Ретро-музыка. два старинных танго: "бэллочка" и "давай простимся" в исполнении петра лещенко. На виниловых дисках. Пётр Лещенко Пластинка мелодия поет петр лещенко

Музыка Оскара Строка
Слова Петра Лещенко


Помнишь, звуки трели
Слушали и млели.
Не забуду я
Чудную тебя.

Не забыть той ночи,
Звездны твои очи.
Твой изящный стан
Нежно я обнимал.

Бэллочка, пойми же ты меня.
Бэллочка, не мучь меня.
Бэллочка, мне грустно без тебя -
Ведь ты весна моя радостная.

ОСКАР ДАВИДОВИЧ СТРОК 1893-1975) — латвийский, российский и советский композитор. Выдающийся мелодист, прозванный ещё при жизни «королём танго».

Учился в Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано и работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Ему приходилось аккомпанировать на концертах многим звёздам эстрады, в частности, выдающейся певице Надежде Плевицкой.

Основные годы жизни и творчества Строка прошли в Риге, где он долго выступал с регулярными концертами в известном ресторане-дансинг-кабаре «Альгамбра» , где и началось его творческое становление. Позже Строк жил также в Париже, Берлине,Харбине (приезжал в гости к брату Авсею), Алма-Ате, Риге, Москве.

Во время Второй мировой войны, находясь в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, он создал множество патриотических песен (среди которых — «Мы победим», «Фронтовой шофёр»). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко.

После войны лёгкая и танцевальная музыка западного образца оказывается под запретом. Оскара Строка — автора свыше трёхсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира,— в 1948 г. исключают из Союза композиторов Латвии, посчитав его музыку безыдейной. В Советском Союзе новые пластинки с записями его песен и инструментальных композиций начинают выходить лишь в начале 1970-х гг.

Оскар Строк написал такие известные танго, как «Черные глаза», «Скажите, почему", «Лунная рапсодия». Многие его песни исполнял Петр Лещенко. К этому танго слова тоже написаны певцом.

Второе танго на основе румынского танго, обработка самого Петра Лещенко, а также слова написаны им же. Танго называется "Давай простимся"

Слова и музыка Петра Лещенко

Странно, что в жизни все так случилось;
Больно, что так нелепо сломилось.
Наша любовь была понапрасну.
С тех пор украден покой мой,
Устал я, довольно с меня!

Давай простимся, пока не поздно;
Не будем больше друг друга упрекать.
Давай простимся, пока возможно,
Пока измену твою я сумел
Так красиво солгать.

Давай простимся, пока с улыбкой;
Придут ведь слезы, то, знай, твоя вина.
Тебя любил я любовью тихой.
Скорей простимся навсегда.

Мелодия и текст танго воспроизведены с пластинки 1935 года.

ПЁТР КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЕЩЕНКО (1898-1954) — русский и румынский эстрадный певец, исполнитель народных и характерных танцев, ресторатор.

О его биографии написано много статей. Наверняка вы все знаете о ней. Поэтому только некоторые факты напоминаю в этом посте.

В СССР Пётр Лещенко был под негласным запретом. Имя его не упоминалось в советских СМИ. Однако многие помнили его.

Официального разрешения на появление в эфирах голоса Петра Константиновича в конце 80-х годов XX века так и не было, просто запрещать перестали. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи, статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поёт Пётр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов. Впервые легально Пётр Лещенко был назван лучшим.

ЛЕЩЕНКО Петр (2-я пластинка)

Альбом: 1 пласт.
Запись: 1930-е гг.
Тип записи: моно
Оборотов в мин.: 33
Состояние: очень хорошее
Производство: Россия
Фирма: Мелодия

Признайся мне (А. Голд-П. Лещенко);
Ванька, спой (М. Марьяновский);
Черные глаза (О. Строк);
Катя (О. Строк);
Увяли грезы (В. Найкаускас);
Настя-ягодка (М. Марьяновский);
Лошадки (Ямщик) (П. Лещенко);
За гитарный перебор (Ю. Хаит - П. Григорьев);
Два сердца (авторы музыки и слов неизвестны);
Не плачь ты, мой бэби (Е. Роман - П. Лещенко);
Студенточка (авторы музыки и слов неизвестны);
Чубчик (обр. П. Лещенко);
Мусенька родная (О. Строк);
Играй, цыган (авторы музыки и слов неизвестны).

Оркестр. Записи 1930-х гг.

Когда во Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» началась работа над первой пластинкой широко известного в 193 0-х годах за рубежом певца Петра Лещенко, составители рассчитывали на ее успех прежде всего у любителей старой эстрадной песни, у людей пожилого возраста, которым посчастливилось познакомиться с самобытным искусством артиста еще в «патефонном» звучании.
Однако в хит-параде грамзаписей, постоянно проводящемся ТАСС и редакцией газеты «Комсомольская правда», ретро-пластинка «Поет Петр Лещенко» уверенно заняла в июне — июле 1988 года первое место, опередив по своей популярности новые диски многих отечественных и зарубежных вокально-инструментальных групп и ансамблей. Выяснилось, что искренние, легко запоминающиеся, решенные в старых танцевальных ритмах песенки 30-х годов о любви, верности, дружбе, встречах и расставаниях, разлуках и печалях, о теплоте простых человеческих отношений оказались созвучными чувствам и настроениям сегодняшних слушателей. Причем, практически, всех возрастов.
Успеху пластинки способствовало, вне всякого сомнения, и очень личностное, трепетное отношение певца к каждой исполняемой вещи. Лещенко не только пел, но как бы внутренне «проживал» сюжеты тех же «Татьяны», «Марусечки» или «Марфуши», «В цирке» или «Не уходи». Вносил элементы драматизма, иронии, шутки, улыбки. Это редкий дар, им наделены немногие исполнители. И уже окончательно покорял слушателей сочный, красивый по тембру голос (высокий баритон), которым артист превосходно владел.
Словом, возвращение из забвения певца, блиставшего более полувека назад на концертных площадках Западной Европы, пришлось по вкусу всем.
На новой пластинке собраны произведения, напетые Петром Лещенко в середине 30-х годов. Большинство записей сделаны в Риге, в студии местной фирмы грампластинок «Беллаккорд Электро». С этим городом у артиста существовали давние и тесные связи. Уроженкой Риги была его первая жена, танцовщица Зинаида Закит. Здесь родился в 1931 году сын Игорь. Певец почти каждый год приезжал в столицу Латвии, давал концерты, делал грамзаписи.
Но прежде всего Лещенко влекла на берега Даугавы возможность обновления и пополнения репертуара. Ведь тут жили его близкие друзья — Оскар Давыдович Строк и Марк Григорьевич Марьяновский, авторы множества исполнявшихся артистом песенок, танго и фокстротов. Эти одаренные люди (им принадлежали обычно и музыка, и тексты) сочиняли свои произведения «не вообще», а с точным адресом — специально для Петра Константиновича, с учетом его актерского темперамента и исполнительской манеры.
Содружество оказалось плодотворным и счастливым. Такие шлягеры 30-х годов, как «Черные глаза», «Мое последнее танго», «Спи, мое сердце», «Мусенька родная» Оскара Строка, «Татьяна», «Вино любви», «Марфуша», «Дуня» Марка Марьяновского и другие, впервые были исполнены Петром Лещенко. С его «подачи» они звучали в концертах, с граммофонных пластинок.
О. Д. Строк (1892, Даугавпилс — 1975, Рига), воспитанник Петербургской консерватории, начал композиторскую деятельность еще в дореволюционные годы. Сочинял романсы, вальсы, инструментальные пьесы. Большую популярность приобрел в 20 — 30-е годы песенками, написанными в ритмах модного тогда танго. Пресса заслуженно наградила его титулом «короля русского танго». Во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период писал песни для И. Юрьевой, К. Шульженко, Л. Утесова, В. Трошина.
М. Г. Марьяновский (1889, Рига — 1944, концлагерь Бухенвальд) закончил политехникум в Петербурге, затем служил в одной из рижских технических фирм. Музыкой увлекался в часы досуга, хотя никакого специального образования не получил. Прекрасный мелодист, Марьяновский пользовался обычно помощью сына Александра, выпускника рижской музыкальной студии Маевского по классу рояля. Творческое содружество отца и сына, из которых первый сочинял мелодию, а второй писал партию фортепиано, привело к созданию множества песен, получивших широкое распространение.
На обороте конверта пластинки групповая фотография, любезно предоставленная сыном О. Д. Строка, Евгением Оскаровичем, запечатлела Петра Лещенко с оркестром Герберта Шмидта (на снимке второй справа), который сопровождал концертные выступления артиста в Риге. По отзывам современников, этот небольшой коллектив (по существу, ансамбль — пять человек) отличался слаженностью звучания, абсолютным контактом с певцом и особым исполнительским «шиком», характерным для зарубежной эстрады 30-х годов.
Некоторые произведения, представленные на этой пластинке («Студенточка», «Не плачь ты, мой бэби», «Два сердца», «Катя» и другие), записаны в Риге в 1936 — 1938 годах со студийным оркестром фирмы «Беллаккорд Электро» под управлением Сергея Алдьянова (Левинсона). Само понятие «студийный» предопределяло универсальность коллектива, возможность работать с любым исполнителем и, конечно же, высокий профессионализм. Всеми этими качествами в полной мере обладал оркестр Алдьянова, о чем можно судить по сохранившимся грамзаписям не только Петра Лещенко, но и таких известных рижских певцов, как Константин Сокольский, Петр Черкасский, Владимир Неплюев.
Репертуар данной пластинки Лещенко интересен прежде всего тем, что дает возможность судить о разнообразии жанровой палитры артиста. Помимо непременных танго и фокстротов, звучат бытовые романсы и песенки, образцы «цыганщины» 20-х годов и даже «народная песня», как определен на этикетке старой пластинки жанр «Чубчика». Многие аранжировки вполне профессионально выполнены самим Петром Константиновичем. В отдельных записях звучит его гитара, которой он мастерски владел.
В общем, перед нами целый пласт полузабытых мелодий, несомненно, ярких, запоминающихся, но почти не знакомых современным слушателям. Надеемся, они принесут радость всем, кому дорого и интересно искусство старой песенной эстрады, кто смог по достоинству оценить талант Петра Лещенко и очарование его песен.
БОРИС МЕТЛИЦКИЙ

При подготовке второй пластинки П. Лещенко были использованы собрания пластинок В. Д. Абрамова, В. Д. Сафошкина (Москва), Центрального государственного архива звукозаписей СССР, а также фотоматериалы, предоставленные Е. Строком (Рига), Н. Невским (Иваново).
Студия благодарит за оказанную помощь.
Реставратор Е. Дойникова
Редактор К. Тихонравов
Оформление художника П. Шегеряна

Самой популярной песней Лещенко стало танго Марьяновского «Татьяна». В СССР ей досталось как «шедевру пошлости», наверное, больше всех остальных подобных произведений вместе взятых. Что, вероятно, лишь способствовало народной популярности «Татьяны».

Ее знали наизусть, переписывали с магнитофона на магнитофон и слушали, слушали, слушали...

В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поёт Пётр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов.
Впервые легально Пётр Лещенко был назван лучшим.


Виниловая пластинка: «Поет Петр Лещенко » (M60 48297 001)

© «МЕЛОДИЯ», 1988
Всесоюзная студия грамзаписи
Перепись с пластинок 1930-х годов
Ленинградский завод грампластинок

При реставрации записей П. Лещенко были использованы собрание пластинок В. Д. Сафошкина (Москва) и материалы Центрального государственного архива звукозаписей СССР

Трэклист:

A1 Вернулась снова ты
(П. Лещенко)
A2 Марфуша
(М. Марьяновский)
A3 Не уходи
(Е. Скляров, П. Лещенко)
A4 Петрушка
(А. Альбин, П. Лещенко)
A5 Голубые глаза
(О. Строк)
A6 Когда зажгутся фонари
(авторы неизвестны)
A7 Спи, мое бедное сердце
(О. Строк)

B1 Девонька
(авторы неизвестны)
B2 Моя Марусечка
(Г. Вильнов)
B3 Татьяна
(М. Марьяновский)
B4 И льется песня
(В. Кручинин, М. Лахтин)
B5 Мое последнее танго
(О. Строк)
B6 В цирке
(Н. Мирский, Н. Мирский, Колумбов, П. Лещенко)
B7 Старинный вальс
(Н. Листов)

Реставратор Е. Дойникова.
Редактор К. Тихонравов
Художник Б. Столяров
Рецензия к пластинке: Борис Метлицкий

В видеоролике использованы фрагменты:
- Петр Лещенко - "Мое последнее танго", Татьяна Скабард, 1992 г.

Лещенко Пётр Константинович

Родился в селе Исаево Одесской области. Мать родила его вне брака. В графе «отец» запись: «незаконнорождённый».

Мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом, знала много народных песен и хорошо пела, что оказало должное влияние на формирование личности Петра.

Ему повезло, что отчим Алексей Васильевич разглядел в мальчике, которого он полюбил как собственного сына, артистические наклонности и подарил ему свою гитару.

Летом 1914 года началась Первая мировая война. Лещенко под влиянием патриотических настроений попадает в кишиневскую школу прапорщиков.

Октябрьская революция застала прапорщика Лещенко в военном госпитале, куда он попал после тяжелого ранения, полученного в бою. Тем временем политическая ситуация в регионе изменилась. Из недавнего еще союзника новая, уже советская, Россия стала непримиримым врагом Румынии. В сложной обстановке, когда многие международные договоры царской России утратили свою юридическую значимость, Румыния без
лишней дипломатической волокиты, в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою пользу - в январе 1918 года она оккупировала Бессарабию, отторгнув ее от России.

Лещенко в одночасье, против своей воли и желания, стал эмигрантом.

Решающим оказалось знакомство Лещенко на одном из вечеров с Оскаром Строком. Строк, уезжая в Лиепаю, включил его в программу концерта. Но в большом концертном зале голос Лещенко потерялся.

Успех пришел к нему после выступлений в небольшом уютном кафе под названием «А.Т.». В кафе играл маленький оркестр под управлением прекрасного скрипача Герберта Шмидта. Во время одной из пауз в игре оркестра Шмидт подошел к столику, где сидели Строк и Соломир.
Они уговорили его поработать с Лещенко, а Строк взялся помочь с репертуаром.

Начались репетиции, и через две недели состоялось первое выступление певца. Это было в конце 1930 года, который и можно считать началом певческой карьеры Петра Лещенко как сольного исполнителя. Первые две песни, спетые им, прошли с успехом, но когда объявили, что будет исполнено танго Оскара Строка, публика, видя в зале самого автора, стала аплодировать ему. Строк поднялся на сцену и сел к роялю. Это окрылило Петра, и он проникновенно исполнил новое произведение композитора «Мое последнее танго». Зал разразился бурными овациями, танго пришлось бисировать...

Зинаида родила сына, которого по желанию отца назвали Игорем, хотя родственники Закис хотели дать ему латышское имя.

Да, в Риге пробил звездный час Лещенко. Петр стал регулярно выступать в кафе «А.Т.». На фирме «Беллакорд» Лещенко записал шестьдесят одно произведение. Среди них сочинения самых разных авторов, либо музыка, либо то и другое вместе. Но славу ему принесли в основном танго и фокстроты Оскара Строка и Марка Марьяновского.

Строк открыл дорогу Лещенко в мир грамзаписи, сделал его королем пластинок, а певец, в свою очередь, обессмертил прекрасные танго Оскара Строка.

Но самой популярной песней Лещенко стало танго Марьяновского «Татьяна». В СССР ей досталось как «шедевру пошлости», наверное, больше всех остальных подобных произведений вместе взятых. Что, вероятно, лишь способствовало народной популярности «Татьяны». Ее знали наизусть, переписывали с магнитофона на магнитофон и слушали, слушали, слушали...

В 1933 году Геруцкий, Кавура и Лещенко открыли в Бухаресте небольшой ресторан «Наш домик». Капитал вложил представительный на вид Геруцкий, который и встречал гостей. На кухне хозяйничал опытный повар Кавура, а Лещенко с гитарой создавал настроение в зале. В гардеробе посетителей принимали отчим и мать Лещенко.

Дела в «Нашем домике» пошли хорошо: посетители валили валом, столики брались, как говорится, с боя, и появилась необходимость в перемене помещения.

Осенью 1936 года, а может, и раньше, на главной улице Бухареста, Виктории, был открыт новый ресторан, который так и назывался - «Лещенко». Поскольку Петр Константинович пользовался в городе большой популярностью, ресторан посещало изысканное русское и румынское общество.

Диски же Лещенко, расходившиеся фантастическими тиражами, крутили и по радио, и на вечеринках, и в ресторанах. Песни в его исполнении составляли, если так можно сказать, бытовой музыкальный фон в русскоязычных колониях за рубежом».

«Пластинки Петра Лещенко проникали в Советский Союз и в тридцатые годы, но особенно много их появилось на черных рынках и базарах Бессарабии и Прибалтики, включенных в 1940 году в состав СССР. По радио они, как и прежде, не звучали - ведь Лещенко жил в Бухаресте и
считался эмигрантом».

В мае 1942 года Лещенко приехал в Одессу. Его концерт был назначен в Русском драматическом театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра...

День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал был полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь... по-румынски - оказалось, по требованию властей. Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией...»

«В июле 1942 года Петр Константинович неожиданно получил вызов в 13-ю дивизию для работы переводчиком. Ему казалось, что на него как на потенциального военнослужащего давно махнули рукой, ан нет - вспомнили.

Вся его «служба» с октября 1943-го по март 1944 года проходила на воинских пунктах питания в Крыму - не с винтовкой или армейским черпаком, а с неразлучной гитарой, которой он - в приказном порядке, разумеется, баловал холеное офицерье оккупационных войск».

«Лещенко уже за пятьдесят. В соответствии с возрастом меняется его репертуар - певец становится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944-1945 годах, доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».

Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращался в «компетентные органы», писал письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал - может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни.

В марте 1951 года Петр Константинович был арестован. Это произошло на концерте в Брашове. Много лет спустя его жена узнала о том, что Петр Константинович Лещенко умер в лагере 16 июля 1954 года не то от язвы желудка, не то от отравления...»

Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

Официального разрешения на появление в эфирах СССР голоса Петра Константиновича в конце 80-х годов XX века так и не было, просто запрещать перестали. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи, статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поёт Пётр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов. Впервые легально Пётр Лещенко был назван лучшим.

«Сенсация стала назревать, когда из многих городов страны от наших корреспондентов стала приходить информация об огромном интересе любителей музыки к пластинке Петра Лещенко, известного шансонье 1930-х годов. Мало кто мог предположить, что занявший в мае 73-е место диск уже в июне стремительно двинется вверх, к вершине популярности, и в итоге выйдет на первое место во всесоюзном хит-параде…

Вот так выглядит первая десятка таблицы популярности среди дисков-гигантов (в скобках указано положение в прошлом месяце):

1. (73) П. Лещенко.
2. (8) Группа "Алиса", диск "Энергия".
3. (5) Группа "Рейнбоу".
4. (15) Группа "Браво".
5. (-) Архив популярной музыки. Выпуск 4 ("Роллинг Стоунс").
6. (13) Группа "Аквариум", диск "Равноденствие".
7. (-) Юрий Лоза.
8. (-) Оскар Питерсон.
9. (2) Ленинградский рок-клуб.
10. (9) Поёт Лайма Вайкуле».

«В послевоенные годы в Москве на волне популярности Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма по выпуску и распространению пластинок "под Лещенко". Костяк фирмы составили так называемый "Джаз табачников" (там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его солист Николай Марков, голос которого был почти идентичен голосу знаменитого певца. За короткое время было записано сорок произведений из репертуара Лещенко, в том числе и не имевшие к нему отношения "Журавли". Пластинки распространялись в основном на Украине, в Молдавии… Один музыкант из "Джаза табачников" говорил по этому поводу так: "Туда везём чемодан пластинок, обратно — чемодан денег…"

Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка — поди догадайся».

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.

ЛЗГ, 22.12.88

Отрадно, что получает наконец справедливую оценку творческое наследие популярного в 20-х - 30-х годах эстрадного певца, выходца из России Петра Лещенко. Один из первооткрывателей жанра лирических песенок, решенных обычно в ритмах тогдашних модных танцевальных мелодий, он гастролировал во многих странах, а также напел на русском языке десятки граммофонных пластинок, выпускавшихся огромными тиражами. Они принесли ему широчайшую известность. И, что особенно примечательно, познакомили миллионы зарубежных слушателей с русскими романсами и некоторыми из лучших советских массовых песен.
Успех Лещенко еще более возрос в послевоенные годы, когда возвращавшиеся из Европы советские солдаты привозили грампластинки полюбившегося артиста.
Но вот парадокс: песенки хорошо знаем, а о самом исполнителе – почти ничего.
Петр Константинович Лещенко родился на Украине 3 июня 1898 года в довольно бедной семье. Отца потерял в раннем возрасте. Украинцы – народ музыкальный, певучий. Любили песни и в семье Лещенко. Звонкоголосого Петю, когда подрос, определили в церковный хор. Он довольно быстро научился читать ноты с листа точно вести мелодию. Одаренность его натуры сказалась впоследствии в серьезном увлечении народными танцами, в техничной игре на гитаре. Когда у юноши «прорезался» от природы поставленный голос – сочный, широкого диапазона баритон, окружающие стали настойчиво советовать ему попробовать силы на профессиональной эстраде. И вот в 1915 году в одном из небольших кишиневских ресторанов состоялся его дебют. Семнадцатилетний Петр Лещенко показал свое искусство и в стремительной кавказской лезгинке, и в русских, украинских ицыганских песнях. Произвел хорошее впечатление. Так началась его карьера танцора и певца. В танцах зрителей привлекал яркий темперамент артиста. В песнях - красивый голос и своеобразная, открытая, доверительная исполнительская манера.
В 1918 году боярская Румыния оккупировала Бессарабию, входившую в состав России. Молодой артист оказался за рубежом, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.
Зрительское признание не вскружило голову Лещенко. Он остро ощущал недостаток профессиональной подготовки. В 1923 году поступил в балетную школу в Париже - ему хотелось значительно увереннее чувствовать себя в танце.
В Париже Лещенко познакомился с очаровательной девятнадцатилетней танцовщицей Зинаидой Закит, латышкой, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Спустя два года они поженились. Подготовили несколько песенно-танцевальных номеров. Закит, прекрасная классическая балерина, танцевала и сольные номера. Успех был настолько велик, что молодоженам предложили турне по странам Ближнего Востока.
В середине 30-х годов на эстрадные подмостки вместе с братом и его женой вышли младшие сестры Лещенко - Валя и Катя, одаренные танцовщицы. Возник оригинальный семейный музыкально-хореографический ансамбль «Трио Лещенко», причем сестры исполняли русские танцы.
Начало второй мировой войны застало Петра Лещенко на гастролях в Париже. С огромными трудностями ему удалось уехать в Бухарест, где он содержал большой ресторан «Петр Лещенко», расположенный на главной улице города. Известная румынская певица Алла Баянова рассказывает: «Оформление модного ресторана было прекрасным. На столиках абажуры разного цвета. На стене - огромная несущаяся русская тройка, нарисованная талантливым художником Виктором Малишевским. Оркестром руководил музыкант и композитор Жорж Ипсиланти. Среди солистов выделялись скрипач Николай Черешня, баянист Сафоня Соколов. Петр Константинович пел, играл на гитаре. Выступал небольшой цыганский хор, три солистки. Одной из них была я. Ресторан пользовался огромной популярностью».
В 1944 году Румыния была освобождена из-под ига фашизма. После прихода советских войск Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах. Исполнял сочиненные им патриотические песенки о русских девушках - «Наташа», «Надя-Надечка», пел «Темную ночь» композитора Никиты Богословского, популярные русские песни. С ним выступала его вторая жена, певица и аккомпаниатор Вера Белоусова-Лещенко.
Умер Петр Лещенко в 1954 году в Румынии.
Начиная с 1928 года Лещенко стал записываться на граммофонные пластинки в Германии, Англии, Латвии на фирмах "Parlophon", "Columbia", "Bellaccord", позже "Electrecord" (Румыния). Его легко узнаваемый голос, оригинальные песенки, зачастую сочиненные им самим, под которые так приятно было отдыхать или танцевать, звучали на всех континентах. Причем никого из зарубежных слушателей не смущало, что артист пел на незнакомом им русском языке. Главное было в том. как пел. А пел с душой, искренне, то улыбаясь, то грустя.
Граммофонные пластинки (всего было сделано около 180 записей) сохранили живой и выразительный голос Петра Лещенко, запечатлели его своеобразную певческую манеру и, до известной степени, его актерское мастерство. Конечно, не все в творчестве артиста равноценно. Образцы благородной любовной лирики соседствуют порою с фривольными песенками, рассчитанным на невзыскательный вкус,- буржуазная среда требовала от него вполне определенного репертуара.
Грамзаписи Петра Лещенко привлекают уже не одно поколение слушателей. И это убедительно свидетельствует о том, что в лучших своих песнях он достигал подлинного искусства.
БОРИС МЕТЛИЦКИЙ

В 30-е годы прошлого века широкой популярностью у ценителей русских песен и цыганских романсов пользовался зарубежный певец Пётр Лещенко. Он не выступал на эстрадных сценах, не участвовал в советских радиопередачах, хотя его песни часто звучали на радио Румынии, Болгарии, Югославии. С исполнительским талантом Лещенко советские любители знакомились по граммофонным пластинкам, записанным им на западных фирмах звукозаписи. Эти пластинки привозились в Советский Союз контрабандным путём и продавались на «чёрном рынке».
Многие десятилетия имя Петра Лещенко было окружено ореолом загадочности. О нём ходили самые невероятные слухи. Его называли эмигрантом, белогвардейцем и даже предателем Родины. Понятно, что даже прослушивание его записей могло грозить серьёзными неприятностями.

Как получилось, что Пётр Лещенко оказался за границей России?
В 1918 году боярская Румыния оккупировала входившую в состав России Бессарабию, в которой проживала семья Лещенко. Одарённый молодой артист оказался за рубежом, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. К этому времени двадцатилетний Пётр Лещенко серьёзно занимался народными танцами, освоил техничную игру на гитаре, прекрасно владел от природы поставленным голосом - сочным баритоном широкого диапазона.
В выступлениях артиста зрителей привлекало темпераментное воплощение стремительных танцев и колоритное исполнение русских, украинских и цыганских песен.

Ощущая недостаток профессиональной подготовки, Лещенко в 1923 году поступил в балетную школу в Париже, чтобы увереннее чувствовать себя в танце.
В Париже Лещенко познакомился с девятнадцатилетней латышкой Зинаидой Закит, приехавшей с гастролями хореографического ансамбля из Риги. Спустя два года они поженились. Подготовив несколько совместных эстрадных номеров, супруги с огромным успехом выступали в ресторанах и ночных клубах, а затем отправились в турне по странам Европы, Азии и Африки.

В середине 30-х годов Лещенко создал замечательный семейный музыкально-хореографический ансамбль, в состав которого, кроме него и жены, вошли его сёстры - одарённые танцовщицы Валентина и Екатерина.

В 1930-е годы Лещенко подписал контракт с румынским филиалом звукозаписывающей фирмы «Columbia», с которой записал около восьмидесяти песен. Несколько раз он бывал в Риге, где на фирме «Bellaccord» записал на пластинки более шестидесяти своих песен и романсов. Записывался Лещенко также на фирмах «Parlophone», «Electrecord».
В его репертуаре были народные, цыганские и старинные песни, а также песни собственного сочинения «Не уходи», «Андрюша», «Сеньорита», «Давай простимся», «Друзья» и другие. Особым успехом пользовались записанные им эстрадные песни в ритме танго и фокстрота, которые специально для певца писали такие композиторы, как «король танго» Оскар Давыдович Строк («Моё последнее танго», «Голубые глаза», «Спи, моё бедное сердце», «Синяя рапсодия», «Не покидай», «Чёрные глаза» и другие), Марк Григорьевич Марьяновский («Марфуша», «Татьяна», «Барселона», «Настя-ягодка», «Миранда», «Рюмка водки» и другие). Позднее появились записи песен Исаака Осиповича Дунаевского из кинофильмов «Весёлые ребята», «Цирк» и «Дети капитана Гранта» («Сердце», «Капитан», «Спой нам, ветер» и другие) .
Пластинки Петра Лещенко издавались огромными тиражами во многих странах, проникали они и в нашу страну.
Его без труда узнаваемый голос, своеобразные песенки, зачастую написанные им самим, под которые было приятно отдыхать или танцевать, звучали на всех континентах. Причём никого из зарубежных почитателей не смущало, что артист пел на незнакомом им русском языке.
Граммофонные пластинки (всего было сделано около 180 записей) сохранили живой и выразительный голос Петра Лещенко, его своеобразную певческую манеру и, в известной степени, его актёрское мастерство.

Накануне второй мировой войны Лещенко находился на пике творческого успеха. Начало военных действий застало его на гастролях в Париже. С большим трудом ему удалось вернуться в Бухарест, где он был владельцем большого ресторана «Пётр Лещенко». Ресторан был оформлен в русском стиле. Здесь выступал оркестр, состоявший из талантливых музыкантов. Пётр Константинович играл на гитаре и пел. Имелся небольшой цыганский хор, три солистки, в их числе известная румынская певица Алла Баянова.
В этот период возник дуэт Петра Лещенко и молодой пианистки и певицы Веры Белоусовой, ставшей впоследствии его второй женой.

После освобождения Румынии советскими войсками от фашистской оккупации, Лещенко ежедневно давал бесплатные концерты в госпиталях, гарнизонах, офицерских клубах советских войск в Румынии. Однажды на его выступлении присутствовали маршалы Г.К.Жуков и И.С.Конев.

Но путь в Советский Союз был для Петра Константиновича закрыт. В годы сталинского культа личности его творчество не только замалчивалось, но и было под запретом, как и тысячи его грампластинок, после победы над фашизмом ввезённых демобилизованными воинами в нашу страну в качестве трофея.

В 1951 году на концерте в г.Брашеве артист был арестован румынскими органами госбезопасности. Жизнь Петра Константиновича Лещенко оборвалась в тюремной больнице в июле 1954 года.
В 1952 году советский военный трибунал осудил Веру Георгиевну Белоусову-Лещенко. В июне 1954 года Верховный суд СССР не усмотрел в её действиях измены Родине и, по амнистии 1953 года, Вера Георгиевна была освобождена и полностью реабилитирована. До выхода на пенсию она работала артисткой Москонцерта.

Сложным и тернистым был путь признания Лещенко в нашей стране. Слава Петра Константиновича Лещенко пережила его самого. Ни гонения, ни запреты на его пластинки в прошлом не умалили ценности его творчества.
Впервые творчеству певца были посвящены несколько передач Всесоюзного радио в 1988 году в связи с 90-летием со дня рождения Петра Константиновича. Одновременно в газетах появились первые публикации о нём, а фирмой «Мелодия» была выпущена первая долгоиграющая пластинка.
Всего с 1988 года по 1991 годы вышла серия из шести долгоиграющих дисков «Поёт Пётр Лещенко» (фото в начале статьи), на которые перезаписаны 84 песни из собрания пластинок 1930-х годов коллекционеров Москвы и Центрального государственного архива звукозаписей СССР.
По непонятным причинам тираж каждого из выпущенных альбомов, судя по сведениям на конвертах, колебался в широких пределах от 3400 (выпуск 2) до 23000 экземпляров (выпуск 3). Поэтому полную коллекцию из шести пластинок серии «Поёт Пётр Лещенко» удалось собрать немногим. Тем не менее, в коллекции автора имеются все шесть дисков, изготовленных разными тиражами на заводах грампластинок в Апрелевке, Ленинграде и в Ташкенте.
А, может быть, у кого-то есть и последующие за шестым диски?…

Александр Соханский,
июнь 2016 г.

По материалам статей к серии пластинок «Поёт Пётр Лещенко»