Принятие христианства в европе годы. Что мы узнали

В целом религиозная миссия среди молодежи может характеризоваться одним коротким словом – провал

Христианство в Европе умирает – вот к какому выводу пришел профессор теологии и социологии религии Университета Св. Марии Стивен Балливан (Stephen Bullivant), который также возглавляет Центр религии и общества Бенедикта XVI. Этот неутешительный вывод он сделал на основании масштабного социологического исследования, проведенного среди людей 16-29 лет, – категории "молодых взрослых" (youngadults). Исследования проводились преимущественно в европейских странах, но также в фокус попали Россия и Израиль. "Уровень религиозности" определяли как прямым вопросом о вероисповедании, так и уточнением деталей практики – регулярность посещения богослужений и молитвы.

В целом уровень неверия среди молодых европейцев оказался обескураживающе высоким – в среднем больше половины молодых европейцев называют себя неверующими. Лидером оказалась Чехия, где 91% опрошенных признали себя атеистами, а 70% никогда не посещали богослужений. Предсказуемо "лидером по религиозности" стала Польша, где не верят в Бога только 17% юношества, а богослужения регулярно посещает 39% опрошенных.

Вызывает особый интерес и растерянность то, что почти невозможно установить какие-либо закономерности. Высок соблазн сказать, что протестантизм умирает быстрее, чем католицизм, например. В исследовании есть за что зацепиться: в "топ-атеисты" вошли в первую очередь страны, укорененные в том или ином типе протестантизма, – Чехия, Эстония, Голландия, Бельгия, Британия, Скандинавские страны, а в "топ-верующие" - католические Польша, Литва, Ирландия, Австрия, Словения. Но в то же время в нижней части списка (меньше 50% неверующих) – Швейцария и Германия (возможно, конечно, за счет католических земель), а в верхней - преимущественно католическая Франция и весьма католическая Испания.

Нет надежды сориентироваться и по границе бывшего социалистического лагеря: на разных полюсах исследования постсоциалистические Чехия и Польша, Эстония и Литва, Венгрия и Словения. Зато в бывшем соцлагере можно найти зависимость по оси католицизм/протестантизм. Россия разместилась в самой середке рейтинга со своими 49% неверующих. Что, впрочем, для "православной страны" сомнительный результат. Особенно если углубляться в подробности – из верующих только 4% посещают богослужения и только 14% практикуют молитву.

Какими бы ни были причины, в целом религиозная миссия среди молодежи Европы может характеризоваться одним коротким словом – провал. Только две страны – Польша и Литва – могут похвастаться относительно пристойными показателями (17 и 25% атеистов соответственно). Еще в шести странах количество атеистов-юниоров не достигает 50%. В 12 же странах – преимущественно Старой Европы – атеистов среди молодежи больше и значительно больше половины.

На этом фоне совершенно невероятно выглядит Израиль, также охваченный исследованием. Здесь атеистов - 1%. Что кажется невероятным даже на фоне религиозно озабоченной Польши. 78% опрошенных - предсказуемо иудеи. Можно было бы списать на то, что для израильтян иудаизм – часть идеологической доктрины. И указать на то, что при таком высоком уровне религиозности 32% никогда не посещали богослужений, а 35% даже не молятся. Но феномен израильской религиозности не так прост и требует более пристального взгляда, чем я могу позволить себе в этом тексте.

Опять-таки Израиль не позволяет сердцу успокоиться и шаблонной отговоркой о том, что чем выше социальные стандарты, уровень развития экономики, науки, образования и т. п. – тем ниже уровень религиозности. Израиль, конечно, скорее исключение, чем правило, и не только в религиозном вопросе. Но и в Европе не получается провести четкую зависимость. "Экономическое чудо" Польши не снизило религиозного накала поляков. Чехия, находящаяся примерно в той же экономической лиге, напротив, демонстрирует полнейшее религиозное равнодушие.

Все это, впрочем, подсчет блох. Вопрос о том, кто скорее вымирает – протестантизм или католицизм (или даже православие?), христианство в "старой" или "молодой" Европе, в "сильных" или в "слабых" экономиках – не более чем уточнение симптомов при неутешительном диагнозе. Во всяком случае профессор Балливан категоричен: христианство в Европе умирает. Все остальное – только подробности.

Но может быть, все не так просто и не так уж фатально? И умирает не христианство, а обязаловка. Еще пару поколений назад просто не принято было говорить вслух о том, что ты атеист. Зато социально одобренным было ходить по воскресеньям в церковь. Христианство умирает в той церковной форме, в какой оно существовало до сих пор. Как единственная социально одобренная мировоззренческая доктрина, составлявшая необходимую часть самоидентификации европейца. И можно было бы сказать, что ситуация не столько катится в тартарары, сколько проясняется. В смысле, становится честнее. Людей, которые вполне сознательно принимали христианские доктрины, а не просто подчинялись традициям и общественному давлению – всегда было меньшинство.

То, что христиане оказываются в меньшинстве в Европе, еще не "смерть". Революции совершает меньшинство, а не большинство. Было бы желание.

Проблема в том, что желания нет. В церкви нет желания даже попытаться рассмотреть проблему под разными углами. Удобнее говорить о либерализме и секуляризации как о корне всех зол. Но ведь именно благодаря секуляризации в церкви смогли узнать, сколько у них настоящих, а не "записных" верных. Пока церковность была "в тренде", это было невозможно. По-своему удобно для церкви, но очень скверно для миссии.

Говоря, что Европа отказалась от церкви, мы могли бы заодно сказать, что церковь отвернулась от Европы. Европа для церкви играет роль преимущественно материальной базы, оставаясь основным источником средств, в то время как миссия церкви направлена вовне – на страны третьего мира. Где она имеет успех и нужна, и не надо изобретать велосипед – методы известны и отработаны еще в эпоху освоения Америки. А вот новая евангелизация Европы – проект, о котором много говорят, но никак не воплотят на практике, во всяком случае в таких формах, в каких европейская молодежь сможет понять и принять, а церковь – сможет себе позволить. "Миссионерить" развивающиеся страны по-своему удобнее и проще, чем придумать, как спасти христианство в Европе.

Вместо этого церкви – и католическая, и православная – находят какое-то специфическое успокоение в мысли о том, что "Европа погрязла". Что продуктивный диалог и даже сама церковная миссия в условиях западного либерализма бессмысленны. Что светские круги требуют от церкви невозможного – пересмотра доктрин и т. п. Но так ли оно на самом деле? Не отговорка ли это? Или что-то не так с пониманием "либерального" в доктринах?

Иногда создается впечатление, что что-то случилось не столько с религиозностью и верой, сколько с церковью. Может, имеет место не столько неверие, сколько недоверие к церковным институтам – с их принципиальной иерархичностью, закрытостью, средневековыми антуражами и мачизмом, возведенным в принцип? Для современной молодежи, выросшей в сетевой культуре, это довольно странно. И чуждо. И дело, как вы понимаете, вовсе не в либерализме. Линия непонимания проходит по другим граням. Просто церкви удобнее сводить разговор к однополым бракам.

С другой, светской, стороны все тоже непросто. Религиозные убеждения – как и любые убеждения в принципе – довольно тяжелая ноша. А молодые люди предпочитают жить налегке, избегая всего того, что может стать поводом для конфликта или просто неудобства. И, возможно, это правильно. В конце концов, всему свое время. Никто не рождается верующим.

Распространение христианства в Центральной Европе.

В конце VII-VIII вв. христианство распространяется в Центральной Европе. Важнейшую роль в этом сыграли англосаксонские миссионеры св. Виллибред и св. Бонифаций. При этом важно отметить, что агло-саксы стремились поддерживать самые тесные отношения с Римом и, безусловно, были проводниками римского влияния в Европе. Так в самом начале своей миссионерской деятельности, которая протекала среди германского племени фризов, Виллибред отправился за санкцией в Рим, а после первых своих миссионерских успехов был рукоположен в Риме во епископа папой св. Сергием I в 695 г. Подобным же образом действовал и св. Бонифаций. План его деятельности был составлен совместно с папой Григорием II. Деятельности св. Бонифация среди фризов оказалась весьма успешной. В итоге в 731 г. Григорий II поставил Бонифация архиепископом над Баварией, Алеманией, Гессеном и Тюрингией, где он основал много монастырей. Главным центром христианства в Германии становится Фульда, основанная в 744 г. учеником св. Бонифация на участке, подаренном ему королем франков. В 753 г. римский папа ставит этот монастырь в прямую зависимость от Рима. Такая практика была введена впервые. В этом монастыре часто любил бывать св. Бонифаций. В нем он и был похоронен. Таким образом, христианство в Германии утверждалось при огромном влиянии Рима. Св. Бонифаций явился и основателем нескольких женских монастырей. Монастыри эти возглавлялись благочестивыми и энергичными настоятельницами и также являлись важнейшими центрами христианства в регионе. Особенно прославилась одна из настоятельниц – Лиоба, отличавшаяся умом и красотой, по свидетельству современников, «замечательная своим благоразумием, правой верой, терпимостью в надеждах, щедростью милостыни».

Св. Бонифаций сумел поспособствовать и реформированию христианской церкви в государстве франков.

Как известно, до прихода франков христианство было уже сильно распространено в Галлии. Сами франки были язычники, а начало их обращения в христианство было положено при короле Хлодвиге. В 493 г. Хлодвиг женится на Клотильде, племяннице короля бургундов, который был арианином. Однако сама Клотильда под влиянием галлов, которые по-прежнему проживали на территории франкского государства, стала православной. Она захотела обратить в христианство и Хлодвига. Благодаря ее настойчивости ей это удалось. Перелом в отношении Хлодвига к христианству наступил после победу над алеманами. Перед битвой Хлодвиг обещал «Богу Клотильды» креститься, если Тот поможет ему. В 498 г. он принимает крещение в Реймсе от рук св. Ремигия, который по преданию сказал Хлодвигу знаменитые слова: Сожги то, чему поклонялся, поклонись тому, что сжигал». Вместе с Хлодвигом приняла крещение его дружина (3000 воинов) и сестра.

Став православным христианином, Хлодвиг ведет успешные войны с арианскими королями Гундобальтдом бургундским и Аларихом II вестготским, победы над которыми способствовали утверждению православия в Центральной Европе.

Обращение Хлодвига в христианство привело по сути к возникновению национальной франкской церкви лишь номинально подчиненной Риму. Центрами христианства в королевстве стали Арль и Лион, епископ которого во 2-й половине VII в. именовал себя «патриархом». Впрочем, следует отметить, что церковная организация в тот период не имела четкого устройства. Прежняя, еще гало-римская иерархия соседствовала с новой, учрежденной по воле христианских франкских королей. Однако церковному единству способствовали часто проводившиеся соборы. На этих соборах избирались епископы. Для избрания епископа была необходима воля народа и клира, а также согласие епископа митрополии. Для избрания митрополита (позднее архиепископа) необходимо было согласие всех епископов митрополии. Однако, уже достаточно скоро важнейшим фактором при избрании на епископскую кафедру стала воля короля.

Для того чтобы стать епископом, не обязательно нужно было быть франком. Желательно, чтобы епископ был из богатой и знатной семьи. Это обеспечивало его преданность королю. Это было очень важно, ведь епископ, как правило, являлся самым главным человеком в городе, в руках которого была большая власть. Люди верили в то, что епископ является главным посредником между ними и Богом, поэтому очень его уважали и боялись.

Образованностью в тот момент франкские епископы не отличались. Однако указанный период времени дал франкской церкви целый сонм подвижников среди епископов. Епископ был очень близок клиру и народу. Отношения были почти семейными.

Престиж духовенства также был весьма высок. Если мирянин встречал священника, он должен был склонить голову.

Важную роль в церковной жизни королевства, так же, как в Англии и Германии, играли монастыри. Монастыри существовали в Гал­лии еще до франкского завоевания. Как и на Востоке, эти монашеские об­щины зависели от местных епископов. Новая практика началась после появления ирландцев. В 592 г. св. Колумбан и его двенадцать спутников ос­новали монастыри в Люксейле и Фонтэне, действуя в полной независимос­ти от епископов и местного канонического порядка. Вначале Брунгильда по­кровительствовала Колумбану, но вскоре ему было велено покинуть страну. Аскетическая строгость ирландского монашества была впоследствии разум­но смягчена после введения устава св. Бенедикта Нурсийского. В этой но­вой форме монастырь, сохранивший традицию независимости от местного епископского надзора, стал видным центром монашеского и миссионерско­го возрождения. Такой режим монашеской независимости облегчался сис­темой «частных церквей», которая позволяла основателям и ктиторам кон­тролировать хозяйственную и финансовую жизнь церковных учреждений.

После смерти Хлодвига в 511 г. королевство было разделено между его четырьмя сыновьями, затем на краткое время объединено под одним из них, Хлотаром I (558-561 гг.), и после его смерти вновь разделено между несколькими представителями династии Меровингов. Второе объединение (после 613 г.), произошедшее при правлении Хлотара II (584-629 гг.) и Дагоберта (629-639 гг.), называется золотым веком Меровингов. Именно тогда Париж стал центром политической и церковной жизни королевства.

Королей франкской династии Меровингов нельзя назвать слишком популярными. Единственным меровингским королем, вошедшим в историю с почет­ным прозвищем «Добрый», был Дагоберт I (629-639). Его ближайшим со­ветником и другом был Элигий, епископ Нойонский. Король путешествовал по стране, помогая бедным и защищая их от алчной аристократии. Он по­ощрял развитие искусств и много строил. В частности, он заново выстроил монашеский центр, существовавший вокруг гробницы св. Дени, традици­онно считавшегося первым епископом Парижским, которого впоследствии каролингские богословы отождествят со св. Дионисием Ареопагитом. Вме­сте с тем Дагоберт оставался сыном своего времени, и его личная жизнь была весьма беспорядочной. Он женился четыре раза и содержал целый гарем наложниц.



Помимо королей важную роль в политической и церковной жизни франского королевства играли женщины. Среди них были как подлинные святые, так и личности крайне отрицательные. Св. Радегунда, жена Хлотара I, основала монастырь Честного Креста возле Пуатье и стала его первой на­стоятельницей. Ее полной противоположностью были Фредегунда, которая начинала как любовница короля Хидельберта II, затем стала его женой, за­тем развелась с ним, а затем вновь вышла за него замуж. Она известна тем, что по ее приказу был убит во время совершения Литургии св. Претекстат, епископ Руанский. А знаменитая королева Брунгильда была казнена Лотаром II за убийства 10 королей (ее привязали к хвосту дикой ло­шади). Известно также, что она казнила св. Дезидерия, епископа Вьенского, лишь за то, что он дерзнул перечить ей.

В конце правления династии Меровингов св. Бонифаций проводит реформу церковной организации франкского королевства, которая к тому времени пришла в упадок. Дело в том, что знаменитый мажордом королевства Карл Мартелл раздавал епархии и монастыри своим воинам, которые вели отнюдь не благочестивый образ жизни. Церковное право не исполнялось, епископы и клир избирались вопреки нормам права, епископские кафедры по долгу оставались вакантными, Соборы собирались редко.

Св. Бонифаций собирает несколько соборов с целью упорядочить церковную жизнь. Самым главным из них стал общефранкский собор 745 г. На нем он восстановил церковную иерархию, установил целибат для духовенства и обязал епископов ежегодно объезжать свои епархии.

В Германии св. Бонифаций учредил новые епархии. Сам возглавил епископство Магонца (Майнца). Однако ненадолго. В 752 г., посвятив себе в преемники своего ученика, он уже восьмидесятилетним старцем отправился миссионерствовать в земли фризов на берега Северного моря. Там в 754 г. он принял мученическую кончину.

В то время как Франкская церковь не слишком часто поддерживала контакты с папством. Напротив, дипломатические связи меровингской династии с Ви­зантией были весьма интенсивными. Император Маврикий просил помо­щи Хидельберта II против ломбардов. В Галлии даже чеканили монету с изо­бражением императора; это показывает, что франки воспринимали себя как часть имперского мира. Послы короля Дагоберта посетили Константи­нополь, чтобы заключить соглашение с императором Ираклием. Хотя этот союз не слишком преуспел в военных действиях против ломбардов, благо­даря ему весьма укрепились культурные и религиозные связи между Ви­зантией и франками. Галликанская литургия носит следы византийского влияния. Император Юстин II подарил частицу Честного Креста Радегунде для ее монастыря.

Ситуация изменилась при новой династии франкских королей. К середине VIII в. лангобарды практически покончили с господством Византии в Италии. В этих условиях папам необходим был новый могущественный защитник. Такими защитниками для пап стали франкские короли.

В конце VII - начале VIII вв. началось разложение династии Меровингов. Так называемые «короли-бездельники» делегировали полномочия своим мажордомам, управлявшим страной. Один из них, Карл Мартелл, разбил наступавших арабов в знаменитой битве при Пуатье в 732 г., чем остановил их продвижение в Европу.

Последний грек на папском престоле, Захария, благословляет Пипина Короткого свергнуть последнего представителя династии Меровингов.

Первоначально Захарии удалось наладить неплохие отношения с лангобардами. Так в 742 г. король Лиутпранд передал папе несколько городов, захваченных им у византийцев. Однако этим не ограничились дипломатические и миссионерские успехи Захарии. Под его влиянием в 749 г. преемник Лиутпранда Ратхис вместе с женой и дочерью приняли монашество. Однако подчинить лангобардов влиянию Рима не удалось. Брат Ратхиса Фистульф выступает против Рима, поэтому папе был необходим союз с франками.

Посланцы Пипина приехали к Захарии в 751 г. Это были епископ Вюрцбургский и аббат Сен-Дени. Они задали папе вопрос: «Что лучше – чтобы один имел королевский сан, а другой нес все бремя власти или же, чтобы тот, кто несет бремя власти, имел бы и сан короля?» Папа ответил, что было бы лучше, чтобы королем назывался тот, кому принадлежит власть. В ноябре того же года Пипин созвал собрание вельмож и народа и получил согласие на государственный переворот. Произошел он бескровно. Последний король династии Меровингов Хильдерик III был пострижен в монахи, а св. Бонифаций коронует его сына Пипина Короткого. Так при поддержке папской власти началась династия Каролингов.

В тот момент византийцы практически теряют контроль над Италией. В том же 751 г. лангобарды захватывают оплот византийцев в Италии - Равенский экзархат и угрожают Риму.

Папам понадобился новый покровитель. Это побуждает папу Стефана II предпринять долгое путешествие в Галлию. Тогда происходит знаменитая встреча в Понтионе. Пипин Короткий бросился перед папой на землю, потом, как конюший взял лошадь папы под уздцы, сопровождая гостя. В церкви сам папа становится перед Пипином на колени и стоит до тех пор, пока тот не соглашается оказать ему помощь против лангобардов. А в аббатстве Сен-Дени Стефан II помазывает на царство самого Пипина, королеву и сыновей, одновременно возведя их в сан патрициев.

Итак король дает свое согласие на помощь Риму против лангобардов и, в 754 и 756 гг., и действительно предпримет 2 успешных похода против них. У этой встречи было два важных последствия. Франкское государство взяло на себя имперскую функцию по защите итальянских христиан, что будет иметь серьезные последствия. Кроме того, с помощью франков рождается папское государство. Территории вокруг Равенны и Рима, а также соединяющий их коридор дарственным актом Пипина были переданы «апостолу (Петру) и его представителю папе, а также всем его преемникам в вечную собственность». С этого момента папы перестают датировать официальные документы годом правления византийских императоров и начинают чеканить свою монету.

Для обоснования своей светской власти римской курией был создан фальшивый документ, т.н. "Константинов дар", согласно которому Константин Великий даровал папе Сильвестру в благодарность за исцеление от проказы главенство над 4 восточными патриархатами, а также императорские регалии, т.е. власть над Западной империей. То, что это подделка впервые доказывают Николая Кузанский и Лоренцо Валла (XV в.).


1. Из всех народов Европы, Россия приняла христианство (988 г.) в самых благоприятных условиях. К тому времени, церковные споры, несогласицы и становление Церкви кончились. Семь Вселенских Соборов (I-VII, 321-787 гг.) окончательно определили и утвердили все учение Православия. Уже существовала установившиеся Православная церковная культура, были монастыри и монахи, было много писаний святых отцов и т.д. и т.п. Кроме того, русские получили письменность на своем языке, и богатую византийскую культуру. Греческое духовенство безкорыстно учило и опекало Русскую Церковь, пока она не получила свою самостоятельность и своего русского патриарха Иова (1589 г.).
2. В Европе происходило все по-другому. У других европейских народов небыло такого драматического события как «Крещение Руси». Их крещение происходило в меньших масштабах, и в более скудных условиях. На пол тысячелетия раньше, после падения и раскола Римской Империи (476 г.), когда европейские народы еще не появились (оформились), когда происходили набеги диких варваров которые все перед собой уничтожали, когда другие народы бежали от них и создавалось переселение народов, в это неустойчивое время, отдельные монахи-миссионеры, вдали от всех, часто почти в одиночестве, постепенно, среди диких язычников, совершали подвиг христианской проповеди и крещения.
3. После падения Римской империи на ее месте образовались небольшие государства и племена на разных степенях развития. Многие из них проявляли агрессию против своих соседей, другие были мирные. С востока появлялись дикие племена варваров, которые все на своем пути сметали и уничтожали. От них бежали мирные племена, что привело к переселению народов. Все это приводило в смятение весь европейский континент. Принятие христианства часто было номинальное.
4. Казалось бы, что настал конец западно-европейской цивилизации, и что ее исторический цикл кончился. Но, благодаря христианской проповеди, произошло постепенное, медленное возрождение Европы на христианских началах. Подвигом отдельных героев, монахов-миссионеров, европейские народы и государства постепенно принимали христианство. Смятения, агрессия, вОйны и переселения тормозились, народы успокаивались и наступал мир. Зарождалась новая христианская Европа и Западная цивилизация. Так-как это происходило до 1054 г., то тогда в Христовой Церкви еще не было разделения между западной и восточной частями Церкви, т.е. не было Римо-католической и Православной Церквей.
5. Когда общество было в хаосе, монастыри стали единственными точками (центрами) мира и спокойствия. Там занимались сохранением культуры и оказыванием помощи нуждающимся и больным. Таким образом, на Западе, зародились многие школы, больницы и т.п.
6. Миссионерская работа еще усложнялась проповедью еретиков арианов. Эта вредная ересь распространилась, даже в Риме. Позже их проповедь пришлось исправлять.
7. Бог представлялся миссионерами как грозный судья, который требовал известного поведения, для того чтобы заслужить жизнь после смерти. Принятие христианства европейскими народами часто было неполное и новопросвещенные иногда возвращались обратно в язычество. Проповедь, богослужение и Священное писание часто были на латинском, для них непонятном языке. Иногда язычники прогоняли или даже убивали миссионеров. Бывало, что принимали крещение под угрозой смерти. Во всяком случае, новая вера оказалась миной замедленного действия, так как у многих оставалось чувство антагонизма. Эта мина постепенно срабатывала. Сперва появилась Реформация, потом безбожие, атеизм, секуляризм, а в наше время все нарастающая христофобия.
8. По сравнению с русским Православием, западное христианство содержит много языческого.

Крещение Европы, как таковое не состоялась. Проходила постепенная христианизация языческих народов. Это происходило в течение почти целого тысячелетия. Первым безусловно был Рим в 313 г., а последняя была Швеция, в 829 г. Робинсон в своей книге описывает как нынешние государства и народы приняли христианство. Во-первых, во многих случаях они еще не оформились и на их месте были другие народы или племена.

Когда пала Римская империя в разное время, к разным народам приходили монахи миссионеры и в первую очередь крестили главу государства, а уже после и весь народ. Крещение происходило на латинском языке, который во многих случаях был не понятен. Поэтому воцерковление (катехизация) было на низком уровне и очень часто, спустя некоторое время, «новопросвещенные» возвращались снова в язычество. Россия (Русь) во время крещения была однородной и, по сравнению с Европой, была небольшой. Европу населяло много народов, которые еще не оформились в государства. Кроме того, происходили постоянные набеги варваров, которые иногда все перед собой уничтожали, а иногда оседлали и растворялись (сливались) среди местных жителей.

Христианизация происходила медленно. Обыкновенно она осуществлялась монахами, которые ходили к разным народам и крестили по возможности правителей народов, и только потом за ними следовали все остальные. Такие миссионерские походы были опасными. Часто язычники встречали их враждебно, нередко все кончалось смертью миссионеров.

Нужно помнить, что вся Европа была в постоянном изменении. Кроме того, частое появление варваров меняло многое.

Другим методом распространения являлся пример монастырей. Возводились монастыри, жизнь монахов служила ярким примером язычникам, и они постепенно крестились. Нужно сказать, что в большинстве случаев христианизация происходила медленно потому что новые христиане часто ничего не знали о своей новой вере. Из-за этого не редкими были случаи перехода обратно в язычество. Во многих местах язычники приносили жертвы, иногда человеческие. Зачастую это выводило миссионеров из терпения, и они применяли силу. Иногда они ставили выбор: крещение или смерть. Конечно в таких случаях нельзя было ожидать полноценную христианскую веру.

Миссионеры обращали главным образом свое внимание на глав, а другие потом следовали за ним. Таким образом мало кто понимал суть христианства. Латинский язык, который был изначально единственным применяемым в Римской Церкви, в священном писании и богослужении также тормозил понимание. Применение силы создало антагонизм (resentment). В результате образовалась неполноценная христианская вера, полная языческих предрассудков и наследия. Обыкновенное явление были: гордыня, ксенофобия, расизм, человеконенавистничество, злоба, корыстолюбие, любостяжание, любоначалие и т.д. Отсюда и пошла русофобия и правофобия (православнофобия).

Религиозное разделение в Европе в 1555 году. В 1520 году Западная Европа была полностью католической. (Кликните на карту, чтобы её увеличить)

Религиозное разделение в Европе в 1600 году

Думаю, никому не надо напоминать где и когда появилось христианство. Нужна была религия для развития человечества, - несомненно. Это было и учение о мире, настолько правдивым насколько люди могли в то время обьяснить происхождение и существование мира. Это была философия, - это была сильнейшая воспитательная сила, которую правители использовали для поддержания и жизнеобеспечения обществ. С развитием наук, прогресса менялось и христианство.

"Православная" Византия

Византия как одно из самых могущественных государств начала средних веков сумела сохранить ортодоксальное христианство, - православие. Но все ли мы знаем чем сопровождалось это самое "сохранение". Негибкость и закостенелость этого самого учения вызвали то что страны в которых изначально появилось христианство сами перебежали в ислам. - Сирия, Палестина, Египет. В 11-13 веках благодаря окрепшей католической части христианства на некоторое время удалось вернуть некоторые из этих территорий, но не надолго. Ислам в то время был ещё силён. А православие, - наоборот, - теряло одни позиции за другими. Были закрыты многие местные учебные заведения, основным из которых была знаменитая Платоновская школа в Афинах. Единственным высшим учебным заведением оставался Константинопольский университет для детей знати, - ещё бы, эти "студенты" не были хорошо одеты! (Помните по фильму архимандрита Тихона "Гибель империи - Византийский урок") Но даже это не помешало религиозным властям несколько раз закрывать университет, и даже один раз сжигать его вместе с преподавателями. Не думаю что всё это помогало росту прогресса самой империи. Об этом почему-то никак не хотели упоминать создатели этого фильма. Короче даже из самого фильма можно спокойно понять что империя загнивала, не было никакого роста производительности труда. Держалась, пока через неё проходили торговые пути из Китая и пока Чингиз-хан не установил более северные пути. И в свою очередь Золотая Орда кончилась как государство, когда был открыт путь в Индию и Китай вокруг Африки. Охранять стало нечего и Орда распалась.

Во время своего заката, особенно, во время отделения католической части христианства, Византия судорожно обращала в свою веру соседей, и ей удалось привлечь на свою сторону более северные славянские народы, которые по сути и сохранили ту же "динамику" развития общества

Католический Рим

В 11 веке от ортодоксального христианства отделяется западная часть - католичество, не пожелавшее быть под финансовым и идеологическим началом восточников. Пропитанное Римским правом (все священники изучали с детства латынь и использовали для этого тексты римского права, - из лекций тов. Кураева), - католическое общество создавало более жизнеспособные на тот период общества. В этих странах начинают появляться мелкие производства, банковское дело, товары из Европы начинают появляться в самой Византии. В Западной Европе как грибы начинают расти университеты (боюсь что никто не вспомнит ни одного университета в православных странах, кроме вышеупомянутого Константинопольского).

Таким образом мы видим идёт развитие западного общества но уже под католическим влиянием. У них начинается "Эпоха возрождения".
"Эпоха возрождения" приводит к новому потоку богатств в центр католичества - Рим. Происходит постепенное разложение католической знати. Жажда наживы приводит к новым поборам и налогам. В принципе строятся великие католические храмы. Но местных правителей это не устраивает. Начинающееся развитие капитализма требует увеличения оборотных средств, а не передачи их в папскую казну и для строительства богатых храмов. Появляются великие реформаторы, - Кальвин, Цвингли, Лютер. Местные короли, князья понимают что эти учения помогут не только отвлечь народ от католической церкви, не платить ей положенную десятину, сохранить деньги и средства внутри страны, - но также и воспитать у людей более правильное видение мира, - заставить людей верить в себя, - верить, что бог живёт не на иконе, - а в себе, - в каждом есть частица бога. Народ, воспитанный в протестанской вере, - проявляет тягу к зарабатыванию денег, люди работают не только чтобы удовлетворить насущные жизненные требования, но и сохранить на потом, чтобы вложить в какое либо дело. Это происходит на всех уровнях. Люди стремятся заработать деньги, а чтобы умножать деньги, - нужно развиваться. Здоровая конкуренция подстёгивает прогресс.

Варфоломеевская ночь во Франции

Децентрализация церкви в протестанских странах заставляет католиков осуществить контрреформацию - инквизицию. Пылают костры в Испании, Италии, - режут гугенотов во Франции. Не сразу, но французские протестанты в конце концов покидают страну. Большая их группа обосновалась в Швейцарии, - их капиталы легли в основу Швейцарских банков. Таким образом Французские правители сами убрали "золотых куриц", которые им несли "золотые яйца", с этого момента страна начала сдавать свои позиции Англии, - закончилось это, все мы прекрасно знаем, - Великой Французской революцией. Франция не в силах конкурировать с Англией, ведя гонку вооружений и захват новых колоний, - страна обескровлена, - налоги одни из самых высоких в Европе, - но средств явно не хватает, - итог Революция. (Ничем не напоминает ситуацию с Россией во время Первой мировой войны?)

"Оранжевая революция" в Англии.

Англия с трудом принимает протестанство, - Генрих VIII, Мария, Елизавета, Карл I - Кромвель, Карл II, Яков, - власть постоянно переходила то к католикам то к протестантам. Но с каждым новым правителем - протестантом, количество подданных её величества - протестантов неуклонно растёт. Особенно это становится необратимым процессом при Елизавете. Но и после неё власть переходит к Стюартам, - католикам. Потом казнь Карла I, Кромвелль, - он по сути жестко восстановил власть парламента, но из-за его жестокости народ захотел реставрации, - сына казнённого Карла I, - Карла II. Потом Яков, - очередное восстановление католичества, которого уже точно никто не хочет. Аристократическая верхушка призывает на помощь протестантов - дочь короля Якова, и её мужа Вильгельма III Оранского из Голландии. Без особого сопротивления он занял Лондон, вернул власть парламенту, ограничил свою, королевскую и издал указ, что отныне королем Англии может быть только протестант. Чуствуется? один из самых ключевых моментов западной цивилизации. Протестанты в Ирландии так и называли себя "оранжистами" Orange - оранжевый.
Конечно там было много таких ключевых моментов, - та же победа маленькой Голландии против владычества Испании. Победа Англии против Могучей Испанской Армады. Каким образом этим маленьким странам удалось одержать победы над самой могущественной армией Европы? И климат в Испании более тёплый, и золото лилось рекой в страну из Америки. Но стране нехватало ни средств, ни умных руководителей, ни военначальников. Коррупция - вот что победило Испанию. Так почему же коррупция в протестанских странах оказалась меньше чем в католических? а в католических, - меньше чем в православных? Я не берусь искать догматические принципы, которые составили разницу этих религий и оказали основное воздействие на развитие этих обществ. Просто хочу чтобы те кто читает эти строки, - попытались сами задать себе эти вопросы и попробовать переложить их на нашу страну, чтобы понять что же всё-таки происходит.

Попозже попробую продолжить этот разговор.