Коррупция в вооруженных силах причины описание примеры. Борьба с коррупцией в вооруженных силах российской федерации в свете принципов правового государства. Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации:

Что такое преступление с юридической точки зрения? Речь идет о действии или бездействии, приведшем к нарушению норм права. Как правило, правонарушение рассматривается, если действие гражданина наносит общественный вред, опасность и противоправность.

В данной статье мы рассмотрим такой юридический вопрос, как ответственность военнослужащих за преступления коррупционной направленности. Речь идет о действии или бездействии военного, которое в итоге приносит определенную ему выгоду посредством должностных полномочий, то есть, переходя за рамки законных интересов общества и государства в целом. О какой выгоде идет речь:

  • деньги;
  • ценности;
  • движимое и недвижимое имущество;
  • определенные услуги;
  • имущественные права для себя или для других граждан.

Военнослужащий – лицо должностное, потому будет нести ответственность за преступление коррупционного характера. Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной. Наказание назначается, исходя из степени опасности, которую несет правонарушение со стороны военного человека. Далее уже рассматриваются определенные санкции.

Как мы уже говорили, военный совершает коррупционное преступление для собственной выгоды, и тем самым нарушает интересы граждан и государства при этом он использует свои должностные полномочия, которых у военнослужащего действительно хватает.

Как пример, довольно распространенное преступление. Военнослужащий, базирующийся в воинской части, сговаривается с начальником жилищной группы. Вместе они берут взятки с военных гарнизона, которым необходимо получить в обозримом будущем служебное жилье. Такое уже случалось неоднократно, да и вообще, хороший бизнес, да вот только опасный. За такой тип коррупционного преступления, военнослужащий будет лишен свободы и должен будет выплатить штраф.

Что касается административного преступления коррупционного характера, то здесь речь идет о противоправном действии или бездействии военнослужащего, приведшей к противоправной выгоде. Этот вид рассматривается в Кодексе РФ, как административное правонарушение со стороны военнослужащего, воспользовавшегося своим служебным положением ради собственной выгоды.

Но в этом случае преступление не несет такую серьезную опасность обществу и государству, потому его классифицируют, как административное. За него срок не дадут, но штраф, естественно, придется заплатить.

Административное преступление коррупционной направленности в большинстве случаев рассматривается, если военнослужащий совершил мелкое хищение чужого имущества, проводил какие-то махинации, мошенничество , присваивал, растрачивал и так далее. Сюда же относится и несоблюдение порядка закупок товара, работ и всего прочего.

Существует и такое понятие, как коррупционная дисциплинарная ответственность за проступок со стороны военнослужащего. Этот вопрос рассматривается, когда военный нарушает дисциплину, тем самым получает выгоду, но при этом этот проступок не рассматривается, как административный или тем более уголовный.

За дисциплинарный проступок максимум военнообязанный гражданин уволят по статье. И мотивацией послужит то, что лицу теперь нет доверия, ввиду нарушения определенных запретов, обязанностей или ограничений по военной дисциплине.

Гражданско-правовая ответственность наступает при совершении коррупционного нарушения со стороны военнослужащего, когда тот нарушает ряд определенных правил и теряет доверие со стороны сослуживцев. Военный может быть наказан по этой ситуации за составление договоров и государственных контрактов с иными конторами.

Каждый военнослужащий несет ответственность за преступления коррупционной направленности. За этим следит военная прокуратура, и она же назначает наказание нарушителю.

Всю совокупность причин коррупции в Вооруженных Силах можно разделить на три большие группы:

  • а) причины социально-экономического характера;
  • б) причины духовно-нравственного характера;
  • в) причины организационного характера.

Говоря о социально-экономических причинах коррупции, следует, прежде всего, иметь в виду низкий уровень денежных доходов военнослужащих, что во многом объясняет распространение коррупции. Чем больше разрыв между денежным содержанием военнослужащих и зарплатой в частном секторе, тем сильнее соблазн возместить недостающее незаконным путем, и возможность получения взяток и иных материальных выгод становится главным мотивом поиска «прибыльных» должностей на военной службе.

Коррупциогенность такого фактора, как низкий уровень материального обеспечения военнослужащих, проявляется в двояком смысле: с одной стороны, он провоцирует отдельных должностных лиц на злоупотребления должностными полномочиями, к извлечению дополнительных материальных выгод из своего служебного положения, а с другой стороны, отсутствие надлежащей оплаты воинского труда отнюдь не способствует укомплектованию воинских должностей достойными, честными, принципиальными кадрами, способными противостоять соблазнам легкого обогащения за счет взяточничества, подкупа, коррупции.

Следует заметить, что низкие размеры денежного довольствия военнослужащих как питательная почва для различных, в том числе коррупционных правонарушений, являются, к сожалению, традиционными для нашей страны. Так, в докладе «Материальное положение командного и политического состава РККАиФ» комиссии ГПУ РККА в 1925 г. Отмечалось: «средний и старший комполитсостав свести конца с концами не может в ущерб своему здоровью и работоспособности». Далее в нем указывалось, что средний и старший комполитсостав «… почти поголовно погряз в долгах, весьма часто превышающий двойной оклад» Цит. по: Кулинченко В. Морские деньги: из истории денежного содержания офицеров ВМФ // Военно-промышленный курьер. 2009. № 30.. Комиссия выявила факты, когда начсостав занимал деньги у своих подчиненных и не возвращал их: просто не было возможности. Все это наносило вред авторитету командиров и политработников. В докладе ГПУ РККА делался вывод: «Именно материальной необходимостью в значительной степени объясняется сплошь и рядом халатное отношение комсостава к своей службе, невнимательное, а порой и грубое обращение с подчиненными... Под влиянием постоянной нужды у некоторых командиров появилось мнение, что старшие командиры о них не заботятся, а отсюда делается вывод, что как мое командование обращает внимание на наши нужды, так и мы будем обращать внимание на службу». Настойчивость руководства Вооруженных Сил перед партийными и государственными органами сыграла свою роль. В 1925 году денежное содержание командно-политического состава было резко увеличено Там же..

В условиях недостаточной оплаты воинского труда многие военнослужащие находят выход в поиске дополнительных заработков, несмотря на законодательный запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности (абз. 1 п. 7 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Опасность вовлечения военнослужащих в поиск дополнительных заработков состоит не только в нарушении законодательного запрета заниматься такой деятельностью и в их отвлечении от исполнения прямых должностных обязанностей, а также и в том, что многие из них начинают использовать свое служебное положение в корыстных целях, использовать финансовые и иные материальные средства воинских частей для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. возникают коррупционные отношения. Резкий всплеск таких правонарушений пришелся на начало 90-х годов прошлого века, сразу после развала СССР. Тогдашнее руководство Минобороны России было даже вынуждено издать специальную директиву по данному вопросу Директива Министра обороны Российской Федерации от 12 января 1993 г. № Д-2 «О мерах по пресечению участия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в предпринимательской деятельности» (утратила силу в связи с изданием приказа Министра обороны Российской Федерации от 12 января 2004 г. № 17)..

Несмотря на принимаемые меры, говорится в данной директиве, в армии и на флоте продолжается участие военнослужащих в деятельности различных предпринимательских структур. Причем в ряде случаев это участие носит настолько уродливый и циничный характер, что в глазах общественности ставит под сомнение наличие дисциплины, организованности и порядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, позволяет злословить в адрес военнослужащих различным средствам массовой информации, негативно настроенным к армии и флоту, подрывает авторитет военнослужащих в народе.

Помимо социально-экономических причин коррупция в Вооруженных Силах в значительной степени обусловлена причинами духовно-нравственного характера.

Констатируемая во многих научных исследованиях духовная деградация российского общества, разрушение веками формировавшихся нравственных ценностей отодвинули на второй план общественные интересы, высшие идеалы, совесть. Многие СМИ все чаще апеллируют к низменным чувствам толпы, нравственный уровень которой очень низок. К тому же сама нынешняя ситуация в Вооруженных Силах очень часто побуждает военнослужащих к поверхностному восприятию реальной действительности. Вседозволенность, безответственность, корыстолюбие становятся ведущими мотивами в деятельности многих должностных лиц, случайно попавших во властные структуры. Игнорируя общественное мнение, они готовы попирать принципы морали и чести. Все чаще во главу угла становится культ наживы. «Главное в таком общественном сознании - деньги, вещь, товар. Система любой ценой втягивает в гонку потребления миллионы человек, делая их рабами порочного и ничтожного миропорядка, противоречащего высшей духовной природе человека, превращающего его в примитивное и малосодержательное существо» Шенк В. Вещизм - золотой телец современности: как потребительская мораль одних срослась с возможностью наживы других // Военно-промышленный курьер. 2008. № 8..

Готовность многих военнослужащих добровольно дать взятку, преподнести подарок, терпимость к нечестным заработкам, отсутствие моральных барьеров, даже гордость по поводу умения «дать на лапу» кому следует, быстро понять, кому и сколько следует «занести», чтобы получить вожделенное благо (должность, очередное воинское звание, квартиру, путевку в санаторий и т.п.) - все это поддерживает систему коррупционных отношений и доводит ее до такого состояния, когда у людей уже нет выбора поступать иначе. Честность при таких условиях становится неконкурентноспособной, а принципиальность - убыточной. Обращаясь со своими нуждами к должностным лицам, военнослужащему очень часто приходится выбирать между гипотетическими нравственными требованиями и повседневными практическими реалиями. Именно на этой почве родилось расхожее выражение: если ты такой честный, то почему же ты такой бедный? Коррупция при таких условиях устраивает каждого, потому что к ней причастны все остальные. В итоге, как указывает С.М.Проява Проява С.М. Экономизация коррупции: механизм противодействия. М., 2008. С. 81., система оказывается в равновесии - в коррупционной ловушке. После того, как ловушка сформировалась, возврат к начальным условиям не приведет к ее разрушению: имеет место так называемый эффект гистерезиса Гистерезис (от греч. - hysteresis) - отставание во времени реакции тела от вызывающего ее внешнего воздействия; наблюдается в тех случаях, когда состояние тела в данный момент времени определяется также внешними условиями, существовавшими ранее. (Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 162)..

Используя методологические подходы, выработанные С.В.Максимовым Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2008. С. 37 - 38., всех воинских должностных лиц с точки зрения склонности к коррупционной деятельности можно подразделить на несколько групп:

  • а) первая группа - лица, для которых несовершение коррупционных правонарушений, правомерное поведение является привычкой; у них полностью отсутствует готовность к совершению любых преступлений;
  • б) вторая группа - лица, для которых привычным является совершение правонарушений, обусловленных возможностью извлечения корыстного интереса из статуса занимаемой воинской должности, т.е. им характерна абсолютная готовность к коррупционной деятельности;
  • в) третья группа воинских должностных лиц отличается готовностью к совершению коррупционных правонарушений, обусловленных родом основной деятельности, при гарантии безнаказанности;
  • г) четвертая группа характеризуется предрасположенностью к совершению коррупционных правонарушений при отсутствии значимых отрицательных последствий для уровня его доходов, благополучия семьи и т.п.

Психологический механизм возникновения коррупционного отношения достаточно прост. С одной стороны, имеется воинское должностное лицо, обладающее административным ресурсом, возможностями оказать ту или иную услугу. В силу отрицательных морально-нравственных качеств (алчность, нечестность, склонность к стяжательству и т.п.) данное лицо начинает искать покупателя имеющегося в его распоряжении ресурса и возможностей. С другой стороны, есть военнослужащий, также не имеющий высоких моральных качеств, готовый за определенную плату приобрести у воинского должностного лица то или иное значимое для данного военнослужащего благо, ту или иную услугу (вышестоящую воинскую должность, путевку в санаторий, квартиру и т.п.). Своекорыстный интерес этих двух лиц совпадает и между ними возникает коррупционная связь. По образному выражению А.И.Кирпичникова, отношения между ними складываются в своего рода «теневой кодекс», и чиновники подчиняются правилам этого кодекса, отдавая ему предпочтение перед формальными законами. «Теневой кодекс» узаконивает взятки, считает их не только реальным, но и необходимым элементом повседневной жизни. По этим правилам любое действие чиновника требует вознаграждения Кирпичников А.И. Коррупция в России. СПб., 2004. С. 236 - 237..

Таким образом, «коррупция может существовать только тогда, когда коррупционная деятельность для конкретного человека попадает в разряд целесообразной деятельности» Проява С.М. Экономизация коррупции: механизм противодействия. М., 2008. С. 9.. При этом важное значение для объяснения терпимости общественного сознания к мздоимству и лихоимству имеет психологическая склонность любого человека к оправданию совершаемых им противоправных или сомнительных с точки зрения морали действий. Очень трудно бороться с коррупцией в обществе и в Вооруженных Силах, объявляя противоправным то, что стало социальной нормой. Так, взятка за освобождение от службы в армии обычно оправдывается благим намерением родителей спасти здоровье или даже жизнь сына; подарки и подношения лечащему врачу и медсестрам военно-медицинского учреждения - стремлением получить лучший уход и большее внимание по отношению к себе или своему близкому; получение в обход очереди квартиры - заботой о своей семье. Этот список может быть продолжен бесконечно долго. По справедливому утверждению С.В.Максимова, «в атмосфере постоянной готовности к подкупу правовые запреты мертвы. Сговор подкупающего и подкупаемого предопределяет высокий уровень неуязвимости коррупции» Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2008. С. 52..

Вот как оценивается в публицистике морально-психологический климат в Вооруженных Силах начала XXI в. «Сейчас армия уже не та, что в 1995 или даже в 1999 годах, - свидетельствует военнослужащий-контрактник, прошедший Чечню. - Ушли лучшие люди, разогнали лучшие части. У нас в дивизии, только и разговоров - кто сколько хапнул, кто кого на какие бабки посадил, кто как от следствия отмазался. … Армии нужны чмыри, которых так удобно эксплуатировать и обворовывать» Окопная правда чеченской войны: Сборник. М., 2007. С. 159..

Сказано, безусловно, довольно резковато и даже грубо, однако со многим в этой оценке можно согласиться.

Исходя из рассмотренного выше психологического механизма возникновения коррупционных отношений, наиболее действенное средство снижения уровня коррупции в армии выглядит, на первый взгляд, достаточно простым и очевидным: это уменьшение готовности военнослужащих платить взятки и участвовать в иных коррупционных сделках. Однако на практике все обстоит далеко не так просто. Для всех военнослужащих неучастие в коррупционных платежах является, безусловно, выгодным: меньше материальные издержки, снижаются риски привлечения к ответственности. Но для отдельного военнослужащего заплатить чиновнику в погонах для решения жизненно важной задачи (например, для получения жилого помещения) может быть здесь и сейчас выгодно. Если платят другие, то тот, кто не платит, неизбежно проигрывает (в приведенном примере обрекается на долгие годы ожидания получения жилья). Как справедливо указывает А.Константинов, не платить коллективно можно только тогда, когда есть уверенность, что и другие тоже не будут платить. Это очень медленный процесс и труднодостижимая цель, поскольку касается коллективных норм и ценностей, которые один человек в одночасье изменить не может Константинов А. Коррумпированная Россия. М., 2006. С. 448 - 449..

В немалой степени высокий уровень коррупционности общественных отношений в военной организации государства обусловлен причинами организационного характера. Анализ ведомственных документов Минобороны России показывает, что предупреждение коррупции никогда не выделялось в качестве самостоятельного направления деятельности органов военного управления. Более того, сам термин «коррупция» практически не употреблялся ни в официальных документах военного ведомства, ни в военных СМИ. Весьма показателен такой факт: в огромном массиве действующих правовых актов Минобороны России до 2008 г. данный термин можно было встретить лишь единожды - в приказе Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» (данный приказ в целях совершенствования воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации требует от руководителей органов военного управления принять решительные и конкретные меры по противодействию попыткам проникновения в органы военного управления, воинские части и организации Вооруженных Сил организованной преступности и коррупции).

Лишь в 2008 г. после принятия Национального плана противодействия коррупции был издан первый акт Минобороны России, целиком посвященный решению данной проблемы: приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 сентября 2008 г. № 503 утвержден План противодействия коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации.

Согласно п. 4 указанного приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 сентября 2008 г. № 503 функция подготовки ежегодного доклада о ходе реализации Плана противодействия коррупции в Министерстве обороны Российской Федерации возложена на Инспекцию Министерства обороны Российской Федерации по личному составу.

Из указанной нормы можно сделать вывод, что указанный центральный орган военного управления является своего рода координирующи органом деятельности по противодействию коррупции в Минобороны России.

Согласно Положению, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 415, основными задачами Инспекции Министерства обороны Российской Федерации по личному составу являются:

  • 1) осуществление внутриведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о военной службе, государственной гражданской службе, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права в Вооруженных Силах, а также реализации предоставления соответствующих льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданскому персоналу Вооруженных Сил и членам их семей;
  • 2) осуществление контроля за выполнением должностными лицами Вооруженных Сил приказов, директив и указаний Министра обороны Российской Федерации в части организации и проведения мероприятий по укреплению законности и правопорядка в Вооруженных Силах;
  • 3) проведение разбирательств, служебных (административных) расследований в установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минобороны порядке по фактам дисциплинарных проступков, иных правонарушений, не связанных с совершением личным составом Вооруженных Сил преступлений.

Основаниями для проведения разбирательств, служебных (административных) расследований по фактам дисциплинарных проступков и иных правонарушений являются:

  • - жалобы и заявления граждан (военнослужащих);
  • - обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • - обращения правоохранительных органов;
  • - сообщения, полученные в СМИ;
  • - поручения Министра обороны Российской Федерации;
  • 4) анализ профилактических мероприятий в Вооруженных Силах по предупреждению дисциплинарных проступков, иных правонарушений, а также обеспечение должностных лиц Вооруженных Сил информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения законодательства Российской Федерации о военной службе, государственной гражданской службе, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Функциями Инспекции являются:

  • а) осуществление проверок соблюдения должностными лицами Вооруженных Сил законодательства Российской Федерации о военной службе, государственной гражданской службе, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • б) выдача обязательных для исполнения в 30-дневный срок начальникам (руководителям) органов военного управления предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений, подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • в) анализ обстоятельств и причин выявленных нарушений, принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных прав личного состава Вооруженных Сил;
  • г) организация и осуществление в пределах компетенции проверок жалоб и заявлений граждан, обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов о правонарушениях, совершенных должностными лицами, назначенными на воинские должности, подлежащими замещению высшими офицерами;
  • д) проверка работы должностных лиц Вооруженных Сил по профилактике нарушений воинской (трудовой) дисциплины, иных правонарушений, изучение положительного опыта и внесение предложений по ее совершенствованию;
  • е) проведение разбирательств, служебных (административных) расследований в отношении должностных лиц Вооруженных Сил от командира соединения и выше, совершивших дисциплинарные проступки и иные правонарушения, не связанные с совершением преступлений;
  • ж) участие в подготовке проектов приказов руководящих должностных лиц Вооруженных Сил и иных документов по вопросам профилактики правонарушений и укреплении воинской (трудовой) дисциплины;
  • з) направление в установленном порядке в органы военной прокуратуры информации о выявленных фактах готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений личным составом Вооруженных Сил;
  • и) информирование руководящих должностных лиц Вооруженных Сил о выявленных в ходе проверок поступков, преследующих корыстные цели и связанных с нарушением законодательства Российской Федерации;
  • к) ежеквартальное информирование Министра обороны Российской Федерации о проделанной работе, а также о принятых мерах в отношении должностных лиц, находящихся на воинских должностях, подлежащих замещению высшими офицерами, и допустивших дисциплинарные проступки.

Как представляется, корректировка функций и задач, возложенных на Инспекцию Минобороны России по личному составу, в сторону усиления их антикоррупционной направленности, позволила бы превратить указанный центральный орган военного управления в единый координирующий орган организации работы по предупреждению коррупции в Вооруженных Силах.

Кроме того, определенную роль в организации работы по противодействию коррупции призвана сыграть созданная по инициативе Главной военной прокуратуры межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. В нее вошли представители Главной военной прокуратуры, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ России. Как указывается в печати, главная задача указанной группы - «координация деятельности по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах» Орлов П. Генеральский тариф: создана комиссия по борьбе с коррупцией в армии // Российская газета, 2008, 16 июля..

Подводя итог, можно следующие основные причины распространенности и живучести коррупционных отношений в Вооруженных Силах Российской Федерации:

  • - низкий уровень денежного довольствия военнослужащих и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил, включая тех, от которых зависит распределение значительных материальных ресурсов, реализация прав военнослужащих. Это провоцирует многих воинских должностных лиц к использованию своего должностного положения в личных, корыстных целях (получение взяток, подарков и т.п.);
  • - проникновение в армию последствий нравственной деградации российского общества, когда деньги и возможность безнаказанного воровства и стяжательства оказались едва ли не единственными ценностями массового сознания;
  • - низкий нравственный и культурный уровень многих воинских должностных лиц, их ориентация на удовлетворение почти исключительно материальных потребностей;
  • - незаинтересованность высших органов военного управления в борьбе с коррупцией, так как коррумпированными, нравственно деградирующими нижестоящими должностными лицами легче руководить (не имеют претензий, моральных принципов, собственного достоинства и готовы к неограниченному подчинению);
  • - неразвитость демократических институтов в военной организации государства, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура и пассивность (по существу - «забитость») значительного числа военнослужащих, авторитарный стиль руководства многих командиров (начальников), бесконтрольность и произвол с их стороны;
  • - невысокое качество военного законодательства, наличие в нем значительного числа коррупциогенных факторов.

Коррупция в армии приводит к отставанию в современных вооружениях. Это не только угроза целостности государства. Ведь армия с устаревшим вооружением компенсирует это жизнями солдат. Но дело не только в этом. Коррупция ухудшает условия прохождения службы, уровень военной подготовки, приводит к дедовщине, кончающейся бегством солдат или их самоубийствами. Все вместе взятое обваливает престиж армии и военной профессии, что влечет еще большую деградацию и коррупцию в военной сфере. Коррупция превратилась, по сути, в тяжелую болезнь, которая разъедает экономику и разлагает общество.

Армия (называю этим словом все воинские формирования и органы МО, ФСБ, МВД, МЧС) - часть общества, а поэтому болеет теми же болезнями. В июле 2008г. президент Дмитрий Медведев объявил о больших планах по борьбе с коррупцией. В течение года были приняты новые законы, ужесточающие требования к проверкам бизнеса, в частности, теперь внеплановые выездные проверки предприятий должны быть согласованы с прокуратурой. Усилена уголовная ответственность за коррупцию, упрощена процедура. Также установлена обязанность высших федеральных чиновников подавать в налоговые органы расширенную декларацию о доходах.

К сожалению, коррупция - самое незаметное правонарушение. Сегодня проблема мздоимства среди служивых вновь в числе актуальных. Сумма ущерба от коррупционных преступлений в Вооруженных Cилах и других войсках в 2008 году возросла по сравнению с прошлым в 3,5 раза и составила 1,6 млрд. рублей. Размер причиненного государству ущерба в органах и учреждениях МЧС России увеличился в 15 раз, во внутренних войсках МВД России - в 8,5 раза, в Минобороны - в 3,4 раза. Зарегистрировано в 1,5 раза больше случаев взяточничества и превышений должностных полномочий корыстной направленности. Число выявляемых фактов взяточничества в военкоматах возросло на 30%.

За 2008 год за коррупцию и хищения к уголовной ответственности привлечено 290 офицеров, осуждены 8 высших офицеров. Ущерб от коррупции в российской армии в 2008 году превысил 2 млрд рублей, по словам Александра Сорочкина - заместителя председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ (СКП). По оценкам специалистов Счетной палаты РФ, наиболее коррупционными в армии остаются участки, где крутятся «живые» деньги.

Это закупка вооружения, продовольствия и других материальных ценностей для нужд военных, выплаты денежного довольствия, социальных пособий и выдача жилищных сертификатов. Здесь зачастую действует хорошо отлаженная система так называемых откатов . Вот цифры, характеризующие масштабы коррупционной деятельности в армии некоторых военачальников.

Бывший руководитель Главного управления обустройства войск Минобороны генерал-лейтенант Двулучанский , действуя в интересах своего сына и его партнера по бизнесу - хозяев строительных коммерческих организаций, дал этим организациям кредит 163 млн. рублей … за счет средств своего главка. Деньги, предназначенные для строительства жилья, пошли на развитие частного бизнеса. Ущерб превысил 190 млн. рублей. По данным прокуратуры, бывший начальник тыла Тихоокеанского флота генерал Мачальник нанес ущерб государству на сумму более 87 млн . рублей. Начальник библиотеки ВМФ контр-адмирал Мельников , работая в скромной должности, на «левые» доходы оплачивал в течение года шикарную дачу в Серебряном Бору, отдавая за комфортную жизнь по $10 тыс. в месяц. В личном сейфе бывшего начальника Мосвоенторга Рамазанова были обнаружены деньги и ценные бумаги на общую сумму более $500 тыс. А один из руководителей военно-строительного комплекса Минобороны получил от подрядчиков в качестве взятки джип BMW Х5, оформил на дочь виллу на Кипре. Осуждены начальники главных управлений МЧС России по Свердловской области генерал-майор Лахтюк и по Алтайскому краю генерал-майор Белоусов , военный комиссар Хабаровского края генерал-майор Феоктистов , начальник МИС Северного флота генерал-майор Бачанов , заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа по вооружению генерал-лейтенант Райхман , начальник инженерных войск этого округа генерал-майор Черечукин. Капитан 1-го ранга Зубов был осужден к 3,5 года лишения свободы за то, что за отдельную плату обещал родителям посодействовать при поступлении их сыновей в Нахимовское военно-морское училище. Экс-полковник Дымов был осужден за мошенничество в особо крупном размере. Находясь на посту замначальника ГП «Научно-исследовательский центр 26 ЦНИИ МО РФ», фактически похитил из госказны 31 млн. рублей. Схема мошенничества была простой, как все гениальное. Украденные деньги были выделены из федерального бюджета для финансирования оборонного заказа. Дымов, как было доказано в суде, перевел эти средства на счет некой коммерческой фирмы, якобы, за осуществление этого заказа. На самом деле всю работу выполняли сотрудники института. При этом собственником этой фирмы был… сам Дымов.

По словам Главного военного прокурора Сергея Фридинского, «командиры без зазрения совести собирают с подчиненных деньги за продвижение по службе, предоставление отпусков, увольнений, берут «откаты» за выплату положенных видов довольствия и даже «боевых». Не лучше обстоят дела и в военкоматах, где коррупция выросла с начала года почти на треть. Правонарушения в этих учреждениях способствуют тому, что с большими потугами реализуется программа перехода на контрактную службу». Основная доля противоправных действий приходится на присвоение и растрату бюджетных средств, мошенничество, служебный подлог, а также злоупотребления и превышения должностных полномочий. В основном посягают на военное имущество и бюджетные средства. Бытовая коррупция, к которой относится уклонение от службы в армии и поборы среди солдат срочной службы, растет незначительно. А вот так называемая «деловая коррупция», связанная со злоупотреблением служебными полномочиями, показывает просто космический рост. И тут берутся многомиллионные взятки, а механизмы отъема денег «регулярно совершенствуются».

Все чаще на руководящие должности назначают лиц, чьи родственники занимаются коммерческой деятельностью, также учащаются случаи, когда военные командиры сами становятся учредителями различных «отмывочных» фирм. Участились нарушения законодательства при проведении конкурсных и аукционных процедур по размещению заказов на поставку в войска материальных средств. Продолжаются факты коррупции в сфере строительства и распределения жилья, реализации инвестиционных контрактов, ценообразования, а также использования, распоряжения, высвобождения, приватизации и реализации военного имущества, в том числе земель обороны и безопасности. Александр Каньшин, председатель комиссии Общественной палаты РФ по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, считает, что при распределении гособоронзаказа «на тендерах, проводимых военным ведомством, из-за завышенных цен теряется до 30% выделяемых средств». Факты коррупции были выявлены в самой высокообеспеченной в материальном плане дивизии ВС РФ. По данным «Независимой газеты» и Общественной комиссии при Президенте России, в 42-й мотострелковой дивизии (Чечня), мздоимство и «командирский абсолютизм» доведены до криминального совершенства. В этой дивизии солдат-контрактник получает в два раза больше, чем в среднем офицер по России - около 25 тыс. руб. По информации Александра Каньшина, в мотострелковом полку, дислоцированном в Шали, для солдат почти на официальном уровне были введены следующие тарифы: «восстановление утраченного удостоверения личности - 12 тыс. руб.; беспроблемное предоставление очередного отпуска - 9 тыс. руб.; выдача удостоверения участника боевых действий - 5 тыс. руб.; снятие претензий патруля - 1 тыс. руб.; ежемесячный «оброк» с каждого контрактника на хозяйственные нужды - 2-3 тыс. руб.».

Согласно данным организации Transparency International, Россия вошла в число 40 наиболее коррумпированных государств планеты . Ежегодный коррупционный оборот в России составляет $300 млрд. В армиях сопредельных странах СНГ подобные проблемы аналогичны российским.

За четыре года объёмы продаж Украиной оружия составили 4,5 млрд. гривен, из них в бюджет страны поступило только 200 млн., и это все подкреплено документами. Кроме того, украинская армия за период независимости Украины за счет бесхозяйственности и злоупотреблений потеряла десятки миллиардов. Также остро стоят социальные проблемы военнослужащих, и прямой причиной этого является земельная коррупция. В армии Казахстана доже не все ладно с коррупционными делами. Оправлен под стражу заместитель министра обороны генерал-лейтенант Кажимурат Маерманов, который превысил должностные полномочия при проведении конкурсов на разработку и производство совместно с израильскими оборонными компаниями новых артиллерийских систем «Найза», «Семсер» и «Айбат». По данным Комитета национальной безопасности (КНБ), в результате многочисленных нарушений при заключении контрактов Казахстану нанесен ущерб на сумму более $82 млн. Направлено в суд уголовное дело в отношении командира в/ч №11098 Министерства обороны полковника Алпысбаева, причинившего государству ущерб на сумму более 160 млн. тенге.(32млн. руб.); начальника главного управления военно-медицинского обеспечения Вооруженных сил полковника медицинской службы Идрисова, по вине которого государство потеряло почти 200 млн. тенге (40млн. руб.).

Главная трудность борьбы с коррупцией заключается в том, что она выгодна слишком многим: бизнесменам, которым таким способом проще добиться преимущества над конкурентами, родителям и студентам, которые не хотят выпускать контроль над образовательным процессом из своих рук, и т.д. Одна из причин, почему казнокрадство так живуче среди людей в погонах, заключается в том, что в армии фактически нет системной работы по профилактике казнокрадства. Нередко коррупция оказывается просто механизмом, заполняющим институциональные пробелы: она возмещает дефицит эффективных легальных процедур. Другая проблема в том, что прокуратура и другие правоохранители борются в основном с низовой коррупцией, а «верхушечную» не трогают.

Для увеличения раскрываемости дел они берутся за рядовых коррупционеров, но системной борьбы с коррупцией в рядах высших руководителей не ведется. Попытки создавать специальные контрольные органы пока тоже успеха не принесли: в насквозь коррумпированной системе некоррумпированные структуры или не работают, или быстро сами коррумпируются. На «зачистку» главных коррупционеров нужна политическая воля, пока же ее нет. По инициативе Главной военной прокуратуры (ГВП) совместно с военным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и департаментом военной контрразведки ФСБ РФ создана межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, в которую вошли представители ГВП, военно-следственного управления и военной контрразведки ФСБ. Главная задача группы - координация деятельности силовых органов по борьбе с мздоимцами и казнокрадами в погонах. Работа правоохранительных органов должна быть активизирована, в том числе и путем координации усилий. Общественная палата недавно предложила ГВП совместно информировать общество о фактах коррупции в армии и на флоте, а также в других войсках, с названием конкретных виновников в погонах. Аналогичная комиссии создана в Казахской армии. При ГВП Республики Казахстан в мае 2009 года был создан штаб по противодействию коррупции в армии. Думается, что внесенные в Государственную Думу законопроекты, создадут нормативную базу для эффективной организации этой работы. Сейчас значительному количеству правонарушений способствует именно несовершенство федерального и ведомственного законодательства. Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед правоохранительными и государственными органами, является повышение эффективности борьбы с коррупцией. Так что, возможно и нужно организовывать гражданский контроль по трем уровням административного законодательного, представительского и общественного контроля.

После взрыва самолета министерства обороны в Сочи Московское территориальное управление антикоррупционной службы "КОБРА" начало сбор материала о коррупции и воровстве в этом стратегическом ведомстве.

В ходе независимого антикоррупционного расследования сотрудники антикоррупционной службы "КОБРА" установили, что действительно в Министерстве обороны РФ процветают коррупция и воровство. Крадется все - от денег на баллистические ракеты до военных пайков. Подозрения падают и на главу ведомства Сергея Шойгу, который живет не по средствам роскошно.

Казалось бы, после того, как хорошо смотрящийся в военной форме Сергей Кужугетович Шойгу возглавил Минобороны, офицеры вздохнули спокойно. Но многие "прислужники" бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова не только остались, но и получили повышение.

К самому Шойгу тоже начали возникать вопросы. Например, федеральный министр пролоббировал инициативу, по которой без конкурса отслужившая военная техника (танки, самолеты и др.) отойдет частным компаниям - ООО НЭО и "Транслом". Первая связана с "Ростехом", где сейчас работает Анатолий Сердюков, вторая, как считается, с миллиардерами Борисом и Аркадием Ротенбергами.

Военная техника - это не только прибыльный металлолом, но и вызывающая интересы у иностранных спецслужб продукция. Самое важное, что ломом военные считают и "экологически опасные материалы". Что конкретно – ракеты для ядерных боеголовок или химоружие, не ясно. Но возникает вопрос: не отдаст ли частная компания этот "металлолом" заинтересованным лицам? Второй вопрос в том, что экологически-опасные материалы могут оказаться на заводах Ротенбергов.

Выбивал одобрение на бесконкурсную основу Шойгу лично перед Путиным.

"Транслом" на бумаге является собственностью помощника вышедшего в отставку министра транспорта Игоря Левитина - Алексея Золоторева. Но ряд экспертов говорят, что компанию контролируют Ротенберги, которые могут выполнять часть заказов через ООО НСК, занимающееся обработкой металлов всех видов.

"Транслом" смог заполучить в 2017 году контракт с РЖД на утилизацию вагонов, заработав на этом за год 15,5 млрд рублей. Как говорится, "связи решают все". Другая контора – НЭО, принадлежащая "Ростеху", вообще почти никому не известный игрок на рынке.

Она запомнилась конкурентам, когда проиграла в 2014 году конкурс на утилизацию драгметаллов арсенала ВМФ, предложив 250 млн рублей вместо 300 млн рублей, которые заплатили конкуренты. Но вскоре "дочка" "Ростеха" смогла аннулировать сделку! Как - одному Чемезову известно…

Как говорят участники процесса, недоволен был сам Шойгу и его зам Тимур Иванов. Господин Иванов, по данным информаторов антикоррупционной службы "КОБРА" - самый яркий коррупционер Министерства обороны России.

Родился в 1975 году в Москве.

В 1997 году окончил Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

В 1999-2012 годах – работал на предприятиях топливно-энергетического комплекса страны, ковался как коммерсант и любитель денег.

В 2012 г. - заместитель председателя Правительства Московской области и доверенное лицо по проведению финансовых операций, освоил престижную жизнь и стал считать себя элитой общества, небожитель.

В 2013 – 2016 г. - генеральный директор АО «Оборонстрой» и хранитель общей кассы («общака») расхитителей бюджета министерства обороны, «казначей» наворованных денег.

В мае 2016 г. Указом Президента Российской Федерации назначен заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, другими медалями.

Липовый Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Заслуженный строитель Российской Федерации.

Почетный работник топливно-энергетического комплекса.

Кандидат экономических наук, диссертация куплена, понятия об экономических науках не имеет, но хорошо разбирается в расхищении военного бюджета.

В армии уважением не пользуется, считается приближенным вором, которого посадят при первой же возможности.

Это чиновник с пухленькими щечками попал в объективы фотокамер в 2016 году, когда отмечал 45-летний юбилей жены. Именно тогда стало понятно, что живет Иванов не по средствам. Жена Иванова, как отмечают информаторы из Министерства обороны, обожает яхты, сверхдорогие заграничные курорты и вообще все блестящее.

Праздник был организован в "Императорском яхт-клубе". Когда-то блистательное место теперь собрало сомнительных чиновников и их жен, обвешанных бриллиантами. Развлекали новую элиту Валерий Меладзе, Вячеслав Бутусов и другие звезды, которые берут за вечер 10-20 тысяч долларов.

Казалось бы, трудные времена, не все офицеры имеют жилье – нельзя такого человека брать своим замом. Но Сергей Кужугетович захотел, и Иванов стал к нему ближе. Надо сказать, что был "под крылышком" у Шойгу Иванов и раньше. В 2013-2016 годах он курировал АО "Оборонстрой" и "Главное управление обустройства войск" (ГУОВ). Если судить по формуле "скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты", Тимуру Вадимовичу не стоит доверять. Так, хороший приятель Иванова - экс-глава ГУОВ Владимир Абраменко в конце 2015 года получил три года тюрьмы.

Абраменко "неправомерно реализовал сторонней организации земельный участок площадью более 22 тыс. кв. м и находящиеся на нем три объекта недвижимости по заниженной стоимости".

Бюджет потерял 114 млн рублей. Скрыть это не удалось, а если бы попытались Абраменко отмазать, могли бы возникнуть вопросы и к другим служащим… Что такое вообще этот ГУОВ?

ГУОВ берет контракты у Минобороны, а потом их отдает субподрядчикам, оставляя себе часть прибыли. Например, после проверки аудиторов стало известно, что 93% работ ГУОВ отдал субподрядчикам – сумма контрактов астрономическая, 10,7 млрд рублей.

Фактически обыкновенная посредническая схема. ГУОВ входит в ОАО "Оборонстрой" и находился под контролем Тимура Вадимовича Иванова. Мог он не знать о 93%? Вряд ли.

Под чутким руководством Тимуровского "Оборонстроя" была контора с удивительным названием "Ремонтно-эксплуатационное управление" или сокращенно РЭУ. Родилось слово их трех заглавных букв после ликвидации ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации".

РЭУ - монополист поставок тепловой энергии для нужд Министерства обороны России и его организаций. Когда есть монополия, расхищения приобретают космический характер.

Вот, например, в 2014 году Следственный комитет России завел два уголовных дела "о крупном мошенничестве", и пришлось задавать неудобные вопросы. Дело в том, что под "предлогом дорогой логистики в 2012 году ООО "Трансстройинжиниринг" завышало цену на уголь для нужд Минобороны в десятки раз, а бывшее руководство ОАО "РЭУ" оплачивало эти контракты, из-за чего бюджет потерял более 400 млн рублей".

По сути, в десятки раз завышалась цена и высасывались бюджетные деньги. В России урезают финансирование на медицину, образование, культуру чтобы дать деньги военным, а их воруют!

Вот она, честь офицерская! Так не всегда было, но при Сердюкове и Шойгу это входит в норму.

Поэтому Тимур Иванов пошел на повышение. Он всегда был под "крышей" Шойгу. Например, он был замом губернатора Подмосковья при Сергее Кужугетовиче Шойгу.

Уже тогда Тимур Вадимович понравился Шойгу. Например, Тимур Иванов просто взял и продал принадлежащий региону "Мособлгаз" компании МОЭСК – учрежденной при 100-процентном участии областных властей ОАО "Московская областная энергосетевая компания". Для чего? А как же, с ГУОВом на посредничестве можно денежек заработать! Но все же больше всего сделал дел Тимур Иванов в "Оборонстрое". Одно из них заключается "в заключении договоров на поставку БТЗВС (передвижная зарядно-выпрямительная станция) по завышенной цене с ЗАО "Электротехаппарат-СПб". Цена была завышена на 100 млн рублей. Но самое интересное, это история с теми самыми 100 млн рублей.

ЗАО "Электротехаппарат-СПб", как сообщают осведомители, связано с холдингом "Союз", который принадлежит люксембургскому офшору Souz Holding SA (Luxembourg, Rue Jean L’Aveugle 166 Rue Guaillaume Schneider). Как же хорошо живется в Великом герцогстве Люксембург, и никакие российские силовики не интересуются деньгами! Тимур Вадимович понял, что "можно". Кроме всех этим коррупционных сделок, были и официально-сомнительные.

Например, покупка за счет "Оборонстроя" Toyota Land Cruiser 200. Надо же Тимура Иванова возить на хороший машине, не правда ли? "Оборонстрой" при Тимуре Иванове продолжал делать свое дело, например, захотел допэмиссию своих акций на 60 млрд рублей.

Купили ценные бумаги "нынешние акционеры - Минобороны и АО "Гарнизон" - бывший "Оборонсервис". Тот самый знаменитый "Оборонсервис". Вопрос только в том, для чего нужны дополнительные акции "Оборонстроя" "Гарнизону" и самому Минобороны, если контора и так принадлежит ведомству? Опять посредничество? Кстати, у Тимура Вадимовича кроме севшего тюрьму Абраменко есть и другие хорошие знакомые. Например, Александр Горшколепов и Даниил Суханов, которые входят в состав совета директоров ОАО "Промышленно-эксплуатационное управление" вместе с Глебом Капустниковым, которого назначил лично Сергей Кужугетович! Также входил в совет Сергей Дробыш, муж сестры Александра Горшколепова. Только отметим, что господин Дробыш является подсудимым по "делу Горшколепова" и обвиняется в получении взяток.

Это "ПЭУ" подконтрольно "Оборонстрою", и без своего "предполагаемого покровителя" (Иванова) Дробыш "не мог принимать ни одно из тех решений, за которые получал взятки". "Через структуру Сергея Дробыша Тимуром Ивановым выводились значительные средства из государственного бюджета. ОАО "ПЭУ" за 2012-2014 годы оформило государственных заказов по мебельным закупкам на сумму более 1,8 млрд рублей". Господин Дробыш, надо сказать, еще подписал контракт "на поставку мебели и инвентаря для Военной академии связи им. С.М. Буденного в Санкт-Петербурге".

Следственные органы пресекают потенциальные властные амбиции главы Минобороны РФ.

Генерал-полковник МЧС Владимир Артамонов и генерал-майор МЧС Валерий Акимов осуждены за крупную растрату. Акимов считался одним из близких друзей Сергея Шойгу. Процесс можно рассматривать как подготовке к большой атаке на семью Шойгу, который рассчитывает якобы стать преемником Владимира Путина. Старые сотрудники МЧС располагают достаточным объемом компрометирующей информации, способной навсегда поставить крест на этих планах. Наилучший способ получить нужные сведения - припугнуть тюрьмой.

Уголовное дело в отношении статс-секретарь МЧС Артамонова, его супруги Галии Артамоновой и бывшего начальника ФГБУ «ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (ФГБУ ВНИИ ГОЧС) Валерия Акимова Хамовнический райсуд столицы рассмотрел в самые сжатые сроки. Два генерала и юрист являлись фигурантами уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), которое главное следственное управление СКР возбудило по результатам проверок, проведенных год назад контрольными службами в ФГБУ ВНИИ ГОЧС.

Генерал Акимов в качестве научного сотрудника фиктивно трудоустроил во ВНИИ супругу. Доктор юридических наук, профессор Артамонова, не появляясь в ФГБУ, в течение трех лет получала оттуда зарплату на карточку. При этом общая сумма выплат составила немногим более 1,3 млн рублей. В суде, куда дело поступило уже по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата в особо крупном размере), участники зарплатной аферы признали вину. Артамонов до назначения заместителем главы МЧС Владимира Пучкова (член команды Шойгу) работал начальником Санкт-Петербургского института, ставшего затем университетом Государственной противопожарной службы МЧС России. Валерий Акимов - личный выдвиженец Сергея Шойгу, начинал службу в МЧС вместе с ним в 1994 году.

Должность начальника ФГБУ ВНИИ ГОЧС доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, являющийся также крупным ученым в области междисциплинарных исследований и создания методологии анализа и управления риском чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, занимал по протекции Шойгу с 2008 года. Сергей Шойгу сделал его членом научных советов Совета безопасности РФ, ВПК при правительстве РФ, ОАО «Газпром» и МЧС, а также заместителем председателя экспертного совета МЧС. Все трое обвиняемых получили по три года условно.

У супругов Артамоновых испытательный срок составил три года, а у их подельника - два с половиной. Получить комментарии осужденных или представителей их защиты "Ъ" не удалось. В обмен на условный срок Акимов и Артамонов активно сотрудничают с оперативниками ФСБ, которых интересуют сведения о семье Сергея Шойгу. По родственникам министра обороны есть большой массив информации. На имя свояченицы Шойгу Елены Антипиной записан дворец на Рублевке, где для министра оборудована буддистская пагода.

В 1990-е годы Елена Антипина работала вместе с Валерием Акимовым в МЧС, которым тогда командовал Шойгу. После этого Антипина устроилась на работу в туристические фирмы своей сестры Ирины Шойгу, супруги министра. Потом вместе с министерской дочкой Ксенией Шойгу была соучредителем инвесткомпании «Барвиха, 4». А четыре года назад стала совладельцем сразу четырех рекреационных комплексов на Рублевке. Один из них – «Кедр» – в мае 2012 года удосужился особого почтения со стороны тогдашнего губернатора Бориса Громова, который за несколько дней до отставки срочно отдал «Кедру» 60 га леса рыночной стоимостью более $1 млрд в аренду до 2060 года.

Когда Сергей Шойгу сменил Громова на посту губернатора Подмосковья, в число владельцев рекреационных комплексов вошла его свояченица, так что сомнительный договор пересматривать не стали. Затем информация о дворце в Раздорах стала публичной, что прервало полосу везения Антипиной. Согласно ЕГРЮЛ, три из четырех ее комплексов на сегодняшний день уже закрыты. Только «Кедр» пока продолжает стоять в рублевском лесу, но и он уже начинает крениться. Судя по публичным бухгалтерским отчетностям, пока от него собственникам – только убытки.

28 июня 2017 года Арбитражный суд Московской области принял к рассмотрению иск регионального управления Росимущества с требованием взыскать с «Кедра» 9.923.750 рублей 21 копейку задолженности по договору аренды. На обустройство дворца в буддистском стиле в Раздорах должны были уйти миллионы долларов. Впрочем, если что, с деньгами родственники помогут. В прошлом году Сергей Шойгу с супругой сумели заработать только официально более 20 млн рублей. Согласно выписке из Росреестра, Елена Антипина осталась не только без части фирм, но и без тех самых пагод на Рублевке.

Обитель в Раздорах, окончательно достроенную для семьи Шойгу только этой весной, женщина по договору купли продажи еще летом прошлого года уступила неизвестной фирме «Элтонс» с уставным капиталом в 21 тыс рублей, минусовой прибылью и нулевыми активами. Эта компания напоминает подставную фирму-пустышку. Юридический адрес находится в промзоне, а официальный телефон «не существует». Кто стоит за владельцем особняка - догадаться несложно.

Финансы академия дала огромные - 500 000 млн рублей. Обязательство по контракту взяло на себя "Главное управление обустройства войск" Тимура Иванова. Деньги были похищены. Можно добавить пару слов и про Даниила Суханова, он заместитель директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны.

Его изюминка - это недвижимость в стране-члене НАТО Испании. В этом прекрасном королевстве есть у служащего Минобороны вид на жительство! Кирилл Журавлев, лично знавший Суханова, говорил, что служащий "занимался взиманием крупных долгов, мог "вывезти" человека в лес и, как он говорил, "закопать". Более того, Журавлев сообщал о том, что Суханов "в середине 90-х работал с чеченскими боевиками".

В 2012 году, когда Суханов возглавлял ГУ "Бюро экономического анализа экологических проектов" Москвы, его подозревали в воровстве 204,7 млн рублей! Тогда-то Суханов решил уединиться на своей испанской вилле. Но после того, как "патрон" Суханова Дмитрий Куракин по протекции Шойгу возглавил Департамент имущественных отношений Минобороны, Суханов вернулся в Россию и стал его замом! Нет, не кажется ли вам, что Евгения Васильева с Сердюковым - меньшее зло? Суханов, надо сказать, в 2015 году давал показания по делу – о махинации с вырубкой лесного массива в подмосковном Монино в 2013 году.

Тогда под чутким руководством Суханова был заключен контракт на вырубку леса в санитарных целях. Проблема в том, что вырубили не только необходимый участок, но и соседний! Участок потом облагородили за счет Минобороны, и Суханов передал его местным властям для дальнейшей перепродажи на условиях «отката».

Говоря о сомнительных назначениях Шойгу, стоит упомянуть, что в 2015 году стало известно - глава холдинга "Красная Звезда" Владислав Федотов дал деньги в размере трех миллионов рублей за назначение. «Общак» Шойгу хранится у Тимура Иванова.

Кроме ситуации с "Ростехом" надо сказать, что Шойгу специально создал монополиста по оказанию услуг ЖКХ для военных городков, чтобы отдавать контракты без конкурса: "Инициатором наделения ГУ ЖКХ статусом единственного поставщика выступил также господин Шойгу, направивший 31 марта соответствующее предложение Владимиру Путину. В специальном письме для Владимира Владимировича под номером N205/1226 Сергей Кужугетович сообщает, что целью создания новой структуры является "объединение функций энерго- и ресурсоснабжения, обслуживания казарменно-жилищного фонда". Так был создана монополист.

При Шойгу друзья его семьи получили миллиардный контракт на поставку рыбы в армию. Это компания "Русское море", которая переименовалась в "Русскую аквакультуру". Компания принадлежит Максиму Воробьеву (брат нынешнего подмосковного губернатора).

Оба "брата-акробата" являются сыновьями сенатора Юрия Воробьева, который считается самым близким другом Шойгу. Да они даже живут рядом. Точнее, их рублевские виллы раскинулись по соседству. Да, у Шойгу на Рублевке есть настоящий замок в японском стиле. Сергей Кужугетович из далекой республики Тувы и любит традиционную восточную архитектуру. "Японский замок" Шойгу стоит свыше 1 млрд рублей! "Роскошный дом записан на сестру жены Шойгу".

Всплыла и еще одна покупка – супруга Шойгу купила в 2012 году квартиру 217,6 квадратных метров в элитном жилом комплексе "Воробьевы горы". Стоимость жилплощади 200 млн рублей! Сергей Кужугетович, ну откуда же у вас такие средства?

На этот законный вопрос - молчание и даже замалчивание…

Когда начальство себе такое позволяет, что происходит с подчиненными? Воруют на мебели в Генштабе, воруют деньги для хранилища баллистических ракет, воруют даже пайки для офицеров! Такого не было даже при Анатолии Сердюкове, а при Шойгу - есть.

Может, Президенту России стоит подумать о том, что армией должен управлять кадровый военный. Разве не осталось в стране порядочных офицеров, которые не будут плодить коррупцию в Минобороны?

Союзники России традиционно одни и те же – армия и флот. Остальные – партнеры, временные попутчики. Коррупция в армии и на флоте ликвидирует единственную опору государственности в России – ее армию и флот, делает ее небоеспособной. Офицеры видят, как появился новый класс военных олигархов, надевших мундиры и звезды, но и дня не служивших в армии. Как называется такая ситуация – национальная катастрофа. Ее результаты будут очевидны при любой серьезной военной агрессии силами профессиональной бригады НАТО. Трагедия лета 1941 года повторится. Произойдет полная утрата боевого управления, массовое дезертирство и предательство, отдельные точки героического сопротивления, организованные силами чудом сохранившихся порядочных и грамотных младших и старших офицеров.

Воевать – не воровать!

Если страна в кольце врагов, то не пора ли изменить кадровую политику – убрать криминал из армии, сделать ее не только внеполитичной, но и некриминальной структурой страны.

4 000 000 армия СССР не встала на защиту СССР в 1991 году. Новая армия России приобрела серьезное заболевание – криминализация военного руководства, смещение интереса со службы к решению экономических задач разворовывания военного бюджета.

Диагноз современной армии поставлен как обществом, так и специальными службами.

Теперь настало время отдачи команды на декриминализацию армии.

Верховный Главнокомандующий вооруженными силами Российской Федерации с 2018 года начинает эту работу, и если своевременные отставки и добровольные уходы лиц, измаранных криминалом, не приключиться, то начнется компания по публичному изгнанию коррупции из министерства обороны.

Очистка от коррупции военного ведомства началась. Вначале информационный шум, потоки правды, потом неожиданные разоблачения и долгожданные аресты, сотрудничество со следствием и различные сроки тюремного заключения для удивленных лиц по сценарию Улюкаева.

Если товарищ Сталин расстреливал некоторых своих маршалов, генералов и офицеров для очистки армии от потенциальных предателей, то товарищ Путин будет более гуманным. Труд в исправительных колониях и на свободу с чистой совестью через 5,10 или 15 лет.

Все запросы удивленных «друзей Володи» будут удовлетворены по Путински – на 50%.

Понятно, что привычка воровать мешает остановиться. Только неприятные встречи с людьми в масках и часто мелькающими лицами разных следователей вернут чувство реальности – Россия меняется, Владимир Владимирович Путин – это надолго. А вы временно и пора перестать воровать, иначе будут сажать. Не «на кол», а на уголовное дело, которое уже заготовлено на каждого вора и спокойным образом неожиданно обеспокоит каждого «зеленого воришку» невзирая на воинский погон и купленный ударным грабежом бюджета воинский чин.

Московское территориальное управление

Антикоррупционной службы «КОБРА»

Советник IV ранга