Нужен ли фармацевту сертификат специалиста. Курс управление и экономика фармации - продление сертификата специалиста - дистанционно. Преимущества профессионального совершенствования

Демидова Марина Александровна
Заведующая кафедрой УЭФ Тверской ГМА, проф., д.м.н.

В фарморганизации работают две категории фармработников: со средним фармацевтическим образованием - фармацевты, с высшим образованием - провизоры.

С получением диплома фармацевта и провизора подготовка фармработников не заканчивается.

Что касается фармацевтов, здесь все просто потому, что специальность одна. А что касается провизорских специальностей, то их три. Мы неоднократно говорили о необходимости их расширения, но в соответствии с действующим законодательством, а это приказ №210н от 23.04.09 «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ», существуют три специальности провизора. Это - «Управление и экономика фармации» (провизоры-организаторы), «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» (провизор-аналитик) и «Фармацевтическая технология» (провизор-технолог). Других специальностей нет. Провизорские специальности перечислены в документе о номенклатуре в разделе «медицинские работники» в подразделе «врачи». Возникает вопрос: а каков статус фармработника, исходя из того, что перечень специальностей формирует Минздравсоцразвития РФ. Идет ли медицинский стаж у фармработника?

Скажу сразу, все зависит от того, в какой фарморганизации работает работник. Если он работает в учреждении здравоохранения, а на сегодня к ним относятся больничные аптеки, которые функционируют на правах отделения ЛПУ, то у фармработников идет медицинский стаж, они пользуются всеми положенными привилегиями. К сожалению, большая часть фармработников, работающих в аптечных предприятиях, обслуживающих население и относящихся к торговым предприятиям, считаются медработниками, работающими на предприятиях торговли. В этом случае идет только фармацевтический стаж.

Что касается первичного получения одной их трех специальностей провизора, то первый сертификат по провизорской специальности выпускники вузов получают через обучение в интернатуре продолжительностью 11 мес. Первую специальность можно выбрать самостоятельно. Важно определиться со специальностью, потому что в дальнейшем каждые пять лет придется подтверждать сертификат и проходить последипломное обучение. Предположим, что выпускник получил специальность «экономика и управление фармации», но в течение пяти лет не смог трудоустроиться руководителем фарморганизации, потому что сертификат по этой специальности имеет руководитель учреждения или структурного подразделения этого учреждения. Если не будет доступа к одной из этих должностей и в трудовой книжке не будет соответствующей записи, придется получать другую провизорскую специальность.

Очень важно, чтобы в трудовой книжке была правильно сделана запись в соответствии с действующим законодательством. Рано или поздно человеку придется выходить на пенсию, и если запись сделана неправильно, считается, что у человека был перерыв в стаже, что отражается в т.ч. и на продлении действия сертификата. Что касается должности «менеджер», «мерчандайзер», они есть в перечне должностей, и трудовой инспектор не сделает вам замечание, но… это не должности фармработника, провизор в дальнейшем столкнется со сложностями при сертификации.

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ФАРМАЦИИ

Что в законодательстве есть нового, связанного с должностью «руководитель фарморганизации»? В ноябре 2010 г. вышло постановление Правительства РФ №903, которое внесло изменения в положение о лицензировании фармдеятельности. Одна из статей этого документа, думаю, заинтересует руководителей фарморганизаций. Изменения вносились с учетом нового закона «Об обращении лекарственных средств», в котором говорится, что реализация ЛС может осуществляться в ФАПах и офисах семейных врачей при условии лицензирования на фармдеятельность ЛПУ. При внесении этих изменений появилось новое положение: на сегодня лицензионным требованием и условием является «наличие у руководителя фарморганизации, соискателя лицензии, высшего фармацевтического образования и стажа работы не менее трех лет. Это провизор, имеющий сертификат по специальности «управление и экономика фармации» и (обратите внимание - новое!), «либо специалист (фармацевт) со средним образованием и стажем работы не менее пяти лет». Ранее возглавлять фарморганизацию фармацевт не имел права, исключение было сделано для работающих в сельской местности.

Среди лицензионных требований по-прежнему остается повышение квалификации специалистов с фармобразованием не реже одного раза в пять лет, хотя надо бы повышать квалификацию чаще.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ХИМИЯ И ФАРМАКОГНОЗИЯ

Как правильно оформить трудовую книжку? Должность, которую может занимать специалист такой специальности, только одна - провизор-аналитик, иначе сертификат продлен не будет.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Должность - провизор-технолог. Сегодня задают вопрос, а зачем нам фармтехнология, когда в России производственных аптек практически не осталось. Эта специальность вводится не только для производственных аптек, но и для аптек готовых форм, потому что должность «провизор-технолог» занимает первостольник. Фармтехнология означает в т.ч. и обслуживание покупателей в аптеках.

Когда провизор-технолог растет в профессиональном плане, он может занять должность заведующего отделом и даже руководителя розничной точки. Как быть? До истечения срока действия сертификата специалиста провизор-технолог может занимать руководящую должность, но когда заканчивается срок действия сертификата, в связи с тем, что он теперь имеет доступ к руководящей должности, то может быть сертифицирован по специальности «управление и экономика фармации», но не может быть сертифицирован по специальности «фармацевтическая технология», потому что этим не занимается. Как быть? В фарморганизациях мы часто сталкиваемся с тем, что работники, имеющие один сертификат, переходят с одной должности на другую.

КАК МОЖНО ПЕРЕЙТИ С ОДНОЙ ДОЛЖНОСТИ НА ДРУГУЮ?

Предположим, у вас была производственная аптека, где работал провизор-аналитик, вы не лицензировали производственную деятельность, перевели ее в аптеку готовых форм, с работником не расстаетесь и хотите перевести его на другую должность. Как можно перейти с одной должности на другую?

Первый вариант - основную специальность провизор получает в интернатуре в течение 11 месяцев. Если провизор, который имеет сертификат «управление и экономика фармации» и стаж работы пять лет, хочет получить специальность провизора-аналитика или технолога, ему снова придется пройти интернатуру. Важно, чтобы студенты правильно оценивали свои силы. Если в течение пяти лет они не займут руководящих должностей, придется снова идти в интернатуру получать другую специальность.

Второй вариант - провизор-технолог дорос до уровня заведующего отделом. Каким образом ему получить сертификат «Управление и экономика фармации»? Смена специальности провизора-технолога и аналитика на руководителя, имеющего в наличии сертификат «управление и экономика фармации» проходит путем профессиональной переподготовки в течение трех месяцев.

Проблемы перехода касаются и специалистов, имеющих больший, чем пять лет, стаж работы. Многие в годы перестройки не работали по своим фармацевтическим дипломам, а сегодня вновь возвращаются в отрасль с перерывом в работе более пяти лет. Они хотят восстановить свой диплом и получить право на работу в фармотрасли. Как быть?

На сегодня действует приказ Минздравсоцразвития РФ №705н от 09.12.08 «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников», согласно которого каждый из нас не реже одного раза в пять лет должен повышать квалификацию и подтверждать свое право работать в фарморганизациях, т.е. подтверждать свой сертификат. Для того чтобы не иметь перерыва в стаже работы, не менять свою фармацевтическую специальность и подтвердить свой сертификат, срок обучения должен составлять 144 часа - 4 недели. Чтобы поступить на курсы повышения квалификации, необходимо пройти вступительные испытания. Таково требование приказа.

Повышать свою квалификацию можно с отрывом и без отрыва от производства. Формы обучения определяет конкретный вуз. Для специалистов, имеющих стаж работы более 10 лет, обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации. От 100 до 500 ч. аудиторных занятий. Так что специалист с большим стажем может поменять специальность не через интернатуру, а через профпереподготовку.

Для имеющих стаж работы от 5 до 10 лет обучение проводится по образовательным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Свыше 500 ч. аудиторных занятий. Квалификация подтверждается проведением сертификационного экзамена.

Большие сложности возникают с деятельностью, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных вещества. Этот вид деятельности для аптек является убыточным, поэтому большая часть аптечных организаций отказалась от нее. Но одним из лицензионных требований к фарморганизациям является требование создать в аптеке условия, позволяющие ей работать с наркотическими веществами. Чтобы иметь право работать с наркотическими веществами, нужно оформлять допуск. Чтобы его получить, сегодня недостаточно пройти полагающиеся процедуры. Необходимо также пройти обучение в рамках тематического усовершенствования. Обязательным является только обучение организации деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

У фармацевтов специальность одна, а должностей может быть много.

По материалам круглого стола «Аптечный рынок: правовая перезагрузка» в рамках выставки «Аптека-2010»

Сертификат фармацевта – это документ, который одновременно подтверждает уровень знаний специалиста в сфере фармацевтической деятельности и дает разрешение на работу фармацевтом. Прежде чем его получить, необходимо специальное фармацевтическое образование.

Обучиться на фармацевта можно как в высших учебных заведениях, так и в специализированных средних. Затем после окончания учебного заведения стоит пройти курс послевузовского или дополнительного профессионального образования. Для тех, кто закончил высшее учебное заведение – это аспирантура, ординатура или интернатура. Для тех же, кто окончил среднее заведение (техникум и колледж) – это отдельный курс по фармацевтике в количестве 144 часов или профессиональная переподготовка в количестве не менее 500 часов. После всех этих обучений будущий фармацевт уже имеет право получить сертификат. Но сделать это можно только после сдачи квалификационных экзаменов. Выдают сертификаты государственные или муниципальные учреждения, которые работают в сфере фармации и имеют гослицензию на выдачу этого документа. Выбрав такое заведение, будущий фармацевт подает в приемную комиссию следующие документы:
  • Заявление;
  • Копию диплома об окончании учебного заведения;
  • Копии документов, подтверждающие послевузовское образование или прохождение дополнительных курсов;
  • Выписку из трудовой книжки;
  • Личный отчет претендента на сертификат о том, какой опыт работы в сфере фармации он имеет и какие навыки уже приобрел;
  • Копии всех предыдущих сертификатов.
Оценивать испытуемого будет специальная комиссия, созданная из специалистов в области фармации и здравоохранения. Оценка проводится по трем основным направлеиям:
  • Письменные или компьютерные тесты по специальности;
  • Контроль практических навыков;
  • Заключительное собеседование.


Комиссия принимает решение о выдаче сертификата фармацевта «большинством голосов». Если комиссия сформирована из четного количества человек и голоса «за» и «против» разделились поровну, тогда окончательное решение о выдаче сертификата принимается в пользу экзаменуемого. Если же комиссию не устраивает уровень знаний и подготовки будущего фармацевта, то она назначает новую дату его аттестации.


Сертификат фармацевта выдается сроком на 5 лет, и после его окончания подтверждать свои знания придется снова. Процедура повторного получения сертификата фармацевта идентична описанной выше.

В данной статье мы постарались прояснить вопросы, касающиеся допуска к фармацевтической деятельности, ведь вопросы, касающиеся аккредитации и сертификации, возникают даже у опытных профессионалов с солидным стажем работы.

Вплоть до 2016 года провизор по окончании высшего учебного заведения получал на руки диплом специалиста, в котором указывалась специальность «Фармация», квалификация «провизор». Еще год интернатуры – и провизор имел на руках сертификат специалиста, где написано «допущен к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности...» и далее один из трех вариантов:

  • управление и экономика фармации;
  • фармацевтическая технология;
  • фармацевтическая химия и фармакогнозия.

Первый вариант дает право работать на административной должности оптового или розничного фармацевтического предприятия, например, на должности заведующего (директора) аптеки 1 .

Второй вариант дает право трудиться на должности провизора-технолога, третий – на должности провизора-аналитика 2 . Любой из последних двух вариантов подходит для осуществления обязанностей провизора, работающего за первым столом, возможна также работа на руководящей должности ниже заведующего аптекой (заместитель заведующего аптекой, заведующий отделом аптеки, старший провизор).

Сертификат специалиста необходимо было обновлять не реже, чем 1 раз в пять лет.

Выпускник ВУЗа, еще не успевший пройти интернатуру и получить сертификат специалиста, или провизор, не прошедший вовремя курсы повышения квалификации и у которого истек срок действия сертификата, имеет право занимать лишь должность провизора-стажера. То есть работать под наблюдением провизора, имеющего действующий сертификат специалиста. В 2016/ 2017 гг – провизоры, у которых истекает срок действия сертификата, еще будут проходить процедуру ресертификации. Сертификаты специалиста, полученные в этот период и ранее, будут действительны, а значит, дают право заниматься фармацевтической деятельностью, до окончания срока их действия.

Далее специалисты фармацевтической отрасли, у которых срок действия сертификата специалиста подходит к концу, будут проходить периодическую аккредитацию, а не сертификацию. В 2018 – 2019 гг. начнется проведение повторных (периодических) аккредитаций провизоров на основе разработанных профстандартов.

Но не стоит думать, что аккредитация фармспециалистов – вопрос далекого будущего. Внедрение этой процедуры уже началось. В конце прошлого, 2015/2016 учебного года, выпускники фармацевтических факультетов были первыми, кто сразу же после завершения основной образовательной программы высшего фармацевтического образования прошли первичную аккредитацию. По итогам первичной аккредитации молодые специалисты получили квалификацию «Провизор общей практики» и разрешение на трудовую деятельность. Через год, по окончании интернатуры 2016/2017 гг (которую в 2017/2018 гг. заменит ординатура), они последними пройдут процедуру сертификации.

В 2017 - 2018 гг. начнется первичная специализированная аккредитация провизоров, окончивших ординатуру по трем специальностям, упомянутым выше. По окончании, после успешного прохождения трех последовательных этапов – тестирования, оценки практических навыков в симулированных условиях и решения ситуационных задач – на руки будет выдаваться свидетельство об аккредитации с указанием специальности (пока – «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия»).

Первичную специализированную аккредитацию теперь будут проходить и те специалисты фармации, которые прошли профессиональную переподготовку. К ним относятся и провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет. И далее, раз в пять лет, их ждет периодическая аккредитация.

Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы: оценка портфолио и тестирование 3 . Если с тестированием все более или менее понятно, образцы тестов выложены в свободном доступе в интернете, то что такое портфолио аккредитуемого и его наполнение, вызывает вопросы. Портфолио формируется аккредитуемым самостоятельно. В случае указания в портфолио сведений об освоении дополнительных образовательных программ, необходимо приложить соответствующие документы. В портфолио также прилагаются сертификаты, свидетельствующие об участии в конференциях, перечень опубликованных статей, методических указаний и т.п.

Прошедшим процедуру аккредитации не позднее чем через 30 календарных дней с момента подписания протокола заседания аккредитационной комиссии выдается свидетельство об аккредитации специалиста.

В 2020 г. планируется завершение перехода на систему аккредитации специалистов фармации.

Итак, подведем итоги. Аккредитация, состоящая из трех этапов (первичная, специализированная и периодическая) уже начала замещать сертификацию специалистов с высшим фармацевтическим образованием. С 3 октября 2016 года право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста 4 . Выпускник вуза, получивший диплом провизора общей практики, сможет работать на рядовых должностях в фарморганизациях. Однако, для того чтобы стать руководителем аптечной организации, работать в центрах контроля качества лекарственных средств, в системе судебно-медицинской экспертизы, в научно-исследовательских лабораториях по разработке новых лекарственных средств и других организациях, выпускникам обязательно потребуется обучение в ординатуре.

_________________________________________

1 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.2010 N 18247)

2 Общероссийский классификатор занятий 2014ОК 010-2014, действует с 01.07.2015

3 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. N 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов"

Что такое «Институт медицины»?

«Институт медицины» – это система дистанционного обучения Национальной академии современных технологий.

Академия зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации.

В числе педагогов Академии доктора, кандидаты наук и практики с большим опытом работы. Академия осуществляет набор слушателей на дополнительные профессиональные программы, активно сотрудничает как с физическими, так и юридическими лицами, предоставляет услуги на портале поставщиков.

Как поступить на повышение квалификации и пройти обучение?

Форма обучения на программах повышения квалификации – заочная (с применением дистанционных технологий, через интернет). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, которая содержит все необходимые материалы.

  • выбрать нужную программу
  • зарегистрироваться на нее
Оформление личного дела. После подачи заявки слушателю курсов необходимо заполнить в личном кабинете анкету для получения проформ Заявления и Договора для личного дела. Подписанный комплект документов направляется в электронном виде посредством личного кабинета.
После формирования личного дела и оплаты обучения каждому слушателю на сайте открывается доступ к образовательной системе посредством личного кабинета. В личном кабинете размещаются все необходимые материалы для изучения и выполнения учебного плана.

Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными учебными материалами, поэтому искать что-либо дополнительно Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный кабинет (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.

График обучения. Для каждого слушателя в его личном кабинете будет представлен график учебного процесса, содержащий рекомендации по освоению дисциплин. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов и выполнения тестирований для самоконтроля. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.

Учебный план. Для того чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо внимательное изучение материалов. В качестве аттестационного мероприятия предусмотрена Итоговая контрольная работа (ответы на пять заданий), составленная по материалам курса.

В случае если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план за весь период обучения, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.

Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академическая задолженность и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка документов о квалификации после завершения курса осуществляется в течение 1-10 рабочих дней (обычно 3-4 дня). Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.

Как поступить на профессиональную переподготовку и пройти обучение?

Форма обучения на программах профессиональной переподготовки – заочная (с применением дистанционных технологий). Пройти программу обучения можно не выходя из дома. “Институт медицины” предоставляет всем слушателям доступ к уникальной образовательной системе, обеспечивает не ограниченным в период обучения доступом ко всем необходимым материалам.

Для зачисления на программу необходимо выполнить поэтапно следующие действия:

  • выбрать нужную программу
  • зарегистрироваться на нее
  • произвести оплату (онлайн или по квитанции в банке)
После подачи заявки и ее оплаты каждому слушателю на сайте открывается доступ к образовательной системе посредством личного кабинета. В личном кабинете размещаются все необходимые материалы для изучения и выполнения учебного плана.
Оформление личного дела. Слушателю курсов необходимо заполнить в личном кабинете Анкету для получения проформ Заявления и Договора для личного дела. Подписанный комплект документов направляется в электронном виде через личный кабинет.

Материалы. Мы обеспечиваем наших слушателей актуальными материалами, поэтому искать дополнительно что-либо Вам не придется. Лекционные материалы представляются в формате pdf, их можно изучать через личный профиль (онлайн-просмотр), скачивать на любые электронные устройства и носители, а также при необходимости распечатывать.

График обучения. Поскольку обучение дистанционное, то каждый слушатель может адаптировать под себя график обучения, определить порядок изучения материалов, сдачи зачетов и экзаменов. Начать обучение можно в любой удобный рабочий день. После того, как учебные материалы будут размещены в личном кабинете, они будут сохраняться в течение всего периода обучения.

Учебный план. Для того, чтобы выполнить установленный учебный план и успешно завершить обучение, необходимо изучение материалов и своевременное выполнение аттестационных мероприятий. По каждой дисциплине предусмотрено тестирование, составленное исключительно по лекционным материалам. Каждое тестирование можно проходить несколько раз (основных попыток – три, возможно получение и дополнительных попыток бесплатно). Из всех попыток сдачи в качестве итогового фиксируется лучший результат.

Помимо тестирований по дисциплинам предусмотрено выполнение Итоговой контрольной работы (ответы на пять заданий), также составленной по материалам курса, и Итогового междисциплинарного экзамена (тестирование).

В случае, если слушатель по уважительным причинам не успевает выполнить учебный план в установленные сроки, ему может быть продлено обучение еще на некоторое время, и это совершенно бесплатно.

Завершение обучения и получение документов. Программу можно считать завершенной, если у слушателя ко дню окончания периода обучения не имеется академических задолженностей и предоставлены все необходимые для личного дела документы. Подготовка диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации после завершения курса осуществляется максимум в течение 10 рабочих дней. Получить документы слушатели могут либо по Почте России (отправка заказным письмом), либо лично.

Какие документы необходимы для поступления на профессиональную переподготовку?

Для лиц, желающих пройти обучение по программе профессиональной переподготовки, необходим следующий комплект документов:

  • копия паспорта (без страницы регистрации);
  • копия документа о смене фамилии/имени/отчества (если требуется);

Какие документы необходимы для поступления на повышение квалификации?

Для лиц, желающих пройти обучение по программе повышения квалификации, необходим следующий комплект документов:

  • копия диплома о среднем профессиональном или высшем медицинском образовании
  • копия документа о смене фамилии/имени/отчества (если ФИО в дипломе не совпадают в текущими);
  • договор и заявление (формируются автоматически).
Договор и заявление автоматически формируются в личном кабинете слушателя после заполнения анкеты (действие доступно после регистрации на программу). Документы необходимо отправить через личный кабинет в электронном (сканированном) виде.

Будет ли в дипломе указана квалификация?

Выпускникам, успешно окончившим обучение и предоставившим диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, выдается диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации. В выдаваемом документе обязательно отдельной записью отражается присвоенная выпускнику квалификация. Точные названия квалификаций отражены на индивидуальных страницах курсов. Иные варианты записи квалификаций не допускаются.

Нет, не можете. Действующим законодательством установлено единое требование для поступающих на дополнительные профессиональные программы: наличие диплома о медицинском образовании.

Что выбрать: повышение квалификации или профессиональную переподготовку?

На сайте «Институт медицины» представлены дополнительные профессиональные программы, к которым относятся программы профессиональной переподготовки и курсы повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка завершается выдачей Диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации. Данный вид программ предусмотрен для тех, кто нуждается в получении медицинской квалификации для трудоустройства или удовлетворения требований к образованию на работе.

Курсы повышения квалификации – это программы, которые систематически (каждые 3 года) необходимо проходить всем врачам для подтверждения квалификационной категории, соответствия действующему образовательному стандарту. В отличие от программ профессиональной переподготовки программы повышения квалификации не присваивают квалификацию, рассчитаны на лиц, являющихся врачами. Курсы завершаются выдачей Удостоверения о повышении квалификации установленного в соответствии с требованиями законодательства образца.

Самвел Григорян о нормах, не позволяющих обладателям сертификата по специальности «Управление и экономика фармации» работать за первым столом

Вы представляете себе командира авиаэскадрильи, который может командовать находящимися у него в подчинении пилотами-асами, но при этом не имеет права садиться за штурвал и управлять самолетом? Или заведующего хирургическим отделением клиники, которому запрещено оперировать пациентов? Не правда ли это абсурд? В таком случае не меньший абсурд - провизор, руководитель аптеки, которому отказано в праве становиться за первый стол и обслуживать посетителей: отпускать лекарства и другие товары аптечного ассортимента, консультировать по вопросам их медицинского применения, хранения и т. д. Но если первые два примера - гипотетические, то третий - самый что ни на есть жизненный.

Уже несколько лет, как в фармотрасли сложилась противоестественная ситуация, когда специалистам, имеющим сертификат по специальности «Управление и экономика фармации» отказано в праве работать за первым столом.

Одно из нарушений, за которое контролирующие органы привлекают аптечные организации к административной ответственности, - несоответствие провизоров и фармацевтов квалификационным требованиям. Если, например, провизор, имеющий сертификат специалиста по специальности «Фармацевтическая технология» (далее «ФТ»), работает заведующим аптекой - для чего необходим другой сертификат, по специальности «Управление и экономика фармации» («УЭФ»), - штраф за это несоответствие обоснован и логичен. Но обратный вариант выглядит парадоксальным. Тем не менее, контролирующие органы продолжают привлекать к ответственности, а суды продолжают выносить решения в их пользу в тех случаях, когда проверка обнаруживает, что за первым столом - то есть на позиции «провизора-технолога» - работает фармспециалист-управленец с сертификатом «УЭФ».

Судебные истории

Например, в сентябре 2016 года в Вологде арбитражный апелляционный суд постановил оставить без изменения апелляционную жалобу одной из аптечных организаций города, которую местный департамент здравоохранения привлек к административной ответственности. Одна из причин привлечения была следующей. В ходе плановой проверки выяснилось, что работающая в должности провизора N не соответствовала квалификационным требованиям, поскольку имела сертификат по специальности «УЭФ» (а не «ФТ»).

В результате аптечная организация была оштрафована на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Для юридических лиц это означает штраф от 30 000 до 40 000 руб., для граждан - от 1500 до 2000 руб. (в обоих случаях по усмотрению проверяющего дело может ограничиться предупреждением).

Интересный прецедент случился двумя годами ранее, в мае 2014 г. В ходе проверки одного из московских аптечных пунктов обнаружилось, что имевший высшее фармацевтическое образование, но не имевший сертификата по специальности «ФТ» генеральный директор этой организации осуществлял в пункте розничную торговлю. И хотя по формальным обстоятельствам - истечение срока давности - арбитражный суд в итоге не удовлетворил заявление контролирующей инстанции о привлечении аптечной организации к административной ответственности - сам по себе этот случай побуждает задуматься о следующем.

Почему абсурд?

Рынок труда мобилен, потребность в специалистах подвержена изменениям. Сегодня, предположим, можно легко найти место заведующего аптекой, а завтра, глядишь, все подходящие вакансии заняты, и приходится идти в первостольники.

Человеческие желания и настроения тоже переменчивы. Вчерашнему заведующему или руководителю структурного подразделения аптечной организации может просто расхотеться руководить, брать на себя повышенную ответственность. Среди моих знакомых - несколько первостольников, которые когда‑то были «провизорами-организаторами».

Кто‑то возразит, что дорога к первому столу для таких людей в общем‑то открыта - правда, не без препятствий и расходов. Надо только пройти курс дополнительного профессионального образования и получить сертификат по специальности «Фармацевтическая технология».

Но именно в этом заключается абсурдность ситуации. Ведь, согласно подпунктам и), к) и л) пункта 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081), уровень требований к руководителям аптечных организаций выше, чем к другим работникам, с которыми заключаются трудовые договоры. Кроме сертификата специалиста, первым (то есть руководящим аптечным работникам) необходимо иметь высшее фармобразование и стаж работы по специальности не менее трех лет либо среднее фармобразование и стаж не менее пяти лет; остальным аптечным работникам - просто высшее или среднее фармобразование.

То есть более квалифицированного специалиста, руководителя и организатора, направляют получать сертификат специалиста тоже квалифицированного, но все‑таки менее высокого уровня. Если аптечный руководитель не может работать первостольником, то в рамках этой логики командир эскадрильи - не летчик, а заведующий хирургическим отделением - не хирург.

С ОЭФ на ФТ

Это далеко не частная проблема единичного случая. Во-первых, многим «организаторам» пришлось или приходится переквалифицироваться в «технологи». Вот характерная история.

В одной из больших аптечных сетей была проведена реорганизация - объединили три отдела аптеки. Заведующая безрецептурным отделом и заместители заведующего отдела готовых лекарственных форм, которые имели сертификат по специальности «УЭФ», стали после реорганизации старшими провизорами.

А эта должность - не руководящая. Она требует наличия высшего профессионального образования по специальности «Фармация», сертификата специалиста по специальности «ФТ» (или «Фармацевтическая химия и фармакогнозия») и стажа работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет - см. раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» .

Обратите внимание, что в этом перечислении отсутствует упоминание о сертификате «УЭФ». На основании этого и привлекались к административной ответственности аптеки в описанном выше случае.

Другими словами, высококвалифицированным работникам, которые много лет руководили аптечными отделами и первостольниками, пришлось в результате реорганизации их предприятия пройти соответствующий сертификационный цикл и получить сертификат по специальности «ФТ», чтобы иметь возможность работать за первым столом.

Кто от всего этого выиграл? Только образовательное учреждение, получившее оплату за этот цикл. В проигрыше - фармспециалисты и аптечные посетители, которые на определенный срок лишились обслуживания со стороны опытных и высококлассных специалистов.

К сказанному можно добавить, что требования к уровню образования и профессиональной подготовки заведующих аптеками, их заместителей, заведующих аптечными отделами, провизоров-технологов и провизоров-аналитиков прописаны также в Приказе Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием…» , в разделах специальностей «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

Деквалификация и дисквалификация

Вторая проблема заключается в следующем. Аптечный коллектив - живая среда, которой не чуждо ничто человеческое. Открою небольшой секрет для тех, кто штрафует аптечные организации за нарушение, описанное в данной статье.

Провизоры и фармацевты, как и другие люди, тоже завтракают, обедают и ужинают, ходят в туалет, отлучаются вымыть руки, высморкаться, иногда болеют и в связи с этим не выходят на работу. В живом аптечном коллективе периодически и довольно часто возникает необходимость подменить первостольника - на время от нескольких минут до нескольких дней.

А штаты у аптек не резиновые (раздувание штатов приведет к увеличению цен на лекарства), и зачастую подменить первостольника может только заведующий, заместитель заведующего или завотделом - то есть те, кто обладает сертификатом по специальности «УЭФ», но не имеет сертификата «ФТ». Представьте, что в этот момент придет проверка и обнаружит заведующего за первым столом, на позиции «провизора-технолога». Не исключено привлечение аптеки за это к административной ответственности на основании упомянутой выше части 3 статьи 14.1 КоАП.

Такое положение дел противоречит сути профессии. Ведь кто такой заведующий аптекой - это либо ее собственник, то есть аптекарь, либо менеджер, работающий по найму. В любом случае это человек с высшим фармобразованием, а также необходимым стажем провизора или фармацевта.

Для такого человека не вставать иногда за первый стол - это деквалификация, утрата профессиональных навыков. Правда, в сложившихся условиях эта деквалификация является вынужденной, потому что ему запрещают работать первостольником. То есть это еще и дисквалификация.

Перечеркнуты вековые традиции

Консультировать посетителей, отпускать им лекарства, просто общаться с ними - всё это в старинных и исконных традициях российских аптекарей, собственников и руководителей аптек. Более того, это необходимо для дела.

Не может профессионально руководить первостольниками тот, кто сам не владеет навыками работы за первым столом. Об этом говорит и зарубежный опыт. Невозможно представить себе немецкую, французскую, греческую, турецкую и т. д. аптеку без аптекаря-собственника, периодически обслуживающего посетителей.

И вот теперь несколькими фразами в одном из приказов эти вековые традиции перечеркнуты таким противоестественным образом, что даже недолговременное присутствие аптекаря в работе за первым столом, похоже, находится под вопросом.

Возвращение к здравому смыслу

Кто‑то может возразить: нельзя сопоставлять должностные обязанности и необходимые навыки управленца (руководителя аптеки) и технолога (первостольника), неправильно соизмерять их квалификации - они не больше или меньше, они просто разные. В этом утверждении есть доля истины.

Но ситуация, при которой командир эскадрильи не допускается к полетам, а аптечный управленец не имеет права работать за первым столом, как ни крути, противоестественна.

Поэтому программы обучения сертификационных циклов «УЭФ» должны в достаточной степени включать и компонент «ФТ», чтобы получившие сертификат специалисты могли в итоге спокойно руководить и работать в аптеке, а не, извините за выражение, шарахаться от первого стола.

Важно также помнить, что наша страна - это не только столица и крупные города. Во многих аптечных объектах небольших населенных пунктов работает всего один человек, потому что нет финансовой и/или кадровой возможности нанять второго. И этот человек является одновременно и руководителем, и первостольником. Какой сертификат получать в таком случае?

Словом, в этом вопросе требуется всего ничего - возвращение к здравому смыслу. Штрафы руководителей аптек за то, что они «пойманы с поличным» (то есть в момент консультирования посетителей или отпуска) за первым столом - не самая хорошая страница истории отечественной фармации. И ее необходимо закрыть, если есть желание покончить с абсурдом.