Эссе на тему семейное право для несовершеннолетних. Эссе на тему “Брачный договор”. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Для многих учеников поход в школу - это довольно рутинное мероприятие, в котором нет ничего интересного. Но все же есть один день в году, который очень любят все ребята, и я в том числе, - это День самоуправления.

Его по праву можно назвать самым необычным школьным днем. В нашем лицее это мероприятие традиционно проводится в честь праздника всех учителей, т. е. 5 октября или в первую субботу этого месяца.­

В этот день всю работу по руководству школой берут на себя ученики старших классов. Они ведут уроки у других детей, а также исполняют обязанности завуча и директора.

Мне очень нравится, что во время этого праздника в школе царит особенная, свободная и комфортная атмосфера. Поскольку все происходит не так, как обычно, перед нами открывается множество новых возможностей.­

Мы больше общаемся, веселимся, знакомимся с другими учениками. Уроки проходят в необычном режиме, а некоторые старшеклассники даже организуют конкурсы или познавательные викторины со сладкими призами или подарками, что, безусловно, очень приятно.

Я уверен, что в будущем, еще через пару лет, я также обязательно стану проводить уроки в младших классах. В День самоуправления я хотел бы быть учителем истории. Мне очень нравится этот предмет, и потому я чувствую уверенность в своих силах и знаниях. Думаю, что я мог бы организовать для учеников увлекательный исторический квест, который бы наверняка понравился им и запомнился надолго.

Кроме того, ежегодно в преддверии Дня учителя в нашем лицее организуются выборы среди старшеклассников, желающих исполнять обязанности директора школы на празднике самоуправления. Я также мечтаю стать участником этого мероприятия и проявить себя в качестве кандидата. Надеюсь, что я смогу собрать достаточное количество голосов для победы, поскольку я очень общительный и ответственный, а еще у меня много друзей.

Семья — субъект права?

Сделки между супругами: de lege lata и de lege ferenda

Выдержка из текста

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятияЭссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

ВведениеВ современном мире все более очевидной становится мысль, обсуждавшаяся еще в древних Афинах, мысль о создании демократического общества. Демократия — не самоцель, не свидетельство совершенства социально политического устройства; власть большинства не обязательно означает эффективное общественное управление, демократические процедуры подчас могут облегчать консолидацию власти авторитарных правителей. Сегодня никто не ставит под сомнение необходимость демократии. Другой вопрос, какая именно демократия нужна? Последнее также важно, поскольку нет единой «универсальной» демократии, которая в равной мере подходила бы любому обществу. В зависимости от специфичного характера его исторического развития, культурных традиций и прочих факторов, ее ценности реализуются по-разному.

В данном эссе хотелось бы раскрыть особенности и традиции этой красивой страны, обратить внимание на тонкости этикета во время пребывания там туристов. Думаю, поэтому тема эссе достаточно актуальна.

Эссе «Семейно-правовая ответственность: понятие, функции, особенности»

Список использованной литературы

1.Королев Ю. А. Семья права. С. 64.2007год

2.Королев Ю. А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 61- 63.

3.Нечаева А. М. Семья как самостоятельный объект правовой охраны // Госуддарство и право. 1996. № 12.

4.Тищенко Л. А. История развития института семьи // Государство и право. 2006. № 11. С. 40.

список литературы

В этом реферате я постараюсь рассмотреть основные вопросы личных и имущественных взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Из всего теоретического курса по правам человека тему семейного курса я выбрала неслучайно.

Безусловно, что современный человек должен знать как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в конкретных случаях, в то время как семейная жизнь постоянно оказывает влияние на различные стороны жизни человека. Поэтому семейное право необходимо знать не только людям состоящим в законном браке, но и тем кто собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает в себя помимо прав и множество обязанностей, о которых молодые люди, вступающие в брак часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и на психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.

Вот почему, я считаю, что юристу, в какой бы он сфере не работал, важно разбираться как в своих супружеских взаимоотношениях, так и с пониманием относиться к семейным делам окружающих.

Семейное право -- это совокупность правовых норм, регулирующих семейные, т. е. личные и производственные от них имущественные отношения, возникающими между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. (1) Брак -- это юридически оформленный свободный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. (2) Он основывается на чувстве любви, подлинной дружбе и уважении -- нравственных принципах построения семьи. Юридическое оформление брака состоит в его регистрации. В соответствии с законом, только брак, зарегистрированный в установленном порядке, порождает права и обязанности супругов. (ст. 6 Основ., ст. 17 КОБС РСФСР). Регистрация брака происходит в отделах записи актов гражданского состояния исполкомов, районных, городских (в городах) Советов народных депутатов и исполкомах поселковых и сельских Советов (в сельской местности) (ст. 142 КОБС РСФСР). Брак не может быть зарегистрирован каким-либо иным органом. В этом случае он не порождает прав и обязанностей, связываемых законом с возникновением брака.

Верующие люди считают для себя необходимым совершить религиозный обряд брака. Но такой обряд правового значения не имеет. Венчание в церкви не может заменить регистрацию брака. В регистрации брака заинтересованы как государство и общество, так и граждане. Регистрация брака обеспечивает непременное соблюдение условий его заключения; производится так же с целью охраны личных и имущественных прав и интересов супругов и детей, рожденных от брака. Брачное свидетельство подтверждает регистрацию брака. (3) Заключение брака происходит по истечении месячного срока после подачи лицами, желающими вступить в брак, заявление в государственный орган ЗАГСа. Но необходимо отметить, что в законе установлены условия заключения брака и препятствия к его заключению (ст. 10 Основ, ст. 15 и 16 КОБС РСФСР). Соблюдение условий заключения брака необходимо для того, чтобы брак приобрел правовую силу. Условием регистрации брака является взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижения ими брачного возраста (ст. 10 Основ, ст. 15 КОБС РСФСР). Взаимное согласие лиц, вступающих в брак предопределено самой сущностью брака, являющегося добровольным и свободным союзом мужчины и женщины.

Брачный возраст приурочен к наступлению совершеннолетия -18 годам (ст. 10 Основ, ст. 15 КОБС РСФСР). К этому времени люди достигают физической, интеллектуальной и психической зрелости. Закон определяет минимальный брачный возраст, но не устанавливает предельного брачного возраста. Брачный возраст может быть снижен, но не более, чем на два года (ст. 10 Основ, ст. 15 КОБС РСФСР) и только в исключительных случаях: беременность несовершеннолетней, рождение его ребенка, призыв на военную службу и другие. Препятствия к регистрации брака предусмотрены ст. 10 Основ, ст. 16 КОБС РСФСР. Рассмотрю их подробнее.

Не допускается регистрация брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными (имеющими общих отца и мать) и неполнородными (имеющими только одного общего родителя) братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными. Этот запрет основан на том, что узкородственные браки приводят к высокому проценту наследственных заболеваний. Не запрещаются браки между сводными братьями и сестрами (детьми каждого из супругов от предыдущих браков), а также между свойственниками (в свойстве состоят каждый супруг с родственниками другого супруга, а также родственники супругов между собой). Не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно признано недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, т. к. недееспособное лицо не может осознавать совершаемых действий и руководить ими. В соответствии со ст. 43 КОБС РСФСР недействительным признается брак, зарегистрированный с нарушением условий, предусмотренный ст. 10 Основ, и ст. 15 и 16 КОБС РСФСР, а также брак, заключенный без намерения создавать семью (фиктивный), имеющий целью приобретение каких-либо имущественных или иных благ (права на прописку, имущество и т. д.). (4) У граждан, состоявших в недействительном браке, не возникает ни личных, не имущественных прав и обязанностей. Супруг утрачивает право носить фамилию другого супруга, на имущество, приобретенное в таком браке, режим общей совместной собственности не распространяется.

Вступив в брак, супруги образуют семью. Счастье и радость семейной жизни во многом зависят от них самих -- от их такта во взаимоотношениях, полученного каждым воспитания, полученного в семьях родителей, и т. д. Помимо этого на отношение между супругами воздействует и правовое регулирование.

В любой семье между супругами возникают личные и имущественные отношения. Они регулируются нравственными нормами, определяются, исходя из тех представлений о семейной жизни, которые сложились в семьях мужа и жены еще до брака. Но есть отношения, регулируемые правом. Они называются правоотношениями.

Личные правоотношения -- это правоотношения, возникающие по поводу выбора супругами фамилии, при заключении и расторжении брака, совместного решения всех вопросов жизни семьи, свободного выбора занятий, профессии и места жительства, дачи согласия на усыновление, решения вопроса о расторжении брака и др. (5) Рассмотрим эти правоотношения.

Супруги имеют право на выбор фамилии при заключении брака. Фамилия выполняет важную социальную функцию индивидуализации личности в обществе. Супруги могут избрать по своему усмотрению фамилию одного из них или сохранить свои добрачные фамилии. (ст. 11 Основ, ст. 18 КОБС РСФСР). В жизни у супругов, как правило, бывает общая фамилия. Эту же фамилию носят и дети, рожденные от брака.

Право супругов на совместное решение вопросов жизни семьи обширно по содержанию и охватывает, по существу, весь уклад семейной жизни: согласованное ведение хозяйства; воспитание детей и заботу об их здоровье; приобретение имущества и др. Закон устанавливает равенство прав и обязанностей супругов, не предусматривая преимуществ ни одного из них в решении вопросов в жизни семьи. (6) Свобода выбора места жительства означает, что перемена места жительства одним супругом не влечет за собой правовой обязанности другого супруга следовать за ним. Отдавая должное значению личных правоотношений, выражающих сущность брака, нельзя недооценивать имущественных отношений, возникающих в семье. Для выполнения семьей ее социальных функций, (рождение и воспитание детей, оказание поддержки нуждающимся членам семьи, удовлетворение различных материальных и духовных потребностей) необходима экономическая основа -- имущество. (7)

Имущественными являются правоотношения по поводу общей совместной собственности супругов, а также их взаимного материального содержания (алиментные (8)). Имущество, принадлежащее супругам, может быть личным (раздельным) и общим их имуществом (ст. 12 Основ, ст. 20, 22 КОБС РСФСР).

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

Текущий контроль по дисциплине «Семейное право» включает:

I. Выполнение письменного задания (написание эссе);

II. Интерактивную деятельность (разбор конкретных ситуаций).

I . Выполнение письменного задания (написание эссе)

Объем эссе составляет не менее 2-х страниц печатного текста. Текст в компьютерном наборе должен быть выполнен на странице формата А4, 14 кеглем, шрифтом Times New Roman через полуторный межстрочный интервал, иметь равномерную плотность, контрастность и четкость по всему документу.

Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию студента по поставленной проблеме.

Темы для написания эссе определяются по начальной букве фамилии студента (См. таблицу). При этом обучаемый выбирает одну работу из пяти предложенных.

Таблица

Темы эссе:

1. Семейное право как самостоятельная отрасль российского права.

2. Семейные правоотношения.

3. Порядок и условия заключения и прекращения брака.

4. Порядок регистрации брака по семейному праву.

5. Недействительность брака по семейному праву.

6. Историческое развитие семьи.

7. Особенности юридических фактов в семейных правоотношениях.

8. Фактический брак особенности правового положения лиц и имущества.

9. Развитие брачных отношений в российском государстве.

10.Соотношение российского семейного законодательства и семейного права зарубежных стран.

11.Семейный кодекс РФ: значение и его место в современном российском законодательстве.

12.Права и обязанности родителей на воспитание и образование детей.

13.Общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

14.Защита семьи.

15.Наука российского семейного права: становление, развитие, современное состоянии

16.Семейное законодательство субъектов Российской Федерации.

17.Брак как основной институт российского семейного права.

18.Личные права и обязанности супругов в контексте конституционного статуса личности.

19.Договор в системе юридических фактов семейного права.

20.Брачно-семейные отношения в международном частном праве.

II . Интерактивная деятельность (разбор конкретных ситуаций).

Студенту на выбор предлагается решение конкретных ситуаций, связанных с темами «Законный и договорный режим имущества супругов», «Права несовершеннолетних детей», «Права и обязанности родителей», «Алиментные обязательства». При анализе данных ситуаций необходимо воспользоваться Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, нормативно-правовыми актами, принимаемыми в области семейного законодательства и литературой, приведенной в библиографическом списке.

Решение должно быть подробным, обязательно со ссылкой на использованные при решении источники. Некоторые ситуации могут иметь несколько вариантов решений, поэтому представляется возможным, если будет предложено несколько вариантов решения определенных ситуаций.

Необходимо отметить, что критериями оценивания данного задания будут являться логичность решения данных ситуаций, подробный анализ каждого кейса с использованием современной нормативно-правовой литературы в области семейного законодательства, наличие выводов в конце решения каждой конкретной ситуации.

Также, необходимо отметить, что студент выбирает для решения только те ситуации, номера которых приведены ниже в таблице в соответствии с начальной буквой его фамилии.

Ситуация 1

Гражданка Тихая обратилась за помощью в юридическую консультацию. На приеме она рассказала следующее. Ее муж, с которым она прожила 10 лет, умер. Брак они в органе загса не регистрировали, так как считали это пустой формальностью, но жили дружно, вели общее хозяйство. Оба хорошо зарабатывали и за время совместной жизни приобрели много ценных вещей, в том числе двухкомнатную квартиру, земельный участок, ценные бумаги (акции, облигации). На имя мужа в банк был внесен вклад, который пополнялся за счет их общих средств. Тихая была уверена, что после смерти мужа она остается его единственной наследницей. Однако, как выяснилось, завещания муж не оставил. Она знала, что умерший был когда-то женат на гражданке Ломакиной, брак с ней не расторгал, но уже много лет не жил с женой, а теперь Ломакина претендует на получение наследства. В связи с возникшей ситуацией гражданка Тихая надеется на помощь юридической консультации.

Со ссылками на нормативные правовые акты проанализируйте изложенные выше обстоятельства. Какой ответ Вы бы дали гражданке Тихой? Возможно ли при разрешении имущественного спора между Ломакиной и Тихой применение норм семейного законодательства?

Ситуация 2

С.А. Борисова обратилась в суд с иском к бывшему мужу В. В. Борисову, в котором просила признать за ней право собственности на автомашину «Лада». При этом она указала, что автомобиль был приобретен в период брака с ответчиком, но не на общие их средства. Так, 45 000 руб. были предоставлены ее матерью Семеновой, а 55 000 руб. были получены в долг у тетки ответчика. Этот долг был выплачен лично ею, истицей, из средств, которые она получила в наследство еще до вступления в брак с Борисовым.

Подлежит ли иск Борисовой удовлетворению? Какие доказательства могут быть представлены истицей в подтверждение своего требования?

Ситуация 3

В суд обратилась с иском к бывшему мужу 3. М. Михайлова о разделе имущества на сумму 330 тыс. 400 руб. Михайлова также просила увеличить ее долю в общем имуществе в связи с тем, что с ней остались проживать двое несовершеннолетних детей (8 и 14 лет). Кроме того, истица просила выделить ей из спорного имущества машину и гараж, так как дети нуждаются в летнем отдыхе и, имея машину, она смогла бы вывозить их за город.

Г. С. Михайлов иск признал частично и указал, что из совместно нажитого имущества, подлежащего разделу, должны быть исключены автомашина и гараж (общей стоимостью 120 400 руб.), так как они были приобретены на полученные им авторские вознаграждения за опубликованные научные труды.

Одновременно Михайлов просил суд включить в опись имущества, подлежащего разделу, женские ювелирные украшения из золота и серебра, которые остались у истицы.

Являются ли автомашина и гараж личным имуществом Михайлова? Подлежат ли разделу, как общее совместное имущество супругов, женские ювелирные украшения Михайловой, приобретенные за счет общих средств супругов (средств одного из супругов) в период брака? Подлежит ли удовлетворению требование истицы об увеличении ее доли в общем совместном имуществе? Как должен быть разрешен спор между Михайловыми?

Ситуация 4

Н. П. Груздева на завершающем периоде беременно-сти решила выехать в соседнюю область к матери, чтобы с ее помощью после рождения ребенка обеспечить надлежащий уход за ним. В поезде Груздева почувствовала себя плохо, что повлекло преждевременные роды. Находившийся в вагоне врач смог своевременно оказать ей необходимую помощь, роды прошли благополучно. По прибытии на место проводница вагона и врач составили справку о рождении ребенка, которую передали Груздевой. Через неделю после приезда Груздевой ее мать передала эту справку и заявление дочери о регистрации рождения ребенка в местный орган загса. Однако заведующий органом загса посчитал представленные документы недостаточными для государственной регистрации рождения ребенка, предложив дополнительно оформить еще акт о рождении ребенка за подписью начальника пассажирского поезда и четырех свидетелей. Мать Груздевой сочла такое требование излишним и обратилась с жалобой на действия заведующего органом загса в городскую администрацию.

Правомерны ли требования заведующего органом загса?

Ситуация 5

Не состоящие в зарегистрированном браке Колесникова и Муратов в совместном заявлении в орган загса просили зарегистрировать факт рождения их сына Виктора и записать Муратова его отцом. Заведующий органом загса оказался в затруднительном положении, так как каждый из родителей просил присвоить ребенку свою фамилию и попытки добиться решения спорного вопроса по их взаимному согласию не имели успеха.

Какую фамилию в вышеописанной ситуации будет носить сын Колесниковой и Муратова? Какой орган может решить спор между родителями ребенка по этому вопросу?

Ситуация 6

В юридическую консультацию обратилась за помощью гражданка Владимирова и рассказала следующее: ее муж намерен расторгнуть брак и забрать все ценные вещи, поскольку он один работает и все, что у них есть, приобретено на его зарплату. Владимирова этого не отрицала. Напротив, она подтвердила, что денежных средств в приобретение вещей не вкладывала, что действительно все их имущество приобретено на заработки мужа. Но она не работала в связи с тем, что давно болеет. Однако все время добросовестно ведет домашнее хозяйство, занимается воспитанием несовершеннолетних сына и дочери.

Какие разъяснения Вы бы дали Владимировой? Сошлитесь на конкретные нормы СК.

Ситуация 7

При рассмотрении судом иска Е. В. Бобковой к бывшему мужу о разделе совместного имущества последний не согласился с требованием жены о разделе в равных долях полученной им премии Правительства РФ за научное открытие. По мнению А. Г. Бобкова, данная премия является его личным имуществом и не может подлежать разделу. Однако Бобкова в обоснование своего требования заявила, что успехи ее мужа в научной деятельности были неразделимо связаны с заботой и вниманием, которыми она окружала мужа в период брака.

Какое решение должен принять суд по иску Бобковой? К какому имуществу супругов (совместному или раздельному) относятся награды, поощрения каждого из супругов за успехи в трудовой, научной, общественной и иной деятельности?

Ситуация 8

Перед заключением брака Ф. П. Петрова и Е. В. Господарев по совету родителей составили проект брачного договора, в котором предусмотрели режим раздельной собственности на недвижимое имущество, способы участия в доходах друг друга и порядок несения каждым из них совместных семейных расходов.

Кроме того, Господарев, будучи весьма состоятельным коммерсантом, потребовал включения в договор положения, в соответствии с которым Петрова не имеет права вмешиваться в заключаемые им сделки, в том числе и под залог общего имущества супругов. Петрова согласилась с этим требованием. Однако при рассмотрении договора нотариус отказался его удостоверить и потребовал исключения из договора указанного положения, как противоречащего требованиям закона.

Дайте оценку действиям нотариуса. Ограничивает ли СК свободу брачного договора? Могут ли супруги изменить в брачном договоре установленный законом режим совместной собственности?

Ситуация 9

Ю.И. Дедова подала в орган загса подписанное ею и Я.М. Нифонтовым заявление о добровольном признании им своего отцовства в отношении сына Олега. Она объяснила, что Нифонтов не может сам явиться в орган загса, так как выехал в длительную командировку в районы Крайнего Севера, но его подпись на заявлении засвидетельствована руководителем предприятия, где он работает.

Может ли один из родителей ребенка не являться в орган загса для регистрации установления отцовства по совместному заявлению родителей?

Ситуация 10

После рождения дочери Т.С. Николаева почувствовала ухудшение состояние здоровья, в связи с чем была помещена на стационарное лечение в больницу и не смогла самостоятельно сделать заявление о рождении ребенка в орган загса. Выяснилось, что ориентировочный срок ее лечения будут составлять около двух месяцев. Муж Николаевой находился в длительной служебной командировке, а других близких родственников у Николаевой по месту рождения ребенка и лечения не было. Спустя две недели после начала лечения знакомая Николаевой подала по ее просьбе в орган загса заявление о регистрации рождения Николаевой ребенка, предъявив при этом справку медицинского учреждения о рождении ребенка и документы, удостоверяющие личность родителей ребенка. Однако работники органа загса отказались принять это заявление и зарегистрировать рождение ребенка, потребовав личного прибытия Николаевой после окончания лечения, независимо от его продолжительности.

Дайте правовую оценку действиям работников органа загса. Как они должны были поступить в данной ситуации?

Ситуация 11

Военнослужащий Е. С. Гнатюк, перед тем как уйти в очень длительный поход развелся с женой, но по возвращении из похода узнал о рождении у его жены дочери спустя 6 месяцев после их развода, отцом которой записан в качестве такового в свидетельстве о рождении. Гнатюк решил обратиться в юридическую консультацию, чтобы узнать на основании каких доводов он был записан отцом

Что вы можете пояснить Гнатюку по данному вопросу?

Ситуация 12

Супруги Михины решили заключить брачный договор, в котором хотели определить свои отношения следующим образом. Все вопросы семейной жизни будут решаться по соглашению, на основе взаимоуважения, взаимной терпимости, с учетом мнения родителей жены и мужа по наиболее важным вопросам семейной жизни (например, рождение ребенка и форма его воспитания). Муж обязуется поступить на заочное отделение факультета журналистики ОМГУ и, окончив его, найти престижную работу. Жена обязуется никогда не курить и не пить вино, отказаться от работы в ресторане, где она работала до заключения брака официанткой. Она также обязуется поступать на работу только с согласия мужа и только в ту организацию, которую сочтут возможной для ее работы муж и его родители.

Супруги обязуются проживать всегда совместно в одной квартире в Омске. Кроме того, они принимают на себя обязанность ежемесячно, независимо от источников поступления средств, вносить на лицевой счет в Сбербанк на имя Михина А.П. вклад в сумме не менее 15 000 руб. с целью накопления нужной суммы для приобретения в собственность квартиры.

Имущество, которое принадлежало каждому из супругов до заключения брака, остается их раздельной собственностью. Все имущество, которое будет нажито во время брака, станет совместной собственностью супругов, а все доходы обоих супругов будут поступать в общий семейный бюджет (второй возможный вариант — на все приобретенное в браке имущество устанавливается общая собственность с определением долей каждого из супругов в размере 1/2).

Супруги также пожелали определить в брачном договоре общие обязанности по содержанию своих родителей: тот из супругов, чей родитель будет нуждаться в содержании, станет выплачивать ему 1/8 часть своих доходов.

Все ли условия, предложенные супругами, могут быть включены в брачный договор? А если нет, то, какие тогда будут включены, а какие нет?

Ситуация 13

Супруги Шелковы обратились в юридическую консультацию с проектом брачного договора, который они совместно составили, содержащего следующие условия:

1. При расторжении брака каждый из супругов получит то имущество, которое было приобретено на заработанные им деньги.

2. Если расторжение брака произойдет по вине одного из супругов, он не будет иметь права на получение алиментов от другого супруга.

3. Шелков не будет претендовать на проживание в квартире, которой пользовалась еще до заключения брака Шелковой по договору найма жилого помещения.

4. Если к моменту расторжения брака у них будут несовершеннолетние дети, то они останутся на воспитании у матери, а отец сможет в любое время беспрепятственно общаться с ними.

5. Алименты будут выплачиваться в следующем размере: на одного ребенка — 1/3, а на двух детей — 2/3 дохода отца.

Что Вы поясните Шелковым по поводу их брачного договора? Какие положения не могут войти в брачный договор?

Ситуация 14

Родители Миронова и Кашиной, решивших вступить в брак, подготовили для них брачный договор, который, по их мнению, должен быть гуманитарно-духовным, основанным на Всеобщей декларации прав человека, а не меркантильным. Они сочли, что этот договор будет иметь для молодых супругов большое воспитательное значение. В договоре они записали следующее:

"Стороны желают в своей семейной жизни соблюдать нравственные принципы взаимоотношений: любовь и уважение ко всем членам семьи; доброту, взаимное уважение и заботу; порядочность и супружескую верность друг другу; терпимое и бережное отношение в семье; взаимное признание и соблюдение прав в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, принятой ООН".

В проекте договора они также записали, что в отношениях между супругами не должны иметь место грубость, обман, насилие, оскорбление человеческого достоинства и подобные другие действия, противоречащие нравственным принципам и несовместимые с честью, свободой, разумом и совестью каждого, и что супруги должны быть нравственно готовы разрешать между собой конфликты и разногласия на принципах равноправия, без привлечения третьих лиц или в судебном порядке.

Когда будущие супруги с родителями явились к нотариусу для удостоверения договора, нотариус, полагая, что этот договор не может признаваться брачным, отказался его удостоверить.

1. Какие требования предъявляет законодатель к брачному договору?

2. Какие условия не могут быть включены в брачный договор?

3. Прав ли нотариус?

Ситуация 15

Ф.П. Соколов по решению суда выплачивал алименты в размере 1/4 заработной платы ежемесячно на содержание сына до совершеннолетия последнего. В связи с тяжелой болезнью сын был помещен в больницу, где находился в течение шести месяцев. Мать мальчика обратилась в суд с просьбой о дополнительном взыскании с Соколова 5 тыс. руб., поскольку сын нуждается в усиленном питании, специальном уходе. Кроме того, для него необходимо приобрести путевку в санаторий для продолжения лечения. Соглашение об участии Соколова в дополнительных расходах на сына не заключено.

Могут ли быть привлечены к участию в дополнительных расходах на детей родители, уже уплачивающие на них алименты? В каких случаях? Подлежит ли удовлетворению требование истицы? Как будет определен судом размер участия Соколова в дополнительных расходах на сына?

Ситуация 16

А. Е. Смолин, выплачивающий по решению суда алименты на содержание сына Николая от первого брака, обратился с иском в суд об освобождении его от уплаты алиментов. При этом истец привел следующие доводы: сыну 17 лет, он учится на первом курсе института, получает стипендию 2450 руб., сам Смолин — инвалид 2-й группы, не работает, пенсия 6483 руб., на иждивении находится жена.

Может ли суд освободить Смолина от уплаты алиментов?

Ситуация 17

И.С. Максимова обратилась в суд с иском к Ю.Н. Максимову о взыскании алиментов на двоих детей, сына и дочь, указав, что сын не достиг совершеннолетия — ему 16 лет, а дочери исполнилось 19 лет, но она является студенткой, а получаемая ею стипендия очень мала. Ей, как матери, одной трудно содержать детей, соглашение об уплате алиментов на детей с Максимовым отсутствует.

Ответчик иска не признал, сославшись на то, что сын работает и имеет в месяц доход где-то 3500—4000 руб., а на дочь он не обязан платить алименты, так как она совершеннолетняя.

Обязаны ли платить алименты родители на несовершеннолетних детей, имеющих заработок? Возможно ли взыскание алиментов на совершеннолетних трудоспособных детей, если они не имеют необходимых средств к существованию? Какое решение вынесет суд по иску Максимовой?

Ситуация 18

18-летняя Лосева и Тонин длительное время проживали совместно и вели общее хозяйство. В 1998 году Лосева родила дочь Марину, отцом которой был Тонин. Он согласился признать свое отцовство и зарегистрировать брак с Лосевой в том случае, если она заключит с ним брачный договор на предложенных им условиях, а именно: имущество, приобретенное во время брака, будет принадлежать тому из них, на чьи средства оно приобретено. Лосева обязуется не работать, а заниматься ведением домашнего хозяйства и воспитанием дочери. В случае расторжения брака Лосева отказывается от взыскания средств на свое содержание и на содержание ребенка.

Может ли быть заключен брачный договор на данных условиях?

Ситуация 19

При расторжении брака между супругами Сидоровыми возник спор по поводу раздела имущества. Во время совместной жизни, длившейся более 10 лет, супруги приобрели рояль для жены, получившей высшее музыкальное образование. Муж, научный работник, обзавелся большой библиотекой по профилю его работы. На премию, полученную за хорошую работу в научно-исследовательском институте, муж приобрел телевизор. Кроме того, на имя мужа зарегистрирован жилой дом, полученный им в порядке дарения во время их супружеской жизни. Также во время совместной жизни супругами был приобретен автомобиль «Лада» на имя Сидоровой.

Как следует разделить имущество в данном случае?

Ситуация 20

При получении паспорта несовершеннолетний Валентин Николаев просил работников загса об изменении имени, мотивируя это тем, что данное имя больше подходит женщине, и сверстники над ним часто смеются. Работники органа загса отказались это сделать без согласия родителей мальчика. Родители возражали против изменения имени, объясняя это тем, что мальчика назвали в честь его деда, известного артиста. Для решения возникшего спора работники загса посоветовали родителям обратиться в суд.

1. Как производится смена имени ребенку? Имеет ли при этом значение возраст ребенка?

2. Как и где следует решить возникший спор?