Федеральный закон 94 по полочкам. Аналитика публикации. Скачать новую редакцию закона о госзакупках

До 1 января 2014 года все тендеры, торги, и государственные закупки регламентировал 94 ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Он был принят 8 июля 2005 года и просуществовал больше 8 лет, после чего его сменил ФЗ №44 — более современный и всеобъемлющий.

Закон №94-ФЗ — его недостатки

    Возможность размещения заказов у аффилированных хозяйствующих субъектов (подконтрольных);

    слабая защита торгов от демпинга, а значит — высокий риск того, что работы по контракту будут выполнены плохо;

    недостаточное регулирование процесса исполнения контракта в плане оценки качества работ, мониторинга поэтапной реализации и защиты созданных активов;

    в первоначальной редакции закона недостаточное внимание было уделено вопросу строительных подрядов; точнее сказать, о них не было написано ни слова.

Федеральный закон №94 о закупках в последней редакции

94-ФЗ — самый важный закон 2013 года

В свое время, когда он был принят, ФЗ №94 о закупках сыграл важную роль в формировании сферы государственных закупок.

Несмотря на все недостатки, он был первым серьезным документом, который ограничил коррупцию и защитил свободную конкуренцию. Например, уже в 2008 году подрядчики для всех работ по строительству и капитальному ремонту определялись на конкурсной основе.

Будучи первым законом в России, который регулировал сферу госзакупок, ФЗ 94 до сих пор остается предметом интереса юристов. Вопросы практического применения документа можно обсудить на форуме ФЗ-94.

За все время существования этого федерального закона в него было внесено много поправок, в том числе, другими законами. Хотя сегодня этот документ уже не используется на практике (ему на смену пришел 44 ФЗ) его часто ищут для изучения, анализа или просто ради интереса. Вы можете ознакомиться с 94-ФЗ последней версии с изменениями от 7 июня 2013 года.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ


Однако 94 ФЗ с изменениями последними был в 2012 году, после чего в 2014 году фз 94, когда утратил силу, на его смену пришел федеральный закон 44 от пятого апреля 2013 года, который вступил в силу с первого января 2014 года. Именно поэтому в интернете уже не найти 94 фз о закупках с последними изменениями и комментариями 2019. По своей сути этот закон представляет расширенную версию фз 94 о закупках, он имеет больше функций, однако суть от этого не меняется.

ФЗ 94 о госзакупках в последней редакции 2019

Причина таких изменений в том, что Федеральный закон 94 сильно отставал от потребностей сегодняшнего времени.

Например, в нем отсутствовали процедуры планирования, антидемпинговые меры, аудит исполнения контрактов не был предусмотрен, не предоставлялась полная информация о процедурах покупки, планов закупки (под предлогом коммерческой тайны). НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ решать насущные юридические вопросы различного характера с помощью профессионалов.

44-ФЗ: госзакупки по правилам

К маю 2012 года ФАС и Минэкономразвития удалось прийти к согласию и разработать проект закона, принятого в третьем чтении уже в марте 2013 года.

С 1 января 2014 года № 94-ФЗ окончательно утратил силу, а основные положения закона о контрактной системе в сфере закупок начали действовать.

Конечно, и в новый документ вносилась не одна поправка, но, в целом, и нормотворческие органы, и участники процесса закупок признают, что он гораздо более совершенен, чем №94-ФЗ.

Вроде бы такое изменение выглядит формальным, но оно, как минимум, демонстрирует, что закон 44-ФЗ четко регламентирует абсолютно всю процедуру проведения государственных и муниципальных тендеров, «художественные изыски» их заказчиков и участников здесь невозможны, а потому госзакупки становятся куда прозрачнее, чем раньше. 2. Если в 94-ФЗ предусматривалось всего пять вариантов размещения госзаказа (конкурс, аукцион, запрос котировок, на товарных биржах закупка у единственного поставщика), то в 44-ФЗ вариантов определения поставщика намного шире: открытый конкурс; открытый конкурс с ограниченным участием; открытый двухэтапный конкурс; закрытый конкурс; закрытый конкурс с ограниченным участием закрытый двухэтапный конкурс; электронный аукцион; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного поставщика.

Закон о госзакупках фз 94

Предполагается, что законодательное новшество усовершенствует систему государственных закупок, сделает ее более открытой и прозрачной.

Так ли это будет на самом деле, покажет время. А пока специалисты, чья работа связана с госзакупками, хотят знать, в чем разница между закупками по новому и старому законам. обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности при приобретении заказчиком программного обеспечения; отсутствие сведений об участнике закупок в реестре недобросовестных поставщиков.

ФЗ 94 о госзакупках: что нужно знать

при которых обеспечивается конкурентная среда в сфере экономики, непосредственно связанная с государственными предприятиями и обеспечением государственных нужд Существующая на сегодняшний день нормативная база определяющая уровень, состав и технологию участия в госзакупках, представлена такими законодательными актами как ФЗ 223. ФЗ 44 и ФЗ 94. Каждый из них имеет свою задачу и сферу обеспечения правого режима в системе государственных контрактов.

Отличия федеральных законов 44 ФЗ и 94 ФЗ

В законе 44 – ФЗ в отличие от предшественника планы – графики привязываются к целевому мероприятию.

Регламентировали процедуру внесения изменений и предусмотрели последствия, касающиеся внесения в план-график закупок. Заказчики, будут обосновывать все закупки, в плане будет обосновываться объект, в частности, как он поможет в решении поставленной цели.

Все внесённые изменения призваны усовершенствовать систему государственных закупок и сделать её более призрачной.

Не способен предоставить финансовое обеспечение? Тогда по 94 закон фз заставляет: дай такую информацию, которая свидетельствует о добросовестности как поставщика (при контрактах до 15 млн. руб.). Общественность, представители гражданского общества и просто люди, которым не безразлична судьба бюджетных средств, получают широкие права.

Если гражданин видит нарушение в области государственных закупок, у него есть право обращаться в суд с исковым требованием (ранее – только в правоохранительные органы).

Закон о госзакупках: отличия ФЗ 223 от ФЗ 94

Федеральный закон № 223 призван, чтобы упорядочить некоторые нормы старого закона, а также сделать участие в тендерах более удобным для поставщиков.

В РФ основным юридическим источником права в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд долгое время являлся Закон 94 (дата вступления в силу ФЗ значится как июль 2007 г.), но с 2014 г. (январь) он утратил юридическую силу.

ФЗ 44 и ФЗ 94 — отличия и изменения на 2018 год

Поскольку российский Федеральный закон о госзакупках уже не действует, то внесение изменений в 2018 г. произойти не может. Хотя люди, которых редко интересуют вопросы о том, как работает контрактная система, происходит размещение заказов, происходит проведение торгов достаточно часто ищут этот документ. Но его полностью заменил новый государственный Закон 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (вступление в силу — апрель 2013 г.).

Причина таких изменений в том, что Федеральный закон 94 сильно отставал от потребностей сегодняшнего времени. Например, в нем отсутствовали процедуры планирования, антидемпинговые меры, аудит исполнения контрактов не был предусмотрен, не предоставлялась полная информация о процедурах покупки, планов закупки (под предлогом коммерческой тайны).

Были и другие причины по которым прежний документ безнадежно устарел и проигрывал в сравнении новому. Оба закона более полугода действовали параллельно, поэтому отличия хорошо были видны, о чем свидетельствовали отзывы той поры.

В последней редакции Закона 44 нашлось место всем сильным сторонам 94 ФЗ о госзакупках. Например, получил свое дальнейшее развитие электронный аукцион, не забыт реестр недобросовестных поставщиков, который содержит сайт ЕИС.

Собственно, перечислять, чем отличается ФЗ 44 от 94 не стоит — данная сфера революционного решения не требовала, правовая база присутствовала, но была нужда в четких, расширенных формулировках, которые уже действовали, это дополнение и дало их.

Сам же ФЗ 44 постоянно модернизируется, изменения в последней редакции частично уже вступили в силу, остальные на подходе. Данное направление быстро меняется, развивается, поэтому требуется эффективный источник прав. Так в течении 4 первых месяцев 2016 г. в силу вступили две редакции документа с изменениями. Их краткое содержание:

  • 1. С начала года вступила в действие Единая информационная система. Ее задача предоставлять полный объем сведений участникам, проверять выполнение всех требований, которые устанавливает законодательство, обеспечение проведения аудита. Также предусмотрено оказание помощи малому, среднему бизнесу, выделением его в отдельный отчет. Также ЕИС будет интегрирована в единое государственное информационное пространство, куда будет вносить, получать сведения, но это будет позже.
  • 2. Введено планирование закупок, то есть заказчик должен формировать план на время действия бюджета (обычно на год), утверждать его, чтобы избежать коррупции, а затем размещать в ЕИС, чтобы любой желающий поставщик мог ознакомиться с ним. Введено нормирование, то есть чиновники не должен получать услуги, покупать товар самых дорогих ценовых категорий. Если стоимость заказа больше миллиарда рублей, то закупка должна пройти обсуждение. Единый поставщик, участник торгов не допускается, за исключением отдельных ситуаций.

Закон о размещении заказов на поставки товаров и выполнение работ

Все нормы о размещении заказов изложены в последней редакции 44 ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд . Там сказано, что заказ может быть размещен согласно одному из следующих способов:

  • 1. Различные конкурсы (каждый их вид описан);
  • 2. Электронный, закрытый аукцион;
  • 3. Запрос котировок;
  • 4. Закупка у единственного поставщика, когда торг не состоялся. Но отдельное положение вводит здесь ограничение.

О госзакупках для муниципальных и хозяйственных нужд, что говорится в ФЗ 44?

Каждый из законов предназначен обеспечивать поставки товаров, услуг, выполнение работ государственных, муниципальных органов, учреждений, то есть любая школа, ЗАГС, спортшкола закупается согласно этих профильных законов. Если возникает вопрос в чем разница между ними, то ответ на поверхности — новый документ активно борется с коррупционными явлениями. Заодно главный на сегодня закон в сфере упростил порядок участия в торгах, сделал его более прозрачным.

Правила на поставки товаров согласно закону 44 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Если госзакупка превышает 100 млн рублей, то каждый муниципальный, государственный орган обязан сформировать контрактный отдел, службу, другие участники должны нанимать управляющего. Поставщик должен учитывать, что приоритет на получение товара имеют все органы УИС, организации инвалидов, некоммерческие социально ориентированные организации. Эти правила актуальны, когда оказывается услуга, выполняется работа. Отменять контракт нельзя, но расторгнуть его может суд, основанием может быть только какая-либо статья, которую содержит Гражданский кодекс, другой закон, стороны-участники по согласию могут расторгнуть договор сами. В некоторых случаях возможны изменения условий, разрешены покупки товара с жизненным циклом.

Выполнение работ по ФЗ 44

С 1 января 2014 г. изменилось регулирование сферы государственных и муниципальных закупок. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) утратил силу.

Вместо него начал действовать Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Закон № 44-ФЗ) .
Закон № 44-ФЗ стал результатом компромисса между ФАС России и Минэкономразвития России. Проект последнего предусматривал кардинальное реформирование системы государственных и муниципальных закупок, в то время как антимонопольный орган настаивал на сохранении преемственности с Законом № 94-ФЗ.

Усложнение регулирования

Для обеспечения нормального функционирования Закона № 44-ФЗ требуется принятие множества подзаконных нормативных актов, а также ряда документов регионального уровня. Например, субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать дополнительные перечни товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме(п. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Основная роль в подзаконном регулировании сферы государственных и муниципальных закупок отводится Правительству РФ, которое до вступления Закона № 44-ФЗ в силу должно было принять более 30 конкретизирующих постановлений.
Таким образом, значительный круг вопросов, касающихся контрактной системы в области закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, отнесен к сфере регулирования подзаконных нормативных актов и региональных документов. От их содержания и своевременности принятия будет напрямую зависеть эффективность функционирования контрактной системы в России.

Выбираем поставщика

В отличие от Закона № 94-ФЗ, которым предусматривалось проведение торгов в форме конкурса и аукциона (в т. ч. аукциона в электронной форме), а также закупок без проведения торгов(п. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ) , Закон № 44-ФЗ существенно расширяет перечень способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
Так, ст. 24 Закона № 44-ФЗ относит к способам определения поставщика (исполнителя, подрядчика):
_ открытый конкурс;
_ конкурс с ограниченным участием;
_ закрытый конкурс;
_ закрытый конкурс с ограниченным участием;
_ двухэтапный конкурс;
_ закрытый двухэтапный конкурс;
_ электронный аукцион;
_ закрытый аукцион;
_ запрос котировок;
_ запрос предложений.

Вводя новые способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика), законодатель стремился учесть специфику отдельных предметов закупки (например, товаров, носящих инновационный характер, научно-исследовательских работ) и обеспечить ее эффективность.

В ходе обсуждения Закона № 44-ФЗ возникли разногласия в отношении основной формы проведения закупок. ФАС России предлагала сохранить указанный статус за аукционом, тем самым сохранив цену контракта в качестве ключевого критерия определения победителя процедуры.

Минэкономразвития России настаивало на том, чтобы основной формой закупок стал конкурс. Возобладала последняя позиция. Закон № 44-ФЗ ограничил сферу применения электронного аукциона только закупкой простых, типовых товаров, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, или дополнительный перечень, определенный субъектом РФ(ст. 59 Закона № 44-ФЗ) .
Тем не менее данное нововведение не всеми оценивается позитивно. Так, отдельные представители органов законодательной власти обеспокоены тем, что в рамках конкурсов «субъективная оценка заявок будет осуществляться по субъективным принципам», в результате чего будет потеряна открытость и прозрачность процедуры государственного (муниципального) заказа(см.: Депутаты СР: Новый закон о госзакупках вызывает много вопросов // Госзаказ: портал государственных закупок: сайт. Дата размещения: 17.04.2013. URL: www.pro-goszakaz.ru/news/86372/ (дата обращения: 16.12.2013)) .

Законом № 44-ФЗ изменены последствия признания конкурса несостоявшимся(ст. 55 Закона № 44-ФЗ) . Ранее заказчик имел возможность выбирать между проведением повторного конкурса и заключением контракта с единственным поставщиком. Теперь же он утратил подобное право, и такие последствия зависят только от основания признания конкурса несостоявшимся. Так, в случае если не была подана ни одна заявка либо ни один из участников не был допущен к торгам, закупка у единственного поставщика не допускается.

В случае уклонения победителя от заключения контракта заказчик больше не вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить его. Он может потребовать лишь возмещения убытков в части, не покрытой суммой обеспечения заявки(п. 4 ст. 54 Закона № 44-ФЗ) .

Этапы проведения государственных (муниципальных) закупок

Одно из основных отличий Закона № 44-ФЗ от действовавшего ранее Закона № 94-ФЗ заключается в том, что он регулирует всю сферу государственных (муниципальных) закупок в целом, начиная от их планирования и заканчивая исполнением государственного контракта, а также оценкой эффективности процедуры.

Планирование

Требование об обязательном планировании государственных (муниципальных) закупок вступает в силу с 1 января 2015 г. Такое планирование должно будет осуществляться посредством утверждения заказчиком планов закупок и планов-графиков закупок(ст. 16 Закона № 44-ФЗ) .
План закупки утверждается заказчиком на трехлетний период и содержит информацию о целях, объемах, сроках и обоснованиях закупок. В соответствии с ним каждый год формируются планы-графики, содержащие перечень закупок товаров, работ, услуг и являющиеся основанием для их осуществления. Указанные документы являются публичными – законодательство предусматривает обязанность заказчика размещать их в единой информационной системе в сфере закупок, доступ к которой обеспечивается посредством соответствующего сайта в сети Интернет.

Закон № 44-ФЗ расширяет обязанность заказчика обосновывать закупки. Если ранее от него требовалось обосновывать лишь начальную (максимальную) цену контракта, то теперь он должен устанавливать соответствие планируемой закупки целям ее осуществления, предусмотренным ст. 18 Закона № 44-ФЗ.

Новым для системы государственных (муниципальных) закупок является также введение их нормирования. Оно заключается в установлении требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков(ст. 19 Закона № 44-ФЗ) .

Оценка эффективности

Регулирование процесса оценки эффективности государственных (муниципальных) закупок также претерпело существенные изменения. В дополнение к контролю, являвшемуся единственным способом оценки эффективности закупок по Закону № 94-ФЗ, Законом № 44-ФЗ предусматриваются два новых метода: мониторинг и аудит.
Мониторинг в сфере государственных (муниципальных) закупок осуществляется Минэкономразвития России, а аудит – Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований.
Полномочиями по контролю в сфере государственных (муниципальных) закупок наделяются:
_ ФАС России;
_ Рособоронзаказ;
_ Казначейство России;
_ финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований;
_ органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
В соответствии со ст. 102 Закона № 44-ФЗ, помимо уполномоченных государственных органов, контроль за государственными (муниципальными) закупками могут осуществлять также граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц в рамках осуществления общественного контроля.
Изменилась и направленность мероприятий по оценке эффективности государственных (муниципальных) закупок. Мониторинг, аудит и контроль согласно Закону № 44-ФЗ ориентированы на проверку эффективности закупки, осуществленной заказчиком, а не формального соответствия процедуры законодательству, как это было ранее.

Есть отличия!

Кроме рассмотренных выше отличительных черт Закона № 44-ФЗ, можно выделить и другие нововведения. Так, заметно скорректирован порядок обеспечения исполнения государственных (муниципальных) контрактов. Установление обеспечения теперь является обязанностью заказчика независимо от способа определения исполнителя контракта(ст. 96 Закона № 44-ФЗ) . Исключение составляют только отдельные виды контрактов, заключаемых по результатам осуществления закупки у единственного поставщика, в случае с которыми установление обеспечения их исполнения является лишь правом заказчика. В качестве способа обеспечения исполнения контракта могут выступать внесение денежных средств на счет заказчика либо предоставление банковской гарантии. Помимо этого, ст. 37 Закона № 44-ФЗ предусматривает антидемпинговые меры в отношении участников закупки. В случае если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта была снижена участником закупки на 25% и более, то он может быть заключен только после предоставления таким участником повышенного (в 1,5 раза) обеспечения исполнения контракта. Если же начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 млн руб., то он обязан предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность.
Также ст. 31 Закона № 44-ФЗ введен ряд новых требований к участникам закупок, например:
_ правомочность заключать контракт;
_ отсутствие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики.
При проведении конкурсов с ограниченным участием, закрытых конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов предусмотрена возможность Правительства РФ устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Советы по адаптации

1. Проведите обучение сотрудников требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.
2. Обновите внутренние регламенты и процедуры под новые правила.
3. Следите за формирующейся практикой контрольно-надзорных органов и судов по применению Закона № 44-ФЗ.
4. Займите активную общественную позицию, т. к. Закон № 44-ФЗ направлен именно на публичность сферы государственных (муниципальных) закупок и привлечение общественности к регулированию данной сферы.