Изменения в закон о банкротстве 23.06. Закон о банкротстве физических лиц (127 ФЗ). Последние изменения в нормативном акте

Несмотря на постоянную работу по улучшению Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве, Закон), практика по применению данного закона показывает его несовершенство.

Так, Федеральная налоговая служба, в последнее время занимающая все более активную позицию в делах о банкротстве, полагает, что "практика сейчас смещена в сторону интересов недобросовестного должника" , большинство кредиторов не получают удовлетворения своих требований, поскольку вывод активов осуществляется задолго до инициирования дела о банкротстве. В обоснование служба ссылается на статистические данные, размещенные Единым федеральным реестром сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ), согласно которым доля погашенных требований кредиторов в 2016 году снизилась по сравнению с показателями 2015 года .

В 2016 году законодателем были внесены изменения в Закон о банкротстве, призванные защитить интересы кредиторов должника. Верховный суд Российской Федерации (далее – ВС РФ) сформулировал в ушедшем году несколько правовых позиций, принципиально меняющих сложившуюся судебную практику.

Рассмотрим подробнее резонансные изменения законодательства о банкротстве и правоприменительной практики и их возможное влияние на права и законные интересы кредиторов.

1. Изменения в законодательстве о банкротстве

1.1. Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц

В большинстве случаев дела о банкротстве инициируются должниками при заблаговременно выведенных активах, что не позволяет осуществить их возврат в конкурсную массу, например при использовании схемы с цепочкой "добросовестных" покупателей или при совершении сделки за пределами срока подозрительности . В такой ситуации фактически единственным шансом для кредитора получить удовлетворение своих требований остается привлечение к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

В 2016 году законодателем последовательно принят ряд изменений, направленных на обеспечение возможности реального взыскания с привлеченных к ответственности лиц.

1.1.1. Расширение признаков контролирующего должника лица

С 01 сентября 2016 года понятие контролирующего должника лица расширено: помимо ранее указанных признаков таким лицом будет признаваться лицо, имеющее "возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения… определять действия должника" . Кроме того, действия контролирующего лица теперь подлежат оценке за трехгодичный период до момента принятия заявления о признании должника банкротом. Такое новшество позволит привлекать к ответственности реальных бенефициаров должника, а не номинальных директоров и участников общества, зачастую появляющихся в преддверии инициирования дела о банкротстве.

1.1.2. Введение дополнительного основания, предполагающего наличие вины в действиях контролирующих должника лиц

С 01.09.2016 в Законе появилось новое основание для привлечения к субсидиарной ответственности единоличного исполнительного органа должника. Такое должностное лицо будет отвечать по обязательствам должника, если более 50% включенной в реестр требований кредиторов задолженности по основному долгу составляют требования, возникшие в результате правонарушения (выявленные в ходе производства по такому правонарушению), за совершение которого должник или его должностное лицо (единоличный исполнительный орган) привлечены к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения .

1.1.3. Расширение возможности взыскания задолженности по обязательным платежам

С 30 ноября 2016 года у налоговых органов появилось право взыскивать задолженность по налогам компании-должника с физических лиц, признанных аффилированными с ней. Такое взыскание производится в судебном порядке при условии перечисления выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передачи денежных средств или иного имущества "лицам, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком" .

1.1.4. Выход субсидиарной ответственности за пределы дел о банкротстве

В расширение практики привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц также был принят Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" . По сути, после принятия названного закона институт привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компаний выходит за пределы дел о банкротстве. Теперь у конкурсных кредиторов появится право инициировать спор о привлечении контролирующих должника лиц и после завершения или прекращения дела о банкротстве в связи с отсутствием финансирования, а также в случае возвращения заявления о признании должника банкротом. Законодатель также увеличил до трех лет срок, в течение которого возможно обратиться с заявлением о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности.

В настоящее время в случае удовлетворения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности право требования к контролирующему должника лицу подлежит продаже с торгов , что фактически лишает кредиторов возможности получить удовлетворение своих требований в каком-либо значительном размере. К заявлениям о привлечении к субсидиарной ответственности, поданным после 01.07.2017, будет применяться уже новое правило: арбитражный суд будет выдавать исполнительные листы на принудительное исполнение судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. В таком исполнительном листе суду надлежит указывать очередность удовлетворения требований каждого кредитора , которая и будет применяться в ходе исполнительного производства.

Предполагается, что рассмотренные выше нововведения позволят кредиторам активнее использовать институт субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и получать за счет этого реальное удовлетворение своих требований в большем объеме, чем в настоящее время.

1.2. Особенности правового положения налоговых органов как кредиторов в деле о банкротстве

В 2016 году также были приняты изменения, подчеркивающие особый статус задолженности по налогам и обязательным платежам.

Для остальных конкурсных кредиторов имеет значение нововведение, ограничивающее возможность оспаривания действий должника по уплате налогов и обязательных платежей на основании статьи 61.3 Закона о банкротстве . Новое правило означает, что, если налоговый орган не допустил нарушений по взысканию обязательных платежей, оспорить действия по уплате таких платежей и, соответственно, вернуть денежные средства в конкурсную массу будет возможно только при условии, что уполномоченный орган действительно располагал сведениями о наличии у должника просроченной задолженности перед иными кредиторами.

Кроме того, с 01 сентября 2016 года действует правило, запрещающее понижение очередности требований уполномоченного органа , если на момент закрытия реестра не вынесен либо не вступил в законную силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. При этом новой редакцией вышеуказанной нормы предусмотрено увеличение срока предъявления требований уполномоченного органа до восьми месяцев с момента опубликования сообщения об открытии в отношении должника процедуры конкурсного производства.

1.3. Изменения в части утверждения порядка реализации имущества должника

С 1 сентября 2016 года в процедурах банкротства, введенных после указанной даты, расширены права конкурсных кредиторов в части определения порядка реализации имущества должника.

Так, собранию (комитету) кредиторов теперь предоставлено право утвердить иной порядок реализации имущества должника, отличный от предложенного арбитражным управляющим, без обращения в арбитражный суд за разрешением разногласий .

Кроме того, привлечение специализированной организации в качестве организатора торгов теперь возможно только с согласия собрания (комитета) кредиторов .

Такие изменения способствуют большему контролю со стороны конкурсных кредиторов за процедурой реализации имущества должника и позволяют ускорить начало торгов за счет отсутствия необходимости разрешать в суде возникшие противоречия о порядке продажи имущества.

1.4. Регламентация порядка передачи имущества должника в качестве отступного

С 21 декабря 2016 года в Законе о банкротстве впервые появилось детальное регулирование порядка погашения требований кредиторов путем предоставления отступного .

Законодательно закреплен запрет на передачу отступного при наличии непогашенных текущих требований, а также требований первой и второй очереди. При этом передаваться в качестве отступного может только имущество, которое не было реализовано посредством всех торгов, предусмотренных Законом (в том числе посредством публичного предложения).

Собрание (комитет) кредиторов должно утвердить предложение конкурсного управляющего о порядке предоставления отступного и определить стоимость передаваемого имущества, которая не может быть ниже 50% цены на последнем этапе торгов посредством публичного предложения.

Имущество распределяется между кредиторами, направившими заявление о согласии заключить соглашение об отступном , с обязательным соблюдением очередности и пропорциональности удовлетворения требований.

Кредитор, принимающий имущество должника в качестве отступного, обязан внести на специальный счет должника денежные средства, достаточные для пропорционального погашения требований кредиторов, чьи требования в силу закона подлежат погашению только в денежной форме (налоговые органы).

Кроме того, ВС РФ разъяснил, что принимающий отступное кредитор сверх того перечисляет на счет должника сумму, определяемую как разность между стоимостью имущества и размером требований принимающего отступное кредитора, которые были бы погашены за счет продажи данного имущества третьему лицу по цене отступного, если бы отсутствовали требования кредиторов приоритетной очередности. Эта дополнительная сумма подлежит распределению между иными кредиторами той же очередности, к которой относится принимающий отступное кредитор, пропорционально размеру их требований к должнику, включенных в реестр .

Несмотря на достаточно подробную регламентацию порядка предоставления имущества в качестве отступного, некоторые вопросы остались нерешенными. Так, невозможность предложить кредиторам третьей очереди в качестве отступного имущество, которое не удалось реализовать на торгах и от которого отказались кредиторы предшествующих очередей, влечет обязанность предложить такое имущество учредителям (участникам) должника , что противоречит целям Закона о банкротстве и препятствует кредиторам получить удовлетворение хотя бы части своих требований.

2. Изменения в судебной практике по делам о банкротстве

В 2016 году ВС РФ сформулировал несколько принципиально новых правовых позиций, имеющих определяющее значение при рассмотрении дел о банкротстве.

2.1. Расширение круга лиц, имеющих право инициировать дело о банкротстве без решения суда

Согласно определению ВС РФ от 12.10.2016 по делу № А57-16992/2015 право на инициирование дела о банкротстве в отсутствие вступившего в законную силу решения суда сохраняется у цессионария, заключившего договор уступки прав требования с банком-кредитором. В обоснование своей позиции Судебная коллегия указала, что в качестве критерия, допускающего возбуждение дела о банкротстве подобным способом, должен рассматриваться не сам статус кредитной организации, обращающейся с соответствующим заявлением, а реализуемая ею деятельность по осуществлению банковских операций. Если возникновение требования, перешедшего к цессионарию, связано с реализацией специальной правоспособности кредитной организации, суду следует по существу разрешать вопрос об обоснованности предъявленного требования.

2.2. Право залогового кредитора на изменение своего статуса в деле о банкротстве

Немаловажным для кредиторов является определение ВС РФ от 01.08.2016 по делу № А32-29459/2012 , подтвердившее наличие у залогового кредитора права на полное или частичное изменение своего статуса в деле о банкротстве. Требование о частичном изменении статуса залогового кредитора по своей сути представляет частичный отказ от реализации своих прав, при этом такой кредитор получает право голоса на собраниях кредиторов, а остальные кредиторы – повышенную вероятность удовлетворения своих требований за счет реализации предмета залога при благоприятном исходе торгов. Таким образом, изменение статуса залогового кредитора не нарушает прав иных лиц и является правомерным.

2.3. Пресечение злоупотреблений при использовании статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации

На защиту кредитора-заявителя в деле о банкротстве встала Судебная коллегия ВС РФ при рассмотрении дела № А53-2012/2015 . Указанное определение пресекает практику, когда недобросовестное лицо, используя институт погашения задолженности третьим лицом , перехватывает требование кредитора-заявителя и приобретает тем самым предусмотренные Законом привилегии, позволяющие оказывать влияние на ход процедур банкротства. Так, осуществление третьим лицом частичного погашения требований заявителя до размера немногим меньше 300 000,00 рублей при наличии признаков злоупотребления правом со стороны осуществляющего погашение лица (например, при неоднократности такого действия) не должно освобождать должника от введения процедуры несостоятельности при наличии сведений, очевидно указывающих на его неплатежеспособность. Кроме того, Судебная коллегия указала, что в случае частичного погашения требований предшествующих заявителей, которые в совокупности являлись достаточными для введения процедуры наблюдения, при выборе временного управляющего суду надлежит рассмотреть кандидатуру лица, предложенную первым заявителем по делу о банкротстве.

Вместе с тем такой позиции в отношении действий на основании статьи 313 ГК РФ ВС РФ придерживается не всегда. Так, в определении от 13.10.2016 по делу № А41-61444/2015 и в определении от 25.01.2017 по делу № А41-108121/2015 суд признал правомерными действия третьих лиц, осуществивших погашение требований кредиторов-заявителей в полном объеме. При рассмотрении дела № А41-61444/2015 Судебная коллегия исходила из отсутствия признаков злоупотребления правом со стороны третьего лица (требование было погашено в полном объеме, иные кредиторы с заявлением об установлении своих требований не обращались), в связи с чем признала соответствующими закону действия по погашению задолженности. В рамках дела № А41-108121/2015 действия третьего лица были направлены на защиту охраняемых законом интересов, в то время как кредиторы-заявители наоборот утратили разумный мотив в обжаловании судебных актов в связи с погашением их требований.

2.4. Участие уполномоченных органов в делах о банкротстве и процедуры банкротства в этих делах

Значимым событием в правоприменительной практике стал и Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства (далее – Обзор), пришедший на смену отмененному постановлению Пленума ВАС РФ № 25 от 22.06.2006 . Отдельные положения Обзора представляют интерес для всех конкурсных кредиторов, формируя новые подходы для разрешения общих вопросов банкротства.

2.4.1. Материалы по результатам налоговой проверки как доказательство в деле о банкротстве

Так, пункт 13 Обзора закрепил возможность использования в качестве доказательств в деле о банкротстве материалов по итогам налогового контроля, что может позволить минимизировать риск включения в реестр требований кредиторов искусственно созданной задолженности. Вместе с тем, при использовании в рамках рассмотрения требования кредитора материалов налоговой проверки суду и сторонам необходимо будет убедиться в отсутствии возражений на представленный акт налоговой проверки, а также в отсутствии обжалования налогоплательщиком решения, вынесенного на основании акта налоговой проверки, во внесудебном или судебном порядке. В противном случае определение суда об отказе во включении в реестр требований кредиторов может быть вынесено неправомерно.

2.4.2. Выплата процентов арбитражному управляющему при погашении требований кредиторов путем предоставления отступного

Согласно пункту 22 Обзора, который на практике может быть применен не только ФНС, но и другими кредиторами, при заключении уполномоченным органом и должником соглашения о погашении требований по денежным обязательствам путем предоставления имущества в качестве отступного, конкурсный управляющий не вправе претендовать на получение процентов за счет уполномоченного органа. Поскольку, несмотря на действия, предпринятые конкурсным управляющим, реализация имущества не состоялась, стимулировать арбитражного управляющего выплатой процентов не за что.

2.4.3. Срок предоставления собранием кредиторов новой кандидатуры арбитражного управляющего при освобождении (отстранении) прежнего управляющего

В пункте 24 Обзора нашла свое отражение позиция ВС РФ, согласно которой при освобождении (отстранении) арбитражного управляющего 10-дневный срок, установленный для выбора новой кандидатуры управляющего , подлежит исчислению с момента вынесения судом соответствующего определения о прекращении полномочий арбитражного управляющего. Кроме того, сам по себе пропуск указанного срока не является основанием для отказа в утверждении кандидатуры, предложенной собранием кредиторов к моменту проведения судебного заседания по вопросу утверждения арбитражного управляющего. Ранее в ситуациях, когда 10-дневный срок не был соблюден кредиторами (в том числе ввиду объективных причин), суды зачастую назначали управляющего, предложенного СРО.

2.4.4. Невозможность предоставления иной кандидатуры арбитражного управляющего при переходе статуса заявителя по делу о банкротстве

Принципиально важными являются разъяснения, изложенные в пункте 27 Обзора. ВС РФ указал, что в случае перехода статуса заявителя по делу о банкротстве в связи с исполнением обязательства (статья 313 ГК РФ) или заключения договора цессии, право на предоставление кандидатуры арбитражного управляющего не может перейти ко второму заявителю. Такое ограничение направлено на избежание злоупотребления правом со стороны лиц, желающих вступить в дело о банкротстве на стадии введения процедуры наблюдения, с единственной целью установления доминирующего положения в ходе процедур банкротства путем указания кандидатуры подконтрольного арбитражного управляющего.

В целом изменения 2016 года в законодательстве о банкротстве и судебной практике ВС РФ направлены на пресечение фактов злоупотребления в делах о банкротстве, а также на увеличение доли погашенных требований кредиторов к должникам в общем объеме заявленных требований.


Закон о банкротстве позволяет оспаривать сделки, совершенные не более чем за три года до принятия заявления о признании должника банкротом (глава III.1 Закона).

Абзац 34 статьи 2 Закона о банкротстве в ред. Федерального закона от 23.06.2016 № 222-ФЗ.

К ответственности по данному основанию будет привлекаться лицо, являвшееся единоличным исполнительным органом должника в момент совершения такого правонарушения (абзац 7 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве).

Абзац 8 и 9 подпункта 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Сегодня каждый аспект из жизни физических лиц нужно регулировать на законодательном уровне. Федеральный закон №127 содержит сведения о банкротстве. Это положение раскрывает множество вопросов, связанных с осуществлением финансовых операций.

127 ФЗ о несостоятельности в последней редакции — изменения на 2016

Новый закон был принят в октябре 2002 года. После этого текст закона не раз подвергался пересмотру и редакции, так как необходимо сохранять его актуальность. Последнее внесение поправок было в декабре 2015 года и вступило в действие марте 2016 года.

В законе содержится не одна глава, среди которых следующие:

  • Общие положения;
  • Предупреждение наступления банкротства и порядок передачи дела в суд;
  • Наблюдение и регулирование финансового оздоровления;
  • Внешний контроль и конкурсное производство;
  • Мировое соглашение и особенности категорий банкротства;
  • Несостоятельность гражданина и упрощенные процедуры.

Кто не может быть признан банкротом согласно 127 ФЗ?

Право быть признанным банкротом в РФ определяется ФЗ 127. именно здесь прописаны условия, согласно которым человек может быть признан неплатежеспособным. Признание банкротом возможно инициировать при общей долга в размере 500 тысяч рублей. просрочка по платеж должна при этом составлять не менее 3-х месяцев.

Чтобы быть признанным неплатежеспособным необходимо инициировать судебное дело, так как объявить себя банкротом согласно ФЗ 127 без решения суда сегодня невозможно.

Первым делом додается заявление в арбитражный суд по месту жительства. Вместе с заявлением физическое лицо обязано представить суду такие документы:

  • информацию о сумме задолженности и просрочках — квитанции, договора о взятии кредита и тд.
  • список финансовых учреждений и частных кредиторов, которым лицо задолжало;
  • полный перечень имущества, подающего документы;
  • важна информация о том есть ли в списке ценных вещей ценные бумаги;
  • выписку о состоянии банковского счета.

Иными словами при желании объявить себя неплатежеспособным человеку необходимо представить суду полную картину того, что у него ничего нет. Если же имеется недвижимость, ценные бумаги и т.д., то вероятнее всего в иске будет частично отказано и имущество будет продано на аукционе в счет долга. Такую поправку внести в закон 127 в 2015 году и с 2016 она уже стала действовать.

Так же важно понимать, что любая попытка обмануть суд и скрыть какую часть доходов, недвижимость и прочие «плюшки» грозит уголовной ответственностью и лишением свободы.

Другим вариантом решения проблемы может стать назначение реструктуризации долга, что так же стало возможным после внесения поправок в действующую редакцию ФЗ 127.

За какой период оспариваются сделки согласно Фз 127?

В ФЗ о несостоятельности появились изменения относительно оспаривания сделок. Так статья 61.2. оспаривание подозрительных сделок должника претерпела некоторые дополнения. Ранее закон позволял оспаривать те сделки, которые были заключены в течение последних 6 месяцев до объявления банкротом. Однако в последней редакции появились изменения, которые позволяют арбитражному суду пересматривать сделки, совершенные должником в течение 1 года до подачи заявления о признании банкротом. Так же могут быть пересмотрены сделки за последние 3 года, которые могли бы нанести вред имущественным правам кредиторов.

Упрощенная процедура банкротства 127 ФЗ

127-ФЗ от 26.10.2002 определяет порядок и условия признания банкротства (несостоятельности) должника, регламентирует правила реализации мер по предотвращению утраты платежеспособности, проведения процедур, связанных с банкротством, а также иные отношения, касающиеся неспособности субъекта погасить обязательства перед кредиторами в полном объеме.

Действие нормативного акта распространяется на все организации, предприятия (в том числе унитарные), кроме казенных предприятий, политических и религиозных объединений. Отношения, возникающие при неспособности граждан, в том числе ИП погасить обязательства перед кредиторами, также регламентируются 127-ФЗ "О несостоятельности ". Нормы о банкротстве физлиц могут присутствовать и в иных правовых актах. Однако они могут применяться только при внесении дополнений/изменений в 127-ФЗ. С комментариями и содержанием некоторых его положений познакомимся далее.

Структура нормативного акта

В Законе "О несостоятельности (банкротстве)" содержится 12 глав, в которых присутствует 233 статьи. Нормативный акт включает в себя:

  • Общие положения. В этой главе раскрываются основные понятия, используемые в тексте, предмет регулирования, обязанности и права обязательственных отношений и пр.
  • Предупреждение банкротства . В этой главе закреплены профилактические мероприятия в отношении должника.
  • Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде . В главе присутствуют нормы, регулирующие процессуальный порядок подготовки и проведения заседаний, субъектный состав.
  • Оспаривание сделок должника . В этой главе закреплены правила подачи требований о признании договоров недействительными, последствия процедуры.
  • Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве . В этой главе раскрываются особенности субсидиарной ответственности, дается определение контролирующего лица, закрепляется порядок подачи и рассмотрения заявления на привлечение к ответственности, взыскания убытков.
  • Наблюдение. В нормах главы установлен порядок его введения, ограничения и обязанности для должника, права управляющего, правила определения размеров требований кредиторов, компетенция собрания кредиторов и пр.
  • Оздоровление. В главе закреплены права участников судебного процесса, порядок, график погашения задолженности.
  • Внешнее управление. В этой главе устанавливаются правила его введения, последствия, обязанности и права внешнего управляющего, порядок формирования плана по погашению задолженности.
  • Конкурсное производство. Нормами этой главы определены правила выбора конкурсного управляющего, установлена очередность погашения требований, порядок формирования отчетности, процедура отстранения управляющего от производства.
  • Мировое соглашение. В главе установлен порядок оформления документа, условия признания, оспаривания, расторжения, а также последствия отмены.

Отдельные главы 127-ФЗ "О несостоятельности " посвящены банкротству:

  • Застройщиков.
  • Кредитных структур.
  • Естественных монополий.
  • Стратегических организаций и предприятий.
  • Финансовых структур.
  • Сельскохозяйственных предприятий.
  • Градообразующих организаций.
  • Клиринговых компаний.

О банкротстве граждан говорится в главе 10.

Последние изменения в нормативном акте

В конце 2016 г. в Закон "О несостоятельности (банкротстве )" были внесены поправки, коснувшиеся, в первую очередь, порядка привлечения к ответственности руководства предприятия-должника. Принятые изменения вступили в действие в 2017 г.

Кроме того, в положениях нормативного акта было закреплено право кредитных структур и госучреждений взыскивать имущество с заемщика-банкрота.

Признаки несостоятельности

Они раскрываются в 3 статье 127 -ФЗ. О несостоятельности физлица свидетельствует его неспособность погасить требования по денежным обязательствам или погасить задолженность по отчислению налоговых и прочих обязательных сумм в течение 3-х мес. с даты, когда их необходимо было исполнить (выплатить суммы). При этом размер задолженности должен превышать общую стоимость имущества физлица.

Организация признается банкротом при неспособности погасить предъявленные денежные требования или уплатить обязательные платежи в течение 3-х мес. с даты, когда соответствующие требования необходимо было удовлетворить.

Разбирательство дел

Как устанавливается в 6 статье 127-ФЗ, рассмотрение дел о банкротстве осуществляет исключительно арбитражный суд.

Если другое не устанавливается в рассматриваемом нормативном акте, производство может быть открыто, если общие требования к должнику-предприятию составляют не меньше 100 тыс. р., а к гражданину - не меньше 10 тыс. р. При этом у ответчиков должны присутствовать признаки банкротства, закрепленные в 3 статье 127-ФЗ "О несостоятельности".

При возбуждении производства по заявлениям конкурсного кредитора, уполномоченного органа во внимание принимаются требования, подтвержденные решением суда (арбитражного, третейского в том числе). При этом оно должно быть вступившим в силу.

Требования уполномоченных структур о выплате обязательных платежей могут приниматься во внимание при открытии судопроизводства, если их подтверждает решение налогового или таможенного органа о взыскании долга за счет имущества обязанного лица.

Особенности обращения в суд

Согласно 7 статье, правом на обращение в арбитражный суд наделяются:

  • Конкурсный кредитор.
  • Должник.
  • Уполномоченные органы.

У последних право возникает по истечении 30 дн. со дня принятия решения, о котором говорится в абз. 2 п. 3 ст. 6 127-ФЗ "О несостоятельности ".

Не является препятствием для принятия судом заявления частичное погашение требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если величина непогашенной задолженности составляет не меньше размера, определенного в п. 2 ст. 6.

Права кредиторов и уполномоченных органов: статья 11

Реализация прав уполномоченных органов, конкурсных кредиторов, работников должника (бывших в том числе) осуществляется в порядке, определенном Правительством.

Исполнительные структуры власти, организации, в компетенцию которых входит взыскание задолженности по обязательным отчислениям, могут участвовать в рассмотрении обоснованности требований и оснований их включения в реестр требований.

Обжалование договоров, заключенных должником

Общий порядок оспаривания сделок должника закреплен в ст. 61.1. В норме, в частности, говорится, что договоры, заключенные банкротом или иными лицами от его имени, могут признаваться недействительными по правилам, установленным в ГК.

Для обеспечения реализации положений ФЗ № 127, сделкой, совершаемой под условием, считается соглашение, заключенное при наступлении соответствующих условий.

Правила главы 3.2 могут применяться при обжаловании действий, связанных с исполнением обязательств, вытекающих из семейных, трудовых, гражданских, налоговых, таможенных, процессуальных и иных отношений. Оспариваться могут в том числе и соглашения, приказы о повышении зарплаты, выплате премий или иных сумм в соответствии с ТК.

Данные о направлении в арбитражный суд заявлений о признании недействительности сделок по основаниям, предусмотренным в ФЗ № 127, вынесении акта в результате рассмотрения и пересмотра обращений должны включаться в реестр по правилам, установленным в 28 статье. Внесение информации осуществляется не позже 3-х дней со дня, когда арбитражный управляющий узнал либо должен был узнать о подаче заявления, вынесения соответствующего постановления. Если обращение направляет сам управляющий, то срок сокращается. Указанные выше сведения в таком случае должны быть включены в реестр не позже следующего дня (рабочего) после подачи заявления.

Банкротство граждан

Дело о несостоятельности физлица может быть открыто по его заявлению. В обращении в суд гражданин указывает:

  • Сумму и состав задолженности.
  • Сведения о том, что не является индивидуальным предпринимателем. Эту информацию необходимо подтвердить справкой, оформленной в ИФНС.
  • Сведения о том, что средства, взятые в кредит, не использовались для ведения предпринимательской деятельности.
  • Состав имеющегося имущества. Сведения должны подтверждаться правоустанавливающими документами.
  • Состав семьи, количество детей (при наличии).

В заявлении следует также привести данные о неизбежных затратах (на проживание, питание и пр.).

Последствия несостоятельности для физлица

Гражданин, подавший заявление о банкротстве, не может приобретать объекты в собственность. Речь, в частности, о недвижимости, автомобилях и пр. Вместе с тем, физлицо не сможет продать имеющуюся у него собственность.

Все счета, открытые на имя гражданина, будут заморожены, а открыть новый счет будет нельзя. Физлицо-банкрот не вправе выступать в качестве поручителя или гаранта, выезжать за границу.

Положительных последствий несостоятельности не так много. В первую очередь, во время проведения процедур банкротства на задолженность не будут начисляться проценты. Важной конституционной гарантией для должника является то, что у него останутся денежные средства, необходимые для проживания, и жилая недвижимость, если она является единственным местом жительства.

Стадии банкротства юрлиц

Процедура включает в себя следующие этапы:

  • Наблюдение. В ходе этой стадии осуществляется анализ финансового состояния предприятия.
  • Введение внешнего управления. Назначенный в установленном порядке управляющий осуществляет контроль проведения всех процедур, отвечает за сохранность имущества должника во время производства.
  • Оздоровление. На этом этапе исследуется возможность и целесообразность финансового спасения компании.
  • Конкурсное производство. Оно начинается, если оздоровление признано нецелесообразным. В ходе конкурсного производства осуществляется реализация имущества предприятия. За счет вырученных средств удовлетворяются требования кредиторов.

Особенности профилактических мероприятий

При возникновении признаков несостоятельности руководитель предприятия должен направить участникам (учредителям), а также собственнику имущества (если это унитарное предприятие) сведения об этом. Указанные лица обязаны оперативно предпринять меры по недопущению банкротства, направленные на восстановление платежеспособности компании. В реализации соответствующих мероприятий могут участвовать кредиторы или другие субъекты по соглашению с предприятием-должником.

При необходимости к осуществлению мер могут привлекаться федеральные, региональные или местные структуры власти.

Участники/учредители компании, а также в установленных случаях собственник имущества унитарного предприятия, кредиторы и прочие субъекты в рамках проведения профилактики банкротства вправе предоставить должнику финансовую помощь в сумме, достаточной для удовлетворения денежных требований и погашения задолженности по обязательным платежам. При этом должник или другие субъекты могут принять на себя обязательства в пользу лиц, оказавших такую помощь.

Мораторий на погашение требований

Он распространяется на денежные обязательства и задолженность по обязательным платежам, кроме текущих. Мораторий предполагает:

  • Приостановление исполнения документов по имущественным взысканиям, в том числе производимым в бесспорном порядке. Запрещено принудительная реализация требований, установленных в них. Исключением являются документы, выданные в соответствии с судебными решениями, вступившими в действие до введения на предприятии внешнего управления, о выплатах вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда, об истребовании материальных ценностей из незаконного владения, компенсации ущерба здоровью/жизни, выплатах, назначенных сверх них, взыскании долгов по текущим платежам.
  • Приостановление начисления финансовых санкций (пеней, штрафов, неустойки) за неисполнение/ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе по налоговым и иным аналогичным платежам, кроме текущих.

На сумму требований, предъявленных конкурсным кредитором, уполномоченным органом, на дату введения в организации внешнего управления начисляются проценты. Если задолженность выражена в нацвалюте РФ, начисление осуществляется в размере ставки ЦБ (ставки рефинансирования), установленной на день введения управления.

В соглашении внешнего управляющего и конкурсного кредитора может предусматриваться меньшая величина % или менее продолжительный период их начисления. Проценты начисляются на требования кредиторов из каждой очереди до даты вынесения судом определения о начале расчетов с ними, до момента удовлетворения требований или принятия постановления о признании предприятия банкротом и начале конкурсного производства.

Дата публикации: 12.10.2016 17:48 (архив)

Большинство изменений, внесенных Федеральным законом от 23.06.2016 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон №222-ФЗ), вступили в силу с 1 сентября 2016 года за исключением ряда положений, вступающих в силу в более поздние сроки.

Так, к субсидиарной ответственности могут быть привлечены лица, являющиеся конечными бенефициарами, а не номинальными руководителями. Законом введено прямое указание на должностные или родственные связи как основание для определения статуса контролирующего лица. Кроме того, срок, в течение которого будет определяться статус контролирующего лица, увеличен с 2 до 3 лет. А для целей субсидиарной ответственности для директоров организаций за совершение налогового правонарушения введена презумпция вины.

Для налоговых платежей введена дополнительная степень защиты от их оспаривания в качестве приоритетной сделки в процедуре банкротства.

Новые положения, внесенные в статьи 110, 111, 139 Закона о банкротстве, позволят обеспечить привлечение к торгам наибольшее число потенциальных покупателей и реализацию имущества по наиболее высокой цене благодаря наделению кредиторов правом самостоятельно утверждать условия проведения торгов и изменять состав лотов в случае нерезультативности первых торгов.

В целях оптимизации сроков процедуры банкротства введен предельный срок на представление арбитражным управляющим положения о торгах на утверждение собранию кредиторов – в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника.

Кроме того, конкурсный управляющий теперь обязан принять в ведение имущество должника и провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты открытия конкурсного производства. Данные изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 21.12.2016.

До 6-ти месяцев увеличен срок включения в реестр требований кредиторов для задолженности по обязательным платежам, которая выявлена после закрытия реестра требований кредиторов (по результатам выездной налоговой проверки или представления должником уточненных деклараций).

Определен исчерпывающий перечень эксплуатационных платежей (коммунальные платежи, платежи по договорам энергоснабжения и иные аналогичные платежи).

Введена новая статья 142.1, согласно которой, погашение требований кредиторов путем предоставления отступного допускается только при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.

Обращаем внимание на то, что кредитор, не направивший конкурсному управляющему заявления о согласии на погашение своего требования путем предоставления отступного в установленный срок и (или) не указавший сведений об имуществе должника, считается отказавшимся от погашения своего требования путем предоставления отступного.

При этом в случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность удовлетворения требований кредитора или уполномоченного органа только в денежной форме, обязательным условием соглашения об отступном является внесение на специальный банковский счет должника суммы денежных средств в размере, достаточном для погашения соответствующих требований кредитора или уполномоченного органа, удовлетворение которых законодательством Российской Федерации предусмотрено только в денежной форме, пропорционально размеру погашаемых требований кредитора, заключающего соглашение об отступном. Данные нормы вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, т.е. с 21.12.2016.

Обращаем внимание, что новая редакция Закона о банкротстве применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, а также производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, если к этому дню в отношении должника не введена процедура, применяемая в деле о банкротстве.

Тогда как к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Закона № 222-ФЗ, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений.

Введенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с момента завершения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, независимо от даты принятия указанного дела о банкротстве к производству.

Пока многие еще не успели вернуться из летних отпусков и деловая активность немного поутихла, мы решили подготовить обзор предстоящих изменений в закон о банкротстве которые вступят в силу в самом ближайшем будущем, в простой и ясной форме.

Изменения вступающие в силу с 15.07.2016 года

Прежде всего, хотелось бы начать с внесения изменений в закон о банкротстве, которые произошли совсем недавно. Данные изменения внесены федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ, и вступают в силу с 15.07.2016.

Так, пункт 2 статьи 18.1 Закона о банкротстве дополнен новыми случаями, при которых залоговый кредитор может обратить взыскание на предмет залога в ходе финансового оздоровления и внешнего управления. К уже существовавшему ранее в данной статье к условию о не приведении должника к невозможности восстановления платежеспособности, добавился случай при котором существует риск повреждения имущества, что повлечет снижение его стоимости, либо утраты и гибели имущества. Кроме того, теперь в статье указано на обязанность должника по доказыванию невозможности восстановления платежеспособности при обращении взыскания на предмет залога.

Статья 18.1. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника

Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления вправе обратить взыскание на заложенное имущество должника в следующих случаях:

обращение взыскания на заложенное имущество должника не приведет к невозможности восстановления его платежеспособности;

существует риск повреждения заложенного имущества должника, вследствие которого произойдет существенное снижение его стоимости, а также риск гибели или утраты такого имущества.

Вопрос о возможности обращения взыскания на заложенное имущество должника решается арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.

Обязанность доказывания невозможности восстановления платежеспособности должника в случае обращения взыскания на заложенное имущество возлагается на должника.

Внесены изменения в требования к условиям для приобретения статуса арбитражного управляющего и условия членства в СРО. Теперь кандидат в арбитражные управляющие при наличии стажа работы на руководящих должностях не менее чем год, должен пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего не менее двух лет. Ранее при условии опыта работы руководителем необходимо было проходить 6-месячную стажировку.

Статья 20. Арбитражные управляющие

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее — стандарты и правила профессиональной деятельности);

Законодателем принято решение повысить размер фиксированного вознаграждения финансового управляющего с 10 000,00 до 25 000,00 рублей единовременно . Эта цифра по-прежнему не соответствует к рыночной, однако существенно к ней приближается. Особенно, учитывая то, что эти деньги необходимо внести на депозит суда еще при подаче заявления о признании должника банкротом. Помимо этого, увеличился размер процентов по вознаграждению финансового управляющего в случае введения процедуры реализации имущества гражданина. Теперь он составляет семь процентов размера выручки от реализации имущества гражданина и денежных средств, поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности, а также в результате применения последствий недействительности сделок.

статье 20.6 Закона о банкротстве.

Повышаются требования к размеру компенсационного фонда саморегулируемой организации. После изменений размер компенсационного фонда составляет 200 000,00 рублей на каждого ее члена.

Указанные изменения содержатся в статье 25.1 Закона о банкротстве.

Небольшие изменения коснулись и порядка проведения торгов. Теперь договоры о задатке будут заключаться не с организатором торгов, а с оператором электронной площадки, на которой проводятся торги.

Указанные изменения содержатся в пунктах 8, 20 статьи 25.1 Закона о банкротстве.

Все изменения вступающие в силу с 15.07.2016, применяются к процедурам в деле о банкротстве введенным в отношении должников после 15.07.2016. К процедурам, которые по состоянию на 15.07.2016 не завершены применяется Закон о банкротстве в старой редакции.

Изменения вступающие в силу с 01.09.2016 года

Последние изменения в Закон о банкротстве, которые затронут нас с 01.09.2016, внесены Федеральными законами от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ. Перечень изменений ожидается весьма обширным, что еще больше подчеркивает важность ознакомления с ними.

Теперь помимо признаков указанных ранее, контролирующим должника лицом будут признаваться лицо, имеющее возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения определять действия должника . При этом, для признания лица контролирующим будут оцениваться его действия и иные признаки в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом.

Статья 10 Закона о банкротстве, содержащая порядок привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, дополнилась новым обстоятельством. Так, в случае если требования кредиторов третьей очереди превышают более чем на 50% составляют требования в следствие совершения правонарушения, за совершения которого должник, либо его должностные лица были привлечены к административной, уголовной ответственности, единоличный исполнительный орган должника, занимающий данную должность в период совершения правонарушения может быть привлечен к субсидиарной ответственности.

Статья 10. Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве

4.Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в и 61.3 настоящего Федерального закона;

документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;

требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов.

Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

Положения абзаца пятого настоящего пункта применяются в отношении лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.

Новые изменения в Закон о банкротстве коснулись и главы об оспаривании сделок. Законодателем расширено понятие цели причинения вреда имущественным правам кредиторов, при оспаривании сделки по основаниям подозрительности, предусмотренным пунктом 2 статьи 61.2. Закона о банкротстве. Так, цель причинения вреда будет предполагаться не только при наличии неплатежеспособности, либо недостаточности имущества на момент совершения сделки, но и если он стал отвечать этим признакам после совершения оспариваемой сделки.

Выдержка из абзаца 2 пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве

Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал или в результате совершения сделки стал отвечать признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица, либо направлена на выплату (выдел) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с выходом из состава учредителей (участников) должника.

С 01.09.2016 нельзя будет оспорить по основаниям, содержащимся в статье 61.3 Закона о банкротстве сделки должника по оплате обязательных платежей, если к моменту исполнения должник не имел иных неисполненных обязательств перед конкурсными кредиторами срок исполнения которых наступил, а соответствующие оплаты не отличались по размеру и срокам от определенных в законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности.

Пункт 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве:

4.Сделки, связанные с исполнением денежных обязательств, вытекающих из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей , не могут быть оспорены на основании статьи 61.3 настоящего Федерального закона, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора или законодательства Российской Федерации, известных соответствующему конкурсному кредитору (уполномоченному органу) денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей перед иными конкурсными кредиторами (уполномоченными органами), срок исполнения которых наступил, и исполнение денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей не отличалось по срокам и размеру уплаченных или взысканных платежей от определенных в кредитном договоре или законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности.

В очередной раз изменениям подверглась статья 110 Закона о банкротстве, содержащая порядок продажи имущества должника. Законодатель более детально регламентировал порядок утверждения положения о порядке продажи имущества должника. Но более важные изменения были внесены в части привлечения специализированной организации в качестве организатора торгов – теперь данные организации будут привлекаться только с согласия собрания кредитора или комитета кредиторов.

Обязанности организатора торгов дополнены обязанностью:

  • осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника,
  • обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Впрочем, неисполнение указанных требований и без указанных поправок являлось недобросовестным выполнением обязанностей организатора торгов.

Законодателем были внесены уточнения в порядок удовлетворения требований по текущим платежам. Так в четвертую очередь требований по текущим платежам удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам).

Статья 142 Закона о банкротстве дополнилась исключением, в части пресекательного двухмесячного срока для закрытия реестра требований кредиторов.

Так, при наличии требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.

Утратили силу положения о предоставлении отступного, в части:

  • запрета предоставления в качестве отступного имущества, являющегося предметом залога;
  • согласования соглашения об отступном с собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Изменения вступающие в силу с 21.12.2016

Пожалуй наиболее важным изменением, станет установление срока на проведение инвентаризации конкурсным управляющим : с 21.12.2016 обязанностью конкурсного управляющего станет проведение инвентаризации имущества должника в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства , если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.

Детально регламентирован порядок действий в отношении имущества должника, не проданного в ходе конкурсного производства или оставшееся после завершения расчетов с кредиторами.

Внесены поправки в регулирование банкротство гражданина. Так, в новой редакции будет предусмотрена возможность гражданина-должника открыть специальный банковский счет для распоряжения денежными средствами, без согласия финансового управляющего.

Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина

5.1.Гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счете, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счете должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

Денежными средствами, размещенными на иных счетах (вкладах), должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего.

Помимо этого предусматривается обязанность финансового управляющего об уведомлении всех известных ему кредиторах должника о признании гражданина банкротом не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты вынесения арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом.

Кроме того, обширные изменения в законе о несостоятельности банкротстве будут внесены в статьи, регулирующие банкротство отдельных категорий должников, однако указанные изменения будут представлены в отдельном обзоре.

Это были наиболее значимые поправки в Закон о несостоятельности (банкротстве), которые ожидают нас в ближайшем будущем. Юридические услуги 54 остаются в курсе всех наиболее важных и значимых событиях в сфере банкротства, что способствует профессиональному подходу при оказании услуг по

Закажите консультацию у наших специалистов. Мы ответим вам в ближайшее время.