Как происходит увольнение муниципального и госслужащего по собственному желанию. Как уволиться с госслужбы по собственному желанию

Государственная служба – это достаточно жесткая дисциплина. Просто так уволиться с нее нельзя. Необходимо подтверждать причину увольнения, а также аргументировать с помощью законодательной базы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимо помнить, что всем сотрудникам положены определенные выплаты. И госсужащие – не исключение.

Основания

Для увольнения такого сотрудника должны иметься веские . То есть причина для увольнения должна быть только уважительной, которая указана в действующем законодательстве.

Сотрудник вправе уйти с рабочего места, расторгнув трудовой договор, по собственной инициативе. В этом случае расторжение трудовых отношений производится по стандартной схеме.

Основаниями являются:

  • переезд в другой город по причине направления супруга по работе;
  • несоответствие должности или квалификации;
  • ликвидация или сокращение компании.

К последнему стоит отнести:

  • частые прогулы без уважительной причины;
  • приход в пьяном виде;
  • нарушение норм деятельности, если создается опасность для других работников;
  • разглашение конфиденциальной информации;
  • хищение собственности компании.

Уважительной причиной в этом случае становится и судимость.

Законодательная база

Увольнение с государственной службы регламентируется следующими правовыми актами:

  • статья 37 закона о государственной службе;
  • статья 39 закона о государственной службе.

В первом случае можно ознакомиться с возможностью увольнения сотрудника и основания для этого. В следующей статье оговорены различия между увольнением работника и освобождения от должности.

Дополнительно стоит отметитьТрудовой кодекс России. Также в 2013 году разрабатывался новый законопроект. Теперь существует памятка госслужащему при увольнении на основании постановления Правительства России №70 от 8 сентября 2010 года.

Увольнение с госслужбы

Увольнение с госслужбы в 2019 году возможно только по уважительным причинам. Допускается увольнение госслужащего по собственному желанию.

Но каждое отдельное основание имеет определенные особенности при оформлении.

По собственному желанию

То есть человек самостоятельно уведомляет своего работодателя о желании уйти. Заявление подается за 14 дней до прекращения рабочей деятельности.

Но в этот период гражданин вправе отозвать собственное заявление. Особенно если об этом попросит руководство по причине отсутствия иного сотрудника на замену.

Сотрудники также вправе уволиться по собственному желанию. Это оговаривается статьей 34 Федерального закона.

Для расторжения потребуется написать заявление установленного образца и подписать договор с руководством.

В связи с утратой доверия

Если обстоятельство не зависит ни от одной, ни от другой стороны, то контракт расторгается без предложения иного места в соответствии со статьей 39 Трудового кодекса.

Например, возможно увольнение по причине инвалидности сотрудника, если его деятельность может нанести ущерб иным гражданам или интересам компании.

Действующее законодательство оговаривает возможность перевода сотрудника в иные организации.

Это может происходить по инициативе работодателя или государственного служащего. Например, по причине сокращения штата или при ухудшении здоровья работника.

Перевод

Такой человек может рассчитывать на получение льготы и пособий, пенсии. Естественно, все выплаты будут высчитываться исходя из выслуги лет. И чем больше гражданин работал в организации, тем больше пенсия.

В этом случае очень важна причина увольнения. Корректные сведения позволят гражданину получать пенсию повышенного вида.

В связи со смертью

Причиной для автоматического увольнения становится смерть работника или если его признали пропавшим без вести. В этом случае делается пометка в трудовой книжке, после этого работник исключается из штата.

Во время больничного

Можно уйти с рабочего места и во время больничного. Достаточно прийти к работодателю, написать заявление установленного образца и подписать его.

При выходе с больничного человек либо отрабатывает оставшееся время, либо получает полный расчет и трудовую книжку.

Оформление

Оформление ничем не отличается от стандартной процедуры. То есть гражданин:

  • пишет заявление установленного образца;
  • подает его руководству;
  • отрабатывает положенный срок;
  • в последний день отработки посещает отдел кадров для получения трудовой книжки и выплат.

Подача заявления


Об этом говорится в ст. 80 ТК РФ. Как написать правильно заявление на увольнение по собственному желанию Унифицированной формы такого заявления не существует. В законе не указано, как точно должно выглядеть заявление на увольнение по своей инициативе. Но есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при написании такого документа. Заявление должно быть написано собственной рукой в письменной форме.

Конференция ЮрКлуба

Была вызвана на обсуждение этого вопроса. Итог — пока не закончу «работу» (содержание не описываю) уволиться «по-хорошему» мне не дадут, а если «я хлопну дверью», то карьеру мне испортят записями в трудовой и в соответствующих документах. Согласилась доработать. Причем, если вначале «на общем сборе» был устно определен один этап окончания работ, то сейчас от меня требуют завершения работы полностью.

до истечения последнего рабочего дня. Для этого необходимо написать на имя работодателя соответствующее заявление с просьбой считать поданное заявление на увольнение недействительным. Увольнение работника в данном случае не производится, если на его место еще не принят в письменной форме новый сотрудник. Виды заявлений на увольнение Заявление на увольнение по собственному желанию Содержит просьбу об увольнении по инициативе работника. Стандартный срок подачи такого заявления — за 2 недели до увольнения. 1 пример Заявление об увольнении по собственному желанию без отработки Содержит просьбу работника об увольнении по собственному желанию без отработки по причине невозможности продолжать работу. Срок подачи такого заявления — в любое время. 1 образец Заявление на увольнение по соглашению сторон В нем излагается просьба сотрудника о согласии работодателя на расторжение трудового договора по взаимной договоренности. Срок подачи такого заявления — любое время.

С госслужбы – по собственному желанию

Многие в сложившихся обстоятельствах были вынуждены продолжать прохождение федеральной гражданской службы, поскольку иначе теряли право на пенсию за выслугу лет. Рассчитывать на назначение пенсии за выслугу лет могли только федеральные гражданские служащие, уволенные по сокращению штата, упразднению государственного органа, состоянию здоровья и т.д. Вступившие в силу в текущем месяце изменения в федеральное законодательство дают госслужащим так называемое «отложенное право».

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Государственная служба не означает, что человек не сможет уволиться с нее по собственному желанию. Такая возможность существует. В отношении госслужащих действуют все нормы ТК РФ (с некоторыми особенностями) по факту увольнения, которые являются актуальными и для остальных работников, ведущих трудовую деятельность. Также к этим лицам применяются статьи Федерального закона, регулирующего всю государственную гражданскую службу в принципе. По установленным нормам инициатива должна быть выражена путем написания заявления.

Порядок увольнения с госслужбы по собственному желанию

Если у человека возникло желанию покинуть госслужбу по собственному желанию, то ему нужно написать заявление и подать его в кадровый отдел. Это обязательство существует, чтобы работодатель был уведомлен о желании государственного служащего. В отношении данных лиц действует и требование по двухнедельной отработке.

Все остальные юридические действия – это уже обязанность кадровых сотрудников. Они оформляют приказ от имени работодателя, а также выдают трудовую книжку государственному служащему. Возможен вариант, когда уволиться человек может и ранее установленного срока. Но для этого должны быть веские основания.

Заявление на увольнение с госслужбы - образец

Образец является стандартным – таким же, как и для всех остальных работников. В шапке записывается адресат («Директору предприятия») и ФИО заявителя с указанием должности последнего. В тексте приводится просьба уволить человека по его собственному желанию с поста госслужбы. В конце госслужащий ставит подпись, выписывается дату и фамилию с инициалами.

Выплаты при увольнении с госслужбы по собственному желанию

Особых льгот и выплат для увольняющихся госслужащих нет. Им также положены:

  • выплаты за дни неиспользованного отпуска;
  • зарплата до фактического дня расторжения договора;
  • компенсация за неиспользованную материальную помощь.

Если желание является не собственным, а человека увольняют по причине ликвидации определенного органа в госслужбе, то ему дополнительно выплачивается еще и 4-месячное содержание.


Срок ограничения на трудоустройство после увольнения с госслужбы

После того, как гражданин уволится по собственной воле, в течение двух лет он сможет замещать должности и работать по ГПД лишь в том случае, если получить разрешение от специальной комиссии. На протяжении этих же двух лет, после увольнения с госслужбы необходимо сообщить о новом месте работы в госорганизацию. За такое уведомление отвечает новый работодатель. Он должен сделать это за десять дней после трудоустройства.

За что могут уволить с госслужбы?

Кроме того, что расторгнуть договор разрешается по собственному желанию, нельзя отбрасывать вариант с увольнением по инициативе госоргана. Необходимо вспомнить такие основания:

  • ликвидация госслужбы;
  • сокращение штата в госоргане;
  • несоответствии госслужащего занимаемой должности;
  • неисполнение обязанностей;
  • принятие необоснованных решений, если человек является руководителем;
  • прогул или появление в нетрезвом виде;
  • хищение госимущества;
  • восстановление на службе лица, которое замещал человек.

Достижение 60-летнего возраста, разглашение государственной тайны, несоблюдение обязанностей – эти причины являются допустимыми.

Увольнение госслужащего по сокращению штатов

О сокращении штата, представители госслужбы должны предупреждать всех служащих за 2 мес. до предполагаемой даты. Для уведомления установлена письменная форма. Особенностью этой процедуры является тот факт, что часто за эти 2 месяца проводится внеочередная аттестация. Благодаря ее результатам гражданин может трудоустроиться на другую должность или в другой орган.

Увольнение в связи с утратой доверия с госслужбы

Госслужащие зачастую связаны в своей работе с ценностями или деньгами. Если человек допустил виновное деяние, из-за которого соответственно было утрачено доверие руководство, его могут уволить. Утрата доверия может случиться, если руководители узнают о том, что были предоставлены недостоверные данные при трудоустройстве. Также доверие теряется при разглашении конфиденциальных сведений, при отсутствии действий в борьбе с коррупцией, при обнаружении факта его предпринимательства.

Увольнение по соглашению сторон с госслужбы

Одним из основных оснований для расторжения контракта является подписание соглашения об увольнении с госслужбы. При наличии соглашения расторгнуть соглашение разрешается в любой момент – даже при действии испытательного срока. После этого должность, на которой находился госслужащий, становится абсолютно свободной.

Восстановление на госслужбе после увольнения

Для восстановления придется подавать иск в суд. Для подачи иска у госслужащего есть ровно один месяц. К исковому заявлению следует приложить трудовую книжку. В иске гражданин должен ясно выразить проблему и потребовать независимую экспертизу. Если решение суда будет в пользу госслужащего, то его восстановить нужно будет на следующий день, после того, как оно будет вынесено.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Люди интересуются, как происходит увольнение муниципального служащего по собственному желанию. Обычно человек решает уйти с работы по собственному желанию, и работодатель готов пойти ему навстречу, тогда трудовой договор по согласованию сторон прекращается. Но совсем другая ситуация возникает при увольнении муниципального служащего по собственному желанию.

Увольнение с госслужбы имеет свои особенности процесса. Когда человек решает оставить деятельность в том или ином муниципальном учреждении, он обязан написать заявление за 2 недели до планируемой даты ухода. Этот период необходим для того, чтобы сотрудник смог закончить все дела, сдать их, передать коллеге, заполнить и пройти обходной лист.

Если человек решил увольняться, тогда придется выполнить требования, прописанные в актах о госслужбе Российской Федерации.

Иногда государственного служащего отстраняют от работы по инициативе работодателя. В этом случае при увольнении госслужащего должны быть соблюдены другие процедурные моменты:

  1. Направить работнику уведомление о расторжении трудовых отношений.
  2. В документе должна быть указана причина того, почему проводится увольнение.
  3. В обязательном порядке указывается закон, согласно которому произошло отстранение, сокращение или увольнение. Все возможные формулировки, касающиеся увольнения, можно найти в законе о госслужбе страны.

Какие документы выдают при увольнении?

При разных случаях увольнения — по собственному желанию или любой другой причине — человек на руки должен получить такие документы:

  1. Трудовую книжку с внесением корректной формулировки, касающейся ухода со службы.
  2. Памятку о неразглашении государственной тайны и другой важной информации, с которой работник сталкивался во время своей деятельности в муниципальном учреждении.

Отдельно ему напоминают о том, что необходимо соответственно себя вести после увольнения. Например, нельзя делать записи в социальных сетях, давать интервью, общаться с полицией или органами безопасности на темы бывшей деятельности. Все это строго запрещено, при нарушении условий тайны человек может быть привлечен к ответственности.

Причины и основания для ухода с госслужбы

Увольнение госслужащего начинается, как уже было отмечено выше, с написания заявления на увольнение по собственному желанию. Для получения образца подобного документа стоит обратиться в отдел кадров, где инспектор обязан разъяснить, какие формулировки должны быть в заявлении. Причину ухода с работы указывать необязательно. Такое требование не распространяется на ситуацию, когда человек принимает решение уволиться по собственной инициативе из-за выхода на пенсию или перехода на должность, которая является выборной.

Пример бланка стоит брать только в отделе кадров той организации, где человек работает и откуда собирается уволиться. Вызвано это тем, что для каждой структуры есть свой тип документации, и, если скачать образец из интернета, высока вероятность того, что заявление заставят переписывать.


В документе должна быть указана точная дата ухода с работы, что станет последним днем работы на госслужбе. На основании полученного заявления будет оформлен приказ и сделана запись в трудовой книжке. На каждого муниципального работника есть личное дело, которое после увольнения закрывается и передается в архив на хранение.

Служба в муниципальном учреждении может быть прекращена и на основании требований работодателя. Связано это с тем, что человек нарушил инструкцию госслужащего, достиг пенсионного возраста, вынужден уйти с работы по состоянию здоровья. Отстранение с занимаемой должности может происходить по таким причинам:

  1. Человек по состоянию здоровья не может больше выполнять свои обязанности. Такой вывод делается на основании медицинского обследования и заключения.
  2. Уровень квалификации и профессионализма не отвечает должности.
  3. Работодатель потерял доверие к сотруднику, который несколько раз нарушал правовые акты, касающиеся ограничений, неисполнения своих обязанностей, создания конфликтных ситуаций.
  4. Отказ выполнять обязанности, предусмотренный по должностным инструкциям. В таких документах прописаны конкретные требования к муниципальным служащим, и если они их не выполняют, то назначается расследование по месту работы. Это позволит проверить соответствие работника занимаемой должности и оценить его фактическую деятельность.

Увольнение может стать следствием дисциплинарного взыскания. Чтобы все выговоры и замечания не вносить в трудовую книжку, человек соглашается уйти из муниципального учреждения по собственному желанию.

Грубое нарушение (1 раза достаточно) трудовой дисциплины. Это могут быть прогулы, разглашение гостайны, хищения, пьянство, нарушение правил техники безопасности на рабочем месте, кража материальных ценностей, принятие необоснованных решений, подлог бумаг. Уволить человека могут и из-за болезни, если он отсутствует на работе больше 4 месяцев.

Исходя из того, что становится причиной увольнения по собственной инициативе или работодателя, в трудовой книжке могут записать:

  1. Уволен с госслужбы, что предусматривает полное расторжение трудовых отношений и контракта.
  2. Освобожден от занимаемой должности, в результате чего бывшего сотрудника заносят в резерв государственных служащих.


Государственный служащий получает право написать заявление по собственному желанию, если его призвали в армию, выбрали на ту или иную должность, в стране началась война, произошла катастрофа, стихийное бедствие или же гражданина РФ лишили гражданства.

При занесении в резерв бывший госчиновник должен за 3 месяца найти гражданскую работу. Если это не происходит, тогда человека исключают из резерва и полностью увольняют со службы.

При увольнении по инициативе руководителя работнику могут предложить альтернативное место работы. Человек может отказаться от этого, но только в письменном виде, что оговорено положениями федерального закона о государственной службе.

Компенсационные выплаты при увольнении

Служебный контракт муниципального служащего содержит пункты, согласно которым бывший госчиновник имеет право получить компенсацию и выходное пособие. Все выплаты должны производиться в день увольнения, когда человек получает в отделе кадров трудовую книжку, подписывается в документах о неразглашении гостайны.

Компенсация будет состоять из таких частей, как:

  1. Зарплата.
  2. Отпускные.
  3. Выходное пособие.
  4. Другие компенсационные выплаты.

Выплачивать зарплату после увольнения должна бухгалтерия, которая во внимание принимает премии, процент надбавки за работу с засекреченной информацией, доплату за государственную службу, надбавку за выслугу лет, оклад согласно занимаемой должности. Зарплата формируется и исходя из того, где работает чиновник. Особые коэффициенты надбавок предусмотрены для тех, кто трудится на Крайнем Севере или в удаленном регионе.

Если человек не успел использовать отпуск, тогда в компенсацию будут включены неиспользованные отпускные и единовременная материальная помощь к отпуску. Выходное пособие выплачивается не всем, а только в таких случаях:

  1. При ликвидации предприятия.
  2. При сокращении штата.
  3. При уменьшении штатных работников на предприятии, которое находится на Крайнем Севере.

Компенсация, которая не относится к зарплате, отпускным и пособию, выплачивается не всем. Для этого должны существовать определенные условия.

  1. Человек отказался занимать другую должность, которую ему предложили по состоянию здоровья. В таком случае размер выплаты будет равен 4 месячным окладам.
  2. Такой же размер выплат предусмотрен для тех, кто не работал больше 4 месяцев из-за продолжительной болезни.
  3. Размер пособия ограничивается заработком за 2 недели, если человека призывают в армию, на военную службу, при выходе на работу человека, чья должность временно занималась чиновником.

Если выплаты не были получены в день увольнения, тогда в компенсацию будут включаться и суммы за каждый день просрочки. Процент бывший чиновник способен высчитать самостоятельно, узнав ставку рефинансирования в Центральном банке РФ.

Таким образом, написать заявление на увольнение по собственному желанию работник муниципального учреждения имеет право, но нужно соблюсти множество бюрократических требований. Служебный контракт должен быть расторгнут с соблюдением всех процедурных нюансов.

Авг 2, 2017 zakonadmnin

Основания прекращения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, перечисленные в ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе), в основном повторяют нормы ст. 81 ТК РФ, однако есть и существенные различия. О том, в чем заключаются особенности увольнения гражданского служащего, какие специальные основания увольнения для них предусмотрены, какие документы оформляются при увольнении и что должен сделать работодатель, прежде чем уволить служащего за дисциплинарный проступок, вы узнаете из этой статьи.

Основания увольнения

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с нее в случае:

1. Несоответствия служащего замещаемой должности гражданской службы:

А) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

Б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

1.1. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

3. Однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

А) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

Б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

В) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

Г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

Д) нарушения служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

4. Совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя.

5. Принятия служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа.

6. Однократного грубого нарушения служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ.

7. Предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

8. Прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

8.1. Отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством РФ не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством РФ не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

9. В иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами (ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе).

Особенности увольнения гражданского служащего в свете трудового законодательства

Сразу отметим, что Законом о госслужбе установлено два следующих понятия: освобождение от замещаемой должности и увольнение с государственной службы. При этом не всегда освобождение от должности заканчивается увольнением гражданского служащего. Так, ст. 39 Закона о госслужбе предусмотрено приостановление служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв на военную службу, избрание или назначение служащего в профсоюзный орган, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофа и др.) и т. д. В этих случаях гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и включается в кадровый резерв. И только если в течение трех месяцев после прекращения вышеперечисленных обстоятельств служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

Сравнивая основания расторжения служебного контракта и увольнения гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя, установленные ст. 37 Закона о госслужбе, и основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленные ст. 81 ТК РФ, можно отметить следующие особенности:

1. В силу ст. 37 Закона о госслужбе представитель нанимателя может уволить служащего, если он не соответствует замещаемой должности по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению. Увольнение допускается, если служащего невозможно перевести с его согласия на иную должность гражданской службы. То есть в случаях, когда гражданский служащий нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении иной должности вследствие того, что выполнение обязанностей по замещаемой должности ему противопоказано или опасно для гражданских служащих или граждан, с которыми он связан по службе, то при его отказе от перевода на иную должность гражданской службы, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо отсутствии в государственном органе соответствующей должности служебный контракт расторгается и служащий увольняется с гражданской службы. Если служащий признается полностью нетрудоспособным согласно медицинскому заключению, он будет уволен по норме ст. 39 Закона о госслужбе по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Что касается Трудового кодекса, увольнение работника, полностью неспособного к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, также относится к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В данном случае работодатель не обязан предлагать перевод на иную должность. А предложить работнику перевод на другую работу работодатель должен, если это требуется в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ).

Обратите внимание, что в случае отказа служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33, а не п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

2. В статье 37 Закона о госслужбе отсутствуют такие основания увольнения, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, как смена собственника имущества организации и совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка.

3. В силу пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен за нарушение требований охраны труда, повлекшее за собой тяжкие последствия, если это нарушение было установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда. В Законе о госслужбе оговорка о том, что такие нарушения должны быть установлены комиссией или уполномоченным по охране труда, отсутствует. Если толковать данное положение дословно, то гражданский служащий может быть уволен и тогда, когда нарушение будет обнаружено любым лицом, а не только комиссией или уполномоченным лицом. Но в любом случае нарушение требований охраны труда служащим должно быть установлено и подтверждено соответствующими документами: актом о несчастном случае, экспертным заключением, постановлением инспектора контролирующего органа и др.

4. Гражданский служащий увольняется по инициативе работодателя в случае прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Трудовым кодексом такое основание отнесено к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в данном случае увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). Что касается перевода гражданского служащего при увольнении по данному основанию, на него действие Трудового кодекса не распространяется, поскольку эта ситуация регулируется специальной нормой закона.

5. Законом о госслужбе установлено основание увольнения гражданского служащего в случае его отсутствия на службе более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, так как более длительный срок не предусмотрен законодательством. В случае расторжения служебного контракта по данному основанию служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

6. Еще одно основание, уволить по которому можно только госслужащего, — это выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства. Данное основание выделено в ст. 41 Закона о госслужбе: по решению представителя нанимателя служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

7. Статьей 27 Закона о госслужбе предусмотрено увольнение служащего, не прошедшего испытание. Напомним, что гражданским служащим (за исключением лиц, названных в п. 3 ст. 27 Закона о госслужбе) может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года, а назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — от трех до шести месяцев.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения срока испытания, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого служащего не выдержавшим испытание. Однако при этом представитель нанимателя может не увольнять служащего, а предоставить ему ранее замещаемую должность гражданской службы.

Испытание не устанавливается:

— беременным женщинам;

— гражданам, окончившим обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающим на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения такой службы;

— гражданам и служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

— госслужащим, назначенным на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией госоргана либо сокращением должностей гражданской службы;

— в иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами.

Увольнение в связи с ликвидацией (реорганизацией) органа или сокращением штата

Отдельно отметим такие основания расторжения служебного контракта, как реорганизация, ликвидация государственного органа и сокращение должностей гражданской службы. В Законе о госслужбе данные основания не отнесены ни к увольнению по инициативе представителя нанимателя, ни к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при увольнении гражданских служащих в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы следует руководствоваться положениями ст. 31, 33 и 38 Закона о госслужбе.

Обратите внимание! Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе.

В силу ст. 31 Закона о госслужбе при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы служащему может быть предоставлена возможность замещения другой должности с учетом его квалификации, образования и стажа. Кроме этого, служащий может быть направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. В случае отказа от замещения другой должности или прохождения переподготовки (повышения квалификации) служащий подлежит увольнению, но не в связи с ликвидацией или сокращением штата, а в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом за два месяца он должен предупредить и профсоюзный орган (ст. 38 Закона о госслужбе). В течение этого срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих, по результатам которой служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Подчеркнем: в силу ст. 31 Закона о госслужбе предложение служащему другой должности или переподготовки (повышения квалификации) является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, что подтверждается и судебной практикой. Так, Московский городской суд при рассмотрении надзорной жалобы А. вынес определение от 09.04.2012, которым было отказано А. в признании незаконным приказа о ее увольнении с государственной гражданской службы, признании факта длительной дискриминации трудовых прав, восстановлении в должности и взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула.

Из материалов дела следует, что А. замещала должность начальника отдела нормативно-методической работы Департамента координации подготовки к Олимпийским играм Минрегиона. Приказом от 14.03.2011 А. уволена с государственной службы с указанной должности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе. О сокращении должности государственной гражданской службы А. уведомлена 11.01.2011, с приказом об увольнении ознакомлена 14.03.2011. 15.03.2011 А. получила трудовую книжку на руки, о чем расписалась в журнале. А. считает, что в нарушение действующего законодательства при сокращении ее должности ей не предлагались другие имеющиеся вакантные должности. Это и послужило поводом обращения в суд. Однако во всех судебных инстанциях действия представителя нанимателя были признаны законными, поскольку в силу действующего законодательства, а именно ст. 31, 33 Закона о госслужбе и ст. 11 ТК РФ, в соответствии с которой на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законом не предусмотрена обязанность работодателя предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе. Это является лишь правом работодателя. Нарушений норм действующего законодательства при увольнении А. не установлено, у работодателя имелось основание для увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, поскольку должность А. была сокращена. Порядок увольнения представителем нанимателя был соблюден.

Отметим также, что поскольку ликвидация или сокращение штата не относится к увольнению по инициативе представителя нанимателя (как установлено ст. 81 ТК РФ), служащие лишаются некоторых гарантий. Например, не допускается увольнение с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания служащего в отпуске, в том числе по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

К сведению. Постановлением КС РФ от 22.11.2011 N 25-П были признаны не соответствующими Конституции РФ п. 4 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст. 37 Закона о госслужбе в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности не менее чем за два месяца. Возникает вопрос: а должен ли представитель нанимателя выплатить служащему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, согласно ст. 180 ТК РФ? Ведь ст. 31 Закона о госслужбе данное условие не предусмотрено. Поскольку данный вопрос для госслужащих не регулируется, представитель нанимателя должен действовать в соответствии со ст. 180 ТК РФ, то есть при расторжении служебного контракта ранее двух месяцев выплатить работникам компенсацию.

Оформляем расторжение контракта

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы (как и назначение на должность) оформляются правовым актом государственного органа (ст. 26, 33 ТК РФ). Что это за акт и по какой форме он должен быть составлен? Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 02.04.2008 N 835-17, поскольку Законом о госслужбе не урегулирован вопрос о формах первичных учетных документах, то в силу правил ст. 73 данного закона для оформления отношений при поступлении, прохождении и прекращении государственной гражданской службы РФ применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее — Постановление).

Согласно п. 2 Постановления унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Использование унифицированных форм в государственных органах обязательно, но имеет особенности, касающиеся специфики этих учреждений.

Пунктом 1.1 Постановления в том числе утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кадров: Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному Постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20, в унифицированные формы первичной учетной документации организация может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом унифицированных форм остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов не допускается. Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

Таким образом, для увольнения государственного служащего используется приказ унифицированной формы Т-8, но с применением установленной в Законе о госслужбе терминологии и с учетом особенностей порядка прохождения гражданской службы.

В приказе о расторжении служебного контракта и увольнении служащего по инициативе представителя нанимателя указываются реквизиты документа, послужившего основанием увольнения, например, при увольнении по медицинским показаниям — реквизиты медицинского заключения. Кроме этого, в некоторых случаях, прежде чем состоится увольнение служащего, должна быть соблюдена определенная процедура. Так, если гражданский служащий увольняется за однократное грубое нарушение должностных обязанностей, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен провести служебную проверку в соответствии со ст. 59 Закона о госслужбе. Но в первую очередь у служащего необходимо запросить объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. При этом отказ от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания (ст. 58 Закона о госслужбе).

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего и должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. При проведении служебной проверки должны быть установлены: факт совершения проступка; вина служащего; причины, способствовавшие совершению служащим проступка; характер и размер вреда, причиненного в результате проступка, и обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки. Проверка проводится подразделением государственного органа по вопросам госслужбы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя в форме письменного заключения, которое подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам госслужбы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Обратите внимание! Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть отстранен от замещаемой должности представителем нанимателя на время проведения проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. По результатам проверки представитель нанимателя составляет акт о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований для этого и вручает ему под расписку в течение пяти дней со дня издания.

В последний день исполнения должностных обязанностей гражданским служащим по письменному его заявлению представитель нанимателя обязан выдать трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет (ст. 36 Закона о госслужбе). Таким образом, в силу Закона о госслужбе служащий может получить трудовую книжку только на основании письменного заявления. Согласно же ст. 80 и 84.1 ТК РФ работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку без всякого заявления. Кроме этого, в силу ст. 234 ТК РФ за задержку выдачи трудовой книжки работодатель несет материальную ответственность.

Примечание. В связи с дисциплинарным взысканием гражданский служащий может быть не уволен, а включен в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

В данном случае согласимся с мнением специалистов, которые считают, что представитель нанимателя не должен требовать с работника письменное заявление, чтобы выдать ему трудовую книжку. Руководствоваться следует положениями ст. 80 и 84.1 ТК РФ: в день прекращения служебного контракта представитель нанимателя обязан выдать служащему трудовую книжку, а по письменному заявлению работника — заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

Для гражданского служащего также установлена обязанность: в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее он обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров (ст. 37 Закона о госслужбе).

Обратите внимание! При расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в трудовую книжку государственного гражданского служащего вносится запись об освобождении от замещаемой должности государственной службы и увольнении с государственной службы со ссылкой на соответствующий пункт ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с нее служащему также выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По его письменному заявлению неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия). При этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения считается последний день отпуска (п. 13 ст. 46 Закона о госслужбе).

Сведения об увольнении с гражданской службы заносятся в личное дело служащего. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа (п. 6 ст. 36 Закона о госслужбе).