхностный слой – бумага со щелочным резервом;

Внутренний слой – бумага со щелочным резервом, активированным углем и молекулярным ситом из цеолитов;

Второй поверхностный слой из чистой а-целлюлозы .

Как показали исследования зарубежных ученых, наиболее эффективную защиту от вредного воздействия уксусной кислоты, двуокиси азота оказывает бумага MicroChamber®.

Парами уксусной кислоты были обработаны образцы газетной бумаги в конвертах из полиэфирной пленки Milinex: контроль и обернутые бумагой MicroChamber®; с буферным запасом; нейтральной из а-целлюлозы и кислой бумагой. После ускоренного термического старения (трое суток при 100°С) контрольный образец побурел и только образец газетной бумаги, защищенный MicroChamber®, почти не изменил цвет, в отличие от образцов, защищенных нейтральной бумагой или имеющей буферный запас.

Обработка парами двуокиси азота цветной фотографии, частично закрытой бумагой MicroChamber®, и двух идентичных черно-белых негативов, один из которых был обернут бумагой MicroChamber®, а другой – бумагой с буферным запасом из 100 % а-целлюлозы, также продемонстрировали ее защитные свойства. Участок цветной фотографии, защищенный бумагой MicroChamber®, не утратил свои цвета, тогда как незащищенный участок – пожелтел. Негатив, защищенный бумагой MicroChamber®, не пожелтел, тогда как негатив, защищенный бумагой из 100 % а-целлюлозы с буферным запасом, стал желтым . Защитное действие этого материала обусловлено, главным образом, сорбирующими свойствами активированного угля, входящего в его состав. Известно также применение углеродных волокнистых материалов в качестве сорбентов в различных фильтрах, в том числе и в витринах при эспонировании музейных предметов (например, материал Carbon Cloth). Однако непосредственное применение обугленных тканей для консервации документов, как показали опыты, затруднено опасностью загрязнения объектов угольной пылью.

Перспективным с этой точки зрения представляется использование композиционного материала на основе углеродных волокон для хранения фотодокументов. Материал такого рода – углеродная сорбционная бумага была разработана в Библиотеке академии наук для консервации термодеструктированных книг . Она обладает одновременно как сорбционной способностью за счет углеродного волокна, так и буферной емкостью благодаря хлопковой целлюлозе, обработанной щелочным агентом. Предполагалось ее использование в качестве вкладышей в микроклиматические контейнеры или прокладки между страницами книг, пострадавших от воздействия высоких температур, для нейтрализации избыточной кислотности термодеструктированных бумаги и сорбции вредных веществ типа формалина, использовавшегося для дезинфекции таких книг в экстремальных условиях. Соответственно, она может быть использована как вкладыши в коробки или конверты с фотодокументами, а также как упаковочный материал (обертка).

Разработана технология изготовления тонкой сорбционной бумаги пенным способом в присутствии поверхностно активных веществ и поливинилового спирта из углеродного волокна и хлопковой целлюлозы, предварительно обработанной щелочным агентом. На ил. 1 представлена микрофотография, наглядно демонстрирующая строение бумаги как смеси углеродных волокон и хлопковой целлюлозы. На ил. 2 представлена фотография углеродной сорбционной бумаги, соотношение углеродного волокна и хлопковой целлюлозы в которой составляет 50:50 и 30:70. Бумага имеет темно-серый цвет, интенсивность окраски зависит от количества углеродного волокна, при этом она не пачкает документ, что подтверждено специальным тестом на перенос пигмента с тестируемого образца бумаги на контрольный. Исследования показали, что с точки зрения сорбционной способности углеродсодержащей бумаги и одновременной возможности нейтрализации избыточной кислотности бумаги документов оптимальным соотношением углеродного волокна и хлопковой целлюлозы без ущерба для прочности сорбционной бумаги является 50:50.

На рис. 3 представлены результаты нейтрализации контактным методом бумаги двух термодеструктированных книг и модельных образцов кислой бумаги. Исходный рН водной вытяжки бумаги модельных образцов составлял менее 3, бумага одной книги имела рН менее 4, а второй – около 4. Листы книг и модельных образцов были проложены прокладками из сорбционной бумаги и положены под груз в камеру с повышенной влажностью. Через 25 дней выдержки производилось определение рН водной вытяжки бумаги с заменой прокладывающего материала на новый. Как видно из диаграммы (ил. 3), замена прокладок из сорбционной бумаги ощутимо интенсифицирует процесс нейтрализации избыточной кислотности бумаги исследуемых образцов.

Как показали исследования по сорбции формальдегида, разработанная углеродсодержащая бумага обеспечивает полное извлечение этого поллютанта при контакте с пропитанной раствором формалина бумагой. Сорбционная способность углеродного волокна в результате совместного отлива с хлопковой щелочной целлюлозой в присутствии ПАВ снижается незначительно. Углеродная сорбционная бумага, также как и бумага и картоны MicroChamber®, могут рассматриваться как наноматериалы, так как сорбция газов осуществляется за счет мезо– и микропор, обладающих огромной удельной поверхностью, размер которых соответствует понятию нанообъект.

К наноматериалам относятся объекты, включающие компоненты, размер которых хотя бы в одном измерении меньше 100 нм (10 -9 м). Подразумевается, что не обязательно объект должен обладать хоть одним линейным размером менее 100 нм – это могут быть макрообъекты, атомарная структура которых контролируемо создается с разрешением на уровне отдельных атомов, либо же содержащие в себе нанообъекты .

Разработанная технология сорбционной бумаги предусматривает возможность модификации композиционного состава за счет введения специальных компонентов для получения материала с заданными свойствами.

Литература

1. Чернова Н. В. Идентификация фотодокументов и специфика их хранения. Методическое пособие. СПб., 2005.

2. Руза М., Робб Э. Обеспечение сохранности и организация хранения фотодокументов. М., 2007.

3. Сергазин Ж. Ф. Основы обеспечения сохранности документов. М.: Высшая школа, 1986.

4. Lavedrine В., GandolfoJ.-P., MonodS. Les collections photographiques. Guide de conservation preventive. Paris, 2000. P. 65–85.

5. Rempel S. Zeolite Molecular Traps And Their Use In Preventative Conservation. A version of this paper appeared in: Western Association for Art Conservation Newsletter, Vol. 18. № 1.

6. Левашова Л. Г., Шепилова Е. М. Материалы для фазовой консервации книг, пострадавших при пожаре // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев: Материалы научной конференции (СПб., 14–15 февраля 2008 г.). СПб., 2008. С. 198–202.

7. Левашова Л. Г., Шепилова Е. М., Кулешова И. Н. Контактно-адсорбционный метод нейтрализации кислотности документов // Исследования в консервации культурного наследия. Материалы международной научно-методической конференции, посвященной 50-летнему юбилею ГосНИИР (11–13 декабря 2007 г.). М., 2008. Вып. 2.С. 166–171.

8. Андриевский Р. А., Рогуля А. В . Наноструктурированные материалы. М., 2005.

Ил. 1. Микрофотография сорбционной бумаги

Ил. 2. Сорбционная углеродная бумага.

50 % углеродного волокна + 50 % хлопковой целлюлозы

30 % углеродного волокна + 70 % хлопковой целлюлозы

Ил. 3. Зависимость рН водной вытяжки образцов бумаги от времени контакта с сорбционной бумагой

Из книги Домострой автора Сильвестр

52. Как в житницах и закромах у ключника в сохранности было бы все зерно и прочий запас А в житницах и в закромах было б у ключника всякое жито и разный запас: рожь и овес и пшеница, и солод, не гнилые, не влажные, не пересохшие, не точеные мышью, да не слеглось бы, не

Из книги Вокальный букварь автора Пекерская Е. М.

Элементарные сведения по гигиене и культуре профессионального использования голосового аппарата Люди, страдающие хроническими заболеваниями голосового аппарата, не должны стремиться стать певцами, педагогами, юристами и другими специалистами "голосовых" профессий,

Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

Законодательные и организационные основы материального обеспечения членов императорской

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Поощрение использования других видов сообщений Хотя в городских перевозках доминируют автомобили и общественный транспорт, при совершении некоторых поездок более подходящими могут оказаться иные виды сообщений. Эффективность ежедневных трудовых поездок может быть

Из книги Библейские фразеологизмы в русской и европейской культуре автора Дубровина Кира Николаевна

Из книги Язык русской эмигрантской прессы (1919-1939) автора Зеленин Александр

2. Лексические советизмы и функции их использования Лексические советизмы попадали в эмигрантскую прессу и использовались с двоякой целью: 1) номинативной (именование новых, советских понятий); 2) характеризующей (интерпретация слов и понятий, обусловленная – в

Из книги Казаки [Традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)] автора Кашкаров Андрей Петрович

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3 автора Коллектив авторов

М. А. Волчкова. Возможность изучения, сохранения и научной реставрации архивных фотодокументов с использованием оптико-цифрового оборудования в Архиве РАН Сообщение посвящено применению приборов и оборудования, полученных Архивом РАН по грантам РФФИ № 08-06-05024б,

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 автора Коллектив авторов

В. Б. Дорохов, И. С. Колегаев. Использование современных технологий обеспечения микроклиматических условий сохранности музейных предметов – преимущества и риски Проблемам создания микроклимата в экспозициях и музейных хранилищах посвящено множество работ. Выпущены

Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

Геометрические характеристики и состояние сохранности зеркала из мечетсая Диски зеркала имели одинаковый диаметр – 155 мм, толщина диска с валиками (тыльная сторона зеркала) составляла 1–1,2 мм, диаметр у основания выпуклости в центре равнялся 16 мм, высота – 10 мм.

Из книги автора

Н. Л. Ребрикова. Практика и перспективы использования новых технологий для защиты памятников искусства и культуры от повреждений микроорганизмами В последние годы некоторые новые методы биологических исследований и биотехнологии уже нашли применение в практике

Из книги автора

В. Б. Дорохов, И. С. Колегаев, И. В. Фомин Рациональный выбор решений систем климатизации церковных зданий для обеспечения сохранности зданий, настенной живописи, икон и комфортного микроклимата Данная работа появилась в результате: 1) анализа многолетних исследований

Из книги автора

В. И. Иванов, Н. М. Гренфер, О. С. Фролова, Н.Н.Сапрыкина, Е.М.Шепилова Исследование воздействия пучка ускоренных электронов на бумагу при дезинфекции архивных документов Одно из направлений обеспечения сохранности документов в архивохранилищах – это борьба с

Из книги автора

Л. Г. Левашова, Е. М. Шепилова, И.Н. Кулешова, А. А. Лысенко, Н. Ф. Богдан Контактно-адсорбционный метод нейтрализации кислотности документов Нейтрализация кислотности является одним из наиболее разработанных и распространенных методов стабилизации документов на бумажной

Из книги автора

Л. Г. Левашова, Е. М. Шепилова, А. А. Галушкин, Т.С. Ткаченко Влияние ультразвука на прочностные свойства бумаги при водной обработке документов Как правило, документы, поступающие на реставрацию, помимо ослабленной механической прочности основы и, зачастую, значительных

Из книги автора

Российский опыт использования трансмедийных технологий при продвижении музыкальных альбомов Яркий пример превращения музыкального альбома в целый мультимедийный проект и продвижения посредством трансмедийных технологий – это альбом «Из жизни планет» группы

Блюмберг М.И.

2.4.1. Естественное старение

Фотографические материалы состоят из сложных органических веществ: целлюлозы, коллагена, альбумина и анилиновых красителей. Все они на основании второго закона термодинамики с течением времени распадаются до простейших составляющих: углерода, оксидов углерода, воды и т. д. Реакции разложения идут самопроизвольно, но скорость их зависит от условий хранения документов, так что естественное старение фотопленок и фотоотпечатков на бумаге можно существенно замедлить, создав в хранилище оптимальные условия. При хранении без доступа воздуха большой массы такого нестойкого материала, как пленки на нитроцеллюлозной основе, может происходить их самопроизвольное воспламенение за счет химического разложения нитроцеллюлозы с выделением тепла и газов: окислов азота, водорода и других соединений, смеси которых взрывоопасны. Поэтому помещения, в которых хранятся кинодокументы на нитроцеллюлозной основе, должны хорошо проветриваться, а сами документы храниться в негерметичной упаковке. Но и эти предосторожности могут оказаться недостаточными, так как старение нитроцеллюлозы неизбежно приводит к снижению ее температуры воспламенения. Если свежая пленка воспламеняется при 130 °С, то температура воспламенения старой может снизиться до +50 — +40 °С, и достаточно солнечного луча, направленного на коробку с пленкой, чтобы возник пожар. В процессе горения нитроцеллюлозной пленки выделяются цианистоводородные газообразные соединения, так что помимо разрушительного действия огня следует опасаться отравления людей в зоне пожара. Негативы на форматной пленке, хранящиеся в индивидуальных пакетах, не создают опасности пожара, если рядом нет источника тепла, но со временем они желтеют, становятся липкими и разрушаются. Неудобство при хранении документов на нитроцеллюлозной основе не ограничивается пожароопасностью. Те газы, которые выделяются при естественном старении нитроцеллюлозы, оказывают вредное воздействие на сохранность других фотодокументов, находящихся в этом помещении. Поэтому документы на нитроцеллюлознои основе рекомендуется хранить в отдельном помещении и постепенно перекопировать на триацетатную основу. Последняя также подвержена процессу естественного старения за счет потери пластификаторов и деструкции полимера, которая ускоряется при повышенной температуре и воздействии вредных газообразных веществ, находящихся в воздухе. В самой пленке могут содержаться химические вещества, ускоряющие процессы естественного старения ацетиллюлозы, например нитросоединения, входящие в состав вспомогательных слоев пленки при ее изготовлении. При соблюдении оптимального режима хранения связующий коллоид кинофотоматериалов достаточно стоек и его естественное старение проходит очень медленно. В зависимости от состава коллоида и условий хранения могут быть два типа повреждений: затвердевание и растрескивание коллодионных или гидролиз желатиновых слоев, если при хранении нарушен влажностный режим и материал подвергается воздействию агрессивных химических веществ. К изменению температуры связующий коллоид достаточно стоек. Очень важным свойством, обеспечивающим сохранность кинофотодокументов, является адгезия между основой и связующим коллоидом. Если нужно подвергнуть старые фотоснимки на стекле, пленке или бумаге мокрой реставрационной обработке, следует убедиться, что при увлажнении не произойдет полного отделения эмульсионного слоя от подложки. Вещество, образующее изображение на кинофотодокументе, подвержено естественному старению так же, как основа и связующий коллоид. Если изображение образовано металлическим серебром, то при правильном хранении оно довольно устойчиво, однако надо помнить, что частицы серебра имеют большую реакционную поверхность. Поэтому при сохранении в фотографическом слое комплексных серосодержащих соединений после технологической обработки, под воздействием агрессивных газов и повышенной влажности, может происходить окисление частиц металлического серебра до положительно заряженных ионов, что обуславливает коричневый и желтый цвет, присущий серебряным солям старых фотодокументов. Ионы серебра более подвижны, чем частицы металлического серебра, и могут перемещаться к поверхности желатинового слоя или к подложке. Затем при благоприятных условиях они могут вновь восстанавливаться до элементарных частиц металлического и коллоидного серебра. Этими процессами объясняется металлический блеск на поверхности старинных негативов и фотографий в зонах высокой плотности изображения и так называемые окислительно-восстановительные дефекты на негативах — мелкие оранжевые пятна, образованные коллоидным серебром. Эти дефекты трудноустранимы из-за изменения топографии металлического серебра в слое. Все эти изменения серебряного изображения могут происходить весьма медленно, столетиями, если соблюдаются оптимальные условия химико-фотографической обработки и хранения этих документов. Если изображение на кинофотодокументе образовано органическими красителями, то оно значительно менее стойко, нежели серебряное. Гидротинные цветные изображения подвержены световому старению так же как текстильные красители, но достаточно устойчивы к темновому выцветанию. Цветные изображения на многослойных фотографических материалах подвержены как световому, так и темновому выцветанию, которое можно замедлить только хранением этих документов при низких температурах (от +2 до -18 °С) и низких значениях относительной влажности (15%—30%). Современные цветофотографические материалы ведущих западных фирм могут храниться без выцветания красителя до 50 лет, отечественные — 15-20 лет.

2.4.2. Действие внешних факторов

Все фотографические материалы более чувствительны к температурно-влажностному режиму хранения, нежели другие документы, из-за чего относительная влажность воздуха в хранилище должна регулироваться особенно тщательно. Наличие влаги является мощным катализатором всех химических и биологических процессов, ведущих к порче и разрушению фотодокумента. Пожелтение фотографий, образование рыжих и бурых пятен на пленочных материалах, ржавчина на ферротипах, металлизированная вуаль и фиксажные пятна на фотоизображениях на любой подложке, разрастание грибов и бактериальные поражения на желатиновых слоях — это далеко не полное перечисление возможных дефектов фотодокументов. Недопустимы циклические изменения влажности в течение суток или в связи с изменением времени года. Температура хранения также имеет большое значение для сохранения кинофотодокументов: скорость химических реакций примерно удваивается, если температура повышается на 10 °С. Циклические изменения температуры не менее вредны для хранения кинофотодокументов, чем изменения влажности, и сильно снижают механическую прочность основы (пленки и бумаги) и ее адгезию с эмульсионным слоем.

Существует ряд нормативных документов на температурно-влажностный режим хранения кинофотодокументов. В таблице 5 мы приводим извлечения из Американского национального стандарта. Учитывая реальность хранения кинофотодокументов в условиях нерегулируемого климата совместно с другими документами, рекомендуется регулировать относительную влажность в пределах 50%-55%, а температуру 15-20 °С.

Вид документа Стандарт Условия хранения Срок хранения (год)
Температура t °С Колебание температуры °С Относительная
влажность %
Фотопластинки ANSI PHJ-45-1981 15-20 3 20-50 100
Черно-белые фотографии на бумажной основе ANSI PHJ-45-1974 15-20 3 30-50 100
Негативы и позитивы на триацетатной пленке ANSI PHJ-45-1981 24 3 30-60 10
20 2 30-40 100
Цветные негативы и позитивы на пленке ANSIPHJ-45-1981 2 - 30-40 50
ANSI PHJ-45-1985 -18 - 30-40 > 100

Перекиси, озон, диоксид серы, окислы азота и другие вещества губительно действуют на изображение кинофотодокументов. Положение осложняется еще и тем, что некоторые вещества не только содержатся в атмосфере больших промышленных городов, но и входят в остаточные соединения, образующиеся в технологическом процессе химико-фотографической обработки фотоматериала. Последняя должна быть проведена строго в соответствии с нормативными документами на обработку кинофотоматериалов, предназначенных для архивного хранения.

Очень часто в архивах встречаются негативы и фотографии, обработанные неправильно: неудачно выбрана рецептура проявляющих и фиксирующих растворов, употреблены недостаточно чистые химикаты, использована жесткая вода, осуществлена неполная промывка. Эти документы, как правило, из личных архивов, экспедиций и т. д. Их необходимо срочно переводить на другой носитель, соблюдая все правила фотокопирования, так как с каждым годом информация документа будет уменьшаться за счет ухудшения качества изображения. Замечено, что многие алкидные краски во время высыхания выделяют перекиси, губительно сказывающиеся на фотоизображении, поэтому фотографии и кинопленки по крайней мере полтора месяца нельзя вносить в помещение после ремонта, окраски стен. Нельзя непосредственно в хранилищах устанавливать электрокопировальные устройства, выделяющие реактивную форму кислорода. Потенциальными источниками агрессивных химических соединений могут быть неправильно выбранные упаковочные материалы, соприкасающиеся с фотодокументами. Упаковка фотографий, прокладки в альбомах, обертки кинодокументов — все эти материалы должны выбираться в соответствии с существующими нормами. Все упаковочные материалы должны содержать 85-87% альфа-целлюлозы, водородный показатель 6,5-7,5 и не содержать частиц металлов, вредных проклеивающих веществ и значительно одревесненных волокон. Ценные негативы и фотоснимки могут храниться и экспонироваться в кассетах из полиэтилентерифталата (не рекомендуется использование поливинилхлорида из-за его химической нестабильности), а кассеты — в бумажном конверте, на котором записана вся необходимая информация. Для того, чтобы защитить от повреждений часто используемые ценные фотодокументы, можно применить капсюлирование между двух листов полиэфира, выступающего за пределы документа на 2,5 см. Этот метод хорош тем, что к документу непосредственно не присоединен ни один материал. Можно изготовить папку из безкислотного картона с окошком из лавсановой или любой стабильной пленки. Папка обеспечивает механическую прочность, ее пористая основа не дает скапливаться влаге, прозрачная пленка не мешает осмотру. Никогда не следует делать никаких надписей на фотографиях чернилами или пастой. Если не обойтись без надписи, то ее можно нанести мягким карандашом без нажима на обороте. Правильно по ГОСТу обработанные черно-белые кинофотоматериалы достаточно устойчивы к свету, однако длительное экспонирование на свету все же нежелательно. (Фотографии ни в косы случае нельзя экспонировать, используя прямой солнечный свет. Рассеянный естественный дневной свет должен быть экранирован оконным и витринным стеклом. Интенсивность как естественного, так и искусственного освещения не должна превышать 50 лк.) Цветные кинофогоматериалы ни в коем случае нельзя подвергать длительному воздействию лучистой энергии, в особенности естественного дневного и солнечного света.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод о том, что долговечность фотодокумента зависит от температуры и влажности в хранилище, химического состава воздуха и выбора упаковочного материала, поскольку документы находятся с ними в непосредственном контакте. Воздух в хранилищах не должен содержать пылевых частиц, так как последние повреждают эмульсионный желатиновый слой фотодокументов. Каждый из рассмотренных нами факторов может привести к порче документа, но особенно разрушительны комбинации двух и более факторов как, например, нарушение одновременно температурно-влажностного режима или совместное влияние избыточной влажности и химического или светового воздействия.