Обличение - это что такое? Значение и разновидности. Надо ли обличать ближних

– Можем ли мы сказать ближним “живи как хочешь”?

– Господь говорит пророку Иезекиилю (Иез. 3, 18) “Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.”

Таким образом мы видим, что мы не свободны от наших ближних. Мы не можем сказать им: «Живи как хочешь. Я тебя не осуждаю». Какая разница грешнику, если мы простим ему даже те согрешения, которые были совершены по отношению к нам. Это будет иметь значение только для нас. Господь обязательно взыщет даже то, что мы простили. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам” – говорит Господь.

– Получается, что мы обязаны оценивать не только свои поступки, но и наших ближних? Мало того, эту оценку нужно как-то показать?

– Так уж устроил Господь, что любой человек, будь то грешник или праведник, живёт верою. Но для того, чтобы правильно веровать, нужны правильные знания, а не мнения прекраснодушной интуиции. Очень плохо, когда такая серьёзная задача, как вера в Бога, складывается в легкомысленной атмосфере. Я думаю, что только легкомысленность может запутать человека так, что он перестаёт различать свой внутренний мир, и мир, в котором происходят дела человеческие.

Мир человеческих дел неисправим. Все явления в нём непрозрачны и динамичны. Любое дело имеет как минимум две стороны. Если мы попытаемся расставить в нашей жизни все точки над «е», то у нас ничего не получится.

Мир побеждён Христом, но не исправлен. Кто хочет, не увидит ещё смерти, а уже увидит Царствие Небесное. Но всем тоже сказано, что в мире скорбны будете. Если бы мир был исцелён через закон, то мы бы смогли исправить всё то, что здесь не так. Мир спасён через веру, через праведность Божию, а не нашу. Поэтому область наших дел требует особого внимания, и труда.

Реализуем мы грех обычно глупо и вяло, ввиду нашего всеобщего скудоумия, лени и лукавства. Лень работать. Страх брать на себя ответственность, привычка быть непоследовательными. Трусость, легкомысленность. Это на самом деле то, что скрывается за нашим неосуждением. Самого же неосуждения нет и в помине. Почему же так? А потому, что прощение, неосуждение, любовь, относятся исключительно к внутреннему человеку, и уже потом проявляются в его делах.

О притворной благости и всепрощении

– Однако очень сложно судить о поступках другого человека и не скатиться при этом в тенденциозность, не впасть в грех осуждения. Может, есть какие-то обходные пути или альтернативы?

– Обличение ближнего необходимо, как воздух. Потому что «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притч. 9, 5) Господь обязательно отомстит нам за наше желание духовно прелюбодействовать. Потому что наша притворная благость и всепрощение обычно являются просто элементарной торговлей. Кровавым бизнесом, который отравляет нашу жизнь.

Проблема даже не в том, нужно ли обличать, проблема в том, что такое обличать. Когда мы собираемся это сделать, мы должны обязательно вспомнить, что наш внутренний мир находится в ненормальном состоянии. Наши поступки в большинстве своём бывают звериными, потому что современный человек существует на основе разрозненных стереотипов, которые разными путями попали в его голову. Эти стереотипы необходимо переоценивать по-новому, иначе это коллаж, состоящий из разрозненных картинок, которые не в состоянии сложиться в полноценное видение мира.

Есть ещё одна сложность по поводу обличения. И Священное Писание не умолчало о ней: «Поучающий кощунника наживёт себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание. » (Притч. 9, 7). И Спаситель говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7,6)

Христианин должен любить Свет

– Т.е. обличение далеко не всегда полезно обеим сторонам? Или это настолько тонкий процесс, что доступен лишь избранным?

– Милосердный Господь устроил наш мир именно для нас. Чтобы всё могло служить нашей пользе. И если мы согрешаем, на месте нашего греха образуется страсть. Этакий синяк. Или опухоль. В этом проявляется благость Божия. Если бы так не происходило, нам было бы некуда вернуться. А так мы как цепной пёс неотступно сидим на своей «блевотине». Именно поэтому я считаю иногда полезным, когда человек осуждает дела ближнего.

Невоспитанность в этом случае играет полезную роль. Такой человек выглядит глупцом перед ближними, становится в тягость самому себе. Исцеление, или точнее, отрезвление, случается в результате быстрее. Такое греховное поведение может оказаться гораздо продуктивнее, чем благодушная лживая поза «неосуждальщика». Человек набьет себе лоб, или получит подзатыльников от ближних, и таким образом может приобрести полезный опыт.

Такому человеку необходимо вернуться внутрь себя. И сделать хорошо там. Не наколдовать и представить, а сделать. А это легко тогда, когда человек знает одно важное правило: «идти туда, где больно». Боль указывает, где травма. И если намерение действительно исцелиться – всё получится и принесёт радость. Поэтому и обличение ближнего должно служить этой же цели и по той же схеме. Если люди не заключают между собой порочное соглашение молчать о боли, выясняется, что боль гораздо более здоровое переживание, чем глупость, и связанная с этим ложь.

Христианин должен любить Свет. Не надо притворяться, что «он режет глаза». За это глупое кокетство придётся дорого платить. Спасение человека находится слишком близко. Поэтому нам сложно его найти. Мы выдумываем слишком большие меры и вместилища для нашего спасения. Поэтому и сидим одинокие, как хулиган на могиле. Глупые, загадочные и с важным видом. Чтобы обратить внимание на себя. Человек сложное существо…

Ангелика Кауфман, “Нафан обличает Давида”, 1797 г.

“Чтобы человек слушал – нужно его согласие”

– И все-таки, что делать христианину, если он видит, что ближний поступает плохо?

– Так уж устроена наша жизнь, что все мы имеем абсолютно ничем не ограниченную свободу.

Вместо привычного нам «надо» Господь дал всем базовые потребности, из которых мы знаем «хочу», и оно нам служит вместо «надо». Всё это устроено для того, чтобы мы могли проявить намерение нашего сердца, показать Богу и себе, кто мы на самом деле.

Для того, чтобы человек вас слушал, нужно его согласие, а оно, как известно, есть продукт полного непротивления сторон. Как этого достичь, я не знаю. Наверное, действительно, молитесь. Что может быть лучше? Только молиться надо двоим: Господу, потому что только Он может решить нерешаемые вопросы, и самому обидчику, по слову Спасителя: «Если согрешит против тебя брат твой – запрети ему, и если покается – прости ему» (Лк. 17, 3).

– А как правильно поступать с людьми, которые всем указывают на их недостатки, режут правду-матку, делают окружающим больно своими словами?

– Всякое деяние исторически конкретно. Кто указывает, когда указывает, кому? Днём, ночью, в темноте, на свету? Без расспроса этого нельзя установить. Иногда такой человек прав. Это случается, если человек действительно хочет быть всегда прав, и каждое его мнение действительно является плодом его напряженной работы. Тогда уместен конструктивный диалог. И это хорошее явление.

Иногда, как в Апостоле: человек «ничего не делает, а суетится», иногда это бывает, когда человек старается хотя бы в чём-то разобраться, но делает это неорганизованно. И вообще, может быть бесконечное количество вариантов, и каждый отдельный случай требует внимательного рассмотрения. К этому нас обязывает любовь. Поскольку любовь есть сила познающая. Любовь заставляет человека пускать в свою душу любое «ядовитое насекомое» и находит ему правильное место в своей душе. И, таким образом, под видом «малых сих» приемлет Самого Христа. (Не путать «пускает в свою жизнь»). Мир внутренний и мир внешний связаны между собой, но их нужно различать.

свт.
  • прав.
  • архиепископ Иоанн
  • свмч.
  • cвщм. Ириней Лионский
  • архиеп. Иоанн Руставский и Марнеульский
  • свщм.
  • Обличе́ние – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.

    Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.

    Священник Александр Любимов :
    Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…
    Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом… Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере… Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии (). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром (). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным , которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым , которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления ()? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.

    Священник Александр Краснов:
    Осуждение и обличение – два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» () цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя – об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале – один на один, потом при одном – двух свидетелях, а уж не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (. . и т.д.). Следовательно, осуждение – есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример – с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (; ; ). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией – с резанием () после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (). Сами Апостолы обличали. (, , ). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (14 апреля) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. (28 августа, 28 октября) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их, имеющие обличительный характер.

    Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1-2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15-17).

    А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.

    Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.

    Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство - красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод - искреннее раскаяние.

    Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека.

    Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель - спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.

    Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов - имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа - значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.

    Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.

    Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, - но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.

    Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.

    Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья, там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.

    Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития. Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.

    В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь к ближнему.

    Архиепископ Аверкий Таушев: «Из Писания мы знаем, что низший по иерархии архангел Михаил не подчинился высшему по иерархии - Люциферу, распознав противление Истине-Богу. А те, кто послушался из ангелов - стали бесами. Поэтому не само по себе послушание иерархии есть правда, а послушание в согласие с Волей Божьей, в духе Истины».

    Св. первомуч. архидьяк. Стефан открыто при всех, в заседании синедриона, осудил своих сородичей иудеев , назвав их жестоковыйными и людьми с необрезанным сердцем и ушами, и обвинив их в том, что они всегда противятся Духу Святому, что они убивали пророков и, наконец, сделались предателями и убийцами Самого Господа Иисуса Христа , о пришествии Которого предвозвещали эти пророки (Деян. 7:51-52 ).

    Св. ап. Павел , во время своего первого миссионерского путешествия, сурово осудил волхва-лжепророкаВариисуса , или Елиму , пытавшегося отклонить от веры во Христа проконсула Серия Павла, сказав ему: О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! и наказал его слепотою (Деян. 13:6-12 ). Что это? Греховное осуждение? Отсутствие христианской любви у апостолов?

    Тот же св. ап. Павел, когда новообращённые им к вере во Христа Коринфяне донесли ему, что в их среде завёлся отвратительный гнусный грех кровосмешения - что некто, вместо жены, имеет жену отца своего, не сказал им на это:Не судите, да не судимы будете или: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Нет! ничего подобного! Св. Апостол тотчас же осудил этого грешника, и Коринфянам повелел осудить его, вынеся ему строжайший приговор и наказание: предать его сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа (1Кор. 5,1-5 ).

    Мало того! Св. ап. Павел предписал затем Коринфянам вообще не сообщаться с блудниками и не только с блудниками, но и с лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями и со всеми теми, кто, называясь братом (то есть, христианином) остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе…извергните развращённого из среды вас (1Кор. 5:9-13 ).

    Приведенных нами выше мест Св. Писания, кажется, более чем достаточно, чтобы видеть, как надо ПРАВИЛЬНО понимать слова Господа: «Не судите, да не судимы будете», то есть убедиться в том, что эти слова вовсе не исключают всякого рода осуждения ближнего - что есть осуждение не только позволительное, но даже необходимое, предписываемое самим Законом Божиим и СОВЕСТЬЮ, так как истинный христианин не может относиться и к явному злу и греху равнодушно, не замечать его и мириться с ним, под лукавым предлогом, «неосуждения», «христианской любви» и «всепрощения»».

    Лжепроповедники модного мнимого «христианства» для подкрепления своих шатких «позиций» очень любят злоупотреблять известным изречением Господа: Не судите, да не судимы будете… (Мф. 7:1 ) - особо-излюбленным ими изречением, которое, однако, нисколько не мешает им самим судить и жесточайшим образом осуждать всех тех, кто не согласен с их лжеучением, представляющим собою только весьма лукавое ИСКАЖЕНИЕ Евангельского учения - подлог, которым они сбивают с толку и смущают многих.

    Но современные неохристиане, в составе которых теперь числятся и учёные богословы и многие высокие иерархи, с настоящим, подлинным Христовым Евангелием вовсе не желают считаться, а САМОЧИННО фабрикуют себе свое собственное «евангелие».

    Увы! Для многих современных весьма нестойких, нетвёрдых в истинно-христианской вере «христиан» это - большое искушение, соблазн, совершенно сбивающий их с правого пути».

    Иоанн Златоуст:

    «Здесь Спаситель не все вообще грехи повелевает не судить и не всем без исключения запрещает это делать, но тем только, которые, сами будучи исполнены бесчисленных грехов, порицают других за маловажные какие-нибудь проступки. Христос указывает здесь и на иудеев, которые, будучи злыми обвинителями своих ближних, в каких-нибудь маловажных и ничтожных поступках, сами бессовестно творили великие грехи» (см. т. 7, стр. 260).

    Следовательно, запрещается не суждение о поступках ближнего и не осуждение злых его поступков само по себе, а злое чувство в душе по отношению к ближнему, со стороны человека, который сам так же грешит, или даже ещё больше, не думая о своём собственном исправлении.

    Запрещается не объективное «суждение» о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений - из гордости и тщеславия, из зависти или обиды.

    Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего, на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто-идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот - даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы, вследствие этого, в мире.

    Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели (1Тим. 5,20 )

    Феофан Затворник:

    «Речь идет все о пресвитерах. Если по исследовании окажется кто из них действительно согрешившим, обличай его пред всеми, чтоб и прочие страх имели и с большею осторожностию удерживались от грехов . Ибо если пресвитеру не дается пощады, то что достанется другим?

    Амвросиаст пишет:

    «хотя не легко верить должно взводимой на пресвитера вине; но если доказано будет или явно будет, что он поступил нехорошо, то, в таком случае, Апостол повелевает обличать его публично, чтоб и прочие страх имели,-что очень полезно не только для освященного клира, но и для народа. Ибо, когда увидят, что и сановитый муж обличается за грех, поневоле и сами себя будут держать осторожно» .

    То же читаем и у блаженного Феодорит а :

    «не осуждай, говорит, прежде обличений, явно же обличенных в каких-либо беззакониях не удостоивай пощады; но, по уличении, произноси на них приговор в присутствии всех, чтоб из страха наказания избегали греха».

    Святой Златоуст рассуждает при сем о всех вообще погрешающих, так, однако ж, что речь его может быть применяема и частнее к суду над пресвитерами. «Не тотчас отсекай (то есть произноси суд и делай расправу),но все исследуй с великою точностию. Когда же ясно узнаешь, строго взыскивай, чтоб и другие вразумлялись. Ибо как необдуманно осуждать бывает вредно, так и не наказывать явно согрешивших - значит: давать дорогу другим к тому, чтоб и они сие творили и на сие покушались. Обличай, говорит, показывая, что (нужно действовать) не кое-как, но с строгостию, потому что таким образом и другие будут бояться. - Но не больше ли будет соблазна, когда пред всеми станешь обличать? Каким же это образом? Когда узнают грех и не будут видеть наказания, тогда действительно станут соблазняться. Ибо от того, что согрешившие остаются ненаказанными, многие естественно и сами поползаются на грех; как, наоборот, от того, что они бывают наказываемы, многие исправляются. Так действовал и Бог. Он вывел фараона на среду (напоказ всем) и наказал; видим также, что (явно пред всеми) получили наказание и Навуходоносор , и многие другие люди и города. - Следовательно, Апостол хочет, чтоб все имели страх пред епископом, и поставляет его над всеми».

    Афанасий Великий , толкуя отрывок «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их », пишет следующее о епископах-еретиках:

    «Если увидишь, брат, кого-либо, кто имеет облик благопристойный, не на то смотри, одет ли он в овечью шерсть, носит ли имя священника, епископа, диакона или подвижника, но потщись узнать о делах , целомудрен ли он, гостеприимен ли, милостив, любящ, упорен ли в молитвах, терпелив ли. Если чрево ему – бог, гортань – ад, если он падок на деньги и торгашествует благочестием, оставь его – он не мудрый пастырь, но хищный волк.

    Если ты умеешь деревья познавать по плодам – какой они породы, вкуса, качества, – тем паче ты должен распознавать христопродавцев по делам их, так как они, нося личину благоговения, имеют дьявольскую душу. Ты же не собираешь от терния грозды или от репия смоквы, тогда почему полагаешь, что можешь услышать от преступников что-либо доброе или от предателей узнать что-либо полезное?

    Итак, уклоняйся от них, как от волков аравийских, как от терния преслушания, репейников несправедливости и древа лукавого…»

    Из статьи А. Правдолюбова «Глобализм и религия антихриста»,

    «Русский эсфигмен», Санкт-Петербург, 2006